Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы
Интуиция как психологический процесс
Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
Арт-терапия в преодолении экстремальных и критических ситуаций


Введение:

Зрительное восприятие как ранее, так и в современном мире представляет большой интерес. Если мы сравним количество исследований, и, следовательно, количество усилий, предпринятых в отношении тактильного восприятия, и количество исследований зрительного восприятия, последнее гораздо более значимо, чем первое. Поэтому эта тема актуальна.

Целью данной работы является раскрытие сущности процесса зрительного восприятия, его свойств, функций, а также психологических характеристик мультимедиа, влияющих на зрительные рецепторы.

Материалом для написания реферата послужили книги следующих авторов: Л. Д. Столяренко, К. К. Платонов и Р.Л. Григорий.

Восприятие

Понятие восприятия

Восприятие является самой простой из человеческих форм ментального отражения объективного мира в виде целостного образа, связанного с понятием его целостности. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства объектов, весь объект в совокупности его инвариантных свойств представлен в образе восприятия как единица взаимодействия.

Как отмечает Л. Столяренко, существует четыре операции или четыре уровня действия восприятия. Начальной фазой развития любого сенсорного процесса является обнаружение. Следующая операция восприятия - это различение или само восприятие. Его конечным результатом является формирование перцептивного образа стандарта. Когда образ восприятия сформирован, можно выполнить идентификационное действие (идентификация и идентификация). Идентификация - это идентификация непосредственно воспринимаемого объекта с изображением, хранящимся в памяти, или идентификация двух одновременно воспринимаемых объектов. Идентификация также включает категоризацию (присвоение объекта определенному классу объектов, которые были ранее восприняты) и извлечение соответствующего стандарта из памяти.

Наиболее важной особенностью отбора информации является то, что она избирательна. Используя доступные ему каналы информации, человек воспринимает визуальную, звуковую, тактильную информацию и запах. Однако он не воспринимает всю информацию, которая приходит к нему. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него особое значение. В то же время на выбор информации влияют не только физические возможности органов чувств к восприятию информации, но и такие компоненты личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение, и т.д., т.е. информация как бы проходит через психологический фильтр. Выбор позволяет человеку отказаться от неважной или ненужной информации.

Таким образом, следует отметить, что восприятие представляет собой очень сложный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может существенно отличаться от реальности.

Перцептивные свойства

L.D. Столяренко выделяет следующие свойства восприятия, которые отличают его от ощущений:

  1. Целостность, т. е. восприятие - это всегда целостный образ субъекта.
  2. Постоянство - благодаря постоянству мы воспринимаем окружающие объекты как относительно постоянные по форме, цвету, размеру и т. д.
  3. Структурность - восприятие не простая сумма ощущений. Человек воспринимает обобщенную структуру, которая фактически абстрагируется от этих ощущений.
  4. Значимость - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
  5. Избирательность - проявляется в преимущественном распределении одних объектов по сравнению с другими.

Типы восприятия

Образ, который развивается в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, согласованную работу нескольких анализаторов одновременно. В зависимости от того, какой из них работает более активно, он обрабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, а также различаются типы восприятия. Соответственно различаются зрительные, слуховые, тактильные (тактильные), вкусовые и обонятельные восприятия.

Визуальное восприятие

Понятие зрительного восприятия

Зрительное восприятие - это совокупность процессов зрительного образа мира, основанная на сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы

Третий анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Как отмечает Р. Л. Григорий, на сетчатке появляются небольшие искаженные перевернутые изображения, которые человек видит как отдельные объекты в окружающем пространстве.

Известно, что человеческие глаза никогда не остаются неподвижными. Непрерывное движение является необходимым условием для формирования адекватного образа.

Визуальное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. Прежде всего, воспринимается отношение объектов и пространства. Далее отношения между объектами осваиваются, затем между деталями объектов. И создается четкая картина целого. Это особенность зрительного восприятия.

По словам Григория, визуальное восприятие включает в себя множество источников информации, помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. Как правило, процесс восприятия также включает в себя знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений.

