Экономические теории конкуренции

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Россия в ОЭСР: промежуточные итоги сотрудничества

Анализ политики ЦБ России с 2003-2013

Модель рециркуляционной экономики Китая

Экономико-статистический анализ внешней торговли

 

Введение:

Ключевым понятием, выражающим суть рыночных отношений, является конкуренция. Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночной экономики, видом отношений между производителями относительно установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Конкуренция между потребителями определяется так же, как и отношения, касающиеся формирования цен и объемов спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкуренции, является желание превзойти других. Конкуренция на рынках - это заключение сделок и доли участия в сфере рынка. Конкуренция - это динамичный (ускоряющийся) процесс. Она служит для лучшего снабжения рынка товарами.

Компании используют, например, качество продукции, цену, услуги, ассортимент, условия поставки и оплаты, информацию через рекламу, как средство для улучшения своих позиций на рынке.

Современная рыночная экономика представляет собой сложный организм, состоящий из огромного количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне обширной системы регулирования предпринимательской деятельности и объединенных единым понятием - рынок.

Рынок по определению представляет собой организованную структуру, в которой "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия потребительского спроса (спрос - это количество товаров, которое потребитель может купить по определенной цене) и предложения производителя (предложение - это количество товаров, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются цены на товары и объемы реализации. При рассмотрении структурной организации рынка решающее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), вовлеченных в процесс обмена общего эквивалента стоимости (денег) на определенный товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура взаимоотношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Рынок является определенным способом взаимодействия между производителями и потребителями продукции.

Рыночный порядок взаимодействия субъектов хозяйствования предполагает наличие конкуренции, экономическое соперничество между производителями, потребителями, производителями и потребителями. Вопрос конкуренции в экономике - это вопрос о том, сколько независимых производителей и потребителей представлено на рынках различных товаров и услуг, а также степень свободы их вхождения на эти рынки и заботы о них. Частная собственность, свободное ценообразование и конкуренция считаются основами рыночной системы.

В современных условиях рынки с чистой конкурентной структурой занимают мало места. Уточнение других видов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить особенности взаимодействия хозяйствующих субъектов, их возможности, условия ценообразования и др. Решив иметь "четвероногого друга". - Собака, человек обычно берет специальные справочники, чтобы познакомиться с физиологией, привычками, рекомендациями по уходу за собакой. Однако, собаки нет вообще, существуют специфические породы собак - овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли и др. И кто будет спорить с тем, что есть разница между бульдогом и пуделем? Поэтому для будущего владельца важно получить информацию не только о собаках в целом, но и об особенностях конкретной породы. Человек, который хочет понять экономику, должен понимать устройство рыночной коммуникации в целом и ее специфические условия при различных видах конкуренции. Каждый из нас - покупатель, большинство из нас - трудоспособные люди - продавцы (например, продавая услуги труда), некоторые из нас - предприниматели. Знание условий конкуренции поможет нам лучше оценить собственные возможности и шансы, спрогнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернативные варианты поведения.

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против стремления ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает наличие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца - такое явление называется чистой монополией. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, проводящее политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это во многом новая и достаточно серьезная проблема.

Так, в своей работе я намерен выяснить сущность и значение конкуренции в экономической системе, ее виды (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), формы, а также деятельность государства по регулированию конкуренции.

Сущность конкуренции

В повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся со словами: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентный рынок". Этим словам иногда дают разные значения, но все они могут быть сведены к двум понятиям - "конкуренция" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технология производства, виды продаваемых товаров и т.д.).

Конкурентоспособность рынка определяется теми границами, в пределах которых отдельные фирмы способны влиять на рынок, то есть условиями реализации своей продукции, в первую очередь цен. Чем меньше влияние отдельных фирм на рынок, на котором они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным является рынок. Самая высокая степень рыночной конкуренции достигается тогда, когда отдельная фирма вообще не оказывает влияния на рынок. Это возможно только в том случае, если на рынке товаров присутствует столько фирм, что любая из них, в частности, не может повлиять на цену товара, а воспринимает ее как таковую, которая определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется полностью конкурентным. Фирмы, работающие на полностью конкурентном рынке, не конкурируют между собой. Если у определенных фирм есть возможность влиять на условия продажи своей продукции (прежде всего, цены), то они конкурируют между собой, но рынок, на котором эта возможность реализуется, уже не считается полностью конкурентным.

Таким образом, конкуренция - это категория, которая является явно противоречивой. С одной стороны, есть утверждение, что нет рынка без конкуренции, а с другой стороны, есть рынок, полностью конкурентный, где участники (фирмы) не конкурируют между собой. И далее. Если есть конкуренция, то такой рынок не считается полностью конкурентным. Чем сильнее конкуренция, тем более полные условия ее ограничения формируются. Но рынок переходит в монополию, а не в полностью конкурентный. Эта непоследовательность конкуренции является предпосылкой для различных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо (кстати, такая точка зрения характерна для современных украинских реформаторов), другие - что конкуренция, противопоставляя себя игрокам рынка и порождая монополию, является большим злом для экономики. Где же правда?

