Дидактические основы организации игрового обучения.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкое изменение ведущей деятельности ребенка от игры к школе. Формирование образовательной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к обучению вы можете использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий.

В разнообразных обучающих системах игра занимает особое место. И это определяется тем, что игра очень созвучна характеру ребенка. Ребенок от рождения до совершеннолетия уделяет большое внимание играм. Игра для ребенка - это не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования своих отношений, в ходе которого ребенок разрабатывает схему отношений со сверстниками.

Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - работа, игра для них - серьезная форма обучения. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ученика в целом.

 

Организация и проведение дидактических игр

 

Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость в определенной программе информации, которая нужна детям, а также в навыках и качествах, которые должны быть у них сформированы. Такой материал для разных групп включен в «Государственный образовательный стандарт общего среднего образования».

Важным условием эффективного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в выборе игр. Прежде всего следует учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенное выполнение заданий.

Актуальность дидактического материала (соответствующие формулировки учебных заданий, наглядные пособия и т. д.) Фактически помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении правильного результата, стремиться к наилучшим возможным решениям. Коллективность позволяет объединить детскую команду в одну группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, чем те, которые доступны одному ребенку, а зачастую и более сложные.

Соревнование порождает у студента или группы студентов желание выполнить задачу быстрее и лучше, чем у конкурента, что сокращает время на выполнение задачи с одной стороны и достижение действительно приемлемого результата с другой. Почти любая командная игра может служить классическим примером вышеперечисленных принципов: «Что? Где? Когда » (Одна половина задает вопросы, другая отвечает на них).

На основании этих принципов вы можете сформулировать требования к дидактическим играм, проводимым в классе

  1. Каждая игра должна содержать элемент новизны.
  2. Невозможно навязать детям игру, которая кажется полезной, игра добровольная. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
  3. Игра не урок. Техника игры, которая включает детей в новую тему, элемент соревнования, загадку, путешествие в сказку и многое другое ... это не только методическое богатство учителя, но и общая, впечатлительная работа дети в классе.
  4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать деятельности, в которую он вовлечен. В отличие от всех других методологических инструментов, игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Нужно не только уметь вести игру, но и играть с детьми.
  5. Игра является диагностическим инструментом. Ребенок раскрывается в игре во всех ее лучших и не самых лучших качествах.

Дидактические игры должны основываться на играх, знакомых детям. Для этого важно наблюдать за детьми, определять их любимые игры, анализировать, какие игры нравятся детям больше, а какие - меньше.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры в отношении детей, которые нарушают правила игры или игровую атмосферу. Это может быть только поводом для дружеской беседы, объяснения и даже лучше, когда, когда они собираются вместе, дети анализируют, выясняют, кто проявил себя в игре и как избежать конфликта.

Дидактическая игра - сложное явление, но в ней четко раскрывается структура, то есть основные элементы, которые одновременно характеризуют игру как форму обучения и игровой деятельности. Одним из основных элементов игры является дидактическое задание, которое определяется целью учебно-воспитательного воздействия. Познавательное содержание взято из школьной программы.

Наличие дидактического задания или нескольких заданий подчеркивает воспитательный характер игры, ориентацию учебного контента на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическое задание определяется педагогом и отражает его педагогическую деятельность.

Структурным элементом игры является игровое задание, выполняемое детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают отношения обучения и игры. В отличие от прямого формулирования дидактического задания в классе в дидактической игре, оно выполняется через игровое задание, определяет игровые действия, становится заданием самого ребенка, вызывает желание и необходимость его решения, активизирует игровые действия.

Одним из компонентов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность определяются общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми заданиями и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре даны правила. Используя правила, учитель контролирует игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей.

Правила игры являются образовательными, организационными, формирующими, и чаще всего они варьируются в комбинации. Правила обучения помогают детям раскрыть, что и как делать, соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: обдумайте что-то, подумайте, сравните, найдите способ решения проблемы, поставленной игрой.

Правила организации определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношения детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание позитивных игровых отношений и реальных в их отношениях.

Соблюдение правил во время игры требует усилий, овладения способами общения в игре и вне игры, а также формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления хороших эмоций и усвоения традиций, информативное дидактическое обучение игре.

Таким образом, дидактическая игра является одним из методов обучения и воспитания детей. Его содержание определяется задачами программы и связано с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. Организация дидактической игры должна основываться на определенных дидактических требованиях к дидактической игре. Основными структурными элементами любой дидактической игры являются игровое задание и правила игры.

