Дисгармоничное семейное воспитание как фактор возникновения нарушений в поведении ребенка

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста
Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи
Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку
Личностные особенности подростков с высоким уровнем переживания одиночества и факторы его преодоления


Введение:

Актуальность данного исследования заключается в увеличении числа случаев аддиктивного поведения. В настоящее время количество наркозависимых резко растет во всем мире, в том числе и в нашей стране. По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами, изменяющими сознание, приняло характер эпидемии. Например, в России около 40% взрослого населения страдают от химической зависимости. Кроме того, около 80% подростков имеют опыт употребления наркотиков, и 10% из них уже больны. К этому следует добавить, что растет число проблемных семей, так или иначе сталкивающихся с проблемой зависимости и нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи.

Рост эпидемии поддерживается, в частности, преобладающим отношением общества к зависимости - отрицанием того, что зависимость является первичным, хроническим, прогрессирующим и смертельным заболеванием. Рассматривая алкоголика или наркомана как безнравственного, падшего человека, как правило, также выбирают подходящие методы воздействия на него, среди которых методы, основанные на психологическом страхе, остаются наиболее распространенными. Тактика запугивания применяется повсеместно, начиная с антиалкогольной пропаганды и заканчивая различными клиническими методами лечения (эспераль, тире, кодирование и т. д.). Нетрудно представить, что происходит в таких ситуациях. С одной стороны, алкоголик под страхом смерти в некоторых случаях действительно прекращает употреблять алкоголь, с другой стороны, он становится психологически зависимым от собственного страха, который с этого момента начинает сопровождать его жизнь.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что нарушенный психологический климат в семье влияет на подростка, затрагивая все аспекты его умственной деятельности, мировоззрения, поведения, его системы убеждений и ценностей.

Целью исследования является выявление взаимосвязи между нарушенным психологическим климатом в семье, личностными характеристиками и проявлением аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Объектом исследования являются виды семейного воспитания и возможные нарушения воспитания в семье, предметом является влияние нарушений семейного воспитания на проявление аддиктивного поведения у подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что отношение, поведение и методы воспитания детей и, следовательно, особый характер личности у подростков представляют собой риск возникновения привыкания.

Для достижения этой цели и проверки выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:

  1. проанализировать теоретическую литературу по проблеме девиантного и вызывающего привыкание поведения;
  2. изучить психологические особенности личности подростка;
  3. изучить особенности личности подростка с зависимым поведением;
  4. изучить психологическую ситуацию в семье подростков;
  5. анализировать полученные данные;
  6. сделать выводы на основании исследования.

Исследовательская работа:

  1. «Пристрастие к различным пристрастиям в современной семье» Макушина О.П. (Социальная психология и общество № 4/2011), 2011.
  2. «Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности» Д.В. Четвериков 2002

В работе использовался следующий набор методов:

  • Методы сбора теоретической информации: анализ, обобщение, обобщение научных идей и мнений, имеющихся в психологической литературе, по проблемам аддиктивного поведения подростков и проблемам типов образования.
  • Методы сбора эмпирической информации
  1. Методология «Родительско-детские отношения подростков» (ДРОП)
  2. Анкета «Анализ семейной тревожности» (АСТ) Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Justickis
  3. Методология индекса воспринимаемой вины (PGI) Джон Р. Оттербахер, Дэвид С. Мунц.
  4. Анкета «Зависимость от аддиктивного поведения» В.Д. Менделевич
  5. Метод А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Kalina
  6. (САМОАЛ) Диагностика самореализации личности.
  • Методы обработки результатов исследования: тестирование, опрос и статистический анализ выборки. Качественный и количественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования. В работе были получены определенные факты о том, что в результате ненадлежащего воспитания, негативного психологического климата в семье подростки более склонны к аддиктивному поведению.

Теоретические аспекты изучения аддиктивного поведения у подростков и факторы, способствующие его формированию

Понятие наркомании

«Аддиктивное поведение (от английской зависимости - зависимость, порочная зависимость) является одной из форм девиантного, девиантного поведения с формированием желания убежать от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством потребление определенных психоактивных веществ. Приобретение и использование этих веществ приводит к постоянному сосредоточению на определенных видах деятельности. "[psyera.ru]

Корни аддиктивного поведения - в нарушенной адаптации к изменяющимся условиям макро- и микросреды. Зависимость может быть классифицирована.

Можно выделить следующие виды зависимости:

  • Зависимость - (от греч. НЬЗЗ / narkз / - онемение, сон и м? НЯб / мания / - безумие, страсть, влечение.) - хроническое прогрессирующее заболевание, вызываемое употреблением наркотических веществ.
  • Алкоголизм - это заболевание, для которого характерна болезненная зависимость от алкоголя (этилового спирта) с психической и физической зависимостью от него. Алкоголизм характеризуется потерей контроля над количеством потребляемого алкоголя, увеличением толерантности к алкоголю (увеличение доз алкоголя, необходимых для достижения удовлетворения), симптомами абстиненции (похмелья), токсическим повреждением органов и нарушениями памяти у индивидуума. события, которые произошли во время опьянения.
  • Злоупотребление психоактивными веществами - это заболевание, проявляющееся умственной, а иногда и физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список лекарств. Психоактивные токсические вещества обладают такими же свойствами, что и наркотик (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость) (Д.П. Короленко, 2000, М.В. Коркина, Лакосина, А.Е. Личко, 1995).
  • Компьютерная и интернет-зависимость.
  • Религиозный фанатизм (участие в секте).

«Начало формирования аддиктивного процесса всегда происходит на эмоциональном уровне». «Отправной точкой является переживание сильного острого изменения психического состояния в форме повышения настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, чувства драмы, риска в связи с определенными действиями (принятие вещества, которое меняет психическое состояние, опыт в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного возбуждения при знакомстве с коллекцией и т. д.) и закрепление этой связи в уме».

Этапы формирования аддиктивного поведения.