Отвечая на этот вопрос, мы, безусловно, должны начать с элементарного: что такое конкуренция? Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночной экономики, выражающая конкуренцию за наиболее благоприятные условия для производства, реализации и закупки товаров. Как и почему возникает конкуренция? Субъекты хозяйствования достигают оптимального положения на рынке в результате своей экономической независимости. То есть, если они получают право владеть, пользоваться и распоряжаться произведенной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает желание выделиться среди равных, доказать свои преимущества, установить свое господство, обеспечить более выгодное положение, получить больше прибыли и т.д. Это порождает определенное соперничество между экономически независимыми и разделенными экономическими единицами, борьбу, которая называется конкуренцией. И конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия субъектов рынка: достижение целей, поставленных предпринимателем, возможно только путем победы над интересами других бизнесменов.

Суть конкуренции проявляется и в том, что, с одной стороны, она создает условия, для которых у покупателя на рынке появляется множество возможностей для покупки товара, а у продавца - для его продажи. С другой стороны, в обмене участвуют две стороны, каждая из которых ставит свои интересы выше интересов партнера. В результате и продавец, и покупатель, заключая соглашение, должны прийти к взаимному компромиссу при определении цены, иначе соглашение не состоится, и каждый из них понесет убытки.

Предпосылкой конкуренции является независимость субъектов рыночных отношений от определенных "высших" и "внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в способности самостоятельно принимать решения о производстве или покупке товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора партнеров по рынку. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в рыночных условиях.

Функции конкуренции

Функция регулирования. Чтобы противостоять конкуренции, предприниматель должен предлагать продукты, предпочтительные для потребителя (суверенитет потребителя). Следовательно, факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где они наиболее востребованы.

Функция мотивации.

Для предпринимателя конкуренция означает одновременно шанс и риск:

  • Предприятия, предлагающие продукцию лучшего качества или производящие ее с меньшими производственными затратами, вознаграждаются прибылью (положительные санкции). Это стимулирует технологический прогресс;
  • Предприятия, которые не реагируют на запросы клиентов или нарушения правил конкуренции со стороны своих конкурентов на рынке, наказываются потерями или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения . Конкуренция не только стимулирует повышение производительности, но и позволяет распределять доходы между предприятиями и домохозяйствами в соответствии с их эффективным вкладом. Это соответствует преобладающему в конкуренции принципу компенсаций, основанных на производительности.

Функция контроля . Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощь каждого предприятия. Например, монополист может устанавливать цену. В то же время конкуренция дает покупателю выбор между несколькими продавцами. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Антимонопольная политика призвана обеспечить, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.

Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей конкурентной политики предполагает это:

  • технический прогресс продуктов и процессов стремителен (инновации под давлением конкуренции);
  • предприятия гибко приспосабливаются к изменяющимся условиям (например, к предпочтениям потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

Степень интенсивности конкуренции определяется тем, как быстро теряется прибыль в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентами. Это зависит, прежде всего, от того, насколько быстро конкуренты реагируют на пионерский скачок и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования конкуренции возникают при работе с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией производства, напротив, снижает интенсивность конкуренции.

В любой рыночной экономике существует опасность того, что конкуренты будут пытаться уклониться от обязательных норм и рисков, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к ценовому сговору или имитации товарных знаков.

Поэтому государство должно издавать правила, которые регулируют и гарантируют правила конкуренции:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество продукции должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерна цене и другим контрактным условиям;
  • Юридически защищенные товарные знаки и торговые марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и происхождению и судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная охрана (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Основные модели рынка

В зависимости от соотношения между числом производителей и числом потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

  1. Чистая конкуренция - это ситуация, когда на рынке присутствует большое количество независимых производителей некоторых однородных товаров и масса обособленных потребителей этого товара. Чистая, или свободная, конкуренция также называется совершенной конкуренцией, а три других типа называются несовершенной конкуренцией. Последний термин принадлежит англичанину Джоан Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.), которая, как правило, считается создателем теории несовершенной конкуренции.
  2. Огромное количество изолированных потребителей и небольшое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает то, что называется несовершенной конкуренцией.
  3. В конечном счете, это монополия. В этом случае против массы потребителей выступает единственный производитель, способный удовлетворить совокупный спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим количеством производителей, предлагающих разнородную (гетерогенную) продукцию, они говорят о монопольной конкуренции.
  4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель и множество потребителей.

Рассмотрим более подробно основные структуры рынка, упомянутые выше.

