Экономическая политика и экономическая стратегия РФ в современных условиях

Содержание:

  1. Причины существования монополий
  2. Сущность монополии. Её формы, типы и виды
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 02.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчёт по практике по бухгалтерскому учету:

 

Как написать отчет по практике по бухгалтерскому учету

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Источники финансирования предприятия
Национальная экономика: основные результаты последних десяти лет реформ
Теоретические основы стратегического управления развитием современных крупных компаний
Демографическая проблема в развитых странах

 

Введение:

 

Монополизация экономической жизни, проблемы конкуренции на товарных рынках сегодня привлекают внимание не только экспертов, но и широких слоев населения.

С начала 1990-х годов эти проблемы стали острыми для Украины: это непредсказуемо для успеха экономических реформ и перехода к рыночной экономике, без принятия твердых и последовательных мер против монополии. Успех экономических преобразований во многом зависит от сбалансированной, проверенной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений. Целый комплекс монополистических гигантов, которые отрасль унаследовала от командно-административной системы бывшего СССР, проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли существующих монополий на рынке становится особенно актуальной.

В Украине процесс создания государственного контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции начался с нуля, поскольку только командно-административная система, которая недавно была в управлении экономикой, по существу исключала существование свободной конкуренции в экономической деятельности.

Поэтому на данном этапе большое значение имеет создание и развитие правовой базы для регулирования монополистических процессов и конкуренции, а также понимание украинским населением необходимости экономических реформ в этой сфере.

Проблема взаимоотношений государства и экономических активов является одной из самых сложных проблем в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в экономической системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Особенно очевидна роль государства в критические переходные периоды. Поэтому глобальный экономический кризис 1929-1933 гг. Сыграл необычайную роль в формировании государственного вмешательства и инструментов регулирования. Это привело к сокращению объема производства в два раза в основных странах, международная торговля заморозилась. Поэтому государства были вынуждены взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм должен объективно поддерживаться государственными регулятивными мерами.

Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

Причины существования монополий

Отсутствие конкурентов, которые характеризуют чистую монополию, может быть в значительной степени объяснено с точки зрения препятствий для входа в отрасль, то есть проблем, которые мешают дополнительным компаниям войти в отрасль.

Экономия за счет увеличения производства: затраты.

Современные технологии в некоторых отраслях таковы, что эффективное низкозатратное производство может быть достигнуто только в том случае, если производители являются абсолютными и крупнее рынка.

В тех случаях, когда влияние роста на масштаб производства очень важно, кривая средних затрат компании будет уменьшаться в направлении горизонтальной оси объема производства в большом сегменте.

Учитывая специфический рыночный спрос, достижение низких удельных затрат и, следовательно, низких удельных цен для потребителей зависит от наличия небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и основная сталелитейная промышленность - это лишь некоторые из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают эти условия. Легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль, если в настоящее время три фирмы в полной мере используют преимущества эффекта масштаба, и каждая из них контролирует примерно 1/3 рынка. С другой стороны, новые компании, выходящие на рынок в качестве мелких производителей, практически не имеют шансов на выживание и расширение. Почему? Потому что, как малые предприятия, они не могут добиться экономии средств, достигнутой нынешней «большой тройкой», и поэтому не могут получить прибыль, необходимую для выживания и роста.

Новые конкуренты в основных отраслях сталелитейной и автомобильной промышленности не появятся в результате успешной работы и расширения мелких производителей "из-за отрасли".

 

Они не будут достаточно эффективны, чтобы выжить. Другой вариант - войти в отрасль в качестве крупного производителя. На практике это чрезвычайно сложно. Для новой и непроверенной компании будет очень трудно получить денежный капитал, необходимый для приобретения оборудования, сопоставимого с оборудованием, накопленным любой из Большой тройки в автомобильной промышленности. Финансовые барьеры для крупного бизнеса настолько велики, что они равносильны тому, чтобы быть запретительными.

Стоимость за единицу продукции Долгосрочная. Автоматическая смена телефона

Экономическая политика и экономическая стратегия РФ в современных условиях

Количество продуктов

ATS - средняя общая стоимость.

