Экономический рост и бедность

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Структурные кризисы, их сущность и последствия
Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике
Рынок природных ресурсов (земли) в России: структура, состояние и перспективы развития
Капитал как фактор производства


Введение:

Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и ростом масштабов неравенства в их распределении. Это неравенство основано на разнице в заработной плате, которая, по данным Госкомстата РФ, вдвое больше разницы в доходах. Росту неравенства в определенной степени противостоят социальные трансферты и перераспределение доходов внутри семьи, которые в некоторой степени уравнивают безопасность доходов людей. В свою очередь, различия в заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в заработной плате.

При формировании рыночной экономики падение уровня жизни отмечалось среди всех категорий населения. Но даже на этом общем фоне неполные семьи и пожилые пенсионеры, живущие в одиночестве, отличаются особенно высоким риском бедности. Это означает, что в России происходит феминизация бедности, поскольку женщины преобладают в обеих категориях домохозяйств. Феминизация бедности также связана с неблагоприятным положением женщин на рынке и неэффективностью системы социальной поддержки семей с высоким риском бедности.

Экономический рост: факторы и показатели

Экономический рост - в узком смысле: это процесс, который рождается на этапе прямого производства, становится устойчивым на других этапах общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта по сравнению с определенный период времени и повышение благосостояния людей. В широком смысле: экономический рост, как критерий экономического развития, является, по сути, основным компонентом общей траектории развития общества. Вместе с другими компонентами (социальным, политическим, демографическим и т. д.) Он определяет направление движения общества, устанавливая характер социального развития в целом (прогрессивный, регрессивный или инерционный).

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства в любой экономической системе. Экономический рост означает, что в каждый данный промежуток времени решение проблемы ограниченных ресурсов в некоторой степени облегчается, и становится возможным удовлетворить более широкий круг потребностей человека.

Экономический рост находит свое выражение в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в увеличении экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение может быть измерено двумя взаимосвязанными показателями: рост за определенный период времени в реальном ВНП или рост ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп прироста ВНП в процентах.

Проблемы экономического роста в настоящее время находятся в центре экономических дебатов и дискуссий, проводимых представителями разных наций, народов и их правительств.

Экономический рост является составной частью экономического развития. Это находит свое выражение в увеличении реального ВВП, как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда указывает на быстрое экономическое развитие, стагнацию или экономическую деградацию. Несколько примеров:

Структурные изменения в экономике страны могут привести к ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска некоторых видов продукции из-за падения или постоянного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продукции. Так, в США в 80-х гг. потребление стали, сельскохозяйственной продукции и автомобилей не росло, но в то же время увеличивалось производство сложных изделий, таких как персональные компьютеры. Но количественный рост производства компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их производства: продажи персональных компьютеров в США в 1981–1988 годах. увеличился в количестве с 1,1 до 9,5 миллиона единиц, в стоимостном выражении - с 3,1 до 27,7 миллиарда долларов, а за это время курс доллара обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры стали дешевле, хотя их технические характеристики и качество возросли. При расчете комплексного показателя экономического роста - валового национального продукта (ВНП) - вышеуказанные моменты привели к тому, что он не полностью отражал динамику экономического развития США в 1980-х годах.

Тем не менее, при всех своих недостатках экономический рост остается наиболее часто используемым критерием экономического развития.

Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами:

  1. как увеличение реального валового национального продукта (ВНП) за определенный период времени;
  2. как увеличение за определенный период времени реального ВНП на душу населения.

Оба определения могут быть использованы. Однако при сравнении уровня жизни населения в отдельных странах и регионах второе определение явно предпочтительнее. «Например, ВНП Индии почти на 70% выше, чем ВНП Швейцарии, но по уровню жизни Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз. Обычно, основываясь на любом из этих определений, экономический рост измеряется ежегодными темпами роста в%. Например, если реальный ВВП составил 200 миллиардов долларов. в прошлом году и 210 миллиардов долларов. в текущем вы можете рассчитать темп роста, вычтя из значения реального ВНП текущего года значение реального ВНП прошлого года и сопоставив разницу со значением реального ВНП за последний год. В этом случае темп роста составит (210 миллиардов долларов - 200 миллиардов долларов) / 200 миллиардов долларов. = 5% ".

Кроме того, экономический рост можно оценить с помощью системы взаимосвязанных показателей, которые отражают изменение результата производства и его факторов.

Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, которые измеряют эффективность применения отдельных факторов производства.

Во-первых, важным показателем экономического роста является соотношение - производительность труда, то есть отношение объема произведенной продукции к затратам на живой труд, осуществляемый при производстве товаров и услуг. Противоположные отношения называются трудоемкостью продукта.

Во-вторых, отношение объема производства к сумме капитала, используемого в производственном процессе, представляет собой производительность капитала или возврат капитала. Обратное значение представляет собой капиталоемкость продукта.

В-третьих, важным показателем экономического роста является отношение объема производства к потреблению природных ресурсов - земли, энергии и т. д. - продуктивность природных ресурсов. Обратное соотношение показывает ресурсоемкость продукта.

Рассмотренные показатели, и характеризуют продуктивность соответствующих факторов производства. В дополнение к указанным отношениям между выпуском и отдельными факторами производства, отношения между факторами производства также используются для характеристики отношений между ними. Этот показатель в первую очередь представляет собой соотношение между стоимостью капитала и стоимостью рабочей силы, то есть соотношением капитала и труда.

