Экономическая безопасность банковских операций с заемщиками в условиях повышения рисков финансовой системы

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Персонал как составляющая экономической безопасности предприятия 
Борьба с коррупцией как фактор повышения экономической безопасности России
 
 

 

Введение:

В настоящее время изучение банковской системы является одной из актуальных проблем российской экономики. Однако следует отметить, что до сих пор банковская система в России имеет много противоречий и ее несовершенство является актуальной темой для исследований. Банки являются неотъемлемой чертой современной денежно-кредитной экономики, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и общественностью.   

Банковская система страны является одним из важнейших звеньев ее экономики, ее системы кровообращения. Во многом именно банковский сектор определяет уровень экономического развития, влияя на темпы экономического роста за счет инвестиций в различные сектора экономики. В то же время развитие банковской системы также зависит от внешних факторов: отношений между субъектами предпринимательской деятельности, степени вмешательства государства в экономику.  

Современная банковская система, практическая роль которой обусловлена ​​тем, что она обеспечивает систему платежей и расчетов, является важной частью национальной экономики, большинство коммерческих операций в экономике осуществляются посредством депозитов, инвестиций и кредитные операции. Банки как финансовые посредники накапливают и превращают сбережения одних хозяйствующих субъектов в займы другим. На современном этапе в контексте реформирования банковской системы встает вопрос об улучшении и изменении ее места и роли в российской экономике с точки зрения адекватности национальным экономическим потребностям страны, а также с учетом западных моделей и накоплен зарубежный опыт.  

Объект исследования — российская банковская система.

Предметом исследования является современное состояние и перспективы развития отечественной банковской системы.

Целью работы является рассмотрение российской банковской системы, ее характерных особенностей, особенностей и определение перспектив развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, признаки и виды банковских систем;
  • описать элементы банковской системы;
  • описать организационные принципы банковской системы;
  • рассмотреть банковскую систему Российской Федерации, ее уровни;
  • проанализировать современное состояние банковской системы России, в том числе институциональные характеристики банковской системы и финансовые показатели банковской системы;
  • определить специфику развития и проблемы банковской системы;
  • описать перспективы развития банковского сектора;
  • рассмотреть деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы.

Теоретической и методологической основой исследования по выбранной теме стали законодательные и нормативные акты органов власти Российской Федерации, работа отечественных и зарубежных ученых по проблемам банковской системы. Вопросы банковской системы рассматриваются в трудах таких российских ученых, как О. Лаврушин, В. Колесников, Г. Белоглазова, Г. Хамидов. Среди зарубежных ученых, специализирующихся в этом вопросе, следует выделить С. Шмидхейни, М. Юнуса, Р. Миллера, Д. Ван-Хуза. Статистической основой исследования стали данные статистических сборов. банковская финансовая система    

Работа состоит из введения, которое обосновывает актуальность темы, устанавливает цели и задачи работы, три главы, последовательно раскрывающие тему исследования, выводы из которых содержат основные выводы исследования, список использованная литература.

Общая характеристика и структура банковской системы

Понятие, признаки и виды банковских систем

Банковская система любой страны понимается как совокупность различных типов национальных банковских учреждений, банков и небанковских кредитных организаций, действующих в рамках общего валютного механизма и единого законодательного поля.

Банковская система является целостным субъектом, который обеспечивает ее устойчивое развитие. В качестве комбинации элементов ее можно определить как: 

Банковская система также определяется как совокупность участников денежного рынка — коммерческих и специализированных банков, небанковских учреждений, которые осуществляют депозитные, кредитные и расчетные операции и действуют в рамках общего монетарного механизма.

Блоки и элементы образуют единство, отражая специфику целого и выступая в качестве носителей его свойств. Банковская система имеет несколько особенностей: 

  • имеет специфические свойства;
  • действует как единое целое;
  • является динамичным;
  • действует как закрытая система;
  • имеет характер саморегулирующейся системы;
  • это управляемая система.

Система не может включать в себя другие объекты, которые работают на рынке и подчинены выполнению других целей. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, которые складываются между ними. Сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее элементов.  

Банковская система представляет собой совокупность различных типов национальных банковских учреждений, банков и небанковских кредитных организаций, действующих в рамках единого валютного механизма и единого законодательного поля.

Элементами банковской системы являются центральный банк, коммерческие банки и небанковские кредитные организации, которые имеют лицензию на осуществление банковских операций.

Типы банковских систем:

  • централизованная распределительная банковская система;
  • рыночная банковская система;
  • переходная система.

До 1999 года банковская система с независимым центральным банком работала в Японии, Германии, Франции, Англии, Италии и других странах. Федеральная резервная система использовалась только в США. Однако в попытке сделать свою национальную валюту резервная система федерального резерва является более конкурентоспособной, оперативной и стабильной. Банковские системы развитых стран имеют двухуровневый характер (некоторые авторы определяют трехуровневую банковскую систему). Первый уровень — это центральный банк или аналогичный орган регулирования денежно-кредитной сферы и банковского надзора, второй уровень — кредитно-финансовые учреждения, которые удовлетворяют потребности хозяйствующих субъектов в банковских услугах (финансовых посредников).    

