Экономическая безопасность региона и пути ее повышения на примере Волгоградской области

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Борьба с коррупцией как фактор повышения экономической безопасности России 
Экономическая безопасность банковских операций с заемщиками в условиях повышения рисков финансовой системы
 
 

 

Введение:

Впервые термин «экономическая безопасность» появился в 70-х годах XIX века. Это быстро стало широко распространенным в развитых капиталистических странах. 

Проблемы экономической безопасности государства приобрели особую актуальность в последние десятилетия в связи с ускорением процессов глобализации мировых экономических отношений и интеграции многих государств в различные сферы деятельности.

Концепция экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание социально-политической и военной стабильности государства на достаточном уровне, но и прежде всего развитие экономики с ее включением в процессы глобализации, происходящие в мировом сообществе. Интенсификация интернационализации производства и капитала, формирование глобальной инфраструктуры, рост международной трудовой миграции и углубление интернационализации обмена способствуют экономическому росту, но в то же время увеличивают факторы риска и неопределенность в сфера не только бизнеса, но и государственной политики. Кризис в одном регионе планеты отражается в виде негативных последствий на территориях других государств.   Все это заставляет правительства государств задумываться о защите национальных экономических интересов, решать вопросы обеспечения национальной безопасности.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективности жизни общества и достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов. 

Экономическая безопасность государства : содержание , структура , экономические интересы и приоритеты , внутренние и внешние угрозы . Методы и направления обеспечения экономической безопасности

Содержание, структура, экономические интересы и приоритеты экономической безопасности государства

Термин «экономическая безопасность» является неотъемлемой частью более широкой концепции «национальной безопасности». Под национальной безопасностью понимается состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность - это совокупность экономических отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность постоянно обновляться и совершенствоваться.  

Одной из основных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

Система экономической безопасности государства имеет свою структуру:

  • Статический аспект - государство, потенциал экономики, обеспечивающий существование человека, общества, государства в соответствии с национальными, региональными, мировыми стандартами.
  • Динамический аспект - функционирование экономики, обеспечивающей экономическое развитие человека, общества, государства в соответствии с национальными целями, интересами, а также региональными и мировыми тенденциями.
  • Предметная группа, в которую входят человек, социальные слои и группы, национальные элиты, государство (президент, законодательная, исполнительная и судебная власти), общество.
  • Объект - отношения между людьми по поводу возникновения, формирования, удовлетворения материальных потребностей.
  • Механизм включает в себя силы, средства, технологии экономической безопасности, которые подразделяются на: специальные силы, средства, технологии, посредством которых актуализируется исключительно функция экономической безопасности (характерно для крупных стран); производительные силы экономической системы государства, экономические технологии. 
  • Национальные экономические цели - основные, стратегические экономические ориентиры для государства и развития, определяемые обществом в качестве приоритетов на определенном историческом этапе.
  • Национальные экономические интересы представляют собой синтез высших экономических интересов человека, общества, государства.
  • Угрозы - совокупность условий и факторов, создающих угрозу национальным экономическим интересам.
  • Показатели - количественные характеристики объекта, свойства, процесса.
  • Движущие силы - взаимодействие национальных экономических интересов и угроз, которое носит характер взаимного отрицания, их взаимодействие в рамках единого государства является источником развития экономической безопасности страны.
  • Система отношений - совокупность отношений между элементами системы. Он подразделяется на: систему горизонтальных и вертикальных отношений, а также организационные и управленческие, информационные, материальные и материальные отношения в отношении актуализации экономических интересов. 
  • Ресурсы - материальные, энергетические, сырьевые, финансовые, информационные, трудовые ресурсы общества, используемые для функционирования системы экономической безопасности государства.

Одним из основных элементов экономической безопасности являются экономические интересы.

Жизненные интересы понимаются как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и развитие личности, общества и государства.

