Древнеримское право – основа европейской правовой системы

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Периодизация и общий обзор истории культуры Древнего Рима
Техническая цивилизация Древнего Рима
Космоцентризм и теоцентризм: европейская культура на пути от Античности к Средневековью
«Афины и Иерусалим»: диалог двух начал христианства


Введение:

Представляется необходимым начать раскрытие темы с интерпретации основной концепции. Прием (лат. Receptio) в теории права означает заимствование или воспроизводство. В истории права термин «получение» используется для обозначения заимствования, восприятия какой-либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой национальной правовой системы.

Используемый немецкими историками в отношении элементов римского права в Европе, термин «прием» был впервые использован в этом смысле П.Г.Виноградовым в его книге «Римское право в средневековой Европе».

Римское право занимает абсолютно исключительное место в истории человечества: оно пережило людей, которые его создали, и дважды покорило мир. Это право - единственное в своем роде - прошло оригинальный путь развития от самых простых правил обычая до самых тонких определений самых сложных оттенков договорных отношений, от казуистического регулирования, присущего законам XII таблиц, до правовых норм, категорий и принципов Юстиниана. Согласно меткому выражению Э.Гиббона, законы Римской империи все еще соблюдаются многими народами, которые никогда не зависели от него.

Трудно не согласиться с ныне немодным Ф.Энгельсом. Он объяснил причину получения римского права в западных странах следующим образом: «Римское право является таким классическим юридическим выражением условий жизни и конфликтов общества, в котором доминирует частная собственность, что все последующие законодательные акты не могут внести в нее каких-либо существенных улучшений».

Появившись как синтез всей правовой работы древнего мира, римское право заложило основу для правового развития новых народов, и как такая основа, общая для всех народов Западной Европы, оно изучается повсюду - в Германии, Франция, Италия, Англия и др. Выступая в качестве основы, на которой правовая мысль формировалась на протяжении веков, она в настоящее время изучается как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные правовые институты и концепции нашли самое чистое выражение из всех случайных и национальных цветов. Неудивительно, что в старые времена это считалось наиболее написанным умом, соотношением сценариев.

Продолжительность, естественность и национальная направленность обеспечили универсальное значение римского права, что, в свою очередь, поставило его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.

Целью работы является рассмотрение процесса усвоения и восприятия римского права в Западной Европе.

В соответствии с поставленной целью мы определяем основные задачи работы:

  • изучить предпосылки и этапы получения римского права;
  • проанализировать особенности получения римского права в отдельных странах Западной Европы.

Информационной базой работы стали работы отечественных и зарубежных исследователей по истории права.

В работе использовались следующие методы исследования:

  • анализ и синтез;
  • дедукция и индукция; 
  • метод исторического, системного, общенаучного анализа явлений и процессов; 
  • хронологический, аналитический и сравнительный метод обобщения эмпирических данных.   

Теоретическая новизна работы видится в том, что в исследовании представлен обобщающий материал по истории получения римского права с использованием системного подхода.

Предпосылки и этапы получения римского права

Причины и происхождение приема

В общеевропейском историческом процессе, в рамках которого имело место принятие или принятие норм римского права, только в очень редких случаях мы можем говорить о заимствованиях, которые имели место только из-за необходимости или на основе признание исключительного авторитета римского права. Фактически оба варианта работали, как правило, хотя следует отметить, что в некоторых странах основным центром тяжести было больше заимствование римского права в силу признания его огромного авторитета, чем заимствования в результате Необходимая необходимость, в то время как в других странах центр тяжести, напротив, был смещен в противоположную сторону.

Благодаря возрождению идей Рима, идеи, которые обеспечивали высший авторитет римского права в начальный период средневековья, Европа, наряду с каноническим церковным правом, также получили всемирный правовой источник. Начиная с XI в. политическое мышление процветающего средневековья, конечно же, не без определенного влияния и внушения со стороны церкви, было заражено идеей создания универсального во всех отношениях государства. Идея политиков с этого момента стала однозначно развиваться в этом направлении. Идея стала целью.

Церковь, конечно, по-своему взяла эту цель и выдвинула на первый план идею реализации программы Августина, заявленной им в его работе «De Civitate Dei» и отредактированной под непосредственным руководством самой церкви. Светские князья и, прежде всего, конечно, носители имперской власти, напротив, противопоставляли идею Августина о государстве своей идее «Imperium Romanum», то есть идее Римской империи, который, по их мнению, был самым совершенным примером и моделью государства.

