Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рациональное поведение Принцип максимизации 
Переходная экономика и ее модели  
Модели олигополии и их проявление в экономике россии  
Сущность отношений собственности, ее черты и роль в экономической системе  


Введение:

Фондовый рынок является относительно новой системой перераспределения валютных накоплений в экономике для России, поэтому государственное регулирование фондового рынка особенно необходимо на этом начальном этапе его развития, поскольку только продуманно продуманно Созданная государством законодательная база и строгий контроль за ее реализацией могут «запустить» этот рынок в его цивилизованном виде. 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в будущем должно стать гарантией надежной и прибыльной части рынка для отечественных и иностранных инвесторов, а также ограничить спекулятивные тенденции его развития и направить его на поддержку национальной экономики страны.

Для достижения этих целей органы государственного регулирования используют как правовые, так и экономические методы воздействия на рынок ценных бумаг, включая передачу части контрольных полномочий саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. 

Целью данной работы является детальное изучение российского рынка ценных бумаг, выявление проблем.

Поставленная цель обусловлена ​​решением следующих задач: 

  • Характеристика структуры регулирования рынка ценных бумаг; 
  • Анализ роли Федеральной службы по финансовым рынкам как основного регулятора рынка ценных бумаг; 
  • Исследование основных проблем регулирования рынка ценных бумаг;
  • Определение мер регулирования, направленных на защиту законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке. 

Ценные бумаги 

Виды ценных бумаг 

Ценная бумага всегда действует как символ денежного капитала или других материальных ценностей. Поэтому его часто называют стоимостью акций. В то же время ценная бумага всегда была определенным фондовым инструментом, с помощью которого можно получить доступ к реальным ценностям или обеспечить передачу этих ценностей от одного субъекта к другому. На данный момент одним из направлений вложения капитала с целью получения дохода или проведения расчетов являются ценные бумаги. Таким образом, необходимо определить безопасность.

В соответствии с 142 главой 7 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий в соответствии с установленной формой и обязательными реквизитами права собственности, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. № 39-Федеральный закон. 

Безопасность появляется только в результате проблемы. Выпуск ценных бумаг - это порядок размещения эмитентом эмиссионных ценных бумаг.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» регулирует отношения, возникающие в связи с выпуском и обращением эмиссионных ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также специфики создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В зависимости от того, кто выпускает ценные бумаги, их можно классифицировать как банковские ценные бумаги, государственные или корпоративные ценные бумаги. Выпуск ценных бумаг не может быть продан физическим лицам, но они могут быть держателями. 

Эмитентом является юридическое лицо или органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, которые от своего имени несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению переданных им прав.

Владелец - лицо, которому принадлежат ценные бумаги на основании права собственности или других имущественных прав. 

А в статье 143 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены основные виды ценных бумаг. Основные ценные бумаги включают в себя: 

  • государственные облигации; 
  • Облигации; 
  • Счета; 
  • Чеки, 
  • депозитные сертификаты и сберегательные сертификаты 
  • Банковские книжки на предъявителя; 
  • Коносамент; 
  • Акции; 
  • Приватизация ценных бумаг и др. Документы. 

Большинство видов ценных бумаг (документарные), как правило, оформляются на стандартных бланках строгой отчетности и должны содержать обязательные реквизиты, установленные соответствующими законами, в том числе такие как:

  1. Наименование ценной бумаги; 
  2. Дата регистрации обеспечения (внесение средств); 
  3. Полное наименование и место нахождения юридического лица - эмитента; 
  4. Номинальная стоимость ценной бумаги; 
  5. Имя владельца (владельца), только для зарегистрированной ценной бумаги; 
  6. Срок оплаты (востребования) суммы; 
  7. Вид доходности ценной бумаги - процент, который показывает процентную ставку и сумму причитающегося процента; скидка; беспроцентный. 

Ценные бумаги имеют подразделения: 

  1. Зарегистрированные эмиссионные ценные бумаги, которые несут информацию о владельцах, которые в свою очередь должны быть доступны эмитенту в виде реестра владельцев ценных бумаг, передача прав на которые и осуществление прав закреплены По ним требуется обязательная идентификация владельца.
  2. Ценные бумаги на предъявителя, передача прав на которые и осуществление предоставленных ими прав не требуют идентификации владельца. 

