Экономические проблемы развивающихся стран

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль валютной системы в развитии глобальной экономики
Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики
Современное российское налоговое законодательство: преимущества и недостатки
Социальная политика государства: цели, инструменты, особенности


Введение:

По численности развивающиеся страны составляют самую большую группу - около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате быстрого распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. В 50-60-е годы 20-го века за период 1943-1963 гг. политическую независимость получили 51 страна с населением 988,3 миллиона человек, проживающих на площади 30,2 миллиона квадратных метров. км.

Бывшие колонии оставили в наследство от молодых национальных государств отсталую экономику, зависимость от внешних рынков и внешних источников накопления.

Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы напрямую затрагивают подавляющее большинство человечества. Эти страны характеризуются чрезвычайно пестрым внешним видом, различными условиями и уровнями социально-экономического развития. В то же время существует ряд особенностей, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих черт имеет социальные, экономические и исторические корни.

 

Общая характеристика развивающихся стран

 

К моменту освобождения экономика бывших колоний и полуколоний характеризовались некоторыми общими чертами, наиболее важными из которых являлись:

  • докапиталистических форм хозяйства; аграрно-сырьевая направленность экономики при общей многоукладность экономики с преобладанием неразвитости производительных сил, прежде всего в обрабатывающей промышленности;
  • господство иностранного монополистического капитала, его глубокое проникновение в национальное хозяйство и его контроль над природными ресурсами освободившихся стран;
  • относительная слабость, неразвитость местного национального капитала, ограниченность его возможностей не только на мировом, но и на внутреннем рынке;
  • узость внутреннего рынка, так как значительная часть населения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности населения была незначительной;
  • некомпенсированный вывоз существенной части национального дохода в виде прибылей иностранных монополий, процентов по внешнему долгу и т.п.

 

Группы развивающихся стран

 

В зависимости от уровня экономического развития ООН и специализированные международные экономические организации делят развивающиеся страны на три категории, выделяя также –экспортеров нефти.

В группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для промышленно развитых странах, входят Бруней, Кувейт, ОАЭ, Сингапур и ряд других территорий.

В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения входят в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны. К последним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20%. В них преодолевается аграрная и сырьевая специализация их экономики, формируется промышленный комплекс, вырабатывается модель приспособления к международным рынкам.

НИС в большинстве своем состоят из Латиноамериканских государств и стран Юго-Восточной Азии. Уровень их ВВП соответствует таким промышленно развитым странам, как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих развивающихся стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы.

Подгруппу нефтеэкспортирующих стран составляют 19 государств, в экспорте которых нефтепродукты превышают 50%.

Третью группу в развивающимся мире образуют бедные страны, в которых ВВП на душу населения в 1995 г. не превышал 750 долл. В эту подсистему входят подавляющее большинство стран Тропической Африки, порядка десяти азиатских стран преимущественно из Южной Азии и Индокитая, а также Гайана, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латинской Америки.

В 1996 г. особое положение в группе бедных стран занимает Индия, Китай, и Бразилия., обладающие огромным экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой, огромными внутренним рынками. Объем их ВВП, подсчитанный на основе паритета покупательной способности валют, был выше, чем у Канады.

Особенность социально-экономического развития Третьего мира состоит в том, что число бедных стран за 70-80 годы не сократилось, возросло примерно в два раза. Среди них ООН выделяет 48 наименее развитых стран (33 из них в Африке), на территории которых проживает 2,5% населения мира, но ори производят только 0,1% мирового ВВП. В 1995 г. средний доход на душу населения в этих стран составлял только 24% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. – 33%). В основном это произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран.

Помимо указанных общих причин, на экономическое развитие беднейших стран оказывает отрицательное влияние значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отстают от основных направлений научно—технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения.

