Экономический рост Китая и его влияние на мировую экономику

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Инновации в технологии менеджмента

Организационно-информационное обеспечение анализа депозитных ресурсов банка

Экономико-географическая характеристика Крыма

Экономика России в условиях глобализации

 

Введение:

Человечество вступает в третье тысячелетие своего развития. ХХ век вошел в историю как век колоссальных перемен и огромных социальных экспериментов в жизни народов и стран. На рубеже веков рыночные принципы экономического развития стали все больше и больше утверждаться в мировой экономике. 

Заявленная универсальность рыночных принципов на практике дает одной стране или одной группе стран значительные конкурентные преимущества, тогда как другие страны часто оказываются в нише, расположенной на периферии мировой рыночной экономики. Основная причина такой ситуации в том, что система мировой рыночной экономики представляет собой сложное иерархическое образование. 

В современной глобальной экономике сильное положение любой страны или группы стран на товарных рынках или отдельных рынках готовой продукции, включая машиностроение, металлообработку или аэрокосмические технологии, не контролирует автоматически мировые финансовые рынки, а именно эти рынки в последние годы сформировали инвестиционный климат в большинстве стран, в конечном итоге предопределив конкурентоспособность различных стран в производстве полуфабрикатов и большинства видов готовой продукции. В таких условиях необходимо еще раз внимательно проанализировать структуру экономического потенциала страны и возможности его рыночной реализации. Давайте посмотрим на примере Китайской Народной Республики. 

Общие характеристики китайской экономической модели

Китайская Народная Республика (КНР) одна из крупнейших стран мира. На его территории 7,2% суши в мире проживает более 21% населения мира. Его экономика создает 4% ВВП, рассчитанного по текущим обменным курсам, и более 12% ВВП. По последнему показателю Китай уступает только США. США обладают большими минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Он занимает лидирующие позиции по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель. 

С момента основания КНР ее положение в мировой экономике резко изменилось. Китай, который поставил перед собой цель достичь в первой половине XXI века. высокий уровень развития и стать одной из ведущих держав мира. 

Экономическое развитие КНР в 1980–1990-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Объем ВВП увеличился более чем в 5,5 раза, производство на душу населения более чем в 4,4 раза (в 90-е годы более чем в два раза). Среднегодовые темпы роста превышали 9%, что было выше показателей трех предыдущих десятилетий (1952-1978 гг. 6,1%, цены 1952 г.). 

Высокие темпы роста обеспечены значительным увеличением нормы накопления. Он увеличился с 35% до почти 40%. Прирост инвестиций был обеспечен увеличением внутренних сбережений, а также притоком иностранного капитала, что составило 13% от объема инвестиций. В результате в стране произошел огромный рост и обновление производственных мощностей. В середине 90-х годов средний срок эксплуатации 90% промышленного оборудования не превышал 15 лет, а 26% оборудования соответствовали требованиям международных стандартов. 

Важной особенностью современного этапа развития экономики Китая является возрастающая роль достижений науки и техники. До 2000 года в стране проводился «новый курс на развитие науки и технологий». По некоторым показателям научно-технического потенциала КНР достигла уровня развитых стран. Однако общие затраты на НИОКР (0,7% ВВП) намного ниже, чем в западных странах. 

Росту инвестиций и затрат на НИОКР способствовало снижение доли военных расходов. Если в 1985 г. он составлял 4,9%, то в 1999 г. 1,3% ВВП. 

Экономический рост происходил при постоянном дефиците государственного бюджета, который в конце 1990-х годов составлял 0,8–1,8% ВВП. Денежная масса росла высокими темпами. В результате денежной эмиссии объем наличных денег в обращении в 1980-х и 1990-х годах увеличивался ежегодно на 23%, превысив рост ВВП в 2,4 раза. 

Дефицит бюджета и денежная экспансия не привели к серьезной инфляции. Инфляционное давление было очевидным в конце 1980-х середине 1990-х годов. В 80-е годы средний годовой уровень инфляции составлял 7,2%, в 90-е годы 7,5%. Это в 2,5 раза ниже, чем уровень всех развивающихся стран за последнее десятилетие, но выше, чем в Азии. 

Высокие темпы роста были достигнуты, прежде всего, в обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности было машиностроение. Однако в целом ассортимент машиностроительной продукции все еще ограничен по сравнению с промышленно развитыми странами и не достигает мирового уровня (всего 10% машиностроительной продукции соответствует мировым стандартам). 

