Двойное налогообложение и проблемы его устранения

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций в Российской Федерации.
Налогообложение доходов иностранных организаций в России.
Зарубежный опыт налогообложения прибыли и возможности его использования в России.
Налогообложения доходов иностранных инвесторов в Российской Федерации.


Введение:

Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации и являющиеся ее резидентами, безусловно, несут налоговые обязательства перед бюджетом. Здесь налоговые вопросы решаются без проблем, так как предпринимательская деятельность находится на территории Российской Федерации.

На практике встречаются совершенно противоположные случаи, когда, например, субъект налогообложения является резидентом Российской Федерации и осуществляет свою предпринимательскую деятельность за ее пределами или, наоборот, резидент иностранного государства осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российская Федерация. В таких случаях возникает вопрос о том, в каком государстве будут уплачиваться соответствующие налоги, в соответствии с законодательством какого государства будет рассчитываться сумма налога, какой правовой режим возникает в случае двойного налогообложения, а также способы решения вопросов, которые возникли. 

Объект исследования - методы устранения двойного экономического налогообложения.

Предметом исследования является двойное экономическое налогообложение.

Целью данной работы является рассмотрение методов устранения двойного экономического налогообложения.

Для достижения этой цели будут решены следующие задачи:

  1. рассмотреть концепцию двойного экономического налогообложения;
  2. рассмотреть принципы международного налогообложения;
  3. рассмотреть международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;
  4. рассмотреть международные налоговые отношения и избежание двойного налогообложения;
  5. рассмотреть международные договоры России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;
  6. рассмотреть вопрос о применении норм международных договоров об избежании двойного налогообложения;
  7. выделить методы устранения двойного налогообложения;
  8. рассмотреть метод налогового вычета и освобождения;
  9. рассмотреть метод налогового кредита;

В качестве методической базы при написании курсовых работ были использованы законодательные и нормативные документы, периодические издания и работы российских авторов: Жук И.Н., Перов А.В., Пивоваров С.Е., Киреев Е.Ф., Кучеров И.И., Тарасевич Л.С.

В конце работы приводится список литературы и источников.

Теоретические аспекты двойного налога экономики

Понятие двойного экономического налогообложения

Двойное экономическое налогообложение относится к ситуации, когда несколько последовательных получателей платят налог на один и тот же доход. Это проявляется при налогообложении доходов предприятия как самостоятельного плательщика и налогообложении доходов акционера или акционера при распределении прибыли.

Экономическое двойное налогообложение возникает, когда одна и та же база облагается налогом дважды, независимо от "в руках" разных субъектов. Например, сначала компания платит налог с полученной прибыли, затем дивиденды выплачиваются из прибыли после налогообложения, которая становится доходом акционеров или участников и снова облагается налогом. 

Фактически, государство взимает налог дважды с одной и той же суммы - сумма с двойного налогообложения с экономической точки зрения.

Устранить двойное налогообложение доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном налогообложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся увеличить внутреннюю и внешнюю торговлю, привлекают иностранные инвестиции и повышение конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом.

Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в области международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения, может достигать таких масштабов, что любое участие в международном разделении труда станет для них экономически неоправданным.

Двойное проживание - одно и то же лицо признается резидентом более чем в одной стране.

Двойное налогообложение всей суммы дохода - один и тот же доход облагается налогом в одной стране - на основании места жительства его получателя, а в другой - на основе правила об источнике дохода.

Наложение на двух лиц одного и того же дохода - расходы, понесенные налогоплательщиком по-разному, используются для чтения на территориях разных стран.  

Двойное налогообложение иностранного дохода - один и тот же доход считается источником (происхождением) в двух (или более) странах.

Существует широко распространенное заблуждение, что соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают освобождение от уплаты налогов или общие освобождения от уплаты налогов. Это совершенно не соответствует действительности. 

Соглашения об избежании двойного налогообложения дают ряд важных гарантий экономикам стран для привлечения иностранных инвестиций и, в конечном итоге, для развития национальной экономики.

Консолидация принципа недискриминации в налоговой сфере, гарантии стабильности налогового режима не менее 10-15 лет (средняя продолжительность такого рода международно-правовых соглашений), соблюдение сторонами соглашений в целом приняты международные правила и принципы в области налогообложения.

Особый интерес представляет международное налогообложение юридических лиц. В современных условиях деятельность многих предприятий приобрела международный характер, то есть осуществляется на территории нескольких государств.  

Часто возникает вопрос о распределении и перераспределении доходов предприятий между источниками, расположенными в разных странах. Эта проблема имеет особое значение для многонациональных компаний, чья деятельность в сфере международных экономических отношений является основной. 

Как правило, проблема двойного налогообложения экономики решается при разработке национального налогового законодательства, которое предусматривает правила, позволяющие так или иначе учитывать налог, уплачиваемый на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

Принципы международного налогообложения

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения всегда содержат определенный механизм налогообложения, основанный на особых принципах и методах, который одинаково применяется ко всем сторонам соглашения.