 

Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20-го века

 

В 70-е годы стали историческим поворотным моментом в динамике разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами. Темпы сокращения разрыва по ВВП на душу населения в 1971-1985 гг. составил около 0,9% в год. Предполагается, что средний показатель за 1986-2000 годы составит 1,2% .2

Новая тенденция связана с либерализацией внутренней экономики многих развивающихся стран, увеличением доли в ней частного сектора, развитием предпринимательства и либерализацией внешнеэкономической деятельности.

Внутренние экономические реформы и рационализация правовой базы, которая ускорила развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. Для развивающихся стран в целом с 1986 года произошел перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций. В 1993 - 1996 гг. Он достигал 150 млрд долл. В год (не считая инвестиций в ННГ), в 1996 г. - около 200 млрд долл. Это почти в шесть раз превышает среднегодовой объем за 1983-1989 годы.

Структура иностранных инвестиций в развивающиеся страны качественно улучшилась. Если в 70-х - начале 80-х годов основная их часть составляла банковские кредиты, то в 90-е годы большинство было представлено в виде прямых и портфельных инвестиций в реальный сектор экономики, общий объем которых в 1983-1988 гг. составил всего 16,9 миллиарда долларов, а в 1992-1996 гг. - уже 604,6 миллиарда долларов. Главное, что объем прямых инвестиций резко увеличился, что позволяет создавать новые рабочие места, осваивать новые технологии, ноу-хау и эффективные методы маркетинга. Их доля в общем притоке долгосрочных иностранных финансовых ресурсов в развивающиеся страны достигла 40% в 1996 году.

По прогнозам западных экономистов, приток иностранного капитала в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет не только останется на нынешнем уровне, но и увеличится. Ожидается, что из 12 трлн. Экономия долларов в развитых странах составит около 10 триллионов долларов для нужд самих этих стран, а 1,5-2 триллиона долларов - это чистый экспорт капитала в развивающиеся страны, полностью удовлетворяющий их растущие потребности во внешних финансовых заимствованиях.

Повышение динамики прямых иностранных инвестиций во многом обусловлено постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также экологически вредных отраслей промышленности из развитых стран в развивающиеся. Устойчивый рост уровня жизни в высокоразвитых странах, рост заработной платы, во многих случаях опережающий рост производительности труда, обострение экологических проблем и растущие затраты на соблюдение стандартов экономической безопасности, приводят к увеличению стоимости товары и услуги, произведенные в этих странах, и снижение их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные отрасли в развивающиеся страны, где есть дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия и богатые минеральные ресурсы. Что касается требований по охране окружающей среды, то здесь они намного мягче, и, следовательно, себестоимость значительно ниже.

Как показал опыт Японии и ННГ Юго-Восточной Азии, текстильное производство обычно передается сначала по цепочке, затем химическое, затем металлургическое, затем автомобильное и электронное. Эта теория, основанная на опыте Японии, была сформулирована еще в 1935 году японским экономистом К. Акамацу и впоследствии получила название «летающие гуси».

Рациональное использование иностранных финансовых ресурсов во многом зависит от качества человеческого капитала, прежде всего от уровня образования. В последние десятилетия разрыв грамотности в развивающихся странах заметно сократился. В 1994 году уровень грамотности взрослого населения во всех развивающихся странах составлял 64% против 43% в 1970 году. Однако в Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары он достиг 50%, а в арабских странах - 57%.

Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, он позволяет освоить некоторые технологические процессы, которые передаются из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

Перемещение трудоемких и энергоемких, а также экологически опасных секторов экономики в развивающиеся страны постепенно способствует повышению квалификации рабочей силы принимающей страны, развитию финансовой, транспортной, информационной и другой инфраструктуры. и достижение правовой и политической стабильности.

ТНК играют особую роль в этом процессе, поскольку именно они инвестируют прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны. Если интересы транснационального капитала объективно совпадают с национальными интересами «принимающих стран», то ТНК могут предоставить им решающие преимущества в конкуренции на мировом рынке. Если чисто экономические интересы ТНК противоречат национальным интересам развивающихся стран, то ТНК используют международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО и т. д.), Методы информационного давления, экономические и даже принудительные методы воздействия с использованием военной мощи международного сообщества. полицейские силы для защиты своих интересов. Таким образом, военные конфликты возникают именно в тех местах (Ирак, Босния), где по разным причинам ТНК не смогли сохранить власть экономическими методами и их интересы были нарушены.

