Экономическая теория: предмет, метод, функции

Содержание:

  1. Предмет общей экономической теории
  2. Методы экономической теории
  3. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 05.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчёт по практике по бухгалтерскому учету:

 

Как написать отчет по практике по бухгалтерскому учету

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теоретические основы стратегического управления развитием современных крупных компаний
Демографическая проблема в развитых странах
Роль Центрального Банка в регулировании национальной экономики
Экономические аспекты управления качеством на предприятии

 

Введение:

 

Цель перестройки процесса перестройки российской экономики требует нового подхода к сущности возникающих явлений и процессов для объяснения возникающих тенденций. Школа экономической мысли, которая существует в нашей стране, основанная на принципах марксизма, не выдержала испытания приложения. Нынешняя экономическая ситуация позволила нам по-новому взглянуть на достижения современной мировой экономической теории и сделала необходимым понимание различных теорий и концепций школ. В результате возникла новая идея о закономерностях экономического развития, мотивации поведения и принятия решений, обособленном субъекте рыночных отношений и государственных институтов. Возникла острая необходимость в создании нового курса в системе подготовки высококвалифицированных экономистов, который включал бы изучение основ современной экономической теории.

Современная экономическая теория - фактически новый этап в развитии политической экономии, основанный на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Это особенно важно при переходе к рыночным отношениям. Это, прежде всего, запрет, о котором раньше не говорилось (теория рыночных отношений, теория занятости, теория человеческого капитала, теория рационального поведения потребителей и т. д.). позволяет нам принимать обоснованные решения и выходить на рынок с меньшими материальными и моральными потерями.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической основы за счет отраслевой и функциональной системы научных дисциплин.

Поэтому, освоив курс экономической теории, вы можете создать конкретный теоретический резерв для изучения конкретных экономических дисциплин. В то же время, несмотря на свой полностью базовый характер, экономическая теория представляет собой практическую науку с различными уровнями теории и практики управления, созданием рациональных финансово-кредитных систем, организацией учета и производственного контроля, а также надлежащим развитием всех секторов экономики. и достичь желаемых целей.

Сложность и многоуровневость экономической жизни привели к ее интенсивному социальному колориту, наличию большого количества соответствующих экономических информационных полей и, следовательно, особой экономики. Эти науки, которые исследуют структуру, элементы и грани экономической реальности, превратились в систему экономических наук, прямых и обратных отношений экономической реальности.

Общей методологической основой этой системы является экономическая теория. Тем не менее, оставляя такие детали позади, у них есть свой собственный предмет исследования, который исследует теорию экономики, характер экономической активности отдельного экономического актива и целостность всех функционирующих активов на уровне национальной экономики.

Предмет общей экономической теории

Зарождение и развитие экономической теории

Этот предмет занимает особое место в структуре общеэкономической теории, поскольку является своего рода методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие методы она использует и какую роль она играет в развитии общества.

Сегодня, если человек не изучал и не понимал законы социального развития, не овладел знаниями экономической теории, он не может видеть себя частью образования и культуры. При изучении этой темы у студентов появляется представление о ряде новых категорий, других формулировках задач, которые необходимо использовать на протяжении всего курса для их расширения и обогащения.

Любая наука возникает в результате усилий людей по решению определенных проблем, связанных с природой, обществом и взаимодействиями.

Все это в полной мере относится к науке комплексного изучения экономики. С древних времен люди пытались выяснить, по каким законам развивается экономика и от чего зависит развитие человеческого общества.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Экономика, политика, культура и т. д. Это охватывает темы. Различные аспекты общественной жизни изучаются различными науками. Такая наука - экономика.

Начало экономической науки появилось в древнем мире. Ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии уже пытались решить некоторые проблемы экономики: что лежит за ценой продукта, какое богатство получить.

 

Экономическая мысль Древней Греции и ученых того времени, например, Платона (427-347 гг. До н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. До н.э.), сформулировала первые принципы экономической теории о полезности как начальной ценности материальных благ. Изометрическое изменение эквивалентов.

