Экономические, политические и социальные основы конституционного строя современной России

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конституционные реформы – необходимость трансформации российского общества
Конституционное (государственное) право и конституционная система
Международное право и основные международные документы (декларации, договоры, соглашения, хартии, пакты); международные органы и механизм защиты прав и свобод человека
Институт уполномоченного по правам человека – омбудсмен


Введение:

Я выбрал эту тему, потому что она показалась мне наиболее интересной. Это связано с тем, что Конституция является основой основ права любого государства.

Цель моей работы - изучить основные особенности Конституции Российской Федерации.

Актуальность данной темы подчеркивается тем фактом, что Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в российском законодательстве. Значение конституции огромно в жизни любого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства обусловливает необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Конституция (от лат. Constitutio - учреждение) понимается как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Этот закон закрепляет основные принципы государственного устройства, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения правительства и государственных органов (формы правления). Конституция определяет круг функций государства, устанавливает основы его отношений с людьми и обществом. Конституция - это, прежде всего, правовой документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве он составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время это политический документ, поскольку он, несомненно, оказывает регулирующее влияние на политические отношения в обществе.

Я считаю, что основные черты наиболее четко характеризуют Конституцию как Основной закон Российской Федерации.

Основная задача, которую я поставил перед собой в этой работе, - максимально полно раскрыть суть основных особенностей конституции.

Для реализации поставленных передо мной задач и достижения цели я буду использовать мнения таких авторов, как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, Конституция Российской Федерации, а также нормативные и федеральные законы.

История развития конституций

В истории Российской Федерации существует пять конституций - 1918, 1925, 1937, 1978 и нынешняя в 1993 году.

Принятие каждого из них ознаменовало значимые события в жизни общества, подвело итог предыдущему развитию, определило качественно новый этап в развитии государства, отразило принятие новой концепции или углубление и совершенствование предыдущих.

Все конституции советского периода были в основном поддельными. Они провозглашали принципы, которые на самом деле не были воплощены в жизнь. Это относится, например, к принципу, согласно которому власть принадлежит трудящимся, суверенитету Советов, федеративному устройству России и использованию гражданами политических прав и свобод, закрепленных в конституциях.

Теперь мы опишем особенности каждой из конституций, начиная с самой первой.

Конституция РСФСР 1918 года. Она была принята вскоре после Октябрьского переворота и имела свои особенности. Во-первых, как первая конституция, она не опиралась на принцип непрерывности конституционного развития и впервые определила основы структуры общества на конституционном уровне; во-вторых, оно было в наибольшей степени идеологизировано и имело классовый характер. Конституция прямо закрепила установление диктатуры пролетариата, в-третьих, она отличалась от последующих конституций значительным количеством программных положений и, наконец, она включает положения, нацеленные на все мировое сообщество, хотя и носит чисто политический характер.

Замена конституции 1918 года была заменена в связи с объединением РСФСР с другими независимыми республиками. Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемых людей, но в ней записано, что она придерживается своих основных положений.

Вторая конституция характеризуется следующими особенностями, во-первых, она закрепляет факт вхождения РСФСР в состав СССР, а во-вторых, в связи с появлением субъектов РСФСР в конституцию были включены положения, определяющие статус и полномочия. Федерации по отношению к ним.

Принятие Конституции РСФСР в 1937 году явилось следствием принятия Конституции СССР в 1936 году. Главными отличительными чертами было то, что, во-первых, главы об основных правах и обязанностях граждан были введены в него впервые. Например, право на работу. Во-вторых, конституция этого этапа приобрела более совершенную форму в своей правовой форме. Он четко определяет государственные и правовые институты. В-третьих, конституция 1937 года впервые закрепила право из ссср.

Конституция 1978 года претерпела значительные изменения в течение всего срока ее полномочий. В связи с этим данная конституция на последних этапах своего существования, в отличие от предыдущих, была наиболее нестабильной и характеризуется следующими признаками: во-первых, она впервые ввела понятие «люди» и именно он был объявил предмет, к которому принадлежит вся власть.

Во-вторых, конституция 1978 года носила классовый характер. Это подчеркивалось тем фактом, что оно еще более открыто и прямо отражало роль Коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Статья 6 Конституции РСФСР 1978.

