Динамика психического развития в онтогенезе как актуальная проблема современной психологии развития

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 29.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника
Игрушка как средство общения детей раннего возраста
Когнитивные особенности детей от 2 до 6 лет
Кризис семи лет как кризис мировоззрения


Введение:

Наука психического развития зародилась как отрасль сравнительной психологии в конце XIX века. Практически нет выдающегося психолога, который бы занимался проблемами общей психологии, который не был бы в то же время так или иначе заниматься проблемами развития психики. Такие всемирно известные ученые, как В. Стерн, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн Л.С. Выготский, А.Р. Лурия А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин Д.Б. Эльконин и соавт.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важными среди них являются: дифференциация, расчленение ранее бывшего единого элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка отношений между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Психика - это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе его активного отражения.

Развитие психики - это, прежде всего, естественное изменение психических процессов во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Как и любое явление в природе, у психики есть своя история развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим; он прошел долгий путь от низших и, следовательно, примитивных форм к высшим совершенным. Существует два пути истории развития психики: филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный); филогенез определяет онтогенез, создавая для него необходимые природные условия и социальные условия; онтогенез - развитие от рождения до смерти вида, более специфического и краткого для конкретного индивида. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его этапов необратима и предсказуема.

Человеческое развитие представляет собой непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно заметны при сравнении ребенка, школьника, взрослого и старика. Развитие человека с момента формирования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом (от греч. «Onto» - существующий + «genesis» - развитие). На протяжении многих веков существовала загадка возникновения сознания, эмоциональных переживаний, творческих подъемов, сложного внутреннего мира человека, который так хрупок и беспомощен при рождении, лишен возможности говорить о своих чувствах и потребностях.

Целью данной работы является рассмотрение основных периодов развития психики личности.

Объектом нашего исследования является умственное развитие.

Предметом исследования является развитие психики человека в онтогенезе.

Развитие психики человека - это обусловленный и в то же время активный саморегулирующийся процесс. Это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизни, при котором внешние обстоятельства, обучение и образование всегда действуют через внутренние условия; с возрастом роль собственной деятельности человека в его психическом развитии, в становлении его личности постепенно возрастает.

Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

Современная психология обладает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с дородового периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые необходимо решить, заключается в том, можно ли представить ход развития в форме непрерывных изменений, постепенно происходящих с человеком, или это процесс скачкообразных изменений (стадий развития). Особенно очевидны быстрые и качественные изменения у детей первых лет жизни, то есть в детстве, когда даже родители, которые постоянно следят за ребенком, осознают стремительность и внезапность изменений в развитии ребенка. Специальные исследования и сравнения показали, что детство как особый, качественно уникальный период существования живых существ является продуктом эволюции, а человеческое детство также является результатом исторического развития общества. Получается, что чем выше взгляд на эволюционную лестницу, тем дольше период детства.

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие законы, управляющие жизненным циклом человека. Одним из законов развития человека является его цикличность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что индивидуальные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может быть как простой, так и сложной. Другими словами, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разной скоростью, что затрудняет определение разных периодов возрастного развития человека. Развитие имеет сложную организацию с течением времени. Значение каждого года и даже месяца жизни человека имеет различное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место занимает этот временной интервал в цикле развития.

Вторая особенность - гетерохронизм возрастного развития. При сравнении показателей вариабельности психических функций и свойств между собой выявляется разница в их прохождении через фазы возрастного развития, роста, зрелости и эволюции, что свидетельствует о сложности и несогласованности возрастного развития. Это означает, что развитие человека, в том числе его психическое развитие, происходит неравномерно как по отношению к разным психическим процессам, так и по отдельным аспектам индивидуального психического развития человека. Итак, процессы восприятия характеризуются ранними стадиями развития, а эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в течение всей его жизни, но дифференцированное самосознание как члена общества характерно для подросткового возраста. Индивидуально гетерохронизм может выражаться в несоответствии физического, хронологического, психологического возраста, в котором также наблюдается неравномерность психического, социально-психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый может демонстрировать социально неприемлемые формы поведения, которые чаще встречаются в подростковом возрасте.

