Достоинства и недостатки рыночной системы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное регулирование рынков труда  
Основные направления развития русской экономической мысли
Естественные монополии и их роль в экономике россии 
Особенности поведения потребителей на российском рынке страховых услуг


Введение:

Достаточно известный факт состоит в том, что возникновение рыночных отношений началось, когда примитивная общинная система была разделена, но товарно-денежные отношения достигли своего пика только при капитализме. 

В процессе развития товарно-рыночных отношений изменилось понимание рынка в целом, его сущности, изменился сам рынок, возросла его роль в экономике. Рыночная экономика присуща всем развитым странам мира. Он оказался наиболее гибким и эффективным для решения самых сложных экономических проблем. Рыночная экономика развивалась в течение нескольких веков, приобрела различные цивилизованные формы и в будущем будет определять экономический смысл будущего во всех странах мира.

Актуальность темы, выбранной автором, обусловлена ​​тем, что экономика России, как и все развитые страны, носит рыночный характер. Долгое время в нашей стране были отвергнуты различные товарно-денежные отношения и соответствующие им формы собственности, а развитие национальной экономики было практически полностью изолировано от мирового рынка.

Полу-пропитание и натуральное хозяйство были разрушены, что служило своеобразной защитой, облегчающей многие острые проблемы процесса формирования рынка (нехватка товарной пищи, безработица). В результате этих многочисленных проблем возникла необходимость постепенно развивать рыночные отношения и сам рынок. Естественно, это невозможно без вмешательства правительства (например, без введения контроля над ценами или других законодательных мер). Спрос и предложение никогда не придут к равновесию, которое установит общий объем производства товаров в стране и конкретные цены на них. 

Современный этап экономического развития в России ставит перед государственными органами все новые и новые задачи, которые должны регулировать экономику страны.

Решающая роль в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости экономики российских товаров на мировых рынках отводится государственной экономической политике. 

Основная цель данной курсовой работы - изучить преимущества и недостатки современной рыночной экономики в России. 

Таким образом, для достижения цели, поставленной автором, необходимо решить следующие задачи: 

  • изучить понятие и сущность рынка, его функции, а также роль в жизни современного общества. 
  • рассмотреть основные характеристики рыночной экономики; 
  • исправить и изучить негативные и позитивные аспекты рыночной экономики; 
  • последовательно анализировать содержание положительных и отрицательных сторон рыночной экономической системы;
  • уделить достаточное внимание изучению регулируемого рынка - наиболее актуального вида бизнеса на данный момент; 
  • сделать выводы о современной рыночной экономике, ее преимуществах и недостатках. 

В данной курсовой работе рассматриваются преимущества и недостатки современной рыночной экономики. 

Объектом данной работы является сфера государственного регулирования рыночной экономики и всей связанной с ней рыночной инфраструктуры. 

Предметом работы является процесс государственного регулирования современной рыночной экономики. 

Методологической основой для написания курсовой работы послужил сборник научных трудов, монографий, периодических изданий, а также интернет-ресурсы. 

Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение и приложения к нему. 

Рыночная экономика

Понятие и сущность рыночной экономики 

В России на протяжении всего периода ее существования преобладали различные типы экономических систем. 

Начиная с 20-го века, после распада СССР, в России начался переход от командно-административной плановой системы к построению смешанной рыночной экономики. В это время было проведено множество институциональных преобразований, например: разгосударствление собственности и приватизация, формирование предпринимательства, формирование системы рынков, формирование нового экономического законодательства (налоговое, банковское, антимонопольное).

В результате всех этих экономических преобразований плановая система была разрушена, баланс между рынком и государством изменился. Это ознаменовало начало перехода России к рыночной системе. Этот этап развития российской экономики характеризуется повышением значимости методов управления экономикой, а также изменением методов и форм государственного регулирования экономики, отменой монополии внешней торговли, государственного регулирования цен и установление минимальной заработной платы, появление демократических институтов.

После всех преобразований, произошедших в России, была сформирована новая социально-экономическая система управления, называемая рыночной экономикой. 

Рыночная экономика - это система экономических отношений, в которой рынок играет роль основного регулятора экономики. В этой системе формирование пропорций и распределение ресурсов, удовлетворяющих социальные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов, а именно посредством движения спроса и предложения, через систему прибылей и цен. Основной отличительной чертой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдельным физическим и юридическим лицам контролировать, приобретать, использовать и продавать различные материальные ресурсы по своему усмотрению. Свобода предпринимательства и свобода выбора реализуются через частную собственность.