 

Особенности использования дидактических игр на уроках информатики

 

Современный урок - многогранная концепция. Это логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация студентов, и постоянный поиск форм и методов обучения, и техническое оснащение урока. Сегодня новый элемент - компьютер - вводится в традиционную схему «учитель - ученик - учебник», а компьютерное обучение вводится в школьное сознание.

Каковы функции компьютеров в обучении 

Во-первых, компьютер помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя ученику выбрать подходящий темп обучения.

Во-вторых, компьютер дает учителю возможность быстро корректировать действия ученика, организовывать самоконтроль ученика. Это особенно важно для детей с высокой динамикой возбудительного процесса, которые, за редким исключением, не имеют должного уровня внимания и памяти. Такие студенты делают много ошибок при написании, замене, пропуске или перестановке символов. Эти студенты сначала пишут, а потом размышляют, и начинаются исправления.

В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что важно, после урока, когда необходимо подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учащихся и спланировать урок на завтра.

В-четвертых, использование компьютерных игр оказывает положительное влияние на развитие ребенка: развиваются такие важные мыслительные операции, как обобщение и классификация, способствующие развитию логического мышления, знаковая функция сознания начинает развиваться рано, в процессе. В таких мероприятиях улучшается память и внимание детей, улучшаются двигательные навыки (координация движений) и координация совместной деятельности зрительных и моторных анализаторов, интерес, который вызывают упражнения на ПК, является основой для формирования таких важных структур, как когнитивная мотивация, Добровольная память и внимание.

В-пятых, среди дидактических возможностей ВТ можно выделить:

  • фрагментарное использование ВТ в зависимости от цели этапа урока;
  • реализация индивидуализации обучения, ориентация на конкретного учащегося;
  • получение информации о работе каждого студента на определенных этапах;
  • сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
  • сочетание обучения с игрой;
  • управление самостоятельной деятельностью школьников на разных этапах обучения.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их двигательных навыков, точнее, для формирования двигательной координации и координации совместной деятельности зрительных и двигательных анализаторов.

Стремление ребенка к игре или, как говорят психологи, «игровая мотивация» помогает ребенку овладеть знаниями, которые несут компьютерные игры.

Существуют различные типы компьютерных программ. Например, программы, направленные на развитие восприятия. Это очень распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых нужно собрать картинку из нескольких частей. Задачи могут различаться по степени сложности, так как картинка делится на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Поскольку во многих случаях во время работы подсчитываются время и очки, накопленные игроками, такие программы могут быть предоставлены детям не только в индивидуальном, но и в коллективных упражнениях в форме соревновательной игры.


Также рекомендуется множество программ, в которых с помощью курсора вы можете нарисовать любую фигуру или даже картинку. Возможными вариантами для таких программ являются задачи по добавлению рисунка из отдельных фигур разных форм и размеров в зависимости от типа мозаики.

Такие программы развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель сам может варьировать задачи. Рисовать с детьми или дать им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер).

Вы можете попросить ребенка придумать название для нарисованного рисунка, заполнить его определенными персонажами и составить рассказ о них. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

В процессе игр - инсценировка, происходит развитие речи. Учитель должен поощрять любые спонтанные высказывания детей, и если они не могут самостоятельно придумать сюжет или название для картины, им нужна помощь, начав рассказывать какую-то историю, которую ребенок проиллюстрирует с помощью компьютера. В следующий раз вы можете поменяться ролями, то есть ребенок скажет, и учитель поможет ему разработать сюжет на экране. В конце дети легко научатся сочинять сказку или историю одновременно и иллюстрируют сюжет с помощью движущихся картинок.

Дидактические основы организации игрового обучения.

Большое значение для развития детей имеют программы дизайна, в которых детям необходимо либо добавить фигуру определенной формы из разных частей, либо, наоборот, разделить существующую фигуру на заранее определенные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей.

Помимо общеобразовательных программ существуют специальные программы по обучению детей математике, русскому языку и логике. Ценность этих программ заключается в том, что они представляют содержание этих объектов в более наглядной (но не простой) форме, что позволяет детям быстро и легко освоить этот материал. Таким образом, арифметика предстает перед детьми в виде группы объектов, которые различаются по количеству и размеру, определенного понятия или класса объектов - в форме диаграммы. Однако ценность большинства программ этого типа заключается не только в визуализации, но и в способности варьировать степень этой визуализации в зависимости от уровня развития ребенка.

