Долгосрочный бюджетный прогноз, проблемы его разработки и использования в процессе управления общественными финансами

Содержание:

  1. Долгосрочное бюджетное планирование
  2. Условия развития экономики в период до 2023 года
  3. Приоритетные направления бюджетной политики на период до 2023 года
  4. Совершенствование налоговой политики
  5. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Типичные правонарушений при расходовании бюджетных средств по отчетам Счетной палаты российской Федерации и Федерального казначейства
Финансовые санкции и их виды
Наиболее значимые компьютерные технологии для казначейской работы
Организация централизованного казначейства крупного конгломерата организаций

 

Введение:

Создание экономики нового типа и проведение структурных реформ для повышения качества жизни в условиях, созданных в последние годы, в основе рыночной экономики требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовую поддержку, так и роль государства в экономике, а также взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и эффективность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики, бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия является одним из инструментов бюджетной политики.

Основная цель долгосрочного бюджетного планирования - связать текущую бюджетную политику с задачами создания долгосрочного устойчивого экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения.

Важным средством обеспечения долгосрочного фискального баланса является реформа отдельных секторов государственного сектора, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.

Долгосрочное бюджетное планирование

Важным средством обеспечения долгосрочного фискального баланса является реформа отдельных секторов государственного сектора, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.

В некоторых странах долгосрочные бюджетные прогнозы являются неотъемлемой частью годового бюджетного процесса; другие только иногда делают такие прогнозы. Большинство стран, использующих долгосрочное прогнозирование, имеют задачу интеграции краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования. Это означает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включенные в краткосрочные бюджеты, должны основываться на контрольных показателях, разработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы должны регулярно обновляться с учетом реальных условий экономического развития, возможной переоценки перечня приоритетных задач и изменений внешних условий.

Долгосрочное бюджетное планирование применяется многими странами, в частности, США, Великобританией, Новой Зеландией, Австралией и другими. Необходимость перехода к долгосрочному бюджетному планированию определяется, прежде всего, угрозой устойчивости бюджета в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций (прежде всего демографических). Старение населения в большинстве развитых стран ведет к увеличению социальных расходов (на пенсионное обеспечение, здравоохранение и т. д.), змедлению экономического роста и снижению доходов бюджета. Таким образом, рост расходов в странах ЕС в течение следующих 40 лет, связанный со старением населения, может достичь 8% ВВП. Результатом может стать значительное увеличение дефицита бюджета и серьезное ослабление макроэкономического баланса. Горизонт долгосрочного планирования в разных странах варьируется от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

В России проблемы бюджетной устойчивости вызваны не только старением населения, но и высокой степенью зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора (добыча и экспорт нефти и газа) и внешней среды в сырьевых товарах. рынки. Структурные сдвиги, связанные с относительно медленным ростом нефтегазового сектора, а также с повышением реального курса рубля, приводят к снижению доли этого сектора в экономике.

В условиях, когда налоговая нагрузка в этом секторе значительно превышает нагрузку в других секторах, эта тенденция приводит к сокращению доходов бюджета. К этому следует добавить колебания цен на углеводороды, которые существенно влияют на налоговые поступления от нефтегазового сектора.

Кроме того, долгосрочное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет избежать инерционного подхода, когда распределения распределяются на основе тенденций индексации предыдущих лет. Также важно, чтобы большинство мер по снижению затрат при сохранении уровня качества предоставляемых государственных услуг предусматривало реформу соответствующего сектора экономики. Такие структурные реформы имеют длительный период реализации. Долгосрочное планирование позволяет своевременно определить их потребности и сбалансированный подход к реализации.

Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность решений, принятых в этой области, позволяя всесторонне оценить их долгосрочные последствия. Достижению этой цели также способствует прозрачность бюджетной политики: публикация и широкое публичное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования.

Долгосрочное планирование также может стать реальным шагом к повышению эффективности бюджетных расходов, одновременно выступая в качестве сдерживающего фактора неоправданного роста расходов.

Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование может сыграть важную роль в улучшении макроэкономического баланса и качества бюджетной политики в целом.

В 1990-х - начале 2000-х гг. Правительство не смогло осуществить долгосрочное бюджетное планирование из-за нестабильной макроэкономической ситуации, чрезвычайно высокой инфляции и отсутствия законодательной базы, определяющей институциональную базу российской экономики и бюджетного процесса.

Важным средством обеспечения долгосрочного фискального баланса является реформа отдельных секторов государственного сектора, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.