Любая зависимость развивается одинаково и имеет четыре стадии.

Экспериментирование - регулярное использование (поиск эмоционального подъема) - злоупотребление (обычный способ эмоционального подъема) - зависимость (использование предмета зависимости, чтобы привести себя в нормальное состояние)

Поведение наркоманов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих черт.

Снижение терпимости к трудностям определяется наличием гедонистического отношения (стремление к немедленному удовольствию, удовлетворение своих желаний). Если желания наркоманов не удовлетворяются, они отвечают либо вспышками негативных эмоций, либо избегая возникших проблем.

Скрытый комплекс неполноценности проявляется «в частых перепадах настроения, незащищенности и избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверены».

Желание солгать. Наркоманы часто не выполняют своих обещаний, отличаются несоблюдением договоров. Желание обвинить невинного, даже если известно, что человек на самом деле не виноват.

Избегание ответственности при принятии решений и возложение на других, поиск оправдательных аргументов в нужное время.

Стереотип, повторяемость поведения. Преобладающий стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Зависимость проявляется в форме подчинения влиянию других людей с зависимой ориентацией. Иногда возникает пассивность, отсутствие независимости, желание получить поддержку.

Тревога у наркоманов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимостью. Особенность в том, что в кризисных ситуациях беспокойство может отойти на задний план, в то время как в обычной жизни оно может происходить без видимой причины или в событиях, которые не являются реальной причиной для опыта.

Психологические особенности аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Именно подростковый возраст является наиболее «благоприятным» для формирования зависимого поведения. «В этом возрасте происходит формирование образа самого себя. И каким будет этот образ, зависит от условий, окружающих подростка. В это время все деликатные места разрываются. Напряжение достигает своего апогея. И правильное поведение родителей может помочь подростку пережить этот кризис ».

Подросток определяет выбор трудностей в адаптации к сложным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на работе, потеря близких, резкое изменение привычных стереотипов.

Он не может избавиться от стресса иначе, чем прибегнуть к употреблению психоактивных веществ или одержимости в любой профессии (компьютер, интернет-зависимость или расстройства пищевого поведения, которые также связаны с зависимым поведением).

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, когда он сталкивается с психологическим дискомфортом, человек стремится уйти от реальности, пытается искусственно изменить свое психическое состояние, создавая иллюзию безопасности, восстановление баланса.

Зависимость очень привлекательна для подростка в том смысле, что это путь наименьшего сопротивления. Из-за возраста и отсутствия опыта подростку трудно установить межличностные контакты, гораздо легче установить контакт с неодушевленными предметами - в нашем случае, с психоактивными веществами.

Подростковый период осложняется тем, что наступает период полового созревания, человек в это время, из-за гормонального фона, становится очень раздражительным, его настроение нестабильно. Подросток хочет добиться признания среди взрослых и сверстников. Для него очень важно быть принятым в компанию сверстников - в результате возникновение аддиктивного поведения может быть связано с компанией и желанием подчиниться.

Виды семейного дисгармоничного воспитания. Возможные нарушения воспитания в семье

Роль семьи в осуществлении социального контроля над поведением и адаптацией подростка чрезвычайно важна. Неспособность семьи справиться с этой задачей может привести подростка к сложной ситуации социальной дезадаптации, характеризующейся различными формами нарушения поведения или патологическими чертами личности.

Существует несколько видов дисгармоничного воспитания и нарушения родительско-детских отношений.

Гипоопека - характеризуется отсутствием заботы и внимания, опекой и контролем, интересом к ребенку и удовлетворением его потребностей. Это приводит к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка, так как отсутствие заботы, контроля поведения и ответственности связано с эмоциональным отторжением ребенка.

Существует несколько видов гипопротекции:

  • Чистота - характеризуется неудовлетворенностью потребностями ребенка и отсутствием контроля. Это может даже граничить с неудовлетворенностью жизненными потребностями, такими как еда, одежда, жилье.
  • Скрытый - низкий уровень защиты и отсутствие заботы. Здесь жизненные потребности удовлетворяются, однако эмоциональной связи нет. То есть в принципе требования предъявляются, но контроля нет.
  • Поблажка - родители стараются удовлетворить все потребности ребенка, просто чтобы не учить их самостоятельности, а просто избавиться и не тратить свое время. Те. желания кажутся выполненными, но только для того, чтобы ребенок не беспокоился. Дети в такой семье обычно избалованы, но им не хватает родительской любви.
  • Компенсаторная гиперопека. Он основан на гипо-уходе (здесь нет искреннего интереса, есть элементы эмоционального отторжения). Если в случае попустительства гипо-опеки компенсация осуществляется путем исполнения желаний ребенка, то здесь - в связи с усилением опеки. Ребенок постоянно находится в центре внимания, уровень беспокойства родителей высок в связи со здоровьем ребенка или страхом, что с ним что-то случится.

Гиперопеция - характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем патронажа.

Основой для такого типа воспитания может быть как любовь к ребенку, так и амбивалентное (иное) отношение к нему. Такое родительское поведение может быть связано с преобладанием мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества.

Несколько разновидностей гиперзащиты:

  • Condusive - симбиотические отношения с ребенком, безусловное эмоциональное принятие. В таких семьях как бы «культ ребенка» - бесконечные награды без причины, просто так. Те. не связано с какими-либо достижениями ребенка, что не имеет значения в развитии ребенка.
  • Доминантный - диктат родителей и доминирования проявляется в форме категорических, директивных и императивных суждений с целью установить неограниченную власть над ребенком, достичь его полного и беспрекословного послушания. Уверенность родителей в том, что ребенок сам не может ничего сделать правильно, недоверие, постоянный контроль.
  • Смешанный - переход от гипер-опеки к гипо-уходу, принятие скрытых форм

Нематериальных - то есть со стороны бабушек и дедушек и т. д.

Конфликтное образование - из-за использования разных видов образования от разных членов семьи. Это происходит из-за вовлечения в воспитание большого количества «воспитателей».