Быстро развивалось электротехническое и транспортное машиностроение, значительно увеличился выпуск электроники. Рост производства в электронной промышленности обеспечили бытовые приборы: телевизоры, видеомагнитофоны, микроволновые печи. 

Значительно увеличилось производство основных химических продуктов, таких как соляная кислота, кальцинированная сода и каустическая сода, химических удобрений и пестицидов. Перестраивается структура химической промышленности: растет производство продуктов органической химии. 

Произошедшие изменения приблизили структуру промышленного производства к уровню ведущих индустриальных стран, который был у них несколько десятилетий назад. Это текстильная промышленность (9% обрабатывающей промышленности по добавленной стоимости), черная металлургия (10,6%), промышленная химия (10%), керамика, фарфор (7,7%), а на все отрасли машиностроения приходится 24 отрасли. 

Значительные темпы роста сельскохозяйственного производства (5,9% и 4,4% в 1980-х и 1990-х годах). В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, а животноводство занимает относительно скромное место около 1/3 продукции. Производство зерна достигло 500 миллионов тонн, или 0,4 тонны на человека. Качественные изменения в структуре производства считаются важной частью улучшения этого направления. 

Характеристика периодов экономического развития КНР

В экономическом развитии КНР выделяют несколько периодов, характеризующихся разными способами воспроизводства, которые, в свою очередь, подразделяются на подпериоды.

Первый период (50–70-е годы) характеризовался политикой индустриализации, основанной на централизованном планировании.

Второй период (80-90-е годы) развитие индустриализации на основе рыночных отношений и трансформации методов регулирования производственной деятельности государства.

Первый период разделен на два подпериода 50-е и 60-е 70-е годы. В 50-е годы индустриализация осуществлялась на основе государственной собственности и централизованного распределения производственных фондов. Были национализированы предприятия иностранного капитала и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В то время возникли новые отрасли, в создании которых помогал Советский Союз. 

В конце 1950-х в руководстве Коммунистической партии и государства возобладали взгляды на возможность в короткие сроки догнать ведущие страны Запада по объему производства теория «большого скачка вперед» и народные коммуны.  Стимулировалось развитие кустарной промышленности, в том числе продукции тяжелой промышленности. В сельском хозяйстве была проведена быстрая коллективизация с обобществлением сельхозугодий и организацией производства по заводскому принципу. Он ограничил неравенство в благосостоянии в сельской местности, создал предпосылки для накопления капитала, развития инфраструктуры, обеспечил существование огромного растущего сельского населения, но не привел к повышению производительности труда и повышению уровня жизни. 

Китайская экономика испытала скачки неравномерности пик роста в 1958 г. (21,3%) и пик спада в 1961 г. (27,3%).

Второй период экономического развития КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Этот переход рассматривается в КНР как сложная и масштабная задача, требующая системного подхода и длительного периода времени. Это напрямую связано с изменениями в социальной структуре экономики и общества. Стратегия трансформации основывалась на трактовке социализма как «планового товарного хозяйства», использовании различных форм собственности и форм хозяйствования и строгом государственном контроле. 

Первый подпериод трансформации способа воспроизводства охватывал 1980-е годы. Его характерной чертой было совершенствование сложившейся к тому времени системы планового управления с целью создания социалистического товарного хозяйства. Реформа хозяйственного механизма до 1993 г. была направлена ​​на расширение экономической самостоятельности государственных предприятий, которые получили право продавать внеплановую продукцию (тогда плановую), изменять цены, выбирать поставщиков и потребителей. Все крупные и средние госпредприятия были переведены на договорную форму хозяйственной ответственности, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей организацией на определенный объем производства и размер отчислений в государственный бюджет. Важной составляющей экономической реформы явилась передача прав индивидуальной собственности от высшего административного уровня к низшему и хозяйствующего субъекта. 

Таким образом, в 80-е годы прошлого века была проведена реструктуризация государственного сектора, создана система предприятий, ориентированных на принципы коммерческой деятельности. Государство установило порядок функционирования хозяйствующих субъектов и потребовало от них соблюдения не только корпоративных, но и национальных интересов, не передавало госпредприятия в частную собственность. Основным направлением реформы было расширение экономической самостоятельности предприятий и регионов без коренного изменения системы собственности. 