В некоторых странах долгосрочные бюджетные прогнозы являются неотъемлемой частью годового бюджетного процесса; другие только иногда делают такие прогнозы. Большинство стран, использующих долгосрочное прогнозирование, имеют задачу интеграции краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования. Это означает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включенные в краткосрочные бюджеты, должны основываться на контрольных показателях, разработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы должны регулярно обновляться с учетом реальных условий экономического развития, возможной переоценки перечня приоритетных задач и изменений внешних условий.

Долгосрочное бюджетное планирование используется многими странами, в частности, США, Великобританией, Новой Зеландией, Австралией и другими. Необходимость перехода к долгосрочному бюджетному планированию определяется, прежде всего, угрозой стабильности бюджета перед лицом неблагоприятных долгосрочных тенденций (прежде всего демографических). Старение населения в большинстве развитых стран приводит к увеличению социальных расходов (на пенсионное обеспечение, здравоохранение и т. д.), замедлению экономического роста и снижению доходов бюджета. Таким образом, рост расходов в ЕС в течение следующих 40 лет, связанный со старением населения, может составить 8% ВВП. Результатом может стать значительное увеличение дефицита бюджета и серьезное ослабление макроэкономического баланса. Горизонт долгосрочного планирования в разных странах варьируется от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

В России проблемы устойчивости бюджета обусловлены не только старением населения, но и высокой степенью зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора (добыча и экспорт нефти и газа) и внешней среды в стране. товары. рынки. Структурные сдвиги, связанные с относительно медленным ростом нефтегазового сектора, а также с повышением реального курса рубля, приводят к снижению доли этого сектора в экономике. В ситуации, когда налоговая нагрузка в этом секторе значительно превышает нагрузку в других секторах, эта тенденция приводит к сокращению доходов бюджета. К этому следует добавить колебания цен на углеводороды, которые существенно влияют на налоговые поступления от нефтегазового сектора.

Кроме того, долгосрочное планирование позволяет нам формулировать приоритетные задачи, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет избежать инерционного подхода при распределении распределений на основе тенденций индексации предыдущих лет. Также важно, чтобы большинство мер по снижению затрат при сохранении уровня качества предоставляемых государственных услуг включало реформу соответствующего сектора экономики. Такие структурные реформы имеют длительный период реализации. Долгосрочное планирование позволяет своевременно определять свои потребности и взвешенно подходить к реализации.

Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность решений, принятых в этой области, позволяя провести комплексную оценку их долгосрочных последствий. Достижению этой цели также способствует прозрачность бюджетной политики: публикация и широкое публичное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования.

Долгосрочное планирование также может стать реальным шагом к повышению эффективности бюджетных расходов, одновременно выступая в качестве сдерживающего фактора для неоправданного роста затрат.

Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование может сыграть важную роль в улучшении макроэкономического баланса и качества бюджетной политики в целом.

В 1990-х - начале 2000-х гг. Правительство не смогло осуществить долгосрочное бюджетное планирование из-за нестабильной макроэкономической ситуации, чрезвычайно высокой инфляции и отсутствия законодательной базы, определяющей институциональную базу российской экономики и бюджетного процесса.

В ходе налоговой реформы налоговая нагрузка на несырьевые отрасли была снижена с одновременным увеличением изъятия природной ренты, вызванной добычей полезных ископаемых в бюджет. Это создало условия для диверсификации экономики и предотвращения «голландской болезни» в условиях быстрого роста цен на сырье. Ставки всех основных налогов были снижены, а налоги, взимаемые со всей себестоимости, были отменены, и поэтому наиболее сильно искажающие обычные стимулы для производителей (в частности, препятствовали увеличению степени переработки).

Создание Стабилизационного фонда помогло не только застраховать бюджетную систему от негативных последствий падения экспортных цен, но и обеспечило стабильность национальной валюты при быстром росте мировых цен на углеводороды. В условиях высокого положительного сальдо торгового баланса использование механизма Стабилизационного фонда сыграло важную роль в предотвращении роста инфляции и стабилизации обменного курса. Впоследствии реформа Стабилизационного фонда позволила нам перейти от краткосрочного сглаживания затрат к долгосрочной макроэкономической стабилизации с учетом возможных колебаний мировых цен и ограниченных запасов полезных ископаемых.

Была проведена комплексная реформа межбюджетных отношений, включая четкое распределение расходных обязательств и доходов между всеми уровнями бюджетной системы, введение новой объективной методологии распределения финансовой поддержки по регионам, нахождение баланса между децентрализацией доходов и выравниванием бюджетного обеспечения.