В этой идеологической атмосфере позиция отражала прямое интеллектуальное влияние тогдашних авторитетных взглядов представителей схоластической школы с их глубоко религиозными идеями о создании какого-то рода Божьего государства на земле, в окружении политически окрашенного ореола Идея недавно возрожденного Рима и римского права с его исключительной властью имперской власти.

После коронации в 800 году франкского короля Карла Великого (742–814), получившего титул римского императора, эта римская идея приняла реальную форму политической власти и, таким образом, проложила путь к формированию нового римского государства, так называемое германо-римское государство (Das heilige rbmische Reich deutscher Nation, т.е. Священная Римская империя германской нации). По меткому выражению известного французского писателя, философа-просветителя XVIII в. Вольтер «это состояние не было ни немецким, ни римская, ни еще более священным». Остроумное замечание Вольтера во многом, конечно, абсолютно верно, но один должны не умаляет тот факт, что новое государство появилось на карте Европы, которая с идеологическим и государства Правовая точка зрения сыграла огромную роль в продолжении традиций древнего политического и правового наследия в качестве прямой преемственности.

Германо-римский император до 1806 года, вплоть до распада этого государства, считался светским королем - покровителем христианства. Римская идея на протяжении всего своего существования сохраняла политическое влияние. Кстати, даже сегодня, благодаря общему стремлению европейских государств к всеобщему единству, оно приобрело новый, актуальный звук. Основой этого стал Римский договор, сторонники которого сознательно приняли и встали на сторону римской идеи, тем самым выразив свою абсолютную приверженность этой идее, суть и цель которой как раз и заключались в намерении создать некое универсальное единство европейских государств, устраняя разрушительные последствия разделения империи Карла Великого в результате Верденского договора. Таким образом, политическое и правовое влияние древнего эллинистического культурного мира длилось тысячелетие.

Кроме того, и это необходимо особо подчеркнуть, реализация римской идеи требовала применения «имперской власти» именно римского типа, особенно в тех странах, где феодальная раздробленность в конечном итоге привела к соответствующему разделению правовой системы как все в отдельную (местную) правовую структуру. Это было, во-первых, в случае северной Италии и в германо-римском имперском государстве, где применение jus commune (общего или публичного права) стало насущной необходимостью, а римское право компенсировало недостаток местного государства. Законодательство (ubi cessat statutum, habet locus commune - там, где нет закона, общее, то есть там применяется римское право).

В тех странах, где единые правовые нормы были сформированы на ранней стадии развития, например, в скандинавских странах и в Англии, такой необходимости использовать римское право даже не возникало. Тем не менее, интересно отметить, что, например, в Шотландии, которая до царствования Иакова I имела статус независимого государства, не было такого общего правового источника, который соответствовал бы английскому общему праву, и поэтому Государство Шотландии заимствовало и широко использовало римское право. В связи с этим следует подчеркнуть один момент. Дело в том, что заимствование римского права Германией в XV в. в том виде, в каком оно было представлено в соответствии с версиями советников, выглядело скорее как юридическая практика, чем как прямое влияние на само немецкое законодательство. То же самое наблюдалось в других европейских странах, которые заимствовали римское право.

Будущие молодые юристы приобрели юридические знания на основе изучения научных трудов известных ученых-юристов прошлого в университетах. На основе этих знаний они сформировали свои представления о политических и правовых системах, внеся соответствующие коррективы в саму правовую систему. Самопроизвольный характер процесса заимствования римского права в той или иной европейской стране был очень значительным, и намного больше, чем заимствование римского права на основе принятия определенных политических решений.

Одновременно с необходимостью создания jus commune (gemeines Recht - общего или публичного права) в период расцвета средневековья возникла также необходимость формирования достаточно развитого в экономическом и культурном отношении общества, то есть общества, способного и техническое решение различных актуальных юридических вопросов. Методы и методы решения таких проблем могут быть заимствованы из римского права с его высоким уровнем правовой техники, улучшенной после творческого вмешательства консультантов. В связи с этим такой факт, например, из области заимствования римского права, очень интересен. Там, где юристы имели свои собственные возможности, которые в достаточной мере позволяли им решать сложные правовые вопросы технического характера, для реализации которых требовалась экономическая, социальная и культурная ситуация в успешно развивающемся обществе, например, в северогерманских ганзейских городах, такое заимствование было отложено до позднего средневековья, хотя, тем не менее, избежать его в будущем было невозможно.

