Эффективная занятость и пути ее развития

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Взгляды Асмита, д. Риккардо и д. Милля на частную собственность на землю и земельную ренту
Виды безработицы и её динамика в странах с рыночной экономикой в XXI веке
Государственная денежно — кредитная политика в российской федерации: анализ основных направлений
Современные платежные инструменты


Введение:

Основным направлением проводимых в Беларуси реформ является переход от централизованного управления к экономической системе с механизмами рыночного регулирования. Рынок представляет и требует совершенно другого уровня трудовых отношений на каждом предприятии, чем в белорусской практике. Однако эффективные механизмы использования трудовых ресурсов еще не созданы, возникают новые и старые проблемы с занятостью, растет безработица.

Переход к рынку обострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные с перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений из-за различных форм собственности. В результате освобождение рабочих от предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими и без того большой армии безработных неизбежны. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказались неадекватными для формирования рыночных отношений, которые находятся на стадии формирования. В условиях, когда многие регуляторы рынка еще не вступили в силу, государство играет важную роль в обеспечении занятости.

В настоящее время существует два варианта участия государства в формировании политики занятости. Первый - это незначительное участие государственных органов в регулировании, в котором они принимают на себя только те функции, которые рыночные механизмы не могут выполнять. Второе - активное вмешательство государства в управление занятостью. При отсутствии эффективных рыночных механизмов политика занятости должна строиться по второму типу, который определяет необходимость усиления регулирующей функции государства.
Государственная политика занятости населения должна быть направлена ​​на стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных секторах экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли предпринимательства, создание непрерывная система профориентации, обучения и повышения квалификации персонала, адаптированная к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплаты пособий и материальной помощи безработным).

Реализация этих задач предполагает, что система государственного регулирования будет не только охватывать безработное население, но и обеспечивать производственный спрос на квалифицированную рабочую силу с учетом структурных изменений в экономике, а также удовлетворения социальных потребностей самих людей. Необходимо не только привлекать каждого члена общества, который желает и может участвовать в общественном производстве, гарантировать достойное вознаграждение за труд, но и предоставлять возможность реализовать свои творческие способности.

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты государственного воздействия, направленные на:

  • эффективное использование труда;
  • улучшение качества рабочих мест;
  • рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы;
  • обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

Занятость - это макроэкономическая проблема, которая оказывает самое прямое и сильное влияние на всех. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни, часто вплоть до полной бедности, и вызывает серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Целью данной работы является изучение политики занятости в Республике Беларусь.

Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

  1. Изучение политики занятости, ее формы и проявления.
  2. Анализ положения политики занятости населения Беларуси.
  3. На основании изученных данных исследований и материалов статей, нормативных актов, обозначены основные направления совершенствования политики занятости населения Республики Беларусь.

Предметом исследования в данной курсовой работе является политика занятости в Беларуси. Объектом исследования является проводимая в Республике Беларусь политика занятости на современном этапе и анализ рынка труда.

Для решения поставленных задач были изучены законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные о Республике Беларусь, а также периодические издания.

Научно-методические основы занятости

Понятие занятости, ее формы и структура

Занятость населения - это деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена ​​на удовлетворение потребностей человека или общества и приносит своим субъектам заработок или доход. 

Из определения занятости следует принять во внимание следующие ограничения:

  • деятельность не должна противоречить законам государства;
  • оно должно быть полезным, рациональным, то есть удовлетворять личные или социальные потребности;
  • это должно приносить доход субъекту.

Согласно статистике МОТ (Международная организация труда), в число занятых входит:

  • лица, выполняющие оплачиваемую работу на условиях полной или частичной занятости;
  • лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (без наемного труда);
  • военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;
  • ученики и студенты, совмещающие учебу с работой;
  • лица, занимающиеся уходом за инвалидами.

