Движущие силы воспитания.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Движущими силами любого процесса являются противоречия. Противоречия - это взаимодействие противоположных сторон образовательного процесса, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Знание существенных противоречий позволяет вам находить способы их разрешения и развивать процесс как для личности, так и для общества.

Рассмотрим противоречия в сфере отношений основных субъектов образовательного процесса: учителя, ученика, общества.

 

Движущие силы и логика воспитательного процесса

 

Методика его построения педагогически компетентным учителем определяется его фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них: диагностика, несогласованность, целенаправленность, систематичность, изменчивость, оптимизм.

Диалектизм

В образовательном процессе взаимосвязаны и взаимозависимы связи и зависимости другого плана: социальные, психологические, педагогические. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения в ценностных ориентациях и, следовательно, ставят новые цели и задачи образования; открытие новых психологических концепций - в целом характер и методы обучения.

Диалектика воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех составляющих и процесса в целом. Пример: в классе появился новый учитель ..., в классе произошла чрезвычайная ситуация ..., был введен новый учебный предмет ... - все влияет на содержание и методологию учебного процесса. Диагностический процесс обучения проявляется в его несостоятельности.

Несогласованность

Общий философский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития - личности (ученика), детского коллектива, содержания и методов образовательного процесса.

Внутренним является противоречие, порождаемое конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между растущими требованиями к себе и его потенциалу. 

Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с миром.

Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Индивидуальные противоречия обусловлены специфической ситуацией развития каждого человека. Почти весь процесс самообразования был построен для разрешения этих противоречий: я не мог - теперь я могу, не умел - теперь умею, я не знал - теперь я знаю ...

Образование как социальный феномен является организационной частью всей общественной жизни. Следовательно, его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. В то же время воспитание имеет свои специфические противоречия, присущие только ему.

Социальное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил в результате застойных и устаревших производственных отношений

Это проявляется в народном образовании как укрепление консервативных подходов к подготовке молодого поколения. Организация общественной жизни и подготовка производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привели к сдерживанию роста производства. Абсолютность государственной собственности и планирования часто сковывала активность и инициативу творческого человека. В системе образования это выражалось в некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.

Противоречие возникает на стыке жизненных требований и уровня готовности детей участвовать в общественной жизни и производстве.

Понимание требований к жизни, приведение контента к организации образования в соответствии с этими требованиями запаздывает, затягивается, отстает от быстрого развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно замечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, препятствующие прогрессивной подготовке молодого поколения. Его решение требует ритмичного и систематического обновления содержания образования и профессиональной подготовки, приведение его в соответствие с требованиями организации и методов обучения и профессиональной подготовки. Это противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней.

Образовательные противоречия формируются между огромными неорганическими возможностями для развития человеческой природы, потенциальными природными силами, присущими ей, и условиями общественной жизни, ограничивающими это развитие.

Авторитарные общества, которые сковывают свободу, разрушают таланты, калечат людей, превращая их в полезных чиновников и медленных бюрократов, в придаток горожан, звено в производственном процессе и винтик в общественной жизни. Демократическое общество, с развитием материально-технической базы, совершенствованием всего многообразия общественных отношений, создает реальные условия для одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни и относительно естественными силами, талантами, наклонности заложены в нем.

Обнаружено противоречие образования между активным характером ребенка, его желанием участвовать в общественной жизни, деятельностью, разнообразными отношениями, общением и недостатком опыта, знаний, умений для реального, эффективного участия в жизненном процессе, его естественным и социальная незрелость

Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей учиться, активно участвовать в образовательном процессе. Он определяет положение ребенка в учебной подготовке к участию в жизни общества не только как объект, но и как субъект образовательного взаимодействия.

Закон количественных изменений в качественных интерпретируется в теории образования следующим образом: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения физического, психического и социального образования в процессе обучения приводят к значительным качественным изменениям в индивидуальные свойства в отдельности и целом. Таким образом, трудный подросток, включенный в позитивную образовательную деятельность, начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, дух товарищества и решительность.

Закон двойного отрицания характеризует направленность процесса развития личности и коллектива, единство прогрессии и преемственности, возникновение новой и относительной повторяемости старого. Проявления этого закона отчетливо видны, например, когда учитель использует логику преобразования совместного управления в детском коллективе, истинного самоуправления детского  коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, формирование более «взрослых» и качественно более высоких норм взаимоотношений «учитель-ученик» (от организации и контроля учителя по всем вопросам до независимости детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов и процессов, технологий и техник к более сложным благодаря умелому использованию учителями тактики для разрешения всех групп противоречий с учетом действия всех трех общих философских законов развитие образовательного процесса в целом и каждого элемента.

Целенаправленность

На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к образованию. Было много точек зрения и концепций образования. Они разнообразны и разноплановы. Но все они могут быть объединены в две группы:

Формирование личности, управление ее развитием в соответствии с потребностями общества. И второе направление, как его называют сегодня, гуманистическое обращенный к личности ученика, к созданию условий для его внутреннего потенциала. И на этом основании - на социализацию и самореализацию.

 

Движущие силы воспитания.

Любая образовательная цель как бы имеет две стороны: цель воспитателя - дать ребенку всю прелесть и глубину окружающего его мира, ориентировать его в системе ценностных отношений с ним; и целью ученика является продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция их потенциальных возможностей. Но у растущего человека меньше знаний и меньше опыта. И поэтому его мировоззрение необходимо скорректировать, культивировать систему подлинных ценностей и отказаться (добровольно!) от мнимых ценностей.

Принимая во внимание основные ценности сегодняшнего дня, общепризнанно, что целью современного образовательного процесса является «свободный человек», «культурный», «мыслящий человек».