Для анализа экономического роста также важны показатели предельной производительности, которые определяют размер увеличения выпуска в зависимости от роста каждого отдельного фактора, в то время как остальные факторы производства остаются неизменными. Во-первых, это отношение прибавочного продукта к прибавочной стоимости, то есть предельная производительность труда. Во-вторых, это отношение прибавочного продукта к прибавочному капиталу, то есть предельная производительность капитала. В-третьих, отношение дополнительного производства к дополнительному использованию природных ресурсов - то есть предельная продуктивность природных ресурсов

Показатели предельной производительности (труда, капитала и природных ресурсов) выражают определенный вклад каждого фактора производства в увеличение общего объема производства:

Таким образом, общий выпуск продукции представляет собой сумму произведений стоимости каждого из факторов производства, используемых его предельной производительностью.

Одним из основных инструментов анализа экономического роста является производственная функция. Производственная функция выражает взаимосвязь между максимальным выпуском продукции и затратами, необходимыми для ее производства, а также взаимосвязь между самими затратами.

Y означает национальный доход или ВНП данной страны, а L, K, N - имеющиеся трудовые, капитальные и земельные ресурсы в национальной экономике.

Экономический рост определяется многими факторами, наиболее важными из которых являются факторы спроса, предложения и распределения.

При изучении проблем экономического роста и его факторов нельзя не упомянуть и без того классическую работу американского экономиста Эдварда Денисона из Брукинского института «Исследование различий в темпах экономического роста» (1967), переведенную на русский язык в 1971 году, как а также его более поздние работы на ту же тему. Впервые в экономической литературе Э. Денисон попытался дать количественную оценку того, какая часть годового роста определяется каждым фактором производства за период 1929-1982 гг. Другими словами, Э. Денисон дезагрегировал факторы труда, капитала и фактора технического прогресса. Он выделил только 23 фактора роста, из которых 4 фактора связаны с трудом, 4 - с капиталом, 1 фактор - с землей, а остальные 14 факторов характеризуют вклад научно-технического прогресса. Впоследствии этот ученый дал несколько иную разбивку факторов, влияющих на экономический рост. Далее Э. Денисон определил, что повышение производительности труда является важнейшим фактором обеспечения роста реального продукта и доходов. Увеличение затрат на рабочую силу определяет 1/3 прироста реальных доходов за этот период, а 2/3 прироста обеспечивается увеличением производительности труда. Последнее объясняется научно-техническим прогрессом, то есть интенсивными факторами.

Экономический рост определяется факторами, которые характеризуют физическую способность экономики к росту. Эти факторы объединены в одну группу, называемую факторами предложения, они включают в себя.

Количество и качество трудовых ресурсов: образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда и, как следствие, позволяют получать более высокую заработную плату. Этот фактор в первую очередь определяется численностью населения страны. Однако часть населения не входит в число трудоспособных и не выходит на рынок труда; это включает студентов, пенсионеров, военнослужащих и так далее. Те, кто хотят работать, образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, среди рабочей силы выделяются безработные, то есть те, кто хочет работать, но не может найти работу.

Однако измерение затрат на рабочую силу по количеству работников не в полной мере отражает реальное положение дел. Наиболее точным показателем затрат на рабочую силу является количество отработанных человеко-часов, что позволяет учитывать общие затраты рабочего времени. Увеличение стоимости рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов роста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионных выплат и так далее. Все факторы меняются со временем и в разных странах, создавая первоначальные различия в темпах и уровнях экономического развития.

Наряду с количественными факторами важную роль играет качество труда и, соответственно, затраты труда в процессе производства. С ростом образования и квалификации работников увеличивается производительность труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Другими словами, затраты на рабочую силу могут увеличиваться без какого-либо увеличения рабочего времени и количества работников, но только за счет улучшения качества рабочей силы.

Инвестирование в человеческий капитал является важным средством повышения производительности труда. По некоторым оценкам, улучшение качества рабочей силы обеспечило 14% роста реального национального дохода в Соединенных Штатах.

Простейшим показателем качества рабочей силы является уровень образования. В настоящее время более 4/5 американской рабочей силы имеют как минимум среднее образование. Почти 22% из них - люди с незаконченным высшим и высшим образованием. Менее 6% американских рабочих имеют только начальное образование. Очевидно, что образование становится доступным для все большего числа граждан;

Наличие капитала: Основные средства также включают жилой фонд, потому что люди, которые живут в домах, пользуются услугами, предоставляемыми домами. Последнее утверждение может показаться странным, но важно помнить, что современная экономическая теория рассматривает все факторы производства как предоставление производительных услуг.

Производственные здания и офисы с их оборудованием являются факторами производства, потому что рабочие, вооруженные большим количеством машин, будут производить больше товаров. Инвентаризация также способствует производству.

Капитальные затраты зависят от суммы накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от темпа накопления, чем больше (при прочих равных условиях) размер капитальных вложений. Прирост капитала также зависит от размера уже накопленных активов - чем они больше, тем меньше при прочих равных условиях темпы прироста капитала, темпы его роста.

Примерно 19% - почти 4/5 - годового роста реального национального дохода за период 1929-1982 гг. в США был определен рост капиталовложений. Отмечено, что именно величина основного капитала на одного работника является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если в течение определенного периода объем капитальных вложений увеличился, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, производительность труда снизится, поскольку соотношение капитала и труда каждого работника снижается.