Свободная (чистая) конкуренция

Чистая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные независимые производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Такими идентичными или стандартизованными продуктами могут быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически один и тот же продукт, нет разницы в потребительских свойствах. Поэтому покупатель не должен утруждать себя выяснением различий в качестве, свойствах - различий на самом деле нет. А для продавца конкуренция на неценовом рынке становится практически бессмысленной. Каждый из продавцов не в состоянии повлиять на цену товара на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме продукции на рынке очень мала. Продавец на таком рынке является "получателем цены".

Остановимся на основных характеристиках чистой конкуренции:

  1. множественность участников биржи - продавцов и покупателей;
  2. идентичные, стандартизированные продукты. Этому требованию могут соответствовать только простые продукты, примеры которых уже упоминались ранее;
  3. свободный доступ на рынки новых продавцов и тот же свободный выход с них. Если взглянуть на эту проблему немного шире, то можно отметить, что барьерами на пути вхождения новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологий и потребность в большом стартовом капитале характерны для многих отраслей машиностроения, металлургии, нефтепереработки, что резко сокращает количество возможных претендентов на вступление в эти отрасли. В то же время большинство отраслей, таких как сельскохозяйственное производство, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;
  4. наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь информацию о доступных продавцах, их ценах и других условиях продажи. Субъекты хозяйствования должны располагать примерно таким же объемом информации о рынке.

Эти условия в большинстве случаев трудновыполнимы сегодня. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция является редким видом конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, когда продавцы имеют определенный контроль над рыночной ценой.

Монополия

Происхождение названия этого вида несовершенной конкуренции связано с тем, что многие продавцы, предлагая подобную продукцию, стремятся в то же время придать ей уникальные, особые свойства. Эти различия могут быть как реальными, так и воображаемыми.

Монопольная конкуренция - это рыночная ситуация, при которой многие продавцы продают похожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные свойства.

Примерами такой конкуренции являются следующие: "жевательная резинка, чистящие зубы", "журнал для деловых женщин", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вино из лучших сортов винограда", "наши действия - всегда в цене", "у нас самый широкий ассортимент косметики", "наш банк делает самые быстрые расчеты", "шоколадная плитка - райское наслаждение" и др.

К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:

  1. относительно большим количеством мелких производителей;
  2. продажей схожих, но не идентичных продуктов. Различные производители занимаются созданием разновидностей товаров, которые в принципе удовлетворяют одну и ту же потребность. Но назвать их продукцию идентичной невозможно. Здесь мы видим дифференциацию товаров;
  3. индивидуальный производитель имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, поэтому доля предлагаемого товара на одного производителя относительно невелика. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется достаточно высокой степенью эластичности: покупатели чувствительны к изменениям цен, и в случае повышения цены они могут переключиться на покупку аналогичной продукции у других продавцов, игнорируя некоторые особенности в свойствах товара. Конкурирующие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность использования последнего, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией товара: конкуренты предлагают его разновидности, пытаясь убедить покупателя в превосходстве его технических характеристик. А значит, здесь достигаются конкурентные преимущества в результате улучшения качества продукта, условий продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т.д.;
  4. различные соглашения между конкурентами об ограничении конкуренции, например, о проведении согласованной ценовой политики, практически невозможны. Дело в том, что конкурентов достаточно много и, более того, границы области конкуренции и состав ее участников размыты и неопределенны;
  5. Остаются возможности для сравнительно легкого вхождения в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но невелики. Масштаб стартового капитала и уровень технологической сложности не создают непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль новых конкурентов.

Олигополия

Есть рынки, где, как правило, работает относительно небольшое количество крупных фирм. Экономисты, как правило, не очень строго определяют количество таких субъектов, но можно найти, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где количество конкурентов от трех до пяти. Вероятно, это можно принять за определенный ориентир. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, местные рынки ряда товаров и услуг в городах.

Олигополия - это доминирование на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или похожие товары.

К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:

  1. небольшим количеством конкурентов. Каждый из них обычно имеет достаточно большую долю рынка определенного товара или услуги;
  2. предложением стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными товарами и обычно предлагаются в олигополистической конкурентной среде. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, например, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефоны. Олигополистические предприятия - это, как правило, крупные структуры с крупномасштабным производством;
  3. сложность входа в отрасль новых предприятий. Здесь потенциальные конкуренты, возможные кандидаты на вступление в отрасль сталкиваются с очень серьезными проблемами. К ним относятся формирование крупного стартового капитала, технологические трудности, доступ к важнейшим сырьевым ресурсам, большие возможности для "ветеранов" различными способами предотвратить появление "новичков" в отрасли и многое другое. Здесь действительно трудно достучаться до новых фирм;
  4. наличие стимулов для слияний, сговоров, направленных на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" - при продаже своей продукции (это можно сделать с меньшими удельными затратами), так и "на входе" - при решении проблем, ресурсоснабжении (закупка больших партий ресурсов по более низким ценам). Сговоры - по ценам, местам продажи, объемам продаж - здесь возможны потому, что количество конкурентов ограничено и все они "в поле зрения", что создает благоприятную почву для таких устремлений.

