Экономическая теория как наука: предмет и метод

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль банковской системы в современной экономике
Теоретические проблемы и практика регулирования рынка труда
Взгляды Асмита, д. Риккардо и д. Милля на частную собственность на землю и земельную ренту
Виды безработицы и её динамика в странах с рыночной экономикой в XXI веке


Введение:

Актуальность темы курсовой работы «Предмет и методы экономической теории» обусловлена ​​тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории - что она изучает непосредственно. Эксперты не дают однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос о предмете науки. Вот уже три столетия экономисты-теоретики разных направлений и школ высказывают противоречивые взгляды. За это время представления об источниках богатства общества, о роли государства в экономической деятельности несколько раз менялись, и даже само название науки обновлялось.

Первая причина для изучения экономической теории состоит в том, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые беспокоят нас всех без исключения: какие виды работ должны быть выполнены? Как им платят? Сколько товаров можно купить за доллар заработной платы сейчас и в период скачкообразной инфляции? Какова вероятность того, что придет время, когда человек не сможет найти подходящую работу для себя только в течение приемлемого периода?

В прошлом люди, которые начали изучать экономику, обычно требовали, чтобы им было дано короткое, одно предложение, определение предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка предложения.

Вот некоторые из этих определений:

  • Экономическая теория - это наука о деятельности, связанной с обменом и денежными операциями между людьми.
  • Экономическая теория - это наука о том, как люди используют редкие или ограниченные производственные ресурсы (землю, рабочую силу, промышленные товары, такие как автомобили, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, шубы, концерты, дороги и яхты) и распределить их между членами общества для потребления.
  • Экономическая теория - это наука о повседневной деловой активности людей, о том, как они получают средства к существованию и используют эти средства.
  • Экономическая теория - это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
  • Экономическая теория - это наука о богатстве.

Этот список сам по себе довольно большой, однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек может многократно его удлинить. Сжать в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы новичку представление обо всех проблемах, затрагиваемых этим предметом, очень сложно.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и те, которые могут быть включены в более длинный список.

Если бы специалисту пришлось выбирать только одно из приведенных выше определений, то в наше время он, скорее всего, остановился бы на втором.

Экономическая теория - это наука о том, какие из редких производственных ресурсов люди и общество с течением времени, с деньгами или без, выбирают для производства различных товаров и распределения их для потребления в настоящем и будущем между разными людьми и группами общества.

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы были рассмотрены учеными древнего мира: Платон, Аристотель и т. д. Однако эти исследования были сформированы как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не разделенной науки. Много позже произошел процесс расчленения науки и возникла политэкономия. Более того, он возник в период зарождения капиталистического способа производства и был наукой для удовлетворения потребностей теории процесса победы капитализма над феодализмом.

Экономическая теория предназначена для изучения и объяснения процессов и явлений экономической жизни, и для этого экономическая теория должна проникнуть в суть глубоких процессов, раскрыть законы и предсказать пути их использования.

Целью курсовой работы является раскрытие содержания предмета и функций экономической теории.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотрим предмет экономической теории
  2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.

Предмет экономической теории

Зарождение и развитие экономической теории

Эта тема занимает особое место в структуре общеэкономической теории, поскольку является своего рода методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие методы она использует для этого, какую роль она играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя привязанным к образованию и культуре, если он не изучал и не понимал законы общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о ряде новых категории, другие формулировки проблем, которыми можно оперировать, расширяя и обогащая их, будет необходимо на протяжении всего изучения всего дальнейшего курса.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные проблемы, связанные с природой, обществом и их взаимодействием. Все это в полной мере относится к комплексу наук, изучающих экономику. С древних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Человеческая жизнь чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Он охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные аспекты общественной жизни изучаются различными науками. Одна из этих наук - экономика.

Зачатки экономической науки появились в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить определенные экономические вопросы: что лежит в основе цены продукта, как заработать целое состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученых того времени, например, Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), сформулировала отправные точки экономической теории о полезности как начальной стоимости материальных благ, равного обмена эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима - Сенека (4-65 лет до н. э.), Лукреций Кар (39-55 лет до н.э.) и другие исследовали экономические причины распада и гибели рабства, главные из которых, по их мнению, не хватало материального интереса. Взгляды Сенека оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которые в последующем историческом процессе развития человечества совершили радикальную революцию во взглядах на экономическую жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой домашний труд необходимым и святым делом, считая, что «если кто-то не хочет работать, пусть он не ест». Христианская доктрина обосновывала принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки товаров с учетом стоимости труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из совокупности социальных процессов, не создавали систему преподавания экономики.