Уровень техники: технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но и новые формы управления и организации производства, новые информационные технологии. Технический прогресс означает открытие новых знаний, которые позволяют вам комбинировать эти ресурсы по-новому, чтобы увеличить выпуск конечного продукта. В то же время, как правило, появляются новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста. Но вклад этого фактора может быть отрицательным. Многие экономисты подчеркивают, что законодательные меры, такие как наложение штрафов и налогов на загрязняющие предприятия, привели к снижению производства соответствующего продукта и сдерживают экономический рост. Это поднимает вопрос о качестве экономического роста. На практике технический прогресс и инвестиции (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование.

Количество и качество природных ресурсов: этот фактор трудно определить количественно, хотя он существенно влияет на темпы экономического роста. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что огромные запасы различных природных ресурсов, которыми обладают Соединенные Штаты, внесли значительный вклад в экономический рост страны. В Соединенных Штатах изобилие плодородных земель, умеренно благоприятные климатические и погодные условия, достаточные запасы основных минеральных и энергетических ресурсов. Хотя обилие природных ресурсов является мощным позитивным фактором экономического роста, это не означает, что страны с недостаточными резервами обречены на замедление экономического роста. Известно, что природные ресурсы в Японии ограничены, но темпы экономического роста этой страны в послевоенный период были значительными. С другой стороны, некоторые из наиболее экономически отсталых стран Африки и Южной Америки обладают значительными запасами природных ресурсов. Проблема освоения природных ресурсов сливается с проблемой совершенствования технологий для более рационального использования ресурсов, сокращения материального потребления продукции и с проблемой обеспечения оборудованием и инструментами для использования и обнаружения этих ресурсов.

Зависимость экономического роста от этих факторов является прямой. Фактически, факторы предложения делают рост производства физически возможным: только наличие большего количества ресурсов лучшего качества может увеличить производство реального продукта.

К факторам спроса относятся те, которые увеличивают совокупный спрос общества на промышленные товары (заработная плата, государственная налоговая политика, склонность населения к сбережениям) и тем самым стимулируют его рост.

Факторы распределения включают в себя именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которые должны быть организованы таким образом, чтобы внести больший вклад в экономический рост (увеличение производства, улучшение его качества и улучшение производства).

Говоря о факторах, способствующих экономическому росту, нельзя не отметить и факторы, сдерживающие рост производительности труда и реального национального дохода. К ним относятся различные законодательные меры в области охраны труда, окружающей среды и т. д. Опыт развития мировой экономики за последние 20 лет ясно показывает, что мягкая денежно-кредитная политика оказывает угнетающее воздействие на экономический рост, а жесткая денежно-кредитная политика является выгодной. Чем выше скорость эмиссии денег, тем ниже экономический рост. Когда среднегодовой темп эмиссии денег превышает порог в 35% в год, экономический рост прекращается и начинается экономический спад. Во многих странах мира значительная часть национального продукта производится на государственных предприятиях. Сравнение доли производства в ВВП на государственных предприятиях с темпами роста реального ВВП на душу населения показывает негативное влияние государственного предпринимательства на экономический рост. При минимальном размере государственного предпринимательства (7% ВВП) темпы экономического роста достигают своего максимума (1,5% в год). С увеличением масштабов государственного предпринимательства темпы экономического роста падают, они становятся отрицательными, когда объем производства на государственном предприятии превышает уровень 20% ВВП. Отмечается, что и значительный размер государственного потребления препятствует быстрому и устойчивому экономическому росту.

Увеличение государственного вмешательства в частные дела, связанные с загрязнением окружающей среды, правилами техники безопасности и гигиены труда, потребовало увеличения затрат на очистные сооружения, чтобы улучшить условия труда. Таким образом, средства отвлекались от инвестиций в основной капитал, необходимых для повышения производительности труда. Другие факторы, которые негативно влияют на экономический рост, включают несправедливые методы работы и экономические преступления, перерывы в работе во время трудовых конфликтов и влияние неблагоприятных погодных условий на сельскохозяйственное производство.

Бедность: причины и показатели

Проблема бедности во многих странах была и остается горячей темой для всех слоев населения. Но для России это особенно актуально. По этому вопросу было написано немало научных и художественных работ, и, вероятно, нет ни одного человека, который не был бы обеспокоен этим разлагающимся явлением общества. Тем не менее, ни один экономический словарь не дает определения этой концепции, хотя я считаю бедность скорее экономическим фактором. Большой энциклопедический словарь дает только определение понятия «бедные», но оно не является исчерпывающим. Чтобы бороться с бедностью и пытаться ее искоренить, необходимо знать причины этого явления. Социологические опросы проводились не раз, что выявило мнение населения о причинах бедности в России, среди них отмечены: власть, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополия. Я хотел бы рассмотреть основные причины бедности в России.

Около 50% респондентов отметили коррупцию как основную причину бедности в России. И это неудивительно, потому что коррупция - страшное явление, которое развращает общество, затрагивает все его слои и практически не поддается истреблению в нашей стране.

Между тем коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:

  • Коррупция расширяет теневую экономику, что снижает доходы бюджета и лишает государство рычагов.
  • Коррупция разрушает конкуренцию, поскольку взятки дают неконкурентные преимущества.
  • Коррупция лишает государство способности обеспечивать соблюдение справедливых правил рыночной игры, что дискредитирует как саму идею рынка, так и авторитет государства как арбитра и судьи.

