Экономическая безопасность РФ и основные пути ее повышения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Собственность как экономическая категория
Экономическая роль государства
Критерии и типы классификации экономических систем
Эластичность спроса и её показатели


Введение:

Экономическая безопасность страны в настоящее время стала одной из проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого разного профиля, в том числе представителей спецслужб. Это внимание отнюдь не случайно. Это связано, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является ключевой и определяет жизнеспособность других сфер. Влияние экономической сферы на других более ощутимо, чем влияние этих областей на нее. Соответственно, экономическая безопасность является доминирующей по отношению к другим типам безопасности.

Раньше считалось, что экономическая безопасность является прерогативой органов государственной безопасности. Несомненно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе ФСБ России, являются важным звеном в обеспечении экономической безопасности государства. Но сама структура экономики должна обеспечивать безопасность, выполнение условий которой возможно только при условии соблюдения национальных интересов России при проведении экономических реформ и с учетом существующих угроз. Россия - многонациональная страна, в которую входят десятки национальностей, имеющих собственную государственность и даже собственные Советы безопасности, которые участвуют в обеспечении национальной безопасности. Может сложиться впечатление, что в Российской Федерации национальная безопасность означает безопасность только российской нации, но это не так. Понятие «национальная безопасность» отражает состояние, уровень защиты всех народов и наций, составляющих Россию.

Обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективности жизни общества и достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов.

Премьер-министр России Владимир Владимирович Путин заявил, что у России есть два возможных пути развития - либо Россия будет сильным государством, либо это государство исчезнет из атласа мира, по крайней мере в том виде, в котором оно существует сегодня. Многие иностранцы нуждаются в России в качестве сырьевого придатка своей экономики, живущего за счет продажи своих ресурсов. Это губительный путь для России. Чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическую политику с учетом требований техногенного развития мирового сообщества в XXI веке, необходимо найти его точки роста в виде новых технологий, в которых мы Не надо догонять, но опережать иностранных конкурентов. Концепция экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание социально-политической и военной стабильности государства на достаточном уровне, но прежде всего развитие экономики с включением ее в процессы глобализации, происходящие сегодня в мировом сообществе.

Легкомыслие и попытки минимизировать надвигающиеся опасности здесь недопустимы. Роль науки в разработке концепции экономической безопасности очень важна и ответственна. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью укрепления позиций российской экономики в современном мире, особенно в период экономического кризиса, а также проведения более активной экономической политики.

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы экономической безопасности страны, а также направления развития российской экономики с целью отражения угроз экономической безопасности России.

Целью данной курсовой работы является изучение концепции, структуры, нормативно-правовой базы и стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Цели данного исследования: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической безопасности, анализ современного состояния экономической безопасности в России, определение основных направлений повышения экономической безопасности России.

Можно без преувеличения утверждать, что разработка проблем обеспечения гарантированной внутренней и внешней безопасности страны, всех ее аспектов и особенно экономической безопасности является приоритетной задачей для специалистов в области государственного и муниципального управления.

Экономическая политика государства и экономическая безопасность

Понятие, сущность и критерии экономической безопасности страны

В 70-х годах впервые появился термин «экономическая безопасность». Это быстро стало широко распространенным в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку нынешней международной ситуации, представители, прежде всего стран Западной Европы, высказались за использование экономических методов для обеспечения национальной безопасности.

Наиболее интенсивные исследования в области экономической безопасности Российской Федерации начались с создания Межведомственной комиссии Совета Безопасности по экономической безопасности, хотя многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей по ряду смежных дисциплин были посвященный проблемам, связанным с этой концепцией.

Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности образована в соответствии с Законом Российской Федерации "О безопасности", "Положением о Совете безопасности", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года, № 547 «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. № 1686 «О совершенствовании деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации». «. По сути, в вышеуказанных документах вводится понятие экономической безопасности. Понятие экономической безопасности в самом общем смысле означает способность и готовность экономики обеспечивать достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешние угрозы. Экономическая безопасность является материальной основой как национальной безопасности в целом, так и практически всех ее компонентов (продовольственной, энергетической, научно-технической, экологической, информационной и т. д.).

События 10-11 октября 1994 года, связанные с резким падением курса рубля (черный вторник), обострили интерес как научной общественности, так и населения в целом к ​​экономической безопасности. В апреле 1995 года Указом Президента Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности, в результате которой была разработана Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), утвержден Указом Президента Российской Федерации № 608 от 29 апреля 1996 г.

Целью Государственной стратегии является обеспечение такого экономического развития, которое создаст приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранит целостность государства, успешно противостоит влиянию внутренних и внешние угрозы. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как внутри страны, так и на международном уровне.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности.

В частности, обеспечить:

  • защита гражданских прав населения, повышение качества жизни, обеспечение мира в стране и спокойствия в обществе;
  • эффективное решение внутренних и внешних политических, экономических и социальных проблем, исходя из национальных интересов;
  • активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, как ее основа, наряду с такими составляющими, как обеспечение надежной обороны страны, поддержание социального мира в обществе и защита от экологических катастроф. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности со слабой и неэффективной экономикой, так же как не может быть военной безопасности или эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, учитывая определенные аспекты безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

В настоящее время экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизни населения, устойчивое обеспечение ресурсами для развития национальной экономики, а также последовательную реализацию национальные и государственные интересы.

Под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально ориентированное развитие страны в целом и достаточный оборонный потенциал.

Обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективной жизни общества и достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика является одним из жизненно важных аспектов деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, концепция национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее сила перед лицом возможных внешних и внутренних угроз. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить самые важные элементы:

Экономическая независимость не является абсолютной, потому что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает способность контролировать национальные ресурсы, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет ей на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене. научно-технических достижений. Эта концепция имеет сложную структуру и означает, во-первых, способность экономики сохранять суверенитет и геополитическое положение страны в мире, адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, систематическая оценка состояния экономики с точки зрения защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность государственных учреждений противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и действенности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

Стабильность и стабильность национальной экономики, подразумевающая защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, предотвращение серьезные пробелы в распределении доходов, которые угрожают вызвать социальные потрясения и т. д.) и т. д.).

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общего культурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Развитие должно идти в следующих направлениях:

  • способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, то есть обеспечивать рост ВВП в следующем десятилетии (не менее 7-8 процентов в год);
  • повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих отраслях, но и в первую очередь в перерабатывающих отраслях и увеличение (в 5-6 раз) доли инновационно активных предприятий;
  • улучшение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы, опережающий рост пенсий и пособий;
  • сокращение в 3-4 раза слоя малоимущих и формирование среднего класса граждан с соответствующим уровнем платежеспособного спроса;
  • надежность банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокие рыночные условия и предотвращать скачки курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долгосрочных темпов роста ВВП;
  • увеличение в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих производств;
  • поддержание уровня импорта, особенно продуктов питания, на безопасном уровне (примерно 25 процентов розничного товарооборота);
  • независимость России в стратегически важных областях научно-технического прогресса, особенно в области оборонной промышленности, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
  • избежание чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.

