Экономические реформы современной России

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 25.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическое обоснование разработки программного продукта

Экономический подъем США конца 19 начала 20 веков

Экономические показатели Татнефть

Экономическая наука и общество

 

Введение:

Происходящие в последние годы в России преобразования дают уникальный материал для исследования и обобщения процессов экономических реформ. Каждая страна имеет определенную систему отношений между государством и индивидуумом, законодательно закрепленную в разделении ролей и функций государственных и общественных институтов. Наиболее выраженными являются тоталитарная, патерналистская и либерально-консервативная модели. Каждая из этих моделей основана на собственном представлении о благе человека и народа, на общественно-значимом понимании идеи справедливости.

Цивилизованное изменение социальной системы - это болезненный и длительный реформаторский процесс, в некоторых случаях сопровождающийся революциями и гражданскими войнами. Гладкость" его реализации зависит от готовности общества к реформам, решимости и последовательности реформаторов, продуманности шагов по реформированию, благоприятной внешней среды и, что еще лучше, поддержки реформ извне. Как показал послевоенный мировой опыт, этап успешной реформы тоталитарных систем прошел почти во всех странах, потерпевших военные поражения (Германия, Италия, Япония), переживших гражданские войны или глубокие внутренние кризисы (Испания, Южная Корея, Чили). Реформы в этих странах, поддержанные ведущими демократическими державами мира, позволили не только избежать рецидивов тоталитаризма и провести необходимые преобразования для дальнейшего вхождения национальных экономик в мировую экономику, но и укрепить демократические институты в обществе, создать правовое государство. К сожалению, этим странам потребовалось от 15 до 30 лет, чтобы восстановить нормальное стабильное демократическое общество.

Среди бывших социалистических стран Польша и Венгрия уже приближаются к первым границам этого времени, но социально-экономическая стабилизация в них еще не наступила, все еще существует опасность возвращения к тоталитарным (пусть даже и не самым жестоким) формам правления. Что можно сказать о России, где, учитывая ее исторический опыт и недавнее прошлое, все должно быть реформировано буквально "на ощупь"!

Реформы в России, даже те, которые проводятся "во благо" народа (например, отмена крепостного права), всегда навязывались властями, которые принуждали к их проведению не только народ, но и бюрократию. И чем глубже и масштабнее были реформы "сверху", тем противоречивее были результаты, к которым они в конечном итоге привели.

Современные реформы не стали исключением. С точки зрения глубины реформ общества и методов их реализации их можно сравнить только с реформами Петра I и послереволюционными изменениями в России.

История экономических реформ в России

Реформы Петра I

В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность, совершили гигантский скачок. В то же время развитие экономики в первой четверти XVIII в. шло по пути, намеченному предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII вв. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, типография, орудийные заводы в Туле, судостроительный завод в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

К концу правления Петра в России была развита диверсифицированная промышленность с центрами в Санкт-Петербурге, Москве и на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейский судостроительный завод, Арсенал, Санкт-Петербургские порошковые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный Двор в Москве. Всероссийский рынок укреплялся, капитал накапливался благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, ткани, юфти, калий, мех, икра.

Но все же реформы Петра 1, проведенные в начале XVIII века, неоднозначно оцениваются как его современниками, так и потомками. Во-первых, они проводились спонтанно, хаотично, бессистемно, а зачастую и не завершались. Таким образом, ни одна из трех попыток реформы местного самоуправления не была реализована. Во-вторых, несмотря на неоспоримую эффективность реформ Петра, превращение России из простой страны на окраине Европы в одну из мировых держав происходило беспрецедентно быстро. К концу царствования каждый крестьянин и горожанин платил в казну в три раза больше, чем в начале.

В результате, по словам П. Н. Милюкова, с 1680 по 1710 год население России в тех же границах сократилось на 20%. Многие люди бежали в леса, на Дон, через Волгу, скрываясь от властей. Помимо знаменитого стрелецкого восстания 1698 года, на протяжении всего царствования Петра в стране неоднократно вспыхивали восстания. Хотя Петр дал России импульс к развитию, импульс которого угас только спустя около 150 лет, абсолютистский характер его реформ привел к углублению разрыва между государством и народом, который невозможно было преодолеть демократическим путем и который привел к социальным потрясениям нашего века.