Система банковского надзора также ссылается рядом авторов на признаки банковской системы. Можно выделить три группы стран, отличающиеся способами построения надзорных структур: 

  • надзор осуществляется центральным банком;
  • надзор осуществляется другими органами, которым государство делегировало эти полномочия;

Надзор осуществляется центральным банком совместно с другими органами.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Первый уровень формируется центральным банком, важнейшей функцией которого является проведение денежно-кредитной и валютной политики правительства для достижения национальных экономических целей. Банк выступает посредником между правительством и финансовыми рынками.  

В дополнение к двухуровневой банковской системе существует децентрализованная Федеральная резервная система (ФРС США). Его провозглашают 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков — членов ФРС и определение основных направлений денежно-кредитной политики США. 40% всех коммерческих банков являются членами ФРС; другие банки работают на свой страх и риск.  

В качестве централизованной монобанковой системы была построена банковская система Союза Советских Социалистических Республик и многих других социалистических стран. В Союзе Советских Социалистических Республик развились три государственных банка (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и система сберегательных касс. Государственный банк Союза Советских Социалистических Республик, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных секторов народного хозяйства. Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк предоставлял кредиты для внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные банки привлекали денежные вклады населения, оплачивали коммунальные и другие услуги. Монополия трех государственных банков привела к тому, что кредиты часто играли роль второго бюджета.       

Банковская система должна отвечать определенным требованиям, которые включают в себя целостность, стабильность, направленность, гибкость, единообразие, эффективность, надежность, оптимальность и рентабельность.

Основным показателем банковской системы является ее целостность, нарушение которой может привести к изменению связей между ее элементами и сбоям в механизме ее функционирования.

Требование устойчивости означает, что банковская система должна сохранять свои свойства под различными внутренними и внешними воздействиями. Однако стабильность банковской системы не является постоянной чертой. Это определяется с позиции равномерного развития системы в экономической среде.  

Целенаправленность банковской системы предполагает постановку определенных целей и задач перед ней. В перспективе они формируются и отражаются в различных стратегических документах. 

Для достижения этих целей банковской системе необходимы определенные финансовые, материальные, интеллектуальные, трудовые ресурсы.

Гибкость означает способность и готовность банковской системы изменяться в результате постановки новых задач, изменений в денежно-кредитной политике под воздействием факторов окружающей среды.

Требование единообразия банковской системы означает подчинение всех ее элементов унифицированным принципам построения и функционирования.

Эффективность банковской системы заключается в обеспечении того, чтобы необратимые изменения не происходили в течение периода с момента принятия решения до его исполнения, когда выполнение решений становится неактуальным.

Требование надежности банковской системы означает функционирование аппарата управления, который постоянно обеспечивает бесперебойную связь между элементами системы без искажения команд управления и других передаваемых данных.

Оптимальность банковской системы характеризуется установлением между ее элементами рациональных связей на всех уровнях.

Задача рентабельности заключается в достижении желаемого эффекта с минимальными затратами на управление системой.

Банковская система Российской Федерации, ее уровни

Банковская система Российской Федерации представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, в которую входят Центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенных в холдинги, а также банковская инфраструктура и банковское законодательство. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система Российской Федерации включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных компаний. банки.  

Российская банковская система имеет двухуровневую структуру. Первый уровень представлен Центральным банком Российской Федерации. Второй уровень включает банки и небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.  

Первый уровень включает в себя Центральный банк Российской Федерации, вид функций и полномочий, которые отличают его от других банков. Прежде всего, это установление и методическое сопровождение правил оформления и учета банковских операций, выдача наличных денег (выдача), организация платежных операций, лицензирование банковской деятельности и надзор за всеми кредитными организациями, регулирование деятельности банков и других кредитных организаций через учет, резервную политику и установление в них обязательных экономических нормативов. По своему функциональному назначению Центральный банк Российской Федерации занимает особое место в банковской системе.  

Второй уровень банковской системы включает кредитные организации. К ним относятся: банк и небанковская кредитная организация, российские банки с иностранным капиталом или филиалы иностранных банков. Основной целью кредитных организаций является проведение банковских операций по кредитованию, расчетно-кассовому обслуживанию и обслуживанию клиентов и субъектов экономических отношений.  

К основным элементам банковской системы Российской Федерации относятся: кредитные организации, банковская инфраструктура, банковское законодательство.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. предусмотрено Законом о банках.

Банк — кредитная организация, обладающая исключительным правом совместно осуществлять следующие банковские операции: привлечение депозитов денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях погашения, оплаты, срочности , открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация (НКО) — кредитная организация, имеющая право осуществлять определенные банковские операции. Допустимые комбинации банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. НКО могут проводить расчетные, депозитные, кредитные операции, а также сбор наличных, счетов, платежных и расчетных документов.  

Банковская группа — это объединение кредитных организаций, в котором одна (материнская) кредитная организация оказывает прямое или косвенное (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (другой) кредитной организации. 

Банковский холдинг — это объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головной организацией банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления. органы кредитной организации.