В-третьих, в отличие от конституции 1937 года, в ней было 11 разделов, разделенных на 22 главы, то есть он стал более объемным и углубил систематизацию конституционных норм по предметам.

В-четвертых, впервые в прямой форме было установлено, что РСФСР является суверенным государством.

Реформа Конституции, начавшаяся в 1989 году, проходила в русле постепенного изменения, прежде всего, ее существенных черт.

Начавшийся процесс демократизации, перестройки всех сторон жизни общества в правовой форме виден в законах РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РСФСР» и «О выборах народа». Депутаты РСФСР", принятые в 1989 году.

Эти законы изменили систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти был создан Съезд народных депутатов, который тайным голосованием избрал Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, административный и контрольный орган РСФСР. Более того, впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Хотя новый закон о выборах не предусматривал обязательной альтернативы выборов, он создал возможность его реализации, которая была воплощена в жизнь на первых свободных выборах.

Дальнейшая реформа российской Конституции была проведена Съездом народных депутатов.

В этом процессе можно выделить следующие тенденции: постепенное изменение сути Конституции; признание его общедемократического характера, воплощение воли всего народа.

Отметим нововведения Конституции, которые осуществлялись поэтапно:

  1. отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определяющего его как суверенное федеративное; отказ от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т. д .; исключение положений о построении коммунизма как цели общества;
  2. исключение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; радикальное изменение содержания ст. 6 означает конституционное признание многопартийной системы;
  3. признание приоритета прав человека и гражданских прав;
  4. признание частной собственности, охраняемой государством наряду с другими формами собственности; отказ признать государственную собственность основной; признание свободы экономической деятельности;
  5. постепенное изменение структуры советской власти, отказ от республики Советов, переход к парламентской системе; признание принципа разделения властей; введение института Президента; создание местного самоуправления. 

С распадом СССР Конституция РСФСР приобрела новую собственность - это была уже не конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, независимого государства.

Необходимость реформирования союзной федерации назрела. Это произошло в остром конфликте между Союзом и республиканскими властями. Все республики, в том числе и РСФСР, приняли Декларации о собственном государственном суверенитете.

Российская декларация впервые поставила задачу разработать новую Конституцию РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, в том числе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Была сформирована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая занялась этой проблемой.

Однако разногласия в составе народных депутатов привели к значительной задержке в принятии новой Конституции.

В основном процесс шел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая в результате приобрела противоречивый характер. Некоторые из его норм противоречили другим. Это несоответствие вызвало ожесточенную конфронтацию и конфронтацию между законодательной и исполнительной властью, которая привела к событиям в октябре 1993 года, которые были разрешены во время вооруженного столкновения властей путем роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Был не только политический, но и конституционный кризис.

В таких условиях принятие новой Конституции должно было стать основой для установления стабильности в обществе и государстве.

Многие проекты новой Конституции были подготовлены. Основными из них были проект Конституционной комиссии, образованной Съездом народных депутатов, и проект, подготовленный Конституционным собранием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совета включал многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу для окончательного пересмотра Конституции с участием субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции был выдвинут президентом на всенародное голосование. Оно было проведено на основании Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась принятой, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняли участие более половины зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу в день ее опубликования 25 декабря того же года.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Политические основы конституционного строя Российской Федерации.

Демократическое государство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация является «демократическим государством». Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Ст. 1.

Демократия находит выражение, прежде всего:

  1. в демократии;
  2. при разделении полномочий на законодательную, эмоциональную и судебную;
  3. в политическом разнообразии;
  4. в органах местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Ст. 3. Это означает, что Россия провозглашена государством демократии, иными словами, демократическим государством (греческая Демократия, буквально - демократия, из демок - люди и кратос - власть). С юридической точки зрения понятие «люди» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данного набора людей к государству.

Надо сказать, что в годы советской власти люди понимали историческое сообщество людей, которое меняется в зависимости от задач, решаемых обществом в тот или иной период. Соответственно, люди могли состоять только из трудящихся или включать те социальные слои, которые, не относясь к трудящимся в их исходном положении, тем не менее объективно участвовали в решении проблем прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открыл широкие возможности для тоталитарного государства применять дискриминационные меры к миллионам граждан страны, которые были нежелательны по тем или иным причинам.