Гетерохронизм развития связан с понятием чувствительных и критических периодов развития. Чувствительный период - это временной интервал, который наиболее чувствителен и благоприятен для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, чувствительным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это означает, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт общения с людьми, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его попытках речи, желание выразить свои чувства и желания определенным устным способом. Интересно, что во всех культурах чувствительный период развития речи одинаков.

Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготский

Основу современной российской психологии развития формулирует Л.С. Выготский (1896-1936) фундаментальные идеи и система основных понятий. В 1920–1930-е годы он разработал основы культурно-исторической теории развития психики.

Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия 20-го века, Л.С. Выготский обнаружил, что во всех современных концепциях развития психики был реализован подход, который он назвал «биологизирующим» или «натуралистическим». Биологическое толкование определяет, ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка.

Характеризуя традиционную точку зрения на психическое развитие, Выготский выделяет три основных момента:

  • изучение высших психических функций от компонентов природных процессов;
  • приведение высших и сложных процессов к элементарным;
  • игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития человеческого HMF. Он не только указал на важность социальной среды для развития ребенка, но и попытался выявить конкретный механизм этого влияния.

Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и имеют некоторые особенности. Он определил эти функции как высшие (фаза «культурного» развития), рассматривая их на уровне идей, концепций, концепций и теорий. В целом он определил два уровня психических процессов: естественный и высший. Если естественные функции (фаза естественного развития) даются человеку как естественному существу и реализуются в виде спонтанного отклика, то высшие психические функции (HMF) могут развиваться только в процессе онтогенеза во время социального взаимодействия. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предложила новое решение проблемы соотношения психических функций. Основным отличием между ними является уровень произвола, то есть естественные психические процессы не подлежат регулированию человеком, и люди могут сознательно контролировать ВПФ. Более того, под HMF подразумеваются: произвольная память, внимание, логическое мышление и другие.

В концепции Л.С. Выготский можно выделить три компонента. Первую часть можно назвать «Человек и природа».

Его основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов:

  1. при переходе от животных к человеку произошло радикальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой;
  2. объяснение существования механизмов изменения природы со стороны человека.

Вторую часть концепции Выготского можно назвать «Человек и его собственная психика». Он также содержит два положения. Первая позиция заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился владеть собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах добровольной деятельности. Под В.П. Выготским понималась способность человека заставлять себя запоминать какой-то материал, уделять внимание объекту и организовывать свою умственную деятельность. Вторая позиция заключается в том, что человек освоил свое поведение, а также характер, с помощью специальных инструментов - психологических. Эти психологические инструменты он назвал знаками.

Выготский назвал знаки искусственными средствами, с помощью которых первобытный человек мог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были объективными, маленький узелок для памяти или выемка на дереве также действует как знак, как средство, которым человек овладевает памятью. Например, мужчина увидел ник и вспомнил, что делать. Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек связал это с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, такие знаки выступали в качестве дополнительных символов, значимо связанных с трудовой операцией.

Чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку нужно было вспомнить, что именно он должен был сделать. Поэтому символические знаки были триггерами HMF, то есть они действовали как психологические инструменты.

Третья часть концепции Выготского может быть названа «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда появляются знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместной работы между участниками происходило общение с помощью специальных знаков, определяющих, что должен делать каждый участник трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами человека были слова-приказы (например, «возьми это», «возьми там»), адресованные участникам трудового процесса. Это были словесные знаки. Но позже, в процессе деятельности, человек стал отдавать команды не кому-либо, а себе. В результате внеклассной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился контролировать свое поведение. Следовательно, умение командовать собой зародилось в процессе культурного развития человека.

Можно предположить, что вначале функции лица, выполняющего заказ, и лица, выполняющего эти заказы, были разделены, и весь процесс, как Л.С. Выготский был межпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в итрапсихологические. Выготский назвал процесс преобразования межпсихологических отношений в интрапсихологические отношения интернализацией. В его ходе происходит трансформация внешних средств-знаков во внутренние. Интернализация является фундаментальным законом развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. Это гипотеза Выготского о происхождении и природе HMF. Высшие психологические функции ребенка возникают изначально как форма сотрудничества с другими людьми, и только позже, благодаря интернализации, они становятся индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Каждая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды. в двух отношениях: сначала социальная, затем - психологическая, сначала между людьми как интерпсихическая категория, затем внутри ребенка как интрапсихическая категория. Таким образом, в концепции Выготского можно выделить две фундаментальные позиции. Во-первых, высшие психические функции имеют косвенную структуру. Во-вторых, процесс развития психики человека характеризуется интернализацией отношений управления и средств-признаков.