Принципы устранения двойного налогообложения включают в себя:

  • определение налогового статуса организации (национальности налогоплательщика), установление принципа резидентства или территориальности;
  • источник дохода - применение подходов по месту нахождения покупателя товара, по месту заключения сделки, по месту передачи товара или реализации услуги;
  • налоговый статус коммерческой деятельности - распределение бизнес-режимов через бизнес-институт, независимого агента и по договорам, заключенным с местными фирмами в стране;
  • налоговая нейтральность (порядок зачета налогов, уплачиваемых за рубежом) путем зачета (вычета) иностранного налога или освобождения от налогообложения иностранного дохода.

В принципах противодействия налоговым платежам важно регулировать так называемые трансфертные цены для целей налогообложения. Процедура такого регулирования может основываться на «правиле независимого агента», сравнении с ценами сделок между несвязанными партнерами, установлением так называемых справочных цен. 

При регулировании трансфертного ценообразования, прежде всего, речь идет о налогообложении прибыли многонациональных компаний, имеющих коммерческое присутствие в нескольких налоговых юрисдикциях. В результате сложных экономических отношений между подразделениями таких организаций, когда они продают товары и услуги, возникает необходимость правильно определить налогооблагаемую прибыль каждого из этих подразделений, действующих в различных организационно-правовых формах (в качестве независимого юридического лица или постоянного учреждения ). Более того, основной целью распределения прибыли транснациональных компаний в целом является обеспечение справедливой доли налоговой базы для каждой налоговой юрисдикции, в рамках которой существует соответствующее подразделение транснациональных компаний.   

Согласно существующей судебной практике в России, правила тонкой капитализации могут не применяться, если соответствующее международное соглашение предусматривает, что иностранная компания не может облагаться в России более обременительным налогообложением, чем российская. Для решения проблемы ст. 24 Типового соглашения 2010 года устанавливает, что принцип недискриминации в отношении налогов не запрещает государствам применять положения национального законодательства, касающиеся концепции «недостаточной капитализации» или «контролируемых иностранных компаний». Таким образом, в случае наличия отношений при выплате процентного дохода за рубежом по контролируемому долгу будут применяться правила недостаточной капитализации в соответствии с требованиями российского налогового законодательства.   

Остановимся на этих принципах подробнее. Принципиальное различие между моделями ОЭСР и ООН заключается в том, что модель ОЭСР основана на принципе налогообложения резидентов, который может быть реализован только в отношениях между государствами, которые равны как в политическом, так и в экономическом отношении. Модель ООН реализует территориальный принцип налогообложения, поскольку развивающиеся страны, использующие эту модель, заинтересованы в расширении круга налогоплательщиков. Характеристики этих принципов представлены в таблице 1.   

Таблица 1 - Описание принципов

Резидентство

Территориальность

1. Учитывается материальное и социальное положение налогоплательщика в стране постоянного местопребывания с соблюдением принципа справедливости в налогообложении его доходов

1. Практически отсутствуют налоговые льготы, налог удерживается у источника образования дохода

2. Выгоден капиталоэкспортирующим странам

2. Выгоден капиталоимпортирующим странам

3. Уплачиваются налоги на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на собственность

3. Уплачиваются налоги на доходы, полученные иностранным резидентом в виде процентов, дивидендов, роялти

4. Облагаются налогами доходы, полученные резидентом во всех юрисдикциях

4. Налоги взимаются только с доходов резидентов, полученных в данной стране

Из представленной оценки следует, что принцип резидентства «гражданство» предусматривает налоговые обязательства как физического, так и юридического лица по месту нахождения его налогового местожительства. Для целей налогообложения этот подход используется странами с развитой экономикой, поскольку он позволяет облагать налогом весь мировой доход, полученный в нескольких странах. Для юридических лиц их «гражданство», как правило, определяется на основании места их регистрации, места нахождения основного вида деятельности, места нахождения руководящего органа или других аналогичных критериев.  

При таком подходе вероятность коллизий между странами также довольно велика: во-первых, разные страны могут использовать (и фактически использовать) разные критерии для определения «национальности» налогоплательщиков; во-вторых, каждая страна неизбежно «попадет в карман» других стран, облагая налогом «всемирный» доход (и деятельность) «своих» налогоплательщиков - с точки зрения доходов, полученных в этих других странах. 

Принцип территориальности, реализующий налоговый суверенитет каждого государства, более характерен для стран - импортеров капитала, т.е. развивающихся стран. С точки зрения правового режима резидентов и нерезидентов этой юрисдикции существует определенная разница в налогообложении. Резиденты могут иметь большие налоговые льготы как субъекты данной национальной экономики, но обязаны платить все налоги своей юрисдикции, включая местные. Нерезиденты могут быть освобождены от налогов в этой юрисдикции. При практической реализации этого подхода возникают серьезные трудности, которые в первую очередь заключаются в выборе различных критериев (в разных государствах) для определения территориальной привязки определенных видов международной коммерческой деятельности и связанных с ней доходов.     

В то же время следует отметить, что большинство стран в своей налоговой политике сочетают в себе оба принципа (подхода): облагают налогом «своих» (национальных) физических и юридических лиц в совокупности их доходов (основанных на неограниченных налоговых обязательствах) и облагают доходы и деятельность иностранных физических и юридических лиц, если эти доходы и деятельность осуществляются на их территории (исходя из ограниченных налоговых обязательств).

