Экономическая политика как способ реализации экономических целей

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.09.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Региональный рынок труда, его проблемы и пути их решения
Проблемы интеграции России в мировую экономику

 

Введение:

В широком смысле политика включает различные аспекты деятельности (социальную поддержку, оборону, экологию), однако экономическая политика, на мой взгляд, занимает среди них ключевое положение.

Сегодня практически все реально действующие экономические системы обуславливают тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а многочисленные исследования в области науки подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует различные рычаги воздействия на экономику.

В данной дипломной работе, я рассмотрю основные понятия, связанные с экономической политикой государства, её цели, инструменты, виды и перспективы. Также мною будут рассмотрены основные пункты экономической политики Российской Федерации.

Понятие экономической политики

По определению, экономической политикой следует называть проводимую государством или правительством страны генеральную линию экономических отношений, воплощаемых в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Реализуемый правительством страны курс находит свое непосредственное выражение в экономической политике государства.

Экономическая политика, по своей сути, должна создавать и выражать задачи, цели и интересы государство, страны и общества в целом. Также в государственной экономической политике находят свое отражение интересы, позиции и взгляды самого правительства и тех, от кого оно находится в зависимости, с которыми непосредственно связано, происходит это потому, что толкователем или интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство.

Можно смело утверждать, что экономика стран мира имеет циклическое развитие, в ней происходят как различные колебательные процессы, так и разнообразные движения. Период в несколько лет, может вызвать смену фазы экономического роста и подъема на фазу снижения (возникновение экономического спада, угасание предпринимательской активности, уменьшение спроса и предложения). 

Тип экономической политики правительства или государства формируется в зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика государства. Очень часто, такие понятия, как величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, а также цен занятости и безработицы, являются индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики.

Внутренняя и внешняя государственная политика, государственная идеология, военная политика тесно связаны с экономической политикой государства. Эта политика, на мой взгляд, воплощает в себе не только политические взгляды правительства, но и политическую доктрину самого государства. Также, экономическая политика должна способствовать созданию разнообразных экономических предпосылок и базиса проведения государственной политики.

Правительство, принимая экономические решения, создавая бюджет и выделяя некоторые ассигнования, выражает аспект проявления социальной экономической политики, причем стоит заметить, что правительству также следует учитывать социальную реакцию разных слоев населения, а в особенности ведущих её групп.

Экономическую политику принято разделять на долгосрочную и краткосрочную. Разделение это зависит от временного диапазона действий или же продолжительности того периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия в области экономики.

При относительно устойчивых условиях экономической жизни либо при гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и придерживаться её - характерна долгосрочная экономическая политика.

Постоянная неустойчивость различных процессов экономики, а также непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности государства ведет к краткосрочной экономической политике, которая характеризуется приданием направленности том или иным экономическим действиям на некоторый период, рассчитанный примерно на год или даже несколько месяцев.

Проводимая государством экономическая политика, осуществляется за счет использования какого-либо инструментария, совокупности рычагов какого-либо воздействия на экономические процессы, а также агентов хозяйственной и экономической деятельности, находящихся у государства. Реализация политики происходит по средствам законов, указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов.

Трансферты, налоги, государственные расходы можно отнести к инструментам государственной политики. Обобщив их, можно сказать, что это фискальные рычаги воздействия государства на экономическую политику.

Вместе с фискальными, значительную роль также играют и кредитно-денежные инструменты экономической политики. К ним следует относить такие понятия, как кредит, ставки ссудного процента, общая масса и доступность денежных средств.

Использование таких рычагов, как установление уровней цен на некоторые виды товаров, величин объемов производства, а также получаемых предпринимательских доходов, и доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности, также подвластно государству в целях успешного проведения своей экономической политики.

Таможенные пошлины, тарифы экспорта и импорта, квоты на вывоз и ввоз товара - также являются очень широко используемыми инструментами в проведении экономической политики.

Различные виды экономической политики различают в зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов или инструментов осуществления экономической политики правительства. Стоит заметить, что не существует единой и общепризнанной классификации видов экономической политики. Разные ученые по разному называют её отдельные виды, и по разному формируют общий перечень частей, составляющих экономическую политику. Но все же, в широком плане, следует выделять монетарную (кредитно-денежную), фискальную (финансово-бюджетную политику) и внешнеэкономическую политику. Также, принято разделять экономическую политику на несколько составляющих: внешнеэкономическая, антимонопольная, аграрная, налоговая, региональная, банковская, социальная, ценовая политика.

Типология экономической политики государства

Безусловно, не приходится сомневаться в том, что существуют разные типологии экономической политики государства.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Политика среднего пути. Такая политика предполагает не только разную степень вмешательства государства в рыночную экономику, но и нахождение компромисса между плановым хозяйством и рынком. К такой политике следует относить государственные вмешательства, связанные с распределительными целями;
  • Политика конкурентного порядка. Такая политика предполагает некоторые рамочные условия, которые издаются государством и способствуют наиболее максимальному развитию конкуренции. Недопущение или ограничение тенденций к концентрации экономической власти, то есть процессов монополии, форм рынка, ведущих к нанесению экологического ущерба и разработка путей его компенсации - есть главная задача такой экономической политики государства;
  • Точечная (пунктирная) экономическая политика. Такая политика включает некоторые политико-правовые действия, которые ориентированы на решение каких-либо отдельных проблем, а также на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение целостности или комплексности экономического подхода. Следовательно, политика, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, способна вызвать не только некоторые перекосы, изменения в платежноспособном спросе, но и значительные денежный расстройства.