Источниками банковского законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации; нормы международного банковского права и международные договоры Российской Федерации; решения Конституционного Суда Российской Федерации; Гражданский кодекс (ГК) Российской Федерации: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; подзаконные акты и положения (инструкции, положения, циркуляры).     

Действующее законодательство закрепляет основные принципы организации банковской системы России, к которым относятся:

  • Принцип двухуровневой структуры банковской системы;
  • Принцип универсальности банков.

Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется через четкое законодательное разделение функций центрального банка и всех других банков. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) как высший уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления расчетной системой в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения этих функций.  

Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, а также с физическими лицами (за исключением военнослужащих и работников Банка России). Он не может напрямую выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками. 

Коммерческие банки и другие кредитные организации формируют второй, более низкий уровень банковской системы. Они выступают посредниками в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не участвуют в разработке и реализации денежно-кредитной политики и ориентированы на параметры денежной массы, процентные ставки, темпы инфляции. Установленные Банком России. В процессе функционирования они должны соответствовать стандартам и требованиям Банка России по уровню капитала, созданию резервов. 

Принцип универсальности российских банков, закрепленный в законе, означает, что все банки, действующие на территории Российской Федерации, обладают универсальными функциональными возможностями. Другими словами, они имеют право осуществлять все краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные операции, предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями. Законодательство не предусматривает специализацию банков по видам их операций.  

Универсальный статус банков позволяет нам снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов и максимально повышает специфику каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. В то же время универсальный статус банков чреват опасностью сохранения неэффективной структуры банковских услуг, компенсирующей низкую доходность одной группы услуг при высокой доходности других групп.  

Сочетание коммерческих и инвестиционных услуг в одном банке усугубляет так называемый «конфликт интересов» между банком и его клиентами и повышает важность систем внутреннего контроля в банках. В целом, в настоящее время универсальный характер банков отвечает основным потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. 

Итак, современная банковская система России включает Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Анализ современного состояния банковской системы России

Институциональные характеристики банковской системы

Рассмотрим основные характеристики и тенденции развития российских банков за последние 2-3 года. Следует отметить, что за последние 2-3 года в банковской системе не было институциональных изменений. Однако существует ряд очень важных тенденций, которые будут определять российский банковский сектор в ближайшие годы.  

Основная тенденция заключается в том, что все больше игроков на российском банковском рынке начали менять свою бизнес-стратегию с универсальной модели, когда все банковские услуги развиваются примерно одинаково, со специализацией в целевых нишах.

Сильнейшая конкуренция 2012 года развернулась на рынке розничных банковских услуг. Именно он рос самыми быстрыми темпами в 2012 году, в то время как нефинансовый сектор переживал трудные времена. Кредитные карты, ипотека, автокредиты, необеспеченные потребительские кредиты — все эти сегменты в 2012 году показали очень высокие темпы роста и позволили работающим в них банкам показать лучшую динамику в секторе. Во многом такой значительный рост рынка банковских услуг для населения стал возможен благодаря измененному поведению людей, которые стали предпочитать тратить, а не сберегать. Впервые в современной российской истории люди заняли у банков больше денег, чем принесли.    

Посткризисная тенденция для иностранных игроков уходить с российского рынка также сохранялась и в 2012 году. Через год такие игроки, как WestLB Vostok, Absolut, Svenska Handelsbanken и другие, покинули рынок. Для некоторых иностранных финансовых институтов уход с российского рынка является обязательным условием оказания помощи материнскому финансовому регулятору.  

В 2012 году продолжилась тенденция к снижению количества действующих кредитных организаций. В 2012 году их количество уменьшилось на 22 единицы. Несколько банков были преобразованы в небанковские кредитные организации. Сокращение количества банков обусловлено усилением конкуренции на рынке, а также ужесточением контроля со стороны Центрального банка Российской Федерации.   

По мнению экспертов RIA Rating, тенденция снижения существующих кредитных организаций на рынке продолжится и даже несколько ускорится. Причинами этого будет сложная экономическая ситуация. Банки, которые не могут работать с прибылью или получать поддержку от своих учредителей, будут вынуждены прекратить свою деятельность.  

В 2012 году количество банковских офисов в стране увеличилось на 3,8% или 1687 единиц. Продолжающийся рост числа филиалов свидетельствует о том, что банки по-прежнему рассчитывают на рост рынка, а доступность банковских услуг для населения и предприятий постепенно увеличивается. Кроме того, из-за сокращения числа действующих банков на фоне увеличения числа их отделений среднее число отделений на банк продолжает расти.  

В 2012 году, в первую очередь, увеличилось количество таких типов банковских офисов: дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы и операционные офисы. В то же время количество операций за пределами кассы, филиалов и представительств сократилось. Основной причиной различий в динамике различных типов банковских офисов является стремление банков сократить операционные расходы, что связано с закрытием «дорогих» внутренних подразделений и открытием менее дорогих филиалов. 

Финансовые показатели банковской системы

Учитывая финансовые показатели банковской системы, необходимо проследить динамику следующих показателей:

  • активы банковской системы России;
  • структура активов банковской системы;
  • банковское кредитование;
  • обязательства банковской системы;
  • капитал российских банков;
  • ликвидность в банковской системе;
  • Прибыль и рентабельность.