При определении занятости населения выделяются две группы населения: экономически активное и экономически неактивное население.
Согласно определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, экономически активное население является частью населения, которая представляет свой труд для производства товаров и услуг. Экономически активное население включает все занятое население, безработных и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. 
Международные статистические стандарты утверждают, что термин «экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от продолжительности периода, к которому он применяется. Если экономически активное население определено на короткий период, равный неделе или дню, то это означает население, которое активно в этот период, к которому также применяется термин «рабочая сила», если на длительный период, то это обычно означает активное население.

Экономически неактивное (пассивное) население трудоспособного возраста включает в себя: студентов и учеников (студентов на работе); лица, занимающиеся домашним хозяйством, ухаживающие за детьми старше трех лет; больных родственников и других лиц, не занимающихся хозяйственной деятельностью, а также военнослужащих. 

Другими словами, к экономически пассивному населению относятся иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица, живущие на сбережениях и т. д.

Экономически активное население, которое классифицируется как безработный, включает следующие категории граждан:

  • временно безработный из-за отпуска или болезни;
  • лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;
  • ищущие работу.

В западной экономической литературе полная занятость понимается как уровень занятости, когда число ищущих равно числу вакантных рабочих мест. В действительности, наряду с полной занятостью, существует и неполная занятость. Это тип занятости, при которой деятельность, выполняемая субъектом, не занимает все его рабочее время, часть рабочего времени остается незанятой. Полная и частичная занятость относятся к одному классу - традиционная занятость.

Существует концепция эффективной занятости. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической точки зрения, как наиболее рациональное использование человеческих ресурсов; с социальным - как наиболее полное соответствие интересам наемного работника.

Таким образом, полная занятость отражает занятость с количественной стороны, а эффективную - с качественной. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отход от полных и эффективных условий труда. Если предложение превышает спрос, тогда существует очевидная безработица, когда спрос превышает предложение и реальную потребность - скрытая безработица.

Помимо традиционной формы занятости существуют также нетипичная (нетрадиционная) занятость, которая имеет следующие виды:

  1. сезонная занятость - занятость на основе сезонного контракта на условиях полной занятости;
  2. ежедневная занятость, связанная с работой на условиях определенного количества рабочих дней с ежедневной формой оплаты труда;
  3. периодическая занятость - попеременная занятость и безработица, независимо от времени одного или другого года;
  4. временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занимается деятельностью только в течение определенного периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работы;
  5. трудоустройство по вызову - нетрадиционная занятость, которая не подразумевает каких-либо гарантий трудоустройства и развивается под влиянием стечения обстоятельств;
  6. сама занятость - занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляется и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

Одной из основных целей экономической политики является обеспечение полной занятости, то есть занятости, при которой каждый, кто хочет работать, имеет полную занятость.

Общие принципы государственного регулирования занятости, принятые Международной организацией труда, заключаются в следующем:

  • добровольное трудоустройство;
  • равные возможности для всех граждан;
  • содействие мобильности рабочей силы с учетом изменений в структуре труда;
  • социальное партнерство работодателей и профсоюзов в рамках государственной политики занятости. 

Уровень занятости - процент занятых к взрослому населению, не относящемуся к социальному обеспечению, в приютах, домах престарелых и т. д. Занятость и безработица являются взаимозависимыми социально-экономическими категориями. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынке труда. Следует иметь в виду, что как занятость, так и безработица возникают по инициативе как работодателей - субъектов спроса, так и по инициативе работников - субъектов предложения.

Эффективность регулирования политики занятости

Регулирование занятости и устранение негативных последствий безработицы становится одной из функций государства по мере роста безработицы.

Эффективная политика занятости должна обеспечивать равные стартовые возможности для всех граждан страны; содействовать занятости, которая является экономически жизнеспособной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечить социальную защиту в сфере занятости; взаимодействовать с другими сферами социальной политики.

Регулирующее влияние государства на занятость можно разделить на два типа - активное и пассивное. Политика пассивного регулирования занятости ограничивается поиском и использованием средств для компенсации безработным их материальных потерь. Его иногда называют моделью снижения уровня безработицы.