Если бы все страны использовали только принцип резидентства в своих налоговых системах, проблема международного двойного налогообложения не возникла бы. Однако в условиях неравномерного экономического развития стран ни одна из них (особенно это касается развивающихся стран) не может полностью отказаться от права на налогообложение доходов, возникающих на ее территории. 

В законодательстве Российской Федерации понятия «резидент» и «нерезидент» не установлены, хотя к налогообложению применяется подход резидента. В частности, было установлено правило, в соответствии с которым российские организации, то есть организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, платят подоходный налог в России за свой мировой доход. В отношении лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, Россия применяет принцип территориальности и облагает налогом их доходы, возникающие на территории Российской Федерации.   

Проблемы двойного налогообложения в России и пути их решения

Благодаря экономическому развитию компании стали вести бизнес в двух или более странах. В результате последовательного налогообложения доходов компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного проживания) возникает двойное международное налогообложение. 

Одной из наиболее важных проблем, стоящих перед налоговыми органами как Российской Федерации, так и зарубежных стран, является устранение двойного налогообложения. Наличие двойного налогообложения российскими организациями, которые должны платить налоги, как в России, так и за рубежом, особенно остро. 

Двойное налогообложение, как вы знаете, происходит в тех случаях, когда один и тот же доход или имущество облагается одинаковым налогом в двух или более странах.

Существует два способа избежать двойного налогообложения юридического или физического лица:

  • путем одностороннего освобождения или предоставления налогового кредита (кредита) в стране постоянного проживания;
  • путем заключения договоров об устранении двойного налогообложения.

Международные налоговые соглашения, заключенные Российской Федерацией, направлены на устранение возможных случаев двойного налогообложения, которые могут возникнуть в отношениях между странами-партнерами. С этой целью соглашения предусматривают последовательное применение ряда конкретных правил и процедур. 

Следуя в основном Типовой налоговой конвенции ОЭСР, Российская Федерация при заключении налоговых соглашений придерживается трехэтапной системы двойного налогообложения. Эта система работает следующим образом. 

На первом этапе двойное налогообложение устраняется из-за различий в правилах определения страны проживания и источника дохода, используемых в странах-партнерах. Для этих целей в соглашение вводятся статьи об исключении двойного проживания и статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон облагать налогом определенный вид дохода. 

На втором этапе устраняется двойное налогообложение, которое остается после устранения противоречий между правилами определения места жительства и источником дохода. Такое устранение уже предусмотрено в определенной степени внутренним законодательством каждой страны. Таким образом, налоговые соглашения предусматривают гармонизацию внутренних правил каждой страны в этой области друг с другом или, реже, установление нового режима для устранения двойного налогообложения. Для этого в налоговое соглашение обычно включается специальная статья, в которой рассматриваются методы устранения двойного налогообложения: метод освобождения или метод налогового кредита. При согласовании соглашения стороны могут выбрать один из этих методов в альтернативном порядке или применить их различные комбинации.    

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сумма подоходного налога (дохода), уплачиваемого российской компанией за рубежом в соответствии с законодательством других государств, учитывается при уплате доходов. налог в РФ. Аналогичным образом устранение двойного налогообложения в отношении физических лиц осуществляется в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с населения». 

Следует иметь в виду, что проблема двойного налогообложения продолжает оставаться очень актуальной. Его наличие создает серьезные проблемы для российских организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, получающих доход или имеющих имущество за рубежом. 

Основная причина заключается в том, что в настоящее время действуют налоговые соглашения между Российской Федерацией и 44 странами. Следовательно, в отношениях с государствами, с которыми нет соглашения, двойное налогообложение может возникнуть по определенным видам налогов. 

Таким образом, российская компания, имеющая имущество на балансе, расположенном за границей, вынуждена платить налог на имущество дважды, как в России, так и за рубежом, в соответствии с законодательством страны, в которой находится эта собственность. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» исчисляемая в Российской Федерации сумма налога на имущество не подлежит уменьшению на сумму налога, уплачиваемого за рубежом. 

Эта проблема частично решается путем заключения новых соглашений об устранении двойного налогообложения, которые в соответствии с моделью конвенции ОЭСР предусматривают налогообложение движимого имущества только в стране его постоянного проживания и зачет суммы налога на Недвижимость оплачивается в стране его проживания при исчислении налога в стране проживания владельца.

В то же время для устранения двойного налогообложения имущества, находящегося за границей, для всех российских резидентов, независимо от того, действует ли налоговое соглашение с этой страной, на наш взгляд, было бы целесообразно ввести положение о налогообложении налог на имущество для уплаченного за рубежом налога.

Заслуживают внимания аналогичные предложения по изменению законодательства о других видах налогов, не регулируемых налоговыми соглашениями. Например, необходимо рассмотреть ситуацию, сложившуюся в отношении двойного налогообложения российских организаций, действующих в Беларуси, с налога на участников дорожного движения. Учитывая, что этот налог не подпадает под действие Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения, вопрос может быть решен путем внесения изменений в внутреннее налоговое законодательство.  

В заключение отметим, что соглашения об устранении двойного налогообложения имеют прямое действие, но их соблюдение требует соблюдения определенных процедур, поскольку ни одно соглашение не может учитывать все особенности практического применения.