Естественные Монополии

Во многих секторах эффект масштаба на производстве особенно очевиден, и в то же время конкуренция неосуществима, трудна или просто неосуществима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и таким образом можно классифицировать так называемые коммунальные предприятия - компании, занимающиеся электроэнергией и газом, автобусные компании, кабельное телевидение, водоснабжение и связь. Эти отрасли часто получают исключительные привилегии со стороны государства. Однако в обмен на это исключительное право предоставлять электричество, воду или автобусные услуги в определенном географическом районе, он оставляет за собой право регулировать свои действия по предотвращению злоупотребления монопольным положением, которое дали эти монополии.

Давайте посмотрим на несколько примеров. Наличие многих компаний, предоставляющих воду или электричество, крайне бесполезно для общества. Технология в этих отраслях такова, что требуются большие постоянные затраты на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводные трубы и высоковольтные линии электропередачи. Эта проблема еще более усугубляется тем фактом, что основное оборудование должно подходить для удовлетворения пиковых нагрузок, возникающих в жаркие летние дни, когда оборудование для газонов орошается и работают кондиционеры. Эти большие постоянные затраты означают, что производственные затраты на единицу продукции уменьшаются на количество кубических метров воды или киловатт-час электроэнергии, поставляемой каждой фирмой.

Наличие нескольких поставщиков воды и электроэнергии разделяет весь рынок и снижает продажи каждого конкурента. Каждая фирма застрянет на кривой снижения средней стоимости. Фирмы не используют полностью постоянное производственное оборудование, в результате чего затраты на единицу продукции и, следовательно, тарифы на электроэнергию и воду неоправданно высоки. Кроме того, конкуренция может быть чрезвычайно сложной. Например, присутствие полдюжины телефонных компаний в городе может быть неудобно иметь шесть телефонов и шесть телефонных книг, а не упоминать шесть телефонных счетов, чтобы связаться со всеми другими постоянными жителями того же города.

Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и считают выгодным расширять производство в соответствии с правилом MR = MC. В результате ценовая конкуренция, как правило, возникает, когда в этих секторах коммунальных услуг есть ряд фирм, причем не для жизни, а для смерти. Результатом могут быть потери, банкротство слабых противников и возможные комбинации выживших. Четко развивающаяся монополия может попытаться компенсировать прошлые потери и в полной мере использовать преимущества нового доминирования на рынке, устанавливая непомерные цены на свои товары и услуги.

Чтобы спасти общество от таких неприятных последствий, правительство обычно предоставляет фирме исключительную привилегию в предоставлении воды, природного газа, электричества, телефонных услуг или автобусных услуг. В свою очередь, правительство оставляет за собой право определять географический масштаб деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может взимать. Результатом является монополия, предназначенная для достижения низких издержек на единицу продукции, но регулируемая или организованная правительством для обеспечения того, чтобы потребители извлекали выгоду из этой экономии затрат.

Правовые препятствия: патенты и лицензии

Было заявлено, что правительство обычно предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство также создает патенты и лицензии, создавая правовые барьеры для входа.

Патенты. Они предоставляют особые права создателям новых продуктов, технологий и произведений искусства на продажу своих «продуктов». Смысл таких патентов заключается в том, что фирмы (или частные лица) новых продуктов, процессов и т. д. Это поощрение изобретать, потому что с помощью патентов, авторы изобретений гарантированно получают доход.

Предоставляя исключительное право на управление продуктом в течение 17 лет, изобретатель стремится незаконно завладеть патентным законодательством США, изобретателя конкурентами, которые не участвуют во времени, усилиях и деньгах, которые начали разработку продукта. Кроме того, патенты могут предоставить изобретателю монопольное положение на весь срок действия патента. Патентный контроль сыграл важную роль в развитии многих современных промышленных гигантов - Национального кассового аппарата, General Motors, Xerox, Polaroid, General Electric, DuPont. Деятельность United Shu Machinery - лучший пример того, как вы можете злоупотреблять патентным контролем для достижения монопольной власти. Благодаря патентному контролю United shu стала эксклюзивным поставщиком некоторых наиболее важных машин для изготовления обуви. Монополия расширила свою власть на другое обувное оборудование и попросила пользователей их запатентованного оборудования подписать «обязывающее соглашение» от United Shu, где United SHU согласилась взять в аренду все другое обувное оборудование. Это позволило «Юнайтед Шу» монополизировать рынок до тех пор, пока правительство не начало свои антимонопольные расследования с частичным эффектом в 1955 году.