Основной вывод этой концепции: человек принципиально отличается от животного тем, что он освоил природу с помощью инструментов. Это оставило след в его психике - он научился владеть своими высшими психическими функциями. Для этого он также использует инструменты, но психологические инструменты. В качестве таких инструментов используются знаки или символические средства. Они имеют культурное происхождение, а универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

В общей концепции развития высших психических функций Выготский включает две группы явлений, которые в совокупности образуют процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

  • процессы овладения языком, письмом, счетом, рисунком как внешним средством культурного развития и мышления
  • процессы развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическая память и т. д.).

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, структуре и происхождению: они являются произвольными, косвенными, социальными.

Сегодня в российской психологии фундаментальным тезисом является утверждение, что происхождение человеческого сознания связано с его социальной средой. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются человеком в онтогенезе и становятся реальной формой его психики. Человек - это социальное существо в том смысле, что без взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе те качества, которые возникли в результате развития всего человечества.

Л.С. Выготский подчеркнул, что отношение к окружающей среде меняется с возрастом, и, следовательно, меняется и роль окружающей среды в развитии. Он подчеркнул, что окружающая среда не должна рассматриваться абсолютно, а относительно, так как влияние окружающей среды определяется опытом ребенка.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

  1. Развитие ребенка имеет сложную во времени организацию: собственный ритм, который не совпадает с ритмом времени, и собственный темп, который меняется в разные годы жизни. Таким образом, год жизни в младенчестве не равен году жизни в подростковом возрасте. психический онтогенез новорожденного
  2. Закон метаморфозы в развитии детей: развитие - это цепь качественных изменений, ребенок - это не просто маленький взрослый, который знает меньше или знает меньше, но существо с качественно иной психикой.
  3. Закон неравномерности развития ребенка: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системно-семантической структуре сознания.
  4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции ребенка формируются in vivo, в результате общения со взрослым. Выготский считал орудие общения речевым знаком культурным феноменом. Овладение использованием специальных инструментов - инструментов, разработанных в процессе развития человеческого общества, то есть обучение (а не взросление), определяет ход и направление психического развития.

Одним из доказательств влияния обучения на умственное развитие ребенка является гипотеза LS. Выготский о системно-семантической структуре сознания и его развитии в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание - это не сумма отдельных процессов, а их система, структура. Ни одна функция не развивается в изоляции. Развитие каждой функции зависит от того, к какой структуре она принадлежит и какое место в ней занимает. Итак, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школе - мышление. Все другие психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием функции, которая доминирует над умом. По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития заключается в перестройке системной структуры сознания, что обусловлено изменением его семантической структуры, то есть уровня развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, а переход из одной структуры сознания в другую осуществляется благодаря развитию значения слова.

Итак, специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении социально-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - социально развитых способах передачи человеческого опыта. Эти методы обеспечивают полное развитие психики ребенка.

Возрастные этапы психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьев

Существует очень большое количество подходов к проблеме развития психики человека. А.Н. Леонтьев выделяет семь этапов развития психики человека: новорожденный и младенец (ранний младенец и поздний младенец), ранний возраст (дошкольный возраст), дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и ранний подростковый возраст, акмеологический период, период геронтогенеза.

Новорожденные (0-2 месяца) и младенческие (2 месяца - 1 г). Рождение ребенка, по мнению экспертов, является доминирующим процессом в нашей жизни. В послеродовом периоде происходят радикальные изменения в жизни ребенка, связанные с физическим отрывом от тела матери. Поэтому новорожденный с физиологической точки зрения - это переходный период, когда происходит адаптация к внеутробному образу жизни, формирование собственных систем жизнеобеспечения организма.

Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде. Ребенок рождается с относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит в дородовой период. У новорожденного имеются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обоняния, кожные, вкусовые ощущения, а также множество элементарных рефлексов. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, как правило, уже полностью анатомически сформирована.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни в пренатальном периоде: в состоянии покоя ребенок сохраняет свое старое положение плода, сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность ребенка в значительной степени направлена ​​на удовлетворение его потребностей в питании. Тем не менее, стадия новорожденного - это первая стадия, на которой поведение начинает формироваться в форме простых действий, а главное, сфера ощущений формируется особенно интенсивно. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, связанных с питанием ребенка. Высокое развитие достигается за счет ощущений на коже губ, щек и рта. Зрительное восприятие форм изначально отсутствует, ребенок реагирует только на крупные или яркие движущиеся объекты.