Поэтому в России установлены некоторые внутренние процедуры, позволяющие применять договоры об избежании двойного налогообложения в соответствии с их значением и значением. Они заключаются в том, что существует два способа практического применения соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении доходов от источника в Российской Федерации: 

- освобождение от доходов регулярного и однородного характера путем подачи заявок на временное освобождение;

- удержание налога с других видов доходов с последующим его возвратом на основании заявления налогоплательщика о возврате налога.

Указанный порядок применения налоговых соглашений не только позволяет проверить законность освобождения от налогообложения доходов нерезидентов, но и информирует налоговые органы стран-партнеров о доходах своих резидентов, полученных в Российской Федерации. 

Международное налоговое право и международные договоры о двойном экономическом налогообложении

Международные налоговые отношения и избежание двойного налогообложения

Международные налоговые отношения - это сфера международных отношений, в которой субъектами выступают государства и налогоплательщики. В свою очередь, международное налоговое право представляет собой совокупность международно-правовых и в широком смысле национальных норм, регулирующих налоговые отношения, в которых присутствует иностранный элемент.

Международные налоговые отношения могут регулироваться в одностороннем и многостороннем порядке. Такое регулирование в основном применяется к подоходным налогам, которые рассчитываются на основе общего дохода налогоплательщика, который также включает доходы, полученные из-за рубежа (с учетом принципа резидентства), что неизбежно ведет к вторжению в налоговую юрисдикцию государства, из которого были получены эти доходы.

Международные налоговые отношения в одностороннем порядке регулируются странами - благодаря принятию законодательных актов, определяющих налоговые режимы для юридических и физических лиц - нерезидентов этой страны, а для ее резидентов - юридических и физических лиц, которые имеют доход или осуществляют коммерческую или коммерческую деятельность. деятельность за границей.

Для этого существуют также двусторонние и международные налоговые соглашения в отношении налогов, целью которых является сделка по продаже товаров, недвижимости, услуг; регулирование вводится в форме при публикации законодательных актов, касающихся налогов на доходы и капитал, Таможенные пошлины широко используются дополнительными налоговыми соглашениями, которые заменяют или дополняют соответствующие положения внутреннего законодательства.

Особое значение имеют налоговые соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал. Практически все страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключили двусторонние соглашения между собой (некоторые из них заключили дополнительные соглашения о предоставлении правовой и административной помощи в налоговой политике). 

Государства-члены Европейского Союза регулируют налогообложение на договорной основе (например, существуют директивы Совета ЕС об общих принципах построения системы НДС).

Международное двойное налогообложение обычно характеризуется: личностью облагаемых налогом субъектов, идентичностью облагаемых налогом субъектов (самих доходов и источников дохода), подчиненностью этих субъектов или субъектов налоговой юрисдикции разных государств, одновременным налогообложением различий в правилах и методы расчета налогооблагаемого дохода в этих странах в общих правилах международного налогового права, запрещающих двойное налогообложение.

Каждый штат имеет право взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством о налогах и сборах.

Развитые страны с начала 1980-х годов предпринимают значительные усилия по регулированию международных налоговых отношений и с целью борьбы с уклонением от уплаты налогов получили широкое распространение. Заключая налоговые соглашения или предпринимая соответствующие односторонние шаги, они пытаются усилить налоговый контроль за деятельностью транснациональных компаний и банков, для которых различные налоговые злоупотребления стали обычной практикой. Противоречия между интересами стран-импортеров и стран-экспортеров капитала являются важнейшей проблемой международных налоговых отношений.   

Двойное налогообложение может также возникнуть в случае несоответствия центральным, федеральным и региональным законам (штатам, провинциям, регионам, землям), а также подзаконным актам местных органов власти.

Подобная ситуация отмечалась не раз в 1990-х годах в Российской Федерации, и основной причиной этого явления было региональное и местное нормотворчество в области налогообложения, которое не контролировалось федеральными властями.

Однако если в одной стране эту проблему можно решить путем приведения регионального законодательства и подзаконных актов местного самоуправления в соответствие с национальным законодательством, то в международных экономических отношениях двойное и многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе Налоговое законодательство того или иного государства может быть устранено только путем согласования многочисленных и спорных вопросов на межгосударственном уровне.

Международные налоговые соглашения делятся на:

  • соглашения о взаимных налоговых льготах (таможенные соглашения, налоговые положения Ломейской конвенции и др.);
  • соглашения о ликвидации международного двойного налогообложения;
  • Соглашения об оказании правовой и административной помощи по налоговым вопросам (Скандинавская конвенция 1972 года, соглашения с США и Канадой, Германией, Великобританией).

Отдельная группа состоит из многосторонних соглашений с таможенными пошлинами и налогами (Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ).

Более трех тысяч сделок по налоговым вопросам осуществляются в современных условиях.

Многосторонние региональные международные налоговые соглашения включают в себя Соглашение Бенилюкс, Налоговую конвенцию Андского пакта, налоговые директивы Совета ЕС, которые являются обязательными для членов этой организации Соглашения СЭВ, членов Совета взаимной экономической помощи в отношении устранения двойного налогообложения. Доходы и имущество физических и юридических лиц также являются многосторонними.