Итак, как прикладная наука об управлении экономикой, экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. Появилось его название - политическая экономия (от греческих слов: «политея» - общество, «ойкос» - дом, экономика, «номос» - право). Таким образом, политическая экономия - это наука о закономерностях функционирования социальной экономики в рамках государства. Политэкономия превращается в самостоятельную науку в начале 17 века.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-тэ» - купец, купец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Они видели основной предмет своей науки в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали первоначальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам и продавались в другой по более высоким ценам. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представителем этой школы является Томас Манн (1571-1641). Идеи меркантилизма - вмешательство правительства в экономическую жизнь, протекционизм в торговле - также используются в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки вообще не возникает никакого богатства, а только обмен денег на товары и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, богатство перераспределяется только в пользу одной из сторон. Когда обмен равен, тогда никто не может разбогатеть.

Позже появляется теоретическое учение о физиократах («физиократия» в переводе с греческого - сила природы). Следуя основателю учения Франсуа Кенэ (1694-1774), физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя существует только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным образом и представляется даром природы. Следовательно, они связывали рост богатства только с естественным плодородием земли и не рассматривали промышленность как отрасль, в которой был создан рост доходов. Однако сама природа без вложений капитала и рабочей силы не может постоянно увеличивать благосостояние общества.

Поворот к изучению производства открыл путь для возникновения научной политэкономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы были даны классической школой. Его представители Давид Риккардо (1772-1823), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве и во всех его отраслях. Его общая универсальная форма - стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост благосостояния происходит, когда первоначально потраченная сумма увеличивается на дополнительную сумму (прибавочная стоимость или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое в конечном итоге позволило экономической теории стать настоящей наукой. В это же время сформировались взгляды на утопический социализм, основные положения которого изложены в работах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее К. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн внесли свой вклад в это учение.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистская тенденция.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. При любом серьезном изучении истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. Кейнса, рассматривая все эти работы как ключевые моменты. развития мировой экономической теории.

Среди современных направлений экономической мысли - неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическая экономика рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных затратах. Отправной точкой в ​​этом анализе является спрос и предложение, спрос и потребление.

В XIX в. В экономической науке все чаще изучаются законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основными представителями этой школы являются А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Также развивается теория общего динамического равновесия (Л. Вальрас), с помощью которой можно установить, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, земля, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько основных областей: неоклассическая, кейнсианская, монетаристская, институциональная и социологическая. В этих областях анализируются динамические процессы в экономике (циклы, инфляция, занятость, изменения в экономических структурах, в денежных мерах и т. д.).

Особо следует подчеркнуть роль и течение российской экономической мысли. Его развитие начинается с формирования всероссийского рынка в 17 веке. и интерпретации известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680). Его взгляды являются проявлением русского меркантилизма в централизованном государстве. Впоследствии экономические взгляды представляются такими учеными, как И.Т. Посошков (1652-1726), М.В. Ломоносова (1711-1765), М.М.Сперанского (1772-1839), а также сочинений А.Н. Радищев, А.И. Герцен С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, Г.В. Плеханов и другие. Они обосновали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории русской экономической мысли занимает марксистское течение, которое преобладало с 1920-х по 1990-е годы. Монопольное господство марксистских взглядов, подобно сорняку среди ценных растений, подавляло прогрессивные экономические интерпретации, хотя и развивалось. Особую ценность представляют идеи Н.Д. Кондратьева (1891–1938), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А.В. Чаянов (1888-1938), обосновавший организационные и производственные тенденции в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие области экономической интерпретации были объявлены «политически вредными для социализма».

В современный период экономической перестройки в России демократия и гласность ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ в отношении экономики переходного периода и формирования предпринимательства в рамках конкретной российской экономики. Некоторые видные представители этой школы - Э. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и другие обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования. 

Экономические законы и экономические категории

Все экономические явления и процессы развиваются под влиянием экономических законов. Что такое экономический закон?

Это наиболее важные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Существуют общие черты и различия между законами развития общества (экономические законы) и законами природы. Общим для них является то, что, как и законы природы, экономические законы являются объективными, то есть они действуют независимо от воли и сознания людей.