В олигопольной среде возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы конкуренции, как правило, менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если у одного конкурента снижены цены, то другим придется реагировать адекватно, иначе потери покупателей и прибыль будут слишком большими. Если они будут отвечать взаимностью, то одновременно будут сводить на нет усилия лидера цены. Поэтому методы ценообразования здесь могут дать краткосрочный эффект.

Чистая монополия

При такой монополии вообще нет конкуренции. Уровень конкуренции варьируется от чистой конкуренции до чистой монополии.

Чистая, или абсолютная, монополия - это рыночная ситуация, при которой есть только один продавец товаров, не имеющий близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя нет иного выбора, кроме как купить товар или не удовлетворить потребность в нем вообще. Продавец является одним из них, в этом случае он - король, а покупатель - слуга. Такой продавец концентрирует огромное количество власти.

Обратите внимание на основные характеристики чистой монополии:

  1. единоличный продавец;
  2. отсутствие дифференциации товара,
  3. продавец практически полностью контролирует цены.
  4. очень трудные условия для новых предприятий. Фактически, вход блокируется финансовыми, технологическими, ресурсными и правовыми условиями.

Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "фиксатора цен"; он является "фиксатором цен". Он полностью контролирует предложение товаров, имеет исключительную возможность выбирать по своему усмотрению любую цену из числа возможных в соответствии с определенной кривой спроса.

Следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом смысле - как чистая монополия, но часто и в широком толковании. В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато как доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, т.е. можно предположить, что в этом варианте понятие "монополия" поглощает как чистую монополию, так и олигополию.

Проблема ограничения или даже ликвидации конкуренции является предметом озабоченности во многих странах. Основная роль в ее решении отводится государству, самому рынку, как показывает опыт прошлого и настоящего, который не в состоянии в достаточной степени защитить конкуренцию.

Способы проведения конкуренции

Конкуренция с латинского языка означает "столкновение", а как уже было сказано выше - борьбу между товаропроизводителями за наиболее благоприятные условия для производства и реализации продукции. Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, стимулируя производителя к внедрению научно-технических достижений, повышению производительности, совершенствованию технологий, организации труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором ценового порядка и стимулом для инновационных процессов (внедрение инноваций: новые идеи, изобретения). Она способствует вытеснению неэффективных предприятий из производства, рациональному использованию ресурсов, препятствует диктату производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на честную и недобросовестную.

Справедливая конкуренция и недобросовестная конкуренция

Основные методы:

  • улучшение качества продукции
  • падение цен ("война цен")
  • реклама
  • развитие до- и послепродажного обслуживания
  • Создание новых товаров и услуг с использованием достижений СТО и др.

Одной из традиционных форм конкуренции является манипулирование ценами, так называемая "война цен". Она осуществляется различными способами: снижение цен, изменение местных цен, сезонные продажи, предоставление большего количества услуг по текущим ценам, удлинение сроков потребительского кредитования и др. В основном ценовая конкуренция используется для вытеснения с рынка более слабых конкурентов или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и современной формой конкуренции является борьба за качество предлагаемых на рынке товаров. Выход на рынок более качественной продукции или новой потребительской ценности затрудняет ответную реакцию конкурентов, поскольку "формирование" качества занимает длительный цикл, начиная с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести известную японскую компанию "SONY", которая занималась разработкой видеомагнитофона одновременно в 10 конкурирующих областях.

В настоящее время разработаны различные виды маркетинговых исследований, целью которых является изучение запросов потребителя, его отношения к той или иной продукции, так как знание производителем такого рода информации позволяет ему лучше представлять будущих покупателей своей продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате своих действий, снижать риск возникновения сбоев и т.д.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание заказчика, так как необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания заказчиков. До- и послепродажное обслуживание включает в себя выполнение требований потребителей в отношении условий поставки: сокращение, регулярность, ритмичность доставки (например, запчастей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров для обслуживания приобретенной продукции, в том числе запчастей, ремонта и т.д.

В связи с большим влиянием СМИ и прессы на общественность, реклама является важнейшим методом конкуренции, поскольку с помощью рекламы можно сформировать мнение потребителей о продукте определенным образом, а в лучшую или в худшую сторону в качестве доказательства можно привести следующий пример:

Во времена Федеративной Республики Германия французское пиво пользовалось большим спросом среди западногерманских потребителей. Западногерманские производители делали все возможное, чтобы французское пиво не попадало на внутренний рынок Германии. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда немецкая пресса начала подчеркивать, что французское пиво содержит различные вредные химические вещества, в то время как немецкое пиво якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражных судах, медицинские осмотры. В результате всего этого спрос на французское пиво упал - на всякий случай, если немцы перестанут покупать французское пиво.

