Древнерусская культура

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 27.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Культура Византии и ее влияние на русскую культуру
Христианство и личность: понимание свободы воли и греха средневековым человеком
Позднее западноевропейское Средневековье: города, возвращение Аристотеля, университеты
Итальянское Возрождение: «открытие человека», гуманизм и гуманисты, революция в искусстве


Введение:

Культура народа является частью его истории. Его формирование, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые влияют на становление и развитие экономики страны, ее государственности, а также политической и духовной жизни общества.

Понятие культуры, естественно, включает в себя все, что создано умом, талантом, рукоделием людей, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человека и человеческие отношения.

Основой любой древней культуры является письмо. Когда он возник в России? Долгое время существовало мнение, что письмо в Россию пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако принять это сложно. Есть доказательства существования славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 году советский археолог Д.В.Авдусин во время раскопок под Смоленском обнаружил глиняный сосуд, датируемый началом Х века, на котором было написано «горох» (пряность).

Нет людей без предков. Не может быть истории без изучения культурных ценностей, созданных этими предками.

Само понятие художественной литературы как области, отграниченной от других областей культуры в древности, не существовало у нас, по крайней мере, если мы имеем в виду письменную литературу, а не устное творчество. Само собой разумеется, что великое познавательное значение древнерусской литературы для выяснения нашего исторического прошлого. Образовательная ценность многих памятников нашей древней литературы, развивающих темы патриотизма, государственного строительства, политического единства и героизма русского народа, также имеет большое значение.

Острый интерес русского человека - даже в самые отдаленные времена - к его историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного образа образованного русского человека, который во все времена стремится узнать настоящее, сравнивая его с прошлым. Ни в одной другой литературе летописи не занимали такого большого места и не играли такой большой роли, как в русском языке. Ни другая славянская литература, ни литература европейского Запада не создали ничего равного нашим летописям. Наша история бедна источниками. И главная причина этого - домашнее хозяйство. Письменные источники всегда были сосредоточены в городах, которые были в центре внимания письменной культуры. Но наши города были деревянными. Главной катастрофой городов стали пожары, десятки и сотни из которых систематически уничтожали улицы, кварталы, а иногда и целые города. Главный инструмент для познания прошлых русских летописей, начиная с 12 века - выжили только двое. Поэтому при изучении первых веков нашей истории исследователи были лишены современных, достоверных письменных источников. Но, возможно, это не главное. Главное, что основной источник знаний о первых веках русской истории - «Повесть временных лет» - в равной степени является продуктом историографии и литературы. Он напрямую не отражает реальность современных историй, но сквозь призму художественного размышления, не делая различий между подлинными и легендарными.

Народная литература - это не простая коллекция литературных произведений. Произведения составляют литературу, когда они связаны каким-то органическим единством, влияют друг на друга, «общаются» друг с другом, вступают в единый процесс развития и вместе выполняют более или менее значимую социальную функцию.

Вся литература XII - начала XIII веков представляет собой единое реальное целое, в котором произведения объединены, взаимосвязаны, дополняют друг друга, составлены на основе переписки нескольких писателей, живущих в разных уголках русской земли. В то же время она становится литературой одной темы - темы русской истории, литературой одной идеи - идеей необходимости единства.

Вся русская литература XII - начала XIII века - это, по сути, одно произведение, которое мы могли бы назвать своеобразной проповедью о единстве русской земли - проповедью, составленной в разных частях России и в едином стиле монументального историзма, который Возникший в 11 веке, был в 12-м и начале 13-го века достигает своего особенно активного и действенного расцвета.

Хроники - исключительное явление русской культуры. На протяжении многих веков они проводились в разных местах, воплощая мировоззрение, самосознание и социально-политические устремления различных социальных групп от раннего до позднего средневековья и в то же время создавая ощущение территориального и временного единства государство и люди от «дышащего океана» до Дуная.

«Повесть временных лет» - первая русская работа. «Сказка» в том виде, в каком она дошла до нас, - это работа, над которой работали несколько поколений летописцев, пересматривая и продолжая работу своих предшественников. Каждый из них был сыном своего времени и своего окружения, но все они были детьми одной и той же матери родины и ответили, по сути, на один вопрос. Как великое государство «ведомо и слышно всеми концами земли».

