Деньги и денежная масса. Проблемы регулирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Оценка эффективности инвестиционных проектов  
Производительность труда и эффективность производства
 
 


Введение:

Тема, которую я выбрал, всегда актуальна. Так как деньги являются неотъемлемой и неотъемлемой частью финансовой системы каждой страны. Будь то доллары, рубли, фунты или франки, деньги служат средством платежа. запас стоимости и единица учета во всех странах, кроме самых примитивных.

Вся структура современной экономики предопределена существованием денежной массы. Деньги «породили» торговлю, и, поскольку торговля является одним из древнейших занятий человечества, корни денежной системы уходят в глубь древности, хотя ее структура (как и сам тип денег) менялась много раз и драматически прошедшие тысячелетия.

Денежный рынок - это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная процентная ставка. Представляет «цену» денег - включает в себя учреждения, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на деньги. Для нормального функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная сумма денег.

Анализ динамики денежной массы имеет особое значение при разработке основных направлений денежно-кредитной политики. В этом случае возникают два ключевых вопроса:

  • во-первых, в какой степени расширение денежной массы зависит от эмиссионной деятельности властей и в какой степени это спонтанный экономический процесс;
  • и, во-вторых, если процесс создания денег действительно определяется не произволом властей, а потребностями экономической системы, то каковы эффективные методы регулирования движения денежной массы.

Целью моей работы является изучение структуры денежной массы и денежных агрегатов с учетом специфики страны, экономической значимости и инструментов, регулирующих объем денежной массы.

 

Денежная масса и факторы ее формирования

 

В настоящее время сложились, условно говоря, как бы два подхода к экономической сущности денежной массы, ее роли и месту в системе экономического регулирования, а также к методам обоснования.

Согласно первому подходу, денежная масса является чуть ли не доминирующим фактором стабилизации цен, сбалансированности бюджета, спроса и предложения в целом. Подобный подход опирается на опыт последних лет советской экономики, когда был ослаблен контроль за денежным обращением, эмиссия не сопровождалась мерами по укреплению рубля, а ее масштабы не согласовывались с динамикой цен, что и вызвало невосполнимый товарный голод. Отсюда вполне правомерна постановка вопроса о более жестком регулировании денежной массы. Но для правильного установления ее объемов необходимо хорошо знать факторы формирования денежной массы и их взаимосвязи. Иначе можно так заузить денежную массу, что это приведет к стагнации естественного оборота материальных ценностей и всего платежного оборота.

Второй подход основывается на том, что деньги и кредит выступают самостоятельными активными факторами оживления хозяйственного оборота, пополнения оборотных средств, расширения инвестиций. Правда, это требует надежной и слаженной системы продвижения денежной массы (кредитная и бюджетная политика, целевое расходование фондов). Такой подход предполагает, что денежная масса, хотя и является очень важным индикатором, существует в системе других, не менее значимых регуляторов рыночной экономики. Однако и это тоже весьма упрощенное видение проблемы.

Физический объем ВВП, цены и денежная масса

При падении в 1991-1995гг. физического объема ВВП на 40,5% денежная масса (М2) в России увеличилась с учетом различий в оценке в 50-90 раз. Каждая единица ВВП стала обслуживаться 5-9 тыс. единиц денежной массы, что и обозначает обесценивание денег. Существенно изменилась номинальная стоимость купюр: рубль как исходная денежная величина перестал существовать. Вместо него базовой единицей измерения стала 1000 руб. Например, если раньше цена хлеба была в 4-5 раз меньше рубля, то теперь она в 3-4 раза выше новой начальной денежной единицы измерения.

Рост денежной массы в 1991-1994гг. в зарубежных странах, как правило, превышает увеличение ВВП и цена денежных единиц, их товарное наполнение снижаются, не затрагивая, однако, основы денежных систем: один доллар, один фунт стерлингов, одна марка, один юань, одна йена сохраняют свое значение в системе экономических измерений, а главное - в мотивации деловой активности, в сфере потребления и сбережений.

