Экономические основы международной торговли. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Государственный бюджет: структура и роль в экономике
Эволюция теорий международной торговли
Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях


Введение:

Международная торговля, появившаяся в древности и получившая дополнительный импульс в связи с формированием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО. Именно через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ).

Рынки других стран позволяют получать дополнительную прибыль. В то же время недостаточное производство отдельных видов сырья, продовольствия (и особенно промышленной продукции), а также использование преимуществ МРТ приводят к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.

Одним из показателей роли внешней торговли может быть отношение экспорта и импорта к мировому ВВП, более 40%. Почти во всех странах Западной Европы ежегодный объем экспорта и импорта превышает 50% ВВП. Только в США и Японии квота внешней торговли ниже (около 1/4 и около 1/5 ВВП соответственно).

В условиях растущей интернационализации экономической жизни международная торговля растет быстрее, чем производство. За 1950-1995 годы. Мировой ВНП вырос в 6 раз, промышленная продукция, в 7,4 раза, товарный экспорт, в 12,8 раза (в постоянных ценах).
Главную роль в международной торговле играют индустриальные государства Запада. В 1998 году на них приходилось более 70% мирового экспорта.


Основы теории международной торговли

Как известно, основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII - начале XIX веков. выдающиеся английские экономисты Адам Смит и Дэвид Рикардо.
Смит в своей книге "Исследование природы и причин богатства народов" (1776) сформулировал теорию абсолютной выгоды и, споря с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, так как они могут извлекать из нее выгоду независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.

У современной теории международной торговли есть исторический вопрос,почему страны торгуют друг с другом? Была поставлена экономистами одновременно с появлением в начале XVII века первых школ экономической мысли, которые стали уделять внимание развитию внешней торговли. Классические и неоклассические теории имеют один существенный недостаток, чтобы подтвердить их на практике, нужно выдержать множество ограничений и допущений, которые, к сожалению, трудно реализовать в реальной жизни. это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях.


Меркантилистская теория международной торговли

Первые попытки определить значение внешней торговли,сформулировать ее цели были сделаны на этапе перехода феодализма к капитализму XV-XVIII вв, в экономической доктрине меркантилистов (т. Давенант, Ж. Б. Кольбер).

Сохраняя статичный взгляд на мир, они исходили из следующего: 

  • Богатство страны ассоциировалось с золотом и серебром, которыми она обладала;
  • Мир обладал ограниченным количеством богатство;
  • Богатство одной страны может быть увеличено только за счет обнищания другой.

Практические рекомендации меркантилистов основывались на том, что для укрепления национальных позиций государства необходимо: 

  • Экспорт товаров больше, чем импорт, что увеличивает поток золота, производство и занятость; 
  • Регулирование внешней торговли для увеличения экспорта и сокращения импорта с использованием тарифов, квот и других инструментов;
  • Строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит накопить золото и сохранить низкие экспортные цены на готовую продукцию;
  • Запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовой продукции.

Меркантилисты считали, что истинным богатством страны является золото (деньги) и, исходя из этого, создали теорию внешней торговли. По их мнению, внешняя торговля должна быть ориентирована на максимальную безопасность и увеличение количества золота в стране. В связи с этим было рекомендовано стимулировать экспорт и ограничить импорт, чтобы не тратить золото на покупку товаров за пределами страны. Одновременно были введены запреты на торговлю колоний со всеми странами, кроме метрополии, на развитие производства в колониях, они должны были стать только поставщиками сырья в метрополию.
Меркантилисты предлагали обогащать одни страны за счет других. Главным недостатком этой теории следует считать идею меркантилистов, восходящую к Средневековью, о том, что экономическая выгода одних участников товарно-биржевой сделки оборачивается экономическими потерями для других (стран-импортеров). Главным преимуществом меркантилизма можно отнести его политическую поддержку экспорта, которая в сочетании с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов России, пожалуй, наиболее ярким меркантилистом была-кто всячески поощрял российскую промышленность к экспорту товаров, в том числе через высокие импортные пошлины, много льгот отечественным монополистам.

Школа меркантилизма существует уже более века и внесла свой вклад в теорию международной торговли, первой была важность внешней торговли для экономического роста и платежного баланса. В то же время взгляды меркантилистов были ограничены тем, что они видели обогащение одной нации только за счет обнищания другой, и достигали этого посредством протекционистской политики.