 

Экономические проблемы развивающихся стран

Способствуя экономическому развитию бывших колоний и полуколоний, ТНК, однако, оказывают на них негативное влияние. Они создают мощную конкуренцию для местных предпринимателей, вытесняя их на внутреннем рынке; свободное движение транснационального капитала может подорвать стабильность национальных валют и создать угрозу национальной безопасности хрупких молодых государств. Этому способствует навязывание космополитической идеологии, которая часто противоречит интересам национального бизнеса, а также мощное политическое давление на принимающие страны в направлении, которое не всегда совпадает с национальными интересами.

Тем не менее, положительное влияние деятельности ТНК на экономический прогресс в развивающемся мире, несомненно, особенно, поскольку высокоразвитые страны заинтересованы в социально-экономическом развитии периферии мировой экономики. Быстрое развитие ранее отсталых регионов увеличивает спрос на потребительские и инвестиционные товары в развитых странах.

К середине 1990-х годов на развивающиеся страны приходилось 29% всего экспорта высокоразвитых стран. Если нынешние темпы роста ВВП в развивающихся странах будут сохранены, к 2010 году он будет поглощать более 1/3 этого экспорта. Кроме того, передача избыточных трудовых ресурсов и энергоемких экологически чистых производств в развивающиеся страны помогает развитым странам поддерживать социальную и политическую стабильность и улучшать благосостояние общества.

 

Экономические проблемы развивающихся стран

 

Среди комплекса серьезных проблем, которые нужно было решить на пути к национальной независимости, на первый план выдвинулись проблемы экономические.

В своей экономической политике освободившиеся страны стали исходить из национальных интересов, в большинстве случаев не совпадающих с интересами иностранных монополий и бывших метрополий. В 60-70 годы в большинстве этих стран производились национализация предприятий иностранных монополий и установлением национального контроля над природными ресурсами. По данным ООН, было национализировано свыше 1,5 тыс. филиалов иностранных корпораций. Во многих странах были национализированы иностранные фирмы в банковской сфере, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и даже запреты на функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей. Предприняты меры по защите национальных ресурсов то расхищения иностранным капиталом, в частности их огосударствление.

Сформировавшийся в большинстве освободившихся стран государственный сектор экономики способствовал достижению значительных экономических результатов. Так, среднегодовые темпы прироста их ВВП в 1956-1980 гг. составил 5,54% против 4,06% в промышленно развитых странах.

Государство на первой стадии индустриализации взяло на себя расходы по формированию современной инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решения других социальных проблем.

В первую послевоенную четверть века аграрное и промышленное производство развивающихся стран испытали большой подъем. По данным Мирового банка, годовой доход в расчете на одного жителя в 1950-1970 гг. увеличивался на 3% в год.

Ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики бывших колоний и полуколоний способствовали усилению их роли в мировом хозяйстве. Если в 1950г. население развивающихся стран насчитывало 1089 млн. чел. (43,4% от населения Земли), а объем их ВВП равнялся 1220 млрд. долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 3392 млн. чел. (57,6 населения Земли), а объем ВВП вырос до 11130 млрд. долл. (32,3% от мирового ВВП).

Однако за 60-70-е гг. освободившимся странам не удалось преодолеть экономическую отсталость. По оценкам ЮНИДО, доля этих стран в продукции мировой обрабатывающей промышленности изменялось медленными темпами: с 8,2% в 1960 г. до 8,8% в 1970 г., с 10,3 в 1975 г. до 10,9 в 1980 г.