Изменена система ценообразования. В 1990 году рыночные цены распространились на половину розничного товарооборота, 30% этого оборота основывались на твердых государственных ценах и около 20% контролировались на верхнем пределе. Возникновение рыночных отношений столкнулось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства. 

В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры экономики период «углубляющихся реформ», включая повсеместное внедрение товарно-денежных отношений в экономику, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства на приоритет общественной собственности и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой». 

С 1997 г. усилился процесс разгосударствления промышленных предприятий. Малые и средние предприятия могли свободно выбирать форму управления: акционирование, аренда, перевод в коллективную организацию или продажа в частные руки. Еще раньше была проведена обширная либерализация ценообразования. В стране развит рынок ценных бумаг. 

Особенности, цели создания и виды ОЭЗ

Неотъемлемой частью экономических реформ Китая была «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде кредитов, прямых инвестиций, организации совместных предприятий с иностранными партнерами и привлечения капитала через свободные экономические зоны. 

Первая свободная экономическая зона была создана в небольшой деревне Шэньчжэнь в 1979 году. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратился в современный город с населением 2 миллиона человек, а в 1990 году здесь уже действовало более 3000 предприятий с иностранным капиталом. и около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 были полностью иностранными.

Основными особенностями ОЭЗ являются:

  1. Самостоятельное экономическое развитие, основанное на принципах рыночного регулирования.
  2. Опора на иностранные инвестиции. Этот принцип заявлен, но пока не реализован. Итак, для 80-х гг. В Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий 7%, накопление самой зоны 37%, внутренние займы 22%, иностранные инвестиции 24%. 
  3. Главный современный отраслевой приоритет промышленность (до 1989 года Китай направлял практически любые иностранные инвестиции в СЭЗ).
  4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
  5. Включение обширных национальных регионов.
  6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной частью страны.
  7. Налоговая система отличается региональными особенностями СЭЗ.

Основные цели создания ОЭЗ:

  1. привлечение иностранного капитала, передового оборудования и технологий, освоение управленческого опыта, подготовка национальных кадров;
  2. увеличение экспортной валютной выручки;
  3. стимулирование реформы, предварительное «тестирование» ее мер;
  4. эффективное использование природных ресурсов;
  5. стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовых зарубежных технологий и управленческого опыта во внутренние регионы страны;
  6. создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
  7. мобилизация финансовых возможностей для китайской эмиграции;
  8. обеспечение опережающего развития тех регионов страны, где расположены СЭЗ всех типов.

К началу 2002 г. в Китае было 6 особых экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а также другие зоны свободной торговли, таможенные пространства, зоны и территории с особым налоговым и торговым статусом. СЭЗ наиболее экономически развитые регионы страны 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье. 

СЭЗ «Шэньчжэнь» включает 17,5 тыс. Предприятий с общим объемом инвестиций 22,4 млрд долларов, из которых 85% находятся в Гонконге. Основные направления инвестирования: атомная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 1999 году составил 7,5 миллиарда долларов. 

В СЭЗ «Чжухай» около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиции направляются в сектор услуг, тяжелую промышленность, электронику, строительство портов и дорог и т. Д. 80% капитала составляют инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура. 

СЭЗ «Сямэнь» 4 150 предприятий с иностранным капиталом на сумму 15 миллиардов долларов, из которых 80% находятся на Тайване. Основные инвестиционные отрасли электроника, текстильная, пищевая, химическая промышленность. 

СЭЗ «Шаньтоу» более 3000 проектов с иностранным капиталом в области нефтехимии, портовой и другой инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций составляет 3,5 миллиарда долларов, из которых 95% поступает от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре. 

СЭЗ Хайнань 7320 предприятий, общий объем заявленных инвестиций составляет 22,3 миллиарда долларов.

СЭЗ «Пудун» (начало 90-х, неотъемлемая часть Шанхая) 5405 проектов в автомобильной промышленности, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике с объемом инвестиций 27,3 млрд долларов.

В 1984 году было решено «открыть» 14 портовых городов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически, это территории с 20-миллионным населением, которые включают всю прибрежную полосу страны и значительно уходят в глубь материка. 

Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации производства, с самого начала не бедствовали. Они дали 23% от общего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны составила 40%, суммарная мощность этих портов составила 97%, как видите, СЭЗ данного типа создавались в промышленно развитой зоне Китая. 