Таким образом, экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность постоянно обновляться и совершенствоваться.

Для лучшего понимания сути экономической безопасности важно понять ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие является одной из составляющих экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то возможности ее выживания, а также сопротивления и приспособляемости к внутренним и внешним угрозам резко сокращаются. Стабильность и безопасность являются наиболее важными характеристиками экономики как единой системы. Им не следует противопоставлять, каждый из них характеризует состояние экономики по-своему. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения его способности выживать перед лицом внутренних и внешних угроз, а также под воздействием непредсказуемых и трудно предсказуемых факторов.

Чем стабильнее экономическая система, тем более жизнеспособна экономика, а значит, оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между различными компонентами системы приводит к дестабилизации и является сигналом о переходе экономики из безопасного в опасное состояние.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерием экономической безопасности является оценка состояния экономики с точки зрения наиболее важных процессов, отражающих суть экономической безопасности.

Критерии безопасности включают оценки:

  • ресурсный потенциал и возможности его развития;
  • уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню в наиболее развитых и развитых странах, а также уровень, на котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;
  • конкурентоспособность экономики;
  • целостность территории и экономического пространства;
  • суверенитет, независимость и способность противостоять внешним угрозам,
  • социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получившая количественное выражение, позволяет заранее сигнализировать о надвигающейся опасности и принимать меры по ее предотвращению.

Для экономической безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения являются предельными значениями, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь набор индикаторов находится в допустимых пределах их пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются без ущерба для других. Следовательно, можно сделать вывод, что за пороговыми значениями национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии иностранных и транснациональных монополий, сгорает от язв коррупции Преступность страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности:

  • показатели экономического роста (динамика и структура национального производства и доходов, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура экономики и динамика отдельных секторов, капитальные вложения и т. д.);
  • показатели, характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  • показатели, характеризующие динамизм и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, влияние внешнеэкономических факторов, устойчивость национальной валюты, внутреннего и внешнего долга);
  • показатели качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными товарами и услугами, работоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.).

Пороговые уровни снижения безопасности могут характеризоваться системой показателей общеэкономического и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень спада экономической активности, объемов производства, инвестиций и финансирования, за пределы которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современной, конкурентной основе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
  • максимально допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за пределами которой существует опасность неконтролируемых социальных, трудовых, этнических и иных конфликтов; существует угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органической части цивилизованного сообщества;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природного и экологического потенциала, за пределами которого существует опасность необратимого разрушения элементов природной среды, потери жизненно важных ресурсов, источников экономического роста, а также значительных площадей проживания, производства и отдыха, наносящих непоправимый ущерб здоровью нынешнего и будущих поколений и т. д.

Резюмируя вышесказанное, мы можем сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики эффективно удовлетворять социальные потребности на национальном и международном уровнях. Другими словами, экономическая безопасность представляет собой сочетание внутренних и внешних условий, способствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, личности, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, что гарантии от различных видов угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

  • Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать себя на основе высокой производительности труда, качества продукции, и т.п.
  • Во-вторых. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства или службы. Оно должно поддерживаться всей системой государственных органов, всеми связями и структурами экономики.

Нормативно-правовая база экономической безопасности страны.

Законодательная ветвь государственной власти посредством законов формирует правовые основы экономической безопасности, определяет спектр государственных ценностей и интересов, находящихся под защитой государства, создает систему государственных органов, специализирующихся на обеспечении экономической безопасности, определяет их компетенцию, обеспечивает возможность , основания и виды юридической ответственности за противоправное поведение физических и юридических лиц, признанных субъектами права. Основные направления деятельности палат Федерального Собрания в области обеспечения экономической безопасности осуществляются на постоянной основе через структуру комитетов Совета Федерации и Государственной Думы в сотрудничестве с соответствующими подразделениями аппарата Федерального Собрания. Ассамблея (информационно-аналитическое управление Совета Федерации и аналитический центр Государственной Думы).

Важную роль в обеспечении экономической безопасности сыграл Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».

В марте 1994 года, то есть более чем через три года после начала «реформирования» экономики, правительство приняло распоряжение о разработке «Основных положений государственной стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Документ был подготовлен, и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и утвержден Советом Безопасности. Однако для того, чтобы он стал документом, потребовалось почти 1,5 года, поскольку только в апреле 1996 года Президент подписал Указ № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» экономическая безопасность России является государством защиты государства. экономические интересы личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанные на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации в соответствии с Указом являются индивид, общество, государство и основные элементы экономической системы, в том числе системы институциональных отношений.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить задачи, стоящие перед государством, как на национальном, так и на международном уровнях.

Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения путем повышения уровня и качества его жизни, а также эффективного решения внутренних экономических и социальных проблем. как влияющие на мировые процессы с учетом интересов национальных государств.

Нынешняя ситуация в российской экономике требует определения стратегии экономической безопасности. Тем не менее, все текущие экономические меры в основном импульсивные и фрагментированные.

Несмотря на сложность переходного периода, Россия обладает огромным потенциалом для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за рубежом. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективном использовании преимуществ международного разделения труда, участии страны в ее равноправной интеграции в мировые экономические отношения, ликвидации ее зависимости от зарубежных стран в экономических и экономических вопросах. техническое сотрудничество.

Объекты экономической безопасности, помимо личности и государства, являются основными элементами экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает в себя:

  1. характеристика внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, представляющих угрозу жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства; выявление и мониторинг факторов, которые подрывают устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе (3-5 лет);
  2. определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
  3. формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов для устранения или смягчения воздействия факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация стратегии экономического состояния должна осуществляться через систему конкретных мероприятий, реализуемых на основе качественных показателей и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и т. д.

Таким образом, только в мае 1997 года была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов - прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного, однако , только в 1998 году), а также в соответствующих подразделениях Министерства внутренних дел. ГРУ, Федеральная служба налоговой полиции и Государственный таможенный комитет.

10 января 2000 года была принята 2-я версия Концепции национальной безопасности России. Этот документ определяет основные исходные положения о национальной безопасности страны, которые должны стать основой для формирования внутренней и внешней политики страны. Анализируется место России в мировом сообществе, определяются ее национальные интересы, процессы и явления, которые им угрожают.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в экономической сфере. В конечном итоге обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешней политики и других зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы приоритетных и долгосрочных мер по обеспечению экономической безопасности России и практических шагов в этом направлении должны основываться на четком понимании современных угроз.