Начальная стадия приема (глоссаторы)

Школа научного права, которая в XI в. занималась научной деятельностью, начала обрабатывать тексты, которые были сохранены к этому времени, поначалу вовсе не стремилась создать основу для подготовки будущих практикующих юристов и тем более создать закон, приемлемый для удовлетворения потребностей общество. Методом работы этой школы был метод, используемый в начальный период процветания средневековья, а именно схоластика.

Отправной точкой этого метода считалось единственное утверждение, что рукописи древней эпохи обладали исключительным авторитетом, поскольку в них содержалась правда о реальности (соотношение сценариев), т.е. письменный здравый смысл. Чтобы четко понять содержание текстов, нужно было только научиться читать их вслух. Идеологическая основа такого требования состояла в исключительном уважении со стороны ученых 11-го века, величественным государственным заказам, творческим, культурным способностям и научным результатам, достигнутым в древнюю эпоху.

Любые выражения собственного мнения о содержании текстов считались просто аморальными и бесплодными. В золотой век древней науки многие истины были четко сформулированы в классических текстах. В результате наиболее важные и авторитетные древние тексты стали первой библией для богословов и отцов церкви вместе с Платоном, и они имели для них то же значение, что и Аристотель для философии, медицины и естественных наук, и Плиний для географии.

Для юристов авторитетом был Кодекс римского гражданского права и дигеста («Corpus Juris Civilis et Digesta»), которые они поставили на первое место. Авторитетом для глоссаторов было имя крупного новатора в этой области, Ирнерия, который также был филологом по образованию.

В соответствии с методами схоластики, рукописные доказательства не могут быть опровергнуты экспериментально. В связи с этим схоластическое вероисповедание выражалось в следующих суждениях: «Если Аристотель назначал своим пациентам определенный курс лечения, и те всегда умирали в результате, это было следствием их собственной вины, а не следствием назначенное лечение». «Если Плиний утверждал, что определенный остров должен находиться в такой части Средиземного моря, и многие моряки утверждали обратное, то есть они говорили, что неоднократно плавали в этой части моря, но они никогда не видели там никакого острова, тогда это только свидетельствовало о том, что они либо неправильно вели свои корабли, либо не могли найти острова из-за тумана. «Если карта и местность, указанная на ней, не соответствуют друг другу, то в этом случае карта была правильной, а не местности».

Теперь легко понять, что глоссаторы совершенно не интересовались самим историческим появлением Кодекса римского гражданского права и методом его возможного толкования как исторического источника. Они даже не пытались сравнивать дайджест с действующими в государстве правовыми нормами. Из-за авторитета римского права глоссаторы считали его законным законом. Вместо этого они провели детальное изучение текстов дайджеста, тщательно изучая мельчайшие детали.

В качестве основного метода они использовали филологический анализ, на основании которого они выявили противоречия в тексте, пытаясь добраться до истины, интерпретируя непонятные места на основе объяснений, которые они нашли в других частях текстов. Правда не должна содержать никаких внутренних противоречий, но между тем наличие большого количества противоречий в сборниках, когда разные ученые часто решали одни и те же юридические проблемы совершенно по-разному, по мнению глоссаторов, должно в первую очередь зависеть от неправильных Интерпретации терминологии, использованной в Ligesty. Поэтому глоссаторы использовали аналитический метод дифференцированных определений (различия и подразделения - общие и вторичные понятия), который заключался в том, что они искали значения взаимно противоречивых терминов (используемых автором в различных вторичных понятиях) и наконец, они нашли этот термин в другом месте текста. Этим термином они определили истинное значение непонятного термина и таким образом устранили противоречие. После этого глоссарии составили соответствующие примечания (глоссы), которые затем были добавлены в текстовые поля или вставлены между строками.

Вот только один небольшой пример обобщенного метода интерпретации, используемого глоссаторами. Предположим, если глоссатор обнаружил, что текст, обнаруженный им в «Дайджесте», сообщает, что определенный традиционный закон, предусмотренный в нем, должен был получить силу легального источника, если бы он использовался «в течение длительного времени», то у него сразу возник естественный вопрос. Что именно следует понимать под термином «надолго» - 5, 10, 15, 20 или 50 лет? Конечно, ответ на этот вопрос следовало искать в самом тексте, и глоссатор начал тщательно его исследовать, пока, наконец, он не нашел значение термина «надолго» и не обнаружил, что под этим термином подразумевается учреждение предписания, устанавливающее двадцатилетний срок для применения традиционного права. Теперь ему стало ясно, что именно подразумевается под этой концепцией. Он уже мог с полным основанием утверждать, что в этом случае термин «в течение длительного времени» означал период в 20 лет, или, другими словами, вышеупомянутый традиционный закон должен был войти в статус действительного правового источника после двадцати лет его применение.