При организации дидактической игры, помимо этапа разработки ее сценария, который является наиболее ответственным и сложным при подготовке дидактической игры, важен правильный выбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Более того, выбор заданий может быть сделан учителем самостоятельно или вместе со студентами (например, они могут подготовить задания для команды соперников). Следует отметить, что выбранные задания, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.), они должны развивать логическое и образное мышление, изобретательность и сообразительность. Желательно иметь несколько решений, чтобы их реализация была затруднена без хорошего знания теоретического материала. Однако большинство задач должны быть доступны и легко решаться большинством студентов.

Критерии оценки также могут быть разработаны учителем вместе со студентами. Конечно, они могут быть разными для разных видов работ, которые могут оценить как учителя, так и сами ученики (в групповой работе, после анализа каждого члена группы). Возможны различные варианты оценки: во время урока, в конце игры или после урока (если вам нужно оценить письменную работу).

Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры - ее анализ. Анализ дидактической игры должен проводиться как на уровне класса, так и в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме вопросников) и на педагогическом уровне, для которого приглашаются другие учителя на урок.

Дидактическая игра создает все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. Из-за мотивов активности учащиеся участвуют в игре в условиях ее неопределенности и непредсказуемости. В игре такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за ошибку, практически снято. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения ученика учителем и формирования правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенность дидактической игры позволяет придать образовательной и игровой активности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязанность и взаимозависимость действий всех участников игры, создает возможность, когда делать неправильные, ошибочные шаги, повторять их снова, но в скорректированной форме.

Конечно, невозможно противопоставить дидактическую игру и урок информатики, но в ситуации с дидактической игрой усвоение знаний более эффективно. Самое главное, что дидактическое задание в дидактической игре скрыто от ученика, и его внимание уделяется выполнению игровых действий. Задача обучения ими не признается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, навыки. Более того, отношения между учениками и учителем определяются не образовательной ситуацией, а игрой.

 

Варианты использования дидактических игр

 

Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что дидактические игры обогащают учебный процесс благодаря использованию их учителем для различных видов образовательной деятельности. Кроме того, благодаря их использованию в образовательный процесс включаются нетрадиционные виды деятельности, например, организационная, коммуникативная и т. д., что способствует значительному обогащению познавательного процесса.

В подготовке дидактических игр учителем учащиеся участвуют в процессе изготовления дидактических учебных пособий. В связи с этим те студенты, которые демонстрируют посредственные успехи, могут реализовать себя в другой области, как выдающиеся художники, дизайнеры, организаторы.

Но включение дидактических игр для стимулирования общения особенно важно. Благодаря своему разнообразию, они позволяют учителю использовать различные формы организации деятельности, что помогает повысить уровень общения студентов в процессе работы.

Таким образом, целью использования дидактической игры на уроках информатики в системе с другими формами обучения является не только передача учащимся определенных знаний и навыков, соответствующих современному уровню развития науки, но и их обучение. приобрести эти знания самостоятельно.

 

Вывод:

 

Дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Он может выступать в качестве метода обучения, поскольку выполняет следующие функции: обучение (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических навыков, расширению кругозора, навыков самообразования и т. д.), развивающую (развитию мышления, активность, память, умение выражать свои мысли, а также развитие познавательного интереса), воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательное и уважительное отношение к партнерам и противникам в игре), мотивационные (побуждение применять знания, навыки, инициативность, независимость, коллективное сотрудничество).

Благодаря дидактическим играм учитель имеет возможность отслеживать и диагностировать ход и результат учебного процесса, а также вносить в него необходимые изменения, т. е. игра выполняет функцию контроля и коррекции.

Дидактическая игра также может быть формой обучения, поскольку она имеет свою собственную организационную структуру, выраженную в форме скоординированной деятельности преподавателей и студентов.


Дидактическая игра - это еще и учебный инструмент, потому что это источник знаний, формирование навыков. Это позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшать наглядность учебного материала, делая его таким образом более доступным, а также активизировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.

Дидактическая игра применима ко всем типам уроков, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако необходимо определить, выгодно ли тратить много время и усилия на подготовку дидактической игры по теме, которая имеет прикладной характер и не играет большой роли при изучении курса).

Дидактическая игра - сложное явление, но в ней четко раскрывается структура, то есть основные элементы, которые одновременно характеризуют игру как форму обучения и игровой деятельности. Это дидактическое задание, игровое задание, правила игры.

Теория и практика использования дидактических игр в образовательном процессе - одна из наиболее актуальных тем современной педагогики.