Древнегреческий полис как фактор европейской истории культуры

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.11.2018

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Общий обзор и периодизация культуры Древней Греции: на пути от Мифа к Логосу
Рождение литературы и искусства, философии и теоретического и политического мышления в Древней Греции
Древнегреческий театр – свидетельство пробужденного сознания
Афинская демократия V в. до н.э.


Введение:

Древняя Греция - одна из величайших цивилизаций древнего мира. Именно в этом государственном образовании родились такие важные основы культуры европейской цивилизации, как право, философия, архитектура, театр, литература и многое другое. Заслуги греков в военном деле, ремеслах, судоходстве и образовании также неоспоримы.

Сама Древняя Греция, как вы знаете, не была однородным политическим образованием. Он состоял из многих независимых городов-государств, называемых политиками. Помимо самого городского района, они включали в себя окружающую местность.

«Классическая древнегреческая политика в том виде и с теми институтами, которые она приобрела в основном в VI веке до н.э. и сохранены позже, это поселение типа первичной прото-государства с площадью в несколько десятков квадратных километров и населением около 5-10 тысяч человек, в том числе все те, кто не прав гражданства, которые жили в нем».

В области науки, философии, литературы и изобразительного искусства Греция превзошла достижения древних восточных цивилизаций, которые развивались более трех тысяч лет. Разве это не чудо? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но оказалось очень трудно указать исторические причины появления «греческого чуда». Появление и расцвет греческой цивилизации, которая фактически имела место в течение нескольких поколений, было загадкой для самих греков. Уже в V в. до н.э. появились первые попытки объяснить это явление. Египет был объявлен прародителем многих достижений греческой культуры. Одним из первых здесь был «отец истории» Геродот, который высоко ценил культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждали, что Пифагор перенял свою философию в Египте, и Аристотель называет эту страну местом рождения теоретической математики. Основатель греческой философии Фалес по происхождению был финикийцем. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствованных из них идею воды как источник всех вещей, а также знания геометрии и астрономии. Мы находим ту же информацию от древних авторов о Гомере, Ликурге, Солоне, Демокрите, Героклите и других выдающихся представителях греческой культуры. Что заставило греков искать восточные корни своей культуры? Современная наука указывает на несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно много заимствовали, а в других случаях они находили сходство между своей культурой и культурами Востока. Зная великую древность восточных цивилизаций, греки были склонны объяснять происхождение того или иного феномена греческой культуры заимствованиями греков на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных принципов, характерный для всех древних обществ. Греция не была исключением в этом отношении. Древние греки глубоко уважали древность. Вот почему греки были готовы щедро отдавать другим народам свои достижения. Современная наука предоставляет другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан видел причину «греческого чуда» в свойствах, предположительно присущих арийским языкам: абстрактных и метафизических. Они выделяли особую одаренность греков по сравнению с другими народами древности.

Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовом происхождении Греции, а в конкретной исторической реальности первого тысячелетия до нашей эры. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге «Греческая цивилизация» утверждает, что греческая цивилизация и древняя культура были основаны на древнем рабстве. Греческий народ прошел те же стадии развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, которые создали и создали греческую цивилизацию. Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она означает его пользу и его прогресс. Чтобы достичь их, он пашет и мир, и человека, одного за другим. Человек и мир, с точки зрения греческой цивилизации, являются отражением друг друга - это зеркала, установленные друг против друга и взаимно читающие друг друга.

Греция в XI-IX вв. до н.э.

Гомер Греция XI-IX вв. до н.э.

В условиях родовых отношений греческое общество располагалось около трех веков (XI-IX вв. до н.э.). Основным источником, согласно которому можно восстановить картину жизни греков в эти века, являются стихи «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендарному слепому рассказчику Гомеру. Исходя из этого, весь период XI-IX вв. до н.э. получил имя Гомера. Описание Гомера показывает, что население проживало в сельских населенных пунктах и ​​понятия не имело о городах. Основным занятием людей было сельское хозяйство, виноградарство и выращивание оливок имели второстепенное значение. Свиноводство сыграло более важную роль. Ремесленники гуляли по селам в поисках работы, их услуги не пользовались большим спросом у населения.

Существует очень мало упоминаний о торговой деятельности. Гомеровские греки практически ничего не знали о других странах и охотно спрашивали о них у случайных иностранцев, которые были среди них. Каждая семья жила со своим простым натуральным хозяйством.

Жизнь даже вершины общества Гомера близка жизни обычного члена местной команды. Гомер также упоминает о рабах, работающих в домах базилий, но рабов было немного, и их повседневная обстановка в доме была довольно близка к ситуации хозяина. Гомер ничего не знает о существовании государственного бюрократического аппарата, централизованной власти короля, региональных вождей или налогообложении. Гомер Греция была разделена на небольшие племенные формирования, которыми правили уважаемые лидеры среди народа. В случае внешней опасности они собирали ополчение племенной элиты, поскольку не было специального военного отряда, кроме генеральной милиции. Другими словами, в стихах Гомера нет никаких признаков государства как особого института.