Экономические реформы в СССР

Идеологическая реформа всех сторон общества после 1917 г. привела к созданию неестественной с точки зрения экономических отношений экономики, воспроизводящей структуры территориальной организации экономики, что потребовало прогрессивного развития постоянного контроля со стороны раздувшегося государственного бюрократического аппарата. Любые изменения в этой системе могли быть осуществлены только через те же принудительные реформы "сверху". Более того, каждый новый коммунистический лидер страны, придя к власти, считал своим долгом провозгласить политику реформ "новой метлы".

С точки зрения объективных возможностей, Сталин находился в наиболее "благоприятном" положении в период коллективизации и индустриализации. В его распоряжении были все четыре основных фактора, которые позволяли ему осуществлять постоянную реформаторскую деятельность: тотальная система репрессий и контроля, огромные и еще не истощенные запасы природных ресурсов, относительно нетребовательная дешевая рабочая сила, внешняя помощь, позволявшая не смотреть на внутреннее сопротивление общества и неестественность принимаемых экономических мер. За этот период "каток" коммунистического реформизма прошел не только через экономику, но и через всю государственную систему, каждую нацию и каждую семью.

Позднее возможности для проведения реформ в обществе все больше сужались для каждого последующего лидера. После нескольких "операций" по привлечению иностранной помощи и ее последующему присвоению (экспроприация иностранной собственности после революции, прекращение концессионных договоров в тридцатые годы, неуплата долгов по земельному договору) этот фактор надолго перестал существовать.

Хрущевская "оттепель" подорвала репрессивный фактор реформации, и название, данное ей в этот период, "волюнтаризм", пожалуй, наиболее точно отражает суть феномена реформации "сверху".

Пожалуй, единственная попытка дать экономическое обоснование и мотивацию реформации со времен круга, которая, по-видимому, совпала с готовностью общества к реформам, была предпринята в середине 60-х годов. Начиная с середины 70-х годов, реформы были свернуты, а нестабильность экономики начала усиливаться из-за чрезмерной эксплуатации природных ресурсов (нефти, газа, золота). Что касается реформирования политической системы и государственного устройства в этот период, то оно носило декоративный характер. Реальные реформы были отвергнуты статической системой, а необходимый потенциал для насильственного реформирования перестал существовать.

Последняя попытка повысить эффективность социалистической экономики традиционным способом принудительного реформирования "сверху" была замечена в Ю.А. Борисовым. Андропова.

На этапе перестройки механизм сталинской реформы был окончательно разрушен. Политика гласности и демократизации открыла людям глаза на существующую систему чрезмерной эксплуатации рабочей силы. Реформирование партии в погоне за популярностью ослабило влияние КПСС в обществе как главного проводника политики экономических реформ. После пропущенного благоприятного момента готовности общества к реформам (1986-1989 гг.) наступил период снижения добычи истощающихся природных ресурсов. Новая помощь Запада также была напрасной.

Экономические реформы в России в 90-е годы

Победы на президентских выборах 1990 года, а затем и на августовском путче одержал Б.Н. Ельцин под знаменем демократических перемен в обществе, необходимости его реформирования. Те же настроения преобладали у большинства населения, что обеспечило молчаливую поддержку президента в период распада СССР и на первых этапах экономических реформ.

К парламентским выборам 1993 года произошла смена общественных настроений, на первый план вышел вопрос о государственности России, который не был решен из-за слабости и некомпетентности государственной власти. Эти настроения лучше всего выразил В. Жириновский, что обеспечило его партии относительную победу на выборах в Государственную Думу. Однако, как показала война в Чечне, Россия не смогла восстановить свою прежнюю экономическую и военную мощь. Однако ее претензии на роль мировой державы были подорваны независимыми действиями ООН и НАТО во время боснийского кризиса. Тем не менее, угроза распада России, по образцу СССР, была значительно снижена в течение двух лет.

Самым популярным лозунгом, надписанным на транспарантах почти всех избирательных объединений и партий на парламентских выборах 1995 года, была стабильность. При всех различиях в его понимании различными политическими течениями, очевидно, что в сознании людей начался "консервативный поворот", на который политики отреагировали. Произошло второе изменение в доминировании социального развития в России, суть которого заключается в необходимости обратить основные усилия государства и общества на решение внутренних, каждодневных социально-экономических и политических проблем.

Казалось бы, простота и ожидаемая легкость реформ "сверху" оказались необходимостью глубоких государственных и экономических преобразований общества. Даже в начале реформ правительству поручалось лишь неправильный порядок событий - сначала разгосударствление и приватизация, а затем либерализация цен. Теперь стало ясно, что практически необходимо заново создать российское государство.