В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в экономической сфере угрозы носят комплексный характер и обусловлены, прежде всего, значительным сокращением валового внутреннего продукта, снижением инвестиций, инновационной активности и научно-технический потенциал, стагнация аграрного сектора, дисбаланс банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга, тенденция к преобладанию топливных, сырьевых и энергетических компонентов в экспортных поставках, а также продовольственных и потребительских товаров, включая основные предметы первой необходимости, в импортных поставках. «Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и рост масштабов терроризма». Обострение межэтнических и усложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение научных исследований в стратегически важных областях науки и техники. технологическое развитие, отток специалистов и интеллектуальная собственность за границу угрожают России утратой ее лидирующих позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это приводит к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственных, технологических и транспортных связей, финансовой, банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности в отношениях между регионами и центром, создают угрозу федеративному устройству и социально-экономической структуре Российской Федерации.

Наибольшей эффективности в реализации законодательных полномочий Федерального Собрания можно достичь благодаря взаимодействию с информационно-аналитическими подразделениями Совета Федерации и Государственной Думы, комитетами Федерального Собрания, Администрацией Президента, аппаратом Совета Безопасности и Правительственный аппарат. Однако координация между этими органами по вопросам экономической безопасности сегодня недостаточно эффективна. Различные органы участвуют в обеспечении национальной безопасности независимо друг от друга без согласования планов и результатов работы. Эта дисперсия наносит ущерб качеству работы и снижает уровень государственного управления. Очевидно, что функциональные и организационные вопросы обеспечения национальной и экономической безопасности требуют дальнейшего совершенствования.

Перспективы российской экономики.

Направление и реализация экономической политики России

Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие направления, которые в настоящее время актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

  • оппортунистическая политика;
  • политика экономического роста;
  • структурная политика;
  • региональная политика;
  • политика занятости;
  • антиинфляционная политика;
  • инвестиционная политика;
  • социальная политика.

Все эти направления пересекаются, а иногда и противоречат друг другу. Правительство выбирает приоритеты в зависимости от ситуации.

Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе уделяется реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства для населения, а также развитию агропромышленного комплекса.

Кроме того, Правительство Российской Федерации намерено разработать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов оказания социальной помощи. В связи с этим необходимо обеспечить координацию деятельности всех органов власти, оказывающих социальную помощь в реализации соответствующих программ, по содействию региональной и межрегиональной мобильности рабочей силы.

Планируется продолжить реализацию реформ административной и государственной службы, направленных на обеспечение гласности и регулирования деятельности органов государственной власти и дальнейшее снижение их избыточных функций.

Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов для устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала. информационно-консультационные услуги в сфере инноваций, совершенствование нормативно-правовой базы по защите прав на интеллектуальную собственность, кадровое обеспечение инновационной экономики. Необходимо создать благоприятные условия для внедрения передовых технологий в производство, включая всестороннее и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

Для развития российских регионов необходимо перейти от неэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципалитеты мобилизовать имеющиеся ресурсы для экономического роста. Это должно быть достигнуто за счет повышения эффективности государственного управления, формирования и развития промышленных кластеров, улучшения межбюджетных отношений, направленных на стимулирование реформ в регионах.

Для решения проблем, связанных с устранением инфраструктурных и технологических ограничений, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объему передачи информации, производственным мощностям и изменениям. в структуре экономики. Эта задача может быть успешно решена только при активном участии бизнеса.

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечиваться путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого бизнеса и обеспечения равной и справедливой конкуренции. С общим улучшением делового климата и созданием экономических стимулов для межотраслевого потока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей и услуг.

19 апреля 2007 г. Правительство Российской Федерации утвердило прогноз социально-экономического развития на 2008 г. и на период до 2010 г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны в среднесрочной перспективе. которая демонстрирует ориентацию на диверсификацию экономики, высокий инвестиционный и потребительский спрос, опережая развитие обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта. По словам чиновников, отечественная экономика снизит свою зависимость от цен на нефть. Они не предвидят внутренних макроэкономических рисков и считают, что показатели экономического развития достигли показателей стабильности.

По мнению экономистов, представленный прогноз выглядит оптимистичным, и для этого есть некоторые предпосылки. В прошлом году успешные по многим показателям экономическое благополучие страны, а также первый квартал 2007 года. Продемонстрировали ускорение экономики. По мнению экспертов, тот факт, что российская экономика отойдет от роста, основанного на экспорте нефти и газа, будет основан на производстве и технологиях.

В прогнозе социально-экономического развития страны на 2008-2010 гг. следующие параметры являются фиксированными. Прогноз инфляции на 2007 год составляет 7-8%, на 2008 год - 6-7%, на 2009 год - 5,5-6,5%, на 2010 год - 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2007 год - 6,5%, на 2008 год - 6,1%, на 2009 год - 6%, на 2010 год - 6,2%. В то же время глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что Россия может достичь более высоких темпов роста ВВП, чем те, которые заложены в трехлетнем прогнозе. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий выше, а цена на нефть превышает официальные ожидания.

Прогноз роста промышленного производства на 2007 год составляет 5,2%, на 2008 год - 5,1%, на 2009 год - 4,8%, на 2010 год - 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, согласно прогнозу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, составит: в 2007 г. - 12,8%, в 2008 г. - 11,9%, в 2009 г. - 10,5% и в 2010. - 11,4%.

Кроме того, чиновники сосредоточились на показателях, связанных с социальной сферой. Реальные располагаемые доходы россиян в 2007 году вырастут на 9,8%, в 2008 году - на 9,1%, в 2009 году - на 8%, а в 2010 году - на 7,5%. В то же время реальная заработная плата, согласно прогнозу, в 2007 г. увеличится на 12,8%, в 2008 г. - на 10,8%, в 2009 г. - на 8,8% и в 2010 г. - на 8,2%. Ожидается снижение уровня безработицы - с 7,3% в 2006 году до 6,8% в 2010 году. При этом число зарегистрированных безработных должно возрасти, что свидетельствует о структурных изменениях в этой области.

Оборот розничной торговли вырастет в 2007 году. На 11,6%, в 2008 году - на 10,5%, в 2009 году - на 9,1%, в 2010 году - на 8,4%. Положительное сальдо торгового баланса Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет постепенно уменьшаться. Так, согласно прогнозу Министерства экономического развития и торговли, в 2007 г. он составит 100,8 млрд долл., В 2008 г. - 67,6 млрд долл., В 2009 г. - 34,7 млрд долл., А в 2010 г. уже 3,2 млрд долл.

