Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное регулирование рынка труда и занятости
Государственная система регулирования рынка труда
Государственное регулирование экономики в условиях рынка
Проблемы перехода к рыночной экономике в постсоциалистических странах


Введение:

Для раскрытия механизма рыночного равновесия, в частности взаимодействия спроса и предложения, можно уточнить сущность товарно-денежных отношений, рынок и его структуру. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий различные направления, направления и школы пытаются определить основные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в развитие экономической системы, механизм ее функционирования усложняется, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.

В статье рассматривается тема рыночного равновесия и участия государства в его достижении. Предложение и спрос, два важных понятия экономики. Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразделимых явления. В рыночной экономике спрос определяет предложение, но это не значит, что предложение менее важно. Его изучение также необходимо для правильного понимания и решения проблем, актуальных в настоящее время.

Нельзя также недооценивать роль государства в современной рыночной экономике. Прежде всего, государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми хозяйствующими субъектами. К инструментам государственного регулирования рыночного равновесия относятся налоги и субсидии, а также фиксированные цены.

Целью курсовой работы является анализ формирования равновесия между спросом и предложением в условиях рыночной экономики на примере мирового нефтяного рынка. Для достижения этой цели были поставлены задачи по уточнению понятий спроса и предложения, факторов, влияющих на них, и причин дисбаланса рынка. Также в статье рассматривается влияние государства на рыночный баланс.

Теоретические аспекты исследования рыночного равновесия

Одной из важнейших проблем макроэкономики является проблема обеспечения общего экономического равновесия. Базовой макроэкономической моделью при исследовании данной проблемы является модель совокупный спрос, совокупное предложение.

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, повышение благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение природной среды и другие цели.

В переходной экономике они дополняются созданием частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализацией экономической жизни и другими целями. Одним из важнейших факторов рыночной экономики является рыночное равновесие.

Для того чтобы понять рыночный механизм, необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризовать элементы его функционирования, спрос и предложение, рассмотреть каждый из элементов в отдельности и проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.

Рынок - это механизм, объединяющий покупателей (носителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.

Логика поведения основных участников рынка-покупателей и продавцов, отражает две рыночные силы, спрос и предложение. Результатом их взаимодействия является сделка-соглашение между сторонами о покупке и продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

В экономическом смысле спрос основан не только на потребности или потребности в конкретном благе, но и на готовности и способности платить за него. Общий спрос покупателей на товары отражается в кривой спроса.

Соотношение между ценой товара и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Согласно закону спроса, потребители при прочих равных условиях будут покупать тем больше товаров, чем ниже их рыночная цена. Другими словами, закон спроса-это обратная зависимость между уровнем цен и количеством закупаемой продукции.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на конкретный товар и рыночный спрос, то есть совокупный спрос всех покупателей на каждую цену товара.

Совокупный спрос (AD) - это совокупные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике за определенный период времени. 

Зависимость между ценой товара и объемом спроса называется кривой спроса. Он отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели хотят и могут приобрести за единицу времени.

Рыночное ценообразование - это многоплановый процесс, в котором на обмен товарами влияют не только цены, но и другие неценовые факторы. Количество товаров, которые можно приобрести в любой момент времени, зависит не только от цены, но и от так называемых неценовых факторов.

Эти факторы включают в себя:

  • Денежные доходы покупателей. Например, если денежный доход покупателей увеличился, то количество приобретаемых товаров увеличится, хотя цены на эти товары не изменились и до этого увеличение доходов могло быть одной из главных причин их ограниченных покупок потребителями. Если же, наоборот, денежные доходы покупателей уменьшились, то при тех же ценах на товары, возможный объем покупок уменьшится;
  • Потребительские ожидания. Причины изменения ожиданий могут быть самыми разными, как экономическими (инфляция), так и неэкономическими (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия);
  • Наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. Таким образом, спрос на говядину может увеличиться, если не будет других видов мясной продукции (свинина, баранина, птица). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента позволит рассредоточить спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, сократив его для каждой отдельной группы данного продукта. Дополнительные потребительские товары включают, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Недостаток сахара может вызвать падение спроса на чай и кофе, так как многие люди не согласятся есть их несладкими, независимо от их конкретной полезности. Практически каждый товар имеет свои надстройки и заменители, и их присутствие на товарных рынках может существенно изменить потребительский спрос;
  • Субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде и дизайну продукции. Значительную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика потребительской психологии.

Изменение неценовых факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса, показывающей изменение количества запрашиваемых товаров по одной и той же цене.

Предложение может быть определено как совокупность товаров и услуг, которые в настоящее время находятся на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать по текущим ценам.

Основными показателями оферты являются размер (объем) оферты и цена оферты. Величина (объем) предложения - это количество товаров, которые продавцы готовы продать.

Объем предложения будет варьироваться в зависимости от цены, чем выше цена, тем выше, при прочих равных условиях, размер предложения на рынке данного товара. 

Помимо цены товара, на стоимость предложения влияют и другие факторы.

