Динамика и структура международной торговли услугами

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Статистическая информация по экономике России

Сложные методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов

Особенности становления газовой отрасли России (на примере развития компаний)

Содержание и понятие права собственности

 

Введение:

С развитием общества и ростом производительных сил происходит определенное развитие рынка услуг. Налицо увеличение занятости в этой сфере, рост технического оснащения труда, внедрение все более передовых технологий. В настоящее время роль услуг как одного из важнейших секторов экономики очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка продукцией как ежедневного, так и индивидуального спроса, быстрым ростом научно-технического прогресса, что приводит к инновациям в жизни общества. Все это невозможно без информационных, финансовых, транспортных, страховых и других рынков услуг.

Расширяются основы воспроизводства рыночных и нерыночных услуг, увеличивается доля рыночных услуг в общем объеме услуг. Это связано с продажей товаров (особенно технически сложных), так как продажа товаров требует все более развитой сети, состоящей в основном из услуг, оказываемых в момент продажи, и послепродажного обслуживания.

Согласно международной статистике, более 40% иностранных инвестиций инвестируется в развитие рынка услуг, что подтверждает актуальность, заинтересованность и видение будущего развития этого сектора экономики.

Цель данного предмета - изучение проблем и специфики развития сектора услуг.

Цели исследования:

  1. Изучить международный рынок услуг;
  2. Провести анализ динамики и отраслевой структуры сектора услуг;
  3. Характеристика особенностей международной торговли услугами.

Объектом исследования является международный рынок услуг.

Предмет исследования - торговля на международном рынке услуг.

При написании работы использовались следующие методы:

В процессе изучения и обработки материалов использовались следующие методы экономического исследования: монографический, экономико-статистический, экономико-математический, расчетный и конструкторский.

Методологической и теоретической основой написания работы являлись: нормативно-правовые акты; учебные материалы по изучаемым вопросам; учебно-методическая литература и произведения отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме; периодические издания.

Международный рынок услуг: концепция и суть

Экономическое содержание, факторы, влияющие на рынок услуг

Услуги - это деятельность, которая не создает самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Услуга будет неверной, если она заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.

Услуга определяется как полезное действие, поступок, действие или действие в целом. Очевидно, что это определение слишком общее.

К. Маркс определил категорию обслуживания следующим образом: "Это выражение означает не более чем особую потребительскую ценность этого труда, как и любого другого труда, но особая потребительская ценность этого труда получила здесь специфическое название "услуга", потому что труд предоставляет услуги не как вещь, а как деятельность...".

Американский специалист Ф. Котлер рассматривает услугу как любое событие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой, и которая в значительной степени неосязаема и не приводит к конфискации чего-либо. Производство услуги может быть связано или не связано с товаром в его материальной форме.

Как определил Р. Малери: "Услуги являются нематериальными активами, произведенными для целей продажи". По определению, нематериальные активы (или нематериальные ценности) - это ценности, которые не являются физическими, материальными, но имеют денежную ценность.

Услуги часто включают в себя все виды полезной деятельности, не создающие материальных ценностей, то есть основным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг является нематериальная, невидимая природа производимого в этой сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это обусловлено разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться продуктом (отчётом, компьютерной программой). В последние годы стало общепринятым следующее определение услуг, данное американским экспертом Т. Хиллом. Он считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, принадлежащего определенной хозяйственной единице, которое возникает в результате деятельности другой хозяйственной единицы с предварительного согласия первой. Это определение позволяет рассматривать услугу как конкретный результат хозяйственно полезной деятельности, проявляющийся либо как товар, либо непосредственно как деятельность. В результате экономической деятельности услуга становится предметом торговли. Снимая номер в гостинице, экономя деньги в банке, путешествуя на самолете, посещая врача, делая стрижку у парикмахера, арендуя автомобиль для ремонта, просматривая фильм, консультируясь с юристом, мы приобретаем услуги во всех этих случаях. Таким образом, мы можем подвести некоторые итоги.

На сегодняшний день нет единства в определениях услуги и ее свойств, и на это есть несколько причин:

  1. Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
  2. Официальная статистика объединяет эти действия в один класс обслуживания. Исследователи ищут общие явления, которые регистрируются официальной статистикой.
  3. Сложность поиска определения "услуги" заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от пожеланий поставщика услуг или потребителя. Осязаемое благо может легко стать услугой. Услуги классифицируются по различным признакам. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных классификаций. 

Основные выводы, которые можно сделать из этой таблицы, заключаются в том, что, во-первых, услуги многочисленны, а во-вторых, они очень разнообразны.

Сложность создания термина "услуга" привела к поиску нового решения, которое необходимо для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных по видам услуг и барьеров в торговле услугами. Поэтому был создан Классификатор видов деятельности, которые можно рассматривать как Услуги. В ходе Уругвайского раунда была разработана схема классификации различных видов услуг.

Эта Классификация услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 больших разделов:

  1. Бизнес-услуги - 46 групп
  2. Телекоммуникационные услуги - 25 групп
  3. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 групп
  4. Услуги по распределению - 5 групп
  5. Образование - 5 групп
  6. Финансовые услуги, включая страхование - 17 групп
  7. Услуги по охране окружающей среды - 4 группы
  8. Здравоохранение и медицинское обслуживание - 4 группы
  9. Туризм - 4 группы
  10. Спорт - 5 групп
  11. транспортные услуги - 33 группы
  12. Другие.

В качестве основного классификационного критерия в Классификаторе услуг ВТО используется бизнес-цель услуги. Поэтому Классификатор услуг может использоваться для проведения торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней концессий в сфере услуг.

А теперь давайте подробно рассмотрим некоторые виды услуг.

Услуги во внешнеторговом договоре купли-продажи

Экспорт и импорт услуг, а также товаров оформляется контрактом или соглашением. А поскольку товары и услуги часто тесно связаны между собой, то их внешняя торговля находится в одном документе. Таким образом, внешнеторговый договор купли-продажи содержит условия на товары и услуги, а некоторые его разделы имеют наиболее тесную связь с продажей услуг - транспортные условия, претензии, приемка, страхование, арбитраж, основные условия поставки. Особенно многие услуги содержат условия продажи машин и оборудования: предпродажное и послепродажное обслуживание, обслуживание в течение гарантийного срока, послепродажное обслуживание, обучение персонала и др.