Но наряду с методами честной конкуренции существуют и другие, менее легитимные методы конкуренции.

Главные методы:

  • экономический (промышленный шпионаж)
  • подделка
  • подкуп и шантаж
  • потребительский обман
  • мошенничество в деловой отчётности
  • валютные махинации
  • сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно добавить и научно-технический шпионаж, поскольку любая научно-техническая разработка является источником прибыли только тогда, когда она находит применение на практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются в производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Патент как стимул для промышленного шпионажа

Именно промышленный шпионаж, так сказать, "создал" патент на изобретение. Так как невозможно было хранить секреты производства, изобретатель, потративший годы труда, не мог получить никакого вознаграждения за свое изобретение, так как результатом изобретения часто пользовались совершенно незнакомые люди, не имеющие никакого отношения к изобретению. Эту несправедливость следовало предотвратить с помощью патента.

Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и дающий владельцу патента исключительное право на использование результатов его изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить ущерб или прекратить незаконное использование своего изобретения. Он может также выдать другим лицам лицензию на использование запатентованного изобретения.

Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически стал своеобразным стимулом для этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в котором говорилось, что каждый, кто первым привезет во Францию иностранное изобретение, получит те же льготы, что и его изобретатель. Таким образом, промышленный шпион обладает теми же правами, что и изобретатель.

Современный экономический шпионаж

Термины "промышленный" и "экономический" шпионаж часто используются в качестве синонимов. Но между ними есть определенная разница, поскольку в принципе промышленный шпионаж является частью экономического шпионажа.

Экономический шпионаж, помимо промышленного, охватывает и такие области, как валовой национальный продукт:

  1. Рыночная стоимость всех конечных продуктов и услуг, производимых в обществе в течение года;
  2. сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений). Его распределение по отраслям экономики, процентным ставкам, запасам природных ресурсов, возможным изменениям в технической политике, проектам создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, автодорог и др.

Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж заинтересован в вышеперечисленных государственных показателях, заключается в том, что многие страны предоставляют обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли промышленности или всего государства в целом. Это особенно актуально в таких областях, как финансирование различных видов исследований в области ядерной физики и электроники, космической промышленности и др. То же самое относится и к содержанию различных видов специальных услуг.

В принципе, в настоящее время любое правительство развитой страны имеет большие суммы денег, которые не контролируются парламентом. Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не включены в опубликованный государственный бюджет. Так, например, в США за счет скрытого финансирования была создана ядерная бомба. Ее создание обошлось правительству в 2 миллиарда долларов.

Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технология, структура затрат; экономический шпионаж, помимо промышленных секретов, охватывает макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга, сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества становится все более ценным.

С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно защищают содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любых своих продуктов. В организационную структуру ТНК входят так называемые технические центры, основной задачей которых является разработка новой продукции, повышение качества существующей продукции, разработка новых технологий и др.

Для увеличения прибыли ТНК стремятся установить истинную ценность собственной продукции. Для этого они проводят детальный анализ продукции своих конкурентов с целью установления сравнительного качества их продукции.

Во всех промышленных монополиях существуют секретные лаборатории, где сравнивают уровни технических решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов по всем параметрам. Эти лаборатории разбирают каждую единицу и собирают собственные машины и аналогичные изделия конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить реальную ценность того или иного изделия. Учитываются любые недостатки или преимущества собственной и чужой продукции. Все лучшее от конкурентов принимается и адаптируется к их машинам, механизмам и конструкциям, если возможно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Недостатки их продукции тщательно изучаются. Затем ведется поиск путей их устранения, если это окажется выгодным. Но никогда информация о недостатках их продукции не выходит за рамки таких лабораторий и, конечно, никогда не доходит до рядового потребителя. Само существование таких лабораторий также не рекламируется.

Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как легальные, так и нелегальные. Правовыми средствами являются сбор и анализ информации из официально опубликованных источников, отчеты, исследования продукции конкурентов и т.д.

Основными правовыми способами сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; информация, предоставляемая публично бывшими сотрудниками конкурентов; годовые финансовые отчеты; обзоры рынка и отчеты инженеров-консультантов; публикации, выпускаемые конкурентами; анализ продукции конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.

Поскольку каждая ТНК осведомлена о возможных действиях и исследованиях конкурентов против нее, в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается представлять минимальную информацию о своей деятельности, финансовом положении и исследовательских работах. В принципе, любая крупная компания готовит несколько вариантов отчета.

Отчет, отражающий истинное положение дел, представляется в нескольких экземплярах топ-менеджерам ТНК, определяющим политику и стратегию корпорации.

Другой вариант отчета, исключающий самую важную и личную информацию и структуру производственных затрат, предоставляется руководителям среднего звена, некоторым руководителям зарубежных аффилированных компаний, а также некоторым лицам из круга крупных акционеров.