Власть - это способность распоряжаться или контролировать что-то, подчинять других своей воле. Власть - это специфический набор средств для организации социального пространства. Социальное пространство существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в передаче материальных и духовных сил в совместные действия. Власть - это социальное явление.

Оно возникает с появлением общества и существует в каждом обществе, поскольку каждое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая принуждение.

Государственная власть характеризуется суверенитетом государства, что проявляется в его верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает напрямую с населением и осуществляется особым государственным аппаратом. Это совокупность государственных институтов, через которые реализуются функции государства. Государственный аппарат включает в себя все государственные органы, а также армию, разведку и обязательные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого принудительным аппаратом, специально приспособленным для этой цели.

Государственная власть - не единственная форма правления народа. Другой формой правления народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа как верховного носителя всей власти является выражением суверенитета народа. Народный суверенитет означает, что люди, не разделяя свою власть с кем-либо, осуществляют ее независимо и независимо от каких-либо социальных сил, используют ее исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, у него только один субъект - народ.

Конституция Российской Федерации устанавливает многонациональность народа России для всей власти, его суверенитет. Это означает, что русский народ не делит власть ни с кем, и никто, кроме себя, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение полномочий преследуются по федеральному закону. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., п. 4 ст. 3

Таким образом, демократия - это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление этой власти людьми в полном соответствии с их суверенной волей и интересами.

Демократия как форма государства и способ управления, таким образом, превращается в организационный принцип обладания властью и его реализации, который определяет, что решение любых государственных задач или реализация полномочий власти требует легитимации, исходящей от народа. или возносясь к нему. Идея народа как отправная точка и конечная точка демократической легитимации является основной в понимании демократии. 

«Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как напрямую, так и через государственные органы и органы местного самоуправления». Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., п. 2 ст. 3 Представительная и прямая демократия различаются в зависимости от формы выражения воли народа.

Представительная демократия - это осуществление власти людьми через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, которые выражают волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на определенной территории.

Выборное представительство является наиболее важным средством обеспечения подлинной демократии. Выборное представительство формируют государственные органы и органы местного самоуправления, избираемые народом.

Прямая демократия - это форма прямого выражения воли народа или любых групп населения. «Высшим прямым выражением власти народа является референдум и свободные выборы» Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., п. 3 ст. 3.

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации», референдум - это всенародное голосование граждан России по вопросам общегосударственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего, равного, прямого и свободного выражения воли граждан Российской Федерации путем тайного голосования.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума имеет равное количество голосов.

Гражданин Российской Федерации голосует за вопросы, поставленные (вынесенные) на референдум, или против него (них) напрямую.

Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не имеет права влиять. На гражданина с целью заставить его участвовать или не участвовать в референдуме, выдвинуть инициативу о проведении референдума, подготовить и провести референдум, а также помешать его свободному волеизъявлению. № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации».

Вопрос, вынесенный на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность его многократного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий решения, принятого на референдуме.

Различные инициативные группы по проведению референдума могут предлагать разные вопросы, в том числе альтернативные, для вынесения на референдум.

Принятие федеральным органом государственной власти другого государственного органа решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по этому вопросу.

Принятие федеральным органом государственной власти другого государственного органа решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

Проведение референдума в случаях, порядке и сроках, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, является обязательным.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (статья 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума.

Инициатива о проведении референдума не может быть выдвинута, и референдум не может быть назначен и проведен в условиях военного или чрезвычайного положения, введенных на территории Российской Федерации в обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не назначается, и проведение назначенного референдума откладывается, если военное положение или чрезвычайное положение вводятся в определенных населенных пунктах Российской Федерации в соответствии с обстоятельствами и в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. Назначается референдум, инициатива которого была выдвинута в порядке, установленном Федеральным конституционным законом, а референдум, проведение которого было отложено, проводится через три месяца после отмены военного положения или чрезвычайное положение.

Инициатива по проведению референдума принадлежит:

  1. не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что не более 50 тысяч из них проживают на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российская Федерация. их;
  2. Конституционное собрание - в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации;
  3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Инициатива о проведении референдума, принадлежащего гражданам Российской Федерации, не может быть выдвинута в ходе избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также при проведении референдума. В прошлом году проводится полномочия Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Когда Конституционное Собрание решает представить на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принятым в соответствии со ст. 135 Конституции Российской Федерации.