Предпродажное обслуживание является важным элементом сервиса, позволяющим поставщикам показать покупателю "товар лицом к лицу", продемонстрировать все его преимущества, положительные стороны с точки зрения простоты и надежности в эксплуатации. Грамотно организованное предпродажное обслуживание способствует повышению конкурентоспособности готовой продукции.

Очень важно обеспечить послепродажное обслуживание для нормального функционирования поставляемого оборудования и, как следствие, оценить прочность экспортера.

Организация системы технического обслуживания играет главную роль в определении политики продаж. Эффективное обслуживание подразумевает высокий уровень гарантийного обслуживания и ремонта, предоставление клиентам сервиса, длительных гарантийных сроков и бесплатного обслуживания. Чем лучше экспортер способен организовать техническое обслуживание, тем сильнее его позиции на рынке.

Транспортные услуги

Транспортные услуги являются одной из важнейших основ развития всей системы международной торговли. Многие страны рассматривают создание и развитие современного морского грузового транспорта как одно из основных направлений национальной экономической безопасности и суверенитета. Контейнеризация грузоперевозок, создавшая единый транспортный путь, обслуживаемых морским и сухопутным транспортом, снизила стоимость и упростила всю цепочку транспортных и экспедиторских операций, заложила основу для дальнейшего развития единой международно-правовой базы в области транспортных услуг.

Так, транспортные услуги включают в себя услуги по железнодорожному транзиту грузов из Западной Европы через Россию на Восток - Иран, Китай, Дальний Восток (КНДР, Япония) и обратно, а также воздушным транспортом.

Важное место во внешней торговле занимает поставка товара от продавца (экспортера) покупателю (импортеру), так называемое продвижение товара. 

Самый большой торговый флот в мире принадлежит Японии, за которой следуют Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских перевозок доминируют США, за ними следуют Великобритания и Франция.

Услуги для международного туризма

Международный туризм - это вид деятельности, направленный на предоставление различных туристических услуг и товаров, пользующихся спросом у туристов, с целью содействия удовлетворению широкого спектра культурных и духовных потребностей иностранных туристов.

Международный туризм включает в себя лиц, выезжающих за границу, которые не занимаются там оплачиваемой деятельностью.

Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромный размах и стал оказывать значительное влияние на политические, экономические и культурные отношения между государствами. Он стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Например, доля доходов от зарубежного туризма в общем объеме доходов от экспорта товаров и услуг составляет более 35% в Испании, Австрии, Турции; около 20% - в Португалии; 10-12% - в Швейцарии и Италии; 52% - на Кипре.

Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, весьма разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению; транспортные услуги по доставке в страну назначения и обратно различными видами транспорта; услуги по организации питания; услуги, предназначенные для удовлетворения культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документов (паспортов, виз и т.д.). При осуществлении туристической деятельности существуют определенные отношения между производителями туристических услуг и туристическими фирмами, с одной стороны, и между туристическими фирмами и клиентами-туристами - с другой. Характер и содержание этих соглашений различны.

В системе ООН существует специальная организация - Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она объединяет правительственные организации по туризму, ее целью является содействие развитию туризма.

Классификация Всемирной туристской организации определяет страны, которые в первую очередь являются поставщиками туристов, и страны, которые в первую очередь принимают туристов. Среди первых: США, Бельгия, Германия, Дания, Нидерланды, Россия, Швеция, Австралия, Канада, Великобритания; вторая - Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

Таможенные службы

При пересечении таможенной границы взимаются установленные таможенные пошлины, НДС и акцизы, а также таможенные сборы за таможенные услуги. К ним относятся платежи за выдачу лицензий, таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров, информация и консультации, предварительное принятие решений и участие в таможенных аукционах. Таможенные пошлины на территории Российской Федерации уплачиваются в размере 0,15% от таможенной стоимости товаров.

Рекламные услуги

Рекламная деятельность требует значительных финансовых ресурсов (оплата услуг). Определение эффективности рекламной деятельности предполагает анализ структуры рекламных затрат, как в целом, так и по отдельным элементам: для рекламных компаний, для использования специфических рекламных инструментов, для производства рекламных материалов и их распространения. Адресация рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок, конкретную группу потребителей.

Услуги по аренде (лизингу)

Услуги по международной аренде подразумевают предоставление товаров в аренду, пересечение границы страны арендодателя. В зависимости от срока или продолжительности в международной практике существует 3 вида аренды: лизинг - долгосрочная аренда (3 - 5 лет и выше); аренда - среднесрочная аренда (1 - 3 года); аренда - краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Лизинговые услуги стали наиболее распространенными в международной торговле, объем которой постоянно растет, а также ассортимент арендуемых товаров. Это относительно новый вид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономической деятельности российских компаний лизинговые операции носят в основном эпизодический характер.

Информационные услуги

Поставщики информационных услуг играют важную роль во внешнеэкономической деятельности. Сотни различных организаций в зарубежных странах занимаются сбором новой исходной информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. К ним относятся органы государственной статистики, консалтинговые и исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и др. Новые возможности в информационном обеспечении экономической и ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных информационных услуг. Современные компьютерные телекоммуникационные технологии обеспечивают доступ практически ко всем видам ценовой информации, которая накапливается в автоматизированных базах данных (АБД).

Финансовые услуги

Мировой рынок финансовых услуг включает в себя банковское дело, страхование и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 триллион долларов США.

Финансовая деятельность - относительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Ее важнейшим сектором являются международные потоки капитала, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире существует несколько крупных центров, которые конкурируют друг с другом в области международного движения капитала. В течение длительного времени США являются основным мировым экспортером капитала. В последние десятилетия двадцатого века западноевропейские страны опережали Соединенные Штаты по масштабам своих иностранных инвестиций. Большую роль в вывозе капитала из Германии, Англии и Франции. Третьим финансовым центром является Япония. В последние годы вместе с ними формируются новые финансовые базы в развивающихся странах. Наиболее мощной из них является группа стран ОПЕК, среди которых наиболее богатыми являются Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Они экспортируют значительную часть нефтедолларов, 80% из которых отправляются в промышленно развитые страны.

