Экономическое поведение человека: основные мотивы и ограничения

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 25.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Виды математических моделей

Разработка средств коллективной защиты для снижения уровней профессиональных рисков в гальваническом цехе

Финансы. Финансовая система. Сущность финансовой системы и ее причины

Международная торговля и валютный механизм

 

Введение:

Люди несчастные существа, обремененные нуждами. Помимо прочего, нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и удобства. Фактически, у людей есть как биологически, так и социально определенные потребности. Мы стремимся покупать еду, одежду, жилье, различные товары и услуги, которые ассоциируются у нас с высоким уровнем жизни. Мы также наделены определенными способностями и окружены множеством материальных благ, природных и произведенных.

Поэтому вполне естественно использовать имеющиеся природные и материальные ресурсы, трудовые и управленческие навыки, инструменты и машины, землю и недра для производства товаров и услуг, удовлетворяющих наши материальные потребности. 

Принципы проблемы

Однако два факта, охватывающих, по сути, всю проблему экономии, не позволяют добиться идеального решения. Первый факт заключается в следующем: материальные потребности общества, то есть материальные потребности его индивидов и институтов, буквально безграничны и ненасытны. Второй факт: экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки. 

Итак, в своей совокупности материальные потребности в практическом смысле ненасытны или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах не могут быть полностью удовлетворены. Здесь я должен сказать, что в этом случае логическая ошибка в конструкции вполне уместна. Наши потребности в конкретном продукте или услуге могут быть удовлетворены; допустим, вы можете получить достаточно зубной пасты или пива за короткий период времени. Конечно, одна операция по поводу аппендицита исчерпывает потребность человека в ней. А вот товары в целом совсем другое дело. Мы их не получаем и, вероятно, не можем насытиться. Этот вывод можно подтвердить простым экспериментом. Предположим, нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которых у нас нет в настоящее время. Потратьте некоторое время на составление списка неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма впечатляющим. Но со временем потребности множатся, и мы вынуждены пополнять список новыми. Быстрое появление новых продуктов подогревает наши аппетиты, а широко распространенная реклама убеждает нас в том, что нам нужно бесчисленное количество предметов, которые мы бы не подумали покупать без этой рекламы. Еще недавно у нас не было желания покупать персональные компьютеры, светлое пиво, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи. 

Теперь рассмотрим второй фундаментальный факт: экономические ресурсы ограничены или скудны? Это относится ко всем природным, человеческим и искусственным ресурсам, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает в себя широкий спектр объектов: фабричные и сельскохозяйственные постройки, всевозможное оборудование, инструменты, станки, используемые при производстве промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции; различные виды транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, наконец, что не менее важно, земля и все виды полезных ископаемых. Наш «космический корабль Земля» содержит лишь ограниченное количество ресурсов, которые можно использовать в производстве товаров и услуг.

Пахотная земля, полезные ископаемые, основное оборудование и рабочая сила, их наличие ограничено до определенного предела. Из-за нехватки производственных ресурсов и ограничений, которые их нехватка ставит перед производственной деятельностью, объем производства обязательно ограничен. Общество не способно производить и потреблять весь объем товаров и услуг, которые оно хотело бы получить. 

Итак, неоспоримым фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется возможным. Этот неоспоримый факт лежит в основе нашего определения экономики. Экономика это общественная наука, изучающая проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества. Что именно имеют в виду экономисты в понятии «эффективность»? Рентабельность охватывает вопрос «затрат на выпуск». В частности, он характеризует взаимосвязь между количеством единиц редких ресурсов, которые используются в процессе производства, и конечным количеством требуемого продукта. Больше продукта при заданном объеме ввода означает большую эффективность. Меньший объем продукта при заданной стоимости указывает на снижение эффективности. 

Базовое изложение проблемы

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе хозяйственной жизни использовать единое понятие личности, действующей в определенной системе исторических координат, то есть выстраивать модель человека. Эта модель включает в себя основные параметры, характеризующие индивидов, и прежде всего мотивы экономической деятельности, ее цели, а также характеристики физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемые им для достижения своих целей. Важно отметить, что все гуманитарные науки, то есть науки, связанные с изучением человека, общества пытаются понять человека с точки зрения своего предмета, и поэтому его внешний вид, созданный каждой из этих наук, не может не страдать. от некой односторонности. 

Экономическая теория выделяет в человеке в основном то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей в различных экономических системах с ограниченными ресурсами и бесконечностью человеческих потребностей.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить три.

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассицизмом. На первый план в моделях, разработанных в рамках этого направления, становится корыстный материальный, прежде всего денежный интерес, который является основным мотивационным стимулом для деятельности «экономического человека». 