Краткая информация о каждом типе безопасности.

Облигация - это обеспечение, которое является долговым обязательством, выпущенным государством или предприятием при определенных условиях, когда они выдают внутренний заем и дают своему владельцу доход в виде фиксированного процента от его номинальной стоимости. В зависимости от лица, выпустившего ценные бумаги, облигации могут быть следующих типов: 

  • именные или на предъявителя, в свободном обращении или с ограниченным кругом обращения, 
  • с обеспечением или без обеспечения (залог или иное), 
  • с разовым сроком погашения или с погашением по сериям в определенное время, 
  • с фиксированной или плавающей ставкой купона, 
  • обычные или конвертируемые.

Вексель - это гарантия, которая свидетельствует об одностороннем обязательстве абсолютного денежного долга банка выплатить при наступлении срока погашения определенную сумму денег держателю векселя. Банковский счет по своему принципу носит депозитарный характер и выдается банком-эмитентом на основании того, что клиент внес определенную сумму в банк. Юридическое значение термина «вексель» закреплено в части 2 статьи 815 Гражданского кодекса Российской Федерации. Коммерческие банки выпускают векселя следующих типов: 

  • Векселя, которые представляют собой одностороннее, безусловное обязательство банка выплатить указанную сумму в векселе в указанное время; 
  • Векселя, согласно которым плательщиками указываются третьи лица - должники или поручители банка.

Банковский счет может быть зарегистрирован или выписан на предъявителя и оформлен в национальной или иностранной валюте. Векселя, выпущенные банками, также различаются по своей доходности: процентные, дисконтные и беспроцентные. 

Счет используется как: 

  • платежный инструмент; 
  • обеспечение и средства оплаты за кредитование. 

Взаимоотношения сторон векселя регулируются Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О векселях и векселях».

Чек - это ценная бумага, содержащая конкретный приказ кассира в банк произвести оплату суммы, указанной в чеке, держателю чека. Определение чека изложено в статье 877 Гражданского кодекса Российской Федерации и главе 7 Регламента Центрального банка № 2-П от 12.04.2001. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». 

Чеки бывают следующих типов: 

  • Зарегистрированный, 
  • Заказ на предъявителя. 

Чекер - это юридическое лицо, имеющее средства в банке, которым он вправе распоряжаться способом выдачи чеков, а держателем чека является юридическое лицо, в пользу которого чек выдан. Плательщиком чека может быть только банк, в котором у кассира есть средства, которыми он имеет право распоряжаться путем выписывания чеков.

Выдача чеков осуществляется на основе соглашения о чеке между кассиром и плательщиком, в соответствии с которым банк плательщика обязуется оплатить чеки, если на счету кассира имеются средства. 

Сберегательный (депозитный) сертификат - это гарантия, которая свидетельствует о размере депозита, внесенного банку, и правах вкладчика (держателя сертификата) на получение, по истечении определенного периода времени, суммы вклада и указанных процентов в сертификате в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. Рынок ценных бумаг. 

Депозитные сертификаты бывают следующих типов: 

  • зарегистрированный 
  • предъявитель. 

Депозитный сертификат используется как:

  • Специальный вид депозита с определенной процентной ставкой, которая устанавливается при выдаче ценной бумаги. Проценты по сберегательному сертификату выплачиваются одновременно с выкупом сертификата при предъявлении. Он может быть подарен или передан другому человеку. Сберегательный сертификат, выданный на предъявителя, передается другому лицу простой доставкой, а личный сертификат передается простым присвоением (уступкой требования). 
  • Сертификаты могут быть унаследованы. 
  • Может использоваться как залог для кредитования. 
  • Используется для хранения средств при поездках.

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» депозиты, удостоверенные сберегательными сертификатами, не участвуют в системе страхования банковских вкладов. 

Сберегательная книжка на предъявителя - это ценная бумага, удостоверяющая вложение суммы денег в банковское учреждение и право ее владельца на получение этой суммы в соответствии с условиями вклада. Сберегательная книжка на предъявителя выдается в случаях, когда это предусмотрено договором банковского вклада. Только граждане являются владельцами этой безопасности. Порядок выдачи и обращения сберегательной книжки на предъявителя закреплен в статье 843 Гражданского кодекса Российской Федерации и главе 6 Закона о банках и банковской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Гражданского кодекса Российской Федерации передача прав на предъявителя на предъявителя осуществляется путем простой передачи обеспечения этому лицу. 

