Депутатская неприкосновенность

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности органов государственного управления
Правовые проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Реформа местного самоуправления в Российской Федерации
Конституционное регулирование местного самоуправления в Российской Федерации


Введение:

Понятие «парламентский иммунитет» очень важно для развития представлений о демократии, разделении властей, парламентаризме. В большинстве стран мира в той или иной степени признается право на проведение специальной процедуры привлечения депутатов парламента к уголовной и административной ответственности. Органы представительной власти, депутаты обязаны не только принимать разумные и справедливые законы, но и контролировать расход финансовых и материальных ресурсов, критиковать неправомерные действия и решения исполнительных органов. Чтобы обеспечить независимую парламентскую деятельность, необходимо защитить избранных представителей народа от необоснованных нападок и возможных преследований за высказанное мнение, результат голосования или другие депутатские действия. Именно этим депутатам нужен парламентский иммунитет или иначе - парламентский иммунитет, который является не личной привилегией, а частью их публично-правового статуса.

Двадцатый век стал в области парламентского права эпохой юридического оформления парламентского иммунитета (иммунитета). В то же время к 21 веку иммунитет депутатов начал делиться на постоянный (в большинстве штатов) и временный (США, Франция, латиноамериканские штаты). Прерывание иммунитета означает прерывание действия иммунитета во времени, а не в пространстве. Обоснованием перехода некоторых стран к неустойчивому иммунитету депутатского корпуса, что является необычным в нашей стране, были многочисленные злоупотребления депутатским иммунитетом.

Нельзя не согласиться с теми учеными, чья точка зрения основана на признании того, что особенности правового статуса отдельных должностных лиц обусловлены необходимостью установления дополнительных гарантий их иммунитета в связи с их официальной деятельностью, что необходимо, во-первых, В частности, как гарант политического плюрализма и свободы слова избранных представителей народа, как барьер против попыток преследования депутатов за политические убеждения. Но такая ситуация делает Государственную Думу чрезвычайно привлекательной для преступников.

Наличие преступников в структуре органов власти является реальной проблемой. Более того, если раньше можно было это скрыть (или масштаб был сравнительно меньше), то теперь этот вопрос так или иначе затрагивается в каждом печатном издании. И, как вы знаете, СМИ играют важную роль в формировании общественного мнения. Не зря их называют «четвертой» силой. Поэтому неудивительно, что общественность пессимистично относится к вопросу о парламентском иммунитете.

Предметом данной курсовой работы являются пределы парламентского иммунитета, а объектом - правовой статус парламентария.

Цель состоит в том, чтобы изучить парламентский иммунитет как демократический институт.

Задачи:

  1. уточнить понятие правового статуса парламентария;
  2. определить понятие и сущность иммунитета (иммунитета) депутатов парламента;
  3. определить материальные и социальные гарантии парламентария;
  4. рассмотреть ответственность за нарушение статуса членов парламента;
  5. рассмотреть проблему злоупотребления парламентским иммунитетом;
  6. выяснить необходимость отмены парламентского иммунитета.

При проведении исследований необходимо использовать методы анализа, обобщения, дедукции, индукции и сравнительно-правовые. Информационная база состоит из работ И.С.Данилова, который рассматривает парламентский иммунитет в современных условиях, А.В. Малко, изучавший парламентский иммунитет с точки зрения теории и практики, А.В. Рощин, который проанализировал новый Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Н.М. Колосова, которые рассмотрели необходимость отмены парламентского иммунитета ,

Общие положения депутата инвалидности

Правовой статус парламентария

Член Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» является представителем субъекта Российской Федерации: законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, которому не менее 30 лет и который в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в государственные органы, может быть избран (назначен) им. Депутат Государственной Думы - это избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и другие полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года в день голосования, может быть избран депутатом Государственной Думы.

При осуществлении своих полномочий члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, установленные Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами Российской Федерации. камеры. В своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Правилами процедуры соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и их убеждения. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Формы деятельности определены в Законе с целью оказания помощи парламентариям в осуществлении их законодательной деятельности. В то же время это означает создание определенных рамок для такой деятельности, чтобы депутаты не вмешивались в прерогативы исполнительной и судебной власти. В Законе о статусе депутатов наметилась тенденция к выполнению некоторыми контрольными функциями парламентариев по отношению к исполнительным органам, что отражает инерцию прошлых лет. Обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы выглядят очень скромно - например, нет консолидации основной обязанности парламентария: посещать заседания своей палаты, которыми многие из них пользуются безопасно. В Законе о дисциплинарных мерах ничего не сказано, хотя во многих странах это считается необходимым.