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму и исторической школе. Человеческие модели, разработанные в этой области, кажутся более сложными. В частности, мотивационные стимулы включают не только стремление к материальной, денежной выгоде, но и определенные элементы психологического характера, милосердия, цели, связанные с традициями, соображения престижа, использование свободного времени и т. д. модель достижения поставленных целей из-за недостаточной информированности субъектов хозяйствования, несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипного поведения в зависимости от привычек, религиозных взглядов и т. д. 

Третье направление представлено принципиально новой моделью субъектов социально-экономического процесса, отражающей современные реалии. Для него характерно изменение мотивации деятельности в сторону повышения значимости определенных компонентов, обеспечивающих реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Эта модель социально индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических принципах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными сообществами. Эта модель сейчас находится в зачаточном состоянии. 

Первое направление моделирования представляет наибольший интерес для изучения рационального экономического поведения человека. Он основан на модели «homo economicus», наиболее известной из всех. Создан еще в 18 веке. основанный на работе Адама Смита «Исследования природы и причин богатства народов», он сохранился до наших дней. Собственно, Смит никогда не формулировал концепцию «homo economicus», но изобретатели этой модели опирались именно на его работы. Известная формулировка о «невидимой руке», возможно, является наиболее часто цитируемым отрывком из «Богатства народов». 

Ход мысли Смита можно представить следующим образом. Главный мотив хозяйственной деятельности человека корыстный интерес. Но человек может преследовать свои интересы, только оказывая услуги другим людям, предлагая взамен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг другу и в то же время вносят вклад в развитие общества, хотя каждый из них эгоист и заботится только о своих интересах. Естественное желание людей улучшить свое финансовое положение является таким мощным стимулом, что, если ему будет позволено действовать беспрепятственно, он сам по себе может привести общество к процветанию. Более того, этот стимул даже способен «преодолеть сотни досадных препятствий, которые безумие человеческих законов так часто препятствует его деятельности». 

Каждый человек стремится использовать свой капитал так, чтобы его продукт имел наибольшую ценность. Обычно он не думает об общественном благе и не осознает, сколько он ему вносит. Он имеет в виду только свои интересы, но «в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука к цели, которая вовсе не входила в его намерения. Преследуя свои интересы, он часто более эффективно служит интересов общества, чем когда оно сознательно стремится к этому. 

«Невидимая рука» это стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют против воли людей и часто против их воли. Условия, в которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие корыстных интересов и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным порядком. Для Смита и последующих поколений политэкономов это понятие имеет как бы двоякое значение. С одной стороны, это принцип laissez faire, с другой теоретическая конструкция, «модель» для изучения экономической реальности. Но «очевидная и простая система естественной свободы», которая должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, при ближайшем рассмотрении оказывается идентична концепции конкуренции; «Невидимая рука» не что иное, как механизм автоматического равновесия конкурентного рынка. 

Приведем пример. Всем приходилось идти в супермаркет и стоять в очереди у кассы. В такой ситуации и вы, и другие клиенты хотите, чтобы их очередь прибыла как можно скорее. Помня об этом, зададимся вопросом: как согласовывать действия покупателей? Как избежать ситуации, когда некоторые очереди будут очень длинными, а некоторым кассирам придется ждать клиентов? 

Один из способов назначить всех клиентов в определенные очереди. Магазин может использовать стандартное правило: клиенты, имена которых начинаются с буквы между A и D, входят в очередь 1, клиенты «EI» входят в очередь 2 и так далее. Или вместо этого магазин может нанять специального клерка, чтобы распределять клиентов по разным очередям. Оба этих примера показывают, как работает принцип иерархии. Но в супермаркетах так не работает. Они позволяют покупателям принимать самостоятельные решения о том, в какую очередь вставать, кроме того, покупатели используют информацию, полученную из собственных наблюдений. Когда вы подходите к очереди к кассе в магазине самообслуживания, вы сначала ищете самые короткие очереди. Затем вы продолжаете рассуждения, основываясь на том факте, что у некоторых клиентов есть полные тележки, а другие покупают один или два продукта. Наконец, вы принимаете решение и стоите в очереди, которая, по вашему мнению, будет двигаться быстрее всего. Если вы ошиблись и другие очереди продвигаются быстрее, чем вы ожидали, вы можете перейти к другой кассе. Такой подход к решению проблемы дает нам пример стихийного порядка. Это спонтанно, поскольку покупатели принимают самостоятельные решения, исходя из своего ближайшего окружения; это именно тот порядок, в том смысле, что в результате все очереди примерно одинаковы. Очереди выровнялись, хотя ни у одного клиента нет цели выровнять очереди. Всем просто очень хотелось поскорее выбраться из магазина. 

Экономическое поведение человека: основные мотивы и ограничения

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает использование постулата рационального экономического поведения человека. В его основе стремление личности получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченного использования возможностей и ресурсов. Удовлетворяя свои субъективные интересы, люди повсюду сталкиваются с необходимостью выбора альтернативных способов использования ограниченных экономических выгод. Естественно, чтобы реализовать свое рациональное поведение, люди должны иметь свободу выбора. По мере развития человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенным устранением классовых, кастовых, политических, идеологических, правовых и иных ограничений этой свободы. 