Древний Рим - Сенека (4-65 до н.э.), Лукреция Кар (39-55 до н.э.) и другие мыслители исследовали экономические причины отделения и гибели рабства. Не хватало материального внимания. Взгляды Сенека повлияли на формирование экономических концепций христианства; это произвело радикальную революцию во взглядах на экономическую жизнь в более позднем историческом процессе человеческого развития. Христианские мыслители и проповедники объявляли простую экономическую работу необходимой и священной. Христианское образование подтвердило справедливые цены, социальные принципы и принципы, а не оценку индивидуальной выгоды с учетом затрат на рабочую силу.

Экономическая теория: предмет, метод, функции

Однако мыслители древности еще не отличили экономические явления от суммы социальных процессов, они не создали систематическую экономическую доктрину.

Таким образом, как прикладная сельскохозяйственная наука, теория экономики возникла во времена рабовладельческого строя. Но только в XVI - XVIII вв. Появилось название - политическая экономия (от греческого слова: «многобожие» - общество, «ойкос» - дом, экономика, «номос» - право). Таким образом, политическая экономия - это наука о закономерностях функционирования государственной экономики внутри государства. Политическая экономия стала самостоятельной наукой в ​​начале 17 века.

Таким образом, как прикладная сельскохозяйственная наука, теория экономики возникла во времена рабовладельческого строя. Но только в XVI - XVIII вв. Появилось название - политическая экономия (от греческого слова: «многобожие» - общество, «ойкос» - дом, экономика, «номос» - право). Таким образом, политическая экономия - это наука о закономерностях функционирования государственной экономики внутри государства. Политическая экономия стала самостоятельной наукой в ​​начале 17 века.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркантилизм - купец, торговец»). Представители этой школы считали, что богатство общества рождалось только в торговле (деньги, золото). Они видели основной предмет своей науки в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Когда их покупали по низким ценам и продавали по более высоким ценам в другой стране, они соответствовали первоначальной форме капиталистической деятельности (международной торговли), поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы Томас Ман (1571-1641). - государственное вмешательство в экономическую жизнь, протекционизм в торговле - также используется в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо заявили, что во время торговой сделки не было никакого богатства, только обмен денег на товары и наоборот. В случае нарушения равенства в изменениях богатство перераспределяется только в пользу одной из сторон. Никто не может быть богатым, когда фондовый рынок равен.

Позднее появляется теоретическая доктрина физиократов («физиократы» в переводе с греческого - сила природы). Следуя основателю учения Франсуа Кенэ (1694-1774), физиократы считали, что производство является источником богатства, но хотя оно имеет только одну отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным образом и является даром природы. Следовательно, они только связывали рост богатства с естественным плодородием почвы, и эта отрасль не считалась отраслью, из которой был создан рост доходов. Однако без применения капитала и труда сама природа не может постоянно воспроизводить богатство общества.

Возврат к производственным исследованиям проложил путь к возникновению научной политической экономии. Наиболее разумные ответы на вопросы давала классическая школа. Его представители Дэвид. Риккардо (1772-1823), Адам Смит (1723-1790) обнаружили, что богатство нации родилось в материальном производстве и во всех его отраслях. Универсальная форма - это стоимость товара. А. Смит подчеркивал роль производительного труда, закладывая основы трудовой теории стоимости, создавая учение о доходах.

Увеличение благосостояния происходит, когда потраченная сумма первоначально увеличивается на дополнительную сумму (прибавочная стоимость или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое позволяет экономической теории позволить экономической теории в конечном итоге стать истинной наукой. В то же время формируются мнения об утопическом социализме, основные положения которого были выдвинуты в работах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позже я способствовал этому учению. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

Марксистская тенденция складывается на основе классической политической экономии и утопического социализма.