Технопарки расположены на открытых площадках с льготным режимом хозяйственной деятельности (15), осваиваются новые технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортно-ориентированное производство, активно работают торговые предприятия. На практике «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На развитие этих территорий были потрачены огромные средства, порядка 15-17 миллионов долларов на каждый газон. 

Приморские «открытые» города ориентированы на освоение прибрежных и внутренних районов Китая. У них есть значительные налоговые льготы (например, налог на прибыль для высокотехнологичных предприятий составляет 15%, налог на прибыль с дивидендов, процентов, арендных платежей, роялти с открытых городов для иностранных инвесторов 10% и т. д.). 

«Открытые» порты получили значительную свободу в проведении экономической политики. Они могут, например, принимать законодательные акты, регулирующие поток иностранного капитала, включая часть дополнительных льгот или ограничений по налогу на прибыль, арендной плате за землю и т. д. 

На «открытые» портовые города приходится 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднего китайского уровня. 

Многие СЭЗ можно отнести к сложным зонам. Сложные зоны Китая имеют свои собственные административные границы и законодательство. 

В апреле 1988 г. на острове Хайнань была создана особая зона или зона комплексного использования. Его особенность заключалась в том, что он был создан в одном из самых отсталых регионов Китая. Для привлечения инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых льгот и льгот в самых разных отраслях (горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, высокие технологии). 

В начале 90-х гг. Зона развития Пудун была создана в Шанхае. В этой зоне находятся: зона свободной торговли, области финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Основные инвесторы США, Япония, Сингапур, Франция, Канада. 

Однако с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами китайские власти осознавали, что с помощью иностранных инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать экономику только за счет этих инвестиций. . Экономика страны, обескровленная «большими скачками» и «великой культурной революцией», нуждалась не только в притоке капитала, но и в новых технологиях, которые повысят уровень производства, насыщают внутренний рынок и выходят на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. товары. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и за счет импорта технологий должно было не препятствовать развитию собственных технологий, а способствовать созданию более совершенных, более совершенных продуктов по сравнению с зарубежными аналогами. Поэтому официальная политика государства, во-первых, ставила всевозможные преграды на пути ввоза в страну устаревших или вторичных технологий, а во-вторых, всячески стимулировала создание зарубежных корпораций научно-исследовательских центров непосредственно на территории.  

Такие признанные авторитеты, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др., В середине 90-х годов создали собственные исследовательские центры в крупнейших городах Китая, где работают и учатся тысячи людей. работать с новейшими технологиями и десятки тысяч китайских инженеров и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света. 

Еще в 1988 году руководство страны приняло генеральную программу развития китайской науки и техники «ФАКЕЛ». Основная цель программы «ФАКЕЛ» не только развитие отечественной науки и техники, но и скорейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря поддержке государства уже в начале 1990-х в Китае стали появляться так называемые «зоны высоких технологий» (технопарки). 

Сегодня министерство науки и технологий Китая объявило 120 зон для развития высоких и передовых технологий разного уровня, из которых 53 имеют общегосударственное значение. Фактически технопарки территориально и организационно совпадают с особыми экономическими зонами. Это соседство позволяет ученым в парках очень эффективно взаимодействовать с иностранными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене. 

По статистике, в парках работают от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занимающихся исследованиями и разработками. Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и производства. В последние несколько лет такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, технологии новых материалов. Помимо государственного регулирования, парки также получают серьезные финансовые вливания со стороны государства. 

Первым технопарком в Китае стала Пекинская экспериментальная зона по разработке новых технологий (1988 г.). Площадь 100 км2, здесь действуют десятки учебных заведений, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, трудоустроено более 100 тысяч специалистов. 

Второй по величине парк Наньху, он находится в Шэньяне и занимает площадь 22 км2. На территории тахнопарка находится 12 университетов, 30 научно-исследовательских институтов, 210 многопрофильных научно-исследовательских лабораторий, 220 высокотехнологичных и высокотехнологичных предприятий, в том числе 30 компаний с иностранным капиталом (7 миллиардов долларов США). 

Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ было сделано лицами китайского происхождения, в первую очередь из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных создавать крупные технически продвинутые предприятия, пока направляются в основном в другие регионы Китая. Это связано с меньшими по сравнению со средними по Китаю инвестициями в одно предприятие, низким уровнем внедряемых иностранных технологий, низкой квалификацией китайской рабочей силы и нехваткой специалистов. 

СЭЗ в Китае получили широкое распространение, и развивались города и территории, где они были организованы.