Возможен и третий вариант - популярная версия отчета, которая лишена практически всякого смысла, но есть отличные иллюстрации, отчет красиво опубликован и т.п. Этот отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, собирают конфиденциальную информацию следующими способами:

  • различные вопросы, задаваемые специалистам конкурентов.
  • конкурсный набор
  • фальшивые предложения работы специалистам конкурирующих фирм без намерения их нанимать.

Также могут быть реализованы следующие методы:

  • тайное наблюдение за заинтересованным специалистом, отделом, лабораторией
  • Использование профессиональных шпионов для получения информации
  • подкуп сотрудников основных подразделений конкурента
  • введение "правильных" лиц в состав компании-конкурента
  • подслушивание разговоров и т.д.
  • кража чертежей, образцов, документов
  • шантаж и другие формы давления
  • получение информации из источников в государственных структурах
  • сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.

Еще одним эффективным методом экономического шпионажа является введение в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, "своего человека", что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия, связанные с антимонопольной политикой и т.п.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основной идеей промышленного шпионажа для ТНК является сохранение ее секретов и получение информации о тайнах конкурентов.

Промышленный шпионаж и подделка фирменной продукции

Частная собственность на изобретения устанавливается путем патентования. С экономической точки зрения патентование эквивалентно монополизации выгод, связанных с использованием патента.

В принципе, патент обеспечивает реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет его владельцу получить за это время значительную прибыль. Но, с другой стороны, появление патента, запрещающего использование любого запатентованного открытия непосредственно конкурентами, заставляет их форсировать разработку некоторых новых методов и технологий.

Кроме того, многие крупные изобретения часто не запатентованы, чтобы не привлекать внимание конкурирующих компаний. Чаще всего это касается технологий, технических процессов, которые сложно скопировать, в отличие от создания новых продуктов.

Путь от изобретения к коммерческому использованию является дорогостоящим, трудоемким и материальным. Поэтому, если нет опасности того, что конкурент не реализует изобретение быстрее, чем сама корпорация, изобретение не запатентовано, если есть риск того, что изобретение будет использовано конкурентом, оно будет немедленно запатентовано, и конкуренту придется ждать 15-20 лет, пока монополия не истечет. Секреты производства определенных товаров не запатентованы, чтобы не раскрывать технологию их производства по истечении определенного периода. Наличие патента служит мощным инструментом контроля рынка, поскольку его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением ущерба и уплатой нарушителем крупных штрафов в размере до 10 млн. долл. Патенты используются в первую очередь для защиты продукции компании от подделки или имитации качественных товаров.

Для фирм, чья продукция копируется, подделка имеет катастрофические последствия: рынок резко сокращается, прибыль резко уменьшается, оставляя производителей контрафактной продукции, подделка подрывает авторитет фирмы, поскольку подделка помимо своей дешевизны имеет еще и низкое качество, поэтому подделка быстро терпит неудачу, тем самым ухудшая доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

Помимо известных методов, современный промышленный шпионаж использует новейшие научные и технологические достижения. Очень часто используются различные микроскопические устройства на основе различных электронных схем.

Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, передаваемую устно, по телефону, факсу, компьютеру. В качестве микрофонов могут выступать оконные стекла: по их колебаниям специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронных технологий обеспечивает специальные службы монополий, а также специальные службы государств, с возможностью получения необходимой информации о состоянии дел конкурентов, их переговорах и др.

С развитием компьютерной техники и созданием различных видов компьютерных сетей, как глобальных (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например, банковских сетей, возникает проблема защиты источников информации в этих сетях, так как любое несанкционированное проникновение, скажем, в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к утрате ее конфиденциальности и, как следствие, - к использованию этой информации в любых корыстных целях.

Развитие компьютерных и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства побудило многие правительства принять различные меры; например, в Соединенных Штатах была создана специальная группа, отвечающая за безопасность и целостность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, поскольку любой человек, имеющий компьютер, доступ к сети и определенную разведывательную информацию, может получить доступ к компьютерным базам данных, содержащим строго конфиденциальную и конфиденциальную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров Министерства обороны США, в результате его злонамеренного умысла была полностью уничтожена важная информация одного из компьютеров Пентагона.

Основные направления и инструменты государственного регулирования конкуренции

Естественные монополии и контроль над ними. Конкуренция сама по себе не является идеальной формой человеческих экономических отношений. Конкурентный характер отношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества с точки зрения эффективности. Однако в некоторых других вопросах конкуренция не дает полностью удовлетворительных решений.

