Экономические основы функционирования предприятий в условиях рынка

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Система оплаты труда
Трудовой потенциал, его формирование и рациональное использование
Сущность предприятия и формы экономической деятельности
Предприятие – открытая система

 

Введение:

Предприятие является инструментом предпринимательской деятельности.

Предприятие является основным основным звеном в организации производительных сил и производственных отношений.

С юридической точки зрения под предприятием понимается независимый хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования переданного ему имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и предоставляет услуги.

Государственное предприятие - экономическая единица, основанная на государственной собственности или созданная за счет средств государственного бюджета. Она выполняет заказы государства и предоставляет ему различные услуги. Относится к системе государственного управления и подчиняется соответствующим государственным органам - министерству, ведомству. Руководитель такого предприятия назначается соответствующими государственными органами и вместе с остальными сотрудниками считается государственным служащим и получает государственную заработную плату.

Существуют такие государственные предприятия, когда управление осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника - государство может делегировать ряд своих важнейших функций совету предприятия. Поэтому государство и персонал предприятия участвуют в присвоении результатов деятельности.

 

Виды предприятие в условиях рынка

 

На всех этапах экономического развития основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, работник напрямую связан со средствами производства. Компания самостоятельно осуществляет свою деятельность, управляет продукцией, произведенной за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В рыночной экономике предприниматель является ключевой фигурой. Статус предпринимателя приобретается путем государственной регистрации предприятия. В то же время субъектом предпринимательской деятельности может быть либо отдельный гражданин, либо объединение граждан. Таким образом, предприятие является независимым субъектом предпринимательской деятельности, созданным предпринимателем или ассоциацией предпринимателей для производства продуктов, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения социальных потребностей и получения прибыли.

Часто в хозяйственном обороте используется термин «компания», который понимается как хозяйствующий субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий экономической самостоятельностью. В противном случае компания - это организация, которая владеет и ведет предпринимательскую деятельность на предприятии.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

  • частные, которые могут существовать либо как полностью независимые, независимые фирмы, так и в форме ассоциаций и их компонентов. К частным фирмам относятся те, в которых государство имеет долю капитала (но не преобладающую);
  • государство, что означает как чисто государственный (в том числе муниципальный), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанный, где государство имеет большую часть капитала или играет решающую роль в управлении.

По размеру предприятия делятся на малые, средние и крупные, исходя из двух параметров - численности работников и объема производства.

Классификация предприятий по характеру их деятельности (производственной и непроизводственной) предполагает их разделение на производство материальных товаров и услуг.

Классификация предприятий на основе доминирующего фактора производства включает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

Правовой статус отличает, прежде всего, деловые партнерства и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальные предприниматели.

Хозяйственные товарищества

Ассоциация предпринимателей, партнеров по совместному бизнесу называется партнерством. Участие партнеров в партнерстве обычно закрепляется письменным соглашением или договором. В целях более тесного и прочного союза партнерство формируется как предприятие. Партнерство позволяет объединить не только усилия, но и капиталы его участников. Лица, которые создают деловое партнерство, называются его учредителями. Каждый из них вносит определенный вклад в партнерство и становится его членом. Первоначальный вклад называется уставным капиталом или уставным капиталом.

Участники деловых товариществ имеют право участвовать в управлении делами, получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его документацией, участвовать в распределении прибыли, получать при ликвидации товарищества часть оставшегося имущества. после расчетов с кредиторами или в денежном эквиваленте. В то же время участники деловых партнерств имеют ряд обязательств перед организациями, членами которых они являются.

В зависимости от вида имущественной ответственности участники товарищества делятся на два основных типа: полное товарищество и доверительное партнерство. Одной из характерных черт полного товарищества является высокая степень и мера имущественной ответственности его участников за выполнение обязательств.

Промежуточная форма между полным товариществом, участники которого несут полную имущественную ответственность, и товариществом с ограниченной ответственностью получили название товарищества с ограниченной ответственностью. Такие партнерства также называют товариществами с ограниченной ответственностью. Товарищество с ограниченной ответственностью, как и полное товарищество, представляет собой объединение нескольких граждан или юридических лиц на основе соглашения между ними для ведения совместной предпринимательской деятельности. Но принципиальное различие между товариществом с ограниченной ответственностью и полным товариществом состоит в том, что только часть его членов, называемых полноправными партнерами, несет полную ответственность за обязательства товарищества со всем его имуществом. Другая часть, в форме участвующих участников, несет ограниченную ответственность и несет ответственность по обязательствам только с ее долевым вкладом в компанию.