Но до того, как возник этот вопрос, само государство должно было расти и занимать свое место в тогдашнем мире. Только самоосознающая нация может создать достойную работу.

«Повесть временных лет» не только не противоречит нашему нынешнему пониманию хода русской истории, но, конечно, подтверждает это.

История русских летописей привлекала внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В.Н.Татищева. Однако только выдающемуся русскому филологу А.А.Шахматову в начале этого века удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о сочинении, источниках и изданиях «Повести временных лет». Гипотеза А.А.Шахматова, столь блестяще восстанавливающая историю возникновения и развития первоначальных русских летописей, однако, остается гипотезой. Его основные положения были оспорены В.М.Истриной. Интересные уточнения А.А.Шахматова выполненны Д.С.Лихачевым. Он указывает, что хроника формировалась постепенно, в результате интереса к историческому прошлому его родины и желания сохранить значительные события его времени для будущих потомков. Иная концепция развития начального этапа русских летописей разработана Б.А.Рыбаком. Анализируя текст первоначальных русских летописей, исследователь предполагает, что короткие походные заметки стали храниться в Киеве с приходом христианского духовенства (с 867 г.) при правлении Аскольда.

Несомненно, однако, что поэтому вопрос о начальной стадии русских летописей, о композиции, источниках «Повести временных лет» очень сложен и далек от разрешения. «Повесть временных лет» является результатом большой консолидированной редакционной работы, в которой обобщены работы нескольких поколений летописцев.

В эпоху Киевской Руси складывается единая древнерусская национальность. В единой Киевской Руси IX-XII веков нам предстали многие современные города, а горожане приобрели навыки разных профессий и «искусств». В городах развивались ремесла, создавались собственные художественные и литературные школы, возводились великолепные здания, построенные с таким искусным расчетом, что, выдержав 700-800 лет и выдержав испытание временем, они вошли в нашу эпоху как образцы древнего архитектурного искусства, искусства, овеянного романтикой родной древности.

Сегодня культурные деятели всего мира восхищаются гармоничной архитектурой древней Руси, душевным искусством иконописцев и утонченным мастерством древнерусских ювелиров, создателей лучших орнаментов из золота и эмали, серебра и черного цвета.

Без преувеличения можно сказать, что культура первого восточного государства, Киевской Руси, стала неотъемлемой частью нашей современной культуры.

Подобно древнерусской литературе, русская архитектура и искусство были тесно связаны с историей русского народа и русской государственности.

Мы очень мало знаем о деревянной архитектуре 9-10 веков, но несомненно, что потребности в развитии и росте новых городов Киевской Руси вызвали его быстрый прогресс, что развитие городов и строительство их укреплений были полностью удовлетворены от русских архитекторов - «древоделов».

Имея глубокие исторические традиции, древнерусское деревянное зодчество отражало эстетические идеи русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это стало причиной быстрого развития технологии каменной архитектуры и ее выдающихся художественных и дизайнерских особенностей.

Самые древние памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью культуры Киевской Руси. Прежде всего, они отражают идею величия и могущества русского государства, триумфа русского народа, объединенного в одно государство, выраженного в величии и великолепии зданий, многочисленные купола храмов и мощные лестничные башни способствуют определению этой идеи. В целом, архитектура пронизана торжественным и оптимистичным настроением.

Высокое художественное совершенство и оригинальность памятников древнерусской архитектуры Древней Руси поставили их в первый ряд шедевров мировой архитектуры.

Осталось только позавидовать тем, кто мог увидеть красоту древней древней Руси перед разрушительными ураганами нашего века.

Высокие патриотические идеалы, гуманистический пафос, являющийся отличительной чертой развитой русской культуры, ставят памятники народной архитектуры в число шедевров национального искусства.