Видом международной финансовой деятельности является страхование. Это форма хозяйственных отношений, которая предполагает формирование целевых фондов за счет взносов участников этой деятельности для компенсации потерь, связанных с природными и случайными действиями человека и природы. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических отношениях страхуются сделки, заключенные иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением спектра предоставляемых видов услуг. К ним относятся различные виды страхования, перестрахование, обслуживание, трастовые услуги и др.

Инжиниринговые и консалтинговые услуги

Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) - комплекс услуг коммерческого характера, выделенный в самостоятельную сферу деятельности по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обеспечению строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Весь комплекс инжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе - услуги, связанные с подготовкой производственного процесса (предпроектные, проектные, постпроектные и специальные услуги), во второй группе - услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управление предприятием и реализация его продукции, в том числе услуги по обследованию и испытанию оборудования, подбору и обучению персонала, маркетинговые исследования и т.д.).

В современных условиях роль инжиниринга как объекта международной торговли значительно возросла. Эти услуги предоставляются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе.

Консалтинг - это особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в виде консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации предоставляются специализированными фирмами по широкому кругу вопросов - проводят аналитические обзоры хозяйственной деятельности предприятий за определенный период времени, дают прогнозы функционирования рынка, разрабатывают технико-экономические обоснования различных проектов и т. д. Консалтинговые фирмы также разрабатывают стратегию экспорта-импорта для предприятий и компаний. При этом они действуют как на территории страны, так и за ее пределами, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях одного направления.

Услуги в качестве экспортно-импортного товара

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) является частью пакета соглашений, лежащих в основе Всемирной торговой организации. ГАТ С представляет собой многосторонний свод принципов и правил, регулирующих торговлю услугами. Таким образом, ГАТ С предусматривает четыре способа предоставления услуг: трансграничные поставки, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.

Различные виды оказания услуг отличаются друг от друга двумя основными особенностями:

  • местонахождение поставщика и потребителя услуги на момент предоставления услуги;
  • гражданство или место регистрации лиц, потребляющих или оказывающих услуги (первое касается физического лица, второе - юридического лица).

Эти методы подробно рассматриваются ниже.

Трансграничная доставка (первый способ).

В настоящее время объем трансграничной торговли стремительно растет благодаря развитию телекоммуникационных сетей, прогрессу в области информационных технологий и появлению Интернета (электронная торговля). Ожидается, что новые технологии придадут ему еще больший импульс, даже в тех областях, где во время Уругвайского раунда такая торговля считалась технически невозможной. Лишь половина или менее обязательств членов ВТО предусматривают полный доступ к рынкам для трансграничных торговых потоков. Это объясняется стремлением защитить национальные рынки услуг.

Информационные технологии делают определенные способы предоставления услуг взаимозаменяемыми, расширяются возможности трансграничного предоставления услуг. Любая информация, которая может быть записана в цифровом формате, может быть доступна на расстоянии, а операционные технологии Интернета открывают возможности для интерактивной связи и недорогостоящих услуг по проведению видеоконференций. Экспортеры услуг все чаще используют трансграничную торговлю для внутрифирменного предоставления услуг, электронной связи с клиентами, стратегическими партнерами.

Трансграничная торговля включает транспортные услуги, на которые по-прежнему налагаются довольно жесткие ограничения. В то же время следует отметить, что права на осуществление воздушных перевозок не охвачены положениями ГАТС, переговоры по морским перевозкам в рамках ГАТС провалились из-за проблем в основных странах, а процесс либерализации наземного транспорта достаточно сложен даже в контексте региональных соглашений. Трансграничная торговля занимает важное место в поставках почтовых, медицинских, туристических и других услуг.

Развитие электронной коммерции открывает новые возможности практически для всех видов оказания услуг, сокращая временные и материальные затраты на оказание услуг, зачастую изменяя саму природу услуги.

Потребление за границей (второй способ).

Как уже упоминалось выше, данный способ предоставления услуги связан с тем, что потребитель услуги (как физическое, так и юридическое лицо) перемещается на территорию производителя услуги.

Это важный способ экспорта услуг, прежде всего медицинских, туристических, транспортных и учебных. Хотя это и не регулируется напрямую, это не означает, что торговые барьеры вообще не существуют: требования в других секторах, такие как ограничения на географическое покрытие медицинского страхования или на перевод платежей иностранным инвестициям, могут препятствовать расширению торговли услугами за счет "потребления за границей в других секторах".

В рамках этого способа предоставления услуг наиболее важную роль играют поездки отдельных потребителей на экспортные рынки в качестве туристов, а затем обучение студентов или менеджеров за рубежом. Продажа услуг иностранным фирмам, работающим на национальных рынках, также является одной из форм этого способа оказания услуг и создает для поставщиков услуг во многих странах, в том числе и в России, эффективный способ развития экспорта услуг путем их предоставления иностранным фирмам, расположенным на национальной территории этих стран.

Коммерческое присутствие (третий путь).

Это довольно распространенный способ предоставления услуг. Он связан с привлечением иностранных инвестиций и созданием иностранных фирм или их филиалов, продающих услуги в стране присутствия. Режим иностранного инвестирования во многих странах ограничивает доступ иностранных коммерческих организаций ко многим видам услуг. Существуют ограничения, связанные с предоставлением национального режима в этой области. Примерно 70-80% обязательств в сфере коммерческого присутствия носят ограниченный характер. Особенно это касается финансовых услуг (84%) и услуг связи (91%). Можно предположить, что будущие переговоры по либерализации рынка услуг будут связаны с попытками найти решения в сложной и противоречивой сфере коммерческого присутствия.

Учитывая высокие как первоначальные, так и последующие затраты на организацию коммерческого присутствия за рубежом, данный метод в настоящее время представляется малоперспективным для России. Однако, если периодические данные об объемах вывозимых из России средств за последние пять лет будут верны, то данный метод может стать важным направлением для восстановления позиций России на рынках услуг.