Экономисты отмечают, что, повышая прогноз экономического роста, чиновники делают ставку на сильные внутренние инвестиции и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят весьма правдоподобно: экономика все еще имеет огромный резерв для роста, связанный с возможностью повышения ее эффективности (снижение энергоемкости, повышение производительности труда и т. д.) И 6 % в год, кажется, нормальный темп роста для нее.

Высокий потребительский спрос сможет стимулировать рост в перерабатывающих отраслях. Четко выраженный приход иностранных производителей, локализующий определенные отрасли, не только способствует прогнозируемому росту, но также может оказать дополнительное положительное влияние на экономику. Нет явных внутренних или внешних угроз для роста, за исключением падения мировых цен на сырьевые товары, но эта угроза становится менее значимой с каждым годом из-за одинаковой экономической диверсификации. В то же время в прогнозе есть несколько моментов, которые вызывают вопросы: перспективы для сектора нефти и нефтепереработки выглядят заниженными, а перспективы для несырьевого экспорта - завышенными. Многие аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный Министерством экономического развития и торговли. И они предполагают, что на фоне возможной нехватки рабочей силы миграционная политика должна стать одним из приоритетов для правительства. Высокие темпы роста заработной платы и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, и, следовательно, рост потребления останется одним из ключевых факторов роста российской экономики.

Однако без обеспечения экономической безопасности невозможно решить проблемы, стоящие перед государством, как на национальном, так и на международном уровнях.

Современное состояние экономической безопасности в России

Вернемся к Государственной стратегии экономической безопасности. Этот документ определяет критерии и параметры экономической безопасности, подлежащие мониторингу.

Критерии экономической безопасности, определяемые как факторы, определяющие возникновение угроз экономической безопасности, формулируются следующим образом:

  1. Способность экономики страны к устойчивому росту.
  2. Зависимость экономики страны от импорта важнейших видов продовольствия и продуктов, производство которых может быть организовано в стране.
  3. Уровни внешнего и внутреннего долга.
  4. Воспроизведение стратегических ресурсов.
  5. Уровень бедности и безработица.
  6. Стабильность финансовой системы.
  7. Рационализация структуры внешней торговли.
  8. Доступность для населения образования, культуры, медицинских и социальных услуг, пассажирского транспорта, массовых коммуникаций, а также жилищно-коммунального хозяйства.
  9. Поддержание научного потенциала страны.
  10. Отношения со странами СНГ.

Каждый из этих факторов имеет установленный набор показателей, который можно найти на сайте Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Анализ категорий экономической безопасности развитых стран и России показывает, что Российская Федерация сталкивается с рядом угроз, которые не характерны для развитых стран. Эти угрозы включают необходимость интеграции в уже сложившуюся систему международных институтов; трудности в определении положения системы, связанные с кризисом органов, ответственных за сбор статистической информации, и, как следствие, невозможность принятия оптимальных управленческих решений; на территории ряда субъектов Российской Федерации существуют правовые акты, противоречащие федеральному законодательству; У России огромные неохраняемые границы. В то же время Российская Федерация как страна, развивающаяся в условиях глобальной экономики, сталкивается со всем традиционным набором угроз, присущих эпохе глобализации.

Стратегические национальные интересы России в экономической сфере многогранны, но, подытоживая, они могут быть представлены в трех наиболее важных направлениях: долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние темпы роста ВВП в Европе и Азии, повышение конкурентоспособности экономика страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян и признание их роли в мировом культурном пространстве.

Более конкретно, реализация национальных интересов России в экономической сфере может быть выражена следующим образом: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, то есть обеспечить рост ВВП в следующем десятилетии в диапазоне не менее 7-8 процентов в год; повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих отраслях, но и в первую очередь в обрабатывающей промышленности и увеличение в 5-6 раз доли инновационно активных предприятий; повышение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы, опережающий увеличение пенсий и пособий; сокращение в 3-4 раза слоя малоимущих и формирование среднего класса граждан с соответствующим уровнем платежеспособного спроса; надежность банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокие рыночные условия и предотвращать скачки курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долгосрочных темпов роста ВВП; увеличение в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих производств; поддержание уровня импорта, особенно продуктов питания, на безопасном уровне (около 25 процентов розничного товарооборота продуктов питания); независимость России в стратегически важных областях научно-технического прогресса, особенно в области оборонной промышленности, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения; сохранение единого экономического пространства и предотвращение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.

Практический опыт разных стран, в том числе и нашей, показывает, что угрозы национальной безопасности могут не проявляться в открытой и острой форме в течение длительного времени, но это не означает, что мы не в опасности или что любой кризис может быть легко пережит , Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в экономической сфере целесообразно постоянно следить за показателями экономической безопасности. Выделено 19 таких показателей, отражающих наиболее важные направления в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. Именно эти показатели используются в качестве пороговых значений для экономической безопасности. Они характеризуют предельные значения, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию деструктивных тенденций в сфере производства и уровня жизни населения.

Пороговые значения должны приобретать статус количественных параметров, утвержденных или утвержденных на государственном уровне, соблюдение которых должно стать неотъемлемым элементом государственных прогнозов и программ развития, а также бюджетирования. К сожалению, этого не произошло, до сих пор нет утвержденных количественных параметров пороговых значений.

Пороговые значения показателей достаточно точно сигнализируют о состоянии экономической безопасности России. Ситуацию нельзя охарактеризовать как однозначную, с оценкой «хорошо» или «плохо». Некоторые показатели в 2005 году были ниже пороговых значений. Это уровень инфляции, дефицит бюджета и государственный долг. Объем золотовалютных резервов во много раз превышает пороговое значение.

Если уровень монетизации соответствовал предельному значению показателя, можно сделать однозначный вывод об улучшении финансового положения. Тем не менее, он в два раза ниже, что указывает на неразвитость банковского сектора, отсутствие доверия инвесторов к банкам, отсутствие склонности населения к организованным формам сбережений и слабое развитие безналичных платежей. Экономические и политические риски инвестирования по-прежнему очень высоки.

Увеличение финансовых и банковских резервов происходит за счет нарушения финансовых возможностей для развития реального сектора экономики, инновационной и социальной сфер. Все показатели свидетельствуют о неблагоприятном состоянии этих секторов экономики. Доля импортируемых продуктов питания в общем объеме продовольственных ресурсов значительно (на 15 процентных пунктов) превышает пороговое значение, что делает экономику уязвимой для неблагоприятных изменений на валютном рынке. Общий ВВП значительно ниже порога. Следовательно, для решения проблемы удвоения ВВП к 2012 году необходимо существенно ускорить темпы экономического роста.