Неравномерное воспитание - характеризуется воспитанием с дефицитом морального общения с ребенком в более молодом возрасте и переизбытком его в более старшем возрасте. Так называемое "маятниковое" образование. Может зависеть от положения семьи родителей. Например, рождение второго ребенка, развод, смерть одного из родителей.

Воспитание в культе болезни - отношение ребенка к больному, слабому, беспомощному приводит к осознанию его исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок - «больной член семьи»

Воспитание детей по типу повышенной моральной ответственности - характеризуется чрезмерными требованиями к ребенку. Требования не соответствуют его возрасту, его особенностям.

Жестокое отношение - родители применяют очень широкий спектр наказаний, вознаграждений нет. Это может быть физическое наказание и игнорирование ребенка на эмоциональном уровне. Ребенок выполняет роль козла отпущения, «позор семьи» в семье. Его обвиняют во лжи, эгоизме, никчемности, агрессивности и т. д.

Гиперсоциализация образования - при воспитании ребенка родители ориентируются на его место в обществе, на достижения в обществе, на отношение к нему в группе. Более того, личные психофизические особенности ребенка не принимаются во внимание.

Воспитание детей вне семьи - воспитание в детских домах, школах-интернатах - очень негативно влияет на умственное развитие детей. Нарушения в формировании привязанности, эмпатии, развитии межличностных отношений. Очень часто воспитание вне семьи приводит к расстройствам эмоциональной сферы, агрессивности, жестокости и девиантному поведению.

Есть также очень интересные виды воспитания для нас.

Лишение родительской любви - родительская любовь - это инструмент манипулирования ребенком в качестве награды, которую нужно заработать.

Образование посредством обновления чувства вины является угрозой для развития личности ребенка, поскольку оно может стимулировать развитие низкой самооценки, самоотречения, самонаказания сознания.

Любое нарушение в воспитании ребенка может стать той нитью, которая приведет ребенка, у будущего подростка к привыканию. Поскольку в результате нарушения воспитания и семейных отношений нарушается самовосприятие ребенка, отношения с другими людьми (не членами семьи) показывают пример социальных отношений, пример межличностных отношений с противоположным полом, с друзьями. Формирует поведенческие стереотипы. Для ребенка очень важны родительские отношения, семейный психологический климат, отношения между отцом и матерью. Последствиями любого нарушения образования может стать девиантное поведение.

Актуализация вины

Чувство вины в разумных количествах является обязательным. Оно включает в себя как чувство ответственности, так и способность работать над собой, не совершать предыдущих ошибок, уважать других, быть хорошим работником, другом, сыном, родителем и т. д.

Но когда вина становится слишком сильной - состояние превращается в невроз. Невротическая личность может захотеть избавиться от своих страхов и чувств, а подросток, просто прибегающий к аддиктивному поведению, просто «забудет», снимет стресс. Следовательно. Возникает порочный круг - вина создает желание избавиться от него - использование психоактивных веществ снимает невроз на время его действия, но затем, после этого, развивается еще большее чувство вины и в результате симптомов отмены, и в результате нарушения правил общества, расстройств и разочарования близких.

Невроз вины (как и большинство неврозов) работает по принципу порочного круга. Если уже есть чувство вины, и для него все еще нет причин, мы, не подозревая об этом, придумываем все больше и больше причин для самобичевания, питая наш невроз.

Невротическая вина формируется под влиянием нескольких факторов:

  • «Виновный неудачник» - несбывшиеся ожидания родителей, возложенные на общество, а хуже всего - неоправдание собственных целей.
  • Вина перед родителями - подросток чувствует себя обязанным родителям. Часто родители используют в гневе слова «я за тебя ... и ты ...», что вызывает чувство вины. Более того, часто подросток не понимает, в чем он виноват, или не понимает силу своей вины, чувство не осознается, оно вытесняется и вызывает невроз.
  • Вина жертвы - чувство вины за несчастье, случившееся с человеком, никогда не может быть оправдано. Невозможно обоснованно обосновать, почему вы виновны в том, что вас избили, оскорбили, что с вами случилось что-то ужасное. Поэтому это чувство вины немедленно вытесняется и превращается в невроз.
  • Чувство вины после потери близких. Когда человек теряет любимого, возникает ощущение, что его можно было как-то предотвратить, а затем чувство вины: «Я не смог бы предотвратить».

Чаще всего такое чувство вины развивается с неожиданной потерей любимого человека. Когда любимый человек долго болеет, врачи как бы готовятся к неизбежной потере.

Подросток с реализацией этого типа вины может либо начать слишком заботиться о оставшихся близких, либо, наоборот, они боятся потерять того, кого любят очень сильно. В результате нежелание снова любить или желание дистанцироваться от тех, кого вы любили, из-за страха потери.

Чувство вины также может быть связано с глобальными надеждами родителей, возложенными на ребенка, но не исполненными им из-за их психофизиологических характеристик или банальной незаинтересованности. Ведь ребенок тоже человек.

Семья является одним из важнейших элементов социальной среды ребенка. Под влиянием отношений между родителями, отношений с родителями, семейных отношений с другими социальными элементами ребенок формируется как личность. На примере родителей и их отношений между собой и между другими людьми (друзьями, родственниками и т. д.) Строится очень большая часть отношений ребенка.

Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, его адаптация к изменяющимся жизненным обстоятельствам, формирование определенных когнитивных моделей и моделей поведения, которые позволяют более или менее адекватно воспринимать и решать определенные проблемы. Большинство отклонений в поведении наркоманов имеют единую основу - неправильную систему семейного воспитания, которая приводит к личной незрелости, социальной дезадаптации ребенка, большому количеству внутриличностных проблем и ограниченному набору способов их решения.

Самым простым для такого человека кажется аддиктивное поведение, как способ избежать всех проблем, которые выпали на подростка. Более того, это способ избежать внутриличностных проблем, поскольку психоактивные вещества не только уводят от реальности, но и изменяют сознание, что наиболее удобно при наличии неразрешимых проблем.