В экономике речь уже не идет о превращении негибкой и нестабильной экономики государства в рыночную, динамичную экономику, способную к саморазвитию и самоадаптации. Задача гораздо скромнее и трагичнее - сохранить материально-технологическую базу экономики на возмещаемом уровне. Необходимо обеспечить людей рабочими местами, своевременно выплачивать заработную плату, не допустить обнищания основной массы населения.

Вступление России в ВТО

Вступление России в ВТО - большое событие для ее экономики. Давайте проследим за возможными последствиями этого события.

Соглашения ВТО являются основой современной системы многостороннего регулирования международной торговли, которая была создана по итогам Уругвайского раунда переговоров. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основу этой системы и соответствующей системы правил, положений, обязательств и процедур. Весь пакет документов Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с приложениями: министерские декларации и решения и соглашения об обязательствах в области финансовых услуг, всего более 50 документов.

При вступлении в ВТО страна-кандидат берет на себя определенные обязательства. Существуют два основных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это гармонизация в ходе переговоров по отдельным обязательствам - условиям либерализации доступа на рынок товаров и услуг.

Наиболее чувствительными к вступлению или невступлению в ВТО с точки зрения соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах являются такие отрасли промышленности, как: мясная и молочная, микробиология, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, а также автомобилестроение. Рост импорта относительно внутреннего производства будет наиболее значительным в мясной и молочной промышленности. Так, к 2010 г. импорт здесь должен увеличиться с 28,1% внутреннего производства до 46,9%, или 35,9%, в зависимости от сценария (первого или второго). Менее существенным будет увеличение отношения импорта к внутреннему производству в легкой промышленности. Если в 2002 г. этот показатель составлял 51,7%, то в 2010 г. в случае неприсоединения России к ВТО он составит лишь 58,9%, а в случае присоединения по базовому тарифному предложению - 57,1%.

"Чувствительность" с точки зрения численности работников наблюдается еще в трех отраслях - в производстве медицинского оборудования, кожевенной, меховой и обувной промышленности, а также в мукомольной и зерновой промышленности.

На основе данных по 83 отраслям промышленности можно выделить группу наименее "чувствительных" (или "нечувствительных") к тарифному барьеру отраслей по показателю объемов промышленного производства, для которых разница между динамикой производства в случае присоединения и динамикой в случае неприсоединения составляет менее 0,1%. В эту группу входят 35 отраслей. Для еще 36 отраслей разница между результатами первого и второго сценариев составляет от 0,1% до 1%. С учетом приведенных выше списков "чувствительных" и "нечувствительных" отраслей можно сделать следующие выводы.

В группу "чувствительных" отраслей входят, пожалуй, только две отрасли, состояние которых может существенно повлиять на бюджеты нескольких субъектов Федерации. Это такие отрасли, как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Даже временная остановка этих отраслей может серьезно осложнить финансовое положение некоторых региональных бюджетов. Предприятия других "чувствительных" отраслей могут существенно повлиять на формирование местных бюджетов, если они являются градообразующими. Поэтому проблемы, которые могут возникнуть в рамках "чувствительных" отраслей, будут проявляться в первую очередь на уровне местных бюджетов.

Ни одна из вышеперечисленных "чувствительных" отраслей не является "бюджетообразующей" на федеральном уровне. Таким образом, проблемы, которые могут возникнуть в этих отраслях, либо вообще не будут влиять на федеральный бюджет, либо будут оказывать косвенное влияние - через растущую потребность отдельных регионов в финансовой помощи со стороны центра.

Вступление в ВТО само по себе не приведет к радикальным экономическим выгодам, которые можно будет однозначно оценить в количественном выражении. Оно будет способствовать появлению ряда структурных, политических и других качественных факторов и изменений, которые в целом могут способствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий. Внешнеторговые партнеры не получат радикальных преимуществ перед российскими предприятиями при условии, что политика в отношении российских предприятий и регулирование предпринимательской деятельности на внутреннем рынке не будет более дискриминационной, чем в отношении деятельности на мировом рынке, и в целом будет соответствовать общим принципам недискриминации, лежащим в основе ВТО.

Экономические реформы последних лет

Российская экономика при президенте Владимире Путине росла в среднем на 7% в год с 2000 по 2007 год, что, безусловно, является хорошим показателем (удвоение ВВП через 10 лет должно расти в среднем на 7,2% в год). Однако есть и негативные тенденции.

Российская экономика росла значительно быстрее, чем экономика развитых стран, но, с другой стороны, отставала от Китая и Казахстана, где среднегодовые темпы роста составляли около 10%.