До сих пор экономика нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. При серьезном изучении истории экономической мысли большое внимание уделяется этой школе. По этой причине П. Самуэльсон и В. Нордхаус имеют дело со всеми этими работами «Капитала капитала» К. Маркса, «Богатства народов» А. Смита и «Общей теории занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса. рассматривается как ключевые моменты. развитие мировой экономической теории.

Среди современных направлений экономической мысли - неоклассическая школа, представители которой формулируют теорию субъективной ценности и теорию баланса. Они видят экономическую экономику как комбинацию микроэкономических агентов, которые хотят достичь максимальных выгод при минимальных затратах. Отправной точкой этого анализа является спрос и предложение, спрос и потребление.

В XIX в. Экономика все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основными представителями этой школы являются А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Теория общего динамического равновесия (Л. Вальрас) также разрабатывается, с ее помощью она может определить, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, земля, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько основных областей: неоклассическая, кейнсианская, монетаристская, институциональная социологическая. Эти аспекты анализируют динамические процессы в экономике (циклы, инфляция, занятость, изменения в экономических структурах, счетчики денег и т. д.).

В частности, следует подчеркнуть роль и ход экономической мысли в России. Его развитие начинается с формирования всего российского рынка в XVII веке. Комментарии, мнения, взгляды известного экономиста и государственного деятеля Ордына-Нащокина (1605-1680) являются проявлением российской торговли в центральном государстве. Позже экономические взгляды И.Т. Посошков (16524 726), М.В. Ломоносов (1711-1765), М.М. Сперанский (1772-1839) и А.Н. Радищев, А. И. Герцен, С. Ю. Витте, П.А. Столыпин, Г. В. Плеханова и др. Обосновывали необходимость рыночных отношений между российскими территориями и регионами на основе финансовых, сельскохозяйственных и промышленных реформ.

Особое место в истории русской экономической мысли занимает марксистская тенденция, которая доминировала в 20–90-е годы ХХ века. Монопольное господство марксистских взглядов, подобно сорняку среди ценных растений, развилось, хотя оно подавляло прогрессивные экономические интерпретации. Н. В. Кондратьев (1891–1938), разработавший теорию экономической стоимости («длинные волны»), обосновал поля организации и производства в экономике и семье. Чаянов (1888–1938) хозяйство. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие области экономической интерпретации были объявлены «политически вредными для социализма».

В период современной экономической перестройки в области демократии и продвижения Россия интегрирует взгляды и достижения отдельных экономических школ в контексте конкретной российской экономики в отношении формирования переходной экономики и предпринимательства. Некоторые видные представители этой школы - Э. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и другие обосновывают необходимость взаимозависимого развития микропроцессоров и макропроцессоров в экономике, основанной на использовании денег и разумном государственном регулировании.

Предмет изучения общей экономической теории

Предмет исследования в экономической теории находится на стадии научного развития и эмпирической адаптации.

До 1990-х годов марксистская политическая экономия играла доминирующую роль в формировании экономического мировоззрения и экономической мысли в стране. Вся литература по социально-экономическим вопросам зависела от популяризации К. Маркса и его учений. Поэтому мировая экономическая литература была едва заметна, так как не соответствовала схемам Маркса. Разрыв между экономикой России и мировой наукой заставил экономистов использовать разные понятия и термины. Такие воспитанные понятия - это прямой общественный продукт, прямой общественный труд и т. д.

В соответствии с классовым подходом к анализу фактов предметом исследования политэкономии были производственные отношения, основой которых были имущественные отношения. Экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы были выведены из системы производственных отношений. В исследовании производственных отношений социальным классовым структурам уделялось большое внимание.

Такой чисто классовый подход в экономике привел к игнорированию объективных условий, разрушению реальной экономической среды и недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это привело к остановке экономической теории и практики ведения бизнеса, объективно создав предмет исследования и необходимость изменить название курса.