Это реализовано в двух формах:

  1. Социальное страхование на случай потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом предыдущего заработка и существующей минимальной заработной платы. Такие системы работают более чем в 70% развитых стран и являются основным источником помощи при потере работы. При страховом покрытии по безработице конкретный размер пособий часто зависит от суммы взносов в страховые фонды и от степени потребности в помощи.
  2. Социальная помощь - применяется к оставшимся безработным в течение длительного периода в форме материальной помощи. Политика активного регулирования существенно отличается, в которой государство всесторонне регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: обучение, создание рабочих мест, помощь в поиске работы или поиск кандидатов на вакансии, миграции и т. д. Государство не заменяет собой -регулирующие механизмы рынка труда, но он разрабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, то есть системы механизмов и правил, по которым все участники рынков труда и образовательных услуг достигнут максимального эффекта для общество в целом.

Задача государственной политики занятости состоит в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных затратах, которые должны включать безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д. В этом случае Используются два основных метода: метод увеличения спроса на труд и метод сокращения предложения труда.  Увеличение спроса на рабочую силу достигается за счет экономических мер и мер по созданию нетрадиционных рабочих мест.

Экономическими мерами являются:

  • большая свобода работодателей в решении вопросов трудоустройства (условия приема и увольнения, график работы и т. д.);
  • установление льготного налогообложения, необходимо увеличить спрос на рабочую силу;
  • государственные платежи предпринимателям за создание новых рабочих мест;
  • установление различных видов субсидий и льгот при обеспечении занятости для групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);
  • обучение и переподготовка.

Меры по созданию нетрадиционной занятости: общественные работы, работа на дому, разделение работы, занятость по вызову. Чаще всего эти нетрадиционные рабочие места являются обычно доступными видами временной занятости, которые не требуют специальной профессиональной подготовки и оплачиваются по ставке от одной трети до половины среднего уровня заработной платы в стране, но выполняют функцию включения безработные в сфере трудовой деятельности. Следует иметь в виду, что искусственное увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшения ситуации с занятостью, не говоря уже об эффективности экономики в целом.

Меры по сокращению предложения труда на рынке труда включают в себя:

  1. Расширение и углубление программ обучения, в том числе профессионального обучения. Система обучения должна отвечать ряду требований: адекватность структуре экономики, адаптируемость к меняющимся условиям труда, изменчивость источников финансирования - государство и бизнес.
  2. Введение отпускных и образовательных отпусков (эта и вышеупомянутые меры, способствующие сокращению предложения труда сегодня, обеспечат его более высокую производительность завтра).
  3. Увеличение пособий и / или периодов отпуска по уходу за ребенком.
  4. Введение частичного и / или досрочного выхода на пенсию в случае потери работы.

На рынке труда также существуют такие виды государственного регулирования, как защитное (для снижения уязвимости определенных групп), стимулирующее (стимулирование определенных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда). 

Анализ нормативно-правового и организационно-финансового обеспечения политики занятости в Республике Беларусь

Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь

Отношения между государством и гражданами в сфере трудовой деятельности регулируются частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" от 24.11.1992. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право выбирать профессию, род занятий и работу в соответствии с призванием, способностями, образование, профессиональная подготовка и учет социальных потребностей, а также права на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создает условия для полной занятости населения, а в случае безработицы человека по независящим от него причинам ему гарантировано обучение новым специальностям и повышение квалификации, а также с учетом социальных потребностей. в качестве пособия по безработице в соответствии с законом.

Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать деятельность граждан, не запрещенную законом и приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Гражданам, которые не могут конкурировать на равных с другими на рынке труда, гарантируется занятость со стороны государства путем создания дополнительных рабочих мест. В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, безработные , не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не зачисленные в дневные учебные заведения или не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости.

