Экономическая роль государства

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема ограниченности ресурсов в экономике
Собственность как экономическая категория
Экономическая безопасность РФ и основные пути ее повышения
Критерии и типы классификации экономических систем


Введение:

Тема данной работы: «Экономическая роль государства: функции и методы». Экономическая роль государства включает систему нормативных мер законодательного, исполнительного и регулирующего характера, осуществляемых уполномоченными государственными органами и общественными организациями в целях стабилизации. и адаптировать существующую социально-экономическую систему к изменяющимся условиям. С развитием рыночной экономики возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на основе частной собственности. Существует потребность в значительных инвестициях, которые являются убыточными или убыточными с точки зрения частного капитала, но необходимы для продолжения воспроизводства в национальном масштабе; Отраслевые и общеэкономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, усиление конкуренции на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Долгое время шли споры не о необходимости государственного регулирования национальной экономики, а о ее масштабах, формах и интенсивности.

Все вышеперечисленное определяет актуальность проблемы дальнейшего государственного вмешательства в экономику и определило выбор темы работы.

Целью работы является комплексное исследование государственного регулирования экономики.

Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:

  1. рассмотреть теоретические основы государственного вмешательства в экономику страны;
  2. изучить финансовую политику, а также налоговую политику и систему налогообложения;

Предметом исследования являются особенности государственного регулирования экономики.

Конструктивно работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучаемой проблемы.

Во второй главе анализируется финансовая политика.

Методы исследования, используемые в работе: экономико-статистический, диалектический метод, системный анализ, метод научной абстракции.

Экономическая роль государства: функции и методы

Государственное регулирование является одной из основных форм участия государства в экономической жизни, заключающееся в его прямом или косвенном влиянии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Это неотъемлемый элемент системы экономического регулирования современной экономики наряду с рыночным и корпоративным регулированием.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено как минимум тремя причинами.

Во-первых, основной движущей силой рыночного механизма является конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизация экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентный принцип рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем и приводит к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монопольный капитал начинает сливаться с системой государственного управления для реализации своих экономических интересов. Поэтому задача подавления всемогущества монополий перерастает в общенациональную и даже человеческую задачу. Монополизации рынка должно противостоять законодательная и иная антимонопольная деятельность государства.

Антимонопольное законодательство направлено на поддержание структуры производства, которая позволила бы ему оставаться конкурентоспособным. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% определенного вида продукции. Существуют ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать любой сговор с целью искусственного поддержания цен, которые не соответствуют реальной взаимосвязи между спросом и предложением. 

Еще одним аспектом антимонопольной политики государства и поддержания эффективности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего, должно быть обеспечено право на собственность и экономическую независимость. Владелец, который не уверен в неприкосновенности своей собственности, будет бояться ее отчуждения и не сможет в полной мере использовать свой творческий и материальный потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производственные предприятия с длительным периодом окупаемости, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Общество не может обойтись без этих отраслей, и их результаты не могут быть оценены с точки зрения непосредственного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороны страны, обеспечение правопорядка, содержание инвалидов, организация образования, здравоохранения, создание и поддержание нормального функционирования общая экономическая структура (денежное обращение, таможенный контроль и т. д.).

В-третьих. Существуют причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

Первоначально влияние государства на экономику может быть представлено целенаправленной системой законодательных, исполнительных и регулирующих мер, осуществляемых соответствующими государственными органами с целью обеспечения наилучших результатов социально-экономического развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов или блоков экономической системы.

Наличие государственного вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования. 

Государство участвует в экономике практически повсеместно, становясь все более активным участником рыночных отношений. Он использует различные методы для регулирования экономической жизни.

Юридические методы

Они заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упростить отношения между участниками рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, тем самым поддерживая разнородную структуру производства.

Финансово-экономические методы

Это в первую очередь налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитной политикой понимается политика государства по управлению денежной массой и кредитами. Основную ответственность за его реализацию, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует банковскую процентную ставку. С его помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности предпринимателей для получения кредита для развития производства.