Активы банковской системы

Хотя банковская система России в 2012 году столкнулась с рядом трудностей, темпы роста активов оказались вполне удовлетворительными. В 2012 году активы банковского сектора страны увеличились на 19% или на 7,88 трлн руб. до 49,5 трлн руб. Это меньше, чем в 2011 году, когда активы российских банков выросли на 23%. 

Замедление динамики роста активов в банковской системе страны также повлияло на количественные показатели роста. Темпы роста заметно различались в зависимости от формы собственности (государственные банки, частные или иностранные банки). 

Структура активов банковской системы

В отличие от 2011 года существенных изменений в структуре активов российской банковской системы по итогам 2012 года не произошло, при этом произошли небольшие корректировки. Основным компонентом активов является кредитная задолженность, в 2012 году она незначительно сократила свою долю — на 0,3 п.п. до 68,7%. Причиной этого стало значительное снижение темпов роста кредитного портфеля. В 2012 году он рос медленнее активов, в то время как в 2011 году наблюдалась противоположная тенденция, когда доля кредитов и займов в активах увеличилась на 3,4 процентных пункта. Скорее всего, в 2013 году существенного изменения доли ссудной задолженности не произойдет, но, по мнению экспертов РИА Рейтинг, оно, вероятно, несколько снизится.    

Положительным моментом является то, что банки продолжают избавляться от непрофильных активов и сосредоточиться на банковском бизнесе. За два года доля основных средств и нематериальных активов снизилась на 0,3 процентных пункта до самого низкого уровня в современной банковской системе — 2,2%.

Банковское кредитование

Позитивная динамика банковского кредитования, имевшая место в 2011 году, замедлилась в 2012 году . Совокупный кредитный портфель российских банков в 2012 году увеличился на 18,3% или на 5,6 трлн рублей. тогда как год назад этот показатель составлял 29,6%. Замедление роста кредитования было вызвано рядом причин.   

Во-первых, в 2012 году кредитование нефинансовых организаций стагнировало — рост кредитов корпоративному сектору составил всего 12,7%.

Во-вторых, рубль негативно отразился на динамике кредитного портфеля.

В-третьих, сыграло роль межбанковское кредитование, объем которого вырос в 2012 году всего на 6,9%, тогда как годом ранее рост составил 35,5%.

В то же время рынок кредитов населению рос феноменальными темпами, увеличившись за год на 39,4% или на 2,1 трлн руб. до 7. 74 трлн руб. Причем заметный рост наблюдался во всех сегментах кредитования населения. Самые высокие темпы роста показали такие сегменты, как кредитные карты — более 80% роста, необеспеченные потребительские кредиты — более 50%, ипотечное кредитование — более 40%.

В 2012 году почти 80% банков увеличили свои кредитные портфели, что меньше, чем в 2011 году, когда их было 85%.

В 2012 году кредиты населению служили основным «топливом» для роста кредитного портфеля банков; поэтому лучшие показатели динамики продемонстрировали те самые кредитные организации, которые сосредоточились на работе в этом сегменте. Несмотря на слабые показатели сектора корпоративного кредитования, ряд банков все же смогли показать очень хорошие результаты. Такие банки, как БФА Банк, ЗАО МКБ Москомприватбанк, ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК», НОТА-Банк (ОАО), ООО «Внешпромбанк», увеличили кредитный портфель более чем в полтора раза.  

Из положительных тенденций развития банковского кредитования в 2012 году необходимо отметить нормализацию ситуации с просроченной задолженностью. По состоянию на 1 января 2013 года его доля в кредитном портфеле составляла 3,70%, тогда как на 1 января 2012 года она равнялась 3,95%. Абсолютный прирост задолженности по банковской системе в 2012 году составил 124 миллиарда рублей. , а его объем достиг 1. 26 трлн руб.   

В основном улучшение ситуации с задолженностью объясняется очень быстрым ростом портфеля кредитов, выданных населению. 

Обязательства банковской системы России

В 2012 году пассивы банковской системы России увеличились на 7,88 трлн. тереть. в денежном выражении. В то же время темпы роста собственного капитала были ниже, чем у пассивов. Собственные средства банковской отрасли выросли на 16,6%, пассивы — на 19,3%. В 2012 году средства, полученные от Банка России, выпущенные долговые ценные бумаги и депозиты физических лиц, выступали в качестве локомотивов для увеличения обязательств.       

В 2012 году банки установили рекорд по абсолютному объему привлеченных средств населения, объем депозитов увеличился на 2,38 трлн. тереть. Относительные темпы роста бытовых депозитов были несколько ниже в 2012 году , чем в 2011 году — 20% против 21%, но это было во многом связано с укреплением рубля. За исключением эффекта от переоценки валюты, 2012 год во всех отношениях является более успешным для депозитного рынка, чем 2011 год.      