Наиболее значимыми неценовыми факторами предложения являются: 

  • Производственные затраты. Чем ниже себестоимость продукции, тем выше рентабельность производства и тем больше рыночное предложение товаров;
  • Уровень налогообложения. Снижение размера налогов на компании, как правило, является положительным фактором развития, а также приводит, при прочих равных условиях, к увеличению предложения;
  • Технология производства. Совершенствование технологии в конечном счете снижает производственные издержки, повышает эффективность производства, повышает производительность труда, а также увеличивает предложение;
  • Экономические ожидания производителей. В большинстве случаев благоприятные ожидания хозяйствующих субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, приводят к увеличению предложения;
  • Количество производителей. Чем больше количество фирм, работающих на рынке данного вида продукции, тем больше ее общее предложение на рынке;
  • Цены на связанных рынках, цены на конкурирующие продукты в производстве и цены на товары, произведенные совместно" с данным продуктом (рост цен на нефть может привести к увеличению предложения нефтепродуктов).

Факторы роста нефтедобычи, приводящие к снижению цен

Рост добычи, не единственная причина, которая может спровоцировать значительное снижение мировых цен на нефть.

Во-первых, этому будет способствовать развитие высокотехнологичной многоступенчатой переработки. Простая перегонка нефти дает небольшое количество бензиновых фракций и значительное количество тяжелых нефтяных остатков, мазута и гудрона, содержащих длинные цепочки ароматических углеводородов и пригодных только для производства асфальта, мазута и др. Однако тяжелые остатки также могут быть переработаны путем разрыва длинных цепей ароматических углеводородов с использованием различных установок крекинга и риформинга. Эти технологические процессы позволяют добиться выхода светлых нефтепродуктов в объеме до 90%, а общий объем переработки довести до 97%. В то же время из тонны нефти можно получить больше литров нефтепродуктов за счет более глубокой переработки.

Во-вторых, высокие мировые цены на нефть породили ряд государственных программ экономии-энергосбережение и ужесточение требований к экологичности на транспорте, в промышленности и коммунальном хозяйстве. Более того, эту задачу взяли на себя как страны, зависящие от импорта энергоносителей, так и те, которые от них не зависят. Весьма показателен пример США, где еще до начала взрывного роста добычи нефти была принята программа экономии энергоресурсов и снижения зависимости от импорта нефти до 2020 года (одно из предвыборных обещаний Барака Обамы).

В-третьих, во всем мире наблюдается массовое развитие различных альтернативных энергетических технологий. Использование многих из них при низких ценах на нефть считалось экономически нецелесообразным, но работа в этом направлении не была свернута по политическим причинам. Например, Япония уже 18 лет финансирует программу изучения гидратов метана на дне моря, а в прошлом году приступила к их добыче. Правительство уже пообещало запустить промышленное производство этого сырья на шельфе в ближайшие пять лет. Китай настолько переборщил с производством фотоэлементов (компонентов солнечных батарей), что за последние два года снизил мировые цены на них в двадцать раз. В то же время эффективность новых трехслойных фотоэлектрических пленок, вероятно, будет удвоена, доведя ее с 22 до 43,5%, что неизбежно подстегнет спрос и спровоцирует новый виток развития отрасли. Кроме того, Китай активно строит заводы по газификации угля и привлекает компании из США для разработки своих нетрадиционных месторождений. Южная Корея, не имея собственных источников энергии, решила разработать наиболее доступный источник и активно разрабатывает технологию высокоэффективного сжигания угля, КПД которой может достигать 65%. Россия, которая активно развивает ядерные технологии и вскоре станет первой страной, завершившей ядерный цикл созданием экономически эффективной переработки топлива с атомных электростанций, не остается в стороне

Сочетание этих трех факторов и увеличение добычи окажет понижательное давление на цены на нефть.

Существует мнение, что резкое падение цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель невозможно, так как уровень цен, обеспечивающий бездефицитные бюджеты стран, экспортеров нефти, значительно превышает эту отметку. Однако эта точка зрения, действовавшая в течение последних 10-12 лет, потеряет актуальность, поскольку нефтяной рынок превратится из рынка продавца в рынок покупателя.

Еще год, два назад в ответ на падение цен на нефть производители могли фактически сократить объемы поставок, что позволяло им в достаточно короткие сроки восстановить удовлетворительные цены или даже вывести их на более высокий уровень, не теряя при этом существенно своей доли на мировом рынке. Теперь, хотя сокращение поставок приведет к восстановлению цен, рыночная доля неизбежно будет потеряна. Общая выручка экспортеров нефти все равно будет снижаться-либо от падения цен, либо от сокращения физического объема поставок.

По приблизительным оценкам, независимые производители при текущих ценах на нефть могут обеспечить дополнительные поставки нефти на рынок в объеме до 0,7-0,9 млн баррелей в сутки. Это означает, что если цены на нефть упадут, скажем, до 80 долларов за баррель и страны ОПЕК решат ввести квоты, которые сократят существующие поставки на 2 миллиона баррелей в день, то в течение одного года 0,7-0,9 миллиона баррелей суточного спроса мировой экономики на нефть будут замещены сырьем из стран, не входящих в ОПЕК. Объем перепроизводства нефти в мире за последние два года составил около 0,4-0,5 млн баррелей в сутки. 