С 40-х годов XIX века экономисты обратили свое внимание на изучение материальных отношений в экономике, а не социальных. Экономическая мысль под названием «Экономика» (П. Самуэльсон) имеет один аспект: объясняется, как исследовать рациональное использование ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Производство, труд, организация сбыта продукции на предприятии - предмет «Экономика».

В постиндустриальном обществе экономическая теория выступает как общая методологическая экономическая наука со своим предметом и объектом анализа.

Некоторые экономисты сводят курс экономической теории к анализу рынка и ценообразованию. Другие отмечают, что это наука о повседневной трудовой жизни людей, которые зарабатывают деньги и средства к существованию, подчеркивая их универсальность.

Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов заявили, что они вернулись к политической экономии и рассмотрели экономические отношения общеэкономической теории в различных системах и видах деятельности.

Как видите, не существует общепринятого определения предмета общей экономической теории, но большинство экономистов сходятся во мнении, что это универсальная наука о проблемах, связанных с выбором ресурсов человеком и экономическим поведением. Концепция коллективной экономической теории должна быть обоснована как общественная наука, которая изучает поведение людей и групп при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Кроме того, ограниченные ресурсы не понимаются физически (хотя это так), но понимаются как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов сообщества одновременно. Ограниченные ресурсы ведут к конкуренции за их использование. Он отражает противоречия между доступностью и возможностями использования ресурсов, разрешенные тремя способами регулирования производства:

  • на основе традиций и обычаев называется традиционное производство;
  • на основе командно-административной системы;
  • на основе рыночной системы для организации социальной экономики. Эти системные организации могут сосуществовать в комбинации и в сочетании друг с другом и создавать переходную экономику.

Это первый блок проблем, рассматриваемых теорией экономики. Этот блок важен, но не исчерпывающий, он не определяет основные целевые функции производства и изменения. Как методологическая наука, экономическая теория в первую очередь призвана изучить вопросы производства и изменения в развитии общества. Человечество не может существовать без потребления и обмена последствиями труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение его производства и изменений составляет экономический рост общества. Это наиболее ярко отражает последствия, моральные и духовные принципы общественного труда. Экономический рост является индикатором и источником экономической динамики. Это второй блок проблем экономической теории.

Следовательно, предметом общей экономической теории является также динамика репродуктивной фазы и законы и факторы экономического роста на более отдаленной стадии производства, распределения, изменения и потребления и социального развития («длинная волна»). Экономический рост является содержанием экономической теории как науки. Характеризует общее состояние экономики и ее возможную динамику, создает циклическое состояние народного хозяйства.

В условиях экономического роста рассматриваются различные подходы и взгляды экономистов и вырабатываются их собственные позиции относительно адекватности экономики историческим, национальным и другим традициям.

С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста в конкретных социально-исторических условиях рассматриваются теории формирования альтернативной стоимости, основанные на товарном производстве, формировании и функционировании рыночных отношений и предельной полезности товаров и услуг.

То же самое касается изучения структуры, типов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост требует всесторонней научной характеристики рыночной системы, определения и определения границ рыночных отношений, а также обоснования экономической целесообразности или неуместности распространения моделей рыночной координации и их влияния на соответствующие области и сектора экономики. В этом случае особое внимание следует уделить анализу общих и трансакционных издержек, эволюции теоретических взглядов по этому вопросу из недавно сформулированных взглядов Р. Коуза от А. Смита.