Ни до, ни после подобных глоссаторов юридические тексты никогда не были предметом такого глубокого, чисто филологического анализа, когда-либо проводимого учеными, которые до такой степени тщательности знали точное местоположение каждого конкретного правового источника в каждом конкретном случае. юридический текст.

Можно также с полным основанием утверждать, что глоссаторы достигли гораздо большего успеха в своей работе, чем классические римские юристы, которые, несмотря на все свои тонкости, оттачивали методы анализа отдельных общих проблем, тем не менее вовсе не стремились к достижению терминологического единства и точки зрения практический смысл - создать обобщенное представление о бесчисленных институтах римского права. Это были глоссаторы, которые сделали эту гигантскую работу впервые в истории. И именно поэтому школа глоссаторов рассматривается учеными как основной источник возникновения поздней европейской юридической науки.

Поскольку вклад глоссаторов был ограничен чисто научной областью, их научная деятельность, скорее всего, имела историческое и педагогическое значение, чем практическая правовая. Особый интерес для школы глоссаторов заключалось в том, что она в значительной степени отличалась выраженным обратным влиянием на практические правовые нормы, несмотря на то, что она воспринимала научные данные исключительно с научной точки зрения, то есть школа глоссария в лице своих представителей стремилась объяснить или интерпретировать содержание определенного авторитетного юридического текста.

Дело в том, что в своей научной деятельности глоссаторы оказались очень выдающимися учителями и, как таковые, уделяли самое серьезное внимание правовому воспитанию своих маленьких питомцев в духе обучения им научных методов, которые они прекрасно знали. Та система университетского преподавания в области права, которая в XIII и XIV вв. через Болонский университет он распространился на большинство западноевропейских университетов, изначально преследуя точно такие же цели. В данном случае речь шла вовсе не об обучении и обучении студентов навыкам свободного обращения и знанию норм существовавшей тогда правовой системы. Другое дело, а именно: на основе исследовательского материала глоссаторов обучать среди своих высококвалифицированных ученых-юристов, которые свободно владеют методами анализа и обобщения, созданными на основе филологического образования, полученного в глоссарии. Срок обучения составлял, как правило, 7 лет. После завершения обучения студенты сдали строгий экзамен, на котором им пришлось продемонстрировать свою способность решать сложные юридические проблемы, содержащиеся в сборниках, с использованием схоластического метода.

Теперь об основателе школы глоссаторов - Ирнерия. Мы очень мало знаем о нем. Известно лишь, что в 1118 году он был еще жив и что его глоссы выжили и пришли к нам в виде сборника (после его смерти) глоссариев сборника. В середине XII в. появилось знаменитое общество глоссаторов (quattuar doctores - общество четырех врачей), в которое вошли четыре ученых: Булгар, Мартин (Martinus), Гюго (Hugo) и Джейкоб (Jacobus). В 1158 году эти ученые занимали посты императорских адвокатов при дворе императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы и выступали в качестве советников императора при разрешении споров, возникающих между императором и Ломбардским союзом городов.

Следующими довольно известными глоссаторами в свое время были юридически совершенно независимые ученые Плацентин, который умер около 1192 года, и Азо, который умер до 1235 года. Совместная работа этих двух ученых, известная как «Сумма Кодичем», была одной из наиболее значительных. работает в области права в средние века.

И, наконец, венцом деятельности глоссаторов стала знаменитая работа Аккурсиуса (Accursius, 1185-1263) «Глосса Орнария», которая была выпущена около 1250 года. В этой работе результаты исследований глоссариев последнего периода были собраны и обобщены. Его работа воспринимается юристами как работа, которая до сих пор сохраняет свой классический авторитет и в этом отношении превзошла даже сам Дайджест.

Сказанное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были:

  • углубленное изучение источников римского права;
  • подтверждение важности позитивного права;
  • установление важности принципа законности.

Действия после глоссария

Со второй половины XIII в. глоссаторы заменяются комментаторами (или постглоссаторами). Среди них называются француз Раванис, испанец Лулус, которые были философами и теологами, что нашло отражение в характере этого направления. Деятельность комментаторов отличалась применением дедуктивного метода при изучении права, то есть выводом некоторых конкретных положений (правил, правовых норм) из общих принципов права.

В своей работе комментаторы использовали не столько источники древнеримского права, сколько комментарии своих предшественников - глоссаторов. Но, комментируя глоссарии, они пытались ввести логический порядок в юридический материал, чтобы свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые конкретные понятия, применимые к конкретные жизненные отношения.