Государство также может помочь производителям, введя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный государственный налог на товары, приобретенные за рубежом. Он введен таким образом, что импортные товары стоят дороже, чем отечественные, и потребители выбирают последние. Таким образом, государство, с одной стороны, ограничивает импорт, а с другой стороны, защищает соответствующие отечественные отрасли, как, например, правительство России при защите отечественных автопроизводителей. В эту группу входят налоги, бюджет, государственные инвестиции и т. д.

Экономическое программирование

Он заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на определенный период. Но в отличие от командной экономики, где такие планы являются обязательными и реализуются с помощью заказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных производителей.

По тому, как государство влияет на интересы участников экономических отношений, все инструменты государственного вмешательства можно разделить на административные и экономические. Косвенные формы регулирования хозяйственной деятельности с участием государства через монетарные механизмы.

Общий перечень возможных направлений вмешательства государства в экономику может выглядеть достаточно подробным: разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики; создание и управление государственным сектором; перераспределение доходов; разработка и реализация программ экономического развития; борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий; контроль над ценами и заработной платой; регулирование учетной ставки; установление сроков, ставок и методов начисления амортизации; регулирование налогов; эмиссионная активность; стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний; защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии). 

Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, также играет фундаментальную роль в качестве регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это дает рыночной системе дополнительную стабильность, делает ее социально более безопасной и зачастую более эффективной.

Субъекты и объекты государственного механизма регулирования экономики

Государственное регулирование экономики направлено на всю систему народного хозяйства и поэтому носит системный характер. Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, которые образуют целостное единство. Указанная системная целостность регулирования заключается в поддержании определенных экономических отношений, соответствующих интересам общества.

Основными субъектами государственного регулирования экономики или государственной экономической политики являются совокупность носителей, официальных лиц и исполнителей экономических интересов. Носителями экономических интересов являются социально-профессиональные, демографические, территориальные группы населения, которые различаются по уровню и структуре своих интересов. Таким образом, экономические интересы молодых супружеских пар отличаются от интересов пенсионеров и т. д. Особенностью реализации интересов их перевозчиков является необходимость адекватных организационных и политических форм их выражения. 

Экспоненты экономических интересов - это профсоюзы, политические партии, союзы промышленников и предпринимателей, комитеты защиты потребителей, творческие союзы, религиозные организации и независимые организации граждан с различными интересами. Способ выражения интересов субъектов экономической жизни общества меняется вместе с трансформацией общественной жизни и зачастую противоречив из-за ее недоразвития, зависит от субъективных устремлений исполнителей интересов.

Развитие субъектов экономических интересов проявляется в многообразии форм их выступлений и исполнителей. Это происходит, в частности, на основе разделения функций исполнителей по интересам.

Исполнители экономических интересов в классической форме представлены тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной, которые действуют в соответствии с организационно-политической структурой государства. В Российской Федерации исполнители экономических интересов действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На всех уровнях функционирования правительства существуют также общественные и другие консультативные органы, например, общественные палаты при различных ветвях власти. На решения в области экономической политики косвенно влияют СМИ, экспертные советы, например, при определении уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги и другие субъекты социально-экономической жизни. Различные способы публичных действий, такие как веб-сайты и блоги, заявления, публикации, демонстрации, забастовки, обращения в суды, включая международные судебные организации, могут влиять на принятие решений по определенным интересам.

Объектами государственного регулирования экономики являются условия и явления экономической жизни общества в социально-экономических группах населения, на отдельных территориях, в отраслях и видах экономической деятельности. Экономические проблемы, возникающие в звеньях экономической системы и не решаемые автоматически рыночным механизмом, можно разделить на проблемы микроэкономики, то есть домашних хозяйств, и проблемы макроэкономики, то есть экономической системы в целом. Но между ними нет непроницаемой стены, например, фирма или домохозяйство не в состоянии взять кредит под высокую процентную ставку, а в масштабе национальной экономики из-за этих неприемлемых условий формируется город. предприятие останавливается со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде безработицы, падения уровня жизни, ухудшения социальной и криминальной обстановки и т. д.

Основные цели государственного регулирования экономики

Основной целью экономического регулирования является экономическая и социальная стабильность, благосостояние общества. От этой цели распространяется «дерево» частных целей, без которого общая цель не может быть достигнута.