Через 2-3 недели с нормальным развитием появляется ревитализирующий комплекс, который служит границей критического периода новорожденного и показателем перехода к младенчеству как периодом устойчивого развития. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее возникающие разобщенно, объединяются в единый поведенческий акт. Как правило, при появлении мамы он может одновременно улыбнуться в ее направлении пером. Появление ревитализирующего комплекса означает конец периода новорожденности.

Начиная с этого возрастного периода, в развитии человека четко прослеживаются этапы изменения ведущей умственной деятельности, связанные с ее концентрацией либо в манипулировании объектами, либо в поведении при общении с людьми.

Младенчество является чувствительным периодом в формировании эмоционального общения между ребенком и его матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный контакт) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека по отношению к людям, к социальному миру в целом.

В младенческом возрасте до 4 месяцев сенсорная сфера психики интенсивно развивается, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони становится возможным манипулировать объектами. Исходя из этого, ребенок начинает испытывать первое понимание предметов. В ходе установленного «предметного» контакта ребенок начинает формировать речь. Рефлекторная деятельность голосообразующих органов сменяется звукоподражательной болтовней. К 9 месяцам малыш встает, начинает ходить, произносит первое слово. Мир открывается перед ним в новом свете. Ходьба позволяет отделить ребенка от взрослого, превращая ребенка в предмет действия. Появление первых слов в виде указательного жеста представляет собой новый прогрессивный способ общения со взрослым.

«Младенчество является решающим периодом когнитивного развития - в это время ребенок может многое заработать, но и многое потерять. Потери этого периода с возрастом восполняются сложнее, а приобретения остаются в течение длительного времени».

Ранний возраст (1-3 года)

Этот период характеризуется появлением и первоначальным развитием специфически человеческой, социальной по своей природе активности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Суть основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к миру предметов, непосредственно окружающих его. Более того, знание свойств объектов осуществляется ребенком путем имитации действий взрослых с ними, то есть знание объектов происходит одновременно с пониманием их функций. Овладение функциями объектов у ребенка происходит двумя способами. С одной стороны, это развитие простых навыков, таких как владение ложкой, чашкой и т. д. Другой формой освоения предметов является манипулирование ими во время игры. Появление игры знаменует собой новый этап в развитии психики ребенка. Он уже знает мир не только при общении со взрослыми, но и самостоятельно.

На этом основании ребенок осваивает и слова, которые также признаются им прежде всего как обозначение объекта с его функциями. В то же время во время игры речь все больше и больше включается в деятельность, чаще она начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. На этом этапе особенностью детской игры является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Во время игры у ребенка происходит восприятие, способность анализировать и обобщать, т. е. происходит формирование психических функций (зрительно-эффективное мышление). К концу этого этапа активность ребенка обусловлена ​​не только прямой встречей с субъектом, но и намерениями самого ребенка. Ребенок пытается выполнять растущий спектр известных действий. В этот же период начинается осознание ребенком своего «Я», разработка «Я-концепции» и формирование самостоятельной регуляции деятельности, стремление к независимости - «Я сам». Частое появление фразы «Я сам» знаменует собой начало нового этапа в развитии психики ребенка.

Ребенок на этом этапе проявляет негативность - непослушание, упрямство. Это своего рода проверка силы «я» каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. Ребенок борется за свое место, за его психологическое пространство со взрослыми, явно превышающее его силу. Этот возрастной период заканчивается кризисом в три года.

Дошкольный возраст (3-7 лет)

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются из мира предметов в мир взрослых. Ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи. Взрослый начинает действовать не только как конкретный человек, но и как образ. Социальная ситуация развития дошкольника: «ребенок - это общественный взрослый», который является носителем социальных функций.