Общества с ограниченной ответственностью

Основным атрибутом, который определяет название и представляет собой одно из наиболее важных преимуществ компании с ограниченной ответственностью, является то, что участники компании с ограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам, принятым такой компанией, только в пределах их взносов в капитал компании. Именно в этом смысле ответственность общества ограничена. Учредительными документами такой компании являются устав и учредительный договор.

Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом, действует в соответствии с уставом и учредительным договором, принятым его участниками, имеет собственное наименование с обязательным указанием юридической формы в нем.

Среди преимуществ компаний с ограниченной ответственностью - относительно низкий минимально допустимый размер уставного капитала. Это позволяет начать собственный бизнес даже с небольшим стартовым капиталом. Компании с ограниченной ответственностью создаются как ассоциации деловых партнеров, лиц и организаций, между которыми существует постоянный деловой контакт и взаимная заинтересованность в общем успехе. В связи с этим общества с ограниченной ответственностью очень подходят для организации семейных предприятий, фирм, которые объединяют постоянно сотрудничающих предпринимателей.

Акционерные общества

Акционерное общество - это коммерческая компания, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций. Участники открытого акционерного общества могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этой компании. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди учредителей или другого заранее определенного круга лиц. Главная особенность открытого акционерного общества состоит в том, что его имущество и денежный капитал формируются посредством открытой, свободной продажи его акций. Открытые акционерные общества представляют собой одну из наиболее распространенных и цивилизованных форм организации коллективного бизнеса.

В форме акционерных обществ могут быть крупные, средние и малые предприятия. Создание акционерных обществ обычно предполагает привлечение значительного числа участников. Акционерное общество является единственным суверенным владельцем принадлежащего ему имущественного комплекса, то есть материальных, информационных и интеллектуальных ценностей. Акционеры являются владельцами только ценных бумаг, которые дают им право на получение определенной доли дохода компании в виде процентов, называемых дивидендами. Таким образом, объекты собственности акционеров и акционерных обществ не совпадают. Акционер распоряжается своей долей в качестве обеспечения. Имущество управляется только обществом в лице его представительных органов управления.

Конечно, акционер может влиять на использование имущественного комплекса и его деятельность в целом, участвуя в управлении. Такое право осуществляется в первую очередь благодаря тому, что обыкновенная акция (в отличие от привилегированной, которая дает право на солидный процент дивидендов) дает возможность голосовать на собраниях акционеров и избирать совет директоров. В то же время реализуется принцип «одна акция - один голос». Существенное влияние на ход событий можно оказать только при наличии солидного пакета акций, контроль лучший.

Кооперативы и малые предприятия

Имущество кооператива формируется на долевой основе за счет взносов его членов, вносимых в денежной и материальной формах. Источниками формирования имущества являются также продукты кооператива и доходы, полученные от его продажи. Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены советом во главе с председателем.

С начала экономической реформы в России такой тип экономической структуры, как малое предприятие, получил широкое распространение. Малые предприятия способны к высокому динамизму развития, независимы в выборе стратегии развития и ее реализации, имеют упрощенную организационную структуру и обслуживаются относительно небольшим числом сотрудников. Малые предприятия могут быть созданы в различных правовых формах. Выбор наиболее приемлемой правовой формы малого предприятия обычно делают его учредители - физические и юридические лица.

Объединения предпринимателей

Крупный бизнес характеризуется формами организации, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это коллективные ассоциативные формы. Рассмотрим отдельные типы ассоциативных организационных структур, которые наиболее распространены в экономике развитых стран.

Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо корпорация несет ответственность за долги и налоги за все предприятия, входящие в нее, и выступает в качестве независимого субъекта предпринимательской деятельности.

Деловые ассоциации - договорные объединения предприятий и организаций, созданные для совместного выполнения однородных функций и координации общих действий. Ассоциации являются одной из самых мягких форм ассоциаций, минимально ограничивающих действия их членов. Члены ассоциации имеют право вступать в любые другие ассоциации.

Концерны - это форма крупных договорных объединений, как правило, монопольного типа, которая позволяет использовать возможности крупномасштабного производства, объединения, кооперации благодаря наличию производственных и технологических связей. Исторически возникновение проблем в странах с развитой рыночной экономикой обусловлено, прежде всего, концентрацией капитала, его чрезмерным накоплением среди отдельных производителей. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по соглашению, а по сути экономических отношений.