По расчетам компании ФБК, по данным Росстата, рост совокупного ВВП за 8 лет составил 72%. Это значительно выше, чем прогнозировалось в 2000 году в стратегии развития России до 2010 года (так называемая "программа Грефа"), согласно которой рост ВВП за 2000-2007 годы должен был составить 46,5%.

Естественно, значительный вклад в рост российской экономики внесла благоприятная ситуация в мировых ценах на энергоносители, но очевидно и то, что в последние годы экономика растет не за счет нефтегазового сектора, а за счет внутреннего потребления. За 2000-2007 годы промышленное производство в России выросло на 56,2%, продукция сельского хозяйства - на 34,2%, оборот розничной торговли - на 141,3%, платные услуги населению - на 56,9%, внешнеторговый оборот - в 5 раз, инвестиции в основной капитал - на 159%, реальные доходы населения - на 141%. Реальная заработная плата - в 3 раза, реальные пенсии - 138%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 29% в 2000 году до менее 15% в 2007 году.

Главным разочарованием стала динамика потребительских цен, которая за 8 лет лишь однажды снизилась до единой цифры (9% в 2006 году). С 2000 по 2007 год инфляция составляла в среднем 13,7% в год, а в целом рост цен за 8 лет составил 178% (против прогнозируемых 92%, предусмотренных стратегией развития до 2010 года).

Кроме того, наметилась тенденция к повышению так называемого коэффициента фондов (коэффициента дифференциации доходов - соотношения между средними уровнями денежных доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% населения с наименьшими доходами). По расчетам ФБК, коэффициент фондов увеличился с 13,9 раза в 2000 году до 16,8 раза в 2007 году.

Социальные последствия реформ

Последствия затянувшихся рыночных реформ в России напрямую затрагивают в равной степени не только экономическую, но и социальную сферу общества.

Стремление российских "реформаторов" любой ценой загнать людей в капитализм привело к резкому снижению материального благосостояния населения, снижению рождаемости и неуклонному росту смертности. Во всем мире это характерное пересечение двух линий на графике демографических процессов называлось "русским крестом". Вымирание происходит со скоростью одного миллиона человек в год. Если в настоящее время смертность в России превышает рождаемость в 1,7 раза, то, по прогнозам демографов, к 2000 году она уже в два раза превысит рождаемость.

Существует президентская программа "Дети России", утвержденная указом № 1696 в августе 1994 года, на которую де-юре расходуются бюджетные средства. Однако де-факто, по данным Счетной палаты РФ, в 1996 году. 48,5 процента средств не было выделено на программу, а 25,1 процента было израсходовано не по целевому назначению, незаконно, неэффективно.

Практически ни одна из целевых программ не была полностью профинансирована. Таким образом, программа "Дети-инвалиды" получила только... 26,7 процента выделенных на нее средств! Ни один из 15 строительных объектов для детей-инвалидов не был сдан в эксплуатацию.

Предлагаемая школьная реформа затрагивает всех детей и их родителей. Озабоченность вызывает тот факт, что новый закон об образовании введет в качестве обязательного лишь 9-летних детей. Многие люди не смогут позволить себе платное образование в 10 и 11 классах. Поэтому значительная часть молодых мужчин и женщин фактически получит приказ поступать в университеты, которые также все чаще переходят на платную систему образования.

Право на труд с 14 лет не распространяется на свободу молодежи. Эта молодая рабочая армия, которая была отвергнута школой из-за неплатежеспособности родителей, вряд ли получит соответствующее профессиональное образование и работу.

Новое явление в нашем обществе: детский сад - для богатых, школа - для богатых, университет - для богатых. Остальные изгои. Но они - большинство! В результате у нас растет детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания.

Слабые пенсии, которые также выплачиваются нерегулярно, демонстрируют неуважительное и несправедливое отношение как к президенту, так и к государству с пожилыми людьми, хищническое использование результатов их многолетнего добросовестного труда.