Инициатива по проведению референдума принадлежит:

  1. не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что не более 50 тысяч из них проживают на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российская Федерация. их;
  2. Конституционное собрание - в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации;
  3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Помимо общероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республики в составе федерации), региональные и местные референдумы по важнейшим вопросам жизни республики, области и т. д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа путем отделения представителей от их окружения путем голосования за выполнение в государственных органах или органах местного самоуправления своих функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами. граждан, выраженных в выборах.

Главное на выборах заключается в том, что они являются формой осуществления гражданами своей власти и осуществляют прямое выражение воли, выдвигают представителей своей среды для осуществления демократии.

Это полностью соответствует правилу, согласно которому право на участие в управлении, в первую очередь активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, то есть лицам с гражданством. Право голоса - это право гражданина, а не просто человека.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой правопорядка и обеспечения свободного развития личности является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована английским философом Д. Локком (1631-1704) и французским просветителем К. Монтескье (1689-1755). Его смысл заключается в том, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - должны выполняться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно просто распределения власти между несколькими телами. Необходимо, чтобы они находились во взаимном балансе, и ни один из органов не мог преобладать над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его независимость другим органом.

В результате различные органы власти не подчиняются друг другу, а находятся в тесной связи друг с другом и во взаимодействии. Никто из них не может ничего сделать без других, и если между ними возникнут разногласия, вся деятельность государства должна прекратиться. Но поскольку это не может остановиться, то «силой вещей», полагал К. Монтескье, «власти будут вынуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в гармонии друг с другом». Результатом этого станет их взаимное сдерживание, обеспечение свободы.

Теория разделения властей укоренилась в конституциях многих стран, хотя формы ее реализации весьма разнообразны. Теория разделения властей наиболее полно реализована в своем первоначальном толковании в Конституции США 1787 года, в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала 18-го века.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 года), в которой разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власть было объявлено «важнейшим принципом функционирование РСФСР как верховенства закона». В апреле 1992 года этот принцип был введен в Конституцию как одна из незыблемых основ конституционного строя России.

Разделение властей является одним из основных принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусматривает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательные, исполнительные и судебные органы, органы которых являются независимыми. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 10. Они не имеют права выходить за рамки полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и ее реальное, реальное взаимное равновесие, при котором ни одна из трех сил не может ущемлять или подчинять других и вынуждена действовать в условия взаимопонимания и взаимодействия.

Демократия в Российской Федерации основана на принципе политического разнообразия

Принцип плюрализма - совокупность социально сплоченных групп людей, сформированных по разным признакам - возрасту, профессии, месту жительства, кругу интересов. Каждый человек имеет часть государственной власти, участвует в правительстве через политические организации, которые оказывают давление на государственные органы и направляют государственную политику в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности демократии, вовлечению широких слоев населения в политическую деятельность, узаконивает конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии людей, порожденной годами тоталитаризма.

Одно из важнейших мест в основе политического плюрализма занимают политические партии. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них само осуществление государственной власти сегодня практически невозможно. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением гражданами права объединяться в политические партии, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями).

Согласно этому закону, «политическая партия - это общественное объединение, созданное с целью участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических действиях, в выборах». и референдумы, а также в целях представления интересов граждан в государственных органах и органах местного самоуправления».

Демократия Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «Местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации». Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., статья 12.

Местное самоуправление ассоциируется с демократией, поскольку демократия как форма государства и метод управления основана на идее политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления применяется не только к отдельный человек или целая нация, но также и другие сообщества граждан.

«В современных условиях в Российской Федерации местное самоуправление понимается как право и способность населения различных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в своих интересах значительной частью населения.

Человек, его права и свободы как высшая ценность.

Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность.

Установленные Конституцией положения, касающиеся отношения государства к человеку, служат предпосылкой для решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, которая лежит в основе не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества. от пыток по подавлению личности, ущемлению его прав, игнорированию личных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказать решающее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию. и потенциальные возможности. В условиях этого принципа государство не имеет права в своей деятельности выходить за пределы отношений с установленным им лицом.