Систематическая

Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что образовательный процесс эффективен только тогда, когда он систематический, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовем несколько эффективных педагогических систем взаимодействия: «школа как образовательная система», «система методов и педагогических приемов», «система студенческого самоуправления» и др.

Непостоянство

«Человек постоянно делает выбор из массы существующих возможностей, какие из них будут обречены на небытие, а какие будут реализованы».

Таким образом, при организации диалектического процесса воспитания перед преподавателем постоянно стоит выбор: парадигма воспитания, концептуальные представления о стратегических и тактических задачах, средства, методы и приемы их наиболее эффективной реализации; определенные педагогические технологии и организационные формы. Признаком нашего времени является растущая тенденция в количестве (и качестве) авторских концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных творческих коллективов. Постепенно, в теоретическом понимании науки об образовании и практической деятельности, педагог развивает свою профессионально-педагогическую позицию. И чем выше мастерство, уникальность и неординарность, тем ярче эта позиция.

Делая выбор между «лучше - хуже», «красиво - уродливо», «добро - зло», «возможно - невозможно» »... учитель, как и любой человек, неизменно сталкивается с проблемой« здравого смысла » ”И постулаты науки об образовании. Как это ни парадоксально, многие положительные последствия иногда приводят к отрицательному результату: любимый, но избалованный ребенок вырастает как эгоист; гора развивающих игрушек - и безразличие к игре, почему так?

В психологии существует психологическая теория ассимиляции. Это поможет вдумчивому учителю сделать выбор средств, методов и приемов и использовать их таким образом, чтобы положительные и отрицательные воздействия окружающего его мира положительно влияли на развитие ребенка, формируя отношение: к положительные - их положительное принятие, а к отрицательным - отказ, отказ.

Знание этих законов поможет правильно выстроить логику образования, учитывая влияние окружающей среды.

Оптимизм

Процесс обучения логически построен как оптимистический процесс, основанный на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокую миссию.

Мир прекрасен, радостен, но также противоречив - он может быть трудным, непостижимым, а иногда и жестоким. Миссия образования - научить ребенка жизни. Для этого необходимо создать условия, в которых дети будут жить и развиваться благодаря оптимистическому видению и принятию окружающего мира и себя в этом мире. И только на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научиться преодолевать жизненные трудности, препятствия и трудности.

В практике нашей воспитательной работы сложились пять точек поддержки: они являются целью образования (кстати, доступной для восприятия и понимания детей любого возраста), а также средствами и содержанием образования, и процесс (происходит в течение всей жизни) и результаты образования (качество и воспитание). Эти пять точек поддержки: природа, культура, бизнес, люди вокруг меня, «Я сам (а)» - как высшая ценность.

 

Модели образования

 

Воспитание - это процесс осознанного развития личности, диверсифицированного и гармонично развитого человека. Хотя основная цель образования выглядит как воздействие одного на другого, образование необходимо прежде всего образованному человеку.

Под общими законами образовательного процесса мы понимаем существенные внешние и внутренние отношения, от которых зависит направление процесса и успех педагогических целей.

  • Первая закономерность. Воспитание ребенка осуществляется только на основе активности самого ребенка в его взаимодействии с окружающей социальной средой.
  • Вторая закономерность. Единство образования и воспитания. Образование направлено на создание общей человеческой культуры.
  • Третья закономерность. Целостность образовательных воздействий, которая обеспечивается единством заявленных социальных установок и реальных действий учителя (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он отстаивает одно, а делает другое, требует активности, но проявляет пассивность и т. д.) соответствие педагогических требований к ребенку всем предметам воспитания учащихся.

 

Логика учебного процесса

 

А.С.  Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики - логику организации и развития педагогического процесса.

«Ни одно действие учителя не должно стоять в стороне от поставленных целей.

Ни один педагогический инструмент не может быть объявлен постоянным - всегда полезным или вредным, всегда действительным; Один инструмент может быть как положительным, так и отрицательным, действие всей системы фондов является решающим.

Ни одна система образовательных инструментов не может быть создана раз и навсегда, она меняется в соответствии с развитием ребенка и прогрессивным движением общества.Каждый инструмент должен быть педагогически приемлемым, что проверяется опытным путем.

 

Основные понятия

 

Диалектичность - это способность видеть в любой системе противоречия, препятствующие их развитию, способность устранять эти противоречия, решать проблемы.

Противоречивость. Один из признаков нелогичного мышления, выражающийся в том, что в одной и той же дискуссии на одну и ту же тему, взятой в одно и то же время и в одном и том же отношении, выставляются противоположные или противоречивые утверждения которые являются взаимоисключающими.

Систематичность. Порядок и систематичность являются одними из основных условий успеха школы. Переменный; наличие нескольких или многих вариаций чего-либо; Разнородность, изменчивость с развитием интеллектуальной деятельности, изменчивость, пластичность поведения значительно возрастает.

Оптимизм. Взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.

Воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных образовательных задач.

Целеустремленность - формирование личности, управление ее развитием в соответствии с потребностями общества.

Логика - это наука о законах и формах правильного мышления.

 

Вывод:

 

Специфика самого образования заключается в следующем. Это сфокусированный процесс, который педагоги (школьные учителя, родители и другие) осуществляют для формирования позитивных качеств личности образованного человека, его способностей, привычек и характера. Качество личности всегда основывается на определенном отношении человека - к другому человеку, обществу, собственности, науке, процессу познания и т. д. Это отношение фиксируется как в области сознания (убеждения) и в области подсознания (привычное поведение и устойчивое эмоционально-волевое отношение). Чтобы отношения развивались и консолидировались как качество человека, они должны функционировать довольно долго, определяя особый характер связи данного человека с его окружением.