Свобода предпринимательства подразумевает, что каждое предприятие имеет право приобретать различные экономические ресурсы, обеспечивать процесс производства услуг и товаров по своему усмотрению и продавать их на различных рынках исходя из своих собственных интересов. 

Свобода выбора означает, что владельцы различных ресурсов и денежного капитала могут продавать или использовать эти ресурсы по своему усмотрению. Это также означает, что работники имеют право заниматься любой работой, на которую они способны. И, наконец, это позволяет потребителям свободно в пределах своего дохода покупать товары или услуги в таком наборе, который они считают нужным.

Правовая база является наиболее важным аспектом функционирования экономики. Он одинаков для любой социально-экономической и общественно-политической системы, универсален, универсален по своей природе. Экономические законы проявляются в деятельности человека и всего общества, они действуют в определенной социально-экономической среде. Основными элементами этой среды являются индивид, социальные группы, общество, а также власть. 

Современная система рыночных отношений подразумевает механизм, который выполняет функции предоставления информации производителям, потребителям и поставщикам ресурсов о решениях, принимаемых каждым из участников этих отношений, синхронизации изменений и обеспечения согласованных действий.

Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (то есть покупателей и продавцов) определяют систему цен на товары, ресурсы и продукты в каждый момент времени. Производители могут ориентироваться на выпуск только тех товаров, производство и продажа которых позволяет устанавливать цену, которая покрывает все расходы и позволяет получать нормальную прибыль. 

Таким образом, всегда существует постоянство экономических действий, способ и содержание осуществления которых зависит от людей и определяется ими социально или индивидуально. Суть рыночной экономики заключается в том, что она образует достаточно свободное пространство для экономических действий, осуществляемых в рамках норм, правил и законов экономического поведения, установленных обществом и государством. 

Функции рыночной экономики

Рыночная экономика как неотъемлемая часть российской экономики имеет ряд своих функций, которые необходимо выполнять. 

Среди взаимосвязанных и разнообразных функций современных российских рынков можно выделить семь основных функций. 

Функции рыночной экономики являются формами проявления сущности рыночной системы, направлениями влияния рыночных отношений на производственные процессы на макро- и микроуровнях. 

Рынок может выполнять следующие функции: регулирование, интеграция, ценообразование, стимулирование, контроль, информация и посредничество.

Интегрирующая функция предполагает воссоединение сферы производства, потребления, а также посредников, которые включены в единый процесс интенсивного обмена продуктами и предложениями. В отсутствие рынка производство не может оказывать услуги покупателю, а покупатель не может удовлетворить свои потребности в отсутствие рынка. Рынок способствует углублению общественного разделения труда, а также росту интеграционных действий в экономике.

Информационная функция позволяет участникам рынка посредством изменения цен, процентных ставок по кредитам получать объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Прогрессивный рынок превращается в «огромный компьютер», который собирает и обрабатывает гигантские объемы информации, а затем выдает обобщенные данные о состоянии и критериях реализации продуктов и услуг. 

Регулирующая функция означает влияние рынка на все финансовые сферы, гарантирует координацию использования и производства в структуре ассортимента, балансе спроса и предложения по размеру и структуре, по стоимости, пропорциональности в производстве и обмене между регионами и различными секторами. экономики.

Стимулирующая функция важна для стимулирования производителей создавать новые продукты, важные товары с более низкими затратами и получать наибольшие выгоды, стимулируя технический прогресс и, на его основе, эффективность функционирования и интенсификацию производства всей экономики. Выполнение рынком критерия стимулирующей функции является существенным для формирования рыночной экономики. 

Функция ценообразования (эквивалент) означает установление эквивалентов стоимости для обмена продуктами, товарами и предложениями. В то же время рынок сравнивает затраты на рабочую силу для производства продукции с социальной моделью, другими словами, измеряет затраты и результаты, выявляет стоимость продукта, определяя не только количество затраченного труда, но и его выгоды. 

Функция контроля осуществляется в исполнении главной роли рынка - контроля конечных эффектов производства. Рынок показывает, в какой степени не только количество, но и качество товаров и услуг отвечает потребностям потребителей. 

Посредническая функция подразумевает взаимодействие экономически изолированных покупателей и производителей с целью обмена результатами труда. Нереально рассчитать, насколько те или иные финансовые и отношения между участниками общественного производства взаимовыгодны без рынка. Продавец выбирает оптимального потребителя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального продавца-поставщика.