Формами деятельности парламентариев являются участие в заседаниях их палат, комитетов и комиссий, парламентские слушания, выполнение поручений палат, обращение к чиновникам с требованием немедленного пресечения нарушений прав граждан, направление обращений и парламентских запросов в государственные органы. органы власти, органы местного самоуправления и т. д.

К формам деятельности депутата Государственной Думы также относятся работа с избирателями, участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы может также осуществляться в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и положениями палат.

Воспроизведение положений ст. 97 Конституции Российской Федерации, которая запрещает депутатам Государственной Думы быть депутатами других представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления или находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, законодатель не сказал что-нибудь о распространении соответствующих ограничений на членов Совета Федерации. Это, конечно, можно объяснить тем фактом, что Конституция Российской Федерации (статья 97, часть 2) запрещает члену Совета Федерации быть только депутатом Государственной Думы и что, в отличие от депутатов, они обычно осуществлять свои полномочия не на постоянной основе.

Действительно, основная работа члена Совета Федерации - выполнение функций главы законодательного или исполнительного органа власти субъекта Федерации. Но это обстоятельство не стало препятствием для предоставления им различных социальных и трудовых гарантий депутатов Государственной Думы, предоставляемых на их основном месте работы (подробнее о законности их создания мы остановимся позже).

Отсутствие в настоящем Законе, а также в конституциях (уставах) ряда субъектов Федерации прямых ограничений на совмещение иных видов деятельности для членов Совета Федерации и руководителей законодательного и исполнительного органа Субъект федерации может быть истолкован так, что он может одновременно быть депутатами других представительных органов государственной власти и местного самоуправления, находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, быть членом руководящего органа коммерческая компания или другая коммерческая организация. И это не более чем реальные условия для поощрения коррупции и различных должностных злоупотреблений. Вспомним хотя бы публикации на эту тему в СМИ, «героями» которых был В.Я. Бутов - Ямало - Ненецкий автономный округ, Н.В. Севрюгин - Тульская область, Ю.А. А. Кравцов - Санкт-Петербург и другие.

Правда, справедливости ради следует отметить, что уже в Законе об организации органов государственной власти субъектов (статьи 12 и 18) главами законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации являются: По сути, распространяются те же ограничения, что и в отношении депутатов Государственной Думы, за исключением запрета вступать в орган управления коммерческой компании или другой коммерческой организации. По-видимому, соответствующие корректировки должны быть внесены в отношении членов Совета Федерации в Закон о статусе. Рощин А.В. За пределами правовой базы. 

Иммунитет (иммунитет) парламентариев: понятие, сущность

Иммунитет (парламентский иммунитет), закрепленный в ст. 98 Конституции Российской Федерации, является одним из основных элементов статуса парламентария, важнейшей правовой гарантией его деятельности. По своему содержанию это является гарантией более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями личной неприкосновенности. Это не личная привилегия, но имеет публично-правовую природу и призвана служить общественным интересам, обеспечивая повышенную защиту личности парламентария по закону в связи с государственными функциями, которые он выполняет, защищая его от необоснованного преследования, способствуя беспрепятственной деятельности парламентарий и тем самым парламент, их независимость и независимость.

Укрепление иммунитета в Конституции Российской Федерации является определенным исключением из общего конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты особого статуса парламентария как член федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующих вопросы неприкосновенности депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются иммунитетом в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности в суде, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального собрания, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда при условии. Федеральный закон об обеспечении безопасности окружающих. Иммунитет парламентариев распространяется на их жилые помещения, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, корреспонденцию, используемые ими средства связи, а также принадлежащие им документы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, высказанную в ходе голосования, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе после истечения срока их полномочий. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право отказать в даче показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые им стали известны в связи с исполнением ими своих обязанностей.