Различия заключаются в следующем:

  • экономические законы - это законы человеческой деятельности. Они возникают в процессе человеческой деятельности и осуществляются через нее. Законы природы действуют вне человеческого общества, например, закон всемирного тяготения;
  • законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи;
  • открытие и применение экономических законов требует определенных усилий, поскольку такое использование встречает сильное сопротивление умирающих сил общества.

Экономические законы являются объективными, то есть они не зависят от воли и сознания людей, они не изобретены людьми (как, например, законы юриспруденции). Однако возникает вопрос, могут ли эти законы быть изучены человеком и использованы в экономической жизни.

Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное знание экономических законов и сознательное выполнение обществом их требований. Помимо экономических законов, общая экономическая теория изучает экономические категории, то есть логические понятия, которые являются теоретическим выражением реальных условий жизни общества, например, товаров, стоимости, денег, равновесия, спроса, предложения и т. д.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов - законов развития общества. В этой системе неправильно выделять некоторые основные законы. С точки зрения системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использовании одного закона нарушает всю систему и баланс в обществе.

Экономическая наука классифицирует законы в общей системе на большие группы: специфические и общие экономические законы.

Конкретные экономические законы - это законы развития конкретных исторических форм управления.

Общие экономические законы - это законы, характерные для всех исторических эпох, они связывают их в единый исторический процесс прогрессивного развития. Это законы высоких потребностей, разделения общественного труда и другие.

Предмет исследования экономической теории

Предмет исследования в экономической теории находится на стадии научного развития и эмпирической адаптации.

До 90-х годов доминирующую роль в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления в стране занимала марксистская политическая экономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учений. Поэтому мировая экономическая литература прошла практически незамеченной, поскольку не вписывалась в схемы Маркса. Разрыв между экономической наукой России и мировой наукой привел к тому, что экономисты стали использовать разные понятия и термины. Появились такие надуманные понятия, как прямой общественный продукт, прямой общественный труд и т. д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов стали только производственные отношения, основой которых были имущественные отношения. Экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы были выведены из системы производственных отношений. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социальную и классовую природу.

Такой чисто классовый подход в экономике привел к игнорированию объективных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это привело экономическую теорию и практику управления в тупик, объективно породив необходимость смены предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в. Экономисты обратили свое внимание на изучение не социальных, а материальных связей в экономике. Существует направление экономической мысли, называемое «Экономика» (П. Самуэльсон), объявлен поиск методов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения определенных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции на предприятии - предмет «Экономика».

Похоже, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает как общая методологическая экономическая наука, которая имеет свой предмет и объект анализа.

Некоторые экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая его универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и получении средств к существованию.

Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, еще раз возвращаясь к политической экономии, отмечают, что в общей экономической теории изучаются экономические отношения в различных системах и видах деятельности.

Как видите, не существует общепринятого определения предмета общей экономической теории, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономического поведения человека. Возникает необходимость обосновать коллективную концепцию экономической теории как социальной науки, которая изучает поведение людей и групп при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ с целью удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Более того, ограниченные ресурсы понимаются не в физическом смысле (хотя это так), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью. Ограниченные ресурсы создают конкуренцию за их использование.

Он отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования, что решается тремя способами организации производства:

  • основанный на обычаях и традициях, так называемое традиционное производство;
  • на основе системы командования и управления;
  • на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти системные организации могут сосуществовать в сочетании и в сочетании друг с другом, образуя переходную экономику.

Это первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Этот блок является важным, но не всеобъемлющим, и не определяет основные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука, экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать без потребления и обмена результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и их получение в обмен формирует экономический рост общества. Он отражает наиболее концентрированные результаты общественного труда, его моральные и духовные принципы. Экономический рост является индикатором и источником экономической динамики. Это второй блок проблем предмета экономической теории.

Вот почему предметом общей экономической теории являются также законы и факторы экономического роста как в поэтапной динамике воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление, так и на более отдаленной стадии общественного развития («длинная волна»). Экономический рост является содержанием (ядром) экономической теории как науки. Характеризует общее состояние экономики и ее возможную динамику, образуя конъюнктуру - тупое состояние народного хозяйства.

Различные подходы и взгляды экономистов анализируются через призму экономического роста, и формируется их собственная позиция о том, что экономика адекватна историческим, национальным и другим традициям.