Стандартизация и нормализация международных налоговых договоров стали обсуждаться на международном уровне после Первой мировой войны. Эти вопросы сначала обсуждались на Международной финансовой конференции, состоявшейся в Брюсселе в 1920 году, затем в комитете Лиги Наций. 

В результате работы комитета, которая продолжалась до 1945 года, было подготовлено несколько типовых конвенций: об оказании административной и правовой помощи; об устранении двойного налогообложения с налогами на доходы и капитал, налогами на подарки и наследство.  

Организация европейского экономического сотрудничества (основана в 1948 году) для распределения помощи в рамках плана Маршалла и ускорения возрождения Западной Европы, с 1954 года она стала центром международного сотрудничества по налоговым вопросам.

Налоговый комитет ОЭСР подготовил в 1963 году Типовую конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, а в 1977 году - Типовую конвенцию ОЭСР, в основе которой лежат международные налоговые соглашения, действующие в нынешней налоговой среде.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают все виды налогов на капитал и доходы и преследуют две основные цели: избежание двойного налогообложения и борьба с уклонением от уплаты налогов.

Международные договоры России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества

Первая группа состоит из соглашений с государствами-членами Содружества Независимых Государств, заключенных в 1991 году.

Ко второй группе относятся соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством Российской Федерации постановления от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». ». Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84 (в редакции от 26 апреля 2014 г.) «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество»  

В третью группу входят соглашения, подписанные до принятия указанной резолюции, а также соглашения, которые остаются в силе и заключаются СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшей оригинальностью. Их структура, отдельные статьи и положения могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп.  

В настоящее время существует около 50 международных соглашений (конвенций, соглашений), заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения доходов. В большинстве этих соглашений также предусмотрены процедуры двойного налогообложения имущества. Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, соглашения, заключенные Правительством СССР, продолжают действовать.  

Действующие международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по ряду вопросов, включая специальные понятия и термины, часто используемые в отдельных соглашениях.

Следует отметить, что статья 15 Конституции Российской Федерации устанавливает приоритет международного права над внутренним законодательством. Конституция РФ. Искусство. 15.   

Статья 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ (с изменениями от 25 декабря 2012 г.) «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами Международное право, составляющее в соответствии с Конституцией Российской Федерации часть ее правовой системы. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ (с изменениями от 25 декабря 2012 г.) «О международных договорах Российской Федерации». 

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие публикации внутренних актов для применения, непосредственно применяются в Российской Федерации. Для реализации иных положений международных договоров Российской Федерации приняты соответствующие правовые акты.  

Межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества подлежат ратификации в установленном порядке.

Следует отметить, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации, реализация которых требует внесения изменений в действующие или принятия новых федеральных законов, а также установления иных правил, чем те, которые предусмотрены законодательством. Ратификация международных договоров Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. 

С 1994 года Государственная Дума ратифицировала несколько десятков межправительственных соглашений Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Процедура ратификации таких соглашений заключается в следующем.

Все межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества в установленном порядке представляются Правительством Российской Федерации в Государственную Думу для ратификации.

Государственная Дума в обязательном порядке рассматривает предложения Правительства Российской Федерации о ратификации таких соглашений и после предварительного обсуждения в комитетах и ​​комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения.

Для каждого межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Государственная Дума принимает отдельный федеральный закон о ратификации соглашения, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. , Принятый Федеральным Собранием Федеральный закон о ратификации межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества направляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. 

После ратификации межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества такое соглашение, как и любой международный договор Российской Федерации, должно пройти процедуру его вступления в силу.

Следует сказать, что международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о международных договорах и в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором или согласованы между договаривающимися сторонами.

Следующая процедура установлена ​​в типичном проекте Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Ратифицированное Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами, и его положения применяются:

  1. В отношении налогов, взимаемых у источника с перечисленных или выплачиваемых доходов, начиная с 1 января календарного года, следующего за годом вступления соглашения в силу;
  2. В отношении других налогов, взимаемых с доходов, за налоговые периоды, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в который соглашение вступает в силу;
  3. Что касается налогов на имущество, то на имущество, существующее с 1 января года, следующего за годом вступления соглашения в силу.

Федеральная налоговая служба, отправляя соответствующие письма, информирует свои территориальные налоговые инспекции о вступлении в силу межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами. С этого момента, по сути, начинается конкретная работа по претворению в жизнь положений этих межправительственных соглашений как юридическими и физическими лицами, так и налоговыми органами. 

Следует отметить, что тексты ратифицированных и вступивших в силу межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества всегда имеются в распоряжении налоговой инспекции.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения, действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом о ликвидации двойного налогообложения в области международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР.

Российская Федерация является участником Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения (Мадрид, 13 декабря 1979 г.).

В отношениях с отдельными странами в 1990-х гг. соглашения между странами Совета экономической взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключенные 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чешской Республики), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 17 мая 1978 г., продолжало применяться к тем же странам). 

Основным документом, регулирующим отношения между государствами-участниками СНГ в области налогообложения, является Соглашение от 13 марта 1992 года между правительствами государств-участников СНГ «О согласованных принципах налоговой политики». Соглашение между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств «О согласованных принципах налоговой политики» (Заключено в Москве 13 марта 1992 года).  