В этот период ускоряются темпы социализации, начинается осознание «социального я» и формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов). Последнее происходит в тесной связи с дальнейшим формированием психической стратегии, основанной на социальных взаимодействиях ребенка, его участии в коллективных действиях (игра, затем обучение). На основе коммуникативного опыта, накопленного в процессе социализации, формируется Бернское отношение к обществу: «Они +/-». Основное различие между этим возрастом заключается в наличии противоречия между стремлением ребенка к реальному владению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что он может, а то, что он видит или слышит. Однако многие действия ему пока недоступны. Это противоречие разрешается в ролевой игре. Игра представляет собой особую форму овладения реальной социальной реальностью путем ее воспроизведения. Это символический, модельный вид деятельности. Игра - эмоционально заряженная деятельность. Мотив игры заключается в самом игровом процессе. В отличие от предыдущего периода и манипулятивных игр, сюжетная игра наполнена контентом, который отражает реальное содержание скопированного действия. Теперь объекты для него предстают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть объектом для ребенка - значит взять на себя определенную социальную роль - роль человека, управляющего этим объектом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными отношениями в мире людей. Эти сюжетные игры называются ролевыми; У ребенка интенсивно работает механизм подражания и воображения.

В процессе ролевых игр происходит формирование творческого воображения и способности произвольно контролировать свое поведение. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Еще одна важная особенность этого этапа - процесс формирования личности ребенка. Во время этого процесса черты характера заложены. В этот период ребенок вполне может освоить основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, рисование, моделирование, и в то же время происходит процесс перехода от явно эффективного к образному мышлению. В конце этого этапа, по словам А.Н. Леонтьев, в конце этого этапа развития психики ребенок стремится освоить социально значимые виды деятельности. Таким образом, он начинает входить в новый этап своего развития, характеризующийся выполнением определенных обязанностей.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Прием ребенка в школу характеризует новый этап развития психики. Теперь его система отношений с внешним миром определяется не только отношениями со взрослыми, но и со сверстниками. Изменение социальной ситуации состоит в том, что ребенок выходит за пределы семьи, расширяет круг значимых людей. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованного заданием

Этот период начинается, как правило, с 7-летнего кризиса. Ребенок теряет свою детскую непосредственность - тайный внутренний мир отражения форм чувств. Со стороны поведения манеры проявляются как выражение чувства взросления. «Внутренняя позиция учащегося» как показатель готовности ребенка к обучению является психологическим новообразованием, являющимся сплавом познавательных потребностей ребенка и необходимости занимать более взрослую социальную позицию. Новая жизнь ребенка появляется вместе с родителями, значительным человеком является учитель, чья оценка в настоящее время во многом определяет самооценку ученика. Преподаватель выступает представителем общества, носителем социальных моделей.

Ведущей умственной деятельностью является образовательная деятельность. Младший ученик активно участвует в различных видах деятельности: игра, труд, спорт. Тем не менее, ведущее значение в этом возрасте обучения. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все основные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны с обучением. Образовательная деятельность - это деятельность, направленная на усвоение знаний и навыков, разработанных человечеством. Ведущая роль образовательной деятельности заключается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, формирует не только индивидуальные психические качества, но и личность младшего ученика.

Основным паттерном психического развития на данном этапе является психическое развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, а затем происходит развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Обучение в школе предъявляет не менее серьезные требования к памяти ребенка. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Это становится более связанным, последовательным, логичным. Также у ребенка в этом возрасте наблюдается быстрое развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. Он не только развивает более правильное понимание слов, но и учится правильно использовать грамматические категории.

В процессе обучения ребенок развивает личность. Прежде всего, у него есть интересы. Интересы детей, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются образовательными интересами. Дети проявляют повышенный интерес к получению нового материала, особенно в младших классах.

Чрезвычайно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав учиться в школе, ребенок сначала сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной общей целью и перед ними возложены определенные обязанности. Впервые он столкнулся с понятиями «коллективная» и «коллективная ответственность». Таким образом, младший школьный возраст характеризуется быстрым развитием всех познавательных психических процессов, постоянным формированием личности, приобретением первого адаптационного опыта в коллективе.

Подростковый и ранний подростковый возраст (с 13-14 до 17-18 лет)

Этот период характеризуется непрерывным образованием. Однако ребенок все активнее вовлекается в жизнь общества. В это время завершается ориентация ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает проявлять успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

В то же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и устойчивыми. Учебные интересы больше не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Чувство зрелости - это психологический признак наступления юности.