Из сущности рынка и его функций логически строится его роль в процессе общественного воспроизводства. Функции прямо выражают сущность рыночной экономики и описывают ее роль в мире, который идет в ногу со временем. 

Изучив функции рыночной экономики, мы можем сделать вывод, что есть отличия от функций централизованно контролируемой экономики, хотя есть сходства. Из этого следует, что ни та, ни другая экономика не представлены в чистом виде. Рыночная экономика - это, по сути, смешанная экономика, в которой рынок смешан с государственным регулированием. 

Основные черты и модели современной рыночной экономики

Современная рыночная экономика - это экономическая система, основанная на добровольном сотрудничестве между независимыми потребителями и производителями посредством бесплатных сделок купли-продажи. 

Основными показателями современной рыночной финансовой системы можно считать следующие шесть пунктов: 

  1. Свобода и материальные обязательства предпринимателей, при которых любой желающий имеет возможность заниматься легальной предпринимательской деятельностью, нести ответственность за результаты своей работы. и принимать личные решения. 
  2. Основой экономики является частная собственность на ресурсы. Непосредственно на этой основе основными действующими лицами в экономике являются личные, акционерные, партнерские и зачастую государственные компании.
  3. Свобода покупателя выбирать партнеров по финансовым отношениям и приобретаемых товаров и услуг. Его выбор напрямую характеризует, сколько и что должна создать экономика. 
  4. Собственная выгода участников финансовых связей. Он считается лучшим катализатором человеческой деятельности, инициативы и изобретательности. 
  5. Саморегулирование экономики через рыночные факторы (естественно возникающие цены, конкуренция, свободная игра спроса и предложения). 
  6. Принцип минимального государственного вмешательства в экономику. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше становится препятствий для саморегулирования рынка, тем меньше коррупции, бюрократии и уклонения от уплаты налогов, и, следовательно, тем больше стимулов для активной работы и творческого поиска.

Финансовая модель любой страны является результатом длительного исторического процесса, в ходе которого строится соотношение деталей модели и формируется адаптация их взаимодействия. Вот почему любая государственная финансовая система уникальна, а механическое заимствование ее достижений невозможно. 

Экономисты обычно выделяют четыре основные модели современной рыночной экономики, в которых монополия и конкуренция взаимодействуют и часто взаимосвязаны.

Рыночная конкурентоспособность считается наиболее важным фактором, который влияет на поведение покупателей и производителей. Конкурентоспособность также может быть рассчитана по степени, в которой специалисты имеют возможность влиять на стоимость продаваемой продукции. Чем ниже влияние, тем более конкурентоспособен рынок.

Сегодня в России существует четыре типа (модели) конкуренции: чистая монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция. 

Чистая монополия и чистая (совершенная) конкуренция - две крайние редкие ситуации. Между ними есть две модели, характерные для прогрессивного рынка под общим названием «несовершенная конкуренция».

Совершенная конкуренция возникает там, где есть много производителей стандартизированных продуктов и услуг. Абсолютной противоположностью вышеупомянутой конкуренции является чистая монополия, что предполагает присутствие одной компании в качестве единственного производителя этого продукта. Монополистическая конкуренция отличается тем, что существует большое количество мелких производителей, которые предлагают аналогичные товары. Особенностью олигополии считается небольшое количество крупных продавцов, влияющих на размер предложения, стоимость продуктов и сложность входа в экономический сектор.

Таким образом, эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, способностью адекватно и постоянно реагировать на внутренние и внешние дисбалансы. В конечном счете, эффективность модели наиболее полно оценивается по показателям роста благосостояния населения и экономического потенциала. 

Подводя итог первой главе, можно сделать вывод, что рыночная экономическая система в России начала существовать в 1991 году после распада СССР. Эта экономическая система имеет ряд своих особенностей и функций, которые помогают регулировать экономические отношения в нашей стране. В настоящее время рыночная экономика является наиболее эффективной системой регулирования рыночных отношений в нашей стране.

Преимущества и недостатки рыночной экономики 

Принципы функционирования рыночной экономики 

Современная экономика всех развитых стран носит рыночный характер. Из этого следует, что рынок является неотъемлемой частью рыночной системы. 