В соответствии с этим документом, чтобы обеспечить единый методологический подход к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, главы правительств согласились использовать Типовое соглашение между собой и с третьими странами. Эта договоренность была закреплена в Протоколе от 15 мая 1992 года. «Об унификации подхода и заключении соглашений об избежании двойного налогообложения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Протокол был подписан в Ташкенте (Узбекистан) в одном подлинном экземпляре на русском языке. Оригинальная копия протокола хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направило государствам, подписавшим Протокол, его заверенную копию. Этот документ был подписан представителями 11 правительств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республика Узбекистан и Украина. Принятый Типовой договор является приложением к указанному Протоколу.       

Правительство России заключило соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества с правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.

Применение международных договоров об избежании двойного налогообложения

При применении положений международных договоров Российской Федерации (международных договоров, соглашений, конвенций об избежании двойного налогообложения доходов) иностранная организация должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государство, с которым у Российской Федерации имеется международное соглашение (соглашение) по вопросам налогообложения, которое должно быть удостоверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если это подтверждение на иностранном языке, налоговому агенту также предоставляется перевод на русский язык. 

Когда иностранная организация, имеющая право на получение дохода, предоставляет налоговому агенту, выплачивающему доход, указанное подтверждение, в отношении которого международным налоговым договором предусмотрен льготный налоговый режим в Российской Федерации, освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника производится такой доход по платежам по сниженным ставкам.

Заявление о возврате удержанного налога по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом контроля и надзора в сфере налогов и сборов (ФНС России);

Подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное место в том государстве, с которым у Российской Федерации имеется международное соглашение (соглашение), регулирующее вопросы налогообложения, которое должно быть удостоверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

Копии договора (или иного документа), в соответствии с которым доход был выплачен иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перевод суммы налога, подлежащей возврату в бюджетную систему Российской Федерации, в соответствующую счет Федерального казначейства. 

Если указанные документы оформлены на иностранном языке, налоговый орган вправе требовать их перевода на русский язык. Нотариальное заверение договоров, платежных документов и их перевод на русский язык не требуется. Требования любых документов, кроме указанных выше, не допускаются.  

Заявление о возврате сумм налогов, ранее удержанных в Российской Федерации, а также другие документы, перечисленные выше, представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту регистрации налогового агента в течение трех лет с момента конец налогового периода, в котором был уплачен доход.

Возврат ранее удержанного (и уплаченного) корпоративного подоходного налога осуществляется налоговым органом по месту регистрации налогового агента в валюте Российской Федерации после подачи заявления и других документов, предусмотренных выше.

Методы для удаления двойного экономического налога

Устранение двойного налогообложения

Односторонние методы избежания двойного налогообложения обычно отражаются в национальных законах и подзаконных актах. Их структура и сфера охвата полностью зависят от политической воли законодателя. Конкретный набор односторонних мер по избежанию двойного налогообложения зависит от налоговой доктрины государства и его готовности ограничить свой налоговый суверенитет.  

В соответствии с положениями статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные российской организацией из источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Эти доходы учитываются в полном объеме (до их налогообложения, аналогично подоходному налогу с предприятий, установленному главой 25 Кодекса) с учетом расходов, понесенных как в Российской Федерации, так и за рубежом. 

В этом случае налогоплательщик - российская организация, работающая в иностранном государстве, имеет право учитывать расходы, понесенные за границей, в том числе сумму налогов, уплачиваемых в соответствии с законодательством иностранного государства, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате. в этом иностранном государстве. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ ..

Кроме того, соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с зарубежными странами, содержат положение, позволяющее вычитать расходы, понесенные в целях постоянного представительства (учреждения в случае Республики Казахстан), включая административные и общие административные расходы, вне зависимости от того, находятся ли эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами (в том числе в России).

Как следует из вышеизложенного, налогоплательщик - российская организация при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в иностранном государстве, имеет возможность полностью учитывать расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, понесенные в этом иностранном государстве (включая уплаченные налоги). есть) и сопутствующие расходы, понесенные в России.

Статья 311 Кодекса также устанавливает, что расходы, понесенные российской организацией в связи с получением доходов из источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 Кодекса.

Начисленные суммы налогов и сборов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисляемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что прямо указано в указанной статье 264 Кодекса. 

Таким образом, при расчете корпоративного подоходного налога, подлежащего уплате в Российской Федерации, соответственно можно учитывать расходы, понесенные за ее пределами, однако в качестве расходов признаются только те налоги, которые уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается возможности отнесения «иностранных» налогов к расходам на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса (как иные, конкретно не названные расходы, связанные с производством и продажей), следует иметь в виду, что Порядок отнесения начисленных налогов на расходы имеет специальное нормативное регулирование в статье 264 Кодекса и, соответственно, не регулируется подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса. 

По мнению Минфина России, такой подход вполне логичен и направлен на то, чтобы избежать повторного учета отдельных видов расходов, в том числе уплаченных за рубежом налогов.

При рассмотрении вопросов устранения двойного налогообложения доходов, инструментами которого являются метод вычета «иностранных» расходов (включая уплаченные налоги), метод зачета «иностранных» налогов или метод освобождения «иностранных» доходов от налогообложения в стране проживания следует учитывать, что конкретное применение этих методов возможно только при наличии прямого указания в специальных положениях Кодекса.