Таким образом, деятельность постглоссаторов стала первым опытом философского познания права. Следовательно, их усилия заложили основу европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками. Более того, убежденность комментаторов в существовании универсальных правовых норм возродила интерес к открытию универсального критерия действительности позитивного права в естественном праве (ius naturale).

Несмотря на эти характеристики, в комментаторах преобладали практические тенденции: они стремились привести римские правовые конструкции в соответствие с правовыми взглядами и потребностями современного общества. Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы адаптировали римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своего времени. Эта работа преобразовала универсальный закон античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.

В Италии римское право приобретает значение основного источника в конце 12 в., во Франции с 13-го века она простирается на юг страны (pays du droit ecrit), а также на севере, где доминирует droit cutumier, римское право используется в качестве вспомогательного источника, в разрозненных германских государствах 15-го века (после падения двора Шеффена) римское право стало общим правом.

Повсюду юристы ставили перед собой задачу разъяснения и разъяснения тех римских правовых конструкций, которые в настоящее время действуют и в той форме, в которой они действуют, разработать закон, который должен применяться в судах. Особенно интенсивно такая работа проводится в германских государствах, где постепенно, к XII веку. Разрабатывается так называемое современное римское право, называемое usus modernus pandectarum.

В то время в Германии юристы создавали юридические сборники, содержащие в более или менее систематизированной форме действующие нормы местного и римского права. Такой коллекцией было саксонское зеркало (XIII в.). В нем, в частности, Римский институт эмфитеуза использовался для регулирования земельных отношений феодально-зависимого населения с помещиками.

Появляется значительное количество работ, более или менее полно и точно излагающих римское право. Эти произведения назывались Пандектами, а пересмотренный римский закон - пандектным правом, или «современным римским правом» (usus modemus pandec-tarom). Значимость адвокатов в судах резко возрастает. Занимают должности писцов, секретарей, нотариусов, юристов, они начинают оказывать существенное влияние на ход судебного процесса и формулировки решений. В судебной деятельности все чаще встречается направление сложных дел на заключение юридических факультетов.

Таким образом, основными достижениями в области постглоссатора являются:

  • разработка основ европейской теории права;
  • постановка задачи нахождения критерия справедливости позитивного права;
  • разработка основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.

К началу XVI в. эта деятельность теряет свой творческий характер, второй этап получения римского права прекращается.

Дальнейшее усвоение и восприятие римского права

Последующее развитие европейской юриспруденции связано с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и вообще к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает желание оторваться от произвольных явлений - глянец и комментарии и обратиться к первоисточникам. Изучение первоисточников проводилось по сравнению с живой реальностью, которая их создала, и нашло отражение в древней истории, литературе и искусстве. Таким образом, гуманистические фигуры подходили к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Первые сообщения об истории римского права начали появляться, началось очищение оригинальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Кроме того, методология преподавания права изменилась: вместо чтения и комментирования Корпуса (что в основном делалось глоссаторами и комментаторами), систематическое представление закона было введено в соответствии с определенным планом, близким к плану институтов Юстиниана.

Гуманистическая тенденция породила представление о том, что право - это живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, посредством которой и для регулирования которой он призван к реальности. Таким образом, гуманизм пробудил те идеи, которые в XIX в. были разработаны исторической школы права.

В XVII - XVIII вв. юристы вновь сосредоточены на открытии окончательного критерия права: происходит возрождение идей естественного права, существует естественно-правовая школа права. В нем идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права связана с общей философией, а закон вытекает из природы человека и общества. Мыслители, такие как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытался определить разумные свойства такого рода и, в то же время, разумные, абсолютные принципы (принципы) права.

Эти разумные принципы под названием естественное право имеют приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противостоит необоснованному и несправедливому правопорядку Европы в 18 веке. С его устаревшими, как считалось, политическими институтами, неравенством классов, отсутствием прав простых людей. Убежденность заключалась в том, что нужно только дать человеку свободу, это наилучшим образом устроит социальные отношения.

Великая французская революция была переживанием такой перестройки общественных отношений на основе разума, как они были выражены в учении о естественном праве. Крах Французской Революции был одновременно крахом идей естественного права. Оказалось, что умереть в позитивном праве не так-то просто, что замена исторически сложившейся верховенства права чрезвычайно болезненна, с другой стороны, недостаточно провозглашать абсолютные рациональные принципы, чтобы они утвердились в жизни как нормы человеческого поведения.