В экономической и статистической литературе используются разные подходы для измерения бедности. Подавляющее большинство исследователей считают, что к бедным относятся те, чьи доходы ниже черты бедности. В то же время черта бедности - это объективно определенная сумма дохода, рассчитанная на основе национальных или субнациональных минимальных стандартов потребления материальных товаров и услуг.

Такой подход к оценке бедности предполагает использование списка товаров (с указанием их количества), составляющих минимальную потребительскую корзину, а также источников информации о их ценах.

Этот метод оценки бедности используется в Российской Федерации. В качестве черты бедности рассчитывается прожиточный минимум, который представляет собой уровень дохода, который обеспечивает приобретение научно обоснованного минимального набора материальных товаров и услуг для поддержки человеческой жизни. Прожиточный минимум в Российской Федерации регулируется федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 1998 года, и Методическими рекомендациями по определению минимальной потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации. и его субъектов, утвержденных Правительством Российской Федерации в феврале 1999 г. Закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении государственных гарантий, когда граждане России получают минимальный денежный доход и применяют другие меры их социальная защита.

В этом законе используются следующие понятия:

  • минимальная потребительская корзина (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизни);
  • прожиточный минимум (оценка стоимости потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы);
  • семья (лица, связанные родственными или имущественными отношениями, живущие вместе и ведущие совместное домашнее хозяйство);
  • Основные социально-демографические группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В соответствии с этим законом прожиточный минимум используется в качестве критерия оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; обосновать минимальную заработную плату, минимальную пенсию по старости, размер стипендий, пособий и других социальных выплат, установленных на федеральном уровне, включая предоставление необходимой государственной помощи малообеспеченным гражданам; а также при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает, что потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по России и субъектов Федерации не реже одного раза в пять лет на основе руководящих принципов, разработанных Правительством России при участие профсоюзов. Потребительская корзина для всей страны устанавливается федеральным законом, а в субъектах Федерации - их законодательными органами. В то же время региональные разработчики потребительской корзины ориентируются с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Все потребительские корзины должны пройти экспертизу.

Величина прожиточного минимума рассчитывается Госкомстатом России на душу населения в целом по стране и субъектам Федерации на ежеквартальной основе с использованием утвержденных потребительских корзин и потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данные о расходах домохозяйств на обязательные платежи и сборы. Расчеты проводятся для всего населения и для основных социально-демографических групп. Размер прожиточного минимума утверждается правительством, а в субъектах Федерации - органами исполнительной власти. Закон определяет, что взаимосвязь между минимальной заработной платой, минимальной пенсией по старости и прожиточным минимумом на следующий финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете.

Семья (или одинокий гражданин) имеет право на получение государственной социальной помощи и считается бедной (бедной), если средний доход на душу населения (чей доход) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и условия получения государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

Как правило, в статистической литературе отношение размера социальных гарантий, предоставляемых государством к населению, выражается коэффициентом - соотношением между различными типами социальных гарантий и величиной прожиточного минимума для определенной социально-демографической группа населения (трудоспособные, пенсионеры, дети). Оценки уровня бедности с использованием метода прожиточного минимума позволяют построить черту бедности для домохозяйства в целом и принять во внимание размер прожиточного минимума всех его членов.

Прожиточный минимум основан на натуральных наборах продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления и сбалансированными по калорийности и химическому составу питательных веществ. В составе продовольственной корзины прожиточного минимума выделяются хлебобулочные изделия (бобовые, пшеничная мука, крупы (кроме), пшеничный хлеб, ржаной хлеб, макаронные изделия) - 130,8 кг в год в среднем на душу населения; картофель - 124,2 кг; овощи (капуста, огурцы и помидоры, столовые корнеплоды, другие овощи) - 94 кг; фрукты и ягоды (свежие фрукты, сухофрукты и ягоды) - 19,4 кг; сахар и кондитерские изделия (сахар, сладости, печенье и пирожные) - 20,7 кг; мясные продукты (говядина, баранина, свинина, субпродукты и другое мясо, птица, бекон, колбасы и копчености) - 26,6 кг; рыбные продукты (свежая рыба, сельдь) - 11,7 кг; молочные продукты (цельное молоко, нежирное молоко, сметана и сливки, животное масло, творог, сыр и сыр фета) - 212,4 кг; яйца - 151,4 шт .; растительное масло и маргарин - 10 кг.

Эти наборы продуктов питания были рассчитаны Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирная организация здравоохранения.

Минимальный набор продуктов питания обеспечивает в среднем на душу населения потребление в день 73,6 г белка (в том числе 28,9 г животного происхождения), 56,8 г жира, 353,3 г углеводов, энергетическая ценность минимальной пищевой корзины составляет 2236,7 ккал.

Стоимость минимальной продовольственной корзины Госкомстата России определяется средними ценами реализации товаров торговыми предприятиями, полученными на основании регистрации цен на представительские товары. Такие корзины в России формируются для различных природно-климатических зон. (вся территория страны разделена на 8 зон). Расчет продовольственной части прожиточного минимума производится для домохозяйства в целом, в зависимости от количества его членов, их пола и возраста. После расчета стоимости продуктов питания стоимость непродовольственных товаров, платных услуг, налогов и сборов добавляется к стоимости минимальной продовольственной корзины. Доля стоимости продовольственной корзины в прожиточном минимуме составляет 68,3%. Нормы на долю стоимости продуктов питания были установлены на уровне 19,1%, услуг - 7,4%, налогов - 5,2%. Расчет прожиточного минимума до его полной стоимости производится в соответствии с этими коэффициентами.