Экономический рост Китая и его влияние на мировую экономику

В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, получить опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформирование экономической системы.  В настоящее время, по мнению китайских экономистов, «они во многом утратили свою авангардную роль, и их практика и методы работы нуждаются в существенном обновлении» 

Сам факт существования СЭЗ вызывает разногласия среди экспертов Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического и отчасти политического режима определенным территориям, считая его основой регионального лоббирования и угрозой целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя льгот, сопоставимых с таковыми в прибрежных провинциях, что неприемлемо для центра. 

С присоединением КНР к ВТО все больше и больше стали рассматривать СЭЗ с отрицательной стороны, поскольку они создают условия для недобросовестной конкуренции. 

Тем не менее, СЭЗ значительно улучшили экономическую и социальную ситуацию в регионах, где они расположены. В СЭЗ занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих растут намного быстрее, чем в среднем по стране . Несмотря на то, что это незначительная часть страны, благодаря СЭЗ Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «уживаться» с социалистической ориентацией страны и рыночными механизмами. 

Текущее состояние и перспективы развития китайской экономики

Остановимся подробнее на месте Китайской Народной Республики в современной мировой экономике, а также рассмотрим перспективы развития, которые ждут страну в ближайшем будущем.

Более половины инвестиций, направляемых в страны Азии из США и Западной Европы, поступает из Китая. Если в 1990 г. в эту страну поступало менее 20% иностранных инвестиций в азиатскую экономику, то в последнее время более 50%. 

Одним из самых значительных событий в мировой экономике второй половины прошлого века стал впечатляющий подъем в Китае, связанный с реформами, начатыми Дэн Сяопином. За последние 20 лет ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения выросли в 4 раза, 270 миллионов китайцев значительно повысили свое благосостояние и сумели преодолеть черту бедности. 

Тем не менее уровень жизни в Китае остается низким: национальный доход на душу населения составляет всего 950 долларов в год. Доля Китая в мировой торговле достигла 1939 г. только в 1993 г. Негативным явлением стал рост разрыва в доходах обеспеченных и бедных. 

В ближайшие 20 лет у Китая есть реальный шанс стать вторым по мощности в экономическом отношении государством мира. Уровень жизни достигнет уровня, зарегистрированного на данном этапе для среднестатистического жителя Республики Корея или Португалии. 

Правительство руководствуется политикой освобождения бизнеса от чрезмерной государственной опеки, перевода многих предприятий из государственного в частный сектор, создания корпораций на базе существующих фабрик и фабрик, способных выдерживать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных производителей. Планируется укрепить финансовые рынки вне государственной банковской системы, оказавшейся в относительно сложной ситуации, и переориентировать их на обслуживание хозяйствующих субъектов, наиболее достойных кредитования. Важнейшим направлением государственной экономической политики будет развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, а также волоконно-оптической связи, чтобы впервые в истории удаленные районы страны были охвачены национальными инфраструктурными сетями, в результате чего сформировалась единая экономика с высокой степенью интеграции отдельных частей. 

Правительство прилагает усилия для создания новых источников для формирования внутреннего спроса, в частности, путем приватизации жилищного фонда. В крупных городах 40% населения уже являются домовладельцами. Принимаются меры по развитию простой и эффективной налоговой системы, использованию информационных технологий для предотвращения злоупотреблений в сфере государственного и местного самоуправления, объединению в целостную систему индивидуальных инициатив в социальной сфере, направленных на выплату пособий 5 миллионам потерявших их работа на госпредприятиях каждый год и пенсии. 

Исследовательская группа «Морган Стэнли» считает, что в случае соблюдения Китаем обязательств по ВТО и твердой ориентации его правительства на рыночные реформы, среднегодовой рост ВВП Китая в 2008-2015 годах. 9% (скажутся результаты реструктуризации), позже темпы экономического развития замедлятся. К 2020г. ВВП Китая должен вырасти до 10 трлн. долларов (по курсу доллара на конец 2000 года), т.е. экономика Китая будет примерно такого же размера, как сегодня американская. Доходы на душу населения достигнут 6700 долларов. Если реформы в КНР будут проводиться быстрее, чем это предусмотрено соглашениями с ВТО (в частности, из-за усиления давления со стороны зарубежных партнеров), то в 2008-2015 годах рост ВВП может увеличиться до 10% в год, а объем ВВП достигнет 10 трлн. долларов уже к 2015 году. 