Такие темпы роста обрабатывающей промышленности значительно отставали от программы разработанной ООН для стран третьего мира на два десетелетия (60-70-е годы). В 70-е годы средние темпы роста сельскохозяйственного производства развивающихся стран составили 2,8% против 4%, определенных программой ООН. В результате уменьшился не только фактический рост сельскохозяйственного производства, но и ухудшились отдельные показатели по сравнению с 50-ми годами. Если в 50-х годах развивающиеся страны были в целом чистыми экспортерами зерна, а в 1970 г. они импортировали 42 млн. т. зерновых, в 1979 – около 80 млн. т.

В условиях быстрого роста населения замедленные темпы промышленного и сельскохозяйственного производства привели к снижению доходов на душу населения.

Оценивая итоги развития освободившихся стран за два столетия, конференция ЮНИДО в Дели (1980 г.) пришла к выводу, что богатые стали богаче, а бедные – беднее, что более 1/4 населения этих стран испытывает постоянный рост бедности, а 800 млн. чел. (40% от всего населения) живут в абсолютной нищете.

В первой половине 80-х годов развивающиеся страны в среднем отставали от развитых стран по производству на душу населения валового продукта в 11,6 раза, по производству сельскохозяйственной продукции – в 2,6, всей промышленной продукции – в 12,4, а продукция машиностроения – в 33,5 раза. Отставание по производительности труда в промышленности составило 5,8 раз, в том числе и обрабатывающей – 8,6, в сельском хозяйстве – 17,8 раз.

На мой взгляд, главной причиной, сдерживающей социально-экономическое развитие освобожденных стран, является научно-техническая отсталость. Решение проблем ускорения темпов экономического роста и повышения уровня экономического развития бывших колоний определяется прежде всего модернизацией производства на основе современных технологий и технологий. В результате полного отсутствия в этих странах национальной научно-технической инфраструктуры и квалифицированных кадров сложились отношения их научно-технической зависимости от стран - лидеров научно-технического прогресса. По мнению голландского экономиста Дж. Тинбергена, ни в одной другой области неравенство между развитыми и развивающимися странами не выражено так ярко, как в исследованиях и уровне технологий.

По формам получения новых технологий среди развивающихся стран можно выделить несколько групп. Для азиатских стран основную роль играет импорт машин и оборудования; для стран Латинской Америки важность прямых иностранных инвестиций выше. Для многих африканских и наименее развитых стран в целом технологическое сотрудничество в форме подарков является основным источником технологий.

Быстрое развитие научно-технического прогресса и сокращение потока новой технологии во многие развивающиеся страны увеличили разрыв между развитыми и развивающимися странами. Иностранные инвестиции, являющиеся основным инструментом передачи технологических инноваций, сосредоточены в наиболее экономически развитых странах; в наименее развитых странах ТНК предпочитают использовать формы участия, не связанные с акционерами. Импорт технологий, стимулирующих экономический рост, требует не только необходимых финансовых ресурсов, но и обученной рабочей силы, умения использовать импортные технологии. В этом отношении возможности большинства развивающихся стран ограничены.

Освоение достижений научно-технического прогресса потребовало создания диверсифицированных рыночных структур, интегрированных в мировую экономику, и прежде всего индустриализации в сочетании с обновлением других сфер общественной жизни.

Индустриализация развивающихся стран началась с промышленного импортозамещения, то есть были созданы обрабатывающие производства, чтобы выжать импортную продукцию с местных рынков, оплачивая доходы от экспорта сырья и продуктов питания.

В 50-х годах сложилась благоприятная ситуация для развивающихся стран на мировых товарных рынках благодаря послевоенному восстановлению экономик стран Европы и войне в Корее. В результате высокая динамика валютных поступлений способствовала импорту оборудования и ускорила формирование оригинальных производственных структур.

Важную роль в индустриализации развивающихся стран сыграло государство, которое, во-первых, определило основные параметры и цели индустриализации, а также способы их достижения; во-вторых, это способствовало развитию экономической и социальной инфраструктуры; в-третьих, осуществлено крупное промышленное предпринимательство; в-четвертых, он оказывал различную помощь частному национальному предпринимательству.