Капитал российских банков

В 2012 году капитал российских банков вновь увеличился в меньшей степени, чем активы. В 2012 году собственные средства банков увеличились на 16,6% до 6,1 трлн руб. против увеличения активов на 19%. В то же время в прошлом году банки продемонстрировали значительно более высокие ставки, чем в предыдущие периоды. В 2011 году капитал банков увеличился только на 10,8%, а в 2010 году еще меньше — на 2,4%. Более половины прироста капитала в 2012 году пришлось на четвертый квартал.     

Следует отметить, что одним из важнейших параметров, характеризующих состояние собственного капитала банка, является его качество, то есть доля основного капитала в капитале, продолжала снижаться в 2012 году. По состоянию на 1 января 2013 года она была равна 62%, тогда как на 1 января 2012 года это было 64%. Это не только меньше, чем рекомендации ЦБ РФ — 75%, но и более либеральный Базель — 67%. Более того, у десяти крупнейших банков страны этот показатель значительно ниже — 55,8%, а у банков, занимающих места с 11-го по 50-е — уже 67,5%, с 51-го по 100-е — 73. 3%, а все банки вне первой сотни и все — 75,7%.   

Ликвидность в российской банковской системе

Нехватка ликвидности, которая начала проявляться в конце лета 2011 года, ощущалась банковским сектором в течение 2012 года . Наиболее острая ситуация с ликвидностью в 2012 году была в мае, когда ее недостаток вполне мог перерасти в дефицит и серьезный крупный дефицит. масштабный кризис. Однако благодаря действиям Центрального банка Российской Федерации, а также размещению свободных средств Министерства финансов, предоставившего банкам финансовые ресурсы для пополнения пассивной базы, ситуация в значительной степени отвлеклась от опасной черты ,  

Прибыль и рентабельность

В 2012 году российские банки установили новый рекорд прибыли, заработав 1011,9 млрд руб. В то же время посткризисная тенденция роста прибыли начинает ослабевать. По итогам 2012 года прибыль увеличилась на 19,3% по сравнению с результатами 2011 года, тогда как в 2011 году она увеличилась в полтора раза.   

Показатели рентабельности продемонстрировали разнонаправленную динамику в 2012 году. Если рентабельность активов снизилась на 0,1 процентных пункта и к концу 2012 года составила 2,3%, то рентабельность собственного капитала выросла на 0,7 процентных пункта до 18,2%.

Доля убыточных банков в системе в целом по итогам 2012 года несколько увеличилась по сравнению с 2011 годом В 2012 году убытки зафиксировали 5,75% кредитных организаций, в 2011 году аналогичный показатель составил 5,1%. 

Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2-3 года в банковской системе не было кардинальных изменений.

Проблемы, направления развития и совершенствования банковской системы России

За двадцать лет своей истории российская банковская индустрия пережила несколько кризисов и периодов дестабилизации — в 1995, 1998, 2004 и 2008 годах, которые каждый раз приводили к потере значительной части финансовых активов. Однако в последние годы наметилась тенденция к увеличению размера активов банковского сектора, который к концу 2012 года составил чуть более 43 трлн. тереть. , из которых более половины (26,7 трлн) приходится на первую десятку, а половина этой половины — в Сбербанк РФ (13,5 трлн).   

В десятилетие после дефолта (1998-2008) российская банковская система росла более быстрыми темпами, чем вся экономика. Если до дефолта рост активов российских банков обеспечивался в основном за счет увеличения ликвидности, как в рублях, так и в иностранной валюте, то есть за счет обслуживания оттока капитала, то после него источники роста изменились качественно: на основе небольшого увеличения кредитов для реального сектора экономики, объем которого увеличился с 9-10% ВВП в 1996-1997 годах до примерно 15% к концу кризисного 2004 года (доля кредитов в банковских активах составил почти 44%). Однако даже тогда, когда не было прогресса в модернизации банковской системы и с учетом пленного характера многих ведущих российских банков, ее развитие стало тормозить.  

Качество кредитного портфеля российских банков, как и сейчас, во многом определялось характером их взаимоотношений с корпорациями в рамках финансово-промышленных групп, к которым они принадлежат. Более того, как правило, ведущую роль в таких группах играли далеко не банки. Слияние финансового и промышленного капитала привело к «связанному», закрытому характеру значительной части кредитов. Доля внутригрупповых кредитов составила около 40% от общего кредитного портфеля российских банков.   

Зависимость банков от крупнейших заемщиков была сильной. Существование ряда ведущих банков определялось благосостоянием их основных клиентов, и по-настоящему диверсифицированных банков почти не было. На десять крупнейших кредитов в среднем приходилось от 30 до 50% общего кредитного портфеля банков, а в Западной Европе — 2-8%. Отношение средней стоимости 10 крупнейших кредитов к среднему капиталу варьировалось от 100 до 400% (30-100% в Западной Европе). В общем объеме банковских средств вклады десяти крупнейших клиентов составляли от 40 до 80% (в Европе — менее 2%). Все это не позволило диверсифицировать риски и сделало банки уязвимыми.      