Целью исследования экономической теории является анализ механизма рынка и его существования на рынках и их совершенных и несовершенных сегментах конкуренции, степени монополизации отдельных экономических зон, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей экономических реформ и инструментов рыночных отношений. Анализ этого позволяет нам выявить рыночные модели отдельных национальных организаций (японские, шведские, немецкие и т. д.). Возобновление и экономический рост производства происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в социальном масштабе. Следовательно, структурно-экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические законы формирования предпринимательского капитала и конкурентную среду. Центром его анализа является цена отдельных товаров, издержки, затраты, механизм работы предприятия, ценообразование, мотивация труда. Именно развитие ставок определяет темпы первого базового социального уровня на микроуровне. Макроэкономика имеет дело с функционированием национальной экономической системы, основанной на появляющихся микро ставках. Целью исследования является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макроопорции вырастают из микропорций как таковые, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика зависят от реальной экономической среды и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономической стадии уровень, характер и сила этого взаимодействия в какой-то степени зависят от государственного регулирования через экономические стабилизаторы и регуляторы. Степень этого регулирования приобретает исключительный характер в переходный период к экономическому развитию, формированию рыночных отношений и рыночных отношений, распаду командного центра и бюрократическим методам управления. Впервые в конкретном плане основы этих отношений были изучены Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, ростом инвестиций и объемом продукции.

Несмотря на разный уровень, микро и макроэкономика подчиняются одной цели в общем анализе и использовании их результатов - изучению закономерностей и факторов экономического роста для удовлетворения потребностей общества. Поддержание и оптимизация стабильных параметров экономического роста осуществляется с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей и укрепления нравственных основ развития общества. Важная методологическая позиция, на наш взгляд, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории не являются двумя отдельными науками. Наоборот, это отдельные дисциплины единой экономической теории, общий предмет исследования. Отсюда и теория экономики:

  • показная динамика размножения и динамика «длинных волн», национальные законы науки о богатстве и факторы экономического роста;
  • использование ограниченных ресурсов (труда, земли, капитала) для производства товаров и науки об их обмене для удовлетворения потребностей;
  • наука производства и изменения деятельности, повседневной трудовой жизни и извлечения средств к существованию людей.

Экономическая теория работает как источник и движущая сила исторического развития системы рационального управления, как реального богатства и благосостояния отдельных групп и членов общества в условиях товарно-денежных отношений.

Как упоминалось ранее, предметом экономической теории являются закономерности и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста и к чему они применяются?

В соответствии с положениями марксистской теории экономики цели производства определяются основными экономическими законами методов производства (капиталистическими, коммунистическими). Для капиталистической стадии характерной целью является достижение прибавочной стоимости, а социализма - максимально возможного удовлетворения потребностей.

Обе эти цели были результатом субъективного воображения, которое, хотя и казалось объективным, не соответствовало реальной жизни. И выражение основного или неэкономического экономического права - это не что иное, как передача партийной администрации экономике. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как основном законе. Применение развития мировой цивилизации не подтвердило конкретизацию этих целей и привело к неблагоприятным (негативным) последствиям.

Исходя из общего анализа теории экономики, увеличения производства при ограниченных ресурсах, устанавливаются цели для удовлетворения потребностей и социализации социально-экономической жизни.

  1. устойчивый рост (экономический рост) при увеличении объемов производства;
  2. стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;
  3. высокий уровень занятости;
  4. баланс, защита баланса внешней торговли и т. д.

Истинный курс микроразвития и макроразвития создает дерево целей. Они классифицируются по различным критериям. Однако главное, с чем согласны иностранные и отечественные экономисты, - цель экономического роста - удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, укрепление нравственных основ развития общества. Знания, навыки и таланты человека составляют человеческий капитал. Это источник будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает в качестве методологической основы всего комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевые (индустриальное хозяйство, транспорт, строительство и т. Д.). Во-вторых, функциональные (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевой (экономическая география, демография, статистика, теория управления, регулирование и т. д.).

В то же время общая экономическая теория тесно связана и учитывает знания, полученные другими экономиками, а также социологию, психологию и историю. Независимо от данных этих наук, результаты, полученные общей экономической теорией, могут быть ошибочными и неточными.

В системе общих наук общая экономическая теория выполняет определенные функции.