В этот период естественное желание защитить свою национальную экономику от разрушительной конкуренции извне превалировало, создавать собственный промышленный и финансовый потенциал и ограничивать доступ в страну для «эксплуататорского» капитала ТНК. Развивающиеся страны начали объединять усилия для реализации стратегии «коллективной самообеспеченности».

В 60-70-х годах в Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных союзов или общих рынков, таких как Европейское сообщество. Фактически такая стратегия превратилась в сохранение отсталости, технологической и культурной отсталости и дальнейшее углубление отставания от промышленно развитых стран.

Дело в том, что первый этап индустриализации, направленный на импортозамещение, привел к созданию предприятий текстильной, швейной, кожевенной и обувной, деревообрабатывающей, мебельной и других отраслей, производящих товары народного потребления для краткосрочного и среднесрочного использования. По техническим и экономическим параметрам эти отрасли в основном соответствовали возможностям и потребностям слаборазвитых экономик. Они использовали относительно простые трудоемкие технологии, которые практически не требуют сложной системы смежных отраслей для производства исходных и вспомогательных материалов.

Однако попытки создания промышленного производства товаров длительного пользования и промежуточных продуктов, необходимых для их производства, в большинстве стран потерпели неудачу. Такие отрасли, как нефтехимия, металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, где производится основная масса исходных конструкционных материалов, являются капиталоемкими, рассчитаны на большой объем производства и, следовательно, на большой рынок. Если объемы производства не достигают определенного минимума, производственные затраты возрастают. Большинство отраслей, производящих продукцию машиностроения для промышленных и потребительских целей, также рассчитаны на емкие рынки.

По разным причинам сложившиеся интеграционные ассоциации развивающихся стран не способствовали формированию общего рынка, а отрасли, предназначенные для массового производства, оказались в условиях ограниченной емкости отдельных рынков.

Промышленные мощности часто не только уступали оптимальным размерам, но и использовались недостаточно, что приводило к потерям в эффекте масштаба, увеличению удельной капиталоемкости производства, низкой эффективности производства и отсутствию конкурентоспособности основной массы товаров. Снижение производительности капитала сдерживало накопление.

Даже в крупнейших развивающихся странах платежеспособный спрос на промышленные товары длительного пользования более чем покрывался продукцией одного или нескольких предприятий. Это привело к монополизации и сговору с целью разделения рынка. В результате завышенные цены на промышленную продукцию и отсутствие конкуренции лишают молодую индустрию стимулов для технологических и организационных инноваций и обрекают ее на стагнацию. Кроме того, потребность в импорте, несмотря на увеличение доли местного производства в потреблении промышленных товаров, не только не уменьшилась, но и увеличилась, прежде всего за счет импортного сырья и полуфабрикатов для изготовления ранее импортная продукция. Так, в Пакистане и Таиланде отношение импортных промежуточных продуктов для производства товаров народного потребления к импорту таких продуктов с начала 50-х до конца 60-х годов увеличилось более чем в 5,2 раза, в Бирме - на 5,5, на Филиппинах - в 7,9 раза, в Индии - в 1,8 раза.

Экспорт традиционного сырья и продуктов питания из бывших колоний медленно развивался в этот период, чему препятствовала усиливающаяся конкуренция между экспортерами и переход в этих странах к материальным и энергосберегающим технологиям, начавшимся в 1970-х годах.

Разрыв между ростом импортных и экспортных ресурсов привел к неизбежному увеличению внешних займов и помощи. Их приток стал обязательным условием не только для расширенного, но во многих странах и простого воспроизводства. Долг стран третьего мира достиг 1,7 трлн. долларов и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. Погашение внешнего долга и выплата процентов по нему составляют около половины всех новых внешних финансовых потоков в развивающиеся страны.

Таким образом, политика самообеспечения, стратегия импортозамещения, жестокого протекционизма и значительная роль государства в экономике большинства развивающихся стран не оправдали ожиданий.

Другая модель ориентирована на экспорт отечественной промышленной продукции, завоевывая позиции на внешнем рынке. Отсюда и название - экспортно-ориентированная индустриализация. Он основан на открытости экономики, активном участии в международном разделении труда, использовании мировой торговли для увеличения финансовых ресурсов страны и модернизации структуры экономики.