Исследования, конечно же, являются основой для разработки патентованных продуктов. Прибыль, обеспеченная важным патентом, может быть использована для финансирования исследований и разработок, необходимых для разработки новых патентоспособных продуктов. Монопольная власть, полученная патентами, может быть усилена. Фирмам были предоставлены патенты иркутским частным предпринимателям на право торговать неограниченное время до тех пор, пока фирма не заплатит за них (для оптовой торговли - 0,2% от продаж). (В связи с введением налога с продаж с 11/11/98 патент на право торговли был аннулирован).

Лицензия. Вступление в отрасль или профессию может быть ограничено государством путем выдачи лицензии. Например, на уровне штата Федеральная комиссия по связи лицензирует радио- и телевизионные станции. Во многих крупных городах вам нужна муниципальная лицензия для использования такси. Общепринято, что ограничение, появившееся в результате этого предложения, генерирует монопольный доход для владельцев и водителей такси. В некоторых случаях государство может предоставить себе лицензию на поставку продукта и, таким образом, создать государственную монополию. Например, продажа алкоголя в некоторых штатах доступна только через государственные розничные магазины.

Владение критически важным сырьем

Институт частной собственности может быть использован монополией как способ создать эффективный барьер для потенциальных конкурентов. Компания, которая владеет или контролирует сырье, необходимое для производственного процесса, может предотвратить образование конкурентов. Есть несколько классических примеров. Алюминиевая компания на протяжении многих лет сохраняет монопольное положение в алюминиевой промышленности благодаря контролю над всеми основными источниками бокситов, которые являются основным сырьем, используемым в производстве алюминия. Когда-то канадская международная никелевая компания (ныне называемая Inco) контролировала около 90% известных в мире запасов никеля. Также сложно создать новые профессиональные спортивные лиги, если у существующих лиг есть контракты с лучшими игроками и контракты на аренду основных стадионов и арен.

Недобросовестная конкуренция

Твердые конкуренты могут быть устранены, и вход новых конкурентов заблокирован агрессивными, жестокими действиями. Обычные уловки - это порча продукта, давление ресурсов и банков на отказ от материалов и займов, участие ведущих сотрудников, резкое снижение цен, предназначенное для банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов недобросовестной конкуренции в настоящее время незаконны или ограничены беззаконием, они представляют собой нечто большее, чем исторические интересы. Например, хотя федеральный закон запрещает снижение цен, предназначенное для снижения конкуренции, как можно провести различие между законной ценовой конкуренцией, основанной на ценовых преимуществах, и ценовой конкуренцией, предназначенной для банкротства конкурентов?

Сущность монополии. Её формы, типы и виды

Монополия - сложное, универсальное явление, поэтому рекомендуется применять комплексный подход при ее обнаружении. Как правило, используется тройное определение монополии, то есть монополия определяется: например, только один продавец продукта (когда что-то не является заменой этому продукту) и много покупателей (рыночная ситуация или рыночная ситуация на рынке) и много покупателей (это не совпадение, что слово «монополия» буквально означает «я продаю» на греческом языке);

как исключительное право любой организации на что-либо (на производство или продажу любого продукта, конкретные действия, решения и т. д.);

Как объединение компаний (фирм), непосредственно концентрирующее большую часть производства и продаж самого продукта или самого крупного предприятия (фирмы) и контролирующее ситуацию в той или иной сфере деятельности в этом отношении.

Монополии являются частными (индивидуальными, групповыми или анонимными) крупными бизнес-ассоциациями и используют власть над отраслями, рынками и макроэкономикой для создания высоких цен и монопольной прибыли в качестве монополистов.

Tekel имеет возможность контролировать цену товаров, которые он производит. Графически это отражается с использованием отрицательного наклона графика индивидуального спроса на монопольные продукты.

Эта особенность приводит к тому, что график спроса для монополиста больше не совпадает с графиком предельного дохода, как это наблюдается в ситуации идеальной конкуренции.