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» вклады, оформленные с использованием сберегательной книжки на предъявителя, не участвуют в системе страхования вкладов банков. 

Стоит отметить, что операции по размещению средств определенного размера на депозитах с регистрацией сберегательной книжки на предъявителя подлежат обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом № 115 от 07.08.2001. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Коносамент - это транспортный документ, являющийся ценным документом, который содержит условия договора морской перевозки и содержит право собственности на указанные в нем грузы. Коносамент является документом, и владелец получает право распоряжаться товаром.

Этот документ выдается перевозчиком отправителю после получения товара и подтверждает факт заключения договора. Коносамент выдается на любой груз, независимо от того, как осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия. Согласно коносаменту, доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 года, если не применяется какой-либо другой государственный закон. 

Типы коносаментов:

  • Линейный коносамент - это документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора на перевозку груза. Линейный коносамент определяет отношения между перевозчиком и третьей стороной - добросовестным держателем коносамента. Коносамент представляет собой квитанцию, выданную перевозчиком отправителю в подтверждение принятия товара к перевозке морским транспортом, а также правоустанавливающий документ. В этом случае договор купли-продажи товаров, а также другие операции, связанные с товарами, осуществляются посредством коносамента без физической передачи самих товаров.
  • Чартерный коносамент - это документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер - это чартерное соглашение, то есть соглашение о найме судна для рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для исполнения договора морской перевозки, поскольку в этом случае заключается отдельный договор на чартер судна. Чартерный коносамент определяет отношения между перевозчиком и третьей стороной - добросовестным держателем коносамента. Коносамент представляет собой квитанцию, выданную перевозчиком отправителю в подтверждение принятия товара к перевозке морским транспортом, а также правоустанавливающий документ. В этом случае договор купли-продажи товаров, а также другие операции, связанные с товарами, осуществляются посредством коносамента без физической передачи самих товаров. 
  • Береговой коносамент - документ, который выдается в подтверждение получения груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме груза на судно, для которого выдан прибрежный коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно, указывается дата погрузки и другие отметки. Иногда при приеме груза на борт судна коносамент на побережье заменяется бортовым коносаментом. 
  • Бортовой коносамент - это документ, который выдается при погрузке товара на судно. Коносамент в качестве обеспечения должен содержать определенные обязательные реквизиты и информацию о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций документа о праве собственности, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выдается в нескольких экземплярах, один из которых передается отправителю. Когда товар выпущен на одной из копий коносамента, все остальные копии становятся недействительными. Грузополучатель указывается в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого коносаменты различаются по: номинальной коносаментом является ценная бумага, в которой указывается имя конкретного получателя.
  • Заказной коносамент - это безопасность, для которой груз выдается либо по поручению отправителя или получателя, либо по поручению банка. Заказ на коносамент является наиболее распространенным в практике доставки. 
  • Коносамент на предъявителя - документ, подтверждающий, что он выдан на предъявителя, то есть он не содержит каких-либо конкретных данных, касающихся лица, имеющего право на получение товара, и, следовательно, товары в порту назначения должны быть переданы любому лицу, представляющему их. 

Акция представляет собой ценную бумагу, выпущенную акционерным обществом и гарантирующую права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Сегодня акции крупнейших российских компаний и банков являются, пожалуй, одним из самых прибыльных активов, которые могут быть доступны частному инвестору. 

Все акции, выпущенные любым акционерным обществом, зарегистрированы. Таким образом, акции делятся на две группы: 

  • обыкновенные акции. Владельцы обыкновенных акций акционерного общества могут в соответствии с Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а также в случае ликвидации предприятия право на получение части его имущества, 
  • привилегированные акции (одного или нескольких типов). Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Привилегированные акции компании одного типа дают право акционерам - их владельцы имеют одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов уставного капитала общества. 

Размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа, должны быть определены в уставе общества. Дивиденды и ликвидационная стоимость определяются как фиксированная сумма или в процентах от номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям также считаются определенными, если в уставе общества установлен порядок их определения.