Это направление индустриализации оказало сильное влияние на стратегию развития в третьем мире благодаря успехам четырех азиатских тигров (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), не обладая богатыми природными ресурсами, опирались на экспорт готовой продукции с использованием дешевый труд. Восстановление экономики было в значительной степени обусловлено тесными экономическими связями с Японией на основе модели летающих гусей. Суть последнего заключалась в том, что ведущая страна (в данном случае Япония) благодаря своим инвестициям, а также новым технологиям, управленческому и маркетинговому опыту внедряла их в современное производство, расширяя экспортные возможности.

Основываясь на опросе 40 развивающихся стран, Всемирный банк обнаружил, что в 1963-1973 гг. большинство из этих стран придерживались импортозамещения в 1973-1985 годах. их количество несколько уменьшилось, и с конца 80-х гг. и особенно в 90-х годах быстро растущее число развивающихся стран, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проводит политику поощрения экспорта.

 

Экологические проблемы развивающихся стран

 

На рубеже тысячелетий неконтролируемые процессы разрушения природной среды приобрели значительную остроту в развивающихся странах, что может стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для все население Земли.

Демографический взрыв в развивающихся странах, вызванный преодолением массового голода и улучшением питания в результате обретения национальной независимости, привел к резкому увеличению населения в этих странах. Если за период 1950-1996 гг. население развитых стран увеличилось в 1,5 раза, затем в развивающихся странах - в 2,7 раза, в том числе в Африке и Латинской Америке - в три раза, в Азии - в 2,5 раза. В результате их доля в общей численности населения Земли выросла за последние полвека с 2/3 до 4 / 5.1. Однако за последние десятилетия темпы роста населения в развивающихся странах замедлились. Например, в Индии число детей, рожденных в течение жизни матери, уменьшилось с шести в 60-х годах до 3,8 в 90-х годах, в Индонезии и Бразилии - с 6,2 до двух соответственно.

В результате роста населения площадь сельскохозяйственных угодий на душу населения и интенсивность возделывания земель уменьшаются, и это приводит к истощению плодородия почв, снижению продуктивности и изъятию земель из сельскохозяйственного использования, превращая их в в пустыни и полупустыни. С 1970 года в Африке и Азии площадь пустынь увеличилась на 120 миллионов гектаров, состояние почв в Латинской Америке резко ухудшилось.

Использование примитивных орудий труда приводит к тому, что африканский крестьянин выращивает не более 600 кг зерна, а американский фермер выращивает не менее 80 тонн.

Ускоренная эрозия почвы также связана с уменьшением лесного покрова планеты. За период 1991-1995 гг. средний объем вырубки лесов в бассейне Амазонки составлял около 126 км в год без каких-либо серьезных восстановительных работ. Но амазонские леса - самый важный источник кислорода для всей земной атмосферы.

Темпы обезлесения в Восточной Азии составляют 1,4% в год. Самая большая вырубка происходит в Индонезии, где сегодня вырубается 12 тысяч квадратных метров. км. Леса в год против 5,5 тыс. кв. км. в середине 70-х годов. Лесные пожары наносят все больший ущерб лесам развивающихся стран.

Перемещение экологически опасных производств из развитых в развивающиеся страны сопровождается загрязнением почвы, воды и атмосферы. Использование угля и других неэффективных источников энергии приводит к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере планеты, что является одной из важнейших причин глобального потепления.

Многие развивающиеся страны участвуют в производстве веществ, способствующих разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. После подписания Монреальского протокола, направленного на сокращение и последующее прекращение производства таких веществ, страны ЕС, Япония и СССР сократили их производство в 10 раз. США полностью прекратили производство этих веществ. В то же время лидером стал Китай, производящий почти 91 тысячу тонн (больше, чем все развитые страны и Россия), производство этих веществ в Южной Корее, Мексике, Малайзии, Индонезии и Индии значительно возросло.