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения граждан соответствующими гарантиями на всей территории Республики Беларусь была создана государственная служба занятости. Государственная служба занятости включает в себя 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 отделов областных служб, Минский городской центр занятости с 9 областными отделениями, 25 областных, 13 городских и 93 областных центра занятости. Государственная служба занятости имеет широкие полномочия. Она имеет право заключать с работодателями договоры на отправку граждан (при наличии) на работу; запрашивать информацию у работодателей о наличии вакансий, а также получать информацию об освобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить предложения в местные Советы депутатов по созданию брони для предприятий и организаций всех форм собственности для трудоустройства лиц, не способных на равных конкурировать на рынке труда; взимать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; отправить безработных в порядке, установленном законом, на другую работу в другом населенном пункте и т. д.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляется Государственным фондом содействия занятости населения, который является государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создается за счет обязательных взносов предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности (в том числе предприятий с иностранными инвестициями), предпринимателей; отчисления из республиканского и местного бюджетов; добровольные пожертвования и другие поступления.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или при ее возобновлении и предоставляет им следующие виды гарантий и компенсаций:

  1. предоставление специальных гарантий лицам, освобожденным от предприятий, учреждений, организаций, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права выхода на пенсию;
  2. выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный стаж работы;
  3. выплата пособий по безработице в установленном порядке;
  4. оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
  5. возмещение расходов и получение других компенсаций, если необходимо, для переезда в другое место жительства в другом населенном пункте для работы в направлении службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь».

Государственная политика в сфере занятости населения основана на следующих принципах:

  • Обеспечение равных возможностей для всех трудоспособных граждан.
  • Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным.
  • Поддержка трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к продуктивной и творческой работе.
  • Обеспечение мер, направленных на предупреждение безработицы.
  • Принятие дополнительных мер по облегчению трудоустройства граждан с ограниченными возможностями.
  • Обеспечение социальной защиты в сфере занятости населения, проведение специальных мероприятий по трудоустройству граждан, желающих работать.
  • Координация деятельности в сфере занятости с другими сферами экономической и социальной политики.
  • Участие профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за реализацией мероприятий по обеспечению занятости населения при взаимодействии с государственными органами.
  • Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, в том числе профессиональной деятельности граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовой деятельности иностранных граждан в Республике Беларусь.

Государственные программы занятости предусматривают в сфере занятости основную цель, провозглашенную для обеспечения рациональной, свободно выбранной занятости.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Содействие структурной перестройке экономики и созданию условий для отправки уволенных работников в прибыльные отрасли и развивающиеся отрасли.
  2. Разработка системы обучения, повышения квалификации, переподготовки и профориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации.
  3. Обеспечение занятости для определенных категорий населения, трудоустройство которых затруднено.
  4. Повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости.
  5. Совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы. 

Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь

Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь проводился по статистическим данным на 1 июля 2014 года. В первой половине 2014 года в экономике Беларуси было занято 4,3 млн. Человек, в том числе 3,5 млн. Человек, или 81% были заняты в организациях (за исключением негосударственных малых предприятий). На основе работы неполный рабочий день и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях было привлечено еще 132 тысячи человек. Количество рабочих мест, замененных на заработную плату работникам, занятым неполный рабочий день, а также лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам на предприятиях и в организациях, составило 3 626 тыс. И было больше, чем в первом полугодии 2013 года, на 8,6 тыс. Мест. или 0,2%. Предприятия и организации приняли на работу 403 тыс. Человек (11,5% от среднемесячной численности работников), из них 26 тыс. Человек - на дополнительные рабочие места. За тот же период 408 тысяч человек (11,7% от среднемесячной численности работников) были уволены по разным причинам, из которых 79% ушли по собственному желанию, 7% - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 2% - из-за увольнения или численности персонала, ликвидации предприятий, организаций.

175 тыс. Работников предприятий и организаций (5% от среднемесячной численности) работали в условиях принудительной занятости неполный рабочий день (в первом полугодии 2013 года - 186 тыс. Человек или 5,3%). Общее количество времени, которое они не проработали, составило 1,8 миллиона человеко-дней, что эквивалентно ежедневному прогулу 15 тысяч человек (в первом полугодии 2013 года - 17 тысяч).