В структуре общества Гомера важную роль играют институты клановой системы: фила и фратрии. Общественная милиция строится для фила и фратрии, люди собираются на популярное собрание, чтобы обсудить важные вопросы. Человек, который не подходил для какой-либо фратрии или семьи, считался изгоем и был исключен из общественной жизни. Жестокий институт племенной системы - кровная месть - продолжал существовать.

Археологические данные

Археологические данные - и они очень мало подтверждают картину, написанную Гомером. С 11 по 9 века до нашей эры практически не только монументальные, но даже значимые здания не сохранились. Погребения времен Гомера поражают своей простотой. Их несложный инвентарь включает несколько примитивных глиняных сосудов, бронзовый или железный меч, наконечники стрел и наконечников копий в мужских могилах и простые украшения в женских могилах.

Изделия ремесленников Гомера значительно уступают по качеству и художественному исполнению изделиям других мастеров этой эпохи.

Новые явления в общественной жизни XI-IX вв. до н.э.

Особое значение имеет разработка и некоторое распространение нового металла - железа. Общее количество изделий из железа найдено в Греции и датируется X веком. до н.э. составляет около 200 единиц, тогда как для развитой Сирии только около 100. Это было выдающимся техническим достижением гомеровских греков.

Имеющиеся данные, относящиеся ко второй половине X-IX вв. до н.э., показывают, что процесс имущественного и социального расслоения, разложения коллективных племенных отношений, усилился, что нашло отражение в поэме «Одиссея».

Примитивный протогеометрический стиль был заменен более элегантным геометрическим стилем с новым стилем росписи ваз, который стал отправной точкой для зарождения классического греческого искусства.

Греческая политика

Политика древней Греции: ее общая характеристика

В древности ни одно государство в Греции не сложилось. Главной государственной единицей была политика - город-государство. Греция была сборником независимых политик.

Политика - это город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и прилегающих сельскохозяйственных поселений (хоров).

Политика возникла в процессе борьбы с остатками клановой системы, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесел от сельского хозяйства, обострения социальной борьбы общинных фермеров и торгово-ремесленных слоев с клановым дворянством. Экономической основой политики была древняя форма собственности на землю, которая всегда проявляется в противоречивой, двойной форме - как государственная (коммунальная) собственность и как частная собственность, последняя обычно вызывается первой. Право на частную собственность на землю имел только полноправный гражданин полиса (общины), что было таковым из-за его происхождения. Наряду с полноправными гражданами на территории полиса жили свободные, но неполные граждане - метэки, периэки, вольники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также рабы, лишенные всех прав.

Политика предоставила коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов, несла ответственность за экономическую поддержку граждан политики; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика проводилась с целью восстановления мелкой и средней земельной собственности (ликвидация колоний и клерухов). Так называемая литургия, раздача зрелищных денег, оплата военных и общественных услуг.

Все граждане в возрасте от 17 до 18 лет составляют народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили наездниками и хорошо вооруженными пехотинцами (гоплитами), в то время как более бедные служили легко вооруженными солдатами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

С точки зрения размера и населения, греческая политика была другой. Один из крупнейших политики Лакедемона (Спарта) имела площадь 8400 км2 и население около 150-200 тысяч людей. Аттика (Афины) как политика была расположена на участке площадью 2500 км2, с населением около 125 - 150 тысяч человек. Однако, может ли быть политика в области 30-40 км2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели площадь 100-200 км2 с населением 5-12 тысяч человека, из которых полноправные граждане, мужчины, воины могли бы быть от одного до двух тысяч людей.

Политическая структура политики при всем их разнообразии представляла собой некое единство. Государственный аппарат политики состоял из национального собрания полноправных граждан мужского пола, совета (Gerusia, Areopagus, Senate) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание, самый демократичный руководящий орган, было атрибутом любой политики. Это осуществило право гражданина управлять государством. В зависимости от того, насколько политическим и ремесленным слоям и общинным фермерам удалось получить политическую власть в борьбе с клановым дворянством, политика может быть либо олигархической (Спарта), либо демократической (Афины). С экономической точки зрения различие между политиками определялось большей или меньшей ролью хора, то есть отношениями между сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Типичной сельскохозяйственной политикой была Спарта, Коринф, в котором был небольшой хор, был типичной торговой и ремесленной политикой.