Конечно, проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, могут быть эффективно решены с помощью технических средств, но это требует больших капитальных затрат. Для поддержания экосистем развивающихся стран в их нынешнем состоянии требуется около 125 млрд. долл. США в год в течение не менее 20 лет, в то время как общий объем ассигнований на все программы помощи от развитых стран развивающимся странам в начале 90-х годов не превышал 55 миллиардов долларов

Таким образом, ухудшение состояния окружающей среды в развивающихся странах будет продолжаться в краткосрочной перспективе.

 

Внешняя задолженность

 

Острейшей проблемой развивающихся стран в начале нового тысячелетия остается внешняя задолженность.

В последние десятилетия, особенно в 90-е годы 20 века, наблюдалось систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г. рассчитываемый МВФ индекс цен по 30 позициям сырьевых товаров упал, по меньшей мере, на 74%. Только в 1998г. цены на нефть снизились почти на 35%, а общий индекс цен на минеральные ресурсы – 22%. К тому же сократились объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах.

В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем долга развивающихся стран составлял 135 млрд. долл., то к 1981 г. он достиг 751 млрд., а в начале 90-х годов – 1935 млрд. долл. После этого наступила некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн. долл.), прерванная финансовым кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки: в Бразилии на эти цели использовано в 1995 г. 37,9% экспортных валютный поступлений, в Мексике – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в Венесуэле – 21,7%.

Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части неселения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности, в 1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.

В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять прогрмму списания большей части долгов беднейшимх стран и их последушей ресрукруризации. Предлогается, например, списать внешнюю задолженность Мозамбика на 85-90%, Уганды, Мали, Гайаны, Мавритании – на 3/4 с последующим оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных бумаг.

Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в собственность кредиторам акций государственных предприятий.

Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и реструктуризации внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту проблемы долгового бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет условия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран.

Характерным явлением в 90-е годы стало превышение платежей развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов. Так, в 1994 г. сумма возвращенных кредитов и процентов по ним развивающихся стран составила 169,5 млрд. долл. по основному долгу и 85 млрд. долл., а сумма текущих заимствований – 16,7 млрд. долл. В 1995 г. развивающиеся страны выплатили за рубеж 128 млрд. долл. по основному долгу и 85 млрд. долл. в виде процентов, тогда как получили прямых инвестиций на сумму 90 млрд. долл. и в виде помощи – 64 млрд. долл., т.е. на 59 млрд. долл. меньше.

Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками на внутренней политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд. долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, офисных помещений, новых столиц, и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВВП.

В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношения развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.

Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий для притока новых инвестиций.

 

Экономические отношения с Россией

 

Экономические отношения между Россией и развивающимися странами осложняются комплексом проблем, как унаследованных от бывшего СССР, так и тех, которые возникли после его распада. Развал советской модели развития, ранее популярной во многих из этих стран, сыграл негативную роль. Военно-техническое сотрудничество, сыгравшее важную роль в отношениях СССР с рядом развивающихся стран, оказалось огромными потерями: поставка военной техники осуществлялась в кредит или бесплатно, они составляли основную массу из 150 миллиардов долларов долга зарубежных стран России. Но многие развивающиеся страны вообще не признают свои долги.

Например, Куба оправдывает свой отказ в погашении долгов России тем, что в связи с прекращением Россией в одностороннем порядке двусторонних экономических отношений экономика острова понесла значительные потери. На кубе осталось около 600 незавершенных объектов, на которые были выданы советские кредиты. По мнению кубинских экспертов, отказ от продолжения экономической помощи явился едва ли не главной причиной падения производства на 40-50%. В результате резко прерванных связей в 1989-1992 гг. и с учетом последующих «потерянных» лет Куба «подает иск» на 15 миллиардов долларов. Таким образом, кубинская сторона фактически стремится к «нулевому варианту», то есть списывает до 90% всех долгов и развивает отношения практически с нуля.