Владельцы привилегированных акций, по которым размер дивидендов не определен, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций. Виды и порядок выпуска акций, порядок создания и деятельности акционерных обществ, защита прав и интересов акционеров предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации "О Акционерные общества »от 26-12-1995 № 208-ФЗ (с изменениями). 

Понятие и задачи регулирования рынка ценных бумаг 

Регулирование рынка ценных бумаг (далее - р. ЦБ) - упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных компанией на эти действия. 

Регламент РКБ охватывает всех его участников: 

  •  Эмитентов; 
  •  Инвесторы; 
  •  Профессиональные биржевые посредники; 
  •  Рыночная инфраструктура организации. 

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. 

Внешнее регулирование - это подчинение деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций и международным соглашениям.

Внутреннее регулирование - это подчинение деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. 

Регламент РКБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: 

  • Эмиссия; 
  • Посредник; 
  • Инвестиции; 
  • Спекулятивный; 
  • Обеспечение; 
  • Доверие.

Регулирование РЦБ осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение регулирующих функций.

С этих позиций выделяются: 

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит осуществление определенных регуляторных функций;
  • регулирование профессиональными участниками pcb или саморегулирование рынка; этот процесс в настоящее время развивается двумя путями. С одной стороны, государство может делегировать часть своих функций регулирования рынка уполномоченным или избранным организациям профессиональных участников. С другой стороны, последние могут сами согласиться с тем, что созданная ими организация получает определенные права регулирования в отношении всех членов. этой организации; 
  • общественное регулирование или регулирование через общественное мнение; В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на некоторые действия на рынке ценных бумаг является основной причиной, по которой начинаются определенные регулирующие действия со стороны государства или профессионалов рынка. 

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; 
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; 
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования ценных бумаг на основе спроса и предложения; 
  • создание эффективного рынка, где всегда есть стимулы для предпринимательской деятельности, и в котором каждый риск адекватно вознагражден;
  • в некоторых случаях создание новых рынков, поддержка рынков и рыночных структур, необходимых обществу, рыночные инициативы и инновации; 
  • воздействие на рынок с целью достижения некоторых общественных целей (например, для увеличения темпов экономического роста, сокращения безработицы). 

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: 

  • создание нормативной базы для функционирования рынка, то есть разработку законов, положений, инструкций, правил, методологических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепринятый и уважаемая основа;
  • подбор профессиональных участников рынка; Современный pcb, как, пожалуй, любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не каждый человек или организация могут занять место такого посредника. Для этого необходимо выполнить определенные требования к знаниям, опыту и капиталу, которые установлены уполномоченными регулирующими организациями или органами; 
  • контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль осуществляется соответствующими контрольными органами; 
  • система санкций за отклонения от норм и правил, установленных на рынке. Такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.

Принципы регулирования рынка ценных бумаг 

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг 

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг в значительной степени зависят от политических и экономических условий, существующих в стране, но в то же время они должны отражать время историческая практика мирового рынка ценных бумаг. 

Основные принципы:

  • Разделение подходов к регулированию отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка, с другой. Первая ссылка регулирует отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, обязанным по ней; во-вторых, отношения, в которых сделки заключаются и совершаются между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
  • Отделение так называемых инвестиционных ценных бумаг от всех видов ценных бумаг, то есть тех, которые выпускаются серийно, последовательно (траншами) и могут быть быстро распределены, а рынок для них может быть быстро организован. Именно эти ценные бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно с такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 
  • Широчайшее использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этот механизм предоставляет участникам рынка возможность получать информацию друг о друге для принятия деловых решений при работе на рынке;
  • Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного улучшения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется путем отказа от нормативных документов, которые дают преференции отдельным участникам рынка. Все регулируемые организации имеют равные права перед регулирующими органами - в правилах не упоминаются конкретные названия или торговые марки; 
  • При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и правоприменение не должны объединяться одним человеком; 
  • Обеспечение гласности нормотворчества, широкого публичного обсуждения путей решения рыночных проблем. Этот принцип улучшает качество нормотворчества и его объективность;
  • Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рсб, которая имеет определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему рыночного регулирования "из центра поля"; необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно его обрабатывать и использовать успешные регуляторные решения. Из этого опыта не следует делать догму, потому что повторение ошибок других людей может замедлить прогресс в регулировании рынка; 
  • Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: 