Процесс полового созревания влияет на формирование личности в этот период. Молодой человек переживает быстрое развитие организма, активность отдельных органов претерпевает определенные изменения, в организме происходит интенсивное производство половых гормонов, появляется или усиливается сексуальная привлекательность. Половая идентификация подростка заканчивается.

Как правило, подростковый возраст и наступление молодости предрасполагают к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может проявляться в протестных формах агрессивного поведения, стремлении подражать взрослому с манерами поведения. и аксессуары для жизни, стремление нарушать границы все еще запрещенных зон социальной реальности.

Под влиянием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика. В поведении мальчиков мужские черты становятся все более заметными, а у девочек - все больше и больше женских стереотипов поведения.

Молодость не является установленным периодом онтогенеза, и возможны различные варианты индивидуального развития. Кроме того, ранний подростковый возраст (старший школьный возраст), как ни один другой период, характеризуется крайне неравномерным развитием как на межиндивидуальном уровне, так и на внутрииндивидуальном. Переход от ранней юности к поздней отмечен смещением акцента развития: период предварительного самоопределения заканчивается и реализуется подход к самореализации. Профессиональное самоопределение является важным моментом личного самоопределения, но не исчерпывает его.

Следует отметить, что развитие психики не заканчивается в период молодости. Определенная динамика психического развития отмечается в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято различать еще два периода: акмеологический период развития или период взрослой жизни и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития: зрелость (молодость и зрелость)

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Термин «акмеология» был впервые предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 году. Этот термин («высший балл, цветение, зрелость») принято обозначать как период зрелости как наиболее продуктивный, творческий период жизни человека. Акмеология изучает пути, средства, условия расцвета человека как личности, как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и оригинальной индивидуальности, а также гражданина, родителя, супруга, друга. В отличие от юношеского периода, акмеологический период характеризуется тем, что он завершает общее соматическое развитие организма и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития.

Период геронтогенеза (старение и старость)

Это поздний период человеческой жизни, включающий изменение положения человека в обществе и играющий особую роль в системе жизненного цикла.

Принято различать три фазы: старость (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше.

В целом дневной период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы снижается. Общая активность организма снижается. В то же время наблюдается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания и мышления.

Однако следует отметить, что течение этого периода во многом определяется индивидуальными особенностями человека. На поздней стадии онтогенеза роль личности, ее социальный статус, ее включение в систему социальных отношений особенно важны для сохранения трудоспособности человека. Адаптация к обществу, в котором развивается психика человека, во внешней среде, в которой удовлетворяются его потребности, связана со значительными людьми, предъявляющими определенные требования, правила совместной жизни для человека, являющегося частью определенного социального пространства. Процесс усвоения человеком этих норм, умственной интернализации им своей деятельности понимается как его социализация.

Вывод:

Современная психология развития отказалась рассматривать природу развития психики с точки зрения биологического или экологического (социального, культурного) в пользу понимания важности обоих факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (экологических) факторов как неразрывных связей в процессе психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть идею единства генетических и экологических факторов в психическом развитии человека.

Развитие человека - это неравномерный процесс формирования различных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействие окружающей среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика - это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тому или иному нарушению развития - это только возможность, которая может быть реализована, а может и нет. В развитии человека различаются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Тем не менее, существует индивидуальный темп развития человека, который может быть предвзятым по отношению к общему течению жизненных изменений.

Возрастные циклы человеческой жизни имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия разные периоды жизни человека различаются в разных психологических концепциях. Однако, несмотря на различные основы периодизации развития, большинство теорий различают одинаковые возрастные стадии. Разные понятия выделяют разные аспекты психического развития как главную особенность этого этапа. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особую стадию психического развития человека. Особое внимание также уделяется развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение различных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их осуществления. Ребенок постепенно осваивает формы поведения, характерные для человека в обществе, и, самое главное, те внутренние черты, которые выделяют человека как члена общества и определяют его действия.

Что определяет психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что человек приобретает на каждом этапе и каковы основные аспекты психического развития, которые различаются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы являются не только научными, но и практическими. Знание и понимание причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит от организации системы обучения и воспитания, организации различных государственных учреждений, таких как детский сад, школа, профессиональная подготовка и отношение к пожилым людям.