Важными целями государственного регулирования экономики следует считать следующие:

  • трансформация структуры народного хозяйства и выход на «новые технологические рубежи»;
  • преодоление экономических, социальных и региональных дисбалансов, которые определяют новые траектории развития;
  • приведение имущественного неравенства к границам различий в эффективности производства отраслей, территорий, профессий;
  • создание благоприятной атмосферы для инвестиционного процесса как условия экономического роста;
  • достижение естественного уровня безработицы;
  • повышение роли среднего и малого бизнеса в экономическом развитии и укрепление существующей системы;
  • формирование человеческого потенциала;
  • решение проблем демографического характера путем удовлетворения потребностей в жилье;
  • создание условий для экономически безопасного проживания населения.

Основные методы государственного вмешательства в экономику

Существует две основные формы государственного вмешательства в экономику:

  1. прямое вмешательство с помощью административных средств, которые основаны на власти государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения;
  2. косвенное вмешательство посредством различных мер экономической политики и ее приоритетов.

Методы прямого регулирования основаны на властно-контрольных отношениях и сводятся к административному влиянию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынуждены принимать решения не на основе самостоятельного экономического выбора, а на основании указаний государства. Среди методов прямого государственного регулирования преобладают различные формы безотзывного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в форме субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные сектора также являются формой прямого регулирования. Концепция государственного предпринимательства связана с государственными инвестициями. Они говорят о государственном предпринимательстве, когда имеют в виду создание и эксплуатацию государственных производственных предприятий в определенной отрасли. Обычно государственные предприятия возникают в капиталоемких и низкоприбыльных отраслях, таких как угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание дорог и т. д., в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, накопление и производство человеческого капитала. и научные исследования. Государственное предпринимательство развивается в тех сферах, где функционирование любой негосударственной формы собственности может привести к негативным последствиям. Таким образом, государство реализует программы поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые развивались бы медленнее без прямого участия государства в виде государственных субсидий. Постоянным объектом субсидий во многих государствах является аграрное производство, добыча полезных ископаемых и т. д. Реализация мер прямого регулирования имеет свои плюсы и минусы - высокую степень эффективности благодаря быстрому достижению экономического результата, с одной стороны, и создание вмешательства в работу рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство устанавливает такие условия, чтобы при принятии экономических решений самостоятельно экономические субъекты стремились к вариантам, которые соответствуют экономическим целям государства.

Исходя из организационных и институциональных характеристик регуляторов, используемых государством, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного влияния на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру, создать разумные правовые условия для функционирования частного сектора - домашних хозяйств и предприятий. Правовое регулирование экономики заключается в установлении государством правил экономического поведения для производственных фирм и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения деловых договоров, порядок регистрации и деятельности фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на запретительные меры, для Например, меры по запрещению производства и торговли оружием, наркотиками, медикаментами и т. д., разрешительные меры, например, лицензия, дающая право на производство, торговлю любым продуктом или на осуществление любого вида деятельности, принудительные меры, это уплата налогов, установка очистных сооружений и т. д. Административные меры не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для частного сектора и основаны на силе государственной власти. Административные меры могут быть использованы для государственного контроля над ценами, доходами, учетными ставками, курсами валют. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой применяются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются защитой окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях - во время войны сложная ситуация в экономике. 

Инструменты и средства обеспечения регулирования экономики

Экономические инструменты государственного регулирования включают в себя комплекс мер, влияющих на характер рыночных отношений, рыночный процесс в целом. Это достигается путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. д. Для достижения этих целей они используют фискальную политику, монетарную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование является высшей формой государственного регулирования экономики и отражает косвенную версию влияния государства.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Фискальная и денежно-кредитная политика государства, направленная на то, чтобы помочь рыночному механизму справиться с его негативными последствиями, является антициклической, поскольку обострение социально-экономических проблем происходит циклически, в зависимости от того, находится ли экономика в фазах восстановления или кризиса, и цикл является формой движения рынка. экономика.