Так, например, расходы российской организации в виде налога на прибыль, уплачиваемого в иностранном государстве, учитываются зачетным методом снижения налога на прибыль организаций, подлежащих уплате в Российской Федерации, на основании специальных положений ст. 311 Кодекса.

Удержание налога на имущество, уплаченного российской организацией в иностранном государстве на снижение налога на имущество организаций, подлежащих уплате в Российской Федерации, основано на специальных положениях статьи 386.1 Кодекса.

Таким образом, в целях определения налоговой базы по корпоративному подоходному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, сумма налогов, уплачиваемых российской организацией в связи с реализацией работ и услуг за рубежом страна не учитывается.

Метод налогового вычета и освобождения

Налоговый вычет - это уменьшение общей налогооблагаемой прибыли организации в государстве, в котором компания является налоговым резидентом, на сумму налогов, уплачиваемых в других странах. 

Метод вычета является наименее популярным и наименее часто используемым из трех рассмотренных методов. При применении метода вычетов налог, выплачиваемый за рубежом, равен стандартным налоговым вычетам. Вычитается из налоговой базы, такой как производственные затраты. 

Рассмотрим пример применения метода дедукции.

Резидент штата А получает доход в размере 100 чел. единицы в государстве B. Доход, полученный в государстве B, облагается налогом по ставке 40%, и предприятие должно заплатить 40 конв. ед. (100–40% = 40). Штат А применяет метод вычетов, чтобы избежать двойного налогообложения, и резидент, соответственно, может вычесть 40 конв. единиц со своей налоговой базы, которая после этого составляет 60 конв. единиц (100-40 = 60). Предположим, что ставка налога на прибыль в штате А составляет 50%, тогда резидент должен заплатить еще 30 конв. единицы (60 · 50% = 30) налога. В результате у него всего 30 конв. единиц чистой прибыли. Общая налоговая нагрузка составила 70%, что считается чрезвычайно высоким уровнем налогообложения.                

Метод вычета справедливо считается наименее «щедрым» методом избежания двойного экономического налогообложения, особенно если к доходу, полученному резидентом за границей, применяется высокая налоговая ставка. Снижение негативного воздействия двойного налогообложения достигается менее успешно, чем при применении методов освобождения и зачета. Тем не менее, многие штаты используют метод вычета, когда правовая структура не позволяет использовать другие методы, например, когда налог, уплаченный за границей, нельзя сравнить ни с одним из внутренних налогов. В такой ситуации, несмотря на более низкую эффективность, метод вычета уменьшает негативные последствия двойного налогообложения.   

Метод вычета использовался многими государствами на начальном этапе формирования их налоговых систем и исторически был вторым методом, использованным после метода освобождения.

Метод освобождения предусматривает освобождение от налогообложения определенных видов доходов, полученных резидентами за границей. Таким образом, государство-источник получает исключительное право на налогообложение доходов, полученных на его территории, а государство-резидент отказывается от своего права облагать налогом всю свою совокупную прибыль.

Например, житель штата А получает доход в размере 100 чел. единицы в государстве B. Доход, полученный в государстве B, облагается налогом по ставке 40%, и предприятие должно заплатить 40 конв. ед. (100–40% = 40). Государство A применяет метод освобождения, чтобы избежать двойного налогообложения, поэтому резидент не платит налог на доходы, полученные в государстве B в государстве A. Соответственно, он имеет 60 конв. единиц чистой прибыли. Двойное налогообложение было полностью ликвидировано, но государство А не получало никаких доходов бюджета.        

Как видно из примера, применение метода освобождения гарантирует налоговую юрисдикцию в отношении конкретного объекта налогообложения исключительно из одного государства - источника дохода. Метод освобождения полностью устраняет двойное налогообложение, поэтому он признан наиболее эффективным механизмом и широко используется государствами. 

Однако, несмотря на свою привлекательность, этот метод эффективен только по согласованию с группой стран. Одностороннее применение одного только метода освобождения не создает требуемого экономического эффекта. Эффективное распределение капитала может быть достигнуто только в том случае, если государство применяет метод освобождения вместе с основными экономическими партнерами.  

Основным недостатком метода освобождения является то, что он косвенно стимулирует активность жителей за рубежом, а не внутри страны. На международном уровне применение метода освобождения дает преимущества компаниям, занимающимся предпринимательской деятельностью в юрисдикциях с низкими налогами. 

Основным преимуществом метода релиза является техническая простота его применения и низкие административные расходы. При его использовании налоговые органы освобождаются от обязанности учитывать доходы, полученные резидентами за границей, а налогоплательщики, соответственно, освобождаются от обязанности представлять документы и информацию о своих иностранных доходах. 

Некоторые государства используют метод освобождения в качестве основного, например, Нидерланды. Однако нельзя четко сказать, какой метод используется чаще: освобождение или смещение. 