Рынок - это обязательная составляющая товарной экономики. Товарное производство не может существовать без рынка, и без товарного производства не будет рынка. Реальная потребность в рынке связана с теми же причинами, что и товарное производство: экономическое разделение субъектов рыночных отношений и развитие общественного разделения труда. Эти условия созрели и развивались как целостный процесс взаимодействия производства и реализации продукции.

Конкуренция на рынке создает прочную основу для товарного производства и является важным элементом этого механизма. В результате развития товарного производства формирование рынка неизбежно. Эта концепция многомерна и однозначна; это довольно сложно охарактеризовать. В упрощенном варианте под рынком понимается любое место торговли (обмена) услугами и товарами. 

В обобщенной концепции под рынком понимается совокупность экономических отношений, основанных на постоянных обменах между потребителями и производителями товаров (услуг). Обмен, как правило, происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товаров на деньги или товаров на товары (бартер).

Термин «рынок» можно связать с рыночной экономикой в ​​целом, став аббревиатурой для понятия «рыночная экономика». 

Во многих странах рынок проявляется особым образом, он может зависеть от методов регулирования рыночных отношений и национальных традиций. 

Несмотря на то, что рынок представляет собой систему, которая позволяет производителям и покупателям свободно покупать и продавать товары и услуги, его можно разделить на группы по определенным критериям. 

Таким образом, можно видеть, что в современной рыночной экономике существует много типов рынков, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга и не могут существовать отдельно. Дисбаланс на одном из рынков может повлиять на все остальные и на экономику страны в целом.

Прогрессивная рыночная экономика требует признания системы особых финансовых, социальных и политических основ, без реализации которой ее существование невозможно: 

  • Экономическое самоопределение личности, как основа индивидуальной свободы человека, выявление его потенциала. Это как раз основа рыночной организации общественного воспроизводства, это право на самосовершенствование собственной жизни, вероятность зарабатывать на жизнь. Только реализация принципа финансового самоопределения многократно гарантирует и создает одинаковые шансы для рыночной активности для всех участников рыночной экономики.
  • Право собственности на все виды имущества (движимое и недвижимое), включая землю. Наличие большого количества собственников является предпосылкой социальной стабильности. Частная собственность в рыночных условиях означает имущественную ответственность за результаты ее использования. Рыночная экономика оценивает типы управления только по их экономической, реальной и социальной эффективности, подразумевая, что экономическое неравенство между различными формами собственности является неотъемлемым элементом движения рыночной экономики. 
  • Равенство финансовых прав отдельных лиц и организаций на осуществление хозяйственной деятельности, которое способно непрерывно воссоздавать необходимое условие рыночной организации производства - его открытость, многоотраслевой характер и обусловленную этим конкуренция.
  • Экономическая свобода товаропроизводителя. Этот принцип основан на праве самостоятельно принимать решения о структуре и объеме собственного производства, ассортименте продукции и объеме ее продаж, устанавливать цены и выбирать партнеров. 
  • Распространение коммерческих принципов по горизонтали и вертикали. Все уровни и сферы экономической системы должны быть обеспечены рыночными отношениями. Только тогда все экономические субъекты могут быть приведены в рыночное равновесие, вынуждены взаимодействовать в соответствии с едиными рыночными правилами.
  • Свободное ценообразование, когда административное ценообразование разрешено только в нерыночных секторах (наука, здравоохранение, образование). Одновременное влияние на стоимость многих факторов ценообразования дает ценам непредсказуемость, которая заставляет товаропроизводителей многократно улучшать организацию производства, минимизировать его потери и повышать качество результатов. 
  • Наличие рынков труда, товаров и капитала, движение которых дает импульс рыночной экономике. Особое значение имеет рынок труда, который гарантирует лучшую занятость и бесконечную переподготовку рабочей силы в обществе. 
  • Государственное регулирование рыночной экономики, которое содержит следующие направления: 
    • налоговая и инвестиционная политика (стабилизация производства);
    • политика научно-целевых программ (финансирование технического прогресса); 
    • инвестиционная политика (субсидирование социально значимых отраслей); 
    • регионально-финансовая политика (выравнивание уровней финансового развития различных регионов); 
    • политика демонополизации (государственная поддержка конкуренции); 
    • экономическая и антиинфляционная политика (реабилитация валютной системы); 
    • политика прибылей (преодоление ненужной имущественной дифференциации населения).
  • Система социальной защиты призвана сгладить негативные социальные последствия рыночного производства. Защита социального сектора состоит из трех факторов: гарантия получения заработной платы; регулирование доходов предпринимателей по принципу их перераспределения налогов; защита уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов. 