Для холдинговых компаний характерен тот факт, что они контролируют другие компании либо через владение их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров контролируемых компаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на экономические, коммерческие решения предприятий в рамках холдинговой ассоциации. Хотя эти предприятия остаются юридически независимыми, холдинг может направить их в русло интересов крупной компании как крупной целостной структуры.

Консорциум - это временное добровольное объединение предприятий и организаций, созданное для решения конкретных проблем и задач, а также для осуществления крупных инвестиционных, научных, технических, социальных и экологических проектов. В консорциум могут входить как крупные, так и малые предприятия, желающие участвовать в реализации проекта или другого бизнес-плана, но не имеющие самостоятельных возможностей для его реализации. Консорциум представляет собой потенциально эффективный организационный и структурный способ временной интеграции персонала, возможностей, материальных и финансовых ресурсов.

 

Экономические основы функционирования предприятий в условиях рынка

 

В рыночных условиях компания решает две задачи - производить продукты и продавать их. В зависимости от решения этих проблем предприятие будет процветать или станет неплатежеспособным. Чтобы знать, что нужно производить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятие должно изучать рынок, то есть заниматься маркетингом. Более того, маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе продажи продукции. Для принятия решений необходимо собирать и анализировать достоверную информацию, которая включает в себя:

  • характеристики товара: являются ли они конечным потребительским товаром или промежуточным продуктом, готовой продукцией или полуфабрикатом, необходима услуга или нет, является ли цена приемлемой для потребителя, каковы цены конкурентов;
  • общие характеристики рынка: большое или небольшое количество потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условия поставки, условия продажи у конкурентов;
  • каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
  • конкретное состояние рынка: характер и степень конкуренции, существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
  • законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
  • уровни управленческой деятельности в сфере маркетинга: долгосрочные цели компании с учетом ситуации на внутреннем и внешнем рынках и тенденций ее развития; финансовые, материальные и другие ресурсы, необходимые для достижения этих целей.

При производстве продукта и реализации маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает в себя ряд этапов:

  • реализация, требующая больших затрат, поэтому торговля товарами на данном этапе обычно невыгодна;
  • рост в результате признания покупателем товара и быстрого роста спроса на него. С ростом продаж и, соответственно, прибыли рекламные расходы стабилизируются;
  • срок погашения, характеризующийся тем, что большинство покупателей уже приобрели товар, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые события;
  • насыщенность, в этот период, несмотря на принятые меры, роста продаж уже не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает расти из-за снижения себестоимости продукции;
  • спад, представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного типа, так что в результате производственного процесса на выходе оно получает преобразованные ресурсы, ресурсы другой потребительской ценности. Соотношение объема выпускаемой продукции составляет содержание такого предмета, как экономика предприятия. Она заинтересована в соотношении использования ресурсов, которое предполагает превышение доходов над расходами.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, человеческие и антропогенные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: материальные ресурсы - земля или сырье и капитал; человеческие ресурсы - труд и бизнес.

Получение прибыли является непосредственной целью предприятия. Но предприятие может получать прибыль, только если оно производит продукты или услуги, которые продаются, то есть удовлетворяет социальные потребности. Подчинение этих двух целей - удовлетворение потребностей и получение прибыли - заключается в следующем. Вы не можете получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить продукт, который соответствует потребностям.

 

Экономические основы функционирования предприятий в условиях рынка

 

Необходимо производить продукт, который будет удовлетворять потребности и, кроме того, по цене, которая удовлетворяла бы потребности в растворителях. Разумная цена возможна только в том случае, если компания поддерживает определенный уровень затрат, когда ресурсы потребляются, их затраты меньше, чем полученный доход, т.е. когда это работает с прибылью. В этом случае говорится, что прибыль является непосредственной целью функционирования предприятия и в то же время является результатом его деятельности.

Если предприятие не вписывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено покинуть экономическую сферу и объявить себя банкротом.

В соответствии с законодательством Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ или услуг, в том числе невозможность предоставить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над своим имуществом или из-за неудовлетворительной структуры баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не может удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть выплачены. Это внешний признак несостоятельности. Формально предприятие считается неплатежеспособным по решению арбитражного суда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

 

Управление компанией, ее хозяйственная, экономическая и социальная деятельность

 

Для реализации производственных, экономических и социальных функций предприятия создается административный аппарат. Количество подразделений, организационная структура предприятия, государства зависят от специфики производства и определяются самим предприятием.

Основным принципом управления государственными предприятиями был и остается принцип демократического централизма. Его суть заключается в сочетании централизованного управления с предоставлением им определенной независимости. В условиях командно-административной системы имела место чрезмерная централизация в управлении, а самостоятельность предприятия была ограничена и была фиктивной.

