Экономический подход к коррупции

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Естественные монополии и их роль в российской экономике
Теневая экономика: сущность, виды, последствия
Коррупция как угроза экономической безопасности

Антиинфляционная политика, ее направления


Введение:

Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически во всех странах мира. В то же время предлагаемые учеными и политиками меры по решению этой проблемы можно разделить на две группы, карательные и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних проявлений коррупции, и поэтому лишены многих недостатков, присущих методу войны.

Поскольку коррупция в целом, как и коррупция в сфере управления государственными и муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, действия по борьбе с коррупцией должны носить системный характер. В настоящее время в России и во всем мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции.

Целью данной работы является рассмотрение экономической теории коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления, дать обзор существующих тенденций и подходов к моделированию коррупции, описать подходы к изучению основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предупреждения коррупции в управлении государственными ресурсами.

Коррупция как проблема национальной безопасности

Анализ научной, юридической и публицистической литературы показывает, что существует довольно много определений коррупции. Термин коррупция от лат. rumpere, сломай что-нибудь. Коррупция определяется как продажа государственной собственности государственными должностными лицами в частных целях. В проекте федерального закона "О противодействии коррупции", подготовленном депутатом Государственной Думы В. И. По мнению Илюхина, под коррупцией понимается получение субъектами, не предусмотренными законом, материальных и нематериальных выгод и преимуществ с использованием своего служебного положения и связанных с ним возможностей, а также подкуп этих лиц путем незаконного предоставления им выгод и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Полезно различать коррупцию верхнего и нижнего уровней. Первый охватывает политиков, высших и средних должностных лиц и предполагает принятие решений, имеющих высокую цену (формулы законов, государственные заказы, изменения форм собственности и т. д.). вторая распространена на среднем и нижнем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан.

Зачастую обе стороны, заинтересованные в коррупционной сделке, принадлежат к одной и той же государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за сокрытие коррупционных действий взяточника, это тоже коррупция, которую обычно называют вертикальной. Он обычно служит мостом между коррупцией высокого и низкого уровня. Это особенно опасно, так как свидетельствует о переходе коррупции из стадии изолированных актов в стадию укоренившихся организованных форм.

Большинство экспертов, изучающих коррупцию, относят к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, присутствуют все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше чиновничества. Согласно Конституции, избиратель обладает ресурсом под названием власть. Он делегирует эти полномочия избранным лицам посредством особого вида голосования по принятию решений. Избиратель должен принять это решение, исходя из передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат заключают сделку, в результате которой избиратель, нарушая указанную норму, получает денежные или иные выгоды, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется получить властный ресурс. Понятно, что это не единственный вид коррупции в политике.

Коррупция существует и в неправительственных организациях. Работник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться ресурсами, которые ему не принадлежат, он также обязан следовать уставным целям своей организации, он также имеет возможность незаконного обогащения за счет действий, нарушающих интересы организации, в пользу второго лица, которое получает от этого свои выгоды.

Если исходить из того, что эффективность государственных институтов зависит от взаимного соответствия формальных и неформальных норм, социальных норм и реальной практики, то уровень коррупции должен отражать меру неэффективности институтов общества. Очевидно, что в трансформирующихся обществах ослабление институциональных систем приводит к стабилизации отклонений социальных практик от существующих формальных норм и приобретению ими устойчивого внеправового характера.

В то же время очевидно, что этот процесс имеет положительные обратные связи, опора государства на бюрократию не может не привести к росту коррупции, а рост коррупции усиливает бюрократию, что в результате делает практически невозможным эффективный рынок и уважение прав частной собственности.

Проблема неформальных договорных отношений и коррупции как одного из ее видов является не столько причиной аморальности участников такого рода сделок, сколько следствием размывания реальных ценностей и смыслов правил игры и рамочных условий, которые задают высшие агенты.