Таким образом, наблюдается сокращение работников, занятых неполный рабочий день. Из общего числа человеко-дней, не работающих по этой причине, 79% пришлись на промышленные предприятия, 9% - на строительные организации. Условно подсчитанное число неработающих людей каждый день составляло 11 тысяч человек в промышленности и 1,3 тысячи человек в строительстве.

В основных отраслях материального производства, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения время, отработанное в общем фонде рабочего времени, составило 86,3%, отсутствие по уважительным причинам (трудовой отпуск, временная нетрудоспособность и т. д.) - 11,3%, потеря рабочего времени - 2,4%. Среди потерь рабочего времени наибольшую долю заняли отпуска, предоставленные по соглашению между работником и работодателем - 51%, время простоя в течение всего дня составило 21%, работа неполный рабочий день - 13%, отпуск, инициированный работодателем - 11%, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины - 4%. Прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины в указанных отраслях совершали 73 тысячи человек (в первом полугодии 2013 года - 75 тысяч человек), в том числе в сельскохозяйственном производстве - 32 тысячи, в промышленности - 19 тысяч, в строительстве - 12 тысяч. человек. На 1000 работников сельского хозяйства, в строительстве - 50, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве и на непроизводственных видах общественных услуг - 76 нарушителей трудовой дисциплины - по 20 нарушителей трудовой дисциплины, в промышленности - 19.

В связи с усилением мер по укреплению трудовой дисциплины в организациях число уволенных за то, что они появлялись на работе в нетрезвом состоянии, а также за употребление алкогольных напитков, увеличилось с 6 тысяч в первой половине 2013 года. 8 тысяч человек в первом полугодии 2014 года, или на 29%. Численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости, на конец июля 2014 года составила 73 тысячи человек, что на 1,3 тысячи человек, или на 1,8% меньше, чем в июне 2014 года. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,7% от экономически активного населения. (на конец июля 2013 года - 2,3%). Следовательно, наблюдается заметное снижение уровня безработицы. Среди безработных женщины составляли 67,5%, молодежь в возрасте до 30 лет - 46%. Средний возраст безработных - 33 года.

В структуре безработных доля лиц с общим средним образованием составила 36%, высших и средних специальных - 28%, профессионально-техническим образованием - 23%. Каждый четвертый безработный был уволен по собственному желанию или по соглашению сторон, 10% были уволены при ликвидации организаций или с целью сокращения числа людей, 8% были выпускниками средних школ, выпускниками учреждений, предоставляющих профессиональное образование, среднее специальное, высшее образование - 3%.

В общей численности безработных с продолжительностью безработицы от 3 до 6 месяцев и от 6 месяцев до одного года приходится 27%, более одного года - 14%. Средняя продолжительность безработицы снизилась с 7,8 месяцев в июле 2013 года до 6,7 месяцев в июле 2014 года. В январе-июле 2014 года 173 тысячи граждан обратились в органы государственной службы занятости за помощью в поиске работы, из которых 119 тысяч человек. были признаны безработными, или 69% из тех, кто подал заявку. За этот период было трудоустроено 115 тысяч человек, в том числе 85 тысяч безработных.

В основном безработные были заняты в организации промышленности (30% от общего числа занятых безработных), строительства (13%), торговли и общественного питания (11%).

На одну вакансию, заявленную в государственную службу занятости, приходилось условно 1,7 безработных (на конец июля 2013 года - 2,3 человека). Из общего числа вакансий 83% предназначены для трудоустройства работников. Для временного трудоустройства граждан используются общественные работы. В январе-июле 2014 г. в них было задействовано 60 тыс. Человек, из которых 42 тыс. Были безработными. За это время 14 тысяч безработных были направлены на профессиональную подготовку.

Пособие по безработице в июле 2014 года было начислено 34 тыс. Безработным, и 1,2 млрд. Рублей было потрачено на их выплату. Средний размер пособий на одного безработного в июле составил 36,3 тыс. Руб., Или 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. 

