Эффективность использования туристских ресурсов региона

Содержание:

  1. Общая характеристика туристских ресурсов
  2. Концепция туристских ресурсов
  3. Создается реестр для данного типа ресурса:
  4. Создается инвентаризация туристских ресурсов:
  5. Классификация туристских ресурсов
  6. Всемирная туристская организация предложила создать группу ресурсов:
  7. Основными характеристиками туристских ресурсов являются:
  8. Туризм и рекреация
  9. Природные рекреационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
  10. Объекты культурного, исторического и природного наследия обычно делятся на следующие категории:
  11. Особенности особой экономической зоны российского туристско-рекреационного значения
  12. Туризм в зоне отдыха
  13. Туристско-рекреационные зоны отличаются от других видов особых экономических зон:
  14. Особые экономические зоны туризма и рекреации-перспективы, проблемы, пути их решения
  15. Рассмотрен механизм создания особой экономической зоны в современном мире.
  16. Основными целями создания туристско рекреационной ОЭЗ являются:
  17. Актуальные проблемы регулирования, развития и оптимизации особых экономических зон
  18. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильному написанию реферата:

 

Как написать реферат

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Специфические функции физической культуры

 

Латинские заимствования древнеанглийского периода

 

Сравнение Великой французской и Октябрьской революций

 

Введение:

 

Туризм - это наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики. Начало нового тысячелетия ознаменовалось не только подъемом международного туристического движения, но и появлением новых тенденций в развитии этой отрасли.

Территория России обладает важным потенциалом для развития туризма, и в то же время многие туристские ресурсы нашей страны не используются эффективно, а новый подход к развитию туризма в России уже необходим, следовательно, для получения должного дохода в экономику страны необходим туризм. Часть, связанная с этими подходами - вид туризма и развлечений особой экономической зоны. Создание таких зон повлечет за собой создание, реконструкцию и развитие туристско-рекреационной инфраструктуры, а также развитие туризма в целом. Особые экономические зоны будут способствовать более эффективному использованию туристских ресурсов в нашей стране.

Общая характеристика туристских ресурсов

 

Концепция туристских ресурсов

Изучение туристских ресурсов помогает определить ценность того или иного региона для туризма.

Современный туризм невозможен без учета особенностей обустройства этих ресурсов и их качества. Благодаря своему стремительному росту туризм в России стал предметом научных исследований, где изучение туристских ресурсов занимает важное место.

Туристские ресурсы - это отображаемые туристами объекты, а также другие объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, в том числе природу, историю, форму этих объектов для туризма. Туристские ресурсы определяются в ходе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы:

Создается реестр для данного типа ресурса:

  • Классификация и оценка ресурсов;
  • Порядок использования и доступа к ресурсам для туристов с учетом предельно допустимой нагрузки;
  • Деятельность системы защиты ресурсов и источники финансирования и развития, меры по восстановлению ресурсов;
  • Режим охраны.

Создается инвентаризация туристских ресурсов:

  • Региональная оценка и картографические характеристики;
  • Порядок проведения мониторинга санитарно-экологического состояния территории;
  • Порядок осуществления мониторинга вида экономической деятельности;
  • Порядок выделения территории в качестве территории для использования и развития целевых туристов.

При отсутствии туристических ресурсов, туризм, как правило, не может обойтись. Отдельные туристические ресурсы сопровождаются только туризмом в ограниченном масштабе, и в этом случае посещение объектов туристического интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, некоторые ресурсы и объекты приобретают статус национальных символов и святынь, и тогда неиссякаемый поток поклонников устремляется к ним.

 

Туристские ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры региона. Иногда туристический потенциал является синонимом туристических ресурсов.

 

Классификация туристских ресурсов

Туристские ресурсы делятся на природные и социально-экономические. Туризм больше озабочен постоянным сохранением и улучшением природной среды, чем любая другая отрасль-его важнейший ресурс. В свою очередь, природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же критериям, по которым географы классифицируют природные ресурсы.

Например, туристические ресурсы можно отобразить в виде:

  • Принадлежность к определенному компоненту природной среды - климату, воде, лесу;
  • Их функциональное назначение-здравоохранение, образование, спорт;
  • Степень обучения.