Наряду с такой политикой в ​​развитых странах начали формироваться новые формы долгосрочного регулирования. Их называют структурной политикой или политикой экономического роста. Долгосрочная экономическая политика основана на координации разнонаправленных действий государства в различных сферах экономики. Эта координация формализована в форме среднесрочных и долгосрочных планов и программ общего экономического развития, дополненных системой финансовых и кредитных стимулов.

Самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики и одновременно его объектом является государственный сектор в экономике.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование, охватывающее множество целей и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основными экономическими инструментами являются:

  1. регулирование учетной ставки, дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком;
  2. установление и изменение размера минимальных резервов, которые финансовые учреждения страны должны хранить в центральном банке;
  3. операции государственных органов на рынке ценных бумаг, такие как выпуск государственных облигаций, их торговля и выкуп.

С помощью этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке, рынке ссудного капитала, в нужном направлении.

Понятие правового регулирования экономики

Правовое государственное регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, установленных ими. Это предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, действующая в виде требований - обязанностей и разрешений - прав. Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений включает в себя такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, юридическая ответственность, правосознание и т. д. При этом субъекты права так или иначе реагируют на требования и разрешения государства воля. Их положительная реакция формирует законное поведение, которое согласуется с установленным правопорядком. Поведение, которое отклоняется от юридически обязательных предписаний, является оскорблением.

Правовое регулирование экономики заключается в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, таких как биржи, банки, акционерные общества, предпринимательство и коммерция, защита прав покупателей и интересов общества, равенство рынка субъекты, посредничество между предпринимателями и работниками, борьба с теневой экономикой и т. д. в системе таких норм «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика» имеют первостепенное значение.

Антимонопольное законодательство впервые было введено в Соединенных Штатах в форме знаменитых «антимонопольных законов», которые впоследствии были приняты всеми развитыми странами рынка. Для отечественной экономики с ее беспрецедентным уровнем монополизации производства и обращения антимонопольное регулирование становится основным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает в себя административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

  • строгий контроль над ценами монопольных предприятий,
  • распад сверхбольших управленческих, производственных и коммерческих структур,
  • поддержка конкуренции, в том числе путем контролируемого допуска на внутренний рынок иностранных производителей,
  • поощрение диверсификации,
  • антимонопольная экспертиза принятых законов.

Монополия является одной из неотъемлемых тенденций рыночной экономики. Кроме того, формы монопольного статуса могут меняться, приспосабливаясь к специфике конкретных областей. Таким образом, антимонопольное право является постоянным направлением государственного регулирования рыночной экономики.

Дефляционная политика или стабилизация уровня цен в государстве также актуальны, поскольку инфляционные процессы, которые ее деформируют, присущи современной рыночной экономике.

В строго экономическом смысле инфляция - это рост цен в результате опережающего объема фактического спроса по сравнению с стоимостным объемом предложения.

Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

  • или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует строгого ограничения роста денежных доходов населения,
  • или переход к «равновесным» или рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
  • или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской деятельности.

Драма антиинфляционной политики состоит в том, что первые два средства, которые обещают наибольший эффект, социально чрезвычайно болезненны, а третий неэффективен в ситуации «бегства от денег», подталкивая предпринимателей к повышению цен. Роль государства в регулировании рыночной экономики. 

Таким образом, правовое государственное регулирование является формой государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и разрешениями, содержащимися в нормах права.

Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются, прежде всего, нормы Конституции Российской Федерации: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (статья 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (статья 34) и др. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году всенародным голосованием.

Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Эта концепция охватывает единство рынка, установление правовой основы которого находится в ведении Российской Федерации. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на всей территории России и предотвращение действий, направленных на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но и свободное перемещение рабочей силы.

Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочей силы требуют регулирования.

Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной, индивидуальной и коллективной и общественной, то есть государственной или федеральной и принадлежащей субъектам Российской Федерации и муниципальной. Признание и защита других форм собственности также не исключаются; Итак, в настоящее время церковная собственность явно растет. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать другим общественным организациям, акционерным обществам и т. д.

Важной, не всегда учитываемой, особенностью конституционного перечня форм собственности является размещение частной собственности на первом месте.