Прежде всего, он выполняет познавательную функцию, поскольку должен изучать и объяснять процессы и события экономической жизни общества. Однако недостаточно просто указать на наличие определенных явлений. Необходимо вникнуть в его сущность, раскрыть законы движения, определить способы использования этих законов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция общеэкономической теории является практической (прагматической) - научное обоснование экономической стратегии развития принципов и методов рационального управления, осуществления экономических жизненных реформ и т. д.

Третья функция общей экономической теории - прогнозирование и прагматика, которая включает разработку и определение научных прогнозов и ожиданий для социальных прогнозов.

Эти функции экономической теории реализуются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономика играет важную роль в формировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структур производства и изменений и повышении общего уровня жизни населения в национальном масштабе.

Предмет экономической теории

Есть много определений того, что работает экономика. Каждое из них следует считать правильным, поскольку оно отражает один или несколько важных аспектов экономики, и в то же время каждое определение ограничено из-за крайней сложности изучаемых экономических процессов и явлений.

Сегодня большинство экономистов считают, что наиболее успешным должно считаться определение, вытекающее из того факта, что любое общество в своей деятельности сталкивается с проблемой конфликта между неограниченными потребностями человека в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые можно использовать для удовлетворения потребностей.

Согласно этому подходу, теория экономики исследует общества, сталкивающиеся с безграничным стремлением к потреблению товаров и услуг с неограниченными ресурсами, и проблему сопоставления, которая ограничивает их результаты, чтобы решить, что им нужно для совместного производства.

В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни экономическая теория делится на следующие разделы: общие принципы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика.

В общих основах экономической теории принимаются во внимание основные экономические аксиомы, которые строят всю «конструкцию» экономической теории, дается определение основных теоретических понятий: экономические потребности, выгоды и ресурсы. Также объясняются предмет и методы исследования, функции теории и исторический процесс развития этой науки. Поскольку экономические отношения рассматриваются в экономической теории, в этом разделе мы рассмотрим природу экономической системы и всех экономических отношений.

Основные объекты, используемые в микроэкономике (схема 1). Согласно схеме, проблема микроэкономики заключается в поведении отдельной экономической проблемы рыночной экономики, работающей в условиях ограниченных ресурсов. В то же время под отдельным экономическим активом понимается основной элемент экономической системы, который независимо выполняет определенные экономические функции. К таким проблемам относятся компания, домашнее хозяйство, потребитель, инвестор, земля, капитал или владельцы труда и т. д.

Цель: определить условия равновесия вопросов рыночной экономики с ограниченными ресурсами.

Основные объекты, изучаемые в микроэкономике:

  1. Теория спроса и предложения.
  2. Микропроизводственные функции в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
  3. Поведение потребителей на индивидуальном рынке.
  4. Поведение представительной компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе и оптимальный размер компании.
  5. Рынки для факторов производства и ценообразования.
  6. Рыночные структуры несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония, дуополия.
  7. Теория предельной производительности и распределение доходов факторов производства.
  8. Общее равновесие при оптимальных условиях обмена на отдельных рынках.
  9. Влияние внешнего рынка.
  10. Общественные блага, их производство в рыночных условиях.

Поведение экономического актива - это процесс разработки, принятия и реализации решения о том, как использовать имеющиеся ограниченные ресурсы с максимальной выгодой и выгодой. В микроэкономике общепризнанно, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальных выгод, измеряемых по конкретному показателю. Для компании это показатель выгоды потребителя, потребительского набора, для инвестора, для возврата инвестиций. Рациональными являются действия, которые ведут к снижению стоимости ресурсов и увеличению выгод.

Задачи: экономический рост, экономическая эффективность, полная занятость, неинфляционное развитие, эффективность внешнеэкономического взаимодействия.