Социально-экономические туристские ресурсы включают в себя историко-культурные объекты (памятники и монументы, музеи и т.д.). Кроме того, для развития промышленности необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Также предлагается классифицировать рекреационные и туристические ресурсы прямо и косвенно. Первое можно определить как ресурсы, используемые самими туристами (красота ландшафта, целебные свойства региона, предмет познания и др.). Косвенные ресурсы используются для развития прямых ресурсов, без которых нет индустрии туризма: сырья, энергии, финансов, материалов, рабочей силы и т. д. Поэтому данный тип ресурса является вторичным. Данная классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль прямых рекреационных ресурсов. Ведь территориальное отличие этого вида ресурса является основой для использования рекреации в конкретном месте.

Всемирная туристская организация предложила создать группу ресурсов:

  • Природные ресурсы;
  • Энергетическое богатство;
  • Человеческий фактор (с точки зрения демографических данных и культурных аспектов);
  • Институциональные, политические, правовые и административные аспекты;
  • Социальные аспекты, особенности социальных структур, уровней и традиций в сфере образования, здравоохранения, рекреации;
  • Различные товары и услуги, транспортная, коммуникационная, рекреационная и развлекательная инфраструктура;
  • Экономическая и финансовая деятельность.

Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подходить к формированию и оценке туристских продуктов на различных уровнях, в том числе национальном,региональном и местном.

Основными характеристиками туристских ресурсов являются:

  • Шарм(очарование);
  • Доступность;
  • Степень знаний;
  • Значение для показа (развлечения);
  • Ландшафтные и видео функции объемного звучания;
  • Социально-демографические характеристики;
  • Потенциальный запас, мощность;
  • Как пользоваться.

Поэтому можно сказать, что туристские ресурсы условно делятся на природные (естественного происхождения) и искусственные (созданные в результате деятельности человека). Динамичное развитие туризма и рекреации, очень высокая ценность природных ресурсов, даже отсутствие современной инфраструктуры, коммуникаций, спортивно-досуговых предприятий является важнейшим фактором развития туристских территорий.

Туризм и рекреация

Из всех видов туризма наиболее важную социально-экономическую роль приобрел туризм, который ориентирован на рекреацию-физическую и умственную силу человека. В сфере рекреационно-ориентированной экономики специализация видов рекреационных услуг и общих туристско-рекреационных объектов зависит от их количества и качества.

В научной литературе, в зависимости от типа местности, подробно описаны определенные виды рекреационных ресурсов, которые называются туристическими или курортными. Особая роль принадлежит природным ресурсам, формирующим специализацию туризма и рекреации в регионе. Природные ресурсы, рассматриваемые с точки зрения их происхождения, представляют собой совокупность всех физических, биологических и энергетических информационных ресурсов, использование которых способствует развитию рекреационного спроса в регионе и освоению природных ресурсов.

С экономической точки зрения природные ресурсы-это природные элементы и силы, которые могут быть использованы в производственных и непроизводственных сферах для удовлетворения потребностей людей. Социальная полезность природных ресурсов изменяется положительно или отрицательно в результате человеческой деятельности. Среди многих функций природных ресурсов как средств производства более целесообразным становится их использование в качестве средства восстановления умственных и физических сил человека. Природные ресурсы имеют развлекательный и туристический потенциал.

Природные рекреационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

  • Происхождение;
  • Виды рекреационного использования;
  • Уровень истощения (быстро истощается, медленно истощается, неисчерпаемо);
  • Потенциал самовосстановления и культивирования (возобновляемый, относительно возобновляемый, невозобновляемый);
  • Возможность пополнения (возвратного и невозвратного);
  • По возможности замените любые другие биоресурсы.

Историко-культурный потенциал страны является основой культурного (образовательного) туризма и включает в себя целую социокультурную среду с традициями и обычаями, бытовыми и хозяйственными особенностями.

Любой регион может предоставить минимальные ресурсы для образовательного туризма, но его масштабное развитие требует определенного уровня культурного наследия:

  • Памятники археологии;
  • Религия и гражданская архитектура;
  • Памятники ландшафтной архитектуры;
  • Малые и большие исторические города;
  • Сельское поселение;
  • Музеи, театры, выставочные залы и т. д.;
  • Социальная и культурная инфраструктура;
  • Объекты этнографии, народного творчества и ремесел, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы воспринимают природу как неотъемлемую часть-целый культурный комплекс. Культурные особенности различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить здесь свой отпуск. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению и расширению кругозора.