Государство осуществляет контроль посредством государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральный закон устанавливает перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в порядке, установленном законодательством. Согласно статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается. Основным законодательным актом, регулирующим эти отношения, является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Сфера, в которой традиционно присутствует государственное регулирование, - это регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Основным актом в этой области является Федеральный закон "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей производства, а товары, произведенные субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другие товары, и, следовательно, спрос на этот товар на рынке товаров, производимых субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменений цены этого товара, чем спрос на другие товары. 

Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Таким образом, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» допускает государственную монополию на вывоз и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Защита прав потребителей - эта область оборота имущества, где присутствует государственное регулирование, особенно важна, можно сказать, значима для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.

Действующее законодательство устанавливает особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающий удовлетворение государственных потребностей. Валютное регулирование, сфера внешней торговли является традиционной областью, в которой элементы публичного права являются сильными. 

В соответствии с пунктом «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации установление основ ценовой политики отнесено к компетенции Российской Федерации. В России есть отрасли экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким областям традиционно относятся электрическая и тепловая энергетика. Конституция РФ, принятая в 1993 году всенародным голосованием.

Вопросы, связанные с патентным правом, регулируются Законом о патентах Российской Федерации.

Ряд сфер народного хозяйства, ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности, подлежат государственному регулированию.

Таким образом, административно-правовое и институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой области, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, в дальнейшем укрепление единства экономического пространства и верховенства закона.

Финансовая политика в регулировании экономики

Совокупность государственных мер по использованию финансовых отношений для осуществления государственного регулирования экономики представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики довольно сложное, так как охватывает широкий спектр видов деятельности:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, основных задач;
  2. Создание адекватного финансового механизма;
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других хозяйствующих субъектов.

Важным компонентом финансовой политики является создание финансового механизма, посредством которого осуществляется вся государственная деятельность в сфере финансов.

Финансовый механизм - это система форм, видов и методов организации финансовых отношений, установленных государством. Это реформы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и стандартов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансовых предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных задач, поэтому финансовый механизм чувствителен ко всем особенностям нынешней ситуации в экономике и социальной сфере страны.

Финансовая политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Он определяет основные направления развития народного хозяйства, определяет общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывает механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочные и среднесрочные перспективы использования финансов и обеспечивают решение основных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. налог на экономику государстваНесмотря на все особенности формирования финансовой политики, существует две целевые области ее реализации: фискальная и нормативная.

Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с уравновешиванием доходов и расходов государства. Оптимальным в этом случае является ситуация, в которой все государственные расходы покрываются его текущим обязательным доходом. Этот баланс очень трудно достичь, так как потребности в расходах более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать способы снижения издержек или увеличения доходов. Оба направления сложны с точки зрения их практической реализации.

Помимо фискальных целей финансовая политика предполагает регулирование экономических процессов. У государства есть определенные инструменты, которые влияют на интересы субъектов хозяйствования, это налоги, государственные займы, бюджетные ассигнования, различные нормы и стандарты, с которыми регулируются финансовые отношения.

В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и ограничительный. Механизм стимулирования направлен на увеличение финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов за счет сокращения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Механизм ограничения, напротив, связан с сокращением денежных средств в экономике, что достигается за счет увеличения налогового бремени и сокращения бюджетного финансирования с целью сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Налоги, виды налогов и их функции

Важнейшей частью доходов государственного бюджета являются налоги.

Налогами являются обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги имеют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные средства, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего путем перераспределения национального дохода. Обе функции действуют в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязательства налогоплательщиков перед государством, а экономическая функция показывает обязательства государства перед налогоплательщиками.

Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными. 

