Экономические проблемы оценки качества продукции

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Организация оплаты труда работников предприятия 
Проблемы развития научно-технического прогресса на предприятии
Структура предприятий осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования

 

Введение:

Управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или дефектов в готовом продукте, сколько на проверку качества продукта в процессе его производства.

В деятельности промышленного предприятия, ориентированного на прибыльное и прибыльное управление, вопросы принятия рациональных управленческих решений для обеспечения высокого качества выпускаемой продукции выдвигаются на одно из первых мест.

Проблема качества продукции в настоящее время рассматривается как решающее условие повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности, а также конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.

 

Экономические проблемы оценки качества продукции

 

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживание любой компании, ее устойчивые позиции на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цен и уровнем качества продукции. Более того, второй фактор постепенно выходит на первый план.

Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Качество является одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества в значительной степени определяет выживание предприятия в рыночной среде, темпы технического прогресса, рост эффективности производства и сохранение всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Качество - это совокупность свойств продукта, предназначенных для удовлетворения потребности в соответствии с назначением продукта.

Любой товар представляет собой совокупность свойств. Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

  • отвечает четко определенным потребностям, объему или цели;
  • соответствует требованиям потребителей;
  • соответствует применимым стандартам и спецификациям;
  • соответствует требованиям общества;
  • учитывает требования охраны окружающей среды;
  • предлагается потребителям по конкурентоспособным ценам;
  • экономически выгодно (т. е. приносит прибыль).

Международный стандарт Международной организации по стандартизации - MS ISO 9004-1 версии 1994 года гласит, что эти требования к продукту могут быть обеспечены путем разработки эффективной системы качества в организации. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для разработки необходимых контрольных мероприятий в системе менеджмента качества продукции. Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества.

Целью оценки является определение того, какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какие методы и с какой точностью определяют их значения, какие средства потребуются, как их обрабатывать и в какой форме следует представлять результаты оценки. ,

Объем затрат предприятия зависит от улучшения качества его отдельных показателей, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании улучшения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции.

Свойства продукта, количественно выраженные с точки зрения качества, подразделяются на следующие группы: Целевые показатели характеризуют полезный эффект от использования продукта по прямому назначению и определяют сферу применения продукта.

Показатели надежности характеризуют безотказность, сохраняемость, а также долговечность изделия. Рассчитывается с помощью коэффициента технологического использования(готовности):

  • где Тср – наработка на отказ;
  • tв – среднее время восстановления;
  • τ – математическое ожидание времени нахождения объекта в отключенном состоянии для производства профилактических работ. 

Показатели технологичности обусловливают рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. С помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции. 

 

Коэффициенты для расчета показателей технологичности

 

Коэффициент блочности конструкции определяется по формуле: Кбп= Сбл/С, где Сбл- стоимость самостоятельных, легко отделимых блоков или агрегатов, выполняющих самостоятельную функцию, С- себестоимость объекта. 

Коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции объекта: Км.уп.=Нзаим/Н, где Нзаим - количество наименований изделий, деталей, составных частей объекта, заимствованных из других проектов, Н-общее количество наименований деталей и других составных частей объекта, включая заимствованные и оригинальные.

Коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов изготовления объекта: Ку.т.п.=Нс.т.п./Нт.п., где Нс.т.п.- количество наименований существующих технологических процессов, заимствованных для производства нового объекта, Нт.п.- общее количество наименования технологических процессов изготовления нового объекта, включая заимствованные и вновь разработанные. 

Удельный вес деталей объекта с механической обработкой: Dмех=Нмех/Н, где Нмех- количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления. 

Коэффициент прогрессивности технологических процессов изготовления объекта: Кпр.т.п.= Нпр.т.п./Нт.п., где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления. 

Показатели стандартизации – это насыщенность продукции стандартами, а также уровень унификации данного изделия по сравнению с другими. 

Определяется коэффициентами:

  • стандартизации объекта Кст.= Нст/Н, где Нст- количество типоразмеров, выпускаемых по стандартам, Н-общее количество типоразмеров составных частей объекта.
  • повторяемости составных частей объекта Кп.= п/Н, где п- общее количество составных частей объекта.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком.

 

Экономические проблемы оценки качества продукции

Улучшение качества продукции - это процесс, направленный на наиболее полное удовлетворение потребностей в этих продуктах, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенных продуктов, а также создание и развитие качественно новых видов. Важным элементом в системах управления качеством продукции является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы и затем закрепляет их в нормативных документах, таких как стандарт, инструкции, методы и требования для разработки продукции, то есть представляет собой набор инструментов. которые устанавливают соответствие стандартам.

 

Стандартизация - установление и применение правил качества

 

Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на благо и с участием всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии, с учетом функциональных условий и требований безопасности.

Основной целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

  •  безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • безопасность хозяйствующих субъектов с учетом риска природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • оборона и мобилизационная готовность страны;
  • техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
  • единство измерений;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологий;
  • сохранение всех видов ресурсов.

Современная наука о качестве имеет рабочий инструмент в виде стандартных подходов и методов, позволяющих целенаправленно достичь желаемого уровня качества. Эти подходы лучше всего собраны в международных стандартах серии ISO 9000, которые в настоящее время приняты для использования почти в 100 странах мира.