Но хуже всего то, что проблемы от этого не решаются, а появляются только новые. Злоупотребление психоактивными веществами быстро перерастает в привыкание и токсикоманию. Человека уже волнует только одно - найти следующую дозу, чтобы выжить. В результате возникают новые проблемы, отсутствие помощи часто связано с тем, что обращаться за помощью страшно, и не с кем связаться.

Неоправданные ожидания актуализируют вину, приводят к неврозу. Подросток снова стремится вырваться из невроза с помощью психоактивных веществ. И разорвать этот замкнутый круг очень сложно.

Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у подростков и факторов его формирования

Эмпирическая исследовательская программа

Целью исследования является выявление взаимосвязи между нарушенным психологическим климатом в семье, личностными характеристиками и проявлением аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Исследуйте гипотезы.

Общая гипотеза. Отношение, поведение и методы воспитания детей, а также особая черта личности у подростков представляют собой риск возникновения привыкания.

Частная гипотеза 1. Дисгармоничное воспитание в семье приводит к формированию зависимости.

Частная гипотеза 2. Подростки, чья семья имеет более высокий уровень тревоги, имеют большую склонность к формированию зависимости.

Частная гипотеза 3. Социальная дезадаптация, неприятие себя и других, высказывания, эмоциональный дискомфорт и эскапизм являются факторами в проявлении зависимости.

Частная гипотеза 4. Большой воспринимаемый индекс вины указывает на склонность к аддиктивному поведению.

Задачи, решаемые в эмпирическом исследовании:

Чтобы проверить выдвинутые гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретическую литературу по проблеме девиантного и вызывающего привыкание поведения;
  2. изучить психологические особенности личности подростка;
  3. изучить особенности личности подростка с зависимым поведением;
  4. исследовать психологическую ситуацию в семье подростков;
  5. проанализировать данные;
  6. делать выводы на основе исследований;
  7. дать практические рекомендации по улучшению ситуации.

Эмпирическое исследование было основано на 3 организациях:

  1. Лицей им. Н.В. Гоголь (Кишинев)
  2. Республиканский наркологический диспансер (Кишинев)
  3. О.О. "Viata Noua" - Реабилитационный центр.

В исследовании приняли участие 15 человек из лицея. Н.В. Гоголь - подростки с не вызывающим привыкание поведением. А 15 человек проходят лечение в Республиканском наркологическом диспансере и Реабилитационном центре О.О. «Viata Noua» - аддиктивное поведение подростков. Общий размер выборки составил 30 человек.

Описание образца.

Для эмпирического исследования была взята группа подростков, состоящая из 30 человек.

Контрольную группу составили 15 подростков из полных семей, ученики 12-го класса лицея Н. В. Гоголя, не склонные к аддиктивному поведению.

Экспериментальная группа состояла из 15 подростков из семей с одним родителем, проходящих реабилитационную программу в Республиканском наркологическом диспансере в Кишиневе и в реабилитационном центре О.О. "Viata Noua". Возраст респондентов был не более 20 лет. Очень важно учитывать тот факт, что респондентов просили отвечать на вопросы, заданные на основе прошлых чувств. Те. как они себя чувствовали и каковы были их отношения, прежде чем использовать психоактивные вещества.

Методы исследования

В работе использован следующий комплекс метода сбора эмпирических данных:

  1. Методология «Родительско-детские отношения подростков» (ДРОП)
  2. Анкета «Анализ семейной тревожности» (АСТ) Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Justickis
  3. Методология индекса воспринимаемой вины (PGI) Джон Р. Оттербахер, Дэвид С. Мунц.
  4. Анкета «Зависимость от аддиктивного поведения» В.Д. Менделевич
  5. Метод А. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) Диагностика самореализации личности.

Методика «родительско-детские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами ребенка.

Работа с родителями и детьми является одним из старейших направлений практической психологии. Как и в большинстве других, в этой области работа психолога строится по следующей схеме: сбор информации (диагностика) - анализ информации - работа с выявленными проблемами. Поскольку в нашем исследовании были объявлены две группы подростков из полных и неполных семей, было разумно применить эту методологию для выявления влияния психологического климата в семье и взаимоотношений родителей и детей на обе группы подростков.

Наиболее полная и дифференцированная картина взаимоотношений родителей и детей позволяет нам выяснить методологию взаимоотношений родителей и детей подростков (DROP).

Включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:

  • Блок весов, описывающий характеристики эмоциональных отношений родителя и подростка
  1. принятие (проявление родителем любви и внимания),
  2. эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),
  3. эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
  • Блок весов с описанием особенностей общения и взаимодействия
  1. сотрудничество (совместное и равное выполнение заданий),
  2. принятие решения (особенности принятия решения в диаде)
  3. Конфликт (интенсивность конфликта, победитель конфликта),
  4. содействие автономии (передача ответственности подросткам)
  • Блок управления
  1. требовательность (количество и качество заявленных требований),
  2. мониторинг (осведомленность родителей о делах и интересах подростка),
  3. контроль (особенности системы контроля со стороны родителя),
  4. авторитаризм (полнота и неоспоримость родительского авторитета),
  5. особенности предоставления вознаграждений и наказаний (качество и количество оказанных оценочных воздействий).
  • Блок несогласованности / непротиворечивости отношений
  1. несоответствие (изменчивость и непоследовательность воспитательных методов родителя),
  2. неопределенность (сомнения родителей в верности своих образовательных усилий)
  • Дополнительные весы
  1. удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребности во внимании, информации),
  2. неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),
  3. отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),
  4. общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),
  5. шкала ценностной ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать положительные и отрицательные ценности, которые влияют на отношения с родителем)

Тексту анкеты предшествует письменная инструкция. Обработка данных осуществляется в соответствии с инструкциями. Эта анкета содержит описание различных особенностей родительского поведения. Каждое утверждение пронумеровано. Те же цифры указаны в листе ответов. Субъект оценивает, как поведение его родителей соответствует приведенным описаниям.