Несколько десятилетий назад, в 19-м веке, народное деревянное зодчество - даже лучшие церкви и соборы, не говоря уже о гражданской, жилой архитектуре - вообще не считалось феноменом великого искусства. Те здания, которые теперь стали для нас замечательными памятниками национального искусства, находились под юрисдикцией официальной церкви, меньше всего заботились об исторической ценности и сохранении этих бедных, отдаленных приходских церквей. Еще в свое время Виссарион Белинский писал, что самые известные события нашей истории записаны не только на сухих страницах хроник, они перенесены в память о потомстве в произведениях искусства, они разбросаны повсюду, особенно в наших древних городах Но не все хотят их замечать. На одном из этих памятников можно было прочитать историю России в основных очерках.

Древняя народная архитектура для нас - не легкое наследие, не «мертвая столица», а один из жизненно важных источников развития современной архитектуры.

К сожалению, к нам дошла лишь самая маленькая часть огромных культурных ценностей, созданных в то время в России. И это неудивительно, если вспомнить постоянную гражданскую борьбу и такое стихийное бедствие, как пожары, от которых пострадали деревянные древние русские города. Достаточно сказать, что, например, Новгород горел более ста раз, а Псков - всего двадцать восемь с 13 по начало 17 века.

Охрана памятников искусства и древностей в настоящее время является государственной политикой. Все наиболее ценные и значимые работы зарегистрированы и находятся под защитой государства. Середина и вторая половина 20-го века - период беспрецедентного развития и самого широкого наступления технического прогресса - поставили перед Россией серьезные вопросы. Как сохранить и сохранить сегодня хрупкие и недолговечные, ныне практически бесполезные памятники деревянного зодчества - церкви и часовни, колокольни и хижины, мельницы и сараи? Для защиты от огня и воды, разрушительных сил природы и равнодушия людей, глухих к языку великого искусства. Этот вопрос сейчас волнует экспертов и всех любителей красоты во многих, многих странах мира.

Литература Древней Руси

Хроники - это фокус истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Для составления хроники, то есть сводок погоды о событиях, были взяты только самые грамотные, знающие, мудрые люди, способные не только излагать разные вещи из года в год, но и давать им соответствующие объяснения, чтобы оставить потомкам видение эпохи, как ее понимали летописцы.

Трудно установить, когда началась практика летописи. Мы можем только с уверенностью сказать, что он утвердился с того времени. Когда государственная власть была укреплена в крупных политических центрах, и особенно когда Киев стал столицей крупного российского государства, то есть со второй половины девятого века.

В нашей литературе по истории хроник давно установлено, что краткие заметки о главных событиях делались фрагментарно, без установления связи между ними. Этого требовал княжеский суд, центр, откуда расходились нити княжеского управления русской землей и где решались и осуществлялись вопросы внутренней и международной политики.

Эти записи хранились в России задолго до составления первого обобщающего труда по истории русской земли.

По мере расширения международных отношений России, по мере усложнения аппарата и методов управления страной необходимость точной регистрации политических событий должна становиться все более актуальной. В 12 веке летописи появляются практически в каждом крупном городе, что выражает независимость отдельных княжеств. Нам известны летописи «младшего брата» Новгорода - Пскова. Летописи Владимира и Ростова известны. Хроники сохранились в юго-западном регионе - в Галиче, Владимире Волынском и в Пинске.

Летописей было гораздо больше, но многие из них погибли в ходе половецких набегов и, особенно, в пожарах русских городов во время «татарского народа». Есть случаи, когда каменные коробочки были заполнены книгами для хранилищ, чтобы защитить их, но они, тем не менее, погибли в огне.

Хроника была государственным делом, княжеским делом. Поэтому задача составления летописи была возложена не только на самого компетентного и разумного человека, но и на того, кто сможет воплотить идеи, близкие к той или иной княжеской ветви, к тому или иному княжескому дому. Таким образом, объективность и честность летописца вступили в конфликт с тем, что мы называем «социальным порядком». Если летописец не удовлетворил вкусы его клиента, они расстались с ним и передали подборку летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа для нужд власти возникла уже на заре письменности и не только в России, но и в других странах.