Значение прожиточного минимума используется как единое целое (критерий, характеризующий степень социальной стратификации населения. Обычно, группы домохозяйств с доходом на душу населения ниже прожиточного минимума, с доходами менее двух прожиточных минимумов, от двух до три, от трех до четырех и более четырех прожиточных минимумов ...

Как правило, критерием для классификации человека или домохозяйства как группы населения в состоянии крайней нищеты или бедности является либо уровень дохода на душу населения, который в два или более раз ниже прожиточного минимума, либо калорийность потребления пищи. ниже научно обоснованных минимальных физиологических норм.

Согласно другой методологии, в группу бедных входят те, чьи доходы ниже, чем у остальной части населения. Этот метод оценки бедности основан на установлении границы материальной недостаточности в определенном соотношении с показателями среднего дохода для всего населения. В этом случае все те, чьи доходы ниже, например, половина среднего (или среднего) дохода для всего опрошенного населения, могут быть классифицированы как бедные.

Другой метод оценки бедности, основанный на использовании статистических оценок, предполагает долю расходов на продукты питания в доходах (расходах) семьи в качестве критерия бедности. Таким образом, все домохозяйства, в которых доля расходов на продукты питания в доходах (расходах) превышает значение, указанное исследователем, могут быть классифицированы как бедные. Если доля расходов на покупку продуктов питания в доходе домохозяйства достаточно велика (решение принимается исследователем, как правило, исходя из преобладающей в стране практики), то семья относится к группе бедных.

Иногда исследователи используют уровень потребления пищи в качестве критерия для оценки бедности. В то же время потребление пищи, как правило, оценивается по калорийности потребляемых продуктов на душу населения в день и сравнивается с физиологическими нормами. Естественно, стандарты различаются для разных возрастных и гендерных групп населения и учитывают природно-климатические условия населения. При анализе бедности расчеты потребления калорий могут быть дополнены оценками состава питательных веществ (белков, жиров и углеводов) потребляемой пищи.

Приведенные критерии бедности можно считать объективными, но довольно часто в литературе (в первую очередь социологической) используются субъективные оценки бедности, основанные на мнениях респондентов об уровне их жизни (бедности), полученных в ходе опросов общественного мнения. В этом случае тех, кто считает, что их финансовое положение (доход, имущество) не позволяет им полностью удовлетворить свои потребности, называют бедными.

Наиболее распространенным показателем, характеризующим бедность, или, скорее, ее распространенность в обществе, является уровень (уровень) бедности или доля населения с низкими доходами среди всего населения.

Другим важным показателем бедности, имеющим практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки, является дефицит доходов бедных семей. Этот показатель рассчитывается как сумма денег, необходимая для поднятия дохода бедных домохозяйств до черты бедности. Расчет дефицита дохода проводится для семей разных типов, поскольку для каждой семьи существует конкретная черта бедности, она зависит от состава домохозяйства, гендерных и возрастных характеристик его членов. Дефицит дохода рассчитывается как для всей группы бедных домохозяйств, так и для домохозяйства или на душу населения.

Отношение дефицита доходов к черте бедности (прожиточный минимум) называется разрывом между низкими доходами. Как правило, этот показатель рассчитывается в процентах. Разрыв между низкими доходами как относительная мера дефицита доходов бедных семей широко используется в хронологических и территориальных сопоставлениях.

Другие показатели широко используются в экономической литературе для характеристики бедности.

Таким образом, для домашнего хозяйства в целом, принимая во внимание величину принятого прожиточного минимума, размер и состав домашнего хозяйства по полу и возрасту его членов, можно определить порог бедности, который называется средневзвешенным значением Прожиточный минимум членов конкретного домохозяйства.

Чтобы упорядочить меры государственной социальной политики, законодательство устанавливает нижние пределы (минимальные размеры) заработной платы и пенсий, которые являются минимальными государственными стандартами. Минимальная заработная плата является исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам занятости; это учитывается при заключении коллективных договоров между работником и работодателем. В государственном секторе государственным минимальным социальным стандартом в области заработной платы является ставка первой категории единой шкалы заработной платы для работников государственного сектора. В сфере пенсионного обеспечения минимальным государственным социальным стандартом является размер минимальных пенсионных выплат.

Под минимальным потребительским бюджетом понимается стоимость набора материальных товаров и услуг, соответствующая прожиточному минимуму.

Для характеристики динамики бедности рассчитывается индекс бедности, который представляет собой темп роста средневзвешенного значения порога бедности или прожиточного минимума. Индекс бедности обычно сравнивают с индексом инфляции и темпами роста доходов населения.

Для изучения территориального распределения бедности используется термин «зоны бедности», который включает районы с высокой концентрацией бедных. В то же время те территории, где уровень бедности выше среднего по стране или превышает установленный лимит, называются зонами бедности.

В экономическом анализе важно выявить не только общее количество бедных и их долю в совокупности совокупных домохозяйств или населения, но и степень дефицита их материального положения, без чего объективные оценки затрат государства социальные программы невозможны. Именно поэтому необходимо использовать показатели бедности, которые позволяют оценить глубину бедности (степень обнищания) и степень бедности.

Разница между показателем тяжести бедности и показателем глубины бедности заключается в том, что при его расчете указывается большая доля домохозяйств со значительным дефицитом доходов (расходов или потребления).