Реальность подорвала саму веру в абсолютные принципы. Идеи позитивного права снова преобладали. Родилась историческая школа права, основная идея которой такова: право не является продуктом того или иного произвольного творчества, даже если оно вдохновлено абсолютными принципами ума - это результат развития национального духа, который раскрывается в истории народа в тесной связи с его религией и культурой. Закон глубоко национальный, и для его понимания необходимо изучить его исторически.

Таким образом, приведенное выше резюме показывает, что получение римского права представляет собой длительный и многоплановый процесс ассимиляции правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного античного права адаптировались к реалиям новой эпохи. Произошла теоретическая обработка юридического материала и философское обобщение различных проявлений права.

Особенности получения римского права в отдельных странах

Особенности применения римского права во Франции

Римское право во Франции имело довольно глубокие исторические корни. Большой вклад в изучение процесса приема внесли работы Ф.Савиньи «Geschichte des romischen Rechts im Mittelalter». Результаты работы Савиньи привлекли широкое внимание, и ряд дальнейших работ проливают более яркий свет на эту доселе темную эпоху.

Влияние римского права в Галлии восходит к агрессивным походам Юлия Цезаря. Он сохранил свою позицию в течение столетий после падения Римской империи, но был преобразован в своеобразный галло-римский закон, основанный не на византийской кодификации Юстиниана, а на упрощенной версии законодательства Феодосия и на варварской коллекции. римского права, составленный вестготским королем Алариком. Французские юристы, комментируя эти памятники римского права и используя такие методы, как лоск, начали свою деятельность еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов.

Но настоящее возрождение римского права во Франции начинается в 13 веке на юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывшей путь юстинианскому римскому праву. Один из видных представителей этой школы - Платзин - организовал в начале XIII в. преподавание римского права (в первую очередь дайджеста Юстиниана) в университете Монпелье. Затем стали открываться юридические школы в других университетах Франции.

Метод, использованный французскими профессорами-глоссаторами, был таким же, как метод итальянских основателей этой школы. Они прокомментировали дайджест Юстиниана, написав комментарии и объяснения (глоссы) в своем тексте, которые, в свою очередь, также были изучены, обобщены и глоссарированы. Возрожденный таким образом и объясненный глоссаторами, римское право появилось во Франции как «право ученых», оставаясь при этом далеким от практики королевских судов. Руководствуясь идеей jus naturale, комментаторы незаметно адаптировали римское право к потребности и условия их современной жизни, и в связи с этим оказал огромную практическую услугу своему времени.

Отношение королевской власти к римскому праву во Франции было поначалу двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права и использовали легистов в государственном аппарате. Но, с другой стороны, легитимация римского права может пониматься как признание верховенства римско-германского императора. Поэтому король Филипп Август даже запретил преподавание римского права в Парижском университете, хотя его изучали в других университетах королевской сферы. В Парижском университете преподавание римского права было официально разрешено только в 1679 году при короле Людовике XIV.

Сент-Луис (13 век) постановил, что римское право не было обязательным во французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права. Что касается Юга, здесь было найдено своеобразное решение, заключающееся в том, что королевская власть (с 1312 года при Филиппе Прекрасном) признавала римское право как своего рода «письменный обычай». Следовательно, юг Франции изначально считался страной обычного права, и только с XIV века. Наконец, оно получило название «страна письменного права» (платит за право).

Большое значение для сохранения римского права имело, например, тот факт, что церковь применяла все свои отношения, то есть к спорам между церковными учреждениями (монастырями и т.д.) И отдельными служителями (clerici) - ecclesia vivit lege romana. В результате этого сфера римского права значительно расширилась.

Использование римского права в Англии

Влияние римского права в Англии трактуется неоднозначно. Некоторые полагают, что Англия не знала романизации, и нет никаких реальных доказательств сохранения римских институтов после падения Римской империи, влияние римского права проявлялось только через каноническое право и в законодательстве английских монархов, элементы римского права принесли норманны, которые приняли франкское право, получение римского права носило краткосрочный, фрагментарный характер (через Кодекс Юстиниана), по содержанию, получатель римского права в Англии был варварским, низким.

И.А.Покровский писал, что в Англии преподавание римского права возникло в 12 веке - это было поставлено глоссатором Вакарием. В 13-м веке быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, особенно со стороны местной знати, тем не менее его учение не прекращалось. Здесь римское право «оказало мощное влияние на развитие правовых доктрин в критическую эпоху 12 и 13 веков, когда была заложена основа общего права». Учения римского права нашли свое отражение в известных правовых трактатах Гленвилля (ок. 1190 г.) и Брэктона (ок. 1256 г.), которые имели большое значение в судах. Но феодальная система в Англии была сильнее, чем в других странах. Он уходил со сцены медленнее, и это накладывало свой отпечаток на всю историю страны. Как следствие, влияние римского права на дальнейшее развитие английского права было далеко не таким значительным, как на континенте.