Конституционное государство

В соответствии с Конституцией Российская Федерация является правовым государством. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., ст. 1.

Идея государства, регулируемого верховенством права, имеет давнюю историю. Это коренится в древнем обществе. Философские основы теории верховенства права были сформулированы немецким философом И. Кантом (1724-1804).

«Суть идеи верховенства права заключается в ее последовательном демократизме, установлении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство - это государство, которое признает в качестве своих незаменимых признаков и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение причиненного им ущерба. государственным учреждением. Главное в идее верховенства права - это взаимосвязь государства с законом, что гарантирует предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства закону и защиту граждан от возможных произвол государства и его органов. 

Верховенство права характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивается действующими в нем законами и нормами, которым обязаны подчиняться все государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его самый важный принцип - верховенство закона.

Верховенство права означает одобрение его верховенства, то есть такого положения закона, когда выраженные в нем принципы и основы общества останутся непоколебимыми, и все субъекты общественной жизни, без каких-либо исключений, будут подчиняться его нормам. «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., статья 15.

Федеральное государство

Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальную структуру. В рамках территориальной структуры государства формируется система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных отношений между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса обеих сторон. государство в целом и каждая из его территориальных единиц.

Такая структура территории государства обычно называется государственной структурой. Можно сказать, что государственное устройство - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанных с их правовым статусом.

Федерация - это объединение двух или более штатов в один новый штат. Таким образом, федеративное государство - это сложное государство, в которое входят и другие штаты.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет народов, проживающих на территории Российской Федерации. Федерация. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов ее внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее волеизъявление в выборе формы своей национальной государственности. Также одной из гарантий государственной целостности Российской Федерации является единство государственной власти. В то же время это единство выступает одним из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Территориальная автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление государственной власти национально-государственными образованиями в пределах ее состава в пределах компетенции, установленной федеральными органами государственной власти с участием соответствующей автономной единицы.

Равенство субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации имеют равные права в отношениях с федеральными органами государственной власти, что в Федерации не может быть субъектов, имеющих Преимущества в этих отношениях по сравнению с другими субъектами. В этом смысле все субъекты Российской Федерации равны.

Суверенное государство

Суверенитет государства является собственностью государства независимо и независимо от способности других государств выполнять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном обществе.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», образованное от латинского слова supraneitas (от вышеизложенного), означает то свойство власти, благодаря которому оно является наивысшим, то есть ее превосходство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет всю систему правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, которые вместе составляют высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает независимость государства в отношениях с другими государствами.

Защита Российской Федерации и ее суверенитета осуществляется в различных формах: в том числе и в вооруженных силах - Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; Дипломатический - от Президента и Правительства России, а также защищен государственными органами, которые управляют различными ветвями власти. Одна из важных ролей в защите государственного суверенитета отводится правоохранительным органам. Одним из важнейших средств защиты государственного суверенитета Российской Федерации является законодательная и иная нормотворческая деятельность ее государственных органов.

Республиканская форма правления

Будучи суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, которая определяет организацию органов власти и порядок их деятельности.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что "Российская Федерация - это ... государство, регулируемое верховенством закона с республиканской формой правления". Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., п. 1 ст. 1. Главной его особенностью является выборность и текучесть главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которая наследует статус главы государства.

«Конституция Российской Федерации закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от любого независимого и долгосрочного обладания государственной властью; ориентация государственного устройства Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, которые обычно ведут к тоталитаризму; создание государственных органов на основе примирения интересов государства с неприкосновенностью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный период».

В настоящее время в Российской Федерации, как это иногда называют в юридической литературе, существует «полупрезидентская» республиканская форма правления. Это связано с тем, что, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (это отличие от парламентской формы), а во-вторых, у него есть свои прерогативы, позволяющие ему действовать независимо от правительства и министров, которые формируют Правительство в определенной степени ответственно перед парламентом (в отличие от президентской формы). Именно упомянутые особенности характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации

Экономическая основа

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является социальная рыночная экономика, которая находится в стадии формирования, в рамках которой производство и распределение товаров и выгод осуществляется в основном через рыночные отношения. Субъектами таких отношений являются субъекты частного предпринимательства, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности». Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., п. 1 ст. 8.