Вопрос о лишении депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы неприкосновенности решается соответствующей палатой по предложению Генерального прокурора Российской Федерации. В целях получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, к задержанию, за исключением случаев задержания на месте преступления, ареста и обыска членов Совета Федерации или депутата Государственной Думы, Генеральный прокурор подает представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Палаты должны рассмотреть это представление в порядке, установленном Правилами процедуры соответствующей палаты, принять обоснованное решение по нему и уведомить об этом Генерального прокурора в течение трех дней. При необходимости у Генерального прокурора могут быть запрошены дополнительные материалы.

Вопрос о привлечении депутата к уголовной ответственности и лишении его депутатского мандата поднимался в Государственной Думе, но палата обычно реагировала на это негативно.

Следует отметить, что Федеральный закон о статусе депутатов устанавливает более широкий, чем список, указанный в Конституции Российской Федерации, случаи, когда парламентарий не может быть лишен иммунитета без согласия соответствующей палаты Федерального собрания. Воспроизводя конституционные положения о парламентском иммунитете, о недопустимости задержания, ареста, обыска, а также личного досмотра депутата, Закон также предусматривает невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности, наложенной в суде, и его допроса. без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Помимо Конституции Российской Федерации, закон также устанавливает, что для получения согласия привлечь депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в суде, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также к его Арест и розыск Генеральный прокурор Российской Федерации представляет в соответствующую палату Федерального Собрания презентацию. 

Особая процедура привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, наложенная в суде, является одной из существенных особенностей парламентского иммунитета.

По своей природе парламентский иммунитет предполагает полную защиту депутата в ходе его фактической депутатской деятельности (осуществления его парламентских полномочий, выполнения его обязанностей в качестве депутата).

Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, высказанную при голосовании, и за другие действия, соответствующие статусу депутата. Если в связи с такими действиями депутат совершил нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие, досудебное производство по делу об административных правонарушениях может иметь место только в том случае, если его иммунитет лишен. Без лишения депутата его неприкосновенности не может наступить ответственность за действия (или бездействие), связанные с исполнением депутатских обязанностей.

В соответствии со статьей 98 Конституции члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Из Конституции Российской Федерации следует, что иммунитет парламентария не означает его освобождение от ответственности за преступление, в том числе уголовное или административное, если такое преступление не было совершено. в связи с фактической депутатской деятельностью. Широкое понимание иммунитета в таких случаях приведет к искажению публично-правовой природы парламентского иммунитета и превращению его в личную привилегию, что будет означать, с одной стороны, незаконный отход от конституционного принципа равенства все перед законом и судом, а с другой - нарушение конституционных прав жертв преступлений и злоупотребление властью. Следовательно, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, парламентарию разрешается проводить судебные разбирательства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по делам об административных правонарушениях до принятия решения о передаче дела в Суд в соответствии с положениями Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального собрания.

В то же время это не означает лишения парламентария его целостности. Следственные действия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы должны проводиться под непосредственным руководством Генерального прокурора Российской Федерации, поскольку именно он представляет в соответствующую палату Федерального Собрания идею решение парламентария об иммунитете. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не принимает решение о лишении депутата его неприкосновенности на основании имеющихся материалов, вопрос о привлечении его к суду снимается. Ни одно судебное разбирательство не может быть проведено без согласия Палаты.

Во многих отношениях парламентский иммунитет необходимо улучшить. Само законодательство о статусе депутата иногда значительно усложняет возможность сбора доказательств.

Итак, анализируя ст. 19 и 20 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» можно отметить, что следователь или орган дознания ведение дела против депутата вынуждено потерять не менее нескольких дней в ходе следствия (запрос генерального прокурора о согласии палаты на лишение иммунитета; вынесение мотивированного решения палатой), в течение которого Закон устанавливает запрет на допрос депутата и обыск. Если принять во внимание, что обыск является срочным следственным действием, которое, как правило, проводится внезапно, то запрос согласия на его проведение практически сводит на нет возможность сбора каких-либо доказательств по делу. Следовательно, можно полностью согласиться с тем, что необходимо предусмотреть такую ​​меру, как ограничение иммунитета, смысл которой заключается в том, что некоторые следственные действия должны проводиться без какого-либо согласия.

Кроме того, представляется необходимым отменить действующее положение, когда Палата депутатов имеет право разрешить или отказать в передаче дела против депутата в суд. Фактически Государственная Дума присвоила себе прерогативу суда - определять вину или невиновность. В конце концов, если палата решит отказаться направить дело на судебное слушание, дело прекращается, а депутат, против которого возбуждено уголовное дело и ведется расследование, объявляется невиновным. Здесь совершенно неприемлемо, что законодательная власть заменяет судебную власть.