Прямые налоги - зависят от суммы дохода и размера имущества. Чем выше доход, тем выше сумма прямого налога. Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на определенные виды доходов или имущества, например, на землю, дом, предприятие, которые взимаются не в зависимости от фактического дохода, а на основе внешних характеристик, таких как площадь земельного участка, количество работников, количество квартир в доме и т. д. Реальные налоги сохраняются в основном в местной налоговой системе. Личные налоги включают подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с предприятий, налог на имущество, налог на наследство и дарение. Личное налогообложение основано на сумме дохода.
Косвенные налоги - это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в качестве надбавки к ценам. Косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налоги налоговой монополии. Акцизы - это налоги, взимаемые внутри страны путем включения их в цены на товары народного потребления. Ввоз и вывоз товаров облагается таможенными пошлинами. Налоги на фискальную монополию облагаются потребительскими товарами, производство и реализация которых является государственной монополией. Основным косвенным налогом в настоящее время является налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения при исчислении НДС является добавленная стоимость, которая формируется путем исключения стоимости потребленного сырья, материалов, полуфабрикатов из объема продукции. Добавленная стоимость включает заработную плату, прибыль, проценты по кредитам, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т. д. Сумма НДС, уплачиваемая в бюджет, определяется как разница между суммой налога, полученного от покупателей за проданные ими товары, и суммой налога, уплачиваемого поставщиками за издержки производства и распределения. На практике НДС аналогичен налогу на добавленную стоимость, и бремя его уплаты в конечном итоге ложится на потребителя.

Ставка налога на добавленную стоимость.

Государственные налоги - налоги, взимаемые правительством штата на основании государственных законодательных актов и направляемые в государственный бюджет.

Местные налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, которые поступают в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципалитетов).

По характеру их использования налоги делятся на общие и специальные.

Общие налоги - идут в единую государственную казну (субъект федерации), обезличиваются, используются в национальных целях.

Специальные налоги и сборы - имеют строго определенную цель и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, накапливаемые или не накапливаемые в бюджете. 

Понятие налоговой политики

Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Это система мер государства в области налогов и является неотъемлемой частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики определяются социально-экономической структурой общества, социальными группами власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, а также международными обязательствами в области государственных финансов.

Методы налоговой политики во многом определяются принципами ее построения.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования экономики страны в целом, сглаживанию неравенства в уровнях доходов населения, возникающего в процессе рыночных отношений.

Весь комплекс задач налоговой политики условно можно разделить на три основные группы:

  • фискальный - мобилизация средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций;
  • экономические или нормативные, - направленные на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических отношений, содействие решению социальных проблем;
  • контроллинг - контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Условно существует три возможных типа налоговой политики для регулирования экономики:

  1. высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налоговой нагрузки. При выборе этого пути неизбежно возникнет ситуация, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается увеличением поступлений в бюджеты разных уровней.
  2. низкая налоговая нагрузка. При этом государство учитывает не только свои фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует быстрому развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку она обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты была значительно снижена, но государственные социальные программы были значительно сокращены, поскольку доходы бюджета сокращаются.
  3. налоговая политика с достаточно значительным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, которая компенсируется гражданами страны высоким уровнем социальной защиты, наличием множества государственных социальных гарантий и программ.

Принципы построения налоговых систем в теории налогов интерпретируются с разных позиций. Например, в Российской Федерации пока что только фундаментальные (классические) принципы налогообложения получили общее признание.

На практике налоговая политика реализуется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогами. Государство придает этому механизму юридическую форму через налоговое законодательство.

Функции налоговой системы для регулирования экономики Эффективность налоговой системы

Средства для оплаты государственных расходов - это, прежде всего, налоги. Поскольку услуги государства, которые, конечно, не могут предоставляться бесплатно, используются всеми членами общества, государство взимает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги являются основным инструментом перераспределения доходов между членами общества и направлены на снижение неравенства доходов.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения, который должен платить налог; б) объект налогообложения, который облагается налогом; в) налоговые ставки, процент, по которому рассчитывается сумма налога. Сумма, по которой уплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Принципы справедливости и эффективности лежат в основе современной налоговой системы. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне, то есть на уровне производителя. Равенство должно быть вертикальным, что означает, что люди с разными доходами должны платить разные налоги, и горизонтальным, что означает, что люди с одинаковым доходом должны платить равные налоги. Налоговая система в целом и каждый отдельный налог имеют ряд функций. Функции налоговой системы вытекают из целевых функций налогов; Наиболее признанными являются следующие функции налоговой системы: фискальная, макроэкономическая, то есть регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная. 