Хроника, по наблюдениям отечественных ученых, появилась в России вскоре после введения христианства. Первая хроника, возможно, была составлена ​​в конце 10-го века и была призвана отразить историю России со времени появления там новой династии Рюриковичей до царствования Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства в России. С этого времени право и обязанность вести учет были переданы руководителям церкви. Именно в церквях и монастырях были найдены самые грамотные, хорошо обученные и обученные люди - священники, монахи. Они обладали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями древних легенд, легенд, эпосов и традиций, в их распоряжении были архивы князей. Им было наиболее удобно выполнять эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связывая его с прошлыми временами, с глубокими историческими источниками.

Ученые считают, что до появления летописей - крупных исторических произведений, охватывающих несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые вначале послужили основой для первых обобщающих произведений. Это были рассказы о Киеве и основании Киева, о походах русских войск на Византию, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, легенде об убийстве Бориса и Глеба, а также о Былине, жизнь святых, проповеди, традиции, песни, различные легенды.

Позже, уже во времена существования хроник, к ним присоединились новые истории, рассказы о впечатляющих событиях в России.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в то время, когда он объединил Россию и заложил церковь Святой Софии. Эта хроника вобрала в себя предыдущую хронику, другие материалы.

Уже на первом этапе создания летописи стало очевидно, что они представляют собой коллективный труд, представляют собой набор предыдущих летописей, документов, различных устных и письменных исторических свидетельств. Компилятор следующего набора анналов вы вводите не только как автор соответствующих вновь написанных частей анналов, но также как компилятор и редактор. Это и его способность направить идею арки в правильном направлении были высоко оценены киевскими князьями.

Следующий «Летописный кодекс» был создан знаменитым Иларионом, который написал его, по-видимому, под именем преподобного Никона, в 60–70-х годах XI века, после смерти Ярослава Мудрого. И тогда Кодекс появился уже во времена Святополка в 90-х годах XI века.

Метод составления летописи заключался в том, что отдельные лица, большинство из которых принадлежали к княжеским боярам или к монашеской среде, фиксировали определенные события, свидетелями которых они были или о которых слышали. Эти заметки вместе с легендами, историями или рассказами о различных людях или событиях были собраны в отдельные арки, впоследствии пополнялись и модифицировались до тех пор, пока не было составлено первое хранилище, которое достигло нас, которое носит заголовок: «Вот история многих лет. Сдамся, есть, русская земля ушла, кто в Киеве первым начал княжеский и где стала русская земля, там есть. Это хранилище пришло к нам в более поздних хрониках, где оно вступило в соединение с последующими хранилищами».

В те времена были имена, которые сумели стать символами. Таково имя Нестора. Нестор не поэт и не первоклассный оратор. Это всего лишь магистр своей специальности, человек, который много учился, много знает и умеет буквально структурировать свои мысли. Он не положил пророческие пальцы на живые струны. В его руках была только ручка, и великий русский язык - это инструмент. Уже тогда вполне безупречно, что позволяет автору просто, правдиво и доходчиво изобразить «отца своего прошлого». Он знает, как критически понимать факты. Он создает их связь и восстанавливает хронологию.

Нестор - ученый своего времени, историк, который знал, как подняться до осознания связи мировых явлений.

Даже те, кто сомневался в присутствии Нестора Летописца, должны признать, что имя великого старика не только живет, но и популярно, как имя Гомера. Нестор не только решил стать историком своего народа, но и стал им, потому что он был подготовлен к этому своим образованием, а его работе способствовала особая работа его предшественников. Литературный русский язык к тому времени был уже настолько развит, что вполне мог служить требованиям как научной книги, так и поэтического произведения любого жанра.

«Повесть временных лет» - одно из произведений человеческого гения, к которому судьба стремилась к неувядающим интересам на протяжении веков. Книга была прочитана с волнением и интересом, и когда она только что вышла из рук автора, они не читают ее равнодушно даже сейчас.

Для читателя 11-12 веков это было живое слово о Родине, о ее прошлом и настоящем, о великих делах предыдущих поколений, завершенных образованием могущественного государства. В наше время это источник познания прошлого России - уникальный в своем роде источник, дающий, хотя и неполное, но гармоничное, правдивое и последовательное описание хода древнего периода истории русской земли.