Одной из решающих предпосылок повышения эффективности бюджетной политики была концентрация бюджетных ресурсов в ключевых областях государственной политики и структурных реформ.

Приоритетные области включают, в частности, развитие человеческого капитала (здравоохранение и образование), расширение инфраструктуры, обеспечение как потребностей населения, так и ускоренное развитие производства, укрепление судебной системы и решение проблем бедности. Удачным примером финансирования приоритетных направлений являются национальные проекты.

Резкое ограничение внутренних заимствований с почти полным отказом от внешних заимствований в сочетании с досрочным погашением значительной части внешнего долга из Стабилизационного фонда привело к тому, что государственный долг сократился примерно до 7% ВВП, что значительно ниже, чем в большинстве развитых стран и стран с переходной экономикой. Значительно уменьшена нагрузка на бюджет по обслуживанию долга.

В последние годы государственная политика поддержки экономического роста значительно усилилась. Был создан Инвестиционный фонд, Российский банк развития, и расходы на национальную экономику росли более быстрыми темпами. Важно, чтобы увеличение расходов сопровождалось разработкой новых форм реализации государственных инвестиций. Таким образом, все проекты, финансируемые из средств Инвестиционного фонда, реализуются на основе государственно-частного партнерства.

Началось использование принципов составления бюджета, ориентированного на конкретные результаты. Основная задача в этой области реформы состоит в том, чтобы перевести бюджетный процесс с управления бюджетными ресурсами на управление результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса в контексте четких планов на среднесрочную перспективу.

В 2007 году был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года. Переход к среднесрочному бюджетному планированию позволяет повысить «целевой» характер бюджетной политики и в большей степени отражать приоритеты социально-экономического развития.

Осуществление ответственной фискальной политики, снижение всех видов макроэкономических рисков, связанных с системой государственных финансов, привело к повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, снижению стоимости заемного капитала и стало важным фактор ускорения развития российской экономики.

Важнейшими задачами нового этапа бюджетной политики являются:

  • приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, что позволяет учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
  • улучшение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
  • сокращение бедности, повышение эффективности социальной политики,
  • конкурентные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к реализации услуг, финансируемых из государственного бюджета;
  • открытость и доступность информации о выполнении расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

Условия развития экономики в период до 2023 года

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, который использовался при разработке финансового плана до 2023 года, основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития. Развитие Российской Федерации (КРА). MDC призван обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной бизнес-среды, улучшения качества государственных институтов при сохранении макроэкономической стабильности.

Развитие экономики в предстоящий период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Несмотря на то, что благодаря мерам демографической и социальной политики, улучшению здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни, сокращение населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится незначительным увеличением, старение Процесс будет продолжен. В результате доля трудоспособного населения снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно, экономически активное население уменьшится на 11% (в среднем на 0,8% в год).

На динамику основных экономических показателей и доходов бюджета по-прежнему существенное влияние оказывает ситуация с мировыми ценами на традиционный российский экспорт, прежде всего на нефть. В сценарии базового прогноза цена на нефть марки Urals снижается с 2009 по 2011 годы. Начиная с 2013 года ожидается возобновление роста цен на нефть, и к 2023 году она достигнет 106 долларов за баррель. В целом, с 2010 по 2023 год цены на нефть в долларах 2008 года будут колебаться от 64 до 70 долларов за баррель.

Долгосрочный бюджетный прогноз, проблемы его разработки и использования в процессе управления общественными финансами

Результатом политики модернизации экономики и усилий по ее диверсификации должен стать стабильно высокий рост ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти в 2,5 раза за 15 лет, что соответствует средним темпам экономического роста в 6,3% в год. Учитывая сокращение рабочей силы, это потребует более быстрого увеличения производительности труда. Его рост составит в среднем 6,9% в год. Дефицит рабочей силы увеличит занятость - уровень безработицы упадет ниже 3% к концу периода. В то же время распространение неформальной занятости прекратится: отношение числа занятых к общей численности занятых в экономике практически не изменится.

Экономический рост будет основан на сочетании различных источников: потребительский, инвестиционный спрос и внешний спрос. Розничные продажи будут расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал - на 10,0% в год. Объем промышленного производства за этот период вырастет в 2,1 раза.

Существующие и ожидаемые условия развития нефтегазового сектора определяют сохранение относительно низких темпов роста добычи углеводородов. Среднегодовой рост добычи нефти составит всего 0,5%, темпы роста добычи газа будут лишь незначительно быстрее, составив 1,9%. Это повлияет на динамику экспорта энергоносителей. Физический объем экспорта нефти за этот период практически не изменится, а экспорт природного газа увеличится на 57% (в среднем на 3,0% в год).

Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом долларовой инфляции) приведет к трехкратному снижению отношения стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП: с 17% в 2007-2008 годах. до 6% в 2023 году. Это будет частично компенсировано относительно быстрым ростом несырьевого экспорта в результате мер по диверсификации экономики. Стоимость несырьевого экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его доля в общем объеме экспорта увеличится с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП за рассматриваемый период снизится вдвое - с 26% в 2008 году до 13% в 2023 году.

Высокие темпы роста внутреннего спроса, вызванные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 года. К этому времени отношение импорта к ВВП увеличится до 20% (по сравнению с 17% в 2008). В последующие годы интенсификация импортозамещающего производства замедлит рост импорта, так что к 2023 году он составит всего 15% ВВП.

Значительный профицит баланса внешней торговли (более 9% ВВП в 2008 году) будет заменен к 2011 году его небольшим дефицитом. Интенсификация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволит нам сохранить относительно небольшой размер торгового дефицита, не превышающий 2,5% ВВП.

Учитывая нехватку рабочей силы, а также ускоренный рост производительности труда и изъятие заработной платы из теневого оборота, реальная заработная плата будет продолжать расти более быстрыми темпами (в среднем 8,8% в год). В результате доля фонда оплаты труда в ВВП вырастет с 25% в 2008 году до 29% в 2023 году. За это время реальные располагаемые доходы населения увеличатся в 2,8 раза.

Результатом увеличения доли в ВВП фонда заработной платы станет сокращение прибыли: его величина снизится с 24% в 2008 году до 21% в 2014 году, после чего он стабилизируется на этом уровне.

Приоритетные направления бюджетной политики на период до 2023 года

Бюджетная политика играет решающую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Средства, эквивалентные более чем одной трети ВВП, проходят через бюджетную систему, она обеспечивает финансирование всех сфер деятельности государства: поддержание безопасности и общественного порядка в стране, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для экономического развития, обеспечение пожилого возраста и пенсии по инвалидности, сокращение бедности и сглаживание региональных различий.

Конечная цель бюджетной политики - повышение уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиты их безопасности и предоставления социальных гарантий.

Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства и Борьба с коррупцией является необходимой предпосылкой для достижения этой цели. Непосредственный вклад в его достижение должен внести комплексное решение демографической проблемы.

Основой для решения этих проблем является высокий уровень устойчивого экономического роста, обеспечивающий создание новых рабочих мест, увеличение доходов и расширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Государство также должно обеспечить безусловное выполнение своих обязательств независимо от колебаний внешней среды, поддержание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков.

Обеспечение обороны и безопасности является обязательным условием развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых мощных армий в мире, включая ядерный компонент, является характерной чертой российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое перевооружение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предотвращение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются одними из основных приоритеты бюджетных расходов.

Эффективность правового регулирования, способность государства принимать справедливые законы и обеспечивать их соблюдение наряду с финансовой безопасностью одинаково необходимы для достижения целей бюджетной политики. Значительный вклад вносят в рамках законодательно установленных полномочий и обязанностей органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Ряд государственных обязательств выполняется за счет государственных внебюджетных средств.

Развитие общества и изменение экономической среды предъявляют все новые требования к качеству бюджетной политики. Граждане ожидают, что государство улучшит качество образования и здравоохранения, решит проблемы бедности, а бизнес ожидает развития производственной инфраструктуры. Чтобы оправдать эти ожидания, недостаточно провести определенные реформы в области бюджетной политики, потребуется решительное улучшение качества всей бюджетной политики.

Совершенствование налоговой политики

На сегодняшний день в Российской Федерации в целом формирование основ современной налоговой системы завершено. В ходе налоговой реформы, проведенной в Российской Федерации, ряд налогов был отменен, базовые налоговые ставки были снижены, и были созданы условия для снижения налоговой нагрузки на малые предприятия. Изменения в структуре налоговой системы, в том числе принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчили различия в инвестиционной привлекательности отраслей и создали условия для диверсификации экономики.

В результате налоговая нагрузка на экономику, исключая нефтегазовый сектор, снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в ​​странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Низкие по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.

Тем не менее характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических проблем для этого этапа, среди которых недостаточный уровень развития базовых институтов (в том числе правоохранительных органов, обеспечения исполнения договоров), уровень развития судебной системы и защита прав собственности. В этих условиях налоговая реформа, проведенная в последние годы, является лишь одним из компонентов реформ, направленных на повышение конкурентоспособности налоговой системы.