Таким образом, современная рыночная экономика представляет собой систему, основанную на четких принципах. Поскольку эта система всегда находится в движении, очень сложно понять ее структуру; Более того, в нем преобладают наиболее важные факторы, которые влияют на экономическую жизнь страны в разных ситуациях с разными сильными сторонами и в разных направлениях. Все это делает рыночную экономику непредсказуемой. 

Преимущества рыночной экономики

Рыночная экономика - это саморегулирующаяся система, которая в принципе способна плодотворно функционировать без прямого вмешательства государства. Он имеет определенный внутренний порядок и подчиняется определенным законам. 

Следует отметить, что рынок, на котором я родился несколько тысяч лет назад, и до сих пор развивался сложным независимым образом, приспосабливаясь к меняющимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночная экономика может рассматриваться как большое достижение общества, как наиболее эффективная организация общественного производства.

Ключевые преимущества рыночной экономики заключаются в том, что эта экономика поощряет высокую предпринимательскую способность, труд и плодотворное экономическое управление; экономически отвергает неэффективное производство; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками рынка; не требует серьезного управленческого персонала; дает больше прав и выбора потребителям. 

Преимущества современной рыночной системы: 

  • В конкурентной среде система рыночных отношений направляет ограниченное количество ресурсов на производство тех услуг и товаров, которые нужны всему обществу. Это позволяет использовать наиболее эффективный набор ресурсов и способствует внедрению новых, наиболее мощных технологий, методов организации общественного производства, создания нового продукта, обеспечивающего высочайший уровень производительности труда.
  • Рыночная система обеспечивает связь собственной выгоды продавца с интересами покупателя и общества в целом, устанавливает заинтересованность участников в реализации экономических процессов и в конечных результатах труда. 
  • Действие принципа «невидимая рука». Чтобы охарактеризовать этот принцип, необходимо знать, что в соответствии с законом спроса покупатели будут покупать больше товаров по более низкой цене, и наоборот. Точно так же действует закон снабжения, на основании которого производитель будет продавать наибольшее количество товаров по высокой цене и меньшее количество товаров по более низкой цене. Принцип «невидимой руки», разработанный Адамом Смитом, гласит, что рыночное равновесие будет устанавливаться на пересечении спроса и предложения, тогда как равновесие будет достигаться автоматически посредством взаимодействия потребителей и продавцов на рынке. К сожалению, принцип невидимой руки рынка, хотя теоретически правильный и обоснованный, не находит подтверждения в современных экономических условиях. 
  • Рыночная система обеспечивает свободу бизнеса и потребительский выбор. Это делает все виды экономической деятельности более эффективными. 
  • Предприниматель или другой субъект хозяйствования могут осуществлять свою деятельность на свой страх и риск, тем не менее добиваясь экономических выгод.
  • Рыночная экономика вместе с конкуренцией способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения в стране. 

Система рыночной экономики имеет огромное количество преимуществ по сравнению с другими системами экономического регулирования, поэтому рыночная экономика прочно закрепилась на российском рынке. 

Недостатки рыночной системы 

Было бы большой ошибкой рассматривать рыночную экономику как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. В нашем далеком от идеального мире совершенства нет ни в чем, поэтому в современной рыночной экономике есть недостатки.

Наличие значительных недостатков в рыночном механизме приводит к необходимости его регулирования, в основном путем вмешательства государства в экономическую жизнь. 

Недостатки современной рыночной системы: 

  • в рыночных условиях экономическая деятельность ведет к монополизации определенных областей, к концентрации производства, к исчезновению конкуренции и ее регулирующей роли; 
  • С ослаблением конкуренции суверенитет потребителя подрывается и устанавливается суверенитет монополиста. 
  • Научно-технический прогресс, который требует больших затрат, доступен только для небольшого числа крупных фирм, что служит возникновению монополии.
  • Создается дисбаланс в распределении прибыли и получаемого общественного продукта. Развивается дифференциация общества, его расслоение на богатых и бедных. 
  • Потребительский спрос, который учитывает рынок, выражает только личные потребности покупателя. Производитель, опираясь на эти потребности и концентрируясь на собственной выгоде, не заинтересован в удовлетворении социальных потребностей, устранении внешних издержек производства и развитии экономики страны в целом. 
  • Полная занятость населения и полный объем производства не характерны, что способствует постоянному наличию безработицы, неполной занятости предприятий и неполному использованию ресурсов и производственных мощностей.
  • Рыночная экономическая система делает возможным развитие индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся в его негативных явлениях, загоняющих свободу личности в рамки. Негативное влияние недостатков рыночного механизма на экономику и социально-экономическую стабильность является причиной модернизации «чистого капитализма», формирования постиндустриальных экономических систем и его совершенствования. 