 

Каждая последующая копия товара не только имеет более низкую цену, чем предыдущая, но также снижает цену всей группы товаров, предназначенных для продажи монополистом. Следовательно, предельный доход монополиста имеет более крутой уклон, чем график индивидуального спроса на его продукцию.

Мы попытаемся определить правило максимальной прибыли для монополиста. Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разрыв между общим доходом и общей стоимостью. Следовательно, для монополиста верно, что в точке максимальной прибыли MR = MC (то есть предельный доход равен предельным издержкам).

Для монополиста равенство предельных доходов предельных издержек также является критерием при определении оптимального объема продаж (Qm). А поскольку монополист не может влиять на потребительский спрос, необходимо увеличить кривую спроса до D, чтобы определить монопольную цену для данного объема Qm. Таким образом, монопольная цена будет равна Пм.

Если монополист хочет сократить продажи, то он, очевидно, не будет принимать участие в возможной прибыли, поскольку предельные доходы MR предельных издержек будут превышать MC. На графике возможная потеря монополиста в этом случае характеризуется заштрихованной областью слева. Если монополист хочет зарабатывать за счет продажи продуктов с объемом, превышающим Qm, предельные издержки уменьшатся в соответствии с максимально возможным уровнем, поскольку MC постепенно превышает предельный доход MR. На графике возможные потери в этом случае характеризуются заштрихованной областью справа. Поэтому условиями максимизации прибыли для монопольной компании являются выход в объеме, где MR = MC, и объем, проданный по цене Pm, соответствующей цене спроса (для этого объема).

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистического объединения:

  • Простые коннотации. К ним относятся соглашения, пулы, кольца, проблемы. Временные ценовые соглашения были достигнуты в этих низких формах монополистических ассоциаций;
  • Картели. Картель - это объединение ряда предприятий, которые не отменяют своей промышленной и коммерческой независимости в отрасли, но соглашаются по ряду вопросов;
  • Союзы. Союз - это объединение многих предприятий отрасли в сочетании с ликвидацией их коммерческой независимости;
  • Трасты. Доверие - это сочетание владения и управления несколькими предприятиями в одной или нескольких отраслях с полной ликвидацией их независимости в коммерческих и производственных отношениях;
  • Мельницы. Зерноуборочные комбайны, уголь, металлургия и машиностроение;
  • проблемы. Беспокойство вызывает то, что ряд предприятий в различных секторах макроэкономики объединяются, покупая их акции, создавая единый финансовый контроль над ними. Опасения являются высшей формой монополистических войск.

Различия между монопольными формами являются относительными. С развитием различные формы монополии переплетаются.

Поскольку монополия в двадцатом веке представляется весьма «емкостным» явлением по структуре и содержанию, уже разработаны различные подходы к ее классификации.

Наиболее известной из отечественных классификаций является классификация монопольных типов в экономике А. Лившица. Основываясь на анализе современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает законным описать как минимум 6 основных вариантов этого явления:

  • монополия растет из-за конкуренции из-за концентрации производства и капитала;
  • технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для государственных услуг, а также металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т. д.
  • онополия, возникающая в результате дифференциации продуктов одного типа;
  • монополия бизнеса, развивающегося в том или ином направлении современного научно-технического прогресса;
  • естественные государственные монополии (государственная монополия на деньги, продажа отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т. д.);

Монопольная особенность административно-административной экономики

Монополии также можно классифицировать по типу:

Закрытая монополия. Он защищен от конкуренции правовыми ограничениями. Монополия почтовой службы США является примером первоклассной доставки почты. Другими вариантами возникновения закрытой монополии являются защита авторских прав, патентная защита;

Естественная монополия. Это отрасль, где долгосрочные средние затраты достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок;

Открытая монополия. В этом случае компания на некоторое время становится единственным поставщиком продукта без особой защиты от конкуренции. В случае открытой монополии фирмы обычно впервые выходят на рынок с новыми продуктами.

Ущерб, причиненный монополиями и необходимость государственного регулирования

Таким образом, мы узнали, что такое монополия, каковы ее формы, типы и типы. Теперь полезно понять, почему создание монополий нежелательно с общественной точки зрения. Для этого уместно сделать графическое сравнение совершенной конкуренции и простой монополии.