Сегодня средняя пенсия составляет лишь половину прожиточного минимума, а минимальный с компенсацией - чуть более трети. Поэтому многие пенсионеры вынуждены попрошайничать, собирать пустые бутылки и т.д. По данным Пенсионного фонда, из 38 миллионов пенсионеров минимальный размер пенсии составляет 3 миллиона человек, средний - около 18 миллионов, максимальный - 17 миллионов. С 1 февраля было принято решение пересчитать все пенсии по индивидуальному трудовому коэффициенту, но при этом сократить трудовой стаж. В реальности пенсии будут повышаться только тем, кто получает минимум. Пожилые люди также страдают от многих других пороков рыночного, капитализированного общества. Их медицинское обслуживание резко ухудшилось. Неприемлемой "роскошью" для многих стали самые необходимые медикаменты, общение с родственниками через письма, телеграммы, междугородние телефонные разговоры. Для одних это уже стало реальностью, а для других бездомность угрожает из-за невыносимой арендной платы и оплаты коммунальных услуг. Храмы, которым поклоняются люди старшего поколения, публично попираются. Это и жестоко, и аморально, тем более что никто не доказал себе и другим, что новые идолы лучше старых.

Экономические последствия реформ

По данным Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Федеральной службы государственной статистики (Росгосстата) в 1992 г. Россия заняла 30-е место (0,849) и вошла в группу стран с высоким человеческим потенциалом. В 2000 году Россия заняла 30-е место (0,849) и вошла в группу стран с высоким человеческим потенциалом. - Россия заняла 57-е место (0,762) и перешла в группу стран со средним уровнем развития. В 2005 году вошла в группу стран с высоким человеческим потенциалом. - В 2005 г. она заняла только 62-е место, несмотря на завидный экономический рост (6% в год).

После 15 лет реформ состояние социального капитала в стране резко ухудшилось, хотя с нашим потенциалом мы могли бы быть в числе лидеров. Мы не тратим 15% от произведенного ВВП, 7% - это стабильный фонд, а остальное - бегство капитала за рубеж и выплата внешних долгов.

Растущее социальное неравенство: в 2000 году разрыв между доходами самых богатых и самых бедных россиян составлял 14 раз, а в 2007 году - 16 раз.

По насыщенности экономики деньгами и финансовыми инструментами Россия находится на 50-60-м месте в мире. В Китае денежная масса к ВВП составляет около 160%, в то время как в России - только 40%. Кроме того, около 40-50 % роста финансового сектора носит спекулятивный характер.

Неправильное распределение нефтедолларов приводит к тому, что в условиях дефицита товаров в стране нефтяные деньги быстрее попадают к потребителю, тем самым еще больше рассеивая инфляцию.

Не решена задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры в экономике. Малый и средний бизнес не получил ни правовой, ни экономической основы для цивилизованной конкуренции. А крупные отрасли и целые сегменты экономики в результате приватизации получили монопольное положение на рынках и снизили их эффективность.

Вывод:

На протяжении всей истории России экономические реформы ее правителей имели как положительные, так и отрицательные последствия. Наше время также не является исключением. Перед нынешними лидерами государства стояла непростая задача не только "встать на ноги", но и вернуть России статус ведущей мировой державы. Чтобы избежать экономического кризиса в будущем, необходимо создать систему мониторинга рисков финансового кризиса и планов действий в чрезвычайных ситуациях. Последовательное усиление роли внутреннего спроса на финансовые активы, ускоренное наращивание его объемов и создание более сбалансированной структуры финансовых ресурсов.

Главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий экономических реформ в России является взвешенная и рациональная политика в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ, направленных на устранение необоснованных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства в рамках российской экономики.

Прочитав все факты, могу отметить, что в России были специфические проблемы при переходе на рынок: очень сложно переехать на рынок в стране, которая до этого не пыталась полноценно жить в условиях рыночной экономики. Почти 75 лет Россия жила по законам тоталитарной экономики.

Экономическая реформа приобрела затяжной характер. В определенной степени этому способствовало то, что первые реформаторы ввели чисто западные модели развития без учета национальной специфики не только в политике, но и в российской экономике. Поэтому необходимо было поднять вопрос о российском пути в экономике. Это не означает, что Россия была выбрана или что она была чрезвычайно специфична по сравнению с остальным миром.... Можно говорить о российском пути в экономике, подчеркивая тот факт, что у каждой страны, в том числе и у России, есть своя специфика, связанная с историей, климатическими особенностями, этничностью или этносом, своей устоявшейся экономической структурой, уровнем развития производственной и экономической культуры и др. Это означает, что опыт других стран не может быть механически перенесен в Россию, даже если он там дал положительные результаты. Мы спорим о российском пути в экономике, полагая, что можно говорить, например, о японском, немецком, американском и т.д., потому что, несмотря на общность экономических законов, каждая страна - это целый мир, и поэтому в экономической деятельности лучше руководствоваться не столько чьим-то опытом и умом, сколько собственным.