В последнем обзоре состояния мировой энергетики аналитики BP осторожно отмечают, что к 2020 году резервные мощности стран ОПЕК подскочат примерно до 7 млн баррелей в сутки, и это станет серьезным испытанием для ОПЕК.

Опыт последнего десятилетия показывает, что даже при относительно небольших объемах резервных мощностей ОПЕК цены на нефть подвергались значительному давлению со стороны фондовых рынков. Однако следует помнить, что попытки ОПЕК сохранить нынешний высокий уровень цен на нефть будут лишь стимулировать развитие альтернативных поставщиков и альтернативных технологий. Конечно, ситуация на финансовых рынках может сдерживать падение, например-сырьевые рынки уже давно являются их неотъемлемой частью. Биржевые спекулянты могут сделать падение более мягким, но они вряд ли смогут его предотвратить, и в какой-то момент они вообще начнут играть на понижение. 

Еще одним широко распространенным мнением среди экспертов является то, что значительное падение цен на нефть невозможно из-за высокой себестоимости добычи нетрадиционных углеводородов (в частности, сланцевой нефти, твердой песчаниковой нефти, сверхвязкой битуминозной нефти). Здесь нужно учитывать две вещи.

Во-первых, стали развиваться технологии добычи нетрадиционных углеводородов при сверхвысоких ценах на нефть. Но они не стоят на месте, и сейчас появляются новые, менее дорогие (чему способствовал обвал цен на нефть в 2009 году).

Во-вторых, добыча и добыча углеводородов - это очень капиталоемкий процесс, в котором наибольшую долю затрат составляют невозвратные капитальные затраты. После бурения скважины ее владелец никуда не денется, и если его выручка от продажи нефти из этой скважины покроет эксплуатационные расходы, то он будет продолжать качать нефть и нести убытки. И в то же время такой производитель будет изо всех сил стараться снизить эксплуатационные расходы и достичь окупаемости проекта, что подтолкнет развитие всей отрасли. Именно так и произошло, когда цены на газ в США рухнули в шесть раз.

Аналогичная ситуация наблюдается и с разработкой месторождений битуминозной нефти в Канаде. Если нефтепроводы, железные дороги, порты и терминалы для подготовки и транспортировки нефти уже построены, они все равно будут перерабатывать и транспортировать нефть, хотя в целом инвестиционный проект будет убыточным. Конечно, при низких ценах и проектах, которые не являются устойчивыми, новые инвестиции в разработку нетрадиционных углеводородов вряд ли придут, но инвестиции, уже сделанные в отрасль, никуда не денутся и обеспечат максимально возможные поставки углеводородов на мировой рынок. Все это, хотя и будет сопровождаться волной банкротств в отрасли, но не помешает ей продолжать эксплуатировать построенные мощности, после смены собственников и/или реструктуризации долга.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия, связанные со спросом и предложением, а также механизм формирования равновесной цены. Хотя модель равновесия спроса и предложения достаточно абстрактна, она позволяет выявить и понять основные тенденции на рынке, выявить факторы, влияющие на эти тенденции, и дает возможность прогнозировать развитие рынка в будущем.

В первой главе работы были определены понятия спроса и предложения. Спрос - это эффективный спрос на продукт или услугу. Предложение может быть определено как набор товаров и услуг, которые в настоящее время находятся на рынке и которые продавцы готовы продать по текущим ценам. Были также рассмотрены определения закона спроса и закона предложения. Закон спроса гласит, что если цена товара снижается, а все остальные параметры остаются неизменными, то величина спроса на этот товар возрастает. Закон предложения-если цена товара увеличивается, а все остальные параметры остаются неизменными, то ценность предложения товара возрастает. Равенство спроса и предложения создает равновесную цену. На спрос и предложение влияют неценовые факторы, такие как потребительские вкусы, количество продавцов и потребителей, цены на ресурсы, продукты-заменители.

Во второй главе я проанализировал мировой рынок нефти. Выявлены тенденции и перспективы развития мирового нефтяного рынка, рассмотрены факторы, влияющие на развитие нефтяного рынка. Росту производства также будет способствовать развитие высокотехнологичной многоступенчатой переработки, государственных сберегательных программ, а также развитие различных альтернативных технологий по всему миру. Проанализировав динамику мировой добычи нефти, можно сделать вывод, что крупнейшими нефтедобывающими странами мира являются Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Китай, Мексика, Канада, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла. Основными импортерами на мировом нефтяном рынке являются США, Китай, Япония, Южная Корея, а также европейские страны, такие как Германия, Франция, Италия и Испания.

Прогнозирование цен на нефть, очень неблагодарная задача, поскольку она зависит от многих факторов, которые не всегда прозрачны и зачастую носят скорее политический, чем экономический характер. Однако именно усиление последнего позволяет нам сегодня делать прогнозы с большей достоверностью.