А).

  • Цена,
  • доход,
  • Избыточное потребление,
  • тыс. руб. д (ипред),
  • K Spread,
  • Профицит производителя,
  • Sotrasl,
  • S,
  • Количество продуктов.

Б).

  • Цена,
  • доход, потребительский излишек,
  • расходы,
  • тыс. руб.,
  • чистые потери,
  • N-,
  • К,
  • избыток,
  • производитель Дпред. С,
  • 0 с,
  • Количество продуктов.

Рассмотрим ситуацию более подробно для монополии. Для простоты ситуации кривые спроса и предложения оставлены, поскольку они находятся в совершенной конкуренции. Чтобы максимизировать прибыль, компания-монополист ограничивает объем производства 4 единицами, а не 7, и устанавливает цену в 310 тысяч рублей за единицу. Потребители дают равный избыток в области, ограниченной кривой спроса и ценовой линией. Монополист получает значительное количество излишков производителя от его имени. Четвертая единица, проданная за 310 тысяч рублей, состоит из себестоимости производства всего в 150 тысяч рублей и, таким образом, дает излишек в 160 тысяч рублей.

Сравнение чистой монополии и превосходной конкуренции позволяет нам сделать вывод о том, что излишек потребителя меньше при монополии, и при этом сделать вывод, что излишек излишка производителя меньше, чем общий излишек потребителя и излишка производителя в чистой конкуренции.

Второе положение отражает экономическую неэффективность монополии в результате неиспользования ряда потенциальных выгод от торговли. Дело в том, что в этом примере при расширении производства от 4 до 7 единиц продукции выгода увеличивается как для потребителей, так и для производителей. Однако эти потенциальные выгоды не используются. Более того, они никому не ходят. Площадь этого треугольника символизирует ущерб, нанесенный рыночным агентам из-за монополистической диктатуры.

Полностью монополизированные отрасли в рыночной экономике имеют черты естественной монополии. В этом контексте необходимо государственное регулирование цен и тарифов монопольных рынков.

Используя его форму, мы показываем выбор государственного регулирования естественной монополии.

Предположим, что предприятие-монополист подвергается большим постоянным издержкам, в результате кривая спроса превышает кривую средних затрат в точке, где средние затраты все еще падают.

В отсутствие рыночного регулирования монопольная инициатива выбирает объем выпуска от цены Tsm до Qm, чтобы максимизировать прибыль. В результате монополист получает значительную экономическую прибыль, о чем свидетельствует превышение цен над средними общими затратами (сегмент ML). Однако этот уровень цен ограничивает спрос на товары или услуги, предлагаемые монополией.

Необходимость эффективного распределения ресурсов и более полного удовлетворения потребностей в конкретном продукте или услуге вынуждает государственные органы устанавливать верхнюю цену, равную предельным издержкам для монополиста, в соответствии с социально благоприятными условиями продажи продуктов. Производя монопольные единицы продукции Qk по определенной административно определенной цене (CC), это максимизирует прибыль или минимизирует потери. Dpred (C) = условие равенства Ipred будет предоставлено с этим объяснением в новых условиях. В этом случае, устанавливая цену, мы сталкиваемся с имитацией условий и последствий чистой конкуренции, связанных с распределением ресурсов. Равенство Ck = Ipred указывает, что ресурсы эффективно распределены для этого продукта или услуги.

В то же время социально оптимальный набор цен может создать ситуацию, когда цена, равная предельным издержкам, будет настолько низкой, а средние общие затраты не будут выполнены. Кривая средних общих затрат (Total) выше цены спроса (CC). Установление таким образом социально оптимальной цены для монополиста означает краткосрочные убытки и долгосрочное банкротство его деятельности.

По этой причине очень важен сбалансированный подход, который позволит создать «справедливую» цену прибыли для системы ценообразования на монопольном рынке. Исходя из того, что валовые затраты включают нормальную или «справедливую» прибыль, цена должна быть такой же, как и средняя общая стоимость. В точке N кривая спроса и кривая средней стоимости пересекаются. Поэтому цена Цн дает монополисту справедливую прибыль.