Традиционно основная часть иностранного капитала, инвестированного в экономику КНР, направляется в экспортные отрасли. С конца 1970-х годов торговля Китая с зарубежными странами быстро росла. Темпы роста мировой торговли в этот период были намного ниже. На фирмы с иностранным капиталом в настоящее время приходится половина всего экспорта из КНР. Как отмечает еженедельник Economist, иностранные инвестиции помогли превратить Китай в «гигантскую экспортную машину». Страна остается крупным экспортером в будущем из за присутствия почти безграничный потенциал чрезвычайно дешевых трудовых ресурсов, в том числе с высоким уровнем образования квалификации. По данным журнала Economist, компьютерные инженеры в Китае получают примерно в 10 раз меньше, чем, например, на Тайване, при почти таком же уровне подготовки. 

Обрабатывающая промышленность Китая постепенно выходит на передний план и становится более капиталоемкой. Исследователи отмечают, что даже с переходом к производству все более сложной промышленной продукции (например, к полупроводниковым технологиям и оборудованию информационных технологий, благодаря которым Китаю удалось стать 3-м крупнейшим производителем в мире) Китай не теряет своих Преимущества в производстве такой относительно дешевой и трудоемкой продукции, как игрушки, текстиль и обувь. Благодаря масштабам производства и низкой заработной плате Китай успешно противостоит другим азиатским экспортерам этих товаров (Индонезия, Республика Корея и др.), Эффективно вытесняя их с мирового рынка. 

На первый взгляд, экономика Китая, несомненно, ориентирована на экспорт. Соотношение между экспортом и ВВП достигает значительного значения 23%. По объему экспорта КНР занимает 9-е место в мире. Однако, по мнению большинства аналитиков, экспортный сектор недостаточно слился с отечественной экономикой. Фирмы, полностью или частично принадлежащие иностранцам, поглощают около 50% всего импорта и являются источником половины экспорта Китая. Многие экспортные предприятия представляют собой самые простые отрасли для сборки изделий из импортных комплектующих и последующего экспорта в другие страны, часто через Гонконг. 

Экспортный сектор с доминирующим положением иностранного капитала, особенно в особых экономических зонах, рассматривается исследователями как своего рода анклав, чем-то напоминающий зону предпринимательства «макиладорас» в Мексике, простирающуюся недалеко от американской границы. Неслучайно многие эксперты пришли к выводу, что Китай слабо интегрирован в мировую экономику. Изоляция оборачивается дополнительными расходами. Технологический и управленческий опыт, привнесенный иностранными фирмами, не может быть быстро и легко воспринят местными компаниями. В то же время экономический рост сдерживается сохранением многих элементов директивной системы управления, торговых барьеров и местного протекционизма, а также отсутствием реального рынка капитала. The Economist считает, что вступление в ВТО способствует созданию оптимальной конкурентной среды в Китае и значительно ограничивает роль административно-командной системы. 

В открытом секторе экономики ТНК уже стали важнейшими «игроками» в сфере предпринимательства. McDonald's и Kentucky Fried Chicken открыли в Китае около 700 предприятий. Kodak принадлежит половина рынка пленки и бумаги, а Fuji почти все остальное. Procter & Gamble стала крупнейшим поставщиком шампуней на китайский рынок. Зарубежные компании, в первую очередь Motorola, Ericsson и Nokia, зарезервировали 95% рынка мобильных телефонов. Эта деятельность связана с тем, что Китай является крупнейшим рынком для таких продуктов, как мобильные телефоны. Руководство Coca-Cola считает, что Китай скоро станет ее крупнейшим рынком в Азии. По некоторым оценкам, иностранное участие в экономике КНР на современном этапе составляет около 10%. По мнению экспертов, вступление в ВТО приведет к увеличению этого показателя вдвое. 

Несмотря на все положительные изменения за последние 20 лет, Китай недостаточно интегрирован в мировую торговую систему. Более того, нет интеграции и на внутрикитайском уровне. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед Китаем на современном этапе, является объединение разрозненных элементов национальной экономики. Действительно, ненормально, что доставка контейнера из Шанхая в Сиэтл, Америка, занимает меньше времени, чем из Шанхая в другой крупный промышленный центр той же страны, Чунцин, расположенный на реке Янцзы во внутренних районах Китая. Десять лет назад в КНР не было общенациональной системы автомобильных дорог, соединяющих отдельные провинции. В настоящее время протяженность таких дорог превышает 12 тысяч км. 