Культура - это один из главных элементов туристического интереса.

Многим регионам необходимо сочетать традиционные формы деятельности, сформировавшие эти регионы, с инновационными видами туризма, чтобы организовать уникальные регионы, имеющие уникальные исторические территории, которые не должны быть оставлены без внимания, такие как древние города, усадьбы, дворцово-парковые ансамбли, культурно-архитектурные комплексы, исторические памятники, памятники истории и культуры. Кроме того, новые виды деятельности не должны дополнять и подавлять существующие экономические, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристической инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристический центр (объект) должен соответствовать особенностям и традициям страны и в то же время иметь свой собственный облик. Создание природно-исторического парка должно способствовать сохранению наиболее ценных памятников истории и культуры как целостного архитектурно-ландшафтного и культурного комплекса. Необходимо сохранить и восстановить культурно-исторические памятники рукотворных природных и традиционных ландшафтов, которые также считаются постоянными историческими ценностями и национальным достоянием.

Эффективность использования туристских ресурсов региона

Объекты культурного, исторического и природного наследия обычно делятся на следующие категории:

  • Недвижимость, используемая в основном туристами (фестивали, спектакли, памятники и т.д.);
  • Объекты смешанного назначения(например, важные исторические здания и музеи, театры, природные заповедники и т. д.);
  • Объекты недвижимости, в основном используемые местными жителями (гражданские инженерные сооружения, религиозные объекты, кинотеатры, библиотеки).

По комплексной оценке экспертов, потенциал географического туризма в России достаточно высок, и его значение отражает привлекательность туристической зоны для российских и иностранных туристов, которая составляет 55,8%.

Поэтому из года в год Россия становится очень конкурентоспособным мировым рынком туристических услуг, который включает в себя целый комплекс уникальных ресурсов и культурно-исторических памятников, которыми она располагает.

Историко-культурные и природные памятники являются национальным достоянием страны. Развитие территории для туристических целей требует тщательного подхода.

Особенности особой экономической зоны российского туристско-рекреационного значения

Туризм в зоне отдыха

Вопрос о создании особой экономической зоны в России давно прошел. Согласно программе среднесрочного экономического развития на 2003-2005 годы, принятой по распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163, в ней разрабатывается правовая база для создания данного вопроса, неоднократно поднимавшегося в печати.

22 февраля 2005 года президент подписал Федеральный закон 116-ФЗ "Об особой экономической зоне Российской Федерации", где статья 2 определяет понятие особой экономической зоны: "особая экономическая зона" - правительство Российской Федерации.

Этот закон стал регулировать промышленное производство и технологию реализации особых экономических зон, а направление туризма и рекреации получило дальнейшее развитие, и были предложены поправки в закон.

Министерство экономического развития, федеральные агентства по туризму, вновь созданные федеральные агентства по управлению особой экономической зоной и представители регионов России в течение года туризма и 3 июня 2006 года президент России подписал Федеральный закон 76-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах Российской Федерации". Закон ввел третий вид особых экономических зон - "туристско-рекреационные особые зоны".

Целью создания туристско-рекреационной зоны является повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие санаторно-курортных комплексов, проведение мероприятий по организации лечения и профилактики заболеваний минеральными водами, лечебными грязями и другими природными лечебными ресурсами, которые могут быть освоены в туристско-рекреационных зонах.

 

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - это своеобразная особая экономическая зона, созданная для развития и предоставления услуг в сфере туризма.

 

Туристско-рекреационные зоны отличаются от других видов особых экономических зон:

  • Могут быть созданы на одном или нескольких участках территории муниципального образования;
  • При его создании в него могут быть включены земельные участки, используемые гражданами и юридическими лицами;
  • Туризм-инфраструктура и жилищно-коммунальные и другие объекты, в том числе Ресор, различные формы собственности, частный капитал;
  • Земельный участок может принадлежать к землям особо охраняемых природных территорий.

В настоящее время на территории Российской Федерации создано восемь особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Особые экономические зоны туризма и рекреации-перспективы, проблемы, пути их решения

Рассмотрен механизм создания особой экономической зоны в современном мире.