Учитывая использование потенциальных возможностей экономического роста, автор рассматривает формирование и функционирование товарного производства и рыночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также альтернативные теории формирования стоимости, основанные на предельной полезности товаров и услуг.

Это также предполагает изучение структуры, типов и сегментов рынка как сложной, многомерной и интегральной системы экономики. Экономический рост предполагает всестороннее научное описание рыночной системы, описание и определение границ рыночных отношений, а также обоснование экономической целесообразности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и их влияния на соответствующие сферы и отрасли экономики. В то же время особое внимание следует уделить анализу общих и трансакционных издержек, эволюции теоретических взглядов по этому вопросу от А. Смита к недавно сформулированным взглядам Р. Коуза.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи между механизмом функционирования рынка и наличием совершенной и несовершенной конкуренции на рынках и их соответствующих сегментах, степенью монополизации отдельных сфер экономики, форм и методов цены и неценовая конкуренция, пути и средства экономической реформы рыночных отношений. Анализ этого позволяет выявить рыночные модели отдельных национальных образований (японский, шведский, немецкий и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в социальном масштабе. Следовательно, структурно-экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические модели формирования предпринимательского капитала и конкурентную среду. В центре ее анализа находятся цены на отдельные товары, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне исходной основой являются пропорции, определяющие пропорции социального уровня. Макроэкономика изучает функционирование национальной экономической системы на основе возникающих микропропорций. Объектом его изучения является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропорции как бы вырастают из микропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимозависимы в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономической стадии уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подлежат государственному регулированию через экономические стабилизаторы и регуляторы. Степень этого регулирования становится исключительной в переходный период экономического развития, на этапе формирования рыночных отношений и рыночных отношений, нарушения командно-централизованных и бюрократических методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих отношений были исследованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемом производства, между ростом инвестиций и объемом продукта.

Несмотря на разные уровни, микро- и макроэкономика в общем анализе и использование ее результатов подчинены одной цели - изучению закономерностей и факторов экономического роста с целью удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их оптимизация осуществляются с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей, укрепления моральных основ развития общества. Важной методологической позицией, на наш взгляд, является то, что микро- и макроуровни экономической теории не являются двумя отдельными науками. Скорее, это отдельные дисциплины единой экономической теории с общим предметом исследования.

Таким образом, экономическая теория это:

  • наука о закономерностях и факторах экономического роста, о поэтапной динамике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;
  • наука об использовании ограниченных ресурсов (рабочей силы, земли, капитала) для производства товаров и их обмена для удовлетворения потребностей;
  • наука о производственно-обменной деятельности, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств к существованию.

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационального управления как источника и движущей силы роста, реального благосостояния и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-денежных отношений.

Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются законы и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они реализуются?

В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели производства определяются основными экономическими законами способов производства (капиталистическими, коммунистическими). Для капиталистической стадии характерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма - максимально возможное удовлетворение потребностей.

Обе цели, хотя и казались объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не соответствующей реальной жизни. И сама постановка вопроса о базовом или неосновном экономическом законе есть не что иное, как передача партийного подчинения экономике. Кстати, Карл Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как о фундаментальном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила реализацию этих целей и привела к противоположным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, роста производства с ограниченными ресурсами, цели формируются для удовлетворения потребностей и социализации социальной и экономической жизни:

  • стабильный рост прогрессивного объема производства (экономический рост);
  • стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;
  • высокий уровень занятости;
  • поддержание равновесного баланса внешней торговли и т. д.

Реальный курс развития микро и макро создает дерево целей. Они классифицируются по различным критериям. Но главное, с чем согласны зарубежные и отечественные экономисты, состоит в том, что цель экономического роста - удовлетворить материальные и духовные потребности человека, укрепить моральные основы развития общества. Знания, навыки, способности человека формируют человеческий капитал. Он является источником будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает методологической основой целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевые (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.). Во-вторых, функциональные (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевые (экономическая география, демография, статистика, теория управления, регулирование и т. д.).

В то же время общая экономическая теория тесно связана и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологию, психологию и историю. Без учета данных этих наук выводы, сделанные общей экономической теорией, могут оказаться ошибочными и ложными.

В общей системе наук общая экономическая теория выполняет определенные функции.

Прежде всего он выполняет познавательную функцию, поскольку должен изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недостаточно просто констатировать наличие определенных явлений. Необходимо вникнуть в их сущность, раскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов на практике.