Трудности изучения феномена коррупции связаны с его многогранностью и проникновением в различные сферы, которые традиционно являются объектами изучения различных общественных наук, использующих различные инструменты и использующих свой понятийный аппарат. Для ученого коррупция - это не столько проверка слухов о том, что чиновник (чиновник, политик, начальник) получил взятку в определенной сумме от бизнесмена (подчиненного) за ускорение какого-то своего дела, сколько изучение объективных условий и социальных фактов и реальных практик, способствующих ее возникновению, росту или возможному ограничению, анализ многообразия ее видов, ее негативных и, если таковые имеются, то и положительных последствий.

Сочетание разнообразных массовых практик формирует реальную жизнь российского общества. Однако не все социальные практики носят институциональный характер. Институционализированы в основном те из них, которые являются более значимыми и массовыми, а также стабильными и традиционными. В здоровых обществах и в нормальных условиях государственные законы и нормативные акты воспринимаются большинством граждан как справедливые и реализуются в массовых социальных практиках.

Скандалы и разоблачения злоупотребления властью ради наживы на фоне все более углубляющегося социального неравенства они подрывают авторитет самой власти, дискредитируют демократию и создают опасность перехода к диктатуре, одним из лозунгов которой может стать борьба с коррупцией. В современной России коррупция теряет свой криминальный статус и становится как бы легализованной-она становится широко распространенной практикой.

Проблемы и условия, порождающие коррупцию

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда возрастает, когда страна проходит модернизацию. Россия переживает сейчас не просто модернизацию, а радикальный разрыв с социальными, государственными и экономическими основами. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе и негативным.
Связь между коррупцией и лежащими в ее основе проблемами носит двусторонний характер. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, и их решение может способствовать снижению уровня коррупции. С другой стороны, масштабная коррупция сохраняет и обостряет проблемы переходного периода и препятствует их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно только путем одновременного решения порождающих ее проблем, а, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решимостью и во всех направлениях.

Общие проблемы, порождающие коррупцию, - это те, которые характерны не только для России, но и для большинства стран, проходящих модернизацию, прежде всего в переходный период от централизованной экономики к рыночной. Вот некоторые из этих проблем.

Трудности преодоления наследия тоталитарного периода. К ним относятся, прежде всего, медленный отход от закрытости и бесконтрольность властей, что, безусловно, способствовало расцвету коррупции. Стоит отметить в этой связи, что одним из самых коррумпированных режимов в истории была нацистская Германия.

Другим обстоятельством является преодоление слияния власти и экономики, характерного для тоталитарных режимов с централизованной системой хозяйствования. Естественное разделение труда между государственными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка еще не сформировалось.

Если раньше, при советской власти, коррупция часто порождалась контролем за распределением основного ресурса-фондов, то на начальных этапах реформы чиновники резко диверсифицировали сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные социальные проекты и т. д. Это один из признаков переходного периода и в то же время служит благодатной почвой для коррупции.

Специфические российские проблемы

Описанные ниже проблемы являются продолжением тех, которые уходят корнями в советский период в их проявлении или происхождении. Некоторые из них усугубляются условиями переходного периода (об этом частично говорилось выше).

Слабость судебной системы, одна из главных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах (последнее считалось почти неприличным). После краха этой системы на ее месте образовался правовой пробел, который до сих пор не заполнен.

Сейчас в России слабость судебной системы проявляется в том, что: 

  • О бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и функционирование судов;
  • О слабое исполнение судебных решений;
  • О пропускная способность арбитражных судов невелика, а это означает, что время рассмотрения дел в них резко увеличивается, что зачастую парализует коммерческую деятельность;
  • О не хватает квалифицированных кадров для удовлетворения требований новых экономических условий.

В борьбе с коррупцией серьезный потенциал гражданского судопроизводства практически не используется.

Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел об административных правонарушениях, что затрудняет решение многих задач в сфере, связанной с коррупцией.