Для этого в качестве ответа он должен поставить на листе ответов рядом с вопросом номера соответствующий балл:

  1. если такое поведение никогда не встречается у вашего отца (матери);
  2. если такое поведение встречается редко у вашего отца (матери);
  3. если такое поведение встречается у вашего отца (матери) иногда;
  4. если такое поведение встречается у вашего отца (матери) часто.
  5. если такое поведение встречается у вашего отца (матери) всегда

Анкета «Анализ семейной тревожности» (АСТ) Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Justickis.

Метод предназначен для изучения общего фона опыта человека, связанного с его положением в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

Под «семейным беспокойством» авторы методологии понимают состояния тревоги одного или нескольких членов семьи, которые часто плохо распознаются и их трудно локализовать.

Характерным признаком этого типа беспокойства является наличие сомнений, страхов и опасений, касающихся, прежде всего, семьи - здоровья ее членов, их отсутствия и позднего возвращения, столкновений и конфликтов. Это беспокойство обычно не распространяется на внеземные сферы - производственную деятельность, семью, отношения с соседями и т. д.

Основой «семейного беспокойства», как правило, является плохо осознаваемая незащищенность личности в каком-то очень важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, в себе. Часто такие переживания, вопреки самооценке, вытесняются, что может проявляться в семейных отношениях в форме тревоги.

Важными составляющими «семейного беспокойства» являются также чувства беспомощности и неспособности вмешиваться в ход событий в семье, направлять ее в правильном направлении. Человек с тревогой, связанной с семьей, не чувствует, что он является значимым актером в семье, независимо от того, какую позицию он занимает в ней и насколько активно он играет в реальности.

Предлагаемая анкета содержит заявления о состоянии здоровья ребенка дома, в семье. Читая в свою очередь утверждения анкеты, нужно выбрать ответ, соответствующий отношению к этому утверждению.

За каждое совпадение ответов с ключом присуждается одно очко.

Наличие каждого параметра респондентом указывается с результатами по этой шкале: 5 и более баллов.

Также методика позволяет определить уровень общей семейной тревожности = чувство вины + тревожность + напряжение.

Интерпретация результатов теста

Subscala B - вина (семейная ошибка члена семьи) - неадекватное чувство индивидуума ответственности за все негативное, что происходит в семье.

Subscala T - беспокойство (семейное беспокойство члена семьи) - ощущение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий испытуемого.

Подшкала N - напряжение (семейное напряжение) - чувство, что выполнение семейных обязанностей является невозможной задачей для человека.

Индекс воспринимаемой вины (PGI) Авторы: Джон Р. Оттербахер, Дэвид С. Мунц.

Цель состоит в том, чтобы измерить вину как условие и как черты.

ЗГУ состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональный опыт вины как состояние (G-состояние) и как обобщенную самооценку (черта) (G-черта). Этот инструмент отличается от других, поскольку он рассчитывает только один индекс, а его значения основаны на данных, полученных от студентов колледжа. Анкета была создана на основе данных, полученных из выборки учащихся (n = 80), и была разработана на основе абзацев, состоящих из прилагательных и фраз, описывающих вину. Вторая выборка студентов колледжа оценивала каждый предмет с точки зрения интенсивности вины. 83 балла были выбраны на основе средних баллов. Затем другая (окончательная) выборка студентов оценивала баллы, используя семантический дифференциал. Из них 11 баллов были отобраны для расчета одномерного показателя эмоционального переживания вины.

Этот метод особенно полезен в ситуациях, когда необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на конкретные события или ситуации и может происходить в семейной терапии или при работе с несовершеннолетними правонарушителями. Когда обе шкалы (G-черта и G-состояние) используются вместе, желательно сначала представить шкалу G-черты.

Нормы: Нормативные данные не применяются. Оценки для всех предметов основаны на выборке из 55 учеников.

Надежность. Надежность обеих шкал указывается в терминах корреляции тест-повторный тест с интервалом в четыре недели. Индикаторы шкалы G-состояний не коррелируют друг с другом, как можно было ожидать при измерении состояния. Оценки G-черты слегка коррелировали друг с другом (0,30).

Обоснованность: начиная с измерения реакции чувства вины (второй метод обработки результатов), показывался PGI, чтобы быть чувствительным, чтобы определить количество вариантов, которые выпали как последовательность священной деноминации. Конкурентоспособность подтверждается различиями во взаимосвязи между показателями состояния и особенно чувствами вины в отношении групп, в которых вина возрастала и уменьшалась в течение четырехнедельного периода.

Анкета «Зависимость от аддиктивного поведения» В.Д. Менделевич

Методика, разработанная В.Д. Менделевич, позволяет выявить психологическую склонность личности к развитию алкоголизма и наркомании.

Анкета состоит из 116 утверждений, 41 из которых отражают зависимость человека от наркомании, 35 - от алкогольной зависимости, остальные 40 утверждений являются нейтральными.

Метод А. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) Диагностика самореализации личности.

Само понятие «самореализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личного потенциала. Самая полная самореализация заключается в реализации жизненных смысловых и ценностных ориентаций, то есть существует существенная, подлинная самореализация - удовлетворение потребности в самореализации как стремлении реализовать свои способности и таланты. Такая самореализация называется самоотдачей, самореализацией. Нередки случаи, когда самоосуществляющуюся личность можно назвать самореализующейся Такое синонимичное использование может в большей степени относиться к высшему уровню.

Шкала временной ориентации показывает, как человек живет в настоящем, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для людей, которые хорошо понимают жизненную ценность жизни «здесь и сейчас», которые могут наслаждаться текущим моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не сбрасывая со счетов ожидание будущих успехов. Низкие результаты - это люди, которые невротически погружены в прошлый опыт, с завышенным стремлением к достижениям, подозрительные и неуверенные.

Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале указывает на то, что человек разделяет ценности самореализующейся личности, среди которых А. Маслоу относит такие, как истина, доброта, красота, целостность, отсутствие двойственности, жизнеспособность, уникальность, совершенство, достижения, справедливость, порядок, простота, легкая легкая игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничной жизни и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Взгляд на природу человека может быть положительным (высокий балл) или отрицательным (низкий балл). Эта шкала описывает веру в людей, в силу человеческих возможностей. Высокий показатель можно интерпретировать как прочную основу для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественной симпатии и доверия к людям, честности, беспристрастности и доброй воли.

Высокая потребность в знаниях характерна для самореализующейся личности, всегда открытой для новых впечатлений. Эта шкала описывает способность быть познавательным - бескорыстная жажда нового, интерес к объектам, не связанный напрямую с удовлетворением каких-либо потребностей. Такие знания, считает А. Маслоу, более точны и эффективны, поскольку его процесс не искажается желаниями и побуждениями, а человек не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть, и ценит это.

Стремление к творчеству или творчеству является непременным атрибутом самореализации, которую можно просто назвать творческим отношением к жизни.

Автономия, по мнению большинства гуманистических психологов, является основным критерием психического здоровья человека, его целостности и полноты. Эта концепция тяготеет к таким чертам, как жизненность (самоподдержка) у Ф. Перлса, направленность изнутри (внутренняя направленность) у Д. Рисмана, зрелость (зрелость) у К. Роджерса. Самореализующаяся личность автономна, независима и свободна, но это не означает отчуждения и одиночества. С точки зрения Э. Фромма, автономия - это позитивная «свобода для», а не негативная «свобода от».

Спонтанность - это качество, возникающее из уверенности в себе и доверия к окружающему нас миру, которые характерны для самореализующихся людей. Высокий показатель спонтанности указывает на то, что самореализация стала образом жизни, а не мечтой или стремлением. Способность к стихийному поведению нарушена культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать только у маленьких детей. Спонтанность связана с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилий.

Самопонимание. Высокий показатель на этой шкале указывает на чувствительность человека и чувствительность к его желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, которая отделяет человека от их собственной сущности, они не склонны заменять свои собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и автосимпатичности, как правило, взаимосвязаны. Низкий балл по шкале самопонимания характерен для неуверенных в себе людей, сосредоточенных на мнении других. Рисман назвал этих людей «ориентированными извне», а не «ориентированными изнутри».

Автосимпатия является естественной основой психического здоровья и целостности личности. Низкими показателями являются люди невротичные, тревожные, неуверенные. Самосочувствие не означает глупое самодовольство или некритическое самовосприятие, это просто общепризнанная позитивная «Я-концепция», которая служит источником устойчивой адекватной самооценки.

Шкала контактов измеряет общительность человека, его способность устанавливать крепкие и дружеские отношения с окружающими. В вопроснике SAMOAL, контакт понимается не как уровень коммуникативных способностей или эффективных коммуникативных навыков человека, а как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа для синергетического формирования личности.

Масштаб гибкости в общении коррелирует с наличием или отсутствием социальных стереотипов, умением адекватно выражать себя в общении. Высокие показатели указывают на подлинное взаимодействие с другими, способность к самораскрытию. Люди с высокими оценками по этой шкале ориентированы на личное общение, не склонны прибегать к лжи или манипуляциям и не путают самораскрытие с самопрезентацией - стратегией и тактикой управления созданным впечатлением. Низкие показатели характерны для жестких людей, которые не уверены в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может быть увлекательным.

Процедура эмпирического исследования.

В лицее. Н.В. Гоголь в 12 классе провел опрос. Использование анкеты «Пристрастие к зависимому поведению» В.Д. Менделевич. Было собрано 45 комплектов анкет. Студенты были приглашены для участия в исследовании, им было предложено ответить на вопросы в формах, предоставленных во время урока. Получены следующие данные.

Склонность к алкогольной зависимости среди 12 классов (A + B).

Зависимость от наркомании среди 12 классов (A + B).

Далее я подсчитал результаты и выбрал экспериментальную группу - 15 человек.

Среди этих 15 человек в течение 2 недель я провел следующие опросы: методология «Отношения между детьми и родителями подростков» (DROP), опросник «Анализ семейной тревоги» (AST) E.G. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, методология «Индекс воспринимаемой вины» (Perceived Guilt Index, PGI) Джон Р. Оттербахер, Дэвид С. Мунц, метод А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) Диагностика самореализации личности. Подсчитав результаты, я получил стопку из 15 наборов анкет, по результатам которых вы можете увидеть, если вы посмотрите комплексно на анкеты PGI, AST, DROP - тенденция к зависимости меняется. Чем хуже климат в семье (особенно в отсутствие одного из родителей), тем более выражена склонность к зависимостям (согласно опроснику Менделевича). Далее были проведены опросы среди наркоманов - контрольную группу составили дети из О.О. Центр реабилитации. «Виата Ноуа» и Республиканский наркологический диспансер. Участники опроса должны были заполнить анкеты, но заполнить их на основе воспоминаний о прошлых отношениях. Те. Заполните методологию с учетом того, как это было до употребления психоактивных веществ. Это делается для того, чтобы выявить тенденции зависимости.

Посмотрите, влияли ли прошлые отношения на аддиктивное поведение.

Среди 15 человек были выполнены следующие методы:

  1. Методология «Родительско-детские отношения подростков» (ДРОП)
  2. Анкета «Анализ семейной тревожности» (АСТ) Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Justickis
  3. Методология индекса воспринимаемой вины (PGI) Джон Р. Оттербахер, Дэвид С. Мунц.
  4. Методология А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) Диагностика самореализации личности.

Собранные данные были обработаны в обеих группах в соответствии с инструкциями, приведенными в методах.