Классическая теория международной торговли

Основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII, начале XIX веков А. Смитом и Д. Рикардо в рамках классической школы. Впервые политика свободной торговли была определена А. Смитом, когда он обосновал теорию международной торговли, доказав необходимость либерализации условий ввоза иностранных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что обмен выгоден для каждой страны, каждая страна находит в нем абсолютное преимущество. 

Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделив критерии международной специализации. Рикардо, в интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.


Теория абсолютных преимуществ

Писатель Адам Смит начинает первую главу своей знаменитой книги, Исследование природы и причин богатства народа (1776). Что наибольший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, интеллекта.

Они являются результатом разделения труда и заключают, что если какая-либо иностранная страна может снабдить нас товаром по более низкой цене, чем мы можем его изготовить, то гораздо лучше купить его у нее с помощью некоторой части продукта нашего собственного промышленного труда, примененного в той области, в которой мы имеем возможность производить его.

Теория абсолютных преимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать товары, для которых ее производственные издержки выше, чем для зарубежных стран, и экспортировать товары, для которых ее производственные издержки ниже, чем за рубежом, т. е. В отличие от меркантилистов, А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя принцип, выдвинутый французской экономической школой физиократов. невмешательство государства в экономику.

Суть теории абсолютного преимущества, если страна может производить тот или иной продукт больше и дешевле, чем другие страны, то она имеет абсолютное преимущество.
сравнительное преимущество в международной торговле

Согласно теории абсолютного преимущества, каждая страна должна специализироваться на производстве того продукта, в отношении которого она имеет исключительное (абсолютное) преимущество.

Недостатком теории А. Смита было то, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, поэтому внешняя торговля также прекратится.

Однако ее достоинство состояло в том, что она объясняла Межстрановые торговые потоки наличием естественных и приобретенных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо в своей работе, начало политической экономии и налогообложения, сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включив в качестве частного случая модель А. Смита. Он показал, что международная торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не имеет абсолютного преимущества в производстве конкретных товаров. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных преимуществ, введя понятие альтернативных цен. Альтернативная цена-отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного продукта, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого продукта. Закон сравнительных преимуществ можно сформулировать следующим образом, страны специализируются на производстве тех товаров, для которых их трудозатраты относительно ниже, хотя абсолютно они могут быть несколько выше, чем за рубежом. Отсюда вывод, свободная мировая торговля ведет к специализации производства каждой страны, развитию производства относительно льготных товаров, увеличению объема производства во всем мире и росту потребления в каждой стране.

Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, которые способствовали ее дальнейшей гибели.

Среди них: 

  • Теория основана на существовании только двух стран и двух продуктов;
  • Подразумевает доминирование свободной торговли;
  • Она основана на постоянных производственных затратах;
  • Предполагает отсутствие транспортных расходов;
  • Не учитывает влияние НТР, технических изменений;
  • Он предполагает, что ресурсы полностью взаимозаменяемы, когда они используются альтернативно.

Однако значение этой теории трудно переоценить, поскольку она: 

  • Впервые описан баланс совокупного спроса и предложения;
  • Доказано, что страна извлекает выгоду из внешней торговли не путем нанесения ущерба другим странам, а путем поиска возможностей для развития торговли внутри страны и отказа от введения торговых барьеров;
  • Обеспечил научную основу для развития дальнейших теорий.

Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона

В конце XIX, начале XX веков, в результате структурных изменений в мировой торговле, роль естественных различий как фактора МРТ снизилась. 

Э. Хекшер и Б. Олин (20-30-е годы XX века) создали теорию, объясняющую причины возникновения международной торговли промышленными товарами.

Страны наделены различными степенями труда, капитала, земли и различными потребностями в определенных благах. В стране, где рабочей силы много, а капитала мало, рабочая сила будет относительно дешевой, а капитал-дорогим, и наоборот. Таким образом, теория Хекшера-Олина может быть сформулирована следующим образом, каждая страна экспортирует те товары, для производства которых у нее имеется относительный избыток факторов производства, и импортирует те товары, для производства которых у нее имеется относительный недостаток факторов производства. Согласно модели Хекшера-Олина,
торговля основана на сравнительных преимуществах стран,
причиной сравнительных преимуществ является разница в обеспеченности стран факторами производства.