Основные объекты, изучаемые в макроэкономике:

  • макробаланс и условия успеха;
  • методы макроэкономической нестабильности, измерения и регулирования;
  • государственная экономическая политика, виды, задачи и инструменты;
  • экономический рост: показатели, факторы и условия поддержки;
  • измерение результатов экономики страны и взаимосвязи между ними;
  • циклическое экономическое развитие, его причины и модели потока;
  • теории международной торговли, движение капитала и труда;
  • валютный рынок;
  • баланс в открытой экономике;

Предметом макроэкономики является экономическая система в целом. Основными проблемами макроэкономики являются экономический рост, занятость, инфляция и состояние внешнеэкономического взаимодействия. Он работает с общими показателями, такими как валовой национальный продукт, национальный доход, общий уровень цен и т. д. Теоретическое решение этих вопросов является основой формирования государственной экономической политики.

Методы экономической теории

Основные методы экономических исследований

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-то». Это способ достижения научной реальности экономических процессов применительно к экономической теории.

Реальная экономика сложна и запутана, чтобы установить логические связи между экономическими явлениями. Есть много различных отраслей, состоящих из десятков или тысяч крупных или мелких производителей, каждая из которых связана технологическими связями, финансовыми интересами или организационно. Каждый из производителей имеет свои интересы и конкурирует с другими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в покупке качественных товаров по низким ценам, а производители имеют противоположные интересы. Он постоянно меняется под влиянием удовольствия, моды и рекламы под влиянием потребительских предпочтений. Существенные изменения в уровне доходов населения, условиях предпринимательской деятельности вносит деятельность государства. Нерегулярный экономический рост неизбежно меняет уровень занятости, что вызывает колебания спроса. Научно-технический прогресс меняет структуру производства, спрос на ресурсы и конечную продукцию. Список составляющих экономической жизни можно продолжать практически до бесконечности.

Чтобы не путать это большое количество фактов, чтобы избежать утопления в разнообразии и несоответствиях, экономическая теория использует метод научной абстракции, который значительно упрощает реальную экономику для определения причинно-следственных связей между экономическими явлениями и процессами.

Суть этого метода состоит в том, чтобы подчеркнуть самое важное в рассматриваемом явлении и отвлечь (абстрагировать) от всего незначительного, случайного, противоречивого. Уровень абстракции зависит от целей исследования. Чем более общие получаемые шаблоны, тем выше уровень абстракции. Ясно, что любая абстракция слабее конкретной реальности, но без абстракции невозможно выявить научные категории, в которых работает теория экономики.

Метод научной абстракции используется для создания экономических моделей. Модель является синонимом теории слова. Экономическая модель - это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение. (Примером модели является модель движения товаров и факторов производства.) Модели служат для выявления зависимостей между экономическими переменными и для выявления влияния факторов на явление, которое теория хочет объяснить. Как правило, модель «пытается объяснить», как различные факторы или условия влияют на ключевые экономические переменные (объем производства, производственные затраты, прибыль, цена и т. д.). В отличие от естественных наук, модельный подход является практически основным методом исследования, так как возможности проведения полномасштабного эксперимента по экономике очень ограничены и часто отсутствуют.

При создании экономических моделей широко используется метод функционального анализа, отражающий принцип взаимозависимости экономических событий.

 

Модели логические, графические, экономико-математические. В этом случае функция называется переменной в зависимости от аргумента. В экономической теории предполагается, что функциональные отношения между двумя переменными часто определяются, в то время как другие аргументы не меняются. Этот метод обусловлен одновременным анализом влияния на функцию всех или большинства аргументов, делающих анализ настолько сложным, что это практически невозможно. Например, функция размера спроса определяет ее зависимость от уровня цен, другие аргументы, влияющие на спрос (уровень дохода, предпочтения потребителей, ожидания, цены-заменители и т. д.), Не изменяются.