Наибольшее количество безработных было зарегистрировано в Витебской и Минской областях (2,5 тысячи человек). Также в Минской и Витебской областях наибольшее количество ищущих работу было трудоустроено при содействии службы занятости (2,0 тыс. Человек и 1,9 тыс. Человек соответственно).
Самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Витебской области (2,1%), самый низкий уровень в Минске (0,9%). Ситуация на белорусском рынке труда такова, что официальная безработица включает в себя преимущественно представителей вторичного рынка труда, а основные потоки найма и увольнения уходят на неофициальную его часть. Причины этого явления лежат в самой практике регулирования занятости в Беларуси.

Представителям вторичного рынка труда привлекательно зарегистрироваться в службе занятости, поскольку:

  1. Это легализация их бездействия.
  2. Статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот.

Для представителей первичного рынка нет стимула регистрироваться в службе занятости, поскольку:

  1. Низкая сумма пособия не позволяет существовать без дополнительного заработка, но если оно появляется, пособие не выплачивается.
  2. Организованные общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд.
  3. Службы занятости располагают информацией о вакансиях, в основном на непрестижных рабочих местах.
  4. В период безработицы трудно найти работу самостоятельно из-за необходимости выполнять определенные обязательства безработных. Это объясняет снижение доли квалифицированных специалистов в структуре безработных. 

Изучая динамику безработицы, можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не полностью проработана. Это объясняет тот факт, что работодатель (как важнейший субъект экономических отношений занятости), региональный и микроуровни в регулировании занятости и безработицы отсутствует из виду службы занятости. Практика регулирования занятости сводится к контролю показателя официально зарегистрированной безработицы на макроуровне, что приводит к несоответствию между фактическим уровнем безработицы и официальным (что является основой для разработки государственных программ занятости). Искусственное административное снижение официального уровня безработицы приводит к увеличению ее теневых типов, размер которых не может быть точно определен и, следовательно, контролируем (скрытая безработица, структурная, регрессивного характера).

Недостаток методологической проработки вопроса о сущности и способах сокращения количества избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб по предотвращению массовых увольнений, искусственному созданию новых рабочих мест, что улучшает ситуацию на официально контролируемых рынок труда, но не способствует повышению эффективности занятости. Административный запрет на массовые увольнения привел к сокращению доли безработных в связи с освобождением, ликвидацией предприятий и увеличением доли безработных, которые ушли по собственной воле. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости.

Основные перспективные направления политики занятости в РБ

За время своей деятельности государственная служба занятости накопила огромный опыт борьбы в сфере занятости, который целесообразно продолжить и распространить на растущие объемы безработицы в связи с возможным освобождением работников от производства.

Чтобы не допустить взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать работу по освобождению от предприятий и занятости излишков работников совместными усилиями работодателей, государственных органов службы занятости, участников институт социального партнерства. На уровне предприятия это означает активную кадровую работу по анализу внутренних рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению численности и структуры избыточных кадров, численности вакансий и качественных характеристик персонала для их замены, составлению заявление в службу занятости о наличии вакансий и вакансий.

Наиболее сложным вопросом является разработка мероприятий в сегменте излишков рабочей силы (предприятия).

Здесь необходимо сделать лучший выбор среди возможных альтернатив:

  • освобождение персонала;
  • удержание персонала и финансовая поддержка предприятия;
  • развитие самозанятости вне предприятия.

Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должна стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках региональных программ занятости. При разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов региональных и региональных служб занятости и исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся этой темой, региональных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов. заинтересованных предприятий.

Следующие направления представляются наиболее актуальными для Беларуси:

  • разработка комплекса мер по выявлению, освобождению и использованию избыточного персонала на предприятиях с избыточным трудом;
  • разработка взаимосвязанного комплекса мер по подготовке и трудоустройству работников на предприятиях с дефицитом рабочей силы (регионах);
  • разработка мероприятий по кадровой перестройке городских предприятий;
  • разработка комплекса мер по поддержке местных органов власти для развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;
  • разработка комплекса мер по оказанию помощи в региональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения рабочей силы в регионе.