В Российской Федерации действует Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». ВСНД РСФСР и Вооруженных Сил РСФСР. 1991. № 16. Статья 499. Этот закон определяет организационно-правовые основы предотвращения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Российской Федерации.

Экономическая система Российской Федерации характеризуется разнообразием форм собственности. Регулирование имущественных отношений осуществляется посредством различных правовых норм, основное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования имущественных отношений.

Конституционное регулирование имущественных отношений имеет свою специфику. Это выражается в том, что основной задачей является правовое закрепление форм собственности, признанных государством.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации частная, государственная и иные формы собственности признаются и защищаются в равной степени».

Также Конституция предусматривает, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории ». Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., ст. девять.

Конституция предусматривает, что «граждане и их объединения имеют право иметь землю в частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их владельцами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Условия и порядок землепользования определяются на основании федерального закона. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. ст. 36.

Конституция Российской Федерации установила (статья 35), что в России «каждый имеет право владеть, владеть, пользоваться и распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может производиться только при условии предварительной и эквивалентной компенсации. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. ст. 35.

В России имущественные отношения, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных округов. регионов, выданных в пределах их полномочий.

Социальное государство

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ является социальным государством. Основной задачей государства всеобщего благосостояния является достижение такого социального развития, в основе которого лежат принципы социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности, закрепленные в законе. Государство всеобщего благосостояния призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических выгод на основе принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство предоставляет широкие возможности для любых социальных сил, которые хотят оказывать помощь социально обездоленным. Например, Конституция Российской Федерации гласит, что в стране поощряется «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности» Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., п. 3 ст. 39 ..

Основной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния личности и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для личностного развития. Эта задача социальной политики российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которой на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. К ним относятся: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированной минимальной заработной платы; оказание государственной поддержки семьям, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым людям; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.

Охрана труда и здоровье человека. Труд - основа жизни любого общества и любого государства, решающая сфера применения человеческих сил и способностей. В демократическом обществе работу нельзя навязывать. Гражданин сам имеет право распоряжаться своей способностью работать самостоятельно или на основании заключенного им договора.

Установление гарантированной минимальной заработной платы. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за обеспечение каждому гражданину достойного прожиточного минимума. Федеральный закон от 24 октября 1997 г.

Государство всеобщего благосостояния должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать для себя и для содержания своей семьи. Ответственность государства за обеспечение гражданина прожиточным минимумом может возникнуть только тогда, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из способов удовлетворения этой потребности является установление гарантированной минимальной заработной платы. Этот размер зависит от многих факторов. Прежде всего, это зависит от экономических возможностей общества в данный период, и не всегда соответствует цели, для которой оно было создано.

Оказание государственной поддержки семьям, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым людям. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равенстве, в том числе равенстве женщин и мужчин. В Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равенстве супругов. Кроме того, в Российской Федерации родители обязаны поддерживать и обучать своих детей до достижения совершеннолетия. Государство должно заботиться об инвалидах и пожилых гражданах.

Развитие системы социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 

Социальные услуги - это деятельность социальных служб социальной поддержки, оказание социальной помощи, социально-медицинские, психолого-педагогические, социальные и юридические услуги и материальная помощь, социальная адаптация и реабилитация граждан в трудных жизненных ситуациях.

Установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др. случаи, установленные законом. Государство законодательно определяет систему государственных пенсий и социальных выплат.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Но в настоящее время это только в самом начале пути к достижению этой цели.

Духовные основы конституционного строя Российской Федерации

Идеологическое разнообразие

Идеология - это сложное духовное воспитание. Он включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную реальность, общество и отношения людей друг с другом, а также программы действий и механизмы распространения идеологических установок, вытекающих из этого. система. среди населения. 

Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет принцип идеологического разнообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип, в первую очередь, не допускает возможности существования в России государства или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может быть установлена ​​как государственная или обязательная» Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., п. 2 ст. 13 .. Таким образом, в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое разнообразие, признанное государством.

Идеологическое разнообразие предполагает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое разнообразие является естественным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и т. д. Важнейшими гарантиями рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобода информации, публикации, обучение, реализация принципа политического разнообразия и т. д.