Поэтому вторая функция общеэкономической теории является практической (прагматической) - разработка принципов и методов рационального управления, научное обоснование экономической стратегии реализации реформ в экономической жизни и т. д.

Третья функция общеэкономической теории является прогностической и прагматичной, предполагающей разработку и выявление научных прогнозов и перспектив социального развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономическая наука играет огромную роль в формировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего уровня жизни населения в национальном масштабе. 

Разные подходы к анализу экономической динамики

В науке на сегодняшний день существует два подхода к анализу экономической динамики и статики: анализ с учетом репродуктивного подхода и изучение взаимосвязей и зависимостей с точки зрения экономического роста. До недавнего времени утверждалось, что репродуктивный подход - это марксистская теория экономического роста, а экономический рост - буржуазная теория, альтернатива воспроизводству.

Кажется, что это несколько упрощенная классовая интерпретация наиболее важных экономических процессов.

Общественное воспроизводство и экономический рост имеют общие и разные черты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они используют в исследованиях общие категории и показатели, такие как средства производства, рабочая сила, труд и свободное время, валовой общественный продукт, национальный доход и т. д.

Но есть и различия между ними.

Во-первых, теория воспроизводства рассматривает динамику производства, абстрагируясь от темпов его прироста. Они принимаются произвольно и следуют из схем взаимосвязи простого и расширенного воспроизведения. Главное здесь - это пропорции отношений между первым и вторым подразделениями общественного производства, и из них вытекают нормы.

Экономический рост предполагает, что ставки являются исходными и что они определяют пропорции. Их объективная основа формируется потребностями общества. Следовательно, в теории экономического роста причинно-следственные связи обращаются вспять.

Во-вторых, для прогнозируемого горизонта за основу воспроизводства взят годовой период динамики. Таким образом, совокупный общественный продукт определяется как сумма товаров, созданных в годовом цикле.

Для экономического роста расчет основан на «длинной волне». Включает несколько годовых циклов воспроизведения. На протяжении всего курса общая тенденция ставок носит одинаковый или менее устойчивый характер.

Третье отличие состоит в том, что в системе экономического роста свободное время выступает в качестве резерва, как неотъемлемая часть потенциала роста. Свободное время - это пространство, необходимое для развития человеческого капитала.

При анализе воспроизведения свободное время игнорируется; Считается, что чем меньше свободного времени, тем больше степень эксплуатации рабочего.

Это различия между двумя методами анализа экономической среды и ее динамики. Они отражают позиции разных «школ: марксистской и неоклассической». Эти различия не следует игнорировать, но их можно использовать в исследованиях, предполагая, что воспроизводство является исходной основой экономического роста. Годовой цикл является шагом в общей динамике роста Исходя из этого, определяя предмет экономической теории, авторы считают, что экономический рост является содержанием экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и ее возможную динамику, которая формирует конъюнктурное состояние национального экономика измеряется двумя способами: увеличение валового национального продукта или чистого национального продукта на душу населения и ежегодные темпы роста производства. Оба показывают увеличение материального изобилия при минимизации издержек. Экономический рост ведет к увеличению в сфере благосостояния, заработной платы, реализации программ по борьбе с бедностью. Это показатели эффективности функционирования национальных экономических и личных потребностей. 

Основные функции и методы исследования экономической теории

Когнитивные функции

Когнитивная функция - всесторонне изучать экономические явления и их внутреннюю сущность, что позволяет выявить закономерности развития национальной экономики.

Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, что она опирается на факты, которые являются достоверными и типичными для изучаемой социально-экономической жизни. Твердую научную основу дают неопровержимые сведения о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельства, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т. д. Нобелевский лауреат Морис Аллай (Франция) заявил: «Послушание данных наблюдений является золотым правилом от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы ни была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то она не имеет научной ценности и должна быть отвергнута. 

Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной реальности и стремятся глубже понять экономические отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Также разрабатываются экономические модели (диаграммы, изображения или описания любого экономического процесса), которые показывают внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. В дальнейшем мы будем неоднократно знакомиться с такими моделями.

Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, вы сможете лучше прогнозировать перспективы экономической деятельности.