Острый интерес русского человека - даже в самые отдаленные времена - к его историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного образа образованного русского человека, который во все времена стремится узнать настоящее, сравнивая его с прошлым. Ни в одной другой литературе летописи не занимали такого большого места и не играли такой большой роли, как в русском языке. Ни другая славянская литература, ни литература европейского Запада не создали ничего равного нашим летописям.

Поскольку история Киевского государства является очень большой частью мировой истории, в той мере, в какой книга, написанная киевским автором, посвященная его государству, не может и не может быть интересной.

Гордость своим прошлым, боязнь за будущее и призыв защищать целостность Родины - это идеологический стержень «Повести временных лет», свидетельствующий о политической зрелости как его авторов, так и тех, для кого он был написан.

Благодаря такому разнообразию материалов, включенных в него, киевские летописи являются одной из самых богатых летописей древней Руси - богатой как историческим источником, так и литературным произведением, а также памятником литературному русскому языку.

Великорус, украинец, белорус, ссылаясь на свое прошлое, непременно ставит перед ним «Повесть временных лет» и оказывается там. В докиевском и киевском государствах он ясно видит корни происхождения своего народа с благородными качествами: умом, преданностью и широким спектром культуры. Только такой народ мог освоить неизмеримые пространства на двух континентах и ​​в постоянных встречах с нерусскими народами находить общий дружеский язык.

Лампа, зажженная в XI веке в честь русской земли, освещала ее дальнейший путь. Он не вымер даже сейчас.

Архитектура Древней Руси

Русская городская культура имеет глубокие корни. Известно, что еще в 9 веке иностранцы называли Россию «Страной городов». Первые русские города были связаны с великим водным путем «от варягов до греков». Среди них были Киев и Новгород, основанные на летописях «с незапамятных времен». Среди древнейших русских городов также Смоленск, Белоозеро и другие.

Древнерусские города сыграли исключительную роль в развитии российской государственности, в распространении образования и искусства в России. Они были цитаделью русской национальной архитектуры, живительным источником и очагом самобытной культуры нашего народа, а также способствовали созданию и развитию ремесленного производства.

Древние русские города, сохранившиеся до наших дней, представляют собой живую хронику прошлого, бесценные сокровища материальной и духовной культуры, переданные нам далекими предками.

Каждый из древнерусских городов является подлинным музеем. Ознакомление с его памятниками на месте может дать каждому, кто дорожит искусством, культурой и историческим прошлым нашего народа, не меньше, а иногда и больше, чем просто изучение истории или литературы.

Деревянное зодчество

Сложная, но завидная доля выпала на памятники русского народного деревянного зодчества. Разрушительное течение времени, пожары, пожары и вторжения врагов уничтожили десятки и сотни замечательных зданий. Позже многие из оставшихся в живых были варварски изуродованы и искажены. Имена их создателей, великих русских архитекторов со столярными топорами, были стерты в памяти поколений.

И все же народная архитектура выдержала все, выдержала, спасла, потому что невозможно уничтожить душу народа, его песни и историю. В древние времена русский человек не мог представить свою родину без золотой рубленой хижины, сторожевой башни под шатром, «чудесного и удивительного» храма. Радость и счастье в доме он связывал с ярким и красивым жилищем, безопасностью и воинской доблестью - с нерушимыми башнями крепостных стен, идеалом красоты и величия духа - с глубокой человечностью и монументальностью архитектурных памятников. Душа народа находится в этих зданиях, созданных простыми русскими крестьянами. Все это звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть удалено или окончательно потеряно.

Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинство жилых зданий в городах, укреплениях, дворцах и даже церквях были построены из дерева. Археологические раскопки показали разнообразие деревянного строительства и существование в 11-13 веках трех- и четырехэтажных зданий («вежа» - подземелья, башни). Многие деревянные формы - башни, щипцовое покрытие - впоследствии повлияли на каменную архитектуру. Долгое время считалось, что древние архитекторы строили все на глаз, без особых расчетов. Последние исследования показали, что архитекторы Древней Руси хорошо знали пропорции («золотое сечение» и т.д.).