В середине XX века американские экономисты л. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности технологий, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международная торговля выравнивает цены факторов производства между странами. Концепция основана на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривает мировую торговлю не только как взаимовыгодный обмен, но и как средство сокращения разрыва в уровне развития между странами.

Теория технологического разрыва

В результате НТП инновации в одной из отраслей промышленности первоначально происходят в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимали монопольное положение в мире по производству нового продукта. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором, является результатом формирующегося технологического разрыва в уровнях развития отдельных стран.

Это может изменить внешнеторговую специализацию страны, побудив ее частично отказаться от производства традиционной продукции, в которой она имеет относительное преимущество, и перейти на выпуск оригинальной продукции, не имеющей аналогов в мире.


Теория эффекта масштаба

При определенных технологиях и организации производства долгосрочные средние затраты снижаются при увеличении объема выпускаемой продукции, то есть происходит экономия за счет массового производства. Согласно теории, многие страны (особенно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой, специализируясь на тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Для того чтобы эффект массового производства был реализован, необходим большой рынок сбыта. Решающую роль в этом играет международная торговля, расширяющая рынки сбыта. Это позволяет создать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельной страны. В результате потребителям предлагается больше товаров по более низким ценам.


Теория жизненного цикла изделия

Эта теория была разработана во второй половине 60-х годов Р. Верноном, К. Л. Киндельбергером и Уэльсом. Согласно концепции, новый продукт проходит жизненный цикл со стадиями, внедрение, экспансия, зрелость и старение, на основе которых можно объяснить современные торговые отношения между странами при обмене готовой продукцией.
В соответствии с жизненным циклом страны специализируются на производстве экспорта одного и того же продукта на разных стадиях зрелости.


Теория конкурентного преимущества нации М. Портера

Основная идея заключается в том, что фирмы конкурируют на международном рынке, а не страны, поэтому важно понимать, как фирма создает и поддерживает конкурентные преимущества, и понимать роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязанностью четырех основных компонентов, называемых конкурентоспособным алмазом.

Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных составляющих (детерминант конкурентного преимущества):

  • Факторные условия, специфические факторы производства, необходимые для успешной конкуренции в данной отрасли;
  • Условия спроса на товары и услуги, т. е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;
  • Стратегия фирм в данной стране, их структура и конкуренция, т. е. каковы условия в стране, определяющие, как создаются и управляются фирмы, и какова природа конкуренции на внутреннем рынке;
  • Характер родственных и вспомогательных отраслей, имеющихся в стране, наличие или отсутствие в стране родственных или вспомогательных отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.

Теория Фирмы

Эта теория связана с возрастающей ролью отдельных фирм и корпораций в международной торговле. Преимущества всегда получает не нация, а отдельная компания, экспортер этого продукта. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка, компания может выйти на внешний рынок. Чтобы продать свою продукцию, вам нужно найти страну-покупателя, которая имеет структуру спроса на внутреннем рынке, максимально приближенную к структуре спроса в стране-экспортере. Это дает возможность осуществлять торговые операции как между странами, находящимися на одном уровне экономического развития, так и между развитыми промышленно развитыми странами. Эту позицию впервые обосновал американский экономист Э. Линдер. Позднее сторонники теории фирмы обосновали необходимость объединения компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Это было обусловлено сближением уровней Научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно-технических задач. Этот процесс охватил наукоемкие отрасли промышленности. Наиболее активную роль в нем играли малые и средние компании.


Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Теории международной торговли прошли ряд этапов в своем развитии наряду с развитием экономической мысли. Однако их главными вопросами были и остаются, что лежит в основе международного разделения труда и какая международная специализация наиболее эффективна для стран.


Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII - начале XIX веков английскими экономистами Адамом Смитом и Дэвидом Рикардо.

Давид Рикардо, биржевой маклер, самостоятельно сколотивший миллионное состояние, Знаток теории земельной ренты и денег, в 1817 году блестяще доказал, что международная специализация выгодна для нации. Это была хорошо известная теория сравнительных преимуществ, или, как ее иногда называют, теория сравнительных издержек производства.
Д. Рикардо, отмечая специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества, страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество для обоих товаров) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества для любого из товаров).