Функциональные зависимости проявляются очень четко при отражении в графиках. Использование графики позволяет представить функциональные взаимосвязи, как статические, так и динамические, определяемые изменением различных показателей.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с использованием метода предельного анализа. В экономической теории предельное значение является дополнительной величиной. Например, предельный доход (предельный доход) - это дополнительный доход, полученный бизнесом от производства и продажи дополнительной производственной единицы; предельные издержки - это дополнительная единица производства и т. д. это дополнительные расходы, связанные с его производством. Важнейшим принципом экономической теории является сравнение предельных выгод и предельных издержек при оценке состояния и ожиданий экономической активности. Понятно, что если предельные выгоды превышают соответствующие предельные издержки, рекомендуется, чтобы предприятие увеличило объем своей деятельности. Стимулы для увеличения производства исчезают, как только предельные издержки начинают превышать предельные выгоды.

В случаях, когда решения участника в экономическом процессе влияют на решения других, экономическая теория использует теорию игр для изучения взаимодействия между ними. Он используется для объяснения взаимосвязи многих компаний на рынке, особенностей экономического поведения потребителей и производителей.

Заключение

Результатом применения методов экономических исследований является разработка научных гипотез, то есть предположений о моделях поведения исследуемого объекта. Гипотезы могут быть проверены или опровергнуты фактами. Сумма гипотез, проверенных и подтвержденных фактами, составляет сумму научных положений в сочетании с теорией, то есть общим принципом. раскрытие экономических событий. Курс будет охватывать довольно много теории - теория спроса, теория поведения потребителей, теория компании, теория макробаланса и т. д.

В ходе экономических исследований, разработки моделей и создания теорий известны существующие экономические законы - объективно существующие, внутренние, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса относится к обратной зависимости между уровнем цен на продукт и размером спроса. Экономические законы носят объективный характер, они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных лиц или государства. Эти законы могут быть признаны экономикой, но не могут быть созданы ими. На основе известных экономических законов государство создает эффективную экономическую политику.

При принятии решения о том, является ли конкретная экономическая теория полезной, важно иметь в виду, что последний критерий в пользу экономической теории заключается не только в объяснении экономического явления, в котором она была создана, но и с ее помощью. он также делает прогнозы, которые могут быть подтверждены фактами. Это показывает общую особенность научного знания: теория или модель не верны, потому что они подтверждаются фактами и, следовательно, не отрицается тот факт, что это правда. В этом смысле практика является мерой реальности теории.

Функции экономической теории

Ценность экономической теории во многом определяется функциями, которые она выполняет. Часто выделяются следующие основные функции экономической теории:

  1. Когнитивная функция. В этой функции экономическая теория исследует все экономические процессы и явления и дает научные объяснения, раскрывает законы, которые регулируют бизнес-процессы.
  2. Практическая функция. Выполняя эту функцию, экономическая теория предоставляет научные рекомендации по экономической политике для эффективного управления производством на различных уровнях. В этом контексте уместно высказать замечание замечательного экономиста Дж. М. Кейнса о практической значимости теории экономики: «Идеи экономистов и политических мыслителей важнее, чем их обычно считают. На самом деле они правители мира. Практикующие люди, которые прекрасно себя видят, но не подвержены интеллектуальному влиянию, часто являются рабами некоторых экономистов прошлого. "
  3. Методологическая функция. В этой функции экономичный
  4. Теория служит теоретической основой, предоставляет методы и научные инструменты для всех экономических наук: промышленности (строительная экономика, транспорт, легкая промышленность и т. д.), функциональной (экономика труда, маркетинг, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика и т. д.). Для экономических наук на распутье) ​​и других областей знаний (демография, теория управления и т. Д.).
  5. Прогнозирующая функция. В этой функции экономическая теория обеспечивает предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Сложность и многоуровневость экономической жизни привели к ее интенсивному социальному колориту, наличию большого количества соответствующих экономических информационных полей и, следовательно, особой экономики. Эти науки, которые исследуют структуру, элементы и грани экономической реальности, превратились в систему экономических наук, прямых и обратных отношений экономической реальности.

Общей методологической основой этой системы является экономическая теория. Однако, оставляя такие детали позади, есть свой предмет изучения, который изучает теорию экономики, характер экономической активности отдельного экономического актива и целостность всех функционирующих активов на уровне национальной экономики.