По нашему мнению, правильной процедурой будет то, что дела, возбужденные против депутатов, будут направляться в суд независимо от воли палаты. Только суд вправе определять, виновен ли депутат в совершенном ему деянии или нет. Но вопрос о применении наказания должен решать палата депутатов.

Также необходимо упростить процедуру возбуждения уголовных дел против депутатов. Уголовное дело должно быть возбуждено независимо от воли палаты и связи общественно опасного деяния с депутатской деятельностью. Можно согласиться с положением о том, что дела, возбужденные против депутатов, должны находиться под особым контролем Генерального прокурора Российской Федерации. 

Материальные и социальные гарантии парламентария

В мировой практике давно признано, что члены парламента должны получать вознаграждение, которое часто называют «искуплением» в конституциях и законах. Вознаграждение включает в себя как заработную плату, так и ряд других материальных пособий, оно основано на том факте, что для проведения парламентских мероприятий парламентариям необходимы поездки к избирателям, привлечение опытных помощников и т. д. Медицинское обслуживание, страхование жизни и другие гарантии также необходимы. Общество сознательно оплачивает соответствующие расходы, осознавая важность создания удовлетворительных материальных условий для успешной реализации людьми своего выбора в своей деятельности.

Жизнь и здоровье члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета в размере годовой оплаты федерального министра. Страховые суммы выплачиваются в случаях смерти (смерти) членов парламента, если смерть (смерть) наступила в результате телесных повреждений или другого вреда его здоровью, травмы или другого вреда здоровью.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы освобождаются от военной подготовки на срок их полномочий. По окончании срока их полномочий они получают свою предыдущую работу (должность), а при ее отсутствии - другую эквивалентную работу (должность) на прежнем месте работы или, с их согласия, в другой организации. Военнослужащие, рядовые и командиры органов внутренних дел, работники прокуратуры, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной думы, по истечении срока их полномочий имеют право на продолжить службу или досрочно уйти со службы.

По окончании срока их полномочий им предоставляется прежняя должность или, с их согласия, другая должность, либо в том же, либо в другом месте службы. Ряд пособий предоставляется супругу депутата Государственной Думы, который был уволен (уволен) в связи с переездом депутата для осуществления его полномочий в Государственной Думе. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие.

Федеральный закон устанавливает размер ежемесячной денежной компенсации расходов члена Совета Федерации, связанных с осуществлением его полномочий, а также ряда других платежей.

Трудовые и юридические гарантии, особенно денежное вознаграждение за депутатскую деятельность, являются одной из важных предпосылок эффективной работы депутата. Этот вопрос привлекает большое внимание не только российских избирателей, но и избирателей других государств. По мнению некоторых ученых - политологов, юристов, жалобы на «большие льготы и привилегии» российских депутатов выглядят не очень убедительно на фоне иностранного происхождения. В поддержку этого давайте обратимся к опыту зарубежных государств - стран с устоявшимися демократическими традициями и богатой парламентской культурой.

Например, члены палаты общин британского парламента получают годовой оклад в размере 30 854 фунтов стерлингов (67 тысяч долларов). Члены Палаты представителей Конгресса США получают зарплату в размере 133,6 тысячи долларов. Помимо установленной зарплаты депутаты имеют различные компенсационные выплаты.

Для членов итальянского парламента вознаграждение не является зарплатой в обычном смысле этого слова: оно не облагается никакими вычетами, оно включает в себя средства на расходы на секретаря и развлечения. В то же время парламентариев фактически приравнивают к государственным служащим, для которых установлена ​​единая система оплаты труда. Члены итальянского парламента получают вознаграждение, равное окладу председателя отделения Верховного кассационного суда. Для сравнения: министры с самой высокой квалификацией получают примерно на 20% больше парламентариев. Япония занимает первое место в мире по заработной плате для членов парламента, уверенно опережая страны с многовековыми парламентскими традициями. Члены парламента Японии получают 146,2 тысячи долларов в год. 