Анализ и обсуждение результатов

Тест 1 конкретной гипотезы. Используя методологию «Отношения между детьми и родителями подростков» (DROP), проведя исследование и получив конкретные результаты для обеих групп по каждому предмету, можно отметить явное подтверждение гипотезы. У подростков с зависимым поведением из неполных семей отношения с родителями менее гармоничны, чем у подростков, у которых нет зависимости. Проверяя вторую гипотезу, необходимо сопоставить показатели детско-родительских отношений в контрольной и экспериментальной группах. Для этого мы выбрали метод детско-родительских отношений С. Роджерса и Р. Даймонда - родителя глазами подростка, который состоит из 5 блоков шкал, отражающих отношение подростка к родителям. Проанализировав полученные данные, мы получили соотношение параметров по двадцати шкалам, указанное в методике.

Мы видим, что параметр конфликта (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте с родителем) у подростков-наркоманов завышен на 22,7% у матерей и на 36,2% у отцов, контроль (особенности системы контроля со стороны родителя) - на 6,7% - матери и недооценка на 4,6 года для отцов, авторитаризм родителя (полнота и неоспоримый авторитет родителя) - на 6,2% выше, чем у матерей и на 6,0% % + отцы, исполнение наказаний родителями выше на 24% среди матерей и на 35,5% среди отцов, соответственно, непоследовательность родителей (изменчивость и непоследовательность родительских образовательных практик) выше на 3,4% среди матерей и на 16,8% Что касается отцов, то неадекватность имиджа ребенка (искажение имиджа ребенка) - до 12,8% и 21,3%, а враждебность к супругу - 72,3% со стороны матерей и 61,3% со стороны отцов. Соответственно, уровень усыновления (проявление любви и внимания со стороны родителей) у подростков, вызывающих зависимость, недооценивается 7,9% матерей и 21,0 у отцов, сопереживание (понимание родителями чувств и состояний ребенка) соответственно на 9% и 23%, сотрудничество (совместное и равное выполнение заданий) - на 10,4% и 12,4%, принятие решений (особенно принятие решений в диаде) - на 46,2% и 50%, точность (количество и качество заявленных требований) - выше на 0,5% для матерей, но на 2,6% ниже для отцов, мониторинг (осведомленность родителей о делах и интересах подростка) - 16,9% и 17,7%, стимулы - 6,1% и 27,1% - для отцов, удовлетворение потребностей ребенка ( качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, информации) - на 5,2% - матерей и 22% - отцов, доброжелательность к супругу (качество отношений со вторым родителем подростка) - 30% матерей и на 10,8% среди отцов и общее удовлетворение отношения - на 16,6% с матерями и на 29,5% с цами.

Также очень важно отметить, что в экспериментальной группе школьников в 15 семьях не было отцов только в 2 семьях (в то время как показатели склонности к наркомании снизились!). В экспериментальной группе в 5 семьях - нет отца, а в одной семье - оба родителя (мать и отец) отсутствуют.

Соответственно, у подростков, вызывающих зависимость, по всем ключевым параметрам, влияющим на гармоничные отношения с родителями, результаты искажены по сравнению с экспериментальной группой. Наиболее завышенными являются параметры конфликта, неадекватность образа ребенка и враждебное отношение к супругу. Исходя из этого, можно сказать, что неудовлетворенность личными отношениями родителей и неразрешенные внутриличностные конфликты родителей влияют на общее семейное окружение, что, в свою очередь, влияет на взросление ребенка в семье. Наиболее недооцененными являются параметры авторитаризма, сотрудничества, мониторинга и общей удовлетворенности отношениями, что формирует у ребенка неправильное представление о межличностных отношениях в целом, чувство одиночества и недопонимания, возникает желание вырваться из неблагоприятной семейной ситуации. Подростки осознают свою неудовлетворенность потребностями в сочувствии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиваться и усиливаться такие явления, как повышенная тревожность, страх перед реальностью, потеря чувства безопасности и недоверие к другим, что является большим риском для проявления зависимого поведения. В подростковом возрасте из-за неблагополучной семьи, переходного кризиса, нестабильного эмоционального фона и гормонального всплеска подростки ищут недостаток понимания в небольших группах социального интереса, что может быть необходимым условием возникновения зависимого поведения. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась.

Проверка второй частичной гипотезы

У подростков, в чьей семье более высокий уровень тревожности, большая склонность к формированию зависимости.

Для проверки гипотезы я использовал Анкету «Анализ семейной тревожности» (АСТ) Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Justickis.

Уровень семейной тревожности среди наркоманов выше на 52,4%. Мы пришли к выводу, что из-за худшего семейного климата и дисгармоничных отношений, когда уровень тревожности в контрольной группе наркоманов достигает 52,4%, чем в экспериментальной группе школьников, существуют прямые предпосылки искать счастья вне семьи, чтобы избежать от неприятных отношений в социальных группах, ищите удовольствия от психоактивных веществ или прячитесь в них, чтобы не думать о тревожном климате в семье.

Проверка третьей частичной гипотезы

Социальная дезадаптация, неприятие себя и других, высказывания, эмоциональный дискомфорт и эскапизм являются факторами проявления зависимости.

Использована методика «Диагностика самореализации личности. Методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калины (САМОАЛ)».

Само понятие «самореализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личного потенциала. Самая полная самореализация заключается в реализации жизненных смысловых и ценностных ориентаций, то есть существует существенная, подлинная самореализация - удовлетворение потребности в самореализации как стремлении реализовать свои способности и таланты. Такая самореализация называется самоотдачей, самореализацией. Нередки случаи, когда самоосуществляющуюся личность можно назвать самореализующейся Рассмотрим полученные данные, как результат расчетов каждого человека из обеих групп.