Греческая политика как общественно-политический организм

К концу VI в. до н.э. закончился трехсотлетний период формирования основ древнегреческой цивилизации  

форма полисной системы. Это был новый путь исторического развития, отличающийся от направления, в котором шли древние восточные общества и первичные государственные образования. Общим результатом этого процесса стало появление в Эгейском регионе, Великой Греции и Черноморском регионе нескольких сотен небольших государственных образований, которые имели более или менее сходную социально-экономическую структуру, политическую организацию и систему духовных ценностей. Именно в рамках системы полиса древние греки создали 1-й классический период своей истории V-IV вв. до н.э., замечательную культуру, которая так щедро обогатила сокровищницу мировой культуры огромными достижениями.

Типичная греческая политика была крошечным государством, территорию которого можно было обойти за 2-3 дня, с небольшим количеством граждан, большинство из которых знали друг друга в лицо, происхождение и поведение каждого было известно. В центре полиса находился город, в котором проживала часть сельского населения, собирались ремесленники, купцы, Народное собрание и храмы самых почитаемых богов. Как правило, город располагался на берегу моря с торговыми портами и сооружениями, через которые осуществлялись различные морские перевозки и торговые операции. В центре города, обычно на холме, был построен акрополь, окруженный оборонительными стенами, где располагались храмы главных божеств города, хранилась сокровищница. Рядом с акрополем была организована торговая зона - агора, где велась активная деловая жизнь, проводились общегородские праздники и занятия спортом. На территории полиса было несколько сельских поселений, но был только один городской центр с общим управлением. Вот почему политику часто определяют как город-государство.

В качестве экономической структуры политика предусматривала развитие трудоемких отраслей, в частности виноградарства, выращивания оливок, многих видов ремесленных изделий (керамика, металлические изделия), которые требовали больших инвестиций, квалифицированного труда, передовых технологий, но в то же время Время принесло значительный доход. Экономика политики не только обеспечивала жизнедеятельность населения, но и создавала запасы продуктов, которые можно было бы ввести в товарооборот. Приморская позиция многих греческих полисов создала благоприятные возможности для активного обмена вдоль морских маршрутов.

Основная часть населения полиса состояла из свободных мелких землевладельцев и торговцев. Однако рабов в процессе укрепления товарно-денежных отношений было немного, их число увеличилось. К концу VI в. до н.э. в большинстве политик ядром социальной структуры политики был коллектив свободных граждан. В дополнение к коренному населению греки из других городов также могли участвовать в политике, но у них не было гражданских прав. Если они долгое время обосновались в полисе, то они были зачислены в особый класс метексов, то есть свободных жителей, которые имели право заниматься ремеслом и торговлей, но не имели гражданских прав, в том числе права на приобретение земли. в частной собственности. Владение земельным участком считалось важнейшим правом гражданина полиса, основной гарантией выполнения им своих обязанностей перед полисом.

Развитие торговых отношений усилило неравенство и послужило росту социальной напряженности. Чтобы сохранить некоторое единство гражданской команды, сглаживая имущественные конфликты, полицейские власти приняли некоторые меры: установили максимум земли, ввели законы против роскоши. Общественное мнение осуждали граждане, занимающиеся накоплением богатства, ведущие праздный образ жизни. Его считали достойным гражданином: средний преуспевающий фермер, который тщательно содержал свое хозяйство, усердно выполнял гражданские обязанности, был образцовым семьянином, отважным защитником своей политики.

Политика сформировала свою собственную систему высших духовных ценностей, которая выражала реалии полисной жизни. Основой этой системы была основная идея о том, что сама политика, в которой живут граждане, является воплощением лучшего устройства, в рамках которого вы можете вести полноценную, справедливую, нравственную жизнь достойного человека. Неотъемлемой частью этого базового принципа была концепция личной свободы, без которой достойная жизнь невозможна. Потеря свободы - худшее наказание, чем потеря жизни. Личная свобода воспринималась как независимость от какого-либо лица или коллектива, возможность выбора профессий и видов экономической деятельности, право на материальную безопасность и, прежде всего, право собственности на земельный участок. Понятие гражданина как носитель неотчуждаемых прав и обязанностей, закрепленных в законах было сформировано в системе базовых ценностей резидента политики, нарушение которых строго наказывались по строгости закона.

Особенно важно отметить, что понятие гражданина, которого греки лелеяли как высшую ценность, включало понимание обязанностей: защищать политику от врага, прийти на помощь городу в трудные времена, почтить отца святыни и подчиняются законам и неправомерным властям - как их свободное и добровольное исполнение, исключающее любое принуждение.

Органической частью менталитета полиса была самая глубокая любовь к вашему городу. В конце концов, грек был полноправным гражданином и вел достойную, в его понимании, жизнь свободного человека только в своей собственной политике, какой бы маленькой она ни была. Если он переехал в другой город-государство, даже соседний, он потерял свои гражданские права и связанные с ним привилегии и превратился в бессильного метека.