Основной задачей организации особой экономической зоны является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в тот или иной регион или сектор экономики. Создание современного туристского комплекса с развитой инфраструктурой на территории туристско-рекреационной ОЭЗ в регионе, как ожидается, позволит достичь положительного эффекта, в основном за счет предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность в регионе, налогов и таможенных сборов, увеличения потока туристов в регион, как следствие, особой предпринимательской деятельности в экономической зоне, особой предпринимательской деятельности в сфере наиболее продвинутого ресурсосбережения, создания благоприятных условий для инвестирования и экономического развития региона.

Туризм, как отрасль экономики, аккумулирует мощный финансовый поток, вносит значительный вклад в местную экономику и способствует развитию региона. Развитие туристической отрасли оказывает стимулирующее воздействие на такие отрасли экономики, как транспорт, телекоммуникации, торговля, строительство, сельское хозяйство и производство потребительских товаров. Это позволяет государству решать проблему пополнения доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней.

Однако в России огромная природная особая экономическая зона (ОЭЗ), в которой Россия способна развивать различные виды туризма, в том числе природно-экологический, оздоровительный, экстремальный деловой туризм, морские и речные круизы, создается государством с учетом экономических задач переходного периода и имеет определенные региональные разработки, имеющие хорошие предпосылки для формирования центров роста.

Основными целями создания туристско рекреационной ОЭЗ являются:

  • Расширить долю туристического сектора и смежных отраслей в ВВП России, обеспечив тем самым диверсификацию экономики;
  • Стимулирует развитие депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
  • Увеличение занятости населения (в 2016 году в 64 СЭЗ планируется создать 7 тыс. рабочих мест, с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей - около 155 тыс. рабочих мест);
  • Повышение уровня здоровья и качества жизни населения за счет повышения доступности туристско-санаторно-курортных услуг для граждан Российской Федерации;
  • Рост турпотоков (с 3 млн до 9,7 млн туристов в 2016 году);
  • Сохранение экологических, природных и культурных ценностей;
  • Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Министерство экономического развития, федеральное агентство по туризму, вновь созданное федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и представители регионов России в течение года принятия закона о туризме и ЛЭК могут решить важнейшие социальные проблемы, наряду с развитием экономической эффективности, бюджетных ассигнований и налоговой базы: созданием дополнительных рабочих мест, здоровьем населения решаются и политические задачи: Россия стала одной из главных туристических держав и интегрирована в мировое сообщество. Такие явления, как туристы и зоны отдыха, впервые являются уникальными для России, и здесь есть возможность привнести что-то новое.

Однако с введением особых экономических зон для туристов и рекреационных типов возникают и проблемы, требующие немедленного решения. Среди них - вопрос подготовки и переподготовки кадров. По мнению федерального агентства, повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без отличных кадров. На наш взгляд, проблема может усугубляться стремительным ростом числа рабочих мест. Для реализации данного направления туристско-рекреационной деятельности в экономической зоне в сфере активного вовлечения рекреационных ресурсов в сферу туризма, а также минеральных вод, грязей и других месторождений полезных ископаемых, а также необходимости параллельной работы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами с Министерством образования и науки Российской Федерации в сфере туристской деятельности и деятельности по освоению природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию.

 

Поэтому туристско-рекреационные ресурсы являются исходной составляющей туристского бизнеса,а значит, должны стать обязательным элементом профессиональной подготовки специалистов туристского образования.

 

В то же время следует отметить, что туристско-рекреационная деятельность очень разнообразна и многофункциональна. Соответственно, лояльные администрации и правовые системы ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах зачастую "перекачивали" стратегическое сырье, дефицитные ресурсы и валюту из России за рубеж, причем, по оценкам экспертов, большая часть из $ 2 млрд, незаконно вывезенных из России, ежемесячно проходила через свободную экономическую зону. К негативным последствиям создания свободной экономической зоны относятся несбалансированность территориального развития страны, возрождение теневой экономики, отток ресурсов из других регионов и другие факторы статуса свободной экономической зоны.