Показатель уровня бедности зависит от доли домохозяйств (или населения) с доходами ниже порога бедности (или другого стандарта, который определяет состояние домохозяйства как бедного), нехватки доходов домохозяйства и степени дифференциации по уровню доходов бедных. Синтетический индикатор бедности (Sen-index) учитывает все эти факторы и является наиболее общим признаком бедности.

Основными причинами бедности в современных условиях являются: низкая заработная плата среди определенных категорий работников, большое количество иждивенцев в домашнем хозяйстве, безработица, низкий уровень пенсий, стипендий и пособий. Исходя из этого, статистика бедности предназначена для измерения влияния этих факторов на динамику, распространенность и глубину бедности. Социально-экономический портрет бедности представляет собой систему характеристик, которые описывают бедность как условие определенной части общества. Он включает следующие группы показателей: демографические (средний размер домохозяйства, его состав с учетом возрастных и гендерных характеристик членов, рождаемость, смертность, заболеваемость членов домохозяйства), экономические (источники дохода и их использование, имущество домохозяйства, занятость членов домохозяйства) социальная (стратификация малоимущих, социальные субсидии, дефицит бюджета домохозяйств, уровень и калорийность потребления продуктов питания, жилищные условия, потребление услуг в секторах социального комплекса).

Влияние коррупции на приватизацию и банкротство (которое приобрело поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.

Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.

Коррупция увеличивает расходы хозяйствующих субъектов, которые передаются потребителям за счет повышения цен и тарифов.

Коррупция в государственных органах развращает не только себя, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно наблюдается общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.

Административный потенциал общества переориентируется коррупцией с интересов развития страны на интересы разграбления.

Масштабная коррупция, способствующая недобросовестной конкуренции, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей для развития. Взятки - это гнилые или недостающие вложения.

Коррупция снижает зависимость государства от населения, и тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.

Из-за нарушения бюджетных обязательств наиболее важные социальные программы не реализуются.

Делая лишенных гражданских прав бедными еще беднее, а влиятельных богатых - еще богаче, коррупция поддерживает высокую социальную дифференциацию, а вместе с тем и высокую социальную напряженность.

Покрывая жизненно важные сферы (например, образование и здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные средства от целей социального развития и усиливает деградацию общества - не только социальной и интеллектуальной, но и биологической.

Распространяясь "сверху вниз" и проникая на все уровни общественной жизни, коррупция усиливает моральную деградацию общества, создает терпимость к нему и к преступности в целом (например, даже заказные убийства). Восприятие коррупции как единственно возможной формы эффективных отношений между обществом и государством в России становится все более распространенным.

Еще одной причиной бедности россиян является отсутствие прав у малого бизнеса. Всемирный банк опубликовал данные исследовательского отчета «Рост, бедность и неравенство в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе». Анализирует, помимо прочего, российскую статистику доходов домашних хозяйств. Чем богаче богатые, тем беднее бедные. Хотя средний доход с учетом доходов обоих, как это делают государственные органы, показывает, что Россия вовсе не самая бедная страна. Более того, с ростом экономики и доходов граждан. «Такая концентрация капитала, как и в России, крайне негативно влияет на качественный состав населения», - сказал Владимир Дребенцов, старший экономический советник, специалист по управлению экономикой и сокращению бедности Всемирного банка. - Конечно, существует связь между экономическим ростом и сокращением бедности. Проблема в том, что государство продолжает субсидировать устаревшие структурные образования ». Об этом подробно говорится в экономическом меморандуме Всемирного банка, в котором впервые данные о концентрации собственности в Российской Федерации, особенно в регионах, аналитически формализованы. Меморандум обвиняет российское правительство в агрессивной конфискации ресурсов и их неэффективном использовании. Это провоцирует дальнейшее сокращение населения. «Но ограничение доходов российских миллиардеров и перераспределение их среди бедных, как иногда говорят, не приведет к победе над бедностью», - говорит Владимир Дребенцов. - Наши жалобы на то, что в России называют олигархами, и мы называем их крупным бизнесом, это то, что они создают недостаточное количество рабочих мест. Постоянный тезис Всемирного банка заключается в том, что малый и средний бизнес может создавать гораздо более эффективные рабочие места».

Малому бизнесу, по его словам, мешают все - от бюрократических барьеров до тех ограничений, которые налагаются на него наличием крупного бизнеса: «Прежде всего, это проблема прямого доступа к ресурсам всех типов, прежде всего экономических». Проще говоря, малый бизнес в России лишен прав, и это одна из причин слишком яркой и постоянно растущей дифференциации доходов граждан страны. Предприятия-монополисты выбивают для себя сниженные ставки оплаты за электроэнергию и другие энергоносители. Таким образом, происходит чисто экономический захват ресурса. Эксперты ВБ также отметили еще один факт, возможно, неожиданный для российских властей: бюджетный сектор перестал быть основным источником формирования бедности. «Нам нужна реструктуризация самой бюджетной сферы. В большинстве российских регионов государственный сектор в значительной степени заменяет неэффективные отрасли экономики. А в некоторых регионах до 40% населения работают в государственном секторе. Это ненормально », - считает ВБ. Власти воспринимают государственный сектор как самый бедный слой и постоянно вливают в него финансовые вливания. И из-за того, что он слишком раздут, как отмечают эксперты ВБ, за этим не видно, что Россия вообще бедна не из-за бюджетников. Согласно официальным данным, Россия впервые за последние десять лет переживает период восстановления экономики, который начался примерно в середине 1999 года.