Наиболее активно банки предоставляли деньги предприятиям в экспортно-ориентированных отраслях: на долю экспортеров приходилось 45% задолженности по кредитам и займам основных секторов экономики, а структура заимствований по секторам оставалась практически неизменной в течение всех десяти лет. Это означало, что банковский сектор способствовал сохранению сырьевой структуры российской экономики, а не ее постепенному изменению в пользу обрабатывающих отраслей и «новой экономики». 

В таких условиях приток капитала в новые сектора и новые заемные предприятия, не входящие в финансово-промышленные группы, был чрезвычайно затруднен. Прежде всего, это было связано с перетоком капитала из экспортно-сырьевых отраслей, контролируемых крупнейшими компаниями, где генерируются основные доходы, в обрабатывающие отрасли, в которых преобладают средние или крупные, но независимые предприятия. Поскольку среди клиентов банков и их владельцев доминировали (и доминировали) компании из сырьевых экспортно-ориентированных секторов, российская банковская система была очень чувствительна к колебаниям в глобальной среде. Таким образом, до 30% активов банковской системы напрямую попадают в зону рыночного риска.   

Несмотря на расширение кредитования, вклад банковской системы в поддержание экономического роста оставался незначительным. Как и прежде, основная часть кредитов реальному сектору носила краткосрочный характер и была направлена ​​в основном на пополнение оборотных средств предприятий. Они были вынуждены финансировать свои инвестиционные программы в основном за свой счет.  

Таким образом, банковские кредиты работали не столько для увеличения производства и инвестиций, сколько для улучшения финансового состояния предприятий: сокращения кредиторской задолженности, пополнения ликвидности и увеличения финансовых вложений. Относительный дефицит долгосрочных кредитных ресурсов в основных секторах экономики достиг 5% ВВП. 

Относительно высокие показатели капитализации банковской системы (соотношение собственных и заемных средств — около 13%) объяснялись тем, что значительная часть прироста капитала (не менее трети) была результатом применения схем его фиктивного роста, и, следовательно, вряд ли можно ожидать существенного реального расширения активных операций.

Динамика роста ресурсной базы также не соответствовала требованиям банков, ориентированных на кредитование реального сектора. Снижение темпов роста пассивов произошло в основном за счет уменьшения доходов предприятий и устранения неденежных форм расчетов между ними. 

Банки компенсировали уменьшение притока ресурсов от предприятий за счет привлечения средств населения, темпы роста которого указывали на то, что банковская система начала, хотя и медленно, выполнять функцию преобразования сбережений граждан в кредиты реальному сектору экономики. В последние годы объем банковских (в основном рублевых) вкладов населения рос в два раза быстрее активов банков (и в четыре раза быстрее их капитала), что объяснялось как восстановлением доверия к банковской системе, так и относительный рост личных доходов граждан. Основными клиентами банков были представители активно формирующегося среднего класса.  

Государственные средства были наиболее важным источником пассивов банковского сектора. Ежегодный прирост сбережений граждан составил около 20 миллиардов долларов, при этом только треть из них ушла в банковскую систему. Около 100 миллиардов долларов осталось в руках населения (сейчас примерно столько же).  

Во всем мире вклады населения считаются одним из лучших видов банковских обязательств. В России этот источник финансирования был и остается наиболее чувствительным для банков: когда граждане настроены оптимистично, этот сегмент быстро растет, но под влиянием негативных ожиданий он может резко упасть. Другим недостатком этого типа обязательств была его относительно высокая стоимость, что привело к снижению банковской маржи при инвестировании в реальный сектор, в котором кредитные риски оставались высокими.  

Наиболее серьезной проблемой было накопление экономических рисков на балансах банков, увеличение просроченной задолженности юридических лиц во всех секторах и наибольшее накопление проблемных кредитов сельскохозяйственным и лесным предприятиям.

Принятые недавно документы о стратегическом развитии российского банковского сектора направлены на активизацию банковского сообщества. Прежде всего, речь идет об улучшении операционной деятельности банков, повышении их эффективности, рационализации, в том числе повышении производительности труда и экономии затрат. Как показал ряд исследований, производительность труда в банковском секторе России примерно в 10 раз ниже, чем в США, Германии и Италии, в 17 раз ниже, чем во Франции и Швейцарии, в 25 раз ниже, чем в Нидерландах, и в 35 раз ниже, чем в Ирландии. Основными факторами, определяющими отставание данного показателя, являются неэффективность бизнес-процессов российских банков и низкая доля платежей по электронным каналам. В то же время уровень заработной платы в финансовом секторе является самым высоким по сравнению с другими секторами российской экономики и превышает средний отраслевой уровень примерно в 2,5 раза. Если в финансовом секторе средняя зарплата составляет около 55 тысяч рублей. Тогда, например, в обрабатывающей промышленности — чуть более 20 тысяч рублей. а в сельском хозяйстве — чуть более 10 тыс. руб. Неоправданно высокие затраты до сих пор компенсируются высокими процентными ставками по кредитам и низкими процентными ставками по депозитам и передаются на плечи населения и предприятий. По уровню развития финансового сектора Россия находится на 127 месте в мире (данные Всемирного экономического форума). Таким образом, в среднесрочной перспективе основной задачей банков должна стать работа по повышению эффективности их деятельности.          