Так, в конкурентной системе ресурсы и конечные продукты распределяются властью денежных голосов. Как правило, победителем становится тот, у кого их больше. А как быть тем потребителям, которые по объективным причинам не могут получить какую-то приемлемую сумму денежного дохода? Некоторые семьи могут накормить своего любимого бульдога отборной едой, в то время как другие могут съесть самую простую, часто некачественную еду. Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лень, инерцию, безответственность, но в то же время во многих случаях не удается увидеть проблемы объективного характера. Критики конкурентной системы также отмечают ее недостаточную способность выделять экономические ресурсы для удовлетворения требований социальной справедливости и гуманности. В частности, ресурсы могут быть использованы для строительства роскошных особняков, создания изысканных объектов для богатых, в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, основных лекарств.

Нельзя упускать из виду еще одну проблему. Конкурентная система действительно создает заинтересованность в снижении себестоимости продукции, ее научно-техническом обновлении. Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Конкуренция порождает интерес к простому "приобретению" научно-технических инноваций - чтобы они не попадали к конкурентам, к локализации их применения, к нераспространению новых технических, информационных, организационных элементов в экономике. Конечно, не следует преувеличивать масштабы и возможности такой "эгоистической" деятельности, но их нельзя игнорировать вообще.

Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, которую может осуществить только государство.

Здесь мы начинаем с утверждения общепринятой среди экономистов позиции о том, что в некоторых сферах экономики конкуренция является нежелательной, сложной или даже неприемлемой формой экономических отношений. Это те сферы экономической деятельности, которые попадают в раздел исключений из общего правила, констатирующего полезность и необходимость конкуренции в экономике.

Природная (правовая, обоснованная) монополия - это чистая монополия, существование которой признается обществом соответствующим образом. При такой монополии государство, конечно же, не должно идти по пути ее ликвидации. Государство изначально признает законность или обоснованность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности.

Кто такие субъекты, к чьему монопольному положению государство проявляет такую лояльность? Обычно это предприятия, обеспечивающие электроэнергией, газом, водой, многие услуги связи и транспорта. Только представьте на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в районе вашего проживания работало несколько независимых отопительных компаний, и каждая из них прокладывала бы свои коммуникации к квартирам или домам клиентов.

Было бы более разумно, экономически выгодно отказаться от конкуренции в таких и подобных случаях.

Правовыми формами чистой монополии являются также патенты, авторские права и торговые марки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право на контроль над его производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает охрану идей изобретателя, его работ, денег, времени от ареста, неоплаченного присвоения. Авторское право предоставляет авторам произведений исключительное право продавать или воспроизводить свои произведения. Товарные знаки - это символы, используемые предприятиями, которые после регистрации государство делает их использование незаконным для других лиц.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий может основываться на использовании различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому регулированию, устанавливая либо конкретные ценовые значения, либо их пределы для предприятий-монополистов. Часто государство определяет территорию деятельности для таких субъектов, контролирует качество продукции. Степень ограничений по-прежнему зависит от того, является ли природный монополист частной или государственной структурой.

Регулирование роста предприятия . Что такое крупная фирма - двигатель прогресса или тормоз на ней? Это давний спор, который ведут экономисты, и кажется, что он еще не близок к его окончательному разрешению. Пока в этой борьбе, на наш взгляд, плюсы и минусы можно заключить в ничью. В зависимости от ответа на этот вопрос, есть определение государственной политики в отношении роста предприятий, их слияния.

Рост экономических структур может осуществляться в следующих направлениях:

  1. Горизонтальный рост. Это расширение объемов производства предприятия в рамках одной отрасли. Горизонтальное слияние фирм будет происходить, например, в случае слияния двух металлургических компаний.
  2. Вертикальный рост. Это расширение производственных объемов предприятия за счет проникновения в смежные отрасли. Вертикальная форма слияния будет иметь место, например, в случае слияния сталелитейных и машиностроительных предприятий.
  3. Рост конгломерата (диверсифицированный). Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в технологически несвязанные отрасли. Это происходит, например, когда металлургическая компания приобретает капитал в нефтеперерабатывающей промышленности, а банк покупает универмаг или транспортную компанию.

Каково должно быть отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям? Несомненно, государство должно осуществлять контроль над слияниями. Слияния, как добровольные, так и вынужденные, могут повлиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе есть два молочных завода. В случае их слияния нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на отношения между продавцами и покупателями. Государство должно предотвратить такие действия.

Снижение или устранение конкуренции может происходить не только при слияниях. Контроль над акционерным обществом осуществляется лицами, владеющими акциями. Чем больше акций имеет лицо, тем большее влияние оно оказывает на общество. Акции время от времени меняют своих владельцев; они являются предметом купли-продажи. Таким образом, если крупный пакет акций, например, трубного завода, передается конкуренту, другому трубному предприятию, это может существенно подорвать конкуренцию на трубном рынке. Поэтому государство должно осуществлять контроль над крупными сделками купли-продажи акций, изучать эти сделки на предмет их влияния на конкуренцию и принимать по ним соответствующие решения, вплоть до их аннулирования. В то же время эта деятельность государства не должна быть простой и чрезмерно жесткой, и здесь следует учитывать многие другие обстоятельства, поскольку часто бывают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выгодами в других вопросах (например, повышение производительности труда, сохранение рабочих мест, улучшение качества).