В процессе реструктуризации задолженности некоторых развивающихся стран значительная ее часть была списана. Количество таких списаний составило 68% в Нигерии, 70% в Анголе, 87% в Перу и 90% в Никарагуа. Лишь немногие российские должники осуществили прямое погашение долга, и объемы таких платежей были значительно ниже первоначальных графиков платежей. Итак, в 1992-2000 гг. Россия должна была получать от развивающихся стран в счет погашения долга почти 96 миллиардов долларов, или 5-15 миллиардов долларов ежегодно. Однако реальные платежи за весь этот период составили менее 16 миллиардов долларов. Наибольший объем платежей пришелся на 1996-1997 гг., когда вопросы взаиморасчетов решались с рядом должников. В целом, наблюдается тенденция к снижению долговых поступлений.

Реальный результат был получен по вьетнамскому долгу. В сентябре 2000 года в Москве было подписано соглашение об урегулировании задолженности Вьетнама. Он предусматривает, что Вьетнам выплатит 1,7 млрд. долл. США (из 10 млрд. долл. США) в течение 23 лет, в то же время списав остальную часть долга. Ожидается, что девяносто процентов платежей будет осуществляться в форме концессий, товаров и услуг.

Но не все наши должники удовлетворены такими условиями. Таким образом, мы не нашли понимания предложений, сделанных в ходе прошлогодних визитов Президента России в Монголию и Кубу, по реструктуризации долга этих стран (мы предложили списать 70% долга, а остальное выплатить длительный период времени при поставках традиционных экспортных товаров; возможность погашения задолженности за счет обмена на имущество, инвестиций, оплаты аренды земли и недвижимости и т. д.)

Российский экспорт сырья часто вызывает негативную реакцию со стороны развивающихся стран, поскольку он часто осуществляется по более низким ценам по сравнению с мировыми ценами и имеет тот же тип, что и экспорт сырья. Возможности продавать российскую готовую промышленную продукцию в развивающихся странах иногда ограничены из-за устаревшего ассортимента предлагаемой продукции и технологической несовместимости с мировыми стандартами. В то же время энергетическое и нефтяное оборудование, оборудование гражданской авиации, аэрокосмическая продукция и некоторые другие виды товаров российского производства являются перспективными для расширения торговли с развивающимися странами.

Россия заинтересована как в укреплении существующих экономических связей с традиционными партнерами, например, с Индией, так и в приобретении новых среди развивающихся стран. В сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наметились некоторые позитивные события. Вступление России в АТЭС в качестве полноправного члена повышает вероятность экономических контактов в этом динамичном регионе.

 

Заключение

 

Развивающиеся страны представляют собой особую категорию государств, которые сохраняют, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономической отсталости, в том числе многопрофильную экономику, традиционные формы собственности и социальные институты, а также низкую производительность общественного труда.

В ходе социально-экономического развития это сообщество претерпевает значительные изменения, усиливается расслоение на подгруппы.

Различия в темпах роста, темпах модернизации экономики и влиянии мировой экономики способствуют дифференциации развивающихся стран.

Социально-экономические стратегии развивающихся стран направлены на преодоление отсталости, преобразование традиционных экономических структур, изменение позиций в международном разделении труда и интеграцию в мировую экономику. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран была индустриализация по двум основным моделям - импортозамещение и экспортоориентированность.

Социально-экономические процессы в развивающихся странах все чаще формируются под влиянием мировой экономики. Это связано, прежде всего, с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися из развитых в развивающиеся страны, растущей важностью мировой торговли, а также с деятельностью ТНК.

На рубеже тысячелетий неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли, имеют приобрела значительную остроту на рубеже тысячелетий.

Нехватка внутренних ресурсов, падение цен на основной экспорт сырья, рост нео-протекционизма со стороны развитых стран, что сдерживает расширение экспорта развивающихся стран, увеличивает потребность во внешних заимствованиях.

Поступления от межгосударственных программ помощи в целях развития и от международных финансовых организаций, привлечение частного иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования заемных средств и растущие выплаты по внешнему долгу стали постоянным фактором, осложняющим социально-экономическую ситуацию.