Наличие физических лиц (4-й способ).

Согласно ГАТС, движение физических лиц и их присутствие, связанное с предоставлением услуг на иностранном рынке труда, должно быть ограничено во времени и направлено на предоставление услуг. Физические лица могут оказывать услуги как самостоятельно, так и в процессе работы на иностранной фирме или на основании договоров на оказание услуг, заключенных с иностранной или национальной компанией.

В целом либерализация этого способа предоставления услуг сведена к горизонтальным обязательствам по продлению временного перемещения управленческого персонала и специалистов в связи с коммерческим присутствием. Некоторые страны также взяли на себя обязательства по конкретным секторам и категориям, наложив при этом на них жесткие ограничения.

Многие страны допускают въезд высококвалифицированных специалистов для восполнения нехватки рабочей силы, с тем чтобы экономический рост не сдерживался нехваткой или чтобы расширить доступ к мировым интеллектуальным ресурсам и знаниям. В настоящее время сформировался глобальный рынок квалифицированной рабочей силы. Обязательства ГАТС по обеспечению межфирменных перемещений четко показывают, что перемещение физических лиц тесно связано с потоками капитала. Проект Многостороннего инвестиционного соглашения также допускает временный въезд, пребывание и работу инвесторов и основного персонала.

Тем не менее, существует определенное противоречие между желанием привлечь или допустить в страну квалифицированную рабочую силу и желанием сохранить рабочие места для местного персонала, что объясняет отсутствие конструктивного диалога по вопросу о временном перемещении всех категорий лиц. Конкретные обязательства в отношении того или иного способа предоставления услуг, например, перемещения физических лиц, показывают, что до сих пор очень немногие страны взяли на себя обязательства связать воедино существующие иммиграционные законы и правила.

Отсутствие признания профессиональной квалификации и требований лицензирования также не позволяет физическим лицам оказывать услуги на экспортных рынках.

Важнейшим препятствием для этого способа предоставления услуг является тест экономической необходимости (EST). Этот критерий позволяет соответствующим государственным органам, зачастую даже не на федеральном уровне, решать вопрос доступа к рынку на основе собственной оценки экономических потребностей населения, его способности предлагать такие услуги или спроса на них. Условия могут быть как качественными, так и количественными в зависимости от конъюнктуры местного рынка и доступности местных поставщиков услуг, демографических характеристик или любых критериев, которые во многих случаях не уточняются.

Все четыре вида поставок - трансграничная торговля, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц - взаимозависимы. Кроме того, взаимозависимые формы поставок требуют их комбинированного использования, чтобы обеспечить эффективную ступеньку на рынки.

Анализ динамики и отраслевой структуры сектора услуг

Современная международная торговля услугами стремительно развивается, оказывая все большее влияние на развитие национальной экономики и мировой экономики в целом: она приобретает все большее значение в общественной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием растущих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин "международная торговля услугами" охватывает международный обмен многими видами услуг, каждый из которых имеет свои особенности. Однако для всех многочисленных аспектов международной торговли услугами характерен ряд общих закономерностей и тенденций в сфере обмена услугами, которые характеризуют эту сферу международной торговли.

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких "специализированных" рынков, что обусловлено разнообразием и разнообразием услуг. Услуги, как правило, включают в себя транспорт, связь, торговлю, логистику, продажи и закупки, жилищно-коммунальные услуги, общественное питание, гостиницы, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информацию и вычислительную технику, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, аренду недвижимости и оборудования, маркетинговые исследования и услуги по обеспечению качества: предпродажная подготовка и контроль качества. В ряде стран строительство также считается услугой. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузоперевозки, услуги производственной связи, розничная торговля, материально-техническое снабжение, продажа и заготовка, виды производственных бытовых услуг включены в сферу материального производства по статистике.

Мировая статистика показывает, что глобальная торговля услугами является одним из самых быстрорастущих секторов мировой экономики. Общий объем всех видов услуг составил около 35% мирового экспорта, а в 1998 г., по приблизительным оценкам, этот показатель увеличился еще на 30%. Услуги росли более быстрыми темпами, чем внешняя торговля; для того чтобы удвоить их, понадобилось всего 7-8 лет по сравнению с 15 годами, которые потребовались для аналогичного увеличения экспорта.

Среди причин быстрого роста мирового рынка услуг выделяются следующие:

  • Зрелая экономика и высокий уровень жизни увеличивают спрос на услуги;
  • Развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
  • Новые формы связи, в том числе спутниковые, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорение процесса расширения и углубления международного разделения труда, что приводит к формированию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ - на туризм. Среди прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, в первую очередь связанными с научно-техническим и промышленным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерный консалтинг и другие услуги).

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, крайне неравномерно в пользу развитых рыночных экономик. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на долю которых приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. В то же время на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию - приходится 44% мирового экспорта услуг.

Развивающиеся страны имеют дефицит торгового баланса в сфере услуг (они экспортируют около 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Например, Республика Корея специализируется на инженерном консалтинге и строительных услугах, Мексика - на туризме, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие малые островные государства получают большую часть своего экспортного дохода от туризма. Для Турции, Испании и ряда стран Средиземноморья экспорт рабочей силы в виде отъезда неквалифицированных рабочих на работу имеет большое значение.

Рассматривая Россию, другие страны СНГ и Балтии в этом отношении, следует отметить, что хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организации судоходства), их широкий экспорт затруднен слабой материально-технической базой, а также недостатками экономического механизма. Западноевропейские страны дополняют высокое качество своих услуг широким спектром ограничений на использование зарубежных услуг, в том числе из стран СНГ.

На мировом рынке услуг доминируют развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на долю которых приходится около 18% мирового экспорта услуг, в общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних приближается к 30%.

Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг: Южная Корея - инженерный консалтинг и строительство, Мексика - туризм.

Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России - 1%. Эти страны имеют значительные возможности для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерного консалтинга и строительных услуг.

Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, сопровождению строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. В процессе развития технологий часть инженерных работ была выделена из сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. Таким образом, инжиниринг не воплощается в материальном продукте, а проявляется в неком полезном эффекте, который может получить потребитель услуг. Тем не менее, инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как отдельная сфера производственной деятельности. Объектами инжиниринга являются, прежде всего, вновь разрабатываемые проекты. Среди таких сделок выделяются такие, как купля-продажа услуг, арендные отношения. Международный лизинг - это аренда машин и оборудования иностранному подрядчику. Этот процесс является формой экспортного кредита без передачи права собственности на товар лизингополучателю.

Операции по покупке и продаже услуг также включают в себя туристические услуги. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономики многих стран.

Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широко используются аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-экономической деятельности, разработку предложений по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и др.

Объем услуг растет быстрее, чем объем внешней торговли; для того чтобы удвоить рост по сравнению с 15 годами, необходимыми для аналогичного увеличения экспорта, потребовалось всего лишь семь-восемь лет. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Например, все большее число услуг, начиная от анализа рынка и заканчивая транспортировкой товаров, используются для доставки товаров за границу.

Услуги, выходящие на зарубежный рынок, формируют мировой рынок услуг. Он, в свою очередь, состоит из ряда более узких рынков: лицензии и ноу-хау, инженерно-консультационные (инжиниринговые) услуги, транспортные и коммуникационные услуги, туристические услуги и др. Мировой рынок услуг выходит на зарубежный рынок.

Мировой рынок услуг опирается на такую важную часть мировой экономики, как сфера услуг, доля которой в экономике ведущих западных стран превышает долю сферы материального производства.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где роль торгового посредничества велика, основывается на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, в основном, производятся и потребляются одновременно и не хранятся. В связи с этим международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране, где услуги производятся. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности предоставления многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и все больше влияет на нее. Для доставки товаров на внешние рынки требуется все больше и больше услуг, начиная от анализа рынка и заканчивая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Роль услуг особенно важна в торговле наукоемкими товарами, требующими больших объемов послепродажного обслуживания, информации и различных консультационных услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товаров, во многом определяют ее успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно связана с международными потоками капитала и движением рабочей силы. Она немыслима без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь, рост мировых рынков товаров, капитала и рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Между тем, международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги, в отличие от товаров, в основном, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг основывается на прямом контакте между производителями и потребителями, отделяя международную торговлю услугами от торговли товарами, которая часто использует посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает все большее влияние на нее. Все больше и больше услуг, начиная от анализа рынка и заканчивая транспортировкой товаров, используются для доставки товаров за границу. Успех товаров на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, связанных с их производством и реализацией (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сектор услуг, как правило, более защищен государством от иностранной конкуренции, чем сектор материального производства. Кроме того, во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, а также наука традиционно полностью или частично принадлежат государству или строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может рассматриваться общественностью и правительствами многих стран как угроза их благополучию, суверенитету и безопасности. В результате существует больше барьеров для международной торговли услугами, чем для торговли товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, подходят для широкого вовлечения в международный экономический оборот. Прежде всего, это касается некоторых видов услуг, которые в основном поставляются для личного потребления (например, коммунальные услуги и бытовые услуги).

Причины быстрого роста мирового рынка услуг заключаются в следующем:

  • высокий уровень жизни, повышающий спрос на услуги;
  • развитие всех видов транспорта, стимулирование международной мобильности, как для предпринимателей, так и для населения;
  • новые формы общения, заменяющие личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорил процесс расширения и углубления международного разделения труда, что привело к формированию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:

  • снизилась доля грузовых и других транспортных услуг, что связано со снижением доли сырья в международной торговле;
  • Удельный вес туризма в экспорте услуг увеличивается за счет роста доходов населения, совершенствования транспортных средств, развития туристической инфраструктуры;
  • Наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент "специальных частных услуг", включающий в себя финансовые и различные бизнес-услуги;
  • Доля официальных или государственных услуг снижается;
  • Доля развивающихся стран увеличивается, в основном за счет азиатских стран, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консалтинговых строительных услугах, Сянган и Сингапур сосредоточены на финансовых услугах. Доля стран Латинской Америки и Африки в МТЮ сократилась;
  • Деловые услуги составляют наибольшую долю в доходах развитых стран, а туризм является основной статьей в доходах развивающихся стран (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в некоторых странах и более, например, на Ямайке - 30%, в Панаме - 55%).

Современная международная торговля услугами стремительно развивается, оказывая все большее влияние на развитие национальной экономики и мировой экономики в целом: она приобретает все большее значение в общественной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием растущих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин "международная торговля услугами" охватывает международный обмен многими видами услуг, каждый из которых имеет свои особенности. Однако для всех многочисленных аспектов международной торговли услугами характерен ряд общих закономерностей и тенденций в сфере обмена услугами, которые характеризуют эту сферу международной торговли.

Мировая статистика показывает, что глобальная торговля услугами является одним из самых быстрорастущих секторов мировой экономики.

Следует также отметить, что значительная доля "Путешествий", но к 2009 году их доля начинает снижаться с 32,1% до 26%. Причем доля других коммерческих услуг увеличивается с каждым годом, и эта тенденция наблюдается как в экспорте, так и в импорте.

Видно, что до 2009 года наблюдался рост по всем категориям услуг, но в 2009 году наблюдался спад, что можно объяснить последствиями глобального экономического кризиса 2008-2010 годов.

Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 75%, развивающихся стран и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%.

Среди причин быстрого роста мирового рынка услуг выделяются следующие:

  • Зрелая экономика и высокий уровень жизни увеличивают спрос на услуги;
  • Развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
  • Новые формы связи, в том числе спутниковые, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорение процесса расширения и углубления международного разделения труда, что приводит к формированию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ - на туризм. Среди прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, в первую очередь связанными с научно-техническим и промышленным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерный консалтинг и другие услуги).

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, крайне неравномерно в пользу развитых рыночных экономик. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на долю которых приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. В то же время на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию - приходится 44% мирового экспорта услуг.