Все депутаты Государственной Думы, независимо от их должности в Палате, за исключением председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение. Депутату назначается ежемесячное денежное вознаграждение в размере денежного вознаграждения федерального министра, а Председателю Государственной Думы - в размере вознаграждения Председателя Правительства РФ. Депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением их полномочий, в размере, равном пятикратному минимальному размеру заработной платы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право пользоваться бесплатным воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут иметь до пяти помощников: для работы в палате (не более двух помощников), а также для работы в субъекте Российской Федерации или в своем избирательном округе. Они также могут иметь до тридцати добровольных помощников.

Перечисленные гарантии являются только базовыми. Закон также устанавливает конкретные нормы материальной поддержки парламентариев.

Проблемы реализации депутата инвалидности

Ответственность за нарушение статуса членов парламента

Ответственность за несоблюдение их правовых требований, установленных Федеральным законом «О статусе депутатов», имеет большое значение с точки зрения обеспечения парламентариям нормальных условий труда; за незаконное влияние на парламентариев, членов их семей и других родственников; за посягательство на честь и достоинство депутатов (членов Совета Федерации); за нарушение их неприкосновенности.

Несоблюдение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений требований законодательства членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или создание препятствий для их осуществления деятельность, а также предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение условий и процедур, установленных законом, предоставляющих информацию и ответы на обращения и запросы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством. Кроме того, возникает ответственность за незаконное влияние на членов парламента и членов его семьи и других родственников, выраженное в форме насилия или угрозы насилия, с целью прекращения их деятельности в качестве члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. или изменить его природу. Наказание предусмотрено за неуважение к члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы.

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации является преступлением по статье 287 Уголовного кодекса Российской Федерации. Основным объектом преступления являются общественные отношения в сфере функционирования Федерального Собрания Российской Федерации.

Объективная сторона состоит из:

  1. в случае незаконного отказа в предоставлении информации - отказ в нарушение законов или подзаконных актов, который может быть устным или письменным;
  2. при уклонении от предоставления информации (документов, материалов) - завуалированный отказ в предоставлении информации под разными надуманными предлогами;
  3. при предоставлении заведомо неполной или ложной информации - предоставление только части информации или предоставление информации, которая не соответствует действительности.

Субъективная сторона характеризуется прямым намерением.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, которое обязано предоставить информацию Федеральному Собранию. 

Несоблюдение требований законодательства члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы предусматривает ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Несоблюдение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения требований законодательства члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы или создание препятствий для осуществления их деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальной заработной платы.

Статус должностного лица устанавливается ст. 2.4 КоАП РФ, однако, субъектами данного административного правонарушения могут быть только должностные лица государственных и иных органов.

Основы конституционного статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации определяются ст. 97, 98 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 3 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 109-ФЗ от 4 августа 2001 г.), членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Российской Федерации, осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.

Депутат Государственной Думы является представителем народа, избираемого в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, уполномоченного осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.

Правовые требования члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы включают их право на запрос (в отношении депутата Государственной Думы - запрос депутата). Согласно ст. 14 Федерального закона № 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации. Федерация, члены Правительства Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центрального банка Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председатели других избирательных комиссий, председатели комиссий референдума , руководители других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов и должностных лиц.

Должностное лицо, которому направляется запрос, должно дать ему письменный ответ не позднее, чем через 30 дней с даты его получения или в другой срок, согласованный с инициатором запроса.

Инициатор запроса вправе непосредственно участвовать в рассмотрении вопросов, поднятых им в запросе, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. Инициатор запроса должен быть уведомлен заблаговременно до дня рассмотрения вопросов, поднятых в запросе, но не позднее, чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.

Ответ на запрос должен быть подписан должностным лицом, которому был направлен запрос, или лицом, временно исполняющим свои обязанности.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы по вопросам своей деятельности в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ пользуются правом в приоритетном порядке получать руководителями и иными должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федерация, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, лицами, командующими Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и военными формированиями.

Член Совета Федерации является представителем ex officio от субъекта Федерации в Совете Федерации, статус которого определяется ст. 44.1 Федерального закона от 8 мая 1994 г., наделенного правами членов Совета Федерации.

Несоблюдение должностным лицом требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренных их законными правами, определенными Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », квалифицируется как административное правонарушение.