Что такое деревянная архитектура как историческое и социальное явление, как особая часть и определенный этап развития всей русской национальной архитектуры, художественной и материальной культуры нашего народа?

Во-первых, русская деревянная архитектура - это народная архитектура, созданная трудом и гением крестьян и посадцев. Живое, многогранное и талантливое воплощение в формах архитектуры эстетических идеалов масс, духовных и материальных потребностей самых широких слоев феодального общества. Деревянная архитектура является одним из самых значительных и ярких проявлений художественной и строительной культуры русского народа, древней культуры, укорененных в глубинах истории, и в течение целого ряда столетий упорного труда и творческого поиска многих поколения наших далеких предков; культура яркой, большой, национальной, не затуманенной посторонними влияниями, воплощающей духовное величие людей, которые ее создали; наконец, культура всеобщего значения по своему значению, которая наделила историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.

От Белого до Черного моря, от Карпат до Урала были возведены деревянные соборы и дворцы, особняки, монастыри, крепости, хижины и сараи, мельницы и мосты. Многие из них, по свидетельству древних летописцев и путешественников, отличались необычайной красотой и высоким художественным совершенством. Из одной деревни в другую, из города в город ремесленники русских плотников ходили с топорами за поясом. Они создали замечательные и удивительные памятники архитектурно-строительного искусства.

Их имена неизвестны. Ведь все это строили не бояре и правители, не приезжие прославленные архитекторы-мастера, а простые русские крестьяне. Люди построили его - тот, который всегда жил на его земле, пахал, защищал ее, орошал ее кровью и потом, сочинял песни о ней, украшал ее «великими» и «чудесными» зданиями. «Древние церкви, - писал Максим Горький, - рассказывают нам о таланте наших людей, выраженном в церковной архитектуре». Истоки русского народного деревянного зодчества уходят корнями в древнюю художественную и архитектурно-строительную культуру Киевской Руси, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества. Но его расцвет кристаллизация в классически совершенных формах шатровой архитектуры тесно связана с формированием московской Руси в 15-17 веках - сложным, противоречивым, но неуклонно прогрессивным историческим процессом консолидации русской нации, становления и укрепления Российское национальное централизованное государство.

Подобно древнерусской литературе, русская архитектура и искусство были тесно связаны с историей русского народа и русской государственности.

Имея глубокие исторические традиции, древнерусское деревянное зодчество отражало эстетические идеи русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это стало причиной быстрого развития технологии каменной архитектуры и ее выдающихся художественных и дизайнерских особенностей.

Каменная архитектура

Самая старая каменная церковь в России - Десятинная церковь в Киеве (989-996), о которой мы судим только по открытым раскопкам фундаментов. Первоначально это был крестообразный храм с шестью колоннами, который вскоре был расширен за счет строительства открытых низких галерей. Согласно письменным источникам, храм был 25-главным, напоминающим многочисленные купола деревянного новгородского Софии. Эту церковь назвали десятинами, потому что великий князь выделял одну десятую своего дохода на содержание церкви и митрополита со всем его двором. Первый храм в России отличался величием архитектурных форм и художественным богатством интерьера.

Софийский собор в Киеве является самым красивым и самым великолепным творением архитекторов 11 века. Интерьер собора был сложным и живописным. Мощные лестничные башни с тентовыми вершинами, расположенные в живописной асимметрии в западных углах собора, усиливали величественную торжественность храма. Над его ящиками возвышались 13 куполов, образуя пирамидальную композицию из верха. Величие и великолепие интерьера храма подчеркивалось искрящейся поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием драгоценных принадлежностей и роскошных тканей. По смелости и оригинальности дизайна архитекторы Ярослава превзошли своих византийских аналогов. В целом образ Софийского собора был пронизан идеей величия и могущества русского народа, объединенного в могущественное государство, чувством триумфа и ликования.

Самые древние памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью культуры Киевской Руси. Прежде всего, они отражают идею величия и могущества русского государства, триумфа русского народа, объединенного в одно государство, выраженного в величии и великолепии зданий, многочисленные купола храмов и мощные лестничные башни способствуют определению этой идеи. В целом, архитектура пронизана торжественным и оптимистичным настроением.