Недоразвитость правосознания населения вызвана той же причиной-системой квазипартийного правления, которая укоренилась еще при советской власти. Помимо слабого исполнения законов и других норм, помимо отсутствия культуры и традиций использования права граждан, проявляются и другие последствия, в частности, снижение правового иммунитета приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление низовой коррупции.

Привычная ориентация правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно интересов государства и общественной собственности, типичная российская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе частных собственников, пока не стала центральной задачей. В результате предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.

Традиция подчинения чиновников не закону, а указаниям и распоряжениям начальника имеет корни в России, которые старше 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки правового регулирования застревают в старой бюрократической системе, которая продолжает работать по своим собственным законам, установленным несколько веков назад. Поэтому любая антикоррупционная программа в России должна предусматривать коренное реформирование системы государственной службы.

Основной вклад в рост коррупционного рынка вносит рост среднего размера взяток. Для определения количества действующих предприятий в 2001 году в исследовании использовалась официальная статистика, уменьшенная в 2 раза.

По словам господина Сатарова, коррупционный рынок в России составляет 55% ВВП. Таким образом, экономика недооценена из-за теневой составляющей. "Если эти цифры верны, то экономику можно умножить в 4 раза. 

Безусловно, нельзя признать эффективной деятельность государственных правоохранительных органов, позволившую масштабам коррупции в российской экономике вырасти примерно до 16% ВВП и 53-54% доходов государственного бюджета Российской Федерации. Размер теневой российской экономики вполне может составить 160-180 миллиардов долларов. Это коррелирует с данными, свидетельствующими о том, что не менее 40% денежной массы находится в тени, а $ 40,4 млрд вовлечено в серый оборот.

Уровень коррупции на всех уровнях государственной власти (федеральном, региональном, муниципальном) и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной, судебной) характеризуется данными фонда ИНДЕМ. Согласно полученной информации, пальма первенства на коррупционном рынке принадлежит исполнительной власти муниципального уровня, этот сектор занимает рыночную нишу в размере $ 24,866 млрд. (74,2% от общего объема рынка коррупции в России).

Многочисленные исследования уровня заработной платы как фактора коррупции не позволяют сделать однозначный вывод о решающей роли уровня заработной платы в решении проблемы коррупции. Качественный анализ должен учитывать многие факторы, в том числе неоднородность чиновничества, тот факт, что не всегда легальные доходы (даже очень значительные) приходов идут не на очень приличные расходы, и опыт, который говорит, нет таких легальных доходов, чтобы они не превышали нелегальных.

Монополия как источник коррупции. Если исходить из того, что рыночная власть - это способность одной группы покупателей (продавцов) влиять на цены покупаемых (продаваемых) товаров, то рынок совершенной конкуренции характеризуется полным отсутствием рыночной власти, а для монопольного рынка, абсолютной рыночной властью. Злоупотребление рыночной властью в интересах менеджеров монополий может быть источником коррупции. Отсюда принципиальное сходство антикоррупционного и антимонопольного законодательства.

Неэкономические факторы, ведущие к коррупции. Примером альтернативного подхода к изучению коррупции является статья Б. Франка об использовании психологических тестов для выявления склонности к коррупции среди различных профессиональных и возрастных групп. Характерно, что самыми коррумпированными по результатам тестов оказались студенты, изучающие экономику. В статье гендер и коррупция группа исследователей приводит социологические данные о том, что женщины значительно реже дают и получают взятки, чем мужчины, а также результаты межстранового корреляционного анализа, подтверждающие обратную зависимость между уровнем коррупции и долей женщин в общей численности рабочей силы и в национальном парламенте, экономикой преступлений и наказаний.

Стратегии предупреждения коррупции в управлении государственными ресурсами
Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически во всех странах мира. В то же время предлагаемые учеными и политиками меры по решению этой проблемы можно разделить на две группы, карательные и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних проявлений коррупции, и потому лишены многих недостатков, присущих методу войны.