Развивающиеся страны имеют дефицит торгового баланса в сфере услуг (они экспортируют около 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Например, Республика Корея специализируется на инженерном консалтинге и строительных услугах, Мексика - на туризме, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие малые островные государства получают большую часть своего экспортного дохода от туризма. Для Турции, Испании и ряда стран Средиземноморья экспорт рабочей силы в виде отъезда неквалифицированных рабочих на работу имеет большое значение.

Специфика международной торговли услугами

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги, в отличие от товаров, в основном, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг основывается на прямом контакте между производителями и потребителями, отделяя международную торговлю услугами от торговли товарами, которая часто использует посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает все большее влияние на нее. Все больше и больше услуг, начиная от анализа рынка и заканчивая транспортировкой товаров, используются для доставки товаров за границу. Успех товаров на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, связанных с их производством и реализацией (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сектор услуг, как правило, более защищен государством от иностранной конкуренции, чем сектор материального производства. Кроме того, во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, а также наука традиционно полностью или частично принадлежат государству или строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может рассматриваться общественностью и правительствами многих стран как угроза их благополучию, суверенитету и безопасности. В результате существует больше барьеров для международной торговли услугами, чем для торговли товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, подходят для широкого вовлечения в международный экономический оборот. Прежде всего, это относится к некоторым видам услуг, которые в основном предоставляются для личного потребления (например, коммунальные и бытовые услуги).

Во внешнеэкономических отношениях значительное место занимают отношения производителей экспортируемых товаров и услуг с торговыми и посредническими фирмами. Эти отношения опосредованы специальными видами договоров - договорами заказа и комиссии.

Предметом договора поручения в сфере внешнеэкономической деятельности чаще всего являются маркетинговые исследования, расчет цен, выявление заинтересованных клиентов, установление контактов с ними, проведение рекламных кампаний, ведение переговоров по договорам и т.д. Такие договоры об оказании услуг носят возмездный характер.

В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) от имени другой стороны (комиссионер) обязана за комиссионное вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени (за товары или услуги).

Посредники могут быть специализированными и универсальными. Идея универсализации наиболее полно была разработана в рамках торговых домов, которые могут включать в себя широкий спектр услуг как внутри страны, так и за рубежом. Эта форма особенно распространена в Японии. Там, в середине 80-х годов, 9 торговых домов контролировали около 40% экспортных и 50% импортных операций.

Договор об оказании услуг между ЕС и Россией

Важные договоренности были достигнуты в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским Союзом, которое было заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны наладили сотрудничество во всех сферах экономических отношений и, в частности, в торговле товарами и услугами.

Что касается условий создания страховых компаний, то ЕС предоставляет России безусловный режим наиболее благоприятствуемой нации (НБН), что фактически означает национальный режим.

Несмотря на то, что Россия не подписала Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), заключенное в апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился использовать для целей Соглашения определенные налоговые элементы ГАТС и предоставил России аналогичные условия доступа на рынки услуг ЕС (путем реализации принципа безусловного НБН), закрепленные для членов ГАТС.

Россия и ЕС договорились о предоставлении друг другу услуг РНБ и поставщиков услуг в следующих секторах: консультационные услуги, инжиниринговые услуги, информационные, телекоммуникационные, лизинговые услуги, маркетинговые и рекламные услуги, услуги по техническому тестированию, комиссионные агентские услуги в области оптовой торговли внешнеэкономической деятельностью, финансовые услуги.

Что касается создания и функционирования транспортных агентств по предоставлению международных транспортных услуг, охватывающих плечо к плечу мультимодальные перевозки, то Россия и ЕС, в соответствии со своим законодательством, предоставляют друг другу ИОП или национальный режим.

Стороны обязуются при оказании международных морских транспортных услуг отменять и не применять в будущем любые односторонние меры, административные, технические или иные препятствия, носящие дискриминационный характер.

Соглашение подтверждает намерение России и в дальнейшем увеличивать количество портов, открытых для иностранных судов. Оно включает положения о намерении сторон оказывать друг другу содействие в трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой связи на своей территории.

Соглашение предусматривает открытие европейского рынка космических пусковых услуг для России на конкурентных условиях. Соглашение также содержит эволюционные положения, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одно из них фиксирует намерения России и ЕС по дальнейшей либерализации режима торговли услугами.

Соглашение вместе с Заключительным актом было подписано в двух экземплярах на русском языке и языках государств - членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием российского парламента, Европейского парламента и парламентов 15 государств-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон зафиксированы в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, включенных в первоначальное Соглашение.

Процесс ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве был осложнен рядом обстоятельств и даже временно приостановлен ЕС из-за военных действий России в Чечне. С началом мирных переговоров в Чечне процесс ратификации возобновился: в октябре-ноябре 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, а в октябре 1997 г. его ратификация государствами-членами ЕС была завершена. 1 декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.

До вступления Соглашения в силу Временное соглашение между Россией и ЕС о торговле и смежных вопросах, вступившее в силу 1 февраля 1996 года, содержало те "торговые" положения Соглашения, которые не требовали ратификации. Соглашение предоставило российско-европейскому торговому режиму режим, основанный на правилах ВТО, и, таким образом, устранило многие прежние ограничения на экспорт в ЕС, обеспечило лучшую защиту прав интеллектуальной собственности и устранило различия в импортных пошлинах.

Для обеспечения соблюдения и осуществления положений СФС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается один раз в год на уровне министров. Комитет по сотрудничеству, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, поддерживает работу Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского парламента и Федерального собрания Российской Федерации, уполномочен представлять рекомендации Совету сотрудничества.

По некоторым оценкам, Россия теряла до 3 миллиардов долларов в год от дискриминационного режима во внешней торговле. Соглашение с ЕС одним из первых создало недискриминационный режим. Оно воплотило в себе общую приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.

Внешняя торговля услугами и некоторые проблемы развития и совершенствования нормативной базы в сфере услуг в России

Россия входит в число 30 экспортеров и 20 крупнейших мировых импортеров услуг.

Положение России на мировом рынке услуг значительно уступает ее положению на товарном рынке. Баланс ее международного обмена услугами в последние годы испытывает дефицит. Однако доля услуг во внешней торговле России растет, и в перспективе экспорт услуг может занять значительное место в экономике страны.