Серия стандартов ISO 9000 охватывает различные аспекты управления качеством и включает некоторые из самых известных стандартов ISO. Стандарты содержат руководства и инструменты для компаний и организаций, которые хотят, чтобы их продукты и услуги постоянно соответствовали требованиям клиентов, а качество постоянно улучшалось. ISO 9001: 2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества, ISO 9000 содержит основные понятия и словарь, ISO 9004 фокусируется на том, как сделать систему менеджмента качества более эффективной и действенной. Руководство ISO 19011 для проведения внутреннего и внешнего аудита систем менеджмента качества. ISO 9001: 2008 устанавливает требования к системам управления качеством и является единственным стандартом, в соответствии с которым может быть проведена сертификация (хотя это не является обязательным требованием).

Он может использоваться любой организацией, большой или маленькой, независимо от сферы деятельности. Стандарт ISO 9001: 2008 применяется более чем в одном миллионе компаний и организаций в более чем 170 странах. Основой стандарта является ряд принципов управления качеством, в том числе большое внимание, уделяемое потребителю, мотивация и вовлечение высшего руководства, процессный подход и постоянное совершенствование. Использование ISO 9001: 2008 гарантирует, что потребители получают товары и услуги неизменно хорошего качества, что, в свою очередь, принесет много пользы для бизнеса. Проверка работоспособности системы является важной частью ISO 9001: 2008.

Организации должны проводить внутренние аудиты для проверки эффективности системы менеджмента качества. Организация может принять решение пригласить независимый орган по сертификации для проверки, что не противоречит требованиям стандарта. В качестве альтернативы, он может предложить своим клиентам аудит системы качества.

В последние годы техническая политика Госстандарта России в области управления качеством резко усилилась, особенно в части внедрения систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000. Госстандарт совместно с общественностью разработал модель и систему критериев присуждения премий качества для российских предприятий с учетом таких элементов системы качества, как роль руководства, планирование, использование потенциала сотрудников, рациональное использование ресурсов. управление процессом, удовлетворенность потребителя и т. д.

Наряду с национальными стандартами, многие предприятия в России внедряют стандарты, основанные на международных системах менеджмента качества. Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и объектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукта и уровней управления качеством.

Рассмотрим влияние качества на прибыль изготовителя продукции. Например, в Рекомендациях по применению ГОСТ 40.9001- 88 (ИСО 9001-87), где в себестоимость включены затраты изготовителя по эксплуатации продукции в гарантийный период и амортизационные отчисления перечислены в остаточную прибыль. 
При этом берутся в рассмотрение два случая:

  1. улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж;
  2. увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.

Обычно совершенствование качества вызывает увеличение затрат, цены и снижение объема продаж (при этом используется линия спроса, соответствующая более лучшему качеству). 

 

Экономическая эффективность улучшения качества 

 

Качество  продукции как экономическая категория в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность.     

Экономический эффект от улучшения качества может  быть выражен формулой: Е=Р-З=Р - (Зд+Зе), где Е – экономический эффект, З – затраты, Зд – затраты на достижение экономического эффекта, Зе – затраты на эксплуатацию. 

Эффективность принимается как характеристика способности системы производить экономический эффект, равный разности между результатом экономической деятельности и затратами, произведенными для его получения  и использования или эксплуатации. 

Величина цены потребления в среднем в 3 — 4 раза (до 10 раз) превышает продажную цену. При улучшении качества продукции изготовителем, как правило, увеличиваются его затраты (затраты на качество). Увеличение затрат ведет к увеличению продажной цены продукции. Чтобы продукция приобреталась потребителем по более высокой цене, нужно, чтобы ее совершенствование приводило к увеличению экономического эффекта потребителя. 

За счет увеличения продажной цены изготовитель стремится не только компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, но и повысить свой экономический эффект, используя его для развития (расширения) производства. При этом он заботится о повышении экономического эффекта потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив или снизив дефекты при использовании продукции. То есть если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой им продукции, то он должен количественно и качественно учесть интерес потребителя — иметь продукцию с меньшей ценой потребления. 

В этом случае продукция изготовителя будет реализована и он увеличит прибыль. Нетрудно увидеть, что при таком подходе выгоду получают оба — изготовитель и потребитель, растет общий экономический эффект, происходит научно-технический прогресс за счет совершенствования качества продукции и развития производства. 

Современная система оценки качества на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должна оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.

Необходимость этого обусловлена, в частности, появлением таких новых задач, как планирование и оценка качества труда, анализ качества продукции, контроль исполнительской дисциплины, оперативное планирование повышения качества продукции.

 

Заключение

 

Качество представляет собой совокупность свойств продукта, предназначенных для удовлетворения потребностей в соответствии с назначением продукта. Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Организационные, экономические и технические проблемы, связанные с качеством, давно стали предметом исследований, и пути их решения превратились в отрасль науки. Повышение качества продукции является важнейшим направлением интенсивного развития экономики, источником экономического роста и эффективности общественного производства.

Повышение качества продукции приводит к повышению экономической эффективности предприятия. Существуют предприятия, для которых оценка качества продукции является второстепенной задачей, для которой повышение качества считается невыгодной инвестицией, но условия конкуренции на рынке определяют, что таким предприятиям рано или поздно придется модернизировать свое производство, чтобы их продукция продаются дальше.

Рассматривая оценку качества в зарубежных странах, вы видите, что проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукта. Большое внимание уделяется его оценке, с помощью различных премий в области качества правительства стимулируют производство более качественных продуктов, используя различные методы управления качеством, мотивируют не только самих производителей, но и сотрудников производить качественный продукт.