Метод налогового кредита

Метод налогового кредита - вычет подразумевает согласие государства на зачет суммы налогов, уплачиваемых за рубежом налогоплательщиком-резидентом этого государства, в отношении доходов, возникающих на территории другого государства. Различают «неограниченный налоговый кредит» и «ограниченный налоговый кредит». Если первый из них включает в себя не только полное замещение всей суммы налога за рубежом, но и возмещение переплаты из внутреннего бюджета (она практически никогда не используется, за исключением стран Бенилюкса), то второй является наиболее распространенным методом. В практике устранения двойного налогообложения используется не только в международных соглашениях, но и в одностороннем порядке как норма национального налогового законодательства. 

По методу «ограниченного налогового кредита» налогоплательщики будут платить в своей стране только превышение над своей страной налоговых сборов, уплачиваемых за рубежом. Если доход налогоплательщиков за границей облагается налогом по более высоким ставкам, чем в их собственной стране, то компенсация или компенсация им не предоставляется.   

Резидент штата А получает доход в размере 100 чел. единицы в штате Б. Доход, полученный в штате, облагается налогом по ставке 40%, и предприятие выплачивает 40 конв. единиц в государственный бюджет B (100 · 40% = 40). Ставка подоходного налога в штате А составляет 50%, а 100 конв. Из своего дохода. ед. резидент обязан оплатить 50 конв. налог на единицу (100 · 50% = 50). Штат А применяет метод зачета, чтобы избежать двойного налогообложения, и резидент получает кредит в размере 40 конв. единиц (налог уплачивается в состоянии B). Соответственно 40 грн. единиц уменьшается сумма налога, подлежащая уплате в государстве А, которая после этого составит 10 конв. единиц (50 - 40 = 10). После оплаты 10 конв. единиц налога в штате А, резидент будет иметь 50 конв. Чистая прибыль единиц (100 - 40 - 10 = 50). Общая налоговая нагрузка составила 50% и равна сумме налогов, которые платил бы резидент, если бы он получил доход в стране.                       

Сумма иностранного налога превышает сумму внутреннего налога, кредит на превышающую сумму не предоставляется, потому что на самом деле можно говорить о субсидировании иностранного бюджета. В некоторых штатах имеются механизмы для перевода избыточных сумм займов в предыдущий или следующий финансовый год для компенсации внутренних налоговых обязательств в прошлом или будущем. 

Метод зачета гарантирует наиболее эффективное распределение инвестиций между государствами. Его применение позволяет достичь ситуации нейтральности в экспорте капитала, при которой резидент не имеет разницы для инвестиций внутри страны или за рубежом. О. Якобс, немецкий специалист по международному налогообложению, считает, что с точки зрения налоговой политики метод зачета является лучшим способом избежать двойного экономического налогообложения.  

Преимущество метода зачета по сравнению с методом освобождения заключается в том, что при расчете налогов учитывается весь совокупный доход налогоплательщика. Таким образом, риск уклонения от уплаты налогов путем передачи деятельности резидентов за границу уменьшается, поскольку все, в том числе иностранные доходы, попадают в поле зрения национальных налоговых органов. В свою очередь, при применении метода освобождения, многонациональные компании склонны распределять часть своего дохода между подразделениями, расположенными за границей в юрисдикциях с низкими налогами.   

К недостаткам метода офсета следует отнести техническую сложность его применения. Сложности возникают при выяснении того, какой доход и сколько получают жители за границей. Внедрение иностранных налоговых документов в национальную систему налогового учета также требует дополнительных ресурсов в связи с их передачей и легализацией. При применении метода налогового кредита в соответствующих законодательных актах должны быть подробно изложены следующие вопросы: какие субъекты имеют право на зачет; относительно каких налогов; каков механизм расчета суммы кредита; что является доказательством уплаты налога за рубежом; Есть ли возможность перевода налогового кредита с одного финансового года на другой.       

Вывод

В данной курсовой работе были рассмотрены различные методы устранения двойного экономического налогообложения: метод налогового вычета и освобождения, метод налогового зачета.

Экономическое двойное налогообложение возникает, когда одна и та же база облагается налогом дважды, независимо от "в руках" разных субъектов. Например, сначала компания платит налог с полученной прибыли, затем дивиденды выплачиваются из прибыли после налогообложения, которая становится доходом акционеров или участников и снова облагается налогом. 

Правительство России заключило соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества с правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.

Метод вычета справедливо считается наименее «щедрым» методом избежания двойного экономического налогообложения, особенно если к доходу, полученному резидентом за границей, применяется высокая налоговая ставка.

Метод освобождения предусматривает освобождение от налогообложения определенных видов доходов, полученных резидентами за границей. Таким образом, государство-источник получает исключительное право облагать налогом доход, полученный на его территории, в то время как государство проживания отказывается от своего права облагать налогом весь свой общий доход. 

Метод зачета гарантирует наиболее эффективное распределение инвестиций между государствами. Его применение позволяет достичь ситуации нейтральности в экспорте капитала, при которой резидент не имеет разницы для инвестиций внутри страны или за рубежом. С точки зрения налоговой политики, метод зачета является лучшим способом избежать двойного экономического налогообложения.  

При применении метода налогового кредита в соответствующих законодательных актах должны быть подробно изложены следующие вопросы: какие субъекты имеют право на зачет; относительно каких налогов; каков механизм расчета суммы кредита; что является доказательством уплаты налога за рубежом; Есть ли возможность перевода налогового кредита с одного финансового года на другой.