Среди множества мелких государственных образований, которые развивались в Греции VIII - VI вв., были сформированы два типа полисной системы, отличающиеся рядом особенностей. Один тип греческой политики можно определить как аграрный. Он характеризуется преобладанием сельскохозяйственного сектора, слабым развитием товарного производства и широким использованием рабочей силы зависимым населением. Власть в такой политике, как правило, доминирует олигархия.

Другой тип греческой политики предусматривал увеличение роли интенсивных домашних хозяйств и товарного производства, высокую долю ремесел и торговли, денежные отношения, введение рабского труда и установление демократической формы правления.

Формирование каждого из этих типов греческого полиса, рождение и усиление его специфических особенностей было связано с их развитием в специфических исторических и геополитических условиях конкретного региона Греции.

Греческая культура архаического и классического периодов

Особенности формирования греческой культуры в VIII - IV вв. до н.э.

Культура - упорядоченная система, которая имеет свою внутреннюю структуру, мировоззрение, художественное и научное творчество каждой нации.

Культура греческой политики наиболее ярко проявилась в смысле неразрывной связи каждого гражданина с его городом, в смысле коллектива граждан как союза свободных, равных лиц.

Важной особенностью новой греческой культуры было то, что она формировалась, с одной стороны, на основе традиций крито-микенского и гомеровского обществ, а с другой - с использованием опыта цивилизаций Древнего Востока. Греки смогли творчески осмыслить и переработать наследие «старого мира» и создать новую систему духовных ценностей.

Прежде всего следует отметить, что греческая культура основывалась на эффективной, рациональной экономике, которая обеспечивала определенный уровень благосостояния для общества, формировала прогрессивно настроенный правящий класс и активное среднее гражданство, которые составляли основу политики. Эта динамичная и авантюрная часть политики была особенно восприимчива к новым культурным ценностям. Отсутствие бюрократии, создание милиции и отсутствие наемников, концентрация власти в руках Национального собрания, контролируемый массами контрольный аппарат - все это привело к реальной близости государственных учреждений и их граждан. Отсутствие строгой священнической организации (как в государствах Древнего Востока), простота религиозных ритуалов, широкое участие граждан полиса в государственных праздниках и государственный контроль над ними создали больше возможностей для развития определенных компонентов.

Греческая культура - философия и наука, драма и спорт, образование и воспитание. Важнейшим фактором развития греческой культуры была широко распространенная грамотность среди греческого населения, что значительно повысило его уровень и сделало его более подготовленным к культурным достижениям своих государств.

Нет сомнений в том, что на развитие греческой культуры повлияли благоприятные природные условия балканской Греции того периода. Зеленые, освещенные солнцем равнины, равнины, пересекающие их невысокие горные цепи, образующие множество долин, бесконечные просторы синего моря, чистое голубое небо - все это способствовало развитию эстетических категорий, тонкому пониманию природы, чувству красоты, пропорциональности и гармония, которая была прекрасно реализована греками в различных областях культуры. Добыча полезных ископаемых, которые были так богаты греческими кишки, требуется специальные знания и трудолюбие. Большую роль в жизни греческой политики сыграло море. Изрезанная береговая линия и множество островов способствовали развитию судоходства и морской торговли. Греки покорили морскую стихию, которая стала неотъемлемой частью их жизни.

Греческая культура VIII - IV вв. до н.э. является одним из высших достижений эллинской цивилизации. Он включает в себя религию и театр, письменность и литературу, архитектуру и изобразительное искусство, философию и науку, образование и воспитание. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры.

Заключение

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные примеры греческого гения проявились во всех сферах духовной и общественно-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышление в манере греков». У истоков европейской культуры - микенская цивилизация.

Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле состоят из всей совокупности знаний, убеждений, искусства, морали, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, приобретенных человеком как членом общества.

В качестве второго самостоятельного этапа в истории мировой культуры древняя (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура древности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, свидетельствуют о высоком уровне культурного развития. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И теперь сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии современны.

На основе древней культуры она впервые появилась, и категории научного мышления начали развиваться. Велик вклад древности в развитие астрономии, теоретической математики. Вот почему древняя философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении современной науки, развитии технологий. Вообще, культура древности была основой для дальнейшего развития мировой культуры.

К четвертому веку до нашей эры в целом в Греции сложилась система образования - общее образование или энциклопедическое образование, которое в основном не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни современной христианско-демократической эпохой (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки - древнегреческий и латынь - в форме так называемого международного словаря вошли все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, соединить вместе, как живые нервы и кровеносные сосуды, современная цивилизация с ее животворными источниками - историческим опытом и достижениями прошлого.