Российская банковская система еще не достигла необходимого уровня развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что негативно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг. В проекте основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в разделе «Приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики» отмечается, что основными целями денежно-кредитной политики на 2013–2018 годы являются снижение инфляции и обеспечение экономики необходимыми ликвидность. Согласно прогнозу, к 2018 году уровень инфляции должен снизиться на 3-3,5%, переход к таргетированию инфляции будет осуществляться постепенно, а также планируется минимизировать влияние тарифной составляющей на уровень цен в стране.  

Использование режима таргетирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует более жестких условий с точки зрения уровня экономического развития и его институциональной структуры. В частности, при переходе на такой режим должны соблюдаться следующие условия: 

  • отсутствие давления на центральный банк со стороны властей;
  • отсутствие сильной зависимости экономики от мировых цен на экспортируемое сырье;
  • прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;
  • минимальный уровень долларизации финансового сектора;
  • стабильность банковской системы и развитие финансового рынка;
  • надежная статистическая база, надежный метод определения базовых и других видов инфляции и высокая квалификация аналитиков.

Опыт стран, применяющих таргетирование инфляции, показывает, что чем точнее были выполнены эти условия, тем выше были достигнуты макроэкономические результаты. Очевидно, что в настоящее время не все условия могут быть выполнены для введения режима таргетирования инфляции в России. Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность, в результате чего она довольно сильно зависит от мировых цен на сырье и, прежде всего, на энергоносители. Хотя долларизация российской экономики резко снижается, она остается довольно высокой. По сравнению с другими странами финансовая система России развивается довольно высокими темпами, но с точки зрения своей капитализации, спектра предоставляемых финансовых услуг способность регулировать ликвидность все еще отстает от многих развитых стран. В то же время следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не раньше, а после перехода на новый режим денежно-кредитной политики.     

Режим таргетирования инфляции является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полную уверенность экономических агентов в политике и заявлениях руководителей Банка России. Учитывая эти особенности российской экономики, а также последствия недавнего финансово-экономического кризиса, Банк России вряд ли в ближайшем будущем сможет перейти на полномасштабный режим таргетирования инфляции. В то же время постепенное смещение акцента в денежно-кредитной политике с постановки целей по обменному курсу на постановку целей по инфляции в ближайшем будущем будет полностью оправдано.  

Создание специального федерального гарантийного фонда с высоким уровнем кредитного рейтинга и способностью предоставлять гарантии по кредитам среднему бизнесу в размере 100 млн. Рублей поможет решить проблему кредитования малых и средних предприятий. Это вписывается в рамки реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07. 05. 12 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания механизмов обеспечения гарантий работоспособности среднего бизнеса. в сфере производства и инноваций. В настоящее время в банковском сообществе обсуждается проект поправок к Положению Банка России № 254-П «О порядке формирования резервами кредитных организаций возможных убытков по кредитам, кредитам и эквивалентным долгам перед ним». Этот проект содержит требования, которые создают сложные условия для развития малого и среднего бизнеса. Требования проекта не позволят банкам разрабатывать кредитные программы для начинающих предпринимателей и вновь создаваемых предприятий. При отсутствии других источников финансирования это не позволит реализовать федеральную целевую программу по развитию малого бизнеса в России.     

В последнее время задача снижения экологических и социальных рисков при реализации инвестиционных проектов, финансируемых банками, становится все более актуальной. В течение почти 10 лет существовали так называемые экваториальные принципы — свод правил, которые могут улучшить качество подготовки и экспертизы проектов с точки зрения экологических и социальных рисков, учесть мнения заинтересованных сторон, доработать и сделать более безопасные финансируемые проекты на прединвестиционной стадии. Аналогичные стандарты приняты в развивающихся странах. Из 75 банков, применяющих принципы экватора, 16 банков представляют страны с развивающейся экономикой.    

Что касается России, то разработка и внедрение ответственных методов финансирования потребует от наших банков значительных усилий по улучшению бизнес-процессов и активной работе со своими заемщиками. Эта деятельность будет более успешной, если банки будут совместно решать эту проблему, создавая, в частности, коллективный консультативный орган по стандартам и совершенствуя практику ответственного финансирования в России. 

Наконец, разработанные новые стандарты Базель-3 включают дополнительные требования к достаточности капитала и новые стандарты ликвидности банков. Как и в других странах, для России эти требования направлены на повышение устойчивости банков. Однако в то же время они также ограничивают возможность роста кредитования , особенно долгосрочного, и эту позицию объявили ведущие мировые долгосрочные инвесторы. Влияние стандартов Базель-3 на долгосрочные инвестиции необходимо учитывать при разработке планов их применения в России.   

Как уже упоминалось, банковская система в настоящее время испытывает перегрев с точки зрения потребительских кредитов и в то же время острая нехватка капитала (показатель дефицита капитала ниже, чем в 2008 году). Действия регулирующих органов в первую очередь направлены на то, чтобы «охладить» рынок кредитования на предстоящий период и одновременно улучшить качество этого рынка из-за постепенного вытеснения наименее устойчивых банков к таким спадам. 