Мы полностью осознаем исключительные обстоятельства, сложившиеся в ОЭЗ, в связи с отсутствием четкого правового инструмента прямого действия, позволяющего проследить развитие ОЭЗ на всех этапах ее существования.

В современное время целесообразно уделять больше внимания совершенствованию методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, понятно, что создание специальных туристско-рекреационных зон является одним из важнейших направлений развития туристско-рекреационной деятельности.

Экономическая сфера - это серьезный шаг на пути развития как регионального туризма, так и развития туризма по всей России.

Актуальные проблемы регулирования, развития и оптимизации особых экономических зон

Формирование особой экономической зоны является эффективным и весьма действенным средством развития международного сотрудничества по привлечению инвестиций и дальнейшему укреплению экономического и научного потенциала Российской Федерации.

Согласно международным стандартам, свободная экономическая зона должна отвечать двум основным требованиям. Кроме того, все активные зоны и территории, подпадающие под этот статус, расположены в важных регионах (в Республике, области или городе-гиганте).

Согласно зарубежному опыту, для освоения 1 км2 экспортно-производственной зоны необходимо 40-45 млн долларов, а для инвестиций в организацию таможенной и торговой деятельности - 10-15 млн. долларов.

В России такие территории, как Читинская область и свободная экономическая зона Алтайского края занимают площадь, равную 432 тыс. км2 и 262 тыс. км2 соответственно, поэтому на практике их учитывать не приходится.

Развитие закона о свободной (специальной) экономической сфере было обусловлено тем, что для каждой создаваемой зоны он шел неудобным путем: принимались "разные" законы или нормативные правовые акты.

"Об особой экономической зоне в Российской Федерации" - основополагающий акт Закона Российской Федерации об особой экономической зоне. В соответствии с ним могут быть приняты иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие соответствующие отношения.

Механизм особой экономической зоны предусматривает преференции в трех ключевых сферах бизнеса: налоговые и тарифные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Благодаря сочетанию этих факторов система особых экономических зон очень привлекательна для инвесторов.

Сегодня в России планируется создать или создать практически все основные виды ОЭЗ, которые распространены в мире: промышленное производство, технологические инновации, туристический отдых, порты.

Такая разнообразная форма организации позволяет оказывать государственную поддержку широкому кругу хозяйствующих субъектов. Основное внимание уделяется инновационным и синергетическим отраслям с высокой добавленной стоимостью. Это отличает нынешний период развития ОЭЗ в России от предыдущих попыток.

Еще одним важным отличием, которое необходимо сохранить и усилить в дальнейшем, является относительная прозрачность принятия решений о присвоении статуса особых экономических зон, внедрение конкурентных механизмов, определение критериев отбора, создание экспертных советов и межведомственных комитетов, разработка индивидуальных концепций каждой ОЭЗ, а также обсуждение вопросов регионального применения прозрачности.

Строгое деление нынешних ОЭЗ на 4 типа представляется не очень эффективным. Например, нынешняя практика поддержки инновационного процесса в России состоит из ярко выраженных крайностей, одна из которых - отпугнуть потенциальных инвесторов.

Положительное влияние ОЭЗ на местную и национальную экономику зависит от ее способности реализовать свои преимущества

  • Экономия агломерации в рамках самих ОЭЗ;
  • Положительные внешние эффекты для компаний, не входящих в ОЭЗ.

Этому способствует наличие квалифицированных специалистов, близость заказчиков и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры и наличие компаний, занимающихся технологическим развитием, в результате чего группа компаний, специализирующихся на взаимосвязанных видах экономической деятельности на географически ограниченных территориях, способствует общему снижению издержек.

О положительных экстерналиях компаний, расположенных вне инновационной экономической сферы, возможность получения заказов от компаний, работающих в зоне, и организация технической ОЭЗ, развиваемой в пределах зоны, должны рассматриваться как элемент более широкого комплекса мер, направленных на создание инновационно-ориентированного экономического кластера. Важно, что в ОЭЗ возможно органичное сочетание малого и крупного бизнеса. С одной стороны, крупные предприятия будут привлекать финансирование и внедрять результаты НИОКР с реальными производственными процессами,отлаженными каналами сбыта, системами выбора приоритетов, с другой стороны, малые и средние предприятия будут более гибкими и креативными.