Учитывая, что ожидаемые структурные изменения в экономике приведут к значительному сокращению доходов бюджета (в основном за счет сокращения доли нефтегазового сектора, уменьшения доли импорта в ВВП), а также с учетом Ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не позволяет принять налоговые меры политики, которые могут привести к дальнейшему значительному сокращению доходов бюджета.

Таким образом, долгосрочные направления налоговой политики основаны на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания уровня налогового бремени, которое, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста. и, с другой стороны, удовлетворяет потребности расширенного правительства в доходах для предоставления основных государственных услуг и выполнения своих функций.

Исходя из вышеизложенного, необходимо обеспечить реализацию следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики. Повышение эффективности налогового администрирования. Сбор основных налогов может быть достигнут за счет снижения вероятности уклонения от уплаты налогов. В то же время необходимо снизить расходы налогоплательщиков, связанные с реализацией налогового законодательства и созданием препятствий для развития инновационного сектора экономики и активизации инвестиционных процессов. Необходимо продолжить работу по реализации административных регламентов налоговых органов. Эффективность работы налоговых органов должна оцениваться на основе открытых критериев, в том числе с учетом качества обслуживания налогоплательщиков.

Заключение

Основная цель создания Резервного фонда состояла в том, чтобы гарантировать среднесрочную финансовую стабильность в случае резкого снижения цен на энергоносители. На момент принятия решения о нормативном объеме фонда долгосрочный прогноз цен на нефть предполагал, что средняя цена составит около 45 долларов за баррель в долгосрочной перспективе (в ценах 2007 года). В этом случае Резервный фонд обеспечил, чтобы передача нефти и газа в федеральный бюджет была переведена в установленном размере на 10-15 лет, а также гарантировал, что он будет храниться в течение 3-5 лет в случае резкого падения. цены на нефть около 30 долларов за баррель.

На сегодняшний день ожидаемый уровень цен на энергоносители в долгосрочной перспективе был существенно пересмотрен в сторону повышения, в среднем, примерно до 70-80 долларов за баррель нефти. В таких условиях вероятность падения цен до уровня 30 долларов кажется очень низкой, а требования к Резервному фонду несколько смягчены - необходимо обеспечить среднесрочную стабильность при ценах около 50 долларов за баррель (в ценах 2008 года).

С другой стороны, проблемы пенсионной системы становятся все более острыми, особенно в условиях более высокой, чем ожидалось, инфляции. Первоначально предполагалось использовать только инвестиционный доход Фонда национального благосостояния для дополнительного финансирования пенсионной системы, однако это значительно увеличивает нагрузку на федеральный бюджет, поэтому представляется целесообразным ввести ежегодный целевой трансферт из ФНБ (эквивалентно 0,6% ВВП).

Вышеуказанные изменения приводят к необходимости пересмотра формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Анализ показывает, что при более прогнозируемой динамике цен на нефть нормативный размер Резервного фонда может быть уменьшен до 6% ВВП без ущерба для безопасности бюджетной системы.

В условиях относительно низкого уровня цен на нефть (соответствующего ожидаемой в 2007 году динамике) Резервный фонд истощается в течение 15-летнего периода как с нормативной стоимостью Резервного фонда в 10%, так и с нормативной стоимостью 6 %. Единственная разница состоит в том, что в первом случае это происходит в 2022 году, а во втором - в 2020 году. Эта небольшая разница объясняется тем, что начиная с 2012 года доходы от нефти и газа в этом сценарии недостаточны для поддержания нормативного значения Резервный фонд и его фонды начинают сокращаться в процентах от ВВП.

В случае высоких цен на нефть использование стандарта 6% позволяет поддерживать это значение в течение всего 15-летнего периода. Таким образом, при высоких ценах на нефть предложенный скорректированный стандарт формирования Резервного фонда достаточен для обеспечения бюджетной безопасности. В случае снижения цен на нефть разница между новыми и предыдущими стандартами не столь значительна.

В целом это позволяет сделать вывод о том, что предлагаемое изменение параметров формирования Резервного фонда не окажет негативного влияния на выполнение его задачи - обеспечения фискальной стабильности - с учетом новых макроэкономических условий и ожидаемых цен на нефть. Другими словами, предлагаемые изменения в структуре нефтегазовых фондов соответствуют текущей ситуации и долгосрочным тенденциям, что позволяет Резервному фонду выполнять стабилизирующую функцию, а Фонду национального благосостояния поддерживать пенсионную систему.