Идея рационального экономического поведения людей в системе рыночной экономики очень важна. Ведь делать определенные прогнозы относительно определенных последствий, например, экономической политики государства, можно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально. 

«Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а предпочитали прихоти, шансы и бесполезные действия, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу  ее предсказательная сила выше в тех областях социальной жизни, где решения принимаются более осознанно» .

В то же время принято различать полную рациональность экономического поведения, которая выступает скорее как теоретическое предположение, и ограниченную рациональность. В первом случае предполагается, что человек использует всю доступную информацию наилучшим образом и достигает наибольшего разрыва между достигнутыми результатами и понесенными затратами (максимальные выгоды при минимальных затратах). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии экономических решений использовать полноту имеющейся информации из-за трудностей ее сбора и анализа. В этом случае решения принимаются частично на основе опыта, интуиции и т. д., и чистая прибыль (то есть разница между общими выгодами и общими затратами) в этом случае меньше. 

Связь теории с практикой

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Мы принимаем большинство решений не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем мало значения, и поэтому мало думаем, делая выбор. И, наконец, есть проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные мысли. Как правило, эти проблемы носят исключительно разовый характер и включают рассмотрение ряда альтернатив. В таких задачах либо объект выбора, либо обстановка, в которой делается выбор, являются новыми. Такие проблемы решения называются проблемами однозначного выбора. 

Есть много уникальных проблем выбора.

Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях, характерных для управленческой деятельности (выбор плана капитальных вложений, выбор плана производства продукции, выбор долгосрочного плана развития предприятия и др.) Всегда интересовали многих специалистов и исследователи.

Список таких проблем довольно обширен, но все они имеют следующие особенности: 

  • уникальность, неповторимость ситуации выбора;
  • характер альтернатив, которые считаются трудными для оценки;
  • неуверенность в последствиях принятых решений;
  • наличие набора разнородных факторов, которые следует учитывать.

Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях существовали всегда, но по ряду причин в последние десятилетия их важность значительно возросла. Во-первых, резко возросла динамичность среды и сократился период времени, когда принятые ранее решения остаются верными. Во-вторых, развитие науки и технологий привело к появлению большого количества альтернативных вариантов. В-третьих, возросла сложность каждого из вариантов решения задач уникального выбора. В результате всего этого резко возросли трудности рационального решения задач однозначного выбора. Эти проблемы стали намного сложнее, и люди, руководители организаций, встречаются с ними все чаще и чаще. 

Как обычно решаются такие проблемы? В ситуациях принятия уникальных решений всегда есть недостаток информации, который можно покрыть только верой в одну из возможных гипотез. Опытные лидеры обычно используют все полезные советы, но действуют по-своему, исходя из своей модели будущих событий, своей оценки конкретных людей. Проблемы принятия уникальных решений всегда требовали творчества, проницательности, иными словами, рациональный выбор в уникальных ситуациях это по своей сути особое искусство. 

Однако теперь мы можем применить теорию рационального экономического поведения к неэкономическим ситуациям.

Возникновение консультационной деятельности закономерный результат экономического развития. Объективная необходимость использования консультантов и аналитиков в аппарате управления постоянно растет. Наряду с другими факторами, эта потребность связана с быстрыми изменениями в мире вокруг нас. Ранее используемые процедуры планирования и управления становятся неэффективными. Отсутствие рациональной, целенаправленной политики ведет к экономическим потерям, к снижению темпов научно-технического прогресса. 

Заключение

Есть две причины, препятствующие использованию более эффективных методов и процедур принятия решений. Первый из них связан с традиционными предрассудками сотрудников административного аппарата, привязанностью к привычным формам подготовки решений. Второй несовершенство стиля и методов работы консультантов, недостаточный учет человеческого фактора. Сам путь к тому или иному официальному выступлению долог и тернист. Он проходит через множество препятствий и препятствий, неизбежных в реальных жизненных ситуациях. Жизнь требует, чтобы консультант по принятию решений сочетал в себе множество качеств: искусство ситуационного анализа, глубокие профессиональные знания, техники и методы принятия решений, умение давать рекомендации, профессиональные навыки работы с людьми. 

Для многих консультантов-специалистов по методам принятия решений данное направление работы привлекательно именно новым сочетанием психологических, социологических, математических, экономических задач. В ближайшие десятилетия многие так называемые поведенческие науки обязательно сделают шаг вперед. Тогда можно будет построить гораздо более эффективные методы принятия решений.

Но теперь необходимо рассматривать процесс принятия решения как процедуру, основными участниками которой являются руководитель и эксперты. Именно человеческие аспекты имеют основополагающее значение в процессе принятия решений. Именно на этих аспектах должны быть основаны критерии проверки практической ценности методов принятия решений.