Но сейчас закон отменен, прямо предполагая наличие только крупных инвесторов в промышленно-производственных ОЭЗ (проекты от 10 млн евро) и зоне технической реализации.

На этом уровне реализуются преимущества, предоставляемые механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные инвестиции в инфраструктуру, имиджевые компоненты), такие как повышение региональной ответственности и уменьшение размера проблемы управления системой ОЭЗ. Кроме того, региону больше не придется выигрывать федеральные гонки, чтобы генерировать местные точки роста.

Действующее законодательство четко подчеркивает необходимость создания ОЭЗ на пустой территории. Конечно, это упрощает работу госорганов, но не всегда эффективно. Это особенно актуально, учитывая нынешние трудности земельного вопроса в России (поиск крупного участка с государственной собственностью в привлекательном месте и, как следствие, выбранный участок требует огромных инфраструктурных затрат).

На наш взгляд, необходимо пересмотреть данное предложение при реализации конкурсной комиссией с целью максимизации научного, кадрового и производственного потенциала депрессивного региона страны.

В настоящее время, используя инструмент ОЭЗ, сложно начать процесс инвестирования в депрессивные или проблемные районы. Это достигается как 50-процентным ограничением федеральных инвестиций в инфраструктуру, так и текущими критериями отбора, которые обеспечат огромное преимущество наиболее развитым и процветающим регионам Федерации.

Многие депрессивные территории обладают значительным потенциалом (кадровым, ресурсным, геополитическим). Однако для его реализации необходимо создать особые условия. ОЭЗ - один из лучших механизмов для этого. Просто при выборе особой экономической зоны необходимо сместить акцент с оценки текущей ситуации в регионе на анализ инвестиционных предложений, включенных в заявку.

Анализируя результаты деятельности свободных экономических зон и особых экономических зон за рубежом, масштабного привлечения инвестиций в ОЭЗ, на наш взгляд, насыщенных инновационными проектами и финансированием предприятий, можно активно и успешно адаптировать финансовые инструменты, используемые в международной практике, к спецификациям каждой конкретной ОЭЗ, привлекаемым крупными отечественными банками.

Действующий механизм заключения договоров с резидентами (инвесторами) и их выбор недостаточно прозрачны. Это особенно актуально для туристических зон и рекреационных ОЭЗ, где фактор расположения и согласование концепции проекта являются наиболее важными. На этапе подготовки заявки на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ необходимо сделать этот процесс более четким, в том числе определить преимущественные права инвесторов, заключивших соглашение о своих намерениях.

Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма, как особая экономическая зона. Основная цель его применения-придать инновационный импульс экономическому развитию. Формирование таких зон предполагает ряд дополнительных, в ряде случаев, мер, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и усиление их влияния на всю социальную систему.

Туризм в России - это динамично развивающаяся отрасль экономики. В то же время у отрасли есть масса проблем – не хватает мест для размещения туристов, низкий уровень сервиса, неадекватное обслуживание и т. д. Все эти обстоятельства отрицательно сказываются на развитии отрасли. На современном этапе развития все большее значение приобретает новое направление туризма,направленное на создание новых туристических направлений и восстановление старых.

Одним из новых направлений в сфере туризма является создание особых экономических зон туристско-рекреационного значения (ОЭЗ). ОЭЗ - это новый и перспективный инструмент развития и диверсификации туристической отрасли России.

В настоящее время на территории ОЭЗ началось масштабное строительство. В этих регионах государство предлагает инвесторам множество направлений для реализации проекта. Поэтому ОЭЗ - это государственно-частное партнерство.

Заключение

Создание туристско-рекреационной ОЭЗ предполагает комплексное развитие региона специально для развития туризма. За счет развития таких зон можно увеличить долю туристического сектора в экономике страны, снизить отток российских граждан, выезжающих за рубеж, и даже увеличить количество иностранцев в России.

В настоящее время на территории края создано восемь ОЭЗ - Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, Иркутская и Калининградская области, а также Республика Башкортостан и край Алтай. Первые семь были созданы в 2007 году, а восьмая - в текущем 2010 году. Концепция разрабатывается для каждой ОЭЗ, и соответственно устанавливается целевое положение (цель) каждой ОЭЗ. Была определена зона, необходимый объем инвестиций, спланирована территория, выбран архитектурный стиль.