Высокое художественное совершенство и оригинальность памятников древнерусского зодчества X-XI веков ставят их в первый ряд шедевров мировой архитектуры.

Ни в Византии, ни на Западе не было возможности встретить храмы с большим количеством куполов. Это чисто русский феномен, наследие деревянного зодчества, затем перешедшее в каменное сооружение. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатилетняя. Эта давняя традиция очень долго жила в деревянном зодчестве и, кстати, дошла до нас в деревянном 23-х главном Кижском погосте.

В память о победах поэты и летописцы сочиняли песни и исторические хроники, талантливые архитекторы возводили великолепные храмы, художники украшали их чудесными фресками и иконами.

Лучшие русские художники и архитекторы смогли выразить в своих работах мысли, чувства и надежды на полную силу и смелость людей, их гордое самоутверждение как независимой нации, ее духовную чистоту и возвышенную мечту о совершенной гармонии Человек, жизни и гармонии и мира, законы добра и красоты.

«Подводя итог всему тому, что сделала Россия в области искусства» И.Е.Грабаря, - вы пришли к выводу, что это в основном страна архитекторов. Чувство пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм - одним словом, все архитектурные достоинства обнаруживаются на протяжении всей российской истории настолько постоянно и повсеместно, что предполагают совершенно исключительную архитектурную одаренность русского народа».

Природный архитектурный талант русского народа был развит наследственной подготовкой древнерусских архитекторов и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленное мастерство развилось в тонкое чувство и понимание красоты, равное по силе мощному и безошибочному врожденному инстинкт. Русские архитекторы передали это качество мастерам современности.

Мудрая простота и четкие архитектурные композиции и формы, практическое, функциональное обоснование всех деталей и техник, органическое единство художественных и конструктивных принципов, подлинная монументальность достигаются не благодаря размеру конструкции или обилию украшений, а благодаря высокая гражданственность и патриотические идеи, воплощенные в нем, последовательный реализм. Полное слияние архитектуры и природы, наконец, человечество, гуманизм, который так волнует нас, когда мы сталкиваемся с каждым произведением настоящего искусства, - вот чему учит нас история русского деревянного зодчества. Это не временные, преходящие, а вечные и неизменные принципы архитектурного искусства.

Русское деревянное зодчество является неотъемлемой частью всей русской художественной культуры. Для всей русской архитектуры это была гигантская творческая лаборатория, в которой люди создавали и испытывали новые формы и методы. Между деревянной и каменной архитектурой всегда существовали самые тесные взаимосвязи и взаимные влияния. «Сама история московской архитектуры, - писал один из крупнейших российских художников и искусствоведов, академик И.Грабарь, - во многом является историей переноса деревянных форм на каменные конструкции».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать фрески, почерневшие от времени в давно заброшенных церквях, и задуматься о значении волнистой линии орнамента, вырезанного на мшистом камне? Имеет ли смысл хранить хижины из бревен, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, дно прялок, окрашенных разноцветными красками, ролики, украшенные таинственными геометрическими узорами?

Человек не похож на однодневную бабочку, весело развевающуюся на солнце, не зная, что произошло вчера и что он обещает завтра. В его судьбе прошлое, настоящее и завтра сливаются в единый узел. Человек-сын своего времени и своей страны; чувство родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годы военных и других трудных времен люди обращаются к памятным страницам прошлого в поисках поддержки и ответов на головоломки нашего времени в бесшумных веках.

Несколько десятилетий назад, в 19-м веке, народное деревянное зодчество - даже лучшие церкви и соборы, не говоря уже о гражданской, жилой архитектуре - вообще не считалось феноменом великого искусства. Те здания, которые теперь стали для нас замечательными памятниками национального искусства, находились под юрисдикцией официальной церкви, меньше всего заботились об исторической ценности и сохранении этих бедных, отдаленных приходских церквей. Еще в свое время Виссарион Белинский писал, что самые известные события нашей истории записаны не только на сухих страницах хроник, они перенесены в память о потомстве в произведениях искусства, они разбросаны повсюду, особенно в наших древних городах Но не все хотят их замечать. На одном из этих памятников можно было прочитать историю России в основных очерках.