К сожалению, здоровье населения России гораздо хуже, чем в промышленно развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68 месте в мире. Средняя работоспособность российского работника, если судить по количеству лет работы, потере рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем у работника из США.

Мораль является важной личностной характеристикой человеческих ресурсов. На это качество указал Аристотель в своей работе «Никомахова этика». За годы реформ среди рабочих развились такие негативные черты нравственности, как отсутствие инициативы, агрессивность, конфликты, циничное отношение к обществу, государству и личности, взяточничество, рэкет и коррупция. Также его техническая и производственная составляющая имеет большое значение для обеспечения экономической безопасности государства. Под этим понимается способность промышленности страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство и удовлетворять общественные (в том числе оборонные) потребности. Он тесно связан как с материальными, так и социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Это особенно высоко для металлообрабатывающего, металлургического и химического оборудования. В случае обострения экономической ситуации или возникновения прямой военной конфронтации такая зависимость может привести к значительным экономическим трудностям. Именно поэтому отечественное производство качественных и достаточных количеств машин и оборудования так необходимо. В то же время анализ данных Госкомстата РФ показывает, что высокотехнологичные отрасли - производство станков, кузнечно-прессовых машин, радиоэлектронного оборудования, компьютеров, современных средств связи - составляют всего лишь более 5% от уровня 1991 года.

Российская промышленность в настоящее время ориентирована в первую очередь на производство промежуточного продукта - топлива и сырья. На отрасли конечного использования приходится только около двух пятых промышленного производства. Основные средства промышленных предприятий реального сектора экономики изношены более чем наполовину, а в топливно-энергетическом комплексе износ уже достигает почти 80%.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в кратчайшие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущие отрасли гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России ключевыми технологиями, наращивание ее технологического потенциала на основе последних достижений науки и техники, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переходу экономики к модели интенсивного развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики и устранению ее экономической зависимости от зарубежных стран.

В третьем тысячелетии передовые страны мира - США, европейские страны и Япония - находятся на грани нового этапа научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий XXI века во всех сферах жизни.

Ведущее направление в научно-технической сфере - гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей отрасли научно-технического прогресса, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, то есть в этих областях. науки и техники, которые улучшают качество жизни людей.

Вторым важным направлением научно-технического прогресса является снижение энергоемкости и металлоемкости общественного производства. Развитые страны добились значительного прогресса на этом пути, постепенно переходя к типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей может осуществляться при меньшем удельном объеме ресурсов, задействованных в производстве. Реализация этого направления будет способствовать обеспечению устойчивого развития отдельных стран и мировой экономики.

Промышленно развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и делает общество все более глобальным. Освоение комплекса новейших информационных технологий - Интернета - сопоставлено с изобретением и распространением книгопечатания.

Для нашей страны проблема глобализации означает необходимость постепенного перехода от экспорта энергии и сырья к более сбалансированному участию путем интеграции отечественного научно-технического потенциала в мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг и присоединения к стратегическим альянсам.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственный компонент, который предполагает способность аграрного сектора экономики обеспечивать население страны продуктами питания, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем.

Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится очень реальной. Архаичная природа сельского хозяйства и продовольственного комплекса России в целом резко обострилась в результате выбранного варианта аграрной реформы. Спешка разрушить существующие структуры и экономические связи, усугубление дисбаланса цен между промышленностью и сельским хозяйством, почти полное открытие внутреннего рынка для импорта продовольствия - все это подрывает основу для самообеспеченности страны продовольствием. Товарность сельского хозяйства значительно снизилась. Монополия производителей сельскохозяйственной техники, разрастание посреднических структур и непродуманная налоговая и кредитная политика делают сельскохозяйственное производство неэффективным. Доля импортных продуктов питания составляет 30%. По данным Министерства сельского хозяйства, доля импорта мяса и мясопродуктов составляет 34%, молока и молочных продуктов - 18%, сахара (включая сахар-сырец) - 73%, растительного масла - 42%, рыбы и рыбопродуктов - 50. %. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, доля многих видов импортируемых товаров достигает 80% 7. Эти и другие данные показывают, что критический порог для продуктов питания значительно превышен. Это может привести к ценовому диктату, а также к уничтожению внутреннего производства, захвату российского внутреннего рынка.

Сложившиеся неблагоприятные условия создают реальную угрозу утраты продовольственной независимости страны, которая может стать свершившимся фактом, если органы исполнительной власти и хозяйствующие субъекты не примут эффективных мер для ее преодоления.

В системе экономической безопасности энергетическая составляющая играет важную роль, что предполагает обеспечение стабильности энергопоставок для нужд народного хозяйства и оборонного комплекса. Российская экономика приобретает все больший топливно-сырьевой характер. В то же время энергетическая составляющая может стать препятствием для экономического роста. Увеличение производства приведет к увеличению внутреннего потребления топлива. Между тем, топливная отрасль в настоящее время не готова значительно увеличить объемы своей продукции. Практически все крупные и средние нефтяные месторождения задействованы в добыче, в основном они находятся на поздней стадии разработки. Увеличение доказанных запасов практически всех видов топливных ресурсов не компенсировало добычу в течение длительного периода. Например, за последние 20 лет «Газпром» не вкладывал деньги в разработку крупных месторождений, поскольку должен был выступать в роли национального кредитора для всей российской экономики. Бывший глава "Газпрома" Рам Вяхирев недавно привел факты ужасающего финансового состояния "Газпрома" - он должен 7,5 миллиарда долларов, а его собственный долг составляет 4,5 миллиарда долларов, поэтому нет денег для инвестиций в добычу газа.

Нам нужна четкая и понятная для всех структурная политика в топливно-энергетическом комплексе, которая бы определяла приоритеты отрасли, обеспечивая экономическую независимость страны.

Глубокий энергетический кризис, разразившийся в Приморье прошлой зимой, убедил в необходимости реформирования энергосистемы Российской Федерации. Энергетическая система страны, сформировавшаяся в период плановой и административной экономики, в условиях формирования рынка, конкурентных отношений во всех сферах жизни общества, нуждается в существенной модернизации и реконструкции. Причем это нужно делать очень осознанно, с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта в интересах всего народного хозяйства.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономической, социальной, научно-технической и военной информацией в рамках национального экономического комплекса и зарубежных партнеров, при котором обеспечивается надлежащая секретность ведения бизнеса в интересах государства, общества. и хозяйствующий субъект будет гарантирован.

Информационная функция системы экономической безопасности - получение системой в целом и ее элементов информации, необходимой для осуществления скоординированных и целенаправленных действий для достижения поставленных целей.