Создание условий сокращения бедности в РФ

Доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума к 2013 году снизится до 11,3 процента. Такой прогноз содержится в отчете об основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития на 2011 год и на период до 2013 года.

«Достижение этой цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении инфляции и сбалансированной налоговой политике», - говорится в документе, цитируемом «Российской газетой».

Выполнение прогноза, отмечает Минздрав, также зависит от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных для реализации соответствующих программ, средств из государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда России и Федерального фонда обязательного Медицинская страховка).

В то же время, по данным Росстата, количество граждан России с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 году составило 18,5 млн. Человек, или 13,1% от общей численности населения. Росстат рассчитал этот показатель с учетом результатов Всероссийской переписи населения, которая состоялась в конце 2010 года.

Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по России в четвертом квартале 2010 года была установлена ​​правительством России в 5,902 тысячи рублей. В то же время для трудоспособного населения прожиточный минимум составил 6 367 тыс. Руб., Для пенсионеров - 4 683 тыс. руб., детей - 5 709 тыс. руб.

Целью снижения дифференциации общества является формирование определенного «среднего класса» как приспособления общества - большинства населения - к рыночным условиям.

Присутствие, рост среднего класса в любой стране рассматривается как свидетельство эффективности проводимых реформ, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и становятся необратимыми. Большая доля среднего класса в системе социальной стратификации является одной из существенных черт общества, определяемого как «развитое», «цивилизованное». В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикальных изменениях политического курса.

Эти обстоятельства часто дают идеологическое измерение дискуссиям о среднем классе. Итак, мысль часто звучит. что в дореформенном постсоветском обществе средний класс действительно существовал, но был «разрушен», уничтожен ходом реформ, и его место заняли полукриминальные «элементы». Согласно противоположной точке зрения, средний класс должен неизбежно возникнуть в результате стабильного функционирования рыночной экономики. В то же время сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием наличия каких-то общеизвестных критериев их отнесения к среднему классу (уровень образования, социальный и профессиональный статус).

Однако невозможно сделать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи. В дополнение к обычным признакам приписывания этому тезису в обществе существуют также «классические» признаки и функции среднего класса. Прежде всего, это главный экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, которые считают себя поддержкой государства и по этой причине имеют право контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика принимала только декоративные формы контроля, такие как «народный контроль». Кроме того, система выравнивания распределения доходов предусматривала совершенно разные принципы формирования налоговой базы, по которой страна располагает бюджетом, принятие которого становится основным делом парламента на шесть месяцев, об этом страна узнала сравнительно недавно.

Другой важной функцией среднего класса является его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные сдвиги в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы вертикальной мобильности вверх, четкие перспективы социального роста, основанные на образовании и квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния среднего класса. В СССР престиж образования был, несомненно, высок, его уровень обеспечивал достижение относительно высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел, преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими демонстративными проявлениями лояльности режиму, то есть факторами, лежащими в иной плоскости, нежели профессиональные квалификации.

В «дефицитной экономике» величина дохода не определяла непосредственно характер потребления. Уровень престижного потребления был достигнут с помощью «блат», связей или определялся статусом должности в виде рационов, заказов и т. д. Таким образом, зависимость соответствующего социального слоя от правительства была консолидирована что, однако, не означало полной поддержки советского режима. Конечно, речь идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и неоспоримой избирательной системе внешнюю поддержку оказали 99,9%. Поэтому прослойка, существовавшая в СССР, хотя и обладала некоторыми чертами классического среднего класса, была не в ее социальных функциях. Это был класс, который в плановой экономике не имел шансов стать настоящим средним классом.

Каковы перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных текущей экономической ситуации. Характеристики процесса адаптации теперь ясны. Прежде всего, прежние доминирующие надежды на государство заменяются значительно большей ориентацией населения на собственные силы и возможности. Жестко определенные и ограниченные типы социально-экономического поведения сменяются различными типами социальных действий. Прямой и прямой государственный экономический и идеологический контроль заменяется такими универсальными регуляторами, как денежные и правовые нормы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя они часто не исправляются ни стабильными моральными нормами, ни правовыми санкциями.

В общественном мнении сложилось вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь невозможен без необходимых связей и денег, а деньги часто являются производными связей. Тяжелая работа и наличие востребованной профессии являются факторами второго уровня. Что касается знаний и опыта, то не большинство респондентов считают их необходимым условием для продвижения к успеху.

Отсутствие спроса на квалифицированный персонал или востребованность только при наличии необходимых связей деформирует цепочку: образование - квалификация - доход - долгосрочные сбережения - уровень потребления, который обеспечивает формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует работу с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплаты представителей одной и той же профессии в частном и государственном секторах отличаются на порядок. Доход не гарантирует статуса, так как многие источники высокого дохода являются незаконными. А несоответствие законодательства, несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в правонарушителя и заставляют владельцев предприятий при приеме на работу обращать внимание не столько на свои профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие их безусловную "надежность". «. В то же время доверие со стороны работодателя и лояльность со стороны работника подкрепляются жесткими санкциями в форме «отлучения» от источников дохода или потери работы.

Широко распространено мнение, что общество не оставило период нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической политике есть «скачок законов», «законы противоречивы и противоречат друг другу». «Существующая система не стимулирует легальную деятельность». Недостаток доверия к правительству и его финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии повышения благосостояния и переводит значительную часть возможных сбережений в потребление.