Поскольку коррупция в целом, как и коррупция в сфере управления государственными и муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, действия по борьбе с коррупцией должны носить системный характер. В настоящее время в России и во всем мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции. Рассмотрим некоторые из них с целью определения стратегии предупреждения коррупции в управлении государственными и муниципальными ресурсами.

Превентивные меры были сведены экспертами Всемирного банка в единую многоцелевую антикоррупционную стратегию, которая состоит из пяти разделов: 

  • Институционализация независимой и эффективной судебной системы;
  • Расширение сферы парламентского контроля;
  • Обеспечение независимости правоохранительных органов.

Политическая ответственность: 

  • Политическая конкуренция, заслуживающие доверия политические партии;
  • Прозрачность в финансировании партий;
  • Прозрачность процедуры голосования для избирателей;
  • Обязанность государственных служащих декларировать имущество, правила, регулирующие конфликт интересов.

Расширение возможностей для участия гражданского общества:

  • В гарантирование свободы информации;
  • Усиление роли средств массовой информации.

Конкурентоспособный частный сектор: 

  • Реструктуризация монополий в целях повышения конкуренции;
  • Снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений;
  • В прозрачности корпоративного управления;
  • Расширение прав деловых ассоциаций.

Управление государственным сектором: 

  • Трудоустройство на государственную службу по заслугам, достойное вознаграждение государственных служащих;
  • В децентрализации власти;
  • Повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов;
  • Повышение прозрачности налогового администрирования, лишение налоговых органов возможности произвольно предоставлять налоговые льготы и упрощение налогового администрирования.

Нет никаких сомнений в том, что реализация описанных выше направлений и мер будет способствовать предупреждению коррупции. Однако в приведенном перечне практически отсутствуют меры, направленные на совершенствование российского законодательства, тогда как, по мнению многих ученых и политиков, гораздо значительнее, когда коррупция базируется на законе, когда сам закон способствует ее возникновению и создает для нее благоприятные условия. При этом коррупция может возникать как из-за пробелов в законодательстве, так и из-за сложных и трудноисполнимых на практике норм права.

Заключение

Таким образом, отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, ведет к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых институтов и сфер влияния, способствует формированию коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится огромный непоправимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усиливается экономическое и политическое неравенство населения, растет бедность, растет социальная напряженность. Целостность страны и сохранение ее конституционного строя находятся под угрозой. Таким образом, коррупция становится проблемой, угрожающей национальной безопасности страны.

Эта проблема не может быть решена государством в отрыве от общества. Без ложного пафоса эта проблема касается каждого, кто осознал опасность дальнейшего усиления коррупции для себя и своих близких, для своего бизнеса, для общества и страны, кто считает себя гражданином.

Запуску и внедрению системы антикоррупционных мер препятствует целый ряд препятствий: 

  • О есть лица на достаточно высоком уровне, которые могут быть обвинены в коррупции;
  • О существует большой слой чиновников, которые не заинтересованы в изменении текущей ситуации;
  • О в правительстве сохраняются и превалируют старые стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению таких проблем, как борьба с коррупцией.

Поскольку ограничение коррупции неотделимо от фундаментальной реформы всей государственной машины, реализация такой программы требует серьезной политической поддержки и конкретных политических условий, в том числе консолидации большинства властных элит.

Весь мировой опыт показывает, что истерия борьбы с коррупцией расчищает путь диктатурам. Парадокс заключается в том, что, установившись, диктатура еще больше способствует коррупции, увеличивая ее масштабы и развращая правительство. Наконец, общества, переходящие от тоталитаризма (или долгосрочной диктатуры) к демократии, несут вирус тоталитарного реванша под лозунгом борьбы с издержками демократии, среди которых коррупция занимает одно из первых мест.

Альтернатива этому есть только одна, разработка и реализация государственной антикоррупционной политики на основе консолидации большинства политических сил и в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества.
Задачи, сформулированные во введении, решены, и цель работы достигнута.