В России рынок услуг регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" (принят Государственной Думой РФ 21.11.2003).
  • Статья 37. Запреты и ограничения на внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
  • "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят Государственной Думой Российской Федерации 19.07.2000) (ред. от 27.11.2010).
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при перевозке и продаже услуг международной связи;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 222 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" Порядок оказания услуги "международная телеграмма";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 455 "Об утверждении Правил применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для служебного пользования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризональной, междугородной и международной телефонной связи";
  • Постановление Росстата от 01.02.2006 N 5 (ред. от 25.01.2008) "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического мониторинга N 8-ВЭК (услуги)" Сведения об экспорте (импорте) услуг в сфере внешнеэкономической деятельности "Краткое разъяснение основных видов международных услуг (перечень кодов услуг приведен в соответствии с временным классификатором услуг (ВКУ ВЭД);
  • "Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" (подписано в Москве 26.02.1999). Раздел 5: Общий рынок услуг.

Значительную роль в регулировании международной торговли услугами играют двусторонние соглашения, как секторальные (чаще всего по вопросам транспорта и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются конкретные аспекты торговли и инвестиций в сфере услуг. Другой формой является многостороннее регулирование в рамках интеграционных ассоциаций. Европейский союз, например, снял ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовка соглашений по этим вопросам осуществляется специализированными межправительственными организациями: Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристская организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).

На региональном уровне международная торговля услугами регулируется через группы экономической интеграции, которые снимают ограничения на взаимную торговлю услугами (например, в ЕС) и могут вводить ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Структура российского экспорта услуг определяется структурой их производства и, прежде всего, базируется на транспорте и туризме. Следует подчеркнуть, что сфера услуг в России может стать одним из приоритетных направлений для иностранных инвестиций.

Внешняя торговля услугами, отраженная в платежном балансе страны, по данным за 1999 год, развивалась несколько более благоприятно, чем в предыдущие годы, но не во всех отраслях. В частности, отрицательное сальдо в обмене услугами значительно сократилось, а экспортные операции в целом увеличились, особенно со странами дальнего зарубежья, однако экспортная выручка от туризма и транспортных услуг, являющихся основными позициями в российской торговле услугами, осталась практически неизменной. Доля услуг в российском экспорте растет, и в 1998 г. она составляла 17% экспорта товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%.

Отрицательный баланс услуг в 1997 году составил 5,2 млрд. долл. по сравнению с 5,7 млрд. долл. в предыдущем году. Экспорт услуг в 1997 г. достиг 13,5 млрд. долл. по сравнению с 5,7 млрд. долл. в предыдущем году. В 1998 и 1999 гг. отрицательное сальдо обмена услугами составляло около 2 млрд. долл. в год.

Российский экспорт транспортных услуг сохраняет свое место и по отношению к странам как дальнего, так и ближнего зарубежья. Среди этих услуг наибольшее значение в российском экспорте занимают услуги воздушного и водного транспорта (45 и 32% соответственно); положительное сальдо в статье "водный транспорт" уменьшилось почти в три раза за счет сокращения экспорта товаров и утраты позиций отечественных перевозчиков на мировом рынке грузовых перевозок. Привлекает внимание увеличение экспорта услуг связи. Среди других динамично развивающихся секторов услуг следует выделить "роялти и лицензионные сборы".

За последние годы объем внешней торговли услугами вырос примерно на 40%. Однако соотношение экспорта и импорта услуг для России является пассивным. В 1994 г. соответствующие показатели составляли 8,4 млрд. долл. и 16 млрд. долл. В 1995 г. они составляли 10,5 и 20,5 млрд долл. В 1999 г. отрицательное сальдо по услугам составило 3,8 млрд долл. против 3,9 млрд долл. в 1998 г. и 5,7 млрд долл. в 1995 г. - 1997 и 199b.

Российские услуги на мировом рынке представлены достаточно слабо. Доля нашей страны составляет около 1% в мировой торговле услугами.

Динамика экспорта и импорта услуг определяется в основном изменениями по статьям "поездки" и "транспорт". На них приходится почти 3/4 объема торговли услугами в России.

В структуре российского экспорта услуг практически нет маркетинга, менеджмента, консалтинга, аудита и компьютерных услуг. Финансовые услуги представлены слабо. Строительные услуги неконкурентоспособны из-за низкого качества, устаревших технологий и сроков.

Конкурентные услуги включают в себя услуги связи (освоение космоса), услуги по запуску объектов в космос, услуги в области некоторых научно-технических разработок и небольшое число других услуг.

В международном обмене услугами основной для России, в отличие от большинства стран, является приграничная торговля с точки зрения экспорта, а с точки зрения импорта - услуги иностранных компаний в России.

На российском рынке услуг очень мало развитых секторов, большинство из них находятся в процессе формирования. Поэтому смоделировать их будущее довольно сложно. Однако даже самый общий анализ регулирования торговли услугами показывает, что российский режим торговли услугами является слишком либеральным. По сути, во всех отраслях, кроме банковского дела, туризма и страхования, в России практически не применяются ограничения для иностранных поставщиков услуг. Более того, их режим ничем не отличается от режима отечественных компаний, а в некоторых случаях (валютное регулирование, импорт оборудования для сферы услуг) иностранцы даже находятся в лучших условиях, чем отечественные поставщики услуг.

Потенциал российских сервисных рынков достаточно велик и перспективен. Особенно это касается таких видов услуг, как транспортные, туристические, строительные и телекоммуникационные услуги, аудиторские и консалтинговые услуги, реклама, лизинг и многие другие. Российские компании в этих областях обладают большим интеллектуальным потенциалом, квалифицированной рабочей силой, опытом и знанием российской действительности. Однако их конкурентоспособность невелика. Поэтому одной из основных задач в области регулирования внешней торговли услугами в преддверии вступления России в ВТО является создание разумной протекционистской системы, которая при сохранении конкурентной среды на рынке услуг позволила бы российским поставщикам услуг в течение нескольких лет достичь достаточного уровня зрелости. Важность этой задачи определяется также тем, что Россия, вступив в ВТО, должна будет в будущем участвовать в переговорах по ГАТС о дальнейшей либерализации торговли услугами, а это означает, что российский режим торговли услугами должен иметь достаточный запас протекционистской безопасности для таких переговоров. В этой связи уже сейчас, в процессе присоединения к ВТО, российским властям необходимо разработать и принять достаточно сбалансированное законодательство, которое содержало бы разумный компромисс между национальными интересами и интересами российских и зарубежных производителей и потребителей услуг.