Методологическая функция

Методологическая (от греч. Прогноз - предвидение, прогноз) функция теории означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития в обозримом будущем. Те. Экономическая теория рассматривает общее (как экономические отношения, так и производительные силы) и является методологической основой для других наук, поскольку раскрывает общие экономические законы, которые являются исходной методологической предпосылкой для исследования в других науках. Эта функция необходима для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия запланированных действий и выбрать наиболее эффективные экономические решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем больше необходимо прогнозировать и планировать развитие экономики.

Практическая функция

Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновать экономическую политику государства, выявить принципы и методы рационального управления. Это позволяет определить, что должно быть нормальным для определенных условий хозяйственной деятельности предприятий и государства.

Успешное выполнение этих функций достигается благодаря творческому применению методов научных исследований. 

Методы экономических исследований

Этапы знания экономики

В экономических процессах можно найти два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них поверхностный, внешне видимый, второй внутренний, скрытый от внешнего наблюдения.

Рассмотрим заработную плату в качестве примера. Всем казалось бы очевидным, что имеется в виду сумма денег, которую работодатель дает работнику в качестве вознаграждения за его работу. Однако в этом понимании нельзя увидеть суть заработка. Непонятно, что определяет его стоимость, означает ли это полную оплату всей работы сотрудника?

Изучение внешне видимых экономических отношений естественно доступно каждому человеку. Поэтому с детства люди развивают повседневное экономическое мышление, основанное на непосредственном знании экономической жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективной природой, в которой проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным мировоззрением человека, часто основанным на фрагментарной и односторонней информации;

Экономическая теория стремится раскрыть сущность экономических явлений, стоящих за внешним явлением, - их внутреннее содержание, а также причинно-следственную зависимость одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) дал интересное сравнение: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже, чем менеджеры, инженеры, механики, одним словом, бизнесмены. Но экономисты знают, как разные вещи связаны. Экономика позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично думать о широком спектре сложных социальных отношений. "

Научные методы
Любая наука использует определенный набор методов исследования. Эти методы подразделяются на: универсальные (философские), которые охватывают все области знаний, например, метафизические и диалектические методы; общенаучно-исторический, логический, математический и др .; и конкретные - для каждой отрасли науки. - В экономической теории используются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода - метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления отдельно, в состоянии покоя и неизменности. Это необходимо в тех случаях, когда какая-то часть системы анализируется отдельно или выясняется внутренняя структура экономических отношений. Они также относятся, например, при классификации типов собственности, форм организации экономики, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

Экономическая теория более полно отражает реальность, когда принимает диалектику - учение о самых общих закономерностях формирования и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770-1831), создатель систематической теории диалектики, поставил центральное место в этой теории в противоречие. Он рассматривал последнее как единство взаимоисключающих и в то же время взаимно предполагающих противоположностей. Гегель оценивал противоречие как «мотор», как внутренний импульс для любого развития. Это, конечно, в полной мере относится к реальной экономической деятельности и экономической теории.

Примечательно, что профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус оценивают взгляды американских экономистов на макроэкономику (национальную экономику) следующим образом: «Макроэкономика: борьба противоположностей. Например, происходят столкновения. Некоторые экономисты предлагают повысить налоги с целью сокращения государственного дефицита, тогда как другие предлагают снизить налоги с целью стимулирования экономического роста. Некоторые хотят, чтобы роль государства в управлении экономикой была более значительной, в то время как другие считают, что было бы лучше, если бы государство оставалось нейтральным, если это возможно. И в этом случае понятно, почему Бернард Шоу сказал: «Экономисты никогда не достигнут соглашения, даже если они принадлежат к одной школе».

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и ошибочных решений, объединять, казалось бы, несовместимые аспекты явления в целостность. Поэтому в экономической деятельности существуют различные формы, которые позволяют найти компромисс (соглашение между разными сторонами, достигнутое путем уступок). В последующих главах мы узнаем, как объединить, скажем, такие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночные и государственные регуляторы экономики.

Общенаучные методы играют важную роль в изучении экономики. Среди них исторический метод, позволяющий выяснить, как возникают и развиваются экономические системы. Такой подход помогает наглядно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменное совершенно несостоятельны. Наоборот, экономические принципы и законы действуют по-разному в зависимости от фактора времени (в краткосрочной и долгосрочной перспективе).

Однако исторический подход к анализу экономической активности чреват существенными недостатками. Обилие описательного материала и частных исторических деталей может затруднить теоретическое изучение экономики. Таким образом, невозможно четко определить типичные особенности производственных систем. Логический метод помогает преодолеть эти недостатки.