Требования для реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью информации, предоставляемой потребителю в соответствии с его запросами и потребностями.

Информационная опасность возникает, когда величина и вероятность возможного информационного повреждения больше порогового значения, что требует принятия мер по его предотвращению и защите объекта безопасности.

Концепция информационной безопасности является противоположностью концепции информационной опасности и означает защиту от получения значительного информационного ущерба.

В последние годы важность информационной безопасности возросла во всех сферах общественной жизни, в том числе в экономической. Это связано с рядом причин: быстрое развитие возможностей информационных технологий и технологий, усиление экономической конфронтации между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами, усиление влияния на общественное сознание различных групп населения, интересов и потребности клиентов и поставщиков.

Информатизация финансово-экономической сферы оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на ее развитие. Следующие факты свидетельствуют о негативном влиянии на экономическое сознание и действия российских граждан: сотни мошеннических финансовых пирамид, пропагандируемых различными телеканалами, позволили мошенникам грабить миллионы доверчивых российских граждан, а нечестная реклама способствовала продаже некачественных товаров стоимостью сотни миллионов долларов.

По мнению экспертов, компьютер становится наиболее активным инструментом в экономической борьбе и преступности. Ведь деньги сейчас являются официальной информацией о владении определенным ценным объектом, записанной на бумажных или магнитных, электронных носителях. В западных странах и некоторых регионах России широко распространены кредитные карты, заменяющие бумажные деньги. Подделка кредитных карт, кража денег с помощью компьютеров стали настоящей катастрофой в США, Италии и некоторых других странах.

Промышленный шпионаж (и контршпионаж) также быстро развивается. В США убытки частных фирм из-за кражи коммерческой тайны оцениваются в десятки миллиардов долларов в год. По мнению экспертов, за годы реформ ценная информация об изобретениях, открытиях и ноу-хау стоимостью в сотни миллиардов долларов была экспортирована из России.

Анализ основных элементов, составляющих экономическую безопасность Российской Федерации, показывает, что ее пороговые значения во многих случаях превышали минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили ведущие отрасли экономики, затронули фундаментальные основы обеспечения жизни человека и государства. Еще не все потеряно. Но необходимо быстро разработать эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности России.

Многие пороговые параметры экономической безопасности были разработаны на основе данных внутренней статистики и были согласованы в 2000 году с соответствующими министерствами и ведомствами. Они учитывают соответствующие параметры стран ЕС и могут быть использованы для оценки международной глобальной безопасности России. Для более детальной оценки этого предлагается использовать систему показателей, характеризующих место России в мировой экономике: в территориальном пространстве, в населении, в запасах и добыче полезных ископаемых, в лесных ресурсах, в финансовых и банковских активах. в экспорте и импорте, в мировом объеме ВВП. а также ВВП на душу населения. Эти показатели, по сравнению с США, еврозоной, Японией и мировой экономикой в ​​целом. Достаточно взглянуть на таблицу, чтобы понять: они указывают на значительные различия между показателями, характеризующими, с одной стороны, С одной стороны, территориальное пространство, природно-ресурсный потенциал и его использование, а с другой - финансовый потенциал, объемы ВВП, международная торговля (экспорт-импорт), уровень и качество жизни. Наш природно-ресурсный потенциал во много раз превышает финансовый потенциал, объем ВВП, экспорт и ВВП на душу населения. Многие дисбалансы развивались снова и снова, за последние 15 лет они ухудшились, особенно с точки зрения социальных показателей.

Приведенные пороговые значения уровней экономической безопасности Российской Федерации по отношению к началу XXI века, к сожалению, мало изменились до настоящего времени. Если оценивать уровень государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение промышленных основ национальной экономики, региональную экономическую дезинтеграцию, резкую дифференциацию доходов и рост безработицы, чрезвычайные ситуации, утечка средств за рубеж Тогда по этим показателям экономическая безопасность Российской Федерации продолжает снижаться.

По итогам 2008 года необходимо констатировать, что России не удалось «дождаться шторма в убежище». Кризис полностью затронул все сферы нашей экономики; серьезные проблемы возникли в реальном секторе, в финансовой и социальной сферах. К началу 2009 года российская экономика вступила в промышленную рецессию, которая сопровождалась девальвацией рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Национальная финансовая система оказалась неподготовленной к глобальному шоку 2007-2008 годов, и Россия повторила путь более развитых стран - от финансового кризиса к промышленному спаду. Внутренняя экономика, очевидно, переживает свой первый полноценный рыночный кризис, усугубленный слабостью финансовой системы, которая легко «импортировала» шок из-за рубежа.

С конца 2008 года российская экономика переходит на качественно иной режим работы. Основные параметры этого периода будут связаны с относительно низкими ценами на нефть («потеря ренты»), падением промышленного производства и ростом безработицы. Хотя стимулом для начала текущих процессов явились события на мировых финансовых рынках и рецессия в развитых странах, степень этого влияния была связана с внутренними причинами и структурой экономики, то есть сильной зависимостью сырья отрасли на экспорт, неразвитая частная финансовая система, нерешенные проблемы в экономической политике ...

По прогнозам, мировой ВВП в 2009 году упадет почти на полпроцента, падение ВВП в США может составить 2,6-2,7 процента, в Японии - до 5-5,8. Экономика ЕС может сократиться на 2,1-2,5 процента. Почти во всех странах доходы населения значительно снизятся. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но даже там они упадут почти вдвое по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2%.

Влияние мирового экономического кризиса на Россию имеет свои особенности, связанные с накопленными деформациями в структуре экономики, недостаточным развитием ряда рыночных институтов, в том числе финансовой системы.

Основной проблемой российской экономики по-прежнему остается очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство многое сделало с точки зрения развития перерабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта, но экспорт нефти и газа, экспорт другого сырья и металлов по-прежнему играют ключевую роль в экономике. В результате кризиса упали не только цены, но и спрос практически на весь российский товарный экспорт.

Вторая проблема - отсутствие конкурентоспособности несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не было отраслей, которые могли бы «поддерживать» экономику. Более того, проблемы из сырьевых отраслей стали распространяться на смежные.

Результатом является значительное падение промышленного производства, увеличение числа безработных, снижение заработной платы и ряд других негативных последствий. Это особенно заметно в тех городах и регионах, где расположены крупные сырьевые предприятия и которые, несмотря на постоянный рост цен на сырье, были очень обеспеченными.

Третья проблема - неразвитость финансового сектора и банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивающиеся в последние годы и выходящие на зарубежные рынки, не могли рассчитывать на внутреннее финансирование. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования были короче. Компании были вынуждены брать кредиты за границей. Во время кризиса иностранные рынки капитала стали недоступны для предприятий.