Конечно, с одной стороны, сдерживание роста рынка потребительских кредитов негативно скажется на потребительском спросе и, соответственно, повлечет за собой снижение темпов роста экономики страны в целом. Активность банков в развитии потребительского кредитования будет снижаться, что, в свою очередь, повлияет на доступность кредита в целом. Если теперь клиенты могут легко брать потребительские кредиты, например, в магазинах, без справок о зарплате, без поручителей. То ужесточение требований регулятора приведет к тому, что банки станут более осторожными в выборе заемщиков. Уменьшение объема выданных кредитов в целом приведет к тому, что ставки по потребительским кредитам, скорее всего, снизятся и, соответственно, для банков этот вид бизнеса будет не таким интересным, как сегодня. С другой стороны, если подход банка изначально предполагает максимальное снижение риска и использование эффективных методов оценки, инициатива Банка России не приведет к крупным финансовым потерям. Достаточно уверенно, в частности, будут чувствовать себя крупные игроки. В то же время малые и средние банки, которые получают прибыль в основном за счет потребительских кредитов, окажутся в сложной ситуации: чтобы сохранить свой розничный объем в полном объеме, им, по крайней мере, придется изымать из них довольно значительные суммы в Чтобы обеспечить все кредиты.      

Возможность сохранения существующих резервных коэффициентов для необеспеченных кредитов, выданных в рамках зарплатных проектов, может спасти многие банки. В этом случае необходимо различать кредиты, выданные в магазине с паспортом под несколько десятков процентов годовых, и кредиты зарплатным клиентам — они выдаются под 18% людям, которые обслуживались в банке в течение нескольких лет, и иметь определенную регулярную прибыль. Однако такие исключения практически не затронут кредитные организации, которые занимаются исключительно кредитованием населения. Тем не менее повышение стандартов не станет сильным ударом для их бизнеса: у ведущих специализированных спекулянтов достаточно розничной торговли и капитала, чтобы соответствовать новым требованиям. Вряд ли стоит ожидать, что крупные спекулянты пересмотрят структуру своего портфеля, сократив долю клиентов «с улицы» в пользу зарплат: этот рынок уже перераспределен между банками, и рост здесь очень медленный.     

Вывод

Финансовый сектор страны является необходимым элементом национальной экономики, стимулируя ее развитие путем преобразования неактивных средств в ссудный капитал. Банковский сектор, рынок ценных бумаг, валютный рынок и страховой рынок различаются в структуре финансового сектора. Каждый из рынков имеет в своем арсенале ряд инструментов, позволяющих накапливать временно свободные денежные ресурсы для размещения их в экономических каналах.  

Структура банковской системы начала меняться с 2008 года. К сентябрю 2012 года количество банков было сокращено регулятором до 993 единиц. Банк России объясняет тенденцию сокращения банков путем ужесточения условий их деятельности после кризиса 2008 года и политику регулятора, направленную на ликвидацию банков, цель деятельности которых противоречит российскому законодательству. Однако на фоне уменьшения числа банков, созданных российскими владельцами, количество банков с иностранным капиталом в банковской системе увеличивается.  

Исследования позволили сделать выводы о положительной динамике развития отечественной банковской системы. В частности, собственный капитал, который формирует ресурсную базу банков и является регуляторным индикатором банковской деятельности, имеет тенденцию к увеличению: 

Анализ показал, что основную долю в структуре капитала занимают собственные источники рекапитализации: прибыль и средства. Этот факт положительно характеризует деятельность отечественной банковской системы. Однако, несмотря на значительную долю традиционных источников, структура показывает наличие субординированных кредитов, которые по своему содержанию не являются их собственными источниками, поскольку они привлекаются банками на определенных долгосрочных условиях, что позволяет их классифицировать как квази собственные ресурсы. Следует сказать, что их доля примерно равна доле в уставном капитале, что нельзя назвать положительным фактором роста внутренних ресурсов отечественных банков.   

Исследования динамики привлеченных средств населения позволяют сделать вывод о том, что их роль в структуре пассивов возрастает. В то же время банки наращивают объем привлеченных частных вкладов сроком более трех лет, которые являются основным источником инвестиций для формирования долгосрочного портфеля ценных бумаг. Однако на фоне роста вкладов населения в абсолютном выражении их доля изменилась незначительно.  

Объем привлеченных средств от юридических лиц за исследуемый период также имел положительную динамику.

Анализ состояния банковского сектора в условиях нестабильности показал, что, во-первых, банки имеют необходимый собственный капитал, достаточный для осуществления кредитных и инвестиционных операций, а во-вторых, срочные средства юридических и физических лиц в настоящее время занимают значительную долю в структуре Обязательства банков, условия привлечения которых увеличились, поэтому можно предположить, что банки имеют возможность оказывать финансовую помощь, адекватную потребностям предприятий.

Дальнейшее совершенствование банковской системы будет осуществляться в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года по следующим направлениям:

  • обеспечение открытости и прозрачности деятельности кредитных организаций;
  • упрощение и удешевление процедур реорганизации;
  • оптимизация условий для развития сети банковских услуг населению, малому и среднему бизнесу;
  • развитие системы микрофинансирования.