Создание препятствий при осуществлении деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы выражается в действиях (бездействии) должностного лица, не реализующего трудовые права члена Совета Федерации. депутат Государственной Думы и другие их социальные права, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» должностных лиц аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации Федерация предоставляет в порядке, установленном регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, печатные издания палат Федерального Собрания Российской Федерации, другие документы, информационные и справочные материалы, в том числе официально распространяемые Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации. Федерация, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Акт Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, другие государственные органы.

Когда член Совета Федерации, депутат Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, незамедлительно обращается в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, к должностным лицам этих органов, ассоциациям и организациям (и при необходимости для получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней с даты получения апелляции) дать ответ на эту апелляцию и предоставить запрашиваемые документы или информацию. В этом случае информация, составляющая государственную тайну, предоставляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной тайне.

Если необходимо провести дополнительную проверку или запросить какие-либо дополнительные материалы, должностные лица, указанные в ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» необходимо информировать члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы кто связался с ними.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеет право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке Освещение деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации ».

Несоблюдение должностным лицом указанных сроков предоставления информации члену Совета Федерации депутату Государственной Думы квалифицируется в соответствии с частью 2 статьи 17.1 КоАП.

Незаконный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной или недостоверной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате Российской Федерации, если эти действия были совершены Должностные лица обязаны предоставить такую ​​информацию, отнесены к категории преступлений (часть 1 статьи 287 УК РФ).

Случаи таких административных правонарушений рассматриваются мировыми судьями. Следует иметь в виду, что отсутствует положение об административном расследовании. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. 

Проблема злоупотребления парламентским иммунитетом

Общественность уже давно обеспокоена тем фактом, что в российских условиях парламентский иммунитет приобрел гипертрофированные черты и стал своего рода убежищем либо для преступников, которые толкают себя к власти путем взяточничества, либо для депутатов, которые практически назначаются руководителями исполнительной власти. Таким образом, сам парламентский иммунитет стал товаром на рынке коррупционных услуг. Был создан правовой тупик - с одной стороны, безусловная важность парламентского иммунитета для добросовестных депутатов, а с другой - спекуляция и злоупотребление этим демократическим институтом.

Следует отметить, что из всех видов иммунитетов парламентский иммунитет вызвал наибольшее количество критических замечаний как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. В частности, было отмечено, что концепция парламентского иммунитета была извращена, и были предприняты попытки отвлечь высокопоставленных должностных лиц от ответственности. 

По данным спецслужб, в Екатеринбурге «власти» групп Уралмаш и Центр баллотировались на выборы в областную и городскую Думу. В Тюменской области одну из самых влиятельных организованных преступных группировок возглавляет депутат одного из городских советов. В Санкт-Петербурге известно имя бывшего депутата Юрия Шутова, которого обвиняют в различных преступлениях.

Недавно Центральная избирательная комиссия запросила у МВД информацию о кандидатах в Госдуму, чтобы не допустить проникновения преступников во власть. В результате выяснилось, что два депутата от ЛДПР не предоставили информацию о своих выдающихся убеждениях. Руководство партии, имеющей в этом отношении довольно запятнанную репутацию, срочно исключило кандидатов из своих партийных списков. В партии «Истинные патриоты России» также было два кандидата, которые не упомянули свои проблемы с законом. Все остальные претенденты на звание народного депутата, несмотря на их открытые или не вынесенные приговоры, по закону имеют право участвовать в выборах. Для некоторых кандидатов имеется оперативная информация о связях с представителями организованных преступных группировок и криминальными лидерами. Но это не повод для отказа в участии в избирательной кампании. Тем не менее, чтобы избиратели знали своих «героев», Центральная избирательная комиссия публикует информацию о криминальном прошлом кандидатов.

Среди этих кандидатов был пресловутый красноярский бизнесмен Анатолий Быков. Напомним, что бывший глава КрАЗа в 2000 году, находясь под следствием по делу об организации заказного убийства его бывшего партнера и друга Вилора Струганова (суд приговорил его к 6,5 годам испытательного срока), победил на выборах в Законодательное собрание страны. Красноярский край. А в марте 2003 года Анатолий Быков был приговорен к 1 году за сокрытие убийства в 1996 году назаровского бизнесмена Олега Губина и освобожден прямо в зале суда по амнистии. Почти три месяца назад он подал в отставку с поста депутата Законодательного собрания Красноярска, поскольку, согласно местным законам, человек с двумя убеждениями не имеет права действовать как выбор народа. Государственная Дума. Кстати, большинство других кандидатов не соответствовали закону об экономических преступлениях, но никто не был замешан в этих двух убийствах.