Жизненно важными интересами в сфере экономики являются:

  1. Реализация реформ в экономике, направленных на повышение ее эффективности, достижение необходимой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения.
  2. Разнообразие национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности.
  3. Поддержание стабильного баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений. Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных производителей.  
  4. Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственной научно-технической поддержки для выпуска конкурентоспособной продукции.
  5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе механизмов ввоза и вывоза товаров, имущества и финансовых ресурсов, выгодных для них и государства.
  6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных объемов внешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товаров, производство которых невозможно или неэффективно в республике. 
  7. Защита внутреннего рынка и отечественной продукции от недобросовестной конкуренции.
  8. Стабилизация финансово-кредитной системы. Сокращение дефицита бюджета до оптимального уровня. 
  9. Стабильное функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии.
  10. Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, которые помогают предотвращать циклические кризисы.
  11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической независимости в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы землепользования.
  12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, содействие экономическому развитию.
  13. Формирование единого экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с Договором о создании Союзного государства по принципу баланса интересов.
  14. Улучшение экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности

В системе безопасности первостепенное значение имеет выявление возможных угроз безопасности и разработка мер по их предотвращению.

Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их комбинации), которые препятствуют реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Угрозы экономической безопасности представляют собой реальные и потенциальные негативные воздействия, создаваемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами) или их сочетанием, которые препятствуют реализации экономических интересов государства.

Внутренние угрозы экономической безопасности могут быть как объективными процессами в экономической сфере, так и целенаправленной деятельностью различных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих свои собственные интересы, в том числе экономические (создающие наибольшие интересы). прибыль), политическая (обретение власти).

Можно выделить следующие внутренние угрозы экономической безопасности страны:

  • Низкая конкурентоспособность продукции;
  • Высокая степень монополизации экономики;
  • Структурная деформация экономики;
  • Ухудшение научно-технического потенциала;
  • Высокий уровень инфляции;
  • Усиление тенденций к расслоению общества на богатых и бедных;
  • Отсутствие стимулов для эффективного производства;
  • Кризис в большинстве регионов;
  • Истощение земель; криминализация экономики; 
  • Ухудшение общественного здоровья.

Внешние угрозы включают в основном деятельность иностранных государств, их правительств, спецслужб, фирм и корпораций, направленных на подрыв экономической безопасности государства. Внешние угрозы экономической безопасности могут также включать следующее: 

  • Потеря отдельных традиционных рынков сбыта продукции;
  • Зависимость государства от импорта топливно-энергетических ресурсов, многих видов сырья, а также комплектующих для машиностроения;
  • Закрытость вывоза сырья;
  • Дискриминационные меры других стран, их сообществ во внешнеэкономических связях;
  • Высокий внешний долг;
  • Высокий уровень внешнего долга, возросшие попытки использовать его для влияния на принятие экономических и политических решений;
  • Отсутствие развития государственной границы, недостаточный экспортный и валютный контроль;
  • Неразвитость транспортной инфраструктуры для экспортно-импортных операций;
  • Терроризм.

Вышеуказанные угрозы являются общим списком основных угроз экономической безопасности каждого государства.

Основные факторы, которые создают угрозу безопасности:

  • рост износа производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышением энергоемкости и ресурсоемкости, низким качеством продукции и высокими издержками производства.
  • несоответствии имущественных отношений и структуры производственных отношений, неравенства условий для хозяйствующих субъектов с различными формами собственности.
  • ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение научных исследований в стратегически важных областях научно-технического развития. Потеря необходимой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки. 
  • сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав производителей. 
  • снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, их низкая конкурентоспособность на внутреннем рынке.
  • снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятие иностранными государствами мер, которые ставят в невыгодное положение белорусских производителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций. 
  • отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.
  • отсутствие стабильных условий для экономической деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений. 

Методы и направления обеспечения экономической безопасности

Существуют специальные методы преодоления угроз и обеспечения экономической безопасности. Система методов экономической безопасности государства может быть представлена ​​в следующем виде. 

  • Методы и технологии преобразования централизованно планируемой экономики в систему, работающую на основе рыночных принципов:
    • общие методы (либерализация цен и рынка, макроэкономическая стабилизация, институциональные реформы, социальные преобразования), которые определяют стратегию трансформации;
    • специальные методы (переходные технологии), которые представляют собой метод и процесс развертывания в национальной экономической среде общих принципов трансформации и решения тактических задач трансформации.
  • Методы интеграции государства в мировую экономическую систему:
    • общие (стратегические) методы, предполагающие создание теоретической и методологической базы, преобразование национальной экономики в соответствии с мировыми условиями, функционирование в геоэкономическом пространстве;
    • специальные (тактические) методы, которые позволяют применять общие методы, основанные на национальных целях и приоритетах.
  • Методы реализации государственной политики в области экономической безопасности страны:
    • общие методы, формирующие поле национальных экономических интересов, выявление и оценка угроз;
    • специальные методы, позволяющие реализовать национальные экономические интересы, отражающие влияние угроз на экономику.