Свойства зрительного восприятия

Основываясь на различиях между зрительным и тактильным восприятием, мы можем различить свойства первого. Прежде всего, зрение - это отдаленное восприятие, то есть не требующее прямого контакта с воспринимаемыми объектами. Это происходит на расстоянии. Удивительная свобода также присуща зрительному восприятию, то есть орган этого восприятия, глаз, свободно движется по поверхности объекта. Это движение не ограничено границами объекта, как это можно видеть в тактильном восприятии, когда, например, рука встречает границу объекта. И, наконец, тактильное восприятие невозможно, ограничивается только работой непосредственно кожи, поверхностных рецепторов. Следует отметить, что глаз в зрительном восприятии представляет собой орган с высокой концентрацией чувствительных элементов, рецепторов. И поэтому здесь играют роль менее поверхностно расположенные рецепторы.

Функции зрительного восприятия

У человека и других высших млекопитающих зрительное восприятие занимает ведущее место в системе процессов восприятия. Как и любое другое восприятие, оно имеет ряд важных функций.

Зрение порождает ряд качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и образных характеристик, расположенных в поле зрения объектов.

Самым элементарным из них является восприятие яркости и цвета. Это восприятие сводится к оценке яркости (кажущейся яркости), цветового тона (самого цвета) и насыщенности (показатель, пропорциональный степени различия цвета от серого, равного яркости), отражаемой поверхностью света.

Зрительное восприятие пространства связано с процессами обработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная и мышечно-кожная. Различают две группы операций восприятия. Первая группа обеспечивает оценку удаленности объектов. Наиболее важной операцией этой группы является оценка удаленности на основе бинокулярного параллакса (признака глубины, связанной с различием проекций трехмерной ситуации на сетчатке левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения ( знак, связывающий удаленность объекта с угловой скоростью его перемещения для определенных движений наблюдателя). Вторая группа операций обеспечивает оценку направления, в котором находится конкретный элемент. Характерно, что в этом случае объективная среда играет роль фиксированной системы отсчета. За счет этого локализация объектов остается примерно неизменной при движениях наблюдателя.

На основании данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Любая деятельность содержит движение в пространстве, и любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит от наших сенсорных способностей и от контрольных точек, которые мы устанавливаем при их оценке. Мы воспринимаем движение объекта главным образом из-за того, что, двигаясь на каком-то фоне, оно вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки.

Самым сложным процессом зрительного восприятия является восприятие формы. Форма относится к характерной форме и взаимному расположению деталей предмета. Обычно одновременно видно огромное количество объектов, которые могут образовывать самые разные конфигурации. Тем не менее человек легко узнает известные ему предметы. Более того, он не требует специальной подготовки, чтобы воспринимать неизвестный объект в незнакомой среде как отдельное целое. Это связано с выбором формы и фона. Фигура имеет характер вещи (выступающая и относительно устойчивая часть видимого мира). Фон имеет характер неформальной среды. Он как бы отступает и непрерывно продолжает позади фигуры. Фигура, в отличие от фона, является стабильным и постоянным образованием. В некоторых случаях обязательным условием для восприятия фигуры является выбор контура - границы между поверхностями, которые различаются по яркости, цвету или текстуре. Но иногда фигура вообще не имеет очертаний. И, наоборот, наличие контура не обеспечивает автоматического выбора фигуры. Чаще всего это воспринимается как элемент этой фигуры.

Особенности зрительного восприятия текста

В процессе чтения можно выделить два основных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка.

При чтении глаза человека могут находиться в двух состояниях: в состоянии фиксации (остановка) или изменении точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки или фиксации глаз. Из сотен тысяч фиксаций, которые делают глаза человека днем, огромная их часть не информативна, то есть продуктивна. Зрительные фиксации очень изменчивы по продолжительности и в значительной степени зависят от объекта наблюдения, его известности, цели и ценности объекта восприятия с точки зрения наблюдателя. Известно, что в течение часа глаза читателя в течение 57 минут находятся в относительном покое - они фиксируются на тексте.