Изучив публикации, мы видим, что каждый автор предлагает свое субъективное решение этой проблемы. Некоторые видят в этом ограничение парламентских привилегий и отмену статьи Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы», согласно которой возбуждение и возбуждение уголовного дела невозможно без согласия соответствующей камеры. Другие выступают за полную отмену иммунитета депутатов. Мы считаем реализацию таких идей неприемлемой, поскольку это может повлечь за собой необратимые последствия для государства. К такому серьезному вопросу следует подходить с полной ответственностью, а не принимать поспешных решений.

По мнению Н.М. Колосова, в условиях нестабильного правового поля выход должен лежать в другой плоскости. Мы можем говорить только о таких мерах ответственности, которые, во-первых, не требуют внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, во-вторых, которые способны блокировать неконституционную деятельность депутатов и других лиц с иммунитетом, и, в-третьих, которые не будут мешать депутатам действовать эффективно и результативно. Последнее условие особенно важно, поскольку такие предложения, как ограничение иммунитета, введение института отзыва депутатов, чреваты угрозой несправедливого использования законных средств для блокирования прогрессивной деятельности депутатов. Представляется необходимым законодательно закрепить механизм наложения конституционных штрафов. Преимущество такого штрафа в том, что он не распространяется ни на уголовные, ни на административные меры. Это позволит применять его к тем лицам, которые имеют иммунитет (депутатам, членам Совета Федерации, судьям и т. д.). 

Отмена парламентского иммунитета: за и против

С парламентским иммунитетом, депутаты все еще преуспевают. Но в последнее время все чаще звучит мнение, что нужно что-то делать с иммунитетом законодателей. Кажется, что проблема давно вышла за пределы политико-правовых рамок. Это уже, можно сказать, моральный общественный вопрос.

Поэтому некоторые политики, юристы и обычные граждане поднимают вопрос об устранении иммунитета или, по крайней мере, его ограничении. И все же, народные представители нуждаются в неприкосновенности? Этот вопрос следует адресовать простым гражданам, что и сделали журналисты газеты «Уральский курьер». Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что, по мнению респондентов, иммунитет депутатов бесполезен, по крайней мере, до такой степени. Если понятие «парламентский иммунитет» предусматривает полное освобождение от ответственности, то в этом нет необходимости. Нам нужны гарантии личной неприкосновенности в усеченной форме, принятой для депутатов Законодательного собрания. Например, гарантия не быть арестованным или задержанным прямо на улице. Разумеется, за исключением тех случаев, когда человека поймали на месте преступления, как это было с бывшим депутатом Морозовым. Нам нужны гарантии от обыска квартиры, личного обыска. В таких усеченных рамках они не вмешиваются, поскольку не освобождают депутата от ответственности за преступление. Не секрет, что некоторые депутаты избраны, чтобы избежать преследования. Иммунитет депутатов Государственной Думы, когда они просто не подлежат ответственности, чрезмерен. Все равны перед законом. И действительно. По словам одного из респондентов, «депутатам нужен иммунитет, чтобы уклониться от закона». Депутатская неприкосновенность является отличным прикрытием для незаконных махинаций, и поэтому притягивает к себе, как магнит, тех, кто не чист на руку, кто пытается защитить себя, а не людей, и увеличить свою собственность. Конечно, нельзя сказать, что абсолютно все депутаты используют иммунитет для других целей. Я хотел бы верить, что есть те, кто будет защищать интересы своих избирателей до конца. Но факт остается фактом: криминальные элементы стремятся к власти, о чем свидетельствует статистика убеждений наших депутатов.

Тот факт, что респонденты были почти единодушны в пользу отмены иммунитета, можно объяснить тем, что люди до сих пор не до конца понимают важность этого института и видят только разницу в правовом статусе рядового гражданина и депутата: это первое, что бросается в глаза при подробном рассмотрении этого явления. Депутаты должны быть равны перед законом. Они должны нести ответственность за совершенные действия.