Экономические цели

Поскольку экономических целей много и они различаются по степени важности, а нередко противоречат друг другу, постольку возникает необходимость выбора наиболее крупных, значимых целей, реализация которых позволяет решить широкий круг экономических и социальных проблем. К минимуму должны быть сведены и возможные отрицательные последствия осуществления целей. Прежде чем приступить к формированию основных экономических целей экономики, следует остановиться на рассмотрении общепризнанных экономических суждений. Так, например, приводят следующую классификацию экономических целей. Экономический рост как обеспечение производства большого количества и лучшего качества товаров и услуг. Полная занятость как обеспечение подходящим занятием всех, кто желает и способен работать. Экономическая эффективность как получение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. Стабильный уровень цен, т.е. отсутствие инфляции и дефляции. Экономическая свобода как высокая степень свободы управляющими предприятий, рабочими и потребителями. Справедливое распределение доходов как положение, при котором ни одна группа граждан не пребывает в крайней нищете, в то время как другие пребывают в крайней роскоши. Экономическая обеспеченность как наличие общественной помощи хроническим больным, нетрудоспособным, престарелым и другим иждивенцам. Торговый баланс как поддержание разумной сбалансированности в области международной торговли и международных финансовых сделках.

Рассматривая такое явление, как ограниченность производственных ресурсов, можно определить, что экономический рост в своем классическом трактовании имеет определенные пределы, причем не в каком-то далеком будущем, а в довольно близком периоде времени. В принципе есть только один вид ресурсов, а именно человек с его духовными и физическими способностями, возможности которого исчерпаются еще не скоро. В инновационной экономике экономический ростреализуется не через увеличение каких-то количественных показателей, а через все большую индивидуализацию процесса производства и потребления.

Полная занятость в классическом понимании выступает явлением, стоящим над и вне самого человека, ради которого она реализуется. В современных условиях все чаще сам человек должен в максимальной степени стремиться к достижению собственной оптимальной занятости, применяя принципы инновационной деятельности. Правительство, как менее динамичная система, просто не в состоянии обеспечить полную занятость всему трудоспособному населению страны. При попытках описать изменения макроэкономического масштаба анализ равновесия оказывается абсолютно несостоятельным. Поэтому вполне справедливо отмечается, что в "Общей теории занятости, процента и капитала" Кейнсу удалось показать, что абсолютная занятость - особый случай. Точно также, на наш взгляд, равновесие выступает только частным случаем, а не всеобщим экономическим явлением в современных экономических системах.

Достижение максимума отдачи при минимуме издержек имеет свои пределы, т.е. показатель экономической эффективности в данном понимании не может расти до бесконечности. Данное противоречие можно разрешить только в результате инновационной деятельности. Стабильный уровень цен в принципе недостижим, и подобная стабильность является фикцией и отрицательным явлением. В инновационной экономике, в основе которой лежат принципы динамического равновесия, цены совершают постоянные колебания, причем, не всегда имея при этом повышательную тенденцию.

Цели и задачи экономической политики

Сегодня, главной и, пожалуй, основной задачей государственной экономической политики является обеспечение конкурентных преимуществ на мировом рынке национальной экономики. Достигается такое положение как путем создания и реализации наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства и конкурентной рыночной среды, так и путем поддержания некоторой конкурентносособности, в тех сферах, где такие преимущества не могут быть реализованы только по средствам механизма свободного рынка. Чтобы успешно выполнить такую задачу, используется некоторый комплекс мер экономической политики, а именно кредитно-денежной, научно-технической, антимонопольной, инновационной и др.

К целям всякой экономической политики государства, безусловно, предъявляются какие-то определенные требования. Самыми главными из них являются, требования, утверждающие, что государством должны ставятся только те цели, которые не могут быть реализованы с помощью рынка, а также что цель должна иметь свое количественное измерение, потому что это даст возможность правильно проконтролировать её реализацию. В процессе выполнения основных целей, общество обязано решать огромное количество различных задач, образующих иерархическую соподчиненность - пирамиду целей.

Очевидно, что все эти направления пересекаются каким-то образом, а подчас даже противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает свои приоритеты.

Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе направлено на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.

Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, которые направлены на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В связи с этим следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые осуществляют предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ и содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Экономическая политика в современной России обусловлена необходимостью преодоления трансформационного спада и его социально-экономических последствий.

Главная задача состоит в необходимости создания условий для экономического роста, одним из которых является изменение структуры народного хозяйства. Препятствия к формированию прочного, единого пространства, низкое качество менеджмента, технологическая отсталость, низкий уровень инвестиций, высокая затратность экономики, низкий уровень конкурентоспособности, высокая долговая нагрузка на экономику, возрастающая доля теневого сектора. Можно считать, что ликвидация этих угроз и будет определять особенности экономической политики на современном этапе.

В целом экономическая политика Правительства характеризуется разрывом целей и их исполнением, противоречивостью и инерционностью принятия решений, довольно частой сменой исполнителей (например, в ключевом министерстве - Министерстве финансов), невысоким по мировым требованиям менеджмента уровнем проработки ресурсного обеспечения.

Заключение

Экономическая политика - это система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, которая реализует тот или иной тип экономической стратегии.

Также мы пришли к выводу о том, что на современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. А достигается это, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства и путем поддержания конкурентоспособности там, где эти преимущества не могут быть реализованы по средствам только механизма свободного рынка.

Для выполнения такой задачи используется комплекс мер экономической политики. Его составляют бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, антимонопольная, техническая и др.

Реализация экономической политики России сегодня, предполагает проведения политики, направленной на модернизацию экономики.