Понятно, что регулирование цен независимо от того, как оно может одновременно способствовать снижению цен, увеличению производства и снижению экономической прибыли монополиста.

Государственное вмешательство в деятельность монополий в рыночной экономике

Учитывая, что монополии стремятся к достижению крайней экономической мощи, почти все страны с рыночной экономикой вмешиваются в монопольную деятельность различными способами и в разных масштабах в соответствии со своими представлениями о степени общественной опасности монопольных структур. Более того, в последние годы эта политика все больше проявляется не как разовые события, а как одна из постоянных функций государства.

Существует несколько подходов к особенностям аспектов конкретной экономики. Например, применительно к США П. Самуэльсон и В. Нордхаус посвящают следующие пять областей государственного вмешательства деятельности монополий. Во-первых, прибыль уменьшается из-за высоких налогов. Во-вторых, создается контроль над ценами (чтобы контролировать инфляцию и давление на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственная собственность монополий. В-четвертых, осуществляется государственное регулирование отрасли, которое позволяет регулирующим органам контролировать цены, объемы производства, вход и выход компаний из регулируемых отраслей. В-пятых, правительство проводит специальную антимонопольную политику. Некоторые воздействия правительства на монополию преобладают в разных странах и в разное время. Однако, как правило, в самом общем смысле в странах с рыночной экономикой выделяют три основных области:

  1. активизация конкурентных рыночных структур, противодействующих монополии, с помощью конкретных мер по либерализации рынков;
  2. государственное регулирование монополий путем контроля цен и уровня доходности;
  3. прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специальных антимонопольных законов. Давайте рассмотрим каждую из этих областей более подробно.

Создание конкурентных рыночных структур. Либерализация рынка

Этот аспект не имеет прямого отношения к подавлению монополий. Понятно, что власть монополии слабее, понятно, что работают более конкурентные рыночные механизмы и, соответственно, существуют более конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача этого аспекта состоит в том, чтобы создать среду, которая затрудняет или просто невыгодно отдельным фирмам злоупотреблять своими монопольными позициями, и обеспечивает своего рода антимонопольное предотвращение в экономике и обществе.

Как правило, эти превентивные антимонопольные меры включают в себя снижение таможенных пошлин, отмену квот, устранение других барьеров для выхода продукции иностранных предприятий на внутренний рынок и создание условий для привлечения иностранного капитала инвесторами для поощрения инвестиционной деятельности. Меры по содействию процессам диверсификации, поддержке малого бизнеса, продвижению капитальных компаний, либерализации процедур лицензирования, оказанию государственной помощи компаниям, доминирующим в таких технологиях, которые позволяют производить продукцию, произведенную монополиями, поддержке независимых изобретателей и т. д.

Особенно впечатляет в этом отношении деятельность стран рынка по поддержке и стимулированию развития новых компаний, особенно малых предприятий. В настоящее время в большинстве стран, как правило, созданы все системы мер для оказания такой поддержки, включая помощь мелким фирмам в финансовых, материальных, технических, информационных и консультационных отношениях. Финансовая поддержка включает, прежде всего, предоставление большого количества венчурных ресурсов новым фирмам. Поддержка и помощь в материально-техническом отношении включают создание (или аренду) возможностей для новых компаний в предпочтительных производственных помещениях, транспортных средствах, оборудовании.

Информационная поддержка включает в себя предоставление новым компаниям возможности использовать технические библиотеки, информационные сети и базы данных. Консультационная помощь, налогообложение, страхование, регистрация патентов, маркетинг и т. д. Он состоит из развития доступных консультационных услуг, которые могут направлять новых предпринимателей.

В дополнение к развитию малого бизнеса для многих стран чрезвычайно важной областью либерализации рынка и усиления конкурентных рыночных сил является снижение таможенных барьеров.

Процесс ускорения развития науки и техники часто активизирует конкурентные рыночные механизмы, способствуя подрыву монополии. Благодаря некоторым успехам научно-технического прогресса отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы эта тенденция в отрасли связи особенно поразительна. Например, если немногие крупные компании могли передавать информацию на большие расстояния двадцать лет назад, благодаря появлению спутниковой связи, реализация таких функций стала доступной для многих компаний, тем самым устраняя необходимость прибегать к услугам компаний-монополистов.