Исходя из результатов, становится ясно, что подростки, вызывающие зависимость, имеют недооцененные показатели, такие как временная ориентация, шкала показывает, как человек живет в настоящем, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом, и низкий процент говорит о людях, невротически погруженных в прошлый опыт, с завышенным стремлением к достижениям, подозрительным и неуверенным - на 7,3%, потребностью в знаниях - 9,3%, творчеством (стремлением к творчеству) является непременным атрибутом самооценки актуализация, которую можно просто назвать творческим отношением к жизни - 3,1%, автономия, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья человека, его целостности и полноты - на 0,7%, спонтанности - качества, вытекающего из самости - уверенность в себе и доверие к окружающему нас миру - 4,9%, контакт - общительность человека, ее способность устанавливать прочные и дружеские отношения с другими - на 1,4%, и, наконец, она самоактуализируется на недооценен на 1,8%. У зависимых подростков по сравнению с не вызывающими привыкания показателями взгляды человека на природу завышены, эта шкала описывает веру в людей, в силу человеческих возможностей, на 8,2%. Это стало для меня неожиданностью, хотя, с другой стороны, не-реализованный человек больше верит в помощь извне. Самопонимание завышено на 4,7%, что указывает на чувствительность и чувствительность человека к его желаниям и потребностям, такие люди свободны от психологической защиты, которая отделяет человека от его собственной сущности, они не склонны подменять свои собственные вкусы и оценки внешние социальные стандарты, автосимпатические на 5,8%. У зависимых личностей психоактивные вещества постепенно наполняют разум. Что приводит к полной дезадаптации в конце концов. Пока что полученные мной показатели не сильно отличаются, но при дальнейшем использовании их отличие от нормы станет более радикальным.

Проверка четвертой частичной гипотезы.

Большой воспринимаемый индекс вины указывает на тенденцию к развитию аддиктивного поведения. 

Интенсивность реакции вины - у наркоманов выше, чем у студентов. Что, в принципе, вполне логично, поскольку в любом случае они не поощряются к их использованию, даже с точностью до наоборот. Но вы должны помнить сноску, что испытуемые отвечали, основываясь на ощущениях, которые испытывали перед использованием. Поэтому мы можем говорить об этом. Эти дисгармоничные отношения в семье порождают беспокойство, частые наказания и контроль - порождают чувство вины в случае чрезмерной заботы, в то время как в гипо-уходе также ощущаются чувства вины, потому что подросток думает, что он не нужен. Почему нет? - Потому что это что-то виновато.

В результате эмпирического исследования и анализа его результатов можно сделать следующие выводы:

  1. У подростков с зависимым поведением из неполных семей отношения с родителями менее гармоничны, чем у подростков, у которых нет зависимости.
  2. Подростки, в семье которых уровень беспокойства выше, склонность к формированию зависимости.
  3. Социальная дезадаптация, неприятие себя и других, высказывания, эмоциональный дискомфорт и эскапизм являются факторами проявления зависимости.
  4. Интенсивность реакции вины - у наркоманов выше, чем у студентов без аддиктивного поведения.
  5. Отношение, поведение и методы воспитания детей, и, следовательно, особая черта личности у подростков, представляют собой риск возникновения привыкания.

Вывод:

В ходе нашего исследования, целью которого было выявить взаимосвязь между нарушенным психологическим климатом в семье, личностными особенностями и проявлением аддиктивного поведения в подростковом возрасте, удалось доказать выдвинутую гипотезу.

В нашем исследовании приняли участие 30 подростков:

  • Контрольная группа: 15 подростков из полных семей без аддиктивного поведения. Это психологически сбалансированные, сочетающие гармоничные взаимодействия различных областей личности - эмоциональной, волевой, когнитивной.
  • Экспериментальная группа: 15 подростков, проявляющих зависимость, состоящие из программы реабилитации Государственного наркологического центра и Реабилитационного центра О.О. "Viata Noua".

На основании анализа результатов мы пришли к следующим выводам:

Зависимые подростки склонны к негативным, дисгармоничным взаимодействиям со своими семьями. Они неадекватны, им трудно адаптироваться к внешнему миру, к обстоятельствам. У них нарушено взаимодействие с окружающей средой, для которых характерна неспособность выполнять свою положительную социальную роль в конкретных условиях. Существует несоответствие между личностью подростка и внешней средой, что приводит к изменению поведения.

Зависимые подростки имеют недооцененный уровень самопринятия, в то же время они имеют завышенный уровень неприятия других. Это вызывает постоянное недовольство, презрение к себе, неверие в свои силы. Таким подросткам трудно общаться, они стремятся закрыться от других, прячась за пагубной привычкой. Они особенно болезненно реагируют на критику, смех, порицание, мнения окружающих, пытаются уклониться от споров и любых действий, в которых есть момент конкуренции, они отказываются достигать своих целей, так как их слишком много критикуют в их семье или наоборот внимание.

В экспериментальной группе было установлено, что подростки менее способны контролировать свои реакции. Они склонны перекладывать ответственность за свое поведение на кого-то другого. Наркоманы не могут нести ответственность за события, происходящие в его жизни, приписывая причины происходящего внешним факторам (окружению, судьбе или случайности).

Подростки с зависимостью характеризуются эскапизмом. По мере возможности они уходят от реальности, от проблем, которые не могут решить. Такая модель поведения разрушительна для индивида, она приводит к все большей неспособности справляться с внутренними и внешними трудностями.

Стиль воспитания и общая семейная среда оказывают значительное влияние на подростков. Неполная, неблагополучная, неадаптивная семья является большим фактором риска развития зависимости. Из-за невозможности получения базовых психологических и физических потребностей в семье, высокого конфликта, эмоциональной дистанции от родителя, требовательности, контроля и авторитаризма родителя подросток вынужден покинуть компанию ради схожих интересов. Пытаясь восполнить недостаток родительской любви, внимания, сочувствия, принятия, сотрудничества, подросток развивает модель девиантного поведения и, как следствие, затягивающий образ жизни. При нарушении эмоциональной устойчивости могут развиваться и усиливаться такие явления, как повышенная тревожность, страх перед реальностью, неспособность начать межличностные отношения, дезадаптация, потеря чувства безопасности и недоверия к другим. Все это влияет на личность подростка, приводя его к необходимости изменения сознания.