Система основных методов государственной политики в сфере экономической безопасности Беларуси включает в себя группу общих методов: мониторинг национальных экономических целей и приоритетов, угроз; критериальная оценка экономической безопасности и группа специальных методов; создание технологий выявления, оценки, решения приоритетных проблем увеличения экспорта, механизмов противодействия экономической изоляции, защиты интересов белорусских экспортеров за рубежом; концентрация научно-технической деятельности в приоритетных областях, внедрение информационных и телекоммуникационных технологий; формирование рынка экономической и деловой информации; передача целевой экономической информации партнерам в сочетании с ее защитой; разработка новых технологий борьбы с экономической организованной преступностью; создание законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность; привлечение неправительственных организаций к решению проблем экономической безопасности страны; формирование национальной элиты, основанной на внедрении новых образовательных технологий, способных управлять экономикой в ​​соответствии с рыночными принципами, процессами глобализации и национальными и государственными интересами.         

В соответствии с экономическими целями и интересами приоритетными направлениями обеспечения безопасности в экономической сфере могут быть определены:

  1. Развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизма разрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения.   
  2. Разработка стратегии, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразований с учетом Договора о создании Союзного государства.
  3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных областях (производство, финансы, распределение, обмен, потребление).
  4. Повышение эффективности макроэкономического регулирования путем постоянного совершенствования законодательства и механизмов прямого и косвенного управления экономическими процессами.
  5. Использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективного перераспределения финансовых ресурсов с учетом национальных приоритетов.
  6. Совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторного подхода и устоявшейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг.
  7. Полное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и сотрудничества с учетом экономических и природных возможностей. Создание благоприятных условий для предпринимательства и занятости населения. 
  8. Ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, независимость товаропроизводителей и социально обоснованные пропорции между накоплением и потреблением.
  9. Рациональное использование географического положения страны, разработка эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций.
  10. Повышение научной интенсивности выпускаемой продукции, развитие сферы услуг по ее обслуживанию.
  11. Обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использования собственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкого привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
  12. Формирование законодательства, необходимого для эффективного функционирования народного хозяйства, проведение рыночных реформ в соответствии с единой политикой Союзного государства, гармонизация экономических интересов различных социальных групп, общества и государства.
  13. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, с перспективой полного участия во Всемирной торговой организации (ВТО).
  14. Создание необходимых запасов стратегического сырья, материалов и резервов мощностей для их использования в чрезвычайных ситуациях.

Реализация национальных экономических целей и приоритетов, их защита от негативного воздействия внешних и внутренних угроз, формирование системы методов государственной политики для этих целей осуществляется субъектами экономической безопасности, важнейшим из которых является государство.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность является сложной концепцией, которая характеризует состояние экономики и страны в целом. Защита экономических интересов, предотвращение угроз безопасности является основой для стабильного, устойчивого развития государства, роста благосостояния населения и экономического роста.  

Вывод

Экономическая безопасность представляет собой совокупность экономических отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимости национальной экономики, ее стабильности и устойчивости, способности постоянно обновляться и совершенствоваться, а также механизма противодействия внешним и внутренние угрозы.

Важнейшими показателями экономической безопасности являются:

  • отношение государственного долга к ВВП
  • отношение внешнего долга к экспорту
  • коэффициент износа активной части основных фондов промышленности
  • доля инвестиций в ВВП
  • доля лидирующей страны-партнера в географической структуре внешнеторгового оборота
  • доля населения с доходом ниже прожиточного минимума
  • уровень (уровень) безработицы среди активной части населения
  • расходы на здравоохранение из государственного бюджета в ВВП
  • доля импорта продовольствия в общем обороте продовольственных товаров
  • уровень производства зерна в среднем на душу населения

Экономическая безопасность в настоящее время находится в достаточно стабильном положении, со временем наблюдается улучшение значений показателей. Это достигается за счет реализации правильной политики со стороны государства. 

Основными направлениями обеспечения экономической безопасности являются топливно-энергетическая, продовольственная, экологическая и демографическая безопасность. Обеспечение экономической безопасности на основных направлениях является залогом суверенитета Беларуси и ее безопасности.