Формирование мировых цен

Мировая цена - это денежное выражение международной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена используется для определения цен международных контрактов, которые используются для большинства торговых операций в мире.

Основные характеристики мировых цен: 

  • Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар;
  • Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, производятся платежи. Однако валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа;
  • На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), которые имеют значительную долю в общем мировом объеме этой продукции и постоянно воспроизводят (поддерживают) свои лидирующие позиции на этих товарных рынках.

Это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно происходящих сделок, связанных с отдельными, не связанными между собой экспортно-импортными операциями (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения цен).

В случае топливных и товарных рынков речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство или потребление и / или торговля (это цены так называемых базовых или репрезентативных (репрезентативных) рынков).

На уровень мировых цен влияют валюта платежа, формы и способы оплаты, характер и условия поставки и многие другие факторы.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, как и на внутреннем рынке, зависит от конкретной рыночной ситуации. В принципе, понятие цены одинаково как для внутренних, так и для внешних характеристик рынка. Цена, в том числе в международной торговле, сумма денег, которую продавец намерен получить, предлагая товар или услугу, и которую покупатель готов заплатить за этот товар или услугу. Совпадение этих двух требований зависит от многих условий, которые называются ценообразующими факторами. По своему характеру, уровню и масштабу их можно разделить на пять групп, перечисленных ниже.

Общехозяйственные, то есть действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации.

К ним относятся: 

  • Экономический цикл;
  • Состояние совокупного спроса и предложения;
  • Инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые характеристиками данного товара, условиями его производства и реализации.

К ним относятся:

  • Расходы;
  • Прибыль;
  • Налоги и сборы;
  • Спрос и предложение на данный товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
  • Специфический, то есть применимый только к определенным видам товаров и услуг;
  • Сезонность;
  • Эксплуатационные расходы;
  • Конфигурация;
  • Гарантии и условия предоставления услуг.

Специальные, то есть связанные с функционированием специальных механизмов и экономических инструментов: 

  • Государственное регулирование;
  • Обменный курс.

Неэкономические-политические, военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет свои особенности. Имея это в виду, мы должны также рассмотреть влияние вышеперечисленных групп ценообразующих факторов. Возьмем, к примеру, спрос и предложение. Известно, что взаимосвязь спроса и предложения на мировом рынке ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, чем поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается с большим количеством конкурентов на рынке, чем на внутреннем рынке. Она должна видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с ценами внутреннего рынка, но и с мировыми ценами. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в постоянном режиме ценового стресса, а покупателей на международном рынке значительно больше. Во-вторых, факторы производства менее мобильны на мировом рынке. Никто не станет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в пределах одного конкретного государства.

Их движение сдерживается национальными границами и валютными отношениями, что препятствует выравниванию издержек и прибылей. Естественно, все это не может не сказаться на формировании мировых цен. Мировые цены - это цены основных экспортно-импортных сделок, заключенных на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже этих товаров и услуг, имеющих организационные международные формы или выражаются в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Заключение

Мировая торговля - это средство повышения благосостояния стран-участниц, которое достигается за счет рационального международного разделения труда и специализации каждой страны на производстве тех товаров, по которым она имеет сравнительные преимущества.

Развитие международной торговли может при определенных условиях нанести определенный ущерб развитию экономики стран (например, в случае хищнического экспорта природных ресурсов), что побуждает многие государства вводить различные торговые ограничения. Иногда эти ограничения диктуются также протекционистской политикой, направленной на защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов в ущерб интересам отечественных потребителей.

Развитие международной торговли невозможно при отсутствии валютного рынка, на котором покупаются и продаются валюты разных стран для расчетов и других целей. Обменные курсы друг для друга определяются покупательной способностью валюты и соотношением спроса и предложения на нее.

Зеркалом внешнеторговых операций страны является Платежный баланс, который позволяет оценить выгоды и убытки страны по всем направлениям ее взаимоотношений с другими странами. Регулируя обменные курсы, государство может влиять на формирование платежного баланса своей страны.

Участие той или иной страны в мировой торговле существенно зависит от уровня ее экономического развития, который определяется, в свою очередь, величиной имеющихся у страны запасов производственных ресурсов и ее способностью эффективно их использовать.