Характерным примером оригинальности приема в Англии является работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII век). Его основное содержание состояло из описания общего права, эти нормы были изложены, содержание и применение которых были установлены решениями королевских судов. Лишь в обширном введении были изложены те общие положения римского права, которые могли бы способствовать более точной формулировке правовых норм, развитию правовой мысли и частично использовались для «подстройки» норм английского материального права.

Таким образом, несмотря на то, что римское право было хорошо известно английским юристам и учитывалось ими в практике их работы, оно, тем не менее, не определяло особенности правового развития в Англии. Особое отношение к римскому праву в Англии связано с долгосрочными факторами: относительной географической изоляцией страны, историческими традициями, которые формировались всей ее социально-экономической историей, политическим, культурным развитием. Вот почему ограниченный прием в Англии лучше объясняется такими факторами, которые непосредственно влияют на закон, такими как национализм, приверженность правящих классов древним, «исконно английским» правовым институтам, их осторожное отношение к абстрактным конструкциям и общим нормам, значительный эмпиризм в подход к праву, использование методов частичных, постепенных изменений и доминирующая роль судебной практики в законотворчестве. Эти факторы оказали сильное влияние на английском праве и объяснить свою самобытность не только в 12-13 веках, но и в Новом Времени.

Становится очевидным, что не все в законе определяется экономическими причинами, что одна и та же экономическая основа может порождать разные формы права. Здесь можно говорить об изменчивости правового развития в результате конкретных исторических условий и относительной независимости явлений надстройки. Это то, что мы наблюдаем в различиях в получении и развитии права в Англии и на континенте.

Римское право в Германии

Прием римского права в Германии приобрел особый характер. В дополнение к общим причинам, повлекшим за собой распространение римского права повсюду, в Германии его принятию также способствовал тот факт, что так называемая Священная Римская империя считалась продолжением бывшей Римской империи, а императоры были первыми непосредственными наследники императоров последних. В результате Юстинианский кодекс был склонен рассматривать его как внутренний кодекс, а с другой стороны, законы императоров Священной Римской империи добавили к Юстинианскому кодексу как его прямое продолжение. Эта выдумка значительно облегчила путь к римскому праву в Германии; если всюду королевская власть в своей борьбе против феодализма пыталась опираться на римское право и легистов, то германские императоры предоставляли ему особую защиту. Во многом идея единого общего имперского права, идея национального объединения Германии, которая осуществилась только в 19 веке, сыграла свою роль в этой привлекательности римского права.

Немецкие императоры очень способствовали распространению юридического обучения; покровительство Болоньи было впоследствии заменено созданием собственных университетов. Так, начиная с XIV века, появилось несколько немецких университетов - в Праге (1348), Вене (1368), Гейдельберге (1386), Кельне (1388), Эрфурте (1392), Вюрцбурге (1402), Лейпциге (1409) и т.д. В Германии образованные юристы занимают все более влиятельные места в администрации и судах. В частности, в судах они постепенно вытесняют необразованных судей - Схеффена.

Большое значение в этом направлении имело создание в 1495 г. всесоюзного двора - рейхскаммергерихта. В самом его учреждении было установлено, что половина от общего числа его членов (16) должны состоять из ученых-юристов, и впоследствии было предписано, что другую половину также следует выбирать из лиц, знакомых с римским законодательством. При рассмотрении дел всеимперский суд должен был судить, прежде всего, «nach des Reichs gemeinen Rechten», то есть на основе римского права, и только во второй строке он должен был учитывать «добро» немецкий закон, на который ссылались стороны («die fer sie bracht werden»). Таким образом, римское право было санкционировано прямым законом. После Рейхскаммергерихта другие суды также были реформированы.

К концу XVI-XVII в. Римское право отвечало взаимностью в Германии напрямую и напрямую. «Корпус юрис цивилис» Юстиниана стал законом, на который ссылались стороны, мотивировавшие свои решения. В этом случае римское право отвечало взаимностью не в форме определенных его положений, которые усваивались на практике, а во всей их полноте - комплексно. Правда, в принципе это взаимная компенсация (чтобы помочь) - только в случае отсутствия соответствующей нормы немецкого права, но практически римское право играет более чем вспомогательную роль: римское право должно знать суд.