Кроме того, дисбаланс в отношениях между статусными и ролевыми позициями и социальной идентичностью, который «приводит» к нестабильным формам социального поведения, также говорит о кризисном характере адаптации. Невозможность для большинства населения реализовать свои социально-экономические устремления, повысить или хотя бы сохранить социальный статус заблокирует прогресс во всех других областях трансформации, создаст социальную напряженность, которая препятствует нормальному функционированию системы социальных институтов, замедляя формирование социальной структуры с прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Нельзя игнорировать политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, что в принципе должно отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается прежде всего в делегировании власти в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия между различными политическими партиями и движениями, человек должен сделать «сознательный выбор» в пользу политической организации, которая наиболее выражает его интересы. В условиях, когда традиционные политические масштабы западноевропейского типа не «работают» и рациональный прагматизм не институционализирован, возникает задача поиска «рабочего» индикатора политической идентификации. По нашему мнению, существует определенная связь между степенью адаптации населения и существующим диапазоном политических взглядов различных групп населения. В связи с этим жизнеспособность каждого из вариантов социально-экономического развития страны, предлагаемого различными политическими силами, фактически определяется успешностью адаптации населения к новым условиям жизни. Масштабы и темпы социально-экономических реформ также объективно определяются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения характеризуются кризисными особенностями, в обществе существует социальный слой, характеризующийся сформированными специфическими моделями социального поведения, который имеет стабильность, которую он стремится консолидировать и узаконить. Создан образ жизни, социокультурное поле, элементы которого активно представлены в обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых, относительный дефицит этого слоя (примерно 7% от общей численности населения); во-вторых, его изоляция, ориентация на социальное взаимодействие преимущественно в «своей» среде, своего рода касте, символом которой является «бросающееся в глаза потребление» (по мнению Т. Веблена).

Таким образом, мы действительно можем говорить о верхнем слое, в котором есть все основные черты сформированного социального слоя: нормы и санкции, поддерживающие его стабильность, культурные символы взаимодействия, практически завершенный процесс формирования групповой идентичности и связанный с образом жизни с последним.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, который характеризуется дисгармонией в отношениях между типом идентичности и занимаемой статусной позицией. Есть несколько причин, по которым образование крупного среднего класса было заблокировано. Это связано прежде всего с механизмом приватизации. способствовали созданию крупных, но не средних и мелких собственников, хотя именно эту цель ставили в качестве главных «архитекторов» приватизации,

Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности. Потенциальное ядро ​​среднего класса, в который, по нашим оценкам, входит около 15-20% населения, характеризуется адаптивными навыками и реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, все еще не делает эту часть общества «классом самим по себе», поскольку, хотя существуют важные предпосылки для формирования среднего класса, практически отсутствуют стереотипы массового социокультурного поведения и, во-вторых, стабильного самосознания. -идентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, действующей в форме признания особого достоинства, символической оплаты расходов на адаптационные усилия.

Более того, нельзя говорить о «классе для себя», поскольку сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значительные горизонтальные связи, реальная поддержка авторитетных общественных организаций делают представителей этого слоя уязвимыми перед угрозой потери позиций, достигнутых в ходе адаптации. Существующая налоговая система, которая стимулирует сокрытие доходов, также не способствует контролю над налогоплательщиками.

Структурное формирование среднего класса возможно при наличии согласованного и взаимодополняющего набора внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся развитие автономной деятельности, четкое разграничение круга социальных интересов, групповая идентификация, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к внешним - стабилизация социально-экономических и политических институтов. и способность общества воспроизводить эту стабильность, под которой следует понимать не сохранение существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий властей.

Вывод:

Анализ изменений уровня жизни населения России за последние годы показал, что сохранение низкого уровня жизни большинства населения блокирует его экономическое развитие и усугубляет его социальную и политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и неадекватной нынешней напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественных и политических сил выступают за изменение хода социально-экономических преобразований в стране.

Политика распределения доходов населения должна быть направлена, в первую очередь, на восстановление роли заработной платы как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.

Для этих целей первостепенное значение имеет постепенное приведение минимальных и других фиксированных доходов населения к уровню прожиточного минимума. Именно такой подход заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Также необходимо принять срочные правовые, экономические и административные меры для устранения существующей задолженности по заработной плате, ввести механизм компенсации материального ущерба в случае задержек с выплатой заработной платы.

В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования работодателей на случай их неспособности своевременно оплачивать работу работников. Активная государственная социальная политика позволит остановить процесс обнищания основной массы населения такой великой державы, как Россия, и создать предпосылки для преодоления социального кризиса в стране.

Доход и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как составляющие уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они очень важны как элемент восстановления экономики, который определяет емкость внутреннего рынка. Вместительный внутренний рынок, поддерживаемый платежеспособным спросом, является мощным стимулом для поддержки отечественных производителей.

Низкий доход и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, чей денежный потенциал частично перенаправлен на покупку импортных товаров, является одной из основных причин стагнации российской экономики.

Очевидно, что для оживления экономики необходимо сформировать эффективный спрос за счет увеличения доли доходов населения в общем объеме доходов общества - ВВП. В основном, чтобы реанимировать внутренний рынок и поддержать отечественных производителей, стратегически важно увеличить доходы самой бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно же, своевременная выплата заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных пособий необходимы для восстановления экономики.