Основные направления антимонопольной политики в экономике после социализма

Разумеется, опыт антимонопольной борьбы, накопленный странами с «рыночной» экономикой, должен активно изучаться и использоваться в различных особых случаях блокирования определенных монополий и не может быть основой для разработки совместной программы действий по демонополизации социалистической экономики в целом. Антимонопольная политика рыночных стран не носит «системного» характера, т.е. оно не направлено на качественную трансформацию сложившейся экономической системы. Эффективное функционирование экономики, особенно в рыночных странах, невозможно без предоставления одной или нескольких комбинаций двух важнейших принципов эффективности современного общественного воспроизводства без постоянного баланса между монопольными и конкурентными факторами. Эта политика направлена ​​не только на устранение монополий, но и на поддержание необходимого баланса между двумя основными компонентами эффективности.

При реализации антимонопольной политики в бывших социалистических странах, к которым принадлежит Россия, возникают иные, гораздо более широкие и более сложные задачи.

В годы реформ, с одной стороны, общая монополистическая система управления в значительной части была разрушена, а с другой стороны, существуют очень серьезные элементы монополии, которые препятствуют развитию ее экономики. Борьба с чрезмерной монополией в постсоциалистическом обществе осложняется рядом объективных условий. Наиболее важными из них в условиях нашей страны могут быть однозначно: распространенность «монополистического» мышления не только против рынка, но и среди значительной части населения; особые позитивные возможности элементов административно-промышленного монополизма в преодолении экономических кризисов и обеспечении прогрессивных структурных изменений в экономике; Российские приватизационные и антимонопольные законы несовершенны. Остановимся подробнее на каждом из выбранных условий.

Распространенность нерыночного мышления среди населения

Неудивительно, что в постсоциалистических странах большая часть населения воспринимает их как нечто естественное, даже если ориентированные на рынок страны сталкиваются с тем фактом, что население привлекает монополии. Во время современных экономических реформ мы можем составить двойной план из преобладания нерыночного и «неполитического» мышления населения России. Один из вариантов следует признать предоставленным и не навязывать ему иностранные формы и принципы, поскольку Россия объективно не является страной рыночного типа и никогда не будет воспринимать рынок и его ценности как нечто естественное. Такой подход не подразумевает каких-либо активных действий по преодолению остатков системы тотальной государственной монополии.

Немного другая версия рассуждений и действий также возможна. Другими словами, преимущественно монополистическое мышление среди значительной части населения не должно рассматриваться как непреодолимое препятствие в борьбе с элементами чрезмерной монополии. Действительно, мысль, близкая к современной русской, была довольно характерной чертой тех, кто жил во многих странах мира всего несколько десятилетий назад, например, в таких странах, как Япония, Испания, Германия, Корея. Однако это не помешало этим странам перейти к таким вариантам смешанного общества, которое впоследствии было подавлено и в основном преодолело административную и производственную монополию. Основной поддержкой антимонопольной политики в этом отношении может быть сама экономическая реальность. Это означает, что если результаты развития экономики в России будут четко отражать превосходство конкурентоспособной экономики по сравнению с монопольной экономикой, у нее будет меньше сторонников монополии и монополиста.

В то же время в этом контексте какая-либо антимонопольная программа обучения не будет внедрена.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что антимонопольное законодательство является важной составляющей современной экономики. Масштаб операции затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, предоставляя им возможность продавать свои товары на рынке в конкурентной среде, в то время как другие предлагают лучшие цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве огромен и разнообразен. Появление такого законодательства обусловлено историческими причинами. В связи с особенностями экономического развития в разных странах были разработаны различные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяются два подхода: американский и европейский.

На данном этапе проблема монополизации в России перестает быть полностью экономической и становится все более политической. Тем не менее, общеизвестно, что экономика не должна иметь политических обязательств превыше всего. И только тогда государство сможет полностью заменить развивающиеся монополии десятилетиями свободного и саморегулирующегося рынка.

Конечная цель - обеспечить, чтобы на рынке оставались только предприятия, что обеспечит более высокое качество продукции, относительно более низкие цены и быстрое изменение ассортимента.