Но римское право отвечало взаимностью в том виде, в каком оно преподавалось на кафедре глоссаторами и комментаторами. В результате этого все, что они выбросили, не имеет значения, и для судов, в частности, греческие тексты не могут быть использованы.

В учении глоссаторов и комментаторов римское право претерпело значительные изменения, будучи взаимным и становясь прямым законом, он продолжал подвергаться дальнейшим изменениям. Он приспосабливается в практике судов к этой новой жизни. Так было создано обновленное римское право - то, что называется usus modernus Pandectarum или «современное римское право» («heutiges rumisches Recht»).

Это право действовало в Германии, хотя, начиная с 13-го века, территория его формального действия постепенно начала сокращаться. Понемногу в крупнейших государствах Германии возникло желание кодифицировать гражданское право, чтобы превратить римское и национальное право в нечто единое. Так, в 1756 году Кодекс Максимилиана Баварического (Баварский Кодекс Максимилиана) публикуется в Баварии, в 1794 году в Пруссии - Прусского земского кодекса (Preussisches Landsrecht), в 1811 году в Австрии - Общегражданского кодекса, в 1863 году - Саксонский кодекс. Все эти национальные кодексы исключали формальное применение римского права на территории этих государств, но оно оставалось в силе в других княжествах.

Заключение

В ходе этой работы проведено всестороннее изучение процесса усвоения и восприятия римского права в Западной Европе. В заключение сделаем основные выводы.

В общеевропейском историческом процессе, в рамках которого имело место принятие или принятие норм римского права, только в очень редких случаях мы можем говорить о заимствованиях, которые имели место только из-за необходимости или на основе признание исключительного авторитета римского права. Фактически оба варианта работали, как правило, хотя следует отметить, что в некоторых странах основным центром тяжести было больше заимствование римского права в силу признания его огромного авторитета, чем заимствования в результате Необходимая необходимость, в то время как в других странах центр тяжести, напротив, был смещен в противоположную сторону.

Наиболее значимыми особенностями деятельности глоссаторов были:

  • углубленное изучение источников римского права;
  • подтверждение важности позитивного права;
  • установление важности принципа законности.

Со второй половины XIII в. глоссаторы заменяются комментаторами (или постглоссаторами). Среди них француз Раванис, испанец Люл, которые были философами и теологами, что нашло отражение в характере этого направления. Деятельность комментаторов отличалась применением дедуктивного метода при изучении права, то есть выводом из общих принципов права определенных конкретных положений (норм, правовых норм).

Основными достижениями постглянцевой деятельности являются:

  • разработка основ европейской теории права;
  • постановка задачи нахождения критерия справедливости позитивного права;
  • разработка основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.

Последующее развитие европейской юриспруденции связано с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и вообще к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает желание оторваться от произвольных явлений - глянец и комментарии и обратиться к первоисточникам.  

Настоящее возрождение римского права во Франции начинается в 13 веке. На юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывшей путь юстинианскому римскому праву. Один из видных представителей этой школы - Платзин - организовал в начале XIII в. преподавание римского права (в первую очередь дайджеста Юстиниана) в университете Монпелье. Затем стали открываться юридические школы в других университетах Франции.

Несмотря на то, что римское право было хорошо известно английским юристам и учитывалось ими в практике их работы, тем не менее оно не определяло особенности правового развития в Англии. Особое отношение к римскому праву в Англии связано с долгосрочными факторами: относительной географической изоляцией страны, историческими традициями, которые формировались всей ее социально-экономической историей, политическим, культурным развитием.

Прием римского права в Германии приобрел особый характер. В дополнение к общим причинам, повлекшим за собой распространение римского права повсюду, в Германии его получению также способствовал тот факт, что так называемая Священная Римская империя считалась продолжением бывшей Римской империи, а императоры были первыми непосредственными наследники императоров последних.

К концу XVI-XVII в. Римское право отвечало взаимностью в Германии напрямую и напрямую. «Корпус юрис цивилис» Юстиниана стал законом, на который ссылались стороны, мотивировавшие свои решения. В этом случае римское право отвечало взаимностью не в форме определенных его положений, которые усваивались на практике, а во всей их полноте - комплексно. Правда, в принципе это взаимная компенсация (чтобы помочь) - только в случае отсутствия соответствующей нормы немецкого права, но практически римское право играет более чем вспомогательную роль: римское право должно знать суд.

Таким образом, цель работы, определенной во введении, должна быть признана достигнутой, а цели исследования решены в полном объеме.