Деревянная народная архитектура - это не просто драгоценное наследие для нас, не «мертвая столица», а один из жизненно важных источников развития современной архитектуры.

Древнерусские города сыграли исключительную роль в развитии российской государственности, в распространении образования и искусства в России. Они были цитаделью русской национальной архитектуры, живительным источником и очагом самобытной культуры нашего народа, а также способствовали созданию и развитию ремесленного производства.

Древние русские города, сохранившиеся до наших дней, представляют собой живую хронику прошлого, бесценные сокровища материальной и духовной культуры, переданные нам далекими предками.

Каждый из древнерусских городов является подлинным музеем. Ознакомление с его памятниками на месте может дать каждому, кто дорожит искусством, культурой и историческим прошлым нашего народа, не меньше, а иногда и больше, чем просто изучение истории или литературы. 

Заключение

«Подводя итог всему тому, что сделала Россия в области искусства» И.Е.Грабаря, - вы пришли к выводу, что это в основном страна архитекторов. Чувство пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм - одним словом, все архитектурные достоинства обнаруживаются на протяжении всей российской истории настолько постоянно и повсеместно, что предполагают совершенно исключительную архитектурную одаренность русского народа».

Природный архитектурный талант русского народа был развит наследственной подготовкой древнерусских архитекторов и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленное мастерство развилось в тонкое чувство и понимание красоты, равное по силе мощному и безошибочному врожденному инстинкт. Российские архитекторы передали это качество мастерам современности.

Острый интерес русского человека - даже в самые отдаленные времена - к его историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного образа образованного русского человека, который во все времена стремится узнать настоящее, сравнивая его с прошлым. Ни в одной другой литературе летописи не занимали такого большого места и не играли такой большой роли, как в русском языке. Ни другая славянская литература, ни литература европейского Запада не создали ничего равного нашим летописям. Такой ученый древних русских летописей, выдающийся для своего времени, как немецкий ученый Шлетцер, которого трудно заподозрить в пристрастии к русской литературе, проанализировав древние зарубежные хроники, в том числе и немецкие, писал: «Теперь пусть они беспристрастно сравнивают русский язык: богатство с бедностью всей истории Северного Севера, античность Нестерова с молодежью скандинавов, других слав и венгров, полнота и связь в русской истории с выдержками из других, его правдивость и важность с легкомысленными изобретениями первых скандинавских, славянских и венгерских времен и всех их продолжений вплоть до 16 века! Нестор долгое время остается единственным летописцем среди своих спутников. И далее: «Нестор, повторяю еще раз, во всем этом огромном поле есть только один реальный, в своем роде полной и справедливой (включая чудеса) летописец».

И в наши дни летопись не потеряла своего большого не только исторического и просветительского, но и просветительского значения. Она продолжает служить воспитанию благородных патриотических идей и учит глубокому уважению славного исторического прошлого нашего народа.

Генеалогическое древо нашей культуры берет свое начало в загадочных слоях веков; эти корни питались глубокими соками недр, невидимыми невооруженным глазом. Чтобы открыть занавес времени, потребовалось труд более одного поколения ученых, реставраторов, коллекционеров, коллекционеров, аскетических экспертов, и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.

В наши дни (для многих неожиданно) художественные явления средневековья - произведения живописи, музыки, архитектуры - стали живой и видимой реальностью, в бурных ритмах современности звучали соразмерные мелодии древнерусского искусства, и краски, которые вчера казались блеклыми, становятся цветом, светом и воздухом эпохи.

Нельзя не гордиться тем, что однажды наша страна подписала среди других крупнейших стран мира международную конвенцию, основанную на так называемом «Пакте Рериха», который обязывает защищать и сохранять культурные памятники, где бы они ни находились.

Многое можно увидеть на исторических расстояниях, если посмотреть на живую древнюю Русь из-под вашей ладони, неторопливо и осторожно. Это путешествие будет продолжаться и продолжаться, поскольку жизнь продолжается с каждым новым поколением.