  •  Эмитента при выпуске государственных ценных бумаг; 
  •  Инвестор в управлении большими портфелями акций промышленных предприятий. 
  •  Профессиональный участник торгов акциями на приватизационных аукционах; 
  •  Регулятор при написании законодательства и подзаконных актов; 
  •  Верховный арбитр в спорах между участниками рынка через судебную систему. 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг регулируется органами государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает в себя: 

  • государственное и иное регулирование; 
  • государственные органы регулирования и контроля. 

Формы управления рынком 

Непосредственное или административное управление рынком ценных бумаг государством осуществляется путем: 

  • установления обязательных требований для всех участников рынка ценных бумаг; 
  • регистрация участников рынка и выпущенных ими ценных бумаг; 
  • лицензирование профессиональной деятельности. 
  • обеспечение прозрачности и равной осведомленности всех участников рынка; 
  • поддержание правопорядка на рынке. 

Косвенное или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством с помощью экономических рычагов и капитала в его распоряжении:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождения от них); 
  • денежно-кредитная политика (процентные ставки, минимальная заработная плата); 
  • государственный капитал (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов); 
  • государственная собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земля). 

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из: 

  • Высших органов государственной власти: 
  • Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; 
  • Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно медленно, а развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; их главная цель - осуществить и ускорить процесс приватизации и экономических реформ; 
  • Правительство издает указы, обычно следуя указам президента. 

Государственные регулирующие органы министерского уровня РКБ: 

  • Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР с 2004 года) (до этого существовала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)); 
  • Министерство финансов Российской Федерации (Министерство финансов); 
  • Центральный банк Российской Федерации (ЦБ); 
  • Государственный комитет по антимонопольной политике; 
  • Государственный страховой надзор. 

Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) разрабатывает концепцию развития ценных бумаг, нормативные акты, механизмы контроля, удостоверения и лицензии профессиональных участников рынка. 

Основной функцией ФСФР в области регулирования рынка ценных бумаг является: 

  • Определение порядка и осуществления лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостановление действия и отзыв лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. В области лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг Закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает три вида лицензий: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензия фондовой биржи;
  • Об утверждении стандартов выпуска ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, выпускающих ценные бумаги на территории Российской Федерации, а также порядка регистрации выпуска и проспектов эмиссии ценных бумаг. Стандарты распространяются на акции акционерных обществ и облигации акционерных обществ и других коммерческих организаций; 
  • Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг; 
  • Реализация функций контроля и надзора в отношении участников рынка ценных бумаг;
  • Определение порядка лицензирования и ведения реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирование этих лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований утвержден Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Министерство финансов РФ - министерство при Правительстве - регистрирует: 

  • выпуски ценных бумаг страховых организаций; 
  • выписки из государственных ценных бумаг Российской Федерации; 
  • отчеты о государственных ценных бумагах субъектов Российской Федерации; 
  • выписки из муниципальных ценных бумаг; 
  • выписки из ценных бумаг, выпущенные организациями с целью реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет. 

Центральный банк Российской Федерации является федеральным органом, действующим на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их выполнением. 

Госстрахнадзор регулирует специфику деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний. 

Основные законодательные акты, регулирующие российский рынок ценных бумаг: 

  •  Гражданский кодекс Российской Федерации; 
  •  Закон «О банках и банковской деятельности»; 
  •  Закон «О Центральном банке Российской Федерации»; 
  •  Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»; 
  •  Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»; 
  •  Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»; 
  •  Закон об акционерных обществах; 
  •  Закон о рынке ценных бумаг;
  • Указы Президента о развитии рынка ценных бумаг; с 1992 года вышло более пятидесяти указов, которые в основном регулируют российский рынок ценных бумаг, постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях. 

Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг 

Саморегулируемые организации - это некоммерческие неправительственные организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержка, выраженная в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и сфера деятельности саморегулируемых организаций должны быть установлены государством, поскольку один и тот же субъект саморегулирования не может регулироваться двумя или более органами одного типа одновременно. 