Экономическая активность в рыночной экономике приводит к монополизации сфер экономической деятельности, концентрации производства, ослаблению конкуренции и ее регулирующей роли. 

Предприниматели обеспечивают высокие цены на продукцию и получают экономическую прибыль или сверхприбыль.

В результате всего этого создается нестабильность, нестабильность экономики, которая выражается в цикличности экономического развития, чередовании спада и роста производства, замене периодов экономического восстановления экономическими кризисами, которые влияют на стандарт. жизни человечества. 

Как видите, рыночная система далека от идеальной системы народного хозяйства. Для достижения совершенства в рыночной системе экономических отношений необходимо прямое вмешательство государства в эту систему.

Вмешательство государства в рыночную экономику России 

Необходимость вмешательства государства в российскую экономику 

Формирование самой рыночной системы невозможно без вмешательства государства. Эффективное функционирование рыночной системы требует разумного сочетания государственных и рыночных регуляторов. Правительство оказывает большое влияние на рыночную экономику с целью укрепления финансовой стабильности, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии. Прежде всего, правительство способствует успешной предпринимательской деятельности для предпринимателей. Для достижения желаемого результата повышается эффективность рыночного механизма. Кроме того, правительство обязуется обеспечить правовую основу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики.

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику заключается в том, что с помощью одного рыночного механизма происходят глубокие структурные изменения в производстве, стратегические прорывы в науке и технике, организация денежного обращения, а также решение региональных и межгосударственных проблем. невозможно 

Россия начала развивать рыночные отношения в 19 веке. Затем Россия, как часть созданного Советского Союза, погрузилась в коммунистический тоталитаризм с жестко централизованной экономикой и ее неизбежными спутниками - диктатурой чиновников, планом, произволом государственных служащих, а также общим недостатком.

В результате распада СССР в 1991 году Россия вновь начала переход к рыночной экономической системе. За десять лет был создан ряд важных предпосылок для развития рынка: значительный частный сектор, возможности для предпринимательства, условия конкуренции в производстве, независимые цены и так далее. В обществе начинают расти трудовая и творческая деятельность, ответственность за свою судьбу и обеспечение своей жизнью, предпринимательский дух.

Но движение России на рынок происходило со своеобразными особенностями. Ученые давно знают российский парадокс: ни одна рыночная реформа в России не была завершена, ни одна из них не привела к созданию развитой органической рыночной системы в государственной экономике. Каждый раз рыночные реформы либо прекращают свое существование, либо спокойно замирают, либо сменяются отсталым или даже реакционным движением. Для этого есть много причин, но основные из них заключаются в том, что противники перемен в их собственной борьбе за власть помешали реформам, рассуждая об объективных трудностях на пути к рынку.

Поэтому российская экономика нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Возросла потребность в отечественном производстве, увеличении инвестиционной активности и, что самое важное, в окончательном закреплении лидирующих позиций на рынке в институциональных формах современной экономики. Сохраняющаяся бдительность бизнеса, особенно среднего и малого, в отношении государственной политики экономического регулирования, в том числе уязвимости бизнеса перед государством и несистемных форм давления на него, не позволяет реализовать весь огромный потенциал российской экономической системы.

Основная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальное воплощение человеческого потенциала, а не на односторонне развитую сферу или отрасль, чтобы улучшить рыночную экономику, улучшить ее преимущества и уменьшить недостатки, иначе, как показал опыт развития российской экономики в XX веке, этот путь чреват потерей экономических завоеваний и социально-политических позиций. 

Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование экономики представляет собой систему законодательных, исполнительных и контрольных мер по стабилизации и адаптации экономики к меняющимся условиям. Экономика в современных условиях, как показывает практика, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также регулирующего и регулирующего органа. 

Регулирование экономики государством не может быть объяснено ни преимуществами, ни недостатками рыночной системы, поскольку это просто необходимость для нормального функционирования рыночной экономики страны.