Предварительно можно назвать следующие направления, где целесообразно ограничить деятельность иностранных компаний: туризм, транспорт, строительство, реклама, аудиовизуальные услуги, а также телекоммуникации, консалтинговые услуги, аудит, оптовая и розничная торговля и ряд других. В то же время, защищая российских производителей услуг, необходимо иметь в виду, что только достаточная иностранная конкуренция заставит российских производителей услуг повысить свой профессиональный уровень, использовать современные технологии и формы работы, а также защитит потребителя услуг от необоснованно высоких цен на предоставляемые услуги.

Защита внутреннего рынка услуг осуществляется в соответствии со статьей XVI ГАТС.

Могут применяться ограничения, основанные на настоящей статье:

  • максимальный уровень иностранных инвестиций в каждый
  • сектор услуг;
  • количество представительств иностранных компаний, которые могут работать на внутреннем рынке;
  • доли услуг, предоставляемых иностранцами;
  • соотношение иностранного и отечественного персонала;
  • выбор организационной формы иностранной компании;
  • общее число иностранных поставщиков услуг в каждом секторе.

Конкретные обязательства России, сформулированные в соответствии с этими ограничениями, с одной стороны, защитят национальных производителей услуг, а с другой - гарантируют иностранным поставщикам услуг, что режим доступа на российский рынок не станет более жестким.

Необходимо будет открыть внутренний рынок услуг. Однако этот процесс должен регулироваться, а не носить разовый характер в связи с обязательствами, принятыми при вступлении в ВТО.

Недостаточное развитие сферы услуг в России, слабая правовая и экономическая защита российских производителей услуг привели к достаточно быстрому расширению зарубежной деятельности в этой части экономики государства.

Количество совместных предприятий и иностранных компаний в российском секторе услуг за последние годы превысило 6 000. Стимулирующими факторами для иностранных инвестиций в этой сфере стали: достаточно большой рынок, персонал с хорошей профессиональной подготовкой, относительно низкие затраты на заработную плату и практическое отсутствие конкуренции. Кроме того, предприятия сферы услуг, как правило, не требуют крупных капитальных вложений, позволяют рассчитывать на относительно быстрый возврат финансовых ресурсов и получение валютной выручки.

Как отмечалось выше, важную роль в этом сыграла правовая открытость многих секторов услуг. В то же время, ограниченность внутренних источников финансирования отечественных отраслей услуг, отсутствие достаточного предложения на внутреннем рынке со стороны отечественных производителей, а также правовые ниши, открывшие дорогу иностранным предприятиям, также повлияли.

Следует отметить, что активное участие иностранных компаний привело к определенным положительным результатам: увеличилось количество рабочих мест; появились новые виды услуг, которые ранее отсутствовали; сервисные предприятия были оснащены высокопроизводительным оборудованием, необходимым для внедрения высокотехнологичных процессов; были реконструированы и обновлены здания и сооружения, особенно в крупных городах.

Имели место и негативные последствия: во многих случаях иностранные фирмы нарушали или обходили стороной несовершенное российское законодательство в сфере услуг; происходили приобретения российских предприятий иностранными компаниями; иностранные компании были достаточно распространены и использовали недобросовестные методы конкуренции на российском рынке.

Учитывая стремительно растущую роль сектора услуг в мировой экономике, России предстоит решить ряд сложных задач: развитие современных конкурентоспособных видов услуг; создание условий для широкого использования всех четырех видов услуг, особенно коммерческого присутствия за рубежом; развитие современной правовой базы в сфере торговли услугами, содержащей основные положения ГАТС; и, наконец, перелом тенденции к постоянному пассивному платежному балансу в сфере услуг.

Вывод:

В последние два десятилетия наблюдается тенденция к повышению роли услуг в мировой экономике.

При рассмотрении этой темы можно сделать следующие выводы.

Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. Услуги включают государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, кредитными бюро, военными службами, полицией, пожарной службой, почтой, регулирующими органами и школами, а также частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церквями, колледжами, фондами и больницами. Сектор услуг также включает в себя значительную часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, гостиницами, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консалтинговыми фирмами по вопросам управления, частными практикующими врачами, кинокомпаниями, сантехническими ремонтными фирмами и торговцами недвижимостью.

Индустрия услуг постоянно меняется, и наряду с традиционной сферой услуг постоянно появляются новые услуги.

Особенностью услуги как продукта является то, что она не имеет физической формы, а действует в результате определенной деятельности. Производство и реализация услуг регулируются законом о стоимости, а обмен их на товары в материальной форме или другие услуги осуществляется в соответствии с объемом трудозатрат, затраченных на их производство.

Вступление в ГАТС позволяет многим странам эффективно использовать преимущества своего участия в глобальной экономике.

Регулировать оборот услуг по таможенным пошлинам и акцизам практически невозможно, но услуги уже составляют более 20% объема международной торговли. Рассматриваются различные аспекты международной торговли услугами - субсидирование социальных услуг, регулирование миграции, влияние развития информационных технологий и др.

Мировой рынок услуг распадается на более узкие рынки, поскольку услуги разнообразны и неоднородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстро растущая часть мировой экономики - сектор услуг.

На развитие мирового рынка услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, устраняются технические барьеры при передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

Ускорение развития сферы услуг, повышение технологического уровня и качественных показателей возможно также за счет полного расширения контактов производителей во внешнеторговых, инвестиционных, корпоративных и других отношениях с целью заимствования передовых технологий, опыта в организации и управлении, культуры деловых отношений. Это позволит ускорить развитие сферы услуг и тем самым устранить или смягчить структурные дисбалансы и технологическую отсталость, препятствующие модернизации экономики страны.