И скорость обработки информации в этих условиях зависит от того, сколько информации будет восприниматься во время отключений. Таким образом, увеличение скорости чтения - это увеличение способности воспринимать информацию в большом объеме за единицу времени, когда глаза останавливаются во время чтения. Следует отметить, что эти процессы отражают характеристики зрительного восприятия текста.

Психологически особенности использования мультимедиа в образовательном процессе

Некоторые учителя используют самые разнообразные мультимедийные средства обучения на уроках: различные слайды, слайд-проекции, звукозаписи и т. д.

Видимость, если мы имеем в виду все возможные способы воздействия на чувства ученика, оправдана Яном Амосом Коменским, который назвал это «золотым правилом дидактики» и потребовал, чтобы все, что возможно, было представлено для восприятия органами чувств. А для реализации этого правила современные технические средства обучения имеют широкие возможности, которые необходимо реализовать на основе психологических характеристик восприятия информации в процессе обучения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы имеют значительно более высокую пропускную способность, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринимаемая визуально, согласно психологическим исследованиям, является более значимой, лучше хранится в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - говорит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации по-прежнему остается речь учителя, действующая на слуховые анализаторы. Поэтому преподавателю необходимо расширить арсенал наглядных и визуально-слуховых средств подачи информации.

Среди ученых популярным термином является восточный рефлекс, объясняемый вопросом «Что это?», Т.е. если объект попадает в поле зрения человека, то человек невольно начинает присматриваться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти его источник своими глазами, что облегчает восприятие звуковой информации. Таким образом, наивысшее качество усвоения достигается за счет прямого сочетания слова учителя и образа, представленного студенту в процессе обучения. А мультимедиа просто позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов учащихся. Это влияет, прежде всего, на начальную стадию процесса усвоения знаний, ощущений и восприятий. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В результате сенсорные образы включаются в суждения и выводы. Следовательно, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного прохождения следующего этапа процесса познания - понимания. В процессе понимания использование визуализации (в частности, визуальной и словесной) влияет на формирование и усвоение понятий, доказательство и обоснованность суждений и выводов, установление причинно-следственных связей и т. д. Это объясняется тем, что Мультимедиа влияет на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе понимания.

Вывод:

Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы, сделать выводы и обобщения по всем вопросам:

  1. Восприятие - сложный процесс, который включает в себя целый набор ощущений.
  2. Восприятие человеком окружающей среды включает в себя четыре операции: обнаружение, дискриминация, идентификация и распознавание.
  3. Восприятие обладает рядом свойств, которые отличают его от ощущений.
  4. В соответствии с чем анализатор активно участвует в восприятии, выделяют несколько его типов.
  5. Зрительное восприятие - это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.
  6. Особенностью зрительного восприятия является четкое представление о любом предмете.
  7. Свойства зрительного восприятия включают расстояние, удивительную свободу и отсутствие тактильного восприятия.
  8. Функциями зрительного восприятия являются восприятие яркости и цвета, восприятие пространства, восприятие движения, восприятие формы.
  9. Этапы восприятия текста: первичное восприятие глазами и обработка текста.
  10. Условия, в которых глаза человека могут находиться во время чтения: фиксация глаза и изменение точек фиксации.
  11. Информация, воспринимаемая визуально, лучше сохраняется в памяти, поскольку визуальные анализаторы имеют более высокую пропускную способность.

Таким образом, зрительное восприятие играет очень важную роль в жизни каждого человека. Именно благодаря видению человек способен познавать мир вокруг себя. Кроме того, следует отметить, что он дает возможность получать информацию о внешнем мире, перемещаться в пространстве, контролировать свои действия и выполнять точные операции. Можно также подчеркнуть, что роль зрительного восприятия при обработке любой информации в современных условиях интенсивного развития мультимедиа возрастает больше всего. Однако, как было отмечено ранее, в образовательном процессе агенты, влияющие на слуховые рецепторы, являются более доминирующими, что приводит к меньшему пониманию получаемой информации. Поэтому для более эффективного запоминания материала необходимо расширить количество визуальных средств подачи информации. Известно, что визуальные анализаторы способны воспринимать больше информации в секунду, чем слуховые.