В каждой стране мира экономика в той или иной степени регулируется государством. Государство влияет на экономику с помощью законодательных ограничений, государственных инвестиций, налоговой системы, субсидий, льгот, обязательных платежей и отчислений, кредитования, реализации экономических и социальных программ. Основной задачей государственного регулирования экономики является соблюдение интересов государства, человечества, социально незащищенных слоев населения, запоминание прав и свобод личности. Государственное регулирование, помимо прочего, направлено на защиту окружающей среды, защиту прав будущего поколения.

Единая стратегия государственного регулирования рыночной экономики основана на следующих принципах: 

  1. При одинаковых критериях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. Страна обязана финансировать исключительно те социально значимые отрасли экономики, которые не привлекают частного бизнеса (из-за низкой доходности). 
  2. Государственное предпринимательство обязано не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. 
  3. Государственная, экономическая, кредитная и налоговая политика должна способствовать социальной устойчивости и финансовому оздоровлению. 
  4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем более эффективно, чем в самой «рыночной» форме. 
  5. Государственное регулирование приобретает особое значение во время общих экономических спадов.
  6. Страна выполняет свои собственные регулирующие функции, применяя различные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от финансовых целей, материальных возможностей страны, накопленных навыков регулирования. 

Пути регулирования экономики - это методы, способы и средства целенаправленного воздействия страны на финансовые объекты, в конце концов - на интересы, понимание и нервную систему жителей нашей планеты как соучастников социальных и финансовых действий в Для того, чтобы побудить их действовать, то есть в соответствии с государственной финансовой политикой. 

Эти формы и методы государственного регулирования помогают решить ряд масштабных задач. Что касается прогрессивной России, то можно выделить три крупные обобщенные задачи, которые решаются в процессе государственного регулирования экономики. 

Во-первых, обеспечение устойчивости финансового подъема, который служит социальному развитию цивилизации. 

Во-вторых, воплощение эффективной трансформации финансовой системы страны с целью повышения эффективности и эластичности ее институтов. 

Кроме того, защита интересов государства во внешнеэкономических связях.

Как следует из этого, важно отметить, что государство обязано и должно вмешиваться в рыночную экономику страны методом ее регулирования. Это можно сделать с помощью форм и методов, которые само государство разрабатывает и реализует. 

Государственное регулирование рыночной экономики в ближайшем будущем 

Государство, вмешиваясь в экономику страны, решает ряд важных задач по улучшению состояния экономики страны в целом, что, несомненно, является преимуществом рыночной экономики. Решая эти задачи, государство составляет план действий на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Далее автор рассмотрел план на будущее до 2020 года, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Предметом исследования стала бюджетная политика на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в которой содержатся стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др. документы. 

Макроэкономическая стабильность, низкая экономическая стагнация, низкая налоговая и долговая нагрузка могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами страны, обеспечивая приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных проблем.

Прошедший кризис 2008–2009 годов показал, что Россия находится на новом поворотном этапе социально-экономического развития. Следовательно, эта стратегия экономического регулирования основана на двух основах - новой модели экономического роста и новой социальной политике. 

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. 

Инновационное формирование российской экономики в течение 2008-2020 годов происходит в два этапа, различающихся по срокам и рискам социально-экономического формирования и приоритетам экономической политики.

Первый этап (2008-2012 гг.) Основан на реализации и расширении тех масштабных конкурентных преимуществ, которыми обладает отечественная экономика в «классических» сферах - энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, переработке природных ресурсов.

Второй этап (2013–2020 годы) - это скачок в повышении большой конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую техническую базу (информация, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурная диверсификация экономика. 

Планируемое формирование после 2020 года - укрепление ведущих позиций России в крупной экономике и реинкарнация инноваций в основной момент финансового оздоровления, формирование сбалансированной социальной структуры общества. 

Государство также поставило цель сделать сельскохозяйственную отрасль страны конкурентоспособной.

Государственные органы утвердили Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной отрасли, а также сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Его основными целями являются обеспечение продовольственной автономии для России и повышение способности отечественной сельскохозяйственной продукции конкурировать на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Государственная программа учитывает комплексное формирование всех секторов экономики, подсекторов и сфер работы агропромышленного комплекса. При этом приоритетными являются такие области, как животноводство (производство молока и мяса); мелиорация земель сельскохозяйственного назначения; введение в оборот неиспользуемых пахотных земель; формирование импортозамещающих подсекторов (в том числе овощеводство и плодоводство); увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, так как этим насыщается внутренний рынок. 