Логический метод позволяет применять законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается правда изложенных суждений и выводов.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике. Люди не всегда замечают, что между экономическими процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней схемой развития экономических явлений). Если, скажем, по какой-то причине добыча нефти приостановлена, то это неизбежно повлечет за собой множество нежелательных последствий: перестанут работать нефтеперерабатывающие заводы, нефтехимические предприятия, не производится моторное топливо, теплоэлектростанции отключены и т. д.

Чтобы помочь экономическому развитию освободиться от природных сил или хотя бы уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится максимально полно и глубоко понять объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и совершенствования управления экономикой.

Учет качественных особенностей экономических систем дополняется изучением количественной стороны экономических процессов с использованием методов математики и статистики. В экономической теории широко используются специальные разделы этих наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

В то же время в течение прошлого столетия среди экономистов часто возникал чрезмерный энтузиазм по поводу математики. Это иногда приводило к отделению используемых алгебраических формул и графиков от динамики реальных экономических процессов. Лауреат Нобелевской премии по экономике английский ученый Фридрих фон Хайек удачно указал на огромное преимущество алгебраических методов, заключающееся в том, что с их помощью можно воссоздать сложную картину внутренней взаимосвязи различных явлений рыночная система. «Но это, однако, породило иллюзию, что эти методы пригодны для определения и прогнозирования численных значений этих величин, и это повлекло за собой бесполезный поиск количественных или числовых констант». Экономическая теория изучает небыстрые и случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов, поэтому она обращается к экономической статистике. Последний дает точное описание и измерение количественных процессов, характерных для массовых явлений экономической жизни в течение достаточно длительного периода - 10, 20 и более лет. Весь набор научных методов позволяет выполнить важную задачу - выявить элементы и особенности, общие для всех изучаемых систем, моделей развития, а также показать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире. 

Вывод:

В заключение, подводя итоги, необходимо обратить внимание на следующие моменты, а именно:

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи между механизмом функционирования рынка и наличием совершенной и несовершенной конкуренции на рынках и их соответствующих сегментах, степенью монополизации отдельных сфер экономики, форм и методов цены и неценовая конкуренция, пути и средства экономической реформы рыночных отношений. Следовательно, структурно-экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические модели формирования предпринимательского капитала и конкурентную среду. В центре ее анализа находятся цены на отдельные товары, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне исходной основой являются пропорции, определяющие пропорции социального уровня. Макроэкономика изучает функционирование национальной экономической системы на основе возникающих микропропорций. Объектом его изучения является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропорции как бы вырастают из микропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимозависимы в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономической стадии уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подлежат государственному регулированию через экономические стабилизаторы и регуляторы.

Следовательно, общеэкономическая теория выступает методологической основой целого комплекса экономических наук.

Таким образом, микроэкономика является частью экономики, которая изучает, во-первых, такие изолированные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Экономические проблемы можно изучать на разных уровнях: во-первых, на уровне отдельных экономических единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всей национальной экономики и ее компонентов с использованием агрегированных значений (например, , показатели общего спроса и совокупного предложения). Отрасль науки об экономике в целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе экономического механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. В нем рассматриваются размеры и структура валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом.

Не существует непреодолимой границы между микро- и макроанализом. Обе сферы человеческой деятельности - на уровне фирмы (отрасли) и в национальном масштабе - обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже с его определенной условностью, полезно с методологической точки зрения и отражает реальные различия. Интересы личности, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равны.

Экономическая теория как наука имеет дело с изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются в основном те стимулы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво влияют на поведение человека в экономической сфере его жизни. Каждый достойный человек отдает свои лучшие качества экономической деятельности, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных пристрастий, идеям долга и преданности высоким идеалам. Действительно, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают все свои силы этому делу, движимому благородным духом конкуренции, а не жаждой богатства как такового. Но при этом наиболее устойчивым стимулом к ​​ведению экономической деятельности является желание получать за нее плату, что является материальным вознаграждением за труд. Затем его можно потратить на корыстные или альтруистические, благородные или базовые цели, и здесь универсальность человеческой природы находит свое проявление.

Однако стимулом является определенная сумма денег. Именно это точное и точное денежное измерение наиболее устойчивых стимулов в экономической жизни сделало экономическую науку намного впереди всех других наук, изучающих человека. Но экономическая наука не может быть приравнена к точным естественным наукам, потому что она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой природы.