Утверждение в Конституции принципа идеологического разнообразия является одним из важнейших демократических достижений народов России. Разнообразие в области идеологии позволяет каждому человеку, а также группам людей, их ассоциациям свободно развивать свои научные теории и взгляды, распространять и защищать их, используя все средства, разрешенные Конституцией, активно содействовать их осуществлению посредством разработка программных документов, проектов законов и др.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что государственные органы действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно способность отстаивать идеологические взгляды с помощью государственного аппарата определяет активную борьбу социальных групп населения и политических партий за продвижение своих сторонников в различные государственные органы и органы местного самоуправления, прежде всего через активную участие в избирательных кампаниях.

Светское государство

Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит, что Российская Федерация является светским государством.

Светское государство считается государством, в котором нет официальной государственной религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, а также действующие в ней каноны и догмы не имеют права влиять на государственную систему, деятельность государственных органов и их должностных лиц, государственную систему образования и другие сферы государственной деятельности. «Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви). Эта форма отношений между государством и Церковью была установлена ​​с разной степенью согласованности в ряде стран (США, Франция, Польша и т. д.)".

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия «не может быть установлена ​​как государственная или обязательная». Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., п. 2 ст. 13. Содержание этого положения раскрывается ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. (с изменениями и дополнениями), в котором говорится, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином его отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с их убеждениями и учетом учитывать право ребенка на свободу совести и свободу выражения мнений. -confession. Государство не наделяет религиозные объединения функциями государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность этих религиозных объединений, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Аналогичным образом, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие, не имеют права использовать свое официальное положение для формирования особого отношения к религии.

Основные черты конституции

Исходя из всего вышесказанного, я теперь могу приступить к рассмотрению темы моей курсовой работы.

Рассматривая Конституцию Российской Федерации, как нормативно-правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства, такие авторы, как Е.И. Козлова О.Е. Кутафин выделяет следующие основные, по их мнению, особенности:

  1. особый субъект, который устанавливает конституцию или от чьего имени она принята, поскольку конституция в современном понимании этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта существенная особенность конституции все еще признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются со слов: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, устанавливаем и т. д.) Эту конституцию».
  2. учредительный, основной характер конституционных положений. Особенность субъекта, принимающего конституцию, определяет вторую существенную особенность конституции - ее составный характер. Поскольку люди в демократическом государстве являются носителями суверенитета и единственным источником власти, только у них есть высшее проявление - учредительная власть. Содержанием последнего является именно право принять конституцию и через нее установить те основы социальной и государственной структуры, которые данная нация выбирает для себя. Только основополагающая сила может изменить, в том числе самым радикальным образом, основы структуры общества и государства. Именно на признании учредительной природы конституции особого порядок ее принятие, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех органов, созданных им, в том числе законодательного, основаны. Составная сущность конституции проявляется в том, что ее предписания действуют как фундаментальный принцип и являются первичными. В результате отсутствуют какие-либо правовые ограничения для установления положений конституции. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию на основании несоблюдения какого-либо правового акта данного государства. Так, например, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам, решения Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам и указам Президента. Конституция Российской Федерации не имеет такого правового «потолка».
  3. всеобъемлющий характер конституционного регулирования, то есть те сферы общественных отношений, влияние на которые оно распространяется; Одной из важных особенностей, которые характеризуют конституцию, является особый субъект конституционного регулирования, то есть специфика тех общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. Конституционное воздействие является всеобъемлющим, чего не имеет ни один другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
  4. особые правовые свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок усыновления, изменения, особые формы защиты и т. д.

Конституция отличается особыми юридическими свойствами.

Они выведены из вышеупомянутых существенных признаков конституции и выражены:

  1. в верховенстве конституции;
  2. в своей высшей юридической силе;
  3. в его роли как основы правовой системы государства и системы права;
  4. в особой защите конституции;
  5. в специальной процедуре принятия и пересмотра конституции, внесения в нее изменений.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

В нем впервые в истории страны закреплен принцип верховенства Конституции Российской Федерации.

Создание в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принцип его господства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение конституционного строя в нашей стране, стремление народа создать правовое государство.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации отражает федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые также имеют свои конституции. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации основан на положении о соответствии конституций республик, уставов других субъектов федерации, Конституции России.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит, что «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России ...» Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г., п. 1 ст. 15. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принятые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституция.