В последние годы национальная экономика развивалась в основном за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов от иностранных банков, теперь России необходимо найти внутренние источники роста, чтобы преодолеть кризис и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие.

В октябре - декабре 2008 года, когда глобальный экономический кризис начал оказывать серьезное влияние на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили предотвратить рост кризиса и его переход в формы, угрожающие экономической безопасности России. Обеспечение экономической безопасности, конечно, подразумевает не только классификацию интересов, угроз, критериев и пороговых значений, но и механизмы защиты национальных интересов страны в экономической сфере.

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех доступных инструментов экономической и социальной политики с целью предотвращения необратимых разрушительных процессов в экономике, которые подрывают долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом обеспечение решение стратегических задач.

Для преодоления экономического кризиса государство должно четко определить обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по обеспечению экономической безопасности России, что должно осуществляться на всех этапах экономической деятельности государства: когда определение понятия и основных направлений экономической политики, преобразование финансово-банковской системы страны, анализ хода и прогноза социально-экономического развития, разработка и утверждение государственного бюджета, принятие важнейших нормативных актов и решений правительства по экономической вопросы, при подготовке и экспертизе законов.

Необходимо перейти от разработки концепции национальной безопасности к долгосрочной стратегии национальной безопасности. В качестве отдельного документа целесообразно подготовить и утвердить долгосрочную стратегию экономической безопасности, учитывая, что соответствующая концепция, принятая в 1996 году, более не отражает современные реалии. Эти документы должны стать основой для долгосрочной стратегии социально-экономического развития России до 2025 года, а также соответствующих программ субъектов федерации.

Невозможно обойтись без создания специального органа, отвечающего за разработку и реализацию долгосрочных стратегий. По всем предметам существует ряд общих проблем безопасности, это, прежде всего, развитие инфраструктуры в сфере энергетики, транспортной системы, информации, связи, финансово-банковской системы. В этих сегментах экономики существует много дисбалансов, которые угрожают долгосрочному устойчивому развитию России. Для решения этих проблем необходимы координация, сотрудничество и кооперация.

Глобализация как угроза экономической безопасности

В узком смысле глобализация - это процесс лавинообразного формирования единого глобального финансового и информационного пространства, основанного на новых, главным образом, новых компьютерных технологиях. В более широком смысле этот термин относится к процессу формирования и развития транснациональных монополий, которые оказывают огромное влияние на независимое развитие стран за пределами Большой Семерки. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и ее приоритетов является краеугольным камнем России. интеграция в мировую экономику. Только при четком развитии и строгом соблюдении стратегии экономической безопасности Россия может занять свое законное место в системе мирового экономического пространства.

Для России, как федерального многонационального государства с большой территорией и сложными социально-экономическими и природно-климатическими условиями, проблема экономической безопасности носит в основном региональный характер и специфику.

Состояние российской экономики характеризуется сохраняющейся опасностью ее регионализации. Это проявляется в разрыве традиционных экономических связей, кризисе федеральной транспортной и энергетической инфраструктуры, кризисе взаиморасчетов, который парализует межрегиональные экономические связи.

В результате возникает тенденция притяжения экономических систем отдаленных российских регионов к региональным зарубежным центрам экономического влияния (Калининградская область - в Германию и Польшу; Приморье и Сахалин - в Японию; Забайкалье, Восточная Сибирь - в Китай). В будущем возможна ситуация, когда степень интеграции этих регионов в экономические системы зарубежных стран превысит их интеграционные связи с российской экономикой.

В связи с ходом дезинтеграционных процессов в экономике бывших советских республик заметны попытки иностранных политических сил подчинить экономики этих республик их собственным политическим, экономическим и военным интересам (Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина). Эти действия наносят прямой ущерб интересам Российской Федерации.

Отражение агрессии международных террористов и их собственных сепаратистов на Северном Кавказе связано с большими финансовыми и материальными затратами. Действия сепаратистов влияют не только на военную, но и на экономическую безопасность государства.

Наряду с вышеупомянутыми особенностями обеспечения экономической безопасности следует также обратить внимание на информационно-техническую составляющую процесса глобализации. Идет постепенный процесс установления информационного контроля ведущих западных стран над другими государствами и всеми сферами их деятельности. Он получил название «косвенные войны» или «косвенное воздействие».

Получение различной информации, ее обобщение и анализ позволяют прогнозировать развитие ситуации в стране, а также разрабатывать конкретные меры внешнего политического и экономического воздействия на конкретное государство.

Кроме того, использование современных электронных информационных систем, которые обеспечивают индивидуальный доступ каждому человеку, участвующему в экономическом процессе, может посредством ежедневного воздействия изменять сознание и восприятие целых социальных групп. Существует реальная возможность программирования поведения людей путем формирования ложного представления о состоянии дел, психологическом давлении, изменении ценностей.

Внедрение современных электронных информационных систем позволяет установить контроль над финансово-хозяйственной деятельностью каждого гражданина, предприятия и организации.

Использование глобальных информационных сетей создает необходимые условия для реализации целого комплекса мер скрытого воздействия на экономику, обеспечивая при этом значительные трудности в определении источника угрозы и момента начала агрессивных действий.

С другой стороны, использование электронных средств автоматизации в повседневной практике финансовых структур, позволяющих осуществлять удаленные транзакции, позволило осуществлять такие действия для совершения различных видов краж. Распространение автоматизированных информационных сетей в нашей стране вызовет интенсивный рост преступности в этой области, которая при отсутствии надлежащего сопротивления сможет нанести значительный экономический ущерб.

Негативные тенденции, сопровождающие развитие информатизации, во многом сдерживаются некоторым отставанием в оснащении отечественных предприятий и организаций электронными компьютерами и современными средствами связи. Поэтому на фоне растущего процесса глобализации существует определенный запас времени для решения указанных проблем в российской экономике. В заключение приведем цитату из Концепции национальной безопасности Российской Федерации:

Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечить свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, существующая структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации являются залогом динамичного развития России в России. 21 век.