Правительство разработало радикальные меры по развитию фондового рынка и реорганизации государственных банков. Обмен долга на собственный капитал помог снизить бремя безнадежных долгов банковской системы на 1,4 триллиона долларов. юаней. В дальнейшем предоставление заемных средств будет осуществляться только финансово надежными предприятиями. Фондовый рынок играет все более важную роль в финансировании производителей. 

Реформы в КНР и рост ее экономики должны положительно повлиять на весь регион, особенно в настоящее время, когда страны Восточной и Юго-Восточной Азии испытывают негативные последствия от замедления темпов развития в США. Что касается Китая, то в этой стране не прогнозируется серьезной рецессии. 

Даже в случае глобального экономического спада Китай будет развиваться относительно стабильно, хотя бы из-за размера его экономики. Только в 2000 г. китайский импорт вырос на колоссальную сумму 55 млрд долларов, что свидетельствует о превращении экономики КНР в мощный фактор развития всего региона. Что же касается угрозы азиатским производителям со стороны китайских поставщиков, то ее преодоление практически полностью зависит от самих государств региона: реализация отложенных структурных реформ должна помочь решить проблемы, связанные с внешними факторами. В долгосрочной перспективе могущественные группировки в США рассматривают быстро развивающийся Китай как источник угрозы. 

Развитие экономических связей актуализирует необходимость реформ в КНР и повышения степени открытости по отношению к внешнему миру. В таких условиях практически невозможно сдерживать развитие неформальных контактов. Примечательно, например, что 50 000 китайских студентов обучаются в американских университетах одновременно. Уже сейчас количество китайских граждан, получивших образование в США, превышает количество китайских выпускников советских вузов. Сложность и диверсификация связей по многим направлениям очевидна. Такие тенденции будут способствовать интеграции Китая в мировую экономику. 

Сотрудничество между Китаем и Россией

1980 Китайская экономика растет в среднем на 10% в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8% в год, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению. 

Среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 1990-1999 годах составляли 10,3%, в 1998-2001 годах. 10%, в 2002-2005 гг. девять%. По объему ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай сейчас занимает второе место в мире после США. Резко увеличились валютные резервы и объем золотовалютных резервов страны. Объем внешней торговли к 2004 году превысил 850 миллиардов долларов США. 

По официальным данным, в 2003 году ВВП Китая вырос на 9,1%, но, по оценкам экспертов, в реальности рост ВВП может составить 11-12%. По оценкам экспертов, в 2004 году рост ВВП составит от 8,5% до 12%. Внешняя торговля Китая выросла на 23 процента в 2005 году. 

Энергопотребление яркий показатель экономического роста страны. Например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х годов увеличилось более чем в 25 раз, достигнув в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 миллионов тонн. По данным ОПЕК, в 2005 г. Китай потреблял 6,5 млн баррелей нефти в сутки. Собственное производство Китая составляет около 170 миллионов тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая позволяла бы рассчитывать на увеличение добычи нефти, что ведет к постепенному увеличению зависимости от импорта. С учетом продолжающегося экономического роста, по прогнозам китайских экспертов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн тонн. К 2025 году прогнозируемый объем потребления нефти в КНР составит 710 млн тонн в год. 

Потребление природного газа в Китае в 2005 году составило 50 миллиардов кубометров. м. По прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 миллиардов кубометров. 

Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВтч. В то же время некоторые регионы Северного и Южного Китая страдают от дефицита электроэнергии. 

Китайская экономика переживает бум и готова наводнить мировой рынок товарами собственного производства. Однако для более активного развития экономики Китаю необходимо увеличить потребление энергии. Россия как поставщик энергии идеальный партнер в этом отношении. 

Сегодня нефть и газ являются главными козырями мирового рынка. Пекин это понимает и требует от России гарантий бесперебойных поставок. Такими гарантиями могут служить только совместные инвестиции в разработку новых месторождений, к которым стремится Китай. 

Благоприятная ситуация для продуктивного сотрудничества между Москвой и Пекином сложилась давно. И Москва, и Пекин попеременно делали друг другу реверансы, предлагая благоприятные условия для интеграции экономических проектов, и 21 марта 2006 года президент России Владимир Владимирович Путин нанес рабочий визит в Китай. Чтобы вопрос не зашел в тупик, Владимир Путин в Пекине дал личные гарантии безопасности поставок энергоносителей из России в Китай. Судя по первым результатам визита, убеждения президента достигли своей цели. Так «Газпром» подписал соглашение об увеличении поставок «голубого топлива» в Китай. Примерный объем составит 30-40 миллиардов кубометров. м в год. В будущем поток российского газа в Китай может только увеличиваться. Для этого «Газпром» планирует построить газопровод протяженностью 3 000 км. новый трубопровод увеличит поставки газа в Китай вдвое. 