Важным принципом управления является единое управление, то есть подчинение руководителю всех подразделений предприятия, всем членам трудового коллектива. Это также означает, что руководитель предприятия или соответствующего подразделения лично управляет, организует и несет ответственность за эффективную работу предприятия и его рабочей группы. Такое руководство он осуществляет через своих заместителей и руководителей соответствующих подразделений предприятия (отдел кадров, экономическое планирование, юридические отделы, бухгалтерия, офис), которые функционально подчиняются только директору предприятия.

Эффективность работы предприятия в значительной степени зависит от качества руководящего персонала. Успех предприятия зависит от лидера, его экономических и технических знаний и умения управлять командой.

Управление властными отношениями, а их содержание определяется характером собственности. В рамках своей собственности и прав собственник-собственник сам определяет методы и систему управления. Он монополист по отношению к управлению своей собственностью.

Если предприятие принадлежит государству, то государство осуществляет соответствующие функции управления через своих уполномоченных руководителей, в то время как коллектив является только организованным набором наемных работников, которым, частично, по требованию владельца, может быть более или менее разрешено управлять производством. Если собственником предприятия является трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких предприятий избираются. Высшим органом управления таких предприятий являются общие сборы собственников.

Исполнительные функции по управлению коллективным предприятием осуществляет правление. Правление предприятия избирается собственниками имущества на общих сборах тайным голосованием на альтернативной основе. Из числа его членов совет избирает председателя и его заместителей, или все члены совета сменяются в своей роли.

На всех предприятиях, где используется наемный труд, между владельцем и трудовым коллективом заключается коллективный договор. Это соглашение регулирует производственные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в использовании прибыли предприятия и т. д.

Трудовой коллектив рассматривает и утверждает проект коллективного договора, решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия, определяет и утверждает перечень и порядок предоставления социальных пособий работникам предприятия.

На всех предприятиях показателем финансового результата хозяйственной деятельности является прибыль. Порядок использования прибыли определяется владельцем предприятия или уполномоченным органом в соответствии с уставом предприятия.

Влияние государства на выбор направлений и объемов использования прибыли (дохода) осуществляется за счет налогов, налоговых льгот, а также экономических санкций в соответствии с законодательством.

Компания самостоятельно определяет фонд оплаты труда, не ограничивая его увеличение государственными органами. Минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума, установленного законодательными актами.

Предприятия могут использовать тарифные ставки, официальную заработную плату в качестве руководства для дифференциации заработной платы в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий работы и услуг, которые они выполняют.

Предприятие самостоятельно обеспечивает материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства через систему прямых договоров (контрактов) или через товарные биржи и другие посреднические организации.

Предприятие продает свою продукцию, имущество по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам и тарифам. В расчетах с зарубежными партнерами применяются договорные цены, которые формируются в соответствии с условиями и ценами мирового рынка.

Для продукции предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, определяющих масштаб цен в экономике и социальной защите населения, государственное регулирование допускается в соответствии с Законом о ценах и ценообразовании. В то же время государственные цены должны учитывать среднюю отраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, к которой они относятся.

Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантий обязательного медицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом с участием собственника в соответствии с уставом. предприятия, коллективный договор и законодательные акты.

 

Заключение

 

Предприятие является основным, основным звеном общественного производства. Предприятие является независимым субъектом предпринимательской деятельности, созданным надлежащим образом для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения социальных потребностей и получения прибыли.

В Российской Федерации законодательством предусмотрены такие организационные формы предприятий, как:

  • государственное предприятие;
  • полное партнерство;
  • партнерство в вере;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество (открытого и закрытого типа); производственный кооператив.

Переход к рыночной экономике усугубляет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Важнейшим стабилизирующим и, в то же время, малоизученным фактором является создание внутрихозяйственной (по отношению к предприятию) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к условиям и характеру работы, взаимосвязи интересов отдельных работников и групп, а также социально-психологическая ситуация. Отсутствие внимания к этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.

Наиболее перспективной формой крупного бизнеса является открытое акционерное общество, которое позволяет легко привлекать дополнительный капитал путем выпуска акций, давая его участникам возможность свободно управлять своими акциями, объединяя интересы владельцев крупных пакетов акций и мелкие акционеры.

Проекты общества с ограниченной ответственностью и производственного кооператива могут быть успешно использованы в сфере индивидуального или семейного бизнеса.