Основные направления повышения экономической безопасности страны

Основные задачи и меры в области обеспечения национальной безопасности:

  1. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300. (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 10 января, 2000 N 24), в разделе IV «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» определены следующие основные задачи:
  2. Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации.
  3. Реализация оперативных и долгосрочных мер по предотвращению угроз.
  4. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасность ее пограничного пространства.
  5. Подъем экономики страны, самостоятельный социально ориентированный экономический курс.
  6. Преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников.
  7. Обеспечение на территории Российской Федерации личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод.
  8. Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межэтнических отношений, укрепление порядка и сохранение общественно-политической стабильности общества.
  9. Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.
  10. Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего с ведущими странами мира.
  11. Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства.
  12. Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
  13. Принятие эффективных мер по выявлению, предотвращению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Основные задачи и меры во внутрихозяйственной деятельности государства:

  1. Правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации.
  2. Усиление государственного регулирования в экономике.
  3. Принятие необходимых мер для преодоления последствий экономического кризиса, сохранения и развития научно-технического, технологического и производственного потенциала.
  4. Переход к экономическому росту при уменьшении вероятности техногенных катастроф.
  5. Повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, повышение благосостояния населения.
  6. Устранение деформаций в структуре экономики с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции.
  7. Поддержка отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
  8. Укрепление государства. поддержка инвестиционной и инновационной деятельности.
  9. Укрепление банковской системы.
  10. Обеспечение доступа предприятий к долгосрочным кредитам, создание реальных целевых программ по реструктуризации промышленности.
  11. Ускоренное развитие конкурентоспособных отраслей, расширение рынка высоких технологий. Для этого необходимо принять меры по стимулированию передачи новых военных технологий в гражданское производство, ввести механизм выявления и развития передовых технологий, разработка которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
  12. Концентрация финансовых и материальных ресурсов в приоритетных областях науки и техники.

Основные меры по достижению поставленных целей формулируются следующим образом:

  1. Важнейшей мерой является поддержка ведущих научных школ, ускорение формирования научно-технического резерва и национальной технологической базы,
  2. Привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализации программ развития территорий с высоким научно-техническим потенциалом,
  3. Создание и поддержка государственной инфраструктуры, обеспечение коммерциализации исследований и разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом,
  4. Развитие публичной сети научно-технической информации.
  5. Обеспечение жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов Севера.

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости коренного изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Рост этих угроз во многом обусловлен просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Я считаю, что все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы Россия не потеряла свою национальную и экономическую независимость.

В ходе реформ, любых преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика особенно уязвима для угроз экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды нестабильность экономики возрастает, ее нормальное функционирование нарушается. Эта проблема возникла у нас.

Государство должно взять под контроль экономическое развитие на себя, потому что США, выступая за либерализацию в других странах, у себя дома проводят очень жесткую политику в отношении импортных тарифов, защищая свой собственный рынок и поддерживая сельскохозяйственных производителей. И именно государство с его государственным заказом и рядом других мер вывело экономику США из депрессии 30-х годов и пытается сделать то же самое в данный момент.

Ни при каких обстоятельствах нельзя вступать в ВТО, более сильные иностранные конкуренты просто сокрушат российских производителей. Еще одна реформа таможенных тарифов необходима для защиты отечественных производителей, а не для открытия рынка для иностранных компаний.

Важной задачей является восстановление связей со странами Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта для российской экономики, желательно создание таких профсоюзов, как НАФТА.

Необходимы жесткие меры для предотвращения нелегального вывоза капитала за границу.

Фондовый рынок в его нынешней форме сильно зависит от спекулятивной игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру меньше искажать, наконец ввести налоговые льготы для инвестиций в ценные бумаги и начать создавать «финансовую платформу России». Акцент должен быть сделан на развитие рынка долгосрочных корпоративных облигаций.

В ближайшее время ожидается снижение мировой экономики, поэтому необходимо развивать внутренний российский рынок и повышать покупательскую способность населения.

Необходимо повысить эффективность управления собственностью - как в частном, так и в государственном секторах. Не приватизируйте прибыльные государственные предприятия за копейки, как это происходит сейчас. И уволить тех менеджеров, которые это советуют.

Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий, чтобы национализировать предприятия, приватизированные с крупными нарушениями, неэффективно управляемые реальными владельцами, а для эффективных предприятий с прозрачной финансовой структурой - все незначительные нарушения Закон может быть урегулирован и дела закрыты. Таким образом, владельцы будут твердо убеждены, что это их собственность, и государство больше не будет предъявлять претензии в отношении старых правонарушений.

Снизить существующий уклон национальной экономики в пользу экспортоориентированного сектора экономики путем размещения крупных государственных заказов в военно-промышленном комплексе, атомной, машиностроительной, авиационно-космической, химической и фармацевтической, электронной промышленности. и ряд других областей, обеспечивающих создание товаров с высокой добавленной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга и контроля.

Создать налоговые льготы для компаний, которые сотрудничают в своей деятельности с компаниями из других регионов. Более того, делать это умнее, чем созданный стимул для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальным оборотом менее одного миллиона рублей. После этого другие предприятия просто отказались работать с бенефициарами из-за невозврата государством НДС.

Пересмотреть план реструктуризации РАО "ЕЭС России" в его нынешнем виде, что приведет лишь к многократному росту цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и передаче наиболее экономически выгодных электростанций в собственность управления и крупные зарубежные энергетические компании.

Во что бы то ни стало повысить благосостояние населения путем увеличения заработной платы государственным служащим, признания государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистии по долгам последних.

Формирование государственной политики в области взаимодействия с национальными ТНК путем приобретения в них блокирующего пакета для предоставления государством оборудования, земельных участков и определенной инфраструктуры.

Вывод:

Главной составляющей экономической безопасности является экономическое развитие государства. Мировой опыт показывает, что рост ВВП и низкая инфляция отнюдь не всегда являются характеристикой повышения благосостояния населения и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В ходе данной курсовой работы были изучены направления экономической политики государства и стратегии экономической политики России. Государственная экономическая политика ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая о правах и свободах личности. Государство обеспечивает, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не ущемлялись чаяниями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей и отдельных лиц. Государственное регулирование также направлено на защиту интересов будущих поколений, защиту окружающей среды, предотвращение ее загрязнения и разрушение природы.

Также в статье предпринята попытка описать некоторые из наиболее серьезных проблем экономической безопасности страны. Для решения последних российское правительство должно создать концепцию национальной безопасности и национального развития, которая должна включать экономическую безопасность и экономическое развитие.

Невозможно обойтись без создания специального органа, отвечающего за разработку и реализацию долгосрочных стратегий. У всех участников есть ряд общих проблем безопасности. Это, прежде всего, развитие инфраструктуры в сфере энергетики, транспортной системы, информации, связи, финансово-банковской системы. В этих сегментах экономики существует много дисбалансов, которые угрожают долгосрочному устойчивому развитию России. Для решения этих проблем необходимы координация, сотрудничество и кооперация. Выбирая экономический путь развития, не следует так слепо следовать примеру потенциальных противников - ТНК, МВФ, ЕБРР, экономистов разных уровней, таких как Андрей Илларионов.

Пришло время стать эффективными хозяевами своей страны, своего народа. Больше нет времени для метания, сегодня или никогда.