РАО "ЕЭС России" и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали соглашение о комплексной разработке технико-экономического обоснования проекта поставки электроэнергии из России в Китай. Таким образом, РАО "ЕЭС России" выразило заинтересованность в заключении долгосрочного контракта на поставку электроэнергии из РФ в КНР. Новый проект предполагает строительство новых генерирующих и сетевых объектов в России и Китае. 

ОАО «РЖД» и МПС Китайской Народной Республики подписали соглашение о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров. По условиям соглашения, РЖД сможет использовать более крупные контейнеры на китайских железных дорогах. Это необходимо для увеличения поставок нефти в КНР. В 2006 году Россия планирует удвоить экспорт нефти в Китай по сравнению с прошлым годом. 

Заключение

В нынешней ситуации, когда западная финансовая система находится в состоянии кризиса, активно развивающиеся страны, в первую очередь Китай, приобретают все большее влияние. Китайское правительство руководствуется политикой освобождения бизнеса от чрезмерной государственной опеки, перевода многих предприятий из государственного в частный сектор, создания корпораций на базе существующих заводов и фабрик, способных выдерживать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных производителей. Планируется укрепить финансовые рынки вне государственной банковской системы, оказавшейся в относительно сложной ситуации, и переориентировать их на обслуживание хозяйствующих субъектов, наиболее достойных кредита. Важнейшим направлением государственной экономической политики будет развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, а также оптоволоконной связи, так что впервые в истории удаленные районы страны будут охвачены национальными инфраструктурными сетями в результате в результате чего сформировалась единая экономика с высокой степенью интеграции отдельных частей. 

В ближайшие 20 лет у Китая есть реальный шанс стать вторым по величине экономически мощным государством мира.

Но экономическое развитие КНР обременено целым комплексом проблем. К ним относятся убыточная 1/3 бюджетных предприятий, низкая квалификация основной массы рабочей силы. Значительная часть трудоспособного населения неграмотна 9% мужчин и 25% женщин. Правительство выделяет на образование лишь 2,3% ВВП, что намного ниже среднего показателя по странам с низким уровнем развития. Относительный показатель государственных расходов на образование в 1990-е годы снизился, но в КНР дети полностью охвачены начальным образованием и 70% средним образованием. 

Наблюдаются значительные отставания в уровне технического развития экономики. Есть много предприятий с частично механизированным производством, что обуславливает низкую эффективность хозяйства. В промышленности это проявляется в высокой ресурсоемкости. На единицу валового продукта расходуется в три-четыре раза больше минерального сырья, чем в развитых странах. По насыщенности компьютерами страна отстает от среднемирового показателя в восемь раз, по насыщенности телефонами в два раза. 

В 80-90-е годы социальное расслоение населения усилилось. Коэффициент Джини увеличился с 0,20 в конце 70-х до 0,40 в конце 90-х. В 1998 г. 10% беднейшего населения получали 2,4% всех доходов, в то время как 10% наиболее богатого населения получали 30,4%, т.е. разрыв достиг почти 13 раз. Абсолютно бедное население составляло 22% (по национальной статистике 8,4%). Огромное количество бедняков сокращает спрос на товары длительного пользования. 

В территориальной структуре доходов есть большие пробелы. Так, в Гуйчжоу доход на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в ряде районов северо-восточного побережья (в 1950 г. разрыв составлял 11 раз). Несмотря на улучшение структуры потребления населения, продукты питания составляют 45% расходов домохозяйств (в сельской местности 53%). В развитых странах этот показатель не превышает 20%. 

Экономическая ситуация в стране усугубляется относительной перенаселенностью в сельской местности до 200 миллионов человек. 69% населения проживает в сельской местности. Его расход в 3,2 раза ниже, чем у города. Ежегодно из сельского хозяйства уходят 8-10 миллионов человек. Безработица в городах составляет 16-18 млн человек, или более 3% рабочей силы. В этих условиях главный внутренний приоритет сохранение социальной стабильности и высоких темпов экономического роста.