Ожидается, что будет обеспечено ежегодное увеличение инвестиций в сельское хозяйство в размере 4,5%, для создания условий для достижения значения доходности не менее 10-15% (включая субсидии). Это позволит увеличить среднемесячную заработную плату в экономическом секторе до 22,5 тыс. руб.

Планируется дальнейшее продолжение и расширение помощи малым предприятиям (поддержка новоприбывших фермеров, создание домашних животноводческих ферм, государственная поддержка кредитования малых форм фермерства, регистрация земельных участков в собственности крестьянских (фермерских хозяйств). 

Были приняты меры для технической, научно-технической модернизации сектора экономики: обновление парка сельскохозяйственной техники; расширение использования биологических средств защиты растений, микробиологических удобрений, ветеринарных препаратов. Планируется проведение противоэпизоотических мероприятий в связи с карантином и наиболее небезопасными болезнями животных.

Сохранение и привлечение новейших трудовых ресурсов считаются незаменимыми критериями развития сельского хозяйства. Для достижения желаемого результата планируется построить новые квартиры (например, для молодых семей и специалистов) и социальную и инженерную инфраструктуру поселка. 

Особое внимание уделяется мерам по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО. Например, влияние ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей будет расширено. Они не будут ограничивать субсидии в регионах, которые не очень благоприятны для сельского хозяйства. Планируется закупать исключительно домашнюю еду для государственных нужд (например, для армии). 

Федеральный бюджет предусматривает 1,5 трлн рублей на реализацию Государственной программы. Около 777,5 млрд рублей будет выделено регионами.

Таким образом, современная рыночная экономика "регулируется государством". Более того, сегодня государство является гарантом стабильности, оптимальности и цивилизации рыночной экономики. Но при всем этом государственное регулирование не лишает фирмы, предпринимателей и жителей экономической свободы. В критериях рыночной экономики, в том числе при наличии бесчисленных методов и типов, государственное регулирование очень ограничено. Фирмы, предприниматели и простые граждане сохраняют значительные возможности для самоуправления, остаются зоны управленческих действий, на которые не влияет государственное регулирование.

Заключение 

Рассматривая и изучая основы современной рыночной экономики, ее отличия от централизованно контролируемой экономики, контролируемой государством, мы видим, что эффективность любой финансовой модели определяется ее жизнеспособностью, способностью постоянно и правильно реагировать на внешние и внутренние факторы. дисбалансы. 

Рыночную экономику России можно назвать смешанной экономикой, в которой рынок смешан с государственным регулированием. Ни одна из финансовых систем не существует в чисто образцовой форме. Как у медали есть внешняя и обратная сторона, так и у российской финансовой системы есть свои плюсы и минусы. В результате необходимо стремиться к системе, которая создает более подходящие условия жизни для населения и приемлемый уровень организации экономики.

Современная рыночная экономика в настоящий момент представляется совершенной системой всего, что когда-то существовало. Его главная особенность будет состоять в том, что он удачно сочетает в себе черты совершенно разных экономических систем: чистый капитализм и командно-административную экономику, хотя доминируют черты чистого капитализма. Рыночная экономика считается более адаптируемой к изменяющимся внутренним и внешним условиям, иными словами, эластичной. Этот тип управления присущ современным экономически развитым странам.

Рыночная экономика, как и любая другая экономическая система, имеет свои преимущества и недостатки, но, несмотря на свои недостатки, она является самой надежной экономической системой, поскольку все недостатки рынка ничто по сравнению с его преимуществами, гибкостью и эластичностью. В случае, когда рынок не в состоянии справиться с какой-либо задачей или решение этой проблемы заранее станет неэффективным, государство приходит ему на помощь.

Целью государственного регулирования экономики считается поддержание финансовой и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без вмешательства правительства, поскольку государственному регулированию назначены следующие основные функции: поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение государственной обороны и другие. Однако правительство не может вмешиваться в те области рынка, где его регулирующие механизмы достаточны. В противном случае это может привести к разрушению рыночной системы и превращению ее в командно-административную систему.

Рыночная система оказалась более эффективной и гибкой, чтобы справляться с серьезными экономическими трудностями. В прогрессивной рыночной экономике существует большое количество типов рынков, которые не существуют отдельно, они взаимосвязаны и действуют друг на друга. Невыполнение баланса на одном из них может повлиять на остальные рынки и экономику страны в целом.