Комитету по занятости населения Республики Беларусь могут быть предложены следующие меры по регулированию эффективной занятости:

  • увеличить размер пособий по безработице;
  • внедрить систему страхования на случай безработицы;
  • ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных.

Существующей нормативно-правовой базы недостаточно для реализации этих мер.

Необходимо принять новые документы:

  1. На макроуровне - внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с работодателями при массовых увольнениях.
  2. На региональном уровне - разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, исполнительной власти при увольнениях и банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (областных) центрах занятости, должностных инструкций их работников.
  3. На уровне предприятия - изменение положения о кадровом отделе, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие рекомендаций по выполнению аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий пока не в состоянии разработать и реализовать такую ​​политику регулирования занятости. Поэтому важна правильная организация работы персонала на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отделом кадров, а также обучение руководителя и работников службы управления персоналом.

Реализация этих мер имеет смысл только при наличии соответствующей макроэкономической среды, ориентированной на реальные рыночные преобразования в экономике и состоящей в поддержании факторов, способствующих эффективной занятости.

К этим факторам в Республике Беларусь относятся:

  1. Трансформация отношений собственности через разгосударствление и приватизацию, развитие малого и среднего частного бизнеса.
  2. Равенство всех форм собственности и условий ведения бизнеса для всех субъектов хозяйствования.
  3. Облегчение правил и процедур регистрации субъектов хозяйствования.
  4. Образование и обучение.
  5. Участие в международном разделении и кооперации труда.
  6. Инвестиционная, структурная и финансово-кредитная политика государства, ориентированная на обеспечение эффективной занятости населения.

Сочетание этих факторов будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого капитала страны за счет активизации важнейшего рыночного механизма межотраслевого, внутриотраслевого и территориального перераспределения занятости в соответствии с Критерий экономической эффективности - механизм конкуренции и банкротства предприятий, при котором приоритетное развитие отдается тем формам занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной продукции (услуг) и высокую рентабельность труда. 

Вывод:

При выборе способов формирования рынка труда следует исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в рыночной экономике, поскольку многие факторы, влияющие на наиболее важные параметры занятости, напрямую зависят от человека (численность населения, его возрастная и гендерная структура, переселение населения в городские и сельские районы и т. д.).

Одним из основных элементов формирования эффективной политики занятости является разработка и внедрение механизма, регулирующего динамическое соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В связи с этим следует выделить два блока проблем:

  1. Оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и повышению спроса предприятий и организаций на рабочую силу.
  2. Совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей для населения получать дополнительный доход (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т. д.), Развитие системы социальных льгот, субсидий и льгот, снижающих потребность в труде определенных социально-демографических групп. группы населения, особенно женщины, студенты и пенсионеры.

Своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров оказывает существенное влияние на ситуацию на республиканском и региональном рынках труда.

На этом этапе перехода к рыночной экономике внимание должно быть сосредоточено на двух взаимосвязанных вопросах:

  1. Что изменится в профессиональном образовании в новых условиях.
  2. Как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.

Так как возникает другое противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения обучают персонал, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, по отдельным профессиям и специальностям. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос не о том, какой диплом имеет наемный работник, а о том, что именно он может сделать. Разрешение этого противоречия во многом поможет стабилизировать ситуацию на рынке труда. Вопросы совершенствования государственной статистики в сфере занятости, формирования и регулирования рынка труда приобретают особую актуальность. Наблюдается острая нехватка статистической информации об использовании труда на негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, разработке процессов подготовки и переподготовки кадров, улучшении условий труда и оплаты труда и т. д. В работе органов статистики В сфере занятости наибольшее внимание уделяется изучению проблем безработицы и социальной защиты людей, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время не уделяется внимания вопросам эффективности использования рабочей силы на предприятиях и организациях различных форм собственности, перемещения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и др.

Такие статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности отразится на изменении отраслевой структуры занятости населения, разнообразии различных видов деятельности населения. Забота государства о достижении наиболее полной и эффективной занятости в стране как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться в связи с новыми условиями для развитие рыночной экономики, структурная перестройка производства, формирование эффективной социальной политики.