Но есть и такие, которые не берутся однозначно утверждать: за или против. И это, на мой взгляд, самая правильная позиция. Вопрос довольно сложный, его нужно решать не эмоционально, а рационально. Есть депутаты определенного рода, которые ищут правду и начинают, как говорится, лезть туда, где это не нужно. Дело сфабриковано: депутат перестает интересоваться «нежелательными» вопросами, и это урок для других. С другой стороны, навязывание иммунитета заставляет людей с темным прошлым стремиться к депутату. Вам нужно искать золотую середину. 

Представляют интерес результаты социологического опроса российских граждан, проведенного в июле 2004 года Фондом общественного мнения о необходимости парламентского иммунитета в современных условиях. Результаты показали, что население в целом хорошо информировано: 86% респондентов знают, что такое парламентский иммунитет. Правда, к нему относятся по-разному: только 2% респондентов поддерживают потребность в иммунитете, объясняя это необходимостью обеспечения безопасности депутата, чтобы он не преследовался за его «действия на благо страны». И только половина из них (то есть 1%) считают, что «иммунитет существует, чтобы депутаты могли смело работать на благо страны». Они принимают иммунитет как необходимое зло, но 43% респондентов спокойны, 24% считают, что «иммунитет» подразумевает право безнаказанно воровать и убивать. 

Однако только 43% респондентов дают содержательный ответ на открытый вопрос о том, что означает выражение «парламентский иммунитет». Остальные чаще всего руководствуются эмоциями, демонстрируя явно негативное отношение к этой привилегии российских депутатов - 30%. 

Они говорят, что абсолютно безответственный депутат, как депутат, лишенный иммунитета, - это две крайности. А мы, как вы понимаете, любим крайности. И если бы был проведен референдум об отмене парламентского иммунитета, законодатели потеряли бы свой иммунитет. Действительно, даже в нашем опросе большинство респондентов говорят, что представители народа не нуждаются в иммунитете, поскольку среди них могут быть люди, нечистые перед законом.

По словам председателя Госдумы Бориса Грызлова, этот вопрос не актуален. Неприкосновенность должна остаться. Депутат является представителем народа, и он должен быть защищен от влияния определенных групп, которые могут попытаться либо дискредитировать его, либо оказать на него давление. В этом случае статус иммунитета необходим, он позволяет депутату отстаивать свою позицию. В то же время Грызлов признал целесообразность сокращения парламентских льгот и привилегий и отметил, что этот вопрос в настоящее время разрабатывается президиумом "Единой России".

В целом, поправки в закон о статусе депутата, предлагающие ограничить депутатскую неприкосновенность, долгое время были неудачными. В 2000 году Союз правых сил выступил с инициативой провести общенациональный референдум по этому вопросу, но Центральная избирательная комиссия не позволила воплотить эту идею в жизнь. Затем он провел 5 месяцев в думском комитете по государственному строительству, возглавляемому коммунистом А. Лукьяновым, законопроект, подготовленный правыми. Кстати, фракция Коммунистической партии выступила главным противником этой идеи: из 88 членов фракции только 4 проголосовали за ограничение иммунитета, 55 проголосовали против, 1 воздержался и 28 голосовали против. Объявляя войну парламентским привилегиям, правые ссылались на опыт стран с развитой демократией. Например, Великобритания и США. Члены Британской палаты общин, как и американские конгрессмены, пользуются иммунитетом только в стенах парламента и только в связи с их политической деятельностью. За обычные преступления их можно судить наравне с обычными гражданами. В России же депутат может убивать и грабить - невозможно привлечь его к ответственности без одобрения его товарищей в палате. Итак, давайте рассмотрим ближайшие результаты голосования за ограничение парламентского иммунитета.

119 депутатов поддержали, 133 были против, 194 не проголосовали. Таким образом, большинство депутатов даже не пытались выразить свое мнение, игнорируя голосование. Очевидно, они не считают эту проблему достаточно серьезной. 

Вывод:

Нынешняя ситуация вызывает много разногласий по поводу необходимости парламентского иммунитета. Действительно, проблема существует. Более того, с каждым годом оно становится все больше и больше. Принимаемые на федеральном уровне меры не дают ощутимых результатов. Поэтому, чтобы парламентский иммунитет, который по своей природе является демократическим институтом, не превратился в старую хроническую болезнь всего общества, необходимо действовать быстро и эффективно. Но не спешите из одной крайности в другую, как привыкли наши менеджеры. Решение должно быть взвешенным, продуманным и эффективным.