Следовательно, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года является ядром правовой системы государства. Принципы и положения Конституции играют руководящую роль для всей системы права и системы законодательства. 

Непосредственно Конституция определяет сам процесс законотворчества. Он устанавливает, какие основные акты принимаются различными органами, их названия, юридическую силу, порядок и порядок принятия законов.

Сама Конституция называет множество федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции обычно приводит к значительным изменениям и обновлениям действующего законодательства.

Еще одним юридическим свойством Конституции Российской Федерации является ее особая защита, в которую вовлечена вся система органов государственной власти, которая осуществляет эту защиту в различных формах.

Конституция гласит, что «Президент России является гарантом Конституции Российской Федерации ...» Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, пункт 2, статья 80. ... В своей клятве он обязуется поддерживать и защищать Конституцию (ст. 82). В случае противоречия Конституции, Президент может отменить решения и распоряжения Правительства Российской Федерации, приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде Российской Федерации о соответствии нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд Российской Федерации также играет важную роль в защите Конституции. Рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законам и иным нормативным актам как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а международный договор, не соответствующий Конституции Российской Федерации, не подлежит вступлению в силу и применению.

Конституция Российской Федерации отличается особой, сложной процедурой ее пересмотра и внесения изменений. Конституция отличается от федеральных законов тем, что это единственный акт с таким особым названием; порядок его принятия отличается от процедуры федеральных законов; оно, в отличие от последнего, не требует подписания Президентом Российской Федерации. Только в переносном смысле Конституция называется основным законом. Во всех случаях она говорит о «Конституции и федеральных законах» (статьи 4, 15), то есть она не определяет эти термины.

Рассмотрев основные черты конституции, можно сделать общий вывод: конституция - это единый нормативный правовой акт со специальными правовыми свойствами, с помощью которого люди устанавливают основные принципы устройства общества и государства, определяют субъект государственной власти, механизм его реализации и закрепления защищенных государством прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Вывод:

Моя работа состоит из следующих трех основных глав.

В первой главе я попытался осветить историю развития Конституции Российской Федерации, выяснить характерные особенности каждой из конституций, существовавших в России. Первые советские конституции 1918, 1925, 1937, 1978 годов имели сходные черты. Все они в той или иной степени были вымышленными, провозглашали принципы, которые на самом деле не были реализованы. Конституции этого периода были в высшей степени идеализированы и носили классовый характер.

Наряду с общими чертами, конституции советского периода имели существенные различия. На мой взгляд, это было связано с новыми потребностями, с историческим развитием общества и государства в целом.

Вторую главу я посвятил основам конституционного строя Российской Федерации. Я считаю, что без основ невозможно понять важные особенности Конституции.

В этой главе я попытался охватить все основы: это политические, экономические, социальные, а также духовные.

Исходя из всего вышесказанного, я приступил к основной задаче своей курсовой работы - прояснить основные особенности Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь мнением авторов, таких как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, я пришел к выводу, что основные черты характеризуют конституцию как особую реальность, оказывающую мощное влияние на общественные отношения. Будучи концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основные сферы его жизни. Это воплощено в его характерных чертах. Характерной чертой Конституции Российской Федерации 1993 года является ее адекватный характер общественным отношениям, складывающимся в обществе. Это отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. Он воплотил в себе то, что было достигнуто и защищено многонациональным народом России: разнообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративная структура, основанная на самосознании. определение и равенство народов, независимый статус местного самоуправления и т. д.

Характерной чертой Конституции Российской Федерации 1993 года является наличие в ней основных положений. Он содержит правила, регулирующие важнейшие общественные отношения и служащие правовой основой действующего законодательства. Поэтому по своему содержанию они чрезвычайно абстрактны, поскольку имеют своей целью консолидацию самого важного в социальных отношениях.

Характерной чертой российской Конституции является также ее прямое влияние. Это закреплено в статье 15 Основного закона Российской Федерации. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются ни в каком другом юридическом подтверждении. Это дает им реальную высшую юридическую силу и служит гарантом против их искажения.

Наконец, Конституция Российской Федерации характеризуется неприкосновенностью и гарантией прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства» (статья 2). Особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конституция закрепляет и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17). Это основные черты Конституции Российской Федерации.