Фискальная функция заключается в обеспечении доходов системы государственного бюджета и находится под особым контролем и влиянием государства, находящимся в центре его финансовой политики. Преимущественная заинтересованность государства в реализации бюджетной функции проявляется в стремлении максимизировать налоговые источники, что может привести к преувеличению фискальной функции перед другими задачами налоговой системы и налоговой политики.

Макроэкономическая функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов, регулирующих макроэкономические процессы, совокупный спрос и предложение и темпы роста занятости. В условиях России налоговая система зарекомендовала себя как фактор, ограничивающий спрос, особенно инвестиционный. Углубление спада производства, формирование безработицы и неполная занятость рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентами, динамикой цен на акции и т. д. Налоги являются важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Функция распределения налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов многогранна. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизованных государством и изъятых из процесса воспроизводства, влечет за собой возможность их использования в непроизводственных целях. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы бюджета очень значительна из-за обязательств, которые Советское государство несло перед населением и которые «унаследовали» Российскую Федерацию. Многие социальные расходы, финансируемые из частных фондов в западных странах, финансируются государством за счет налогов в России, например, бесплатное образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное страхование и т. д.

Социальная функция налогов также проявляется непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, который включен во внутренний механизм налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и т. д. 

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из наиболее важных, но она является наиболее «сложной для настройки». Его также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку он непосредственно затрагивает и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через конкретные формы и элементы налогового механизма, систему льгот и стимулов, запретительные или ограничительные ставки и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений между государством и предприятиями, реализацию и эффективность власти государственной власти. Без функции контроля другие налоговые функции неосуществимы или существенно подорваны.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

В России в 1997 году 83% государственных доходов составляли налоги. В 2011 году доходы государства составили 2125,7182 млрд рублей. Доля налогов составила 81%. Структура государственных доходов в федеральном бюджете выглядит так, как показано на диаграмме.

Эффективность налоговой системы является довольно сложным понятием, относящимся к группе показателей и характеристик, которые не поддаются количественной оценке. Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции.

Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной только в том случае, если она соответствует следующим общим (базовым) требованиям:

  • обеспечивает поступление налогов в бюджет в размерах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и социально-политических функций;
  • предоставляет финансовые условия для возобновления процессов воспроизводства на расширенной основе, например, средства, оставшиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для поддержания и развития производства в реальном секторе экономики;
  • способствует решению важнейших общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства как приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

Эффективность в узком смысле - это оптимальные внутрисистемные характеристики, которые указывают на наличие высокого потенциала для налогов для выполнения своих функций.

Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, которые предопределяют эффективность или неэффективность налоговой системы, являются:

  • общий уровень налогообложения;
  • роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;
  • соотношение прямых и косвенных налогов; налоги с физических и юридических лиц;
  • стабильность налогового законодательства;
  • дифференциация налоговых ставок и их обоснованность;
  • система льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;
  • характер системы санкций;
  • уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;
  • наличие лазеек для уклонения от уплаты налогов;
  • уровень качества налогового законодательства и др.

Приведенный выше перечень количественных и качественных характеристик налоговой системы показывает, что ее эффективность определяется, прежде всего, внутрисистемным состоянием.

Таким образом, налоги являются не только основным источником государственных доходов, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Государство формирует налоговую систему исходя из своих интересов. Во-первых, решаются задачи бюджетного характера и формирования бюджетных, внебюджетных финансовых фондов специального, целевого назначения. Во-вторых, через налоговую систему государство влияет на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций, субсидий и социальной ориентации; система налогов используется государством как инструмент регулирования, инструмент управления экономикой, как важная часть экономического механизма.

Вывод:

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод.

Государство, являясь наиболее важным экономическим субъектом рыночных отношений, также играет фундаментальную роль в качестве регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это дает рыночной системе дополнительную стабильность, делает ее социально более безопасной и зачастую более эффективной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Вообще, трудно переоценить роль государства в экономике. Он создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, удовлетворяет потребности общества в общественных благах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Основная задача государства - сохранить «золотую середину» в сфере влияния на экономику.