Саморегулируемая организация прав: 

  • Разработка обязательных правил и стандартов для профессиональной деятельности и рыночных операций; 
  • Осуществление профессиональной подготовки персонала, установление требований, обязательных для работы на этом рынке; 
  • Контроль за соблюдением участниками рынка установленных норм и правил; 
  • Информационная деятельность на рынке; 
  • Обеспечение коммуникации и представление (защита) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике не было правовой основы для саморегулируемых организаций, однако различные типы объединений участников рынка были в форме объединений (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев. и другие профессиональные участники российского фондового рынка. 

Саморегулируемая организация создается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций. с ценными бумагами.

Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для ее членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и следит за их соблюдением. 

Саморегулируемая организация создается не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основании лицензии. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять отчеты о своей деятельности в ФКЦБ.

Основные черты саморегулируемой организации: 

  • добровольное объединение; 
  • членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг; 
  • функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке; 
  • отношения с государством - государство передает ему часть своих функций. 

Статус саморегулируемых организаций в России. Согласно российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму: 

  •  Ассоциации; 
  •  Профсоюзы; 
  •  Профессиональные общественные организации. 

Функции саморегулируемой организации: 

  • Саморегулирование деятельности участников рынка ценных бумаг;
  • Поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг; 
  • Отстаивая свои интересы на рынке и перед государством. 

Саморегулируемые организации обычно являются организаторами рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединениями различных других групп профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как правило, отражается в их наименованиях. 

Основные саморегулируемые организации, связанные с российским рынком ценных бумаг: 

  •  Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). 
  •  Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ). 
  •  Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). 
  •  Союз фондовых бирж России.
  •  Ассоциация валютных бирж. 
  •  Российский биржевой союз (объединяет товарные биржи). 
  •  Национальная ассоциация ценных бумаг. 

Заключение 

В ходе данной работы были проанализированы проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг. В заключение давайте сделаем основные выводы. 

Регуляторная рыночная инфраструктура - система регулирования рынка ценных бумаг, включает в себя: 

  • регулирующие органы (государственные органы и саморегулируемые организации); 
  • регулирующие функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные); 
  • законодательная инфраструктура рынка ценных бумаг (нормативные нормы, действующие на рынке ценных бумаг);
  • этика фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утвержденные саморегулируемыми организациями); 
  • регулирующая инфраструктура является одной из опорных систем рынка ценных бумаг. 

В России к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР); Министерство финансов; Центральный банк; Антимонопольный комитет; Государственная налоговая инспекция.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за финансовыми рынками, в области формирования и инвестирования пенсионных накоплений и деятельности бирж.

Принципиально важно, что в задаче регулирования рынка ценных бумаг интересы участников рынка и государства совпадают. Регулирование необходимо для предотвращения и разрешения конфликтов между участниками, улучшения управления рисками, снижения вероятности мошенничества, стимулирования роста ликвидности и внедрения лучших практик ведения бизнеса и стандартов эффективности. Все эти цели регулирования являются общими как для участников рынка, так и для государства.

Создание фондового рынка, который был бы одним из основных механизмов преобразования сбережений в инвестиции, немыслимо без повышения доверия инвесторов к фондовому рынку. Существуют естественные «рыночные» риски инвестирования на рынке ценных бумаг, связанные с макроэкономическими условиями и специфическим риском компаний-эмитентов. Задача ФСФР России - минимизировать так называемые «нерыночные» риски, которые во многом определяются эффективностью мер по защите законных прав и интересов инвесторов на финансовом рынке.

Только рынок с хорошо развитой современной инфраструктурой может в полной мере выполнять функции предоставления инвестиционных услуг, которые предоставляют эмитентам доступ к инвестиционным ресурсам, а инвесторам - надежные инвестиционные инструменты. Конкурентные институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, обеспечивают надежность и своевременность транзакций, а также надежность системы учета прав собственности на приобретенные ценные бумаги. Формирование современной конкурентной инфраструктуры финансового рынка в России еще не завершено.

Также на российском финансовом рынке возможности участников использовать в своей деятельности широкий спектр современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации рисков, рисков хеджирования ограничены. Таким образом, цель исследования, определенная во введении, можно считать достигнутой в полном объеме.