Уровень конкуренции и недобросовестной конкуренции. Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основе которых можно было бы проводить соответствующие оценки.

Одним из таких критериев является Индекс Харфинделя-Гиршмана, согласно которому безопасный рынок с точки зрения монополизации предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, доля крупнейших из них не должна превышать 31% от общего объема продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших - не более 44%, трех крупнейших - не более 54%, четырех крупнейших - не более 64%.

Украина делает первые шаги в решении этого вопроса. В 1992 году был принят первый специальный законодательный акт по проблемам регулирования конкуренции - Закон Украины "Об ограничении монополизма и предотвращении недобросовестной конкуренции в хозяйственной деятельности". Этим законом, в частности, было введено понятие "монопольное положение": признавалось положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке определенного товара составляла более 35%. Такая позиция признавалась опасной для конкуренции, и государство имело право применять к такому субъекту дополнительные ограничительные меры. В 1993 году был принят Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины".

Что касается недобросовестной конкуренции, то под недобросовестной обычно понимается распространение необъективной информации о природе и свойствах товаров, способах их производства, качестве, пригодности для использования, использование без разрешения товарного знака, несанкционированное использование или разглашение конфиденциальной информации, некоторые другие действия. Они должны быть надлежащим образом предотвращены государством, которое должно обеспечить использование только законных и честных методов конкуренции.

Важность конкуренции

Сейчас мы должны более подробно остановиться на важности конкуренции в современной экономической системе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равные позиции участников экономических отношений - продавцов и покупателей. Равенство создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов той или иной необходимой ему продукции, такая же возможность предоставляется продавцу - добровольно принять решение о географическом положении, времени и условиях поставки своего товара. Возможность выбора - это возможность повлиять на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество фильмов, репертуар в кинотеатре, вы можете "наказать" эту компанию, отказавшись посещать, стать постоянным клиентом другого кинотеатра, теперь отдавая ему свои денежные голоса. Если это то, что сделают многие поклонники кино, то кинотеатр-проигравший окажется в достаточно сложной ситуации. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом влияния одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает одно из основных условий, необходимых для эффективного выполнения координирующих функций за определенную цену. Свободное ценообразование является основным элементом рыночного механизма, то есть конкуренция - это условие жизнеспособности всей рыночной системы. Только в конкурентной среде рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система эффективен только в случае конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает как система управления эффективностью частного предпринимательства. Конкуренция проверяет степень соответствия бизнеса общественным интересам. Не все предприятия могут выдержать эту проверку, в результате конкуренции происходит постоянный отбор неэффективных структур, т.е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В этом случае конкуренция сравнима с вручением красной карточки виновному игроку футбольным судьей.

В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в улучшении экономических ресурсов, их комбинации, снижении затрат на единицу продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежный доход многих людей ассоциируется с предложением такого экономического ресурса, как рабочая сила. В конкурентной среде стоимость услуг труда - зарплата - зависит от качества рабочей силы. Как правило, более высокая конкурентоспособность работника приносит ему более высокий денежный доход. Это означает, что разумный человек не может не заботиться о качестве своего ресурса - труда.

Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы победить, т.е. завоевать большое количество денежных голосов покупателей, необходимо снизить затраты, повысить качество продукции, продумать ее новые модели, технологические изменения, повысить уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, находить новейшие научные и технологические разработки.

Вывод:

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как и у любого явления, есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам относятся: активизация инновационного процесса, гибкая адаптация к спросу, высокое качество продукции, высокая производительность труда, минимальные затраты, реализация принципа оплаты труда по количеству и качеству работы, возможность регулирования со стороны государства. К негативным последствиям относятся: "победа" одних людей и "поражение" других, различия в условиях эксплуатации, приводящие к недобросовестным практикам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Чрезмерная монополизация, возникновение конкуренции между монополиями без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так называемого "государства в государстве", которым в принципе являются ТНК. Монополизация приводит к замедлению научно-технического прогресса, сохранению низкого качества продукции, делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке, теряет стимулы к поиску более эффективных решений для функционирования в экономике и т.д.

Говоря о негативных методах конкуренции, следует отметить, что пока существует конкуренция, будет происходить и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает существенное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развитие ни промышленности, ни государства, ни мирового масштаба, он не может заменить НИОКР, открытия, потому что если постоянно использовать чужое украденное имущество, то часть собственного потенциала развития теряется, что в конечном итоге приводит к регрессу.

В целом, конкуренция имеет меньше негативных аспектов, чем положительных; конкуренция - это гораздо меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция является определяющим условием поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство по более низкой стоимости по каждому виду продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.