Анализируя мировую статистику видно, что во многих странах мира с развитой рыночной экономикой денежная масса в процентном соотношении растет быстрее по сравнению не только с реальным ВВП, но и с потребительскими ценами, а также с ВВП в текущих ценах. Иначе говоря, на протяжении длительных периодов (5-10 лет) денежная масса устойчиво увеличивается быстрее физического объема производства и быстрее потребительских цен. В экономически развитых странах в 1992-1996гг., по исходным данным Всемирного Банка, денежная масса (М2) в среднем за год увеличивалась на 3,5%, а прирост реального ВВП составлял 1,9%, то есть денежная масса росла в 1,8 раз быстрее.

Сопоставление индексов денежной массы и потребительских цен за 1991-1996гг. показало, что в странах, как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной экономикой (кроме России) рост денежной массы опережал рост потребительских цен. Например, в США коэффициент опережения составил в 1991г. 2,1 раза, в 1992г. 2,8, в 1993г. – 3,1, в 1994г. 4,4 раза, в Германии соответственно 2,4; 4,2; 1,4; 2,2; в Канаде – 1,0; 6,1; 1,6; 3,2; в Великобритании – 0,3; 1,7; 4,2; 2,2. Ясно, что по краткосрочным данным нельзя судить об устойчивости такой тенденции. К сожалению имеются лишь данные Госкомстата о динамике движения ВВП в текущих ценах за 1985-1994гг. и они позволяют определить тенденцию изменения соотношения индексов ВВП (в текущих ценах) и денежной массы.

В большинстве из стран (Великобритания, Германия, США, Италия, Китай) денежная масса увеличивалась быстрее ВВП в текущих ценах. В Японии и во Франции наблюдалась противоположная тенденция: денежная масса возрастала медленнее ВВП в текущих ценах. Очень высокий коэффициент опережения в Китае, как нам представляется, вызван резким повышением объема конечного продукта и либерализацией цен, которая ранее проводилась очень осторожно и лишь в конце периода приобрела большие масштабы. Так, в Китае в 1994г. наблюдался высокий (по сравнению с другими странами, по которым проводился сравнительный анализ) темп роста ВВП (в постоянных ценах – 11,8%), одновременно повысились и потребительские цены на 20% и еще больше денежная масса – на 24,4%.
Конечно, можно судить о степени взаимосвязанности между ростом цен и денежной массы и даже иметь ввиду, что не всегда и не во всех странах эта зависимость однозначна, но безусловно, что в формировании спроса на деньги участвуют по меньшей мере два фундаментальных фактора: ВВП в постоянных ценах, точнее, его физический объем, и цены. Для российских последователей монетаризма характерно стремление абстрагироваться от ценового фактора в денежно-кредитной политике. Цены, их динамика, как они считают, полностью предопределяется предложением денег, но упускается из виду то, что стоимость – основа цены – результат действия широкого спектра факторов, многие из которых сами оказывают влияние на предложение денег и на их спрос, например, конкуренция, издержки производства, производительность труда, политика распределения доходов компаний, стратегия рынка и т.д. Так, чем сильнее конкуренция, тем интенсивнее деловая активность и больше количество заключаемых сделок, а значит и спрос на деньги, но не в такой мере, чтобы совокупный спрос на них сокращался.

Понимание необходимости опережающего роста денежной массы (М2) по сравнению с ценами находит своих сторонников в ЦБ РФ и других экономических институтах. Начиная с 1996г. денежная масса опережает рост потребительских цен (соответственно увеличение денежной массы – 30%, потребительские цены - 28 %). В 1997г. предел прироста денежной массы составляет 30%, а рост потребительских цен прогнозируется в рамках 15,5-16,8%. За четыре месяца 1997г., по данным Госкомстата, потребительские цены увеличились на 6,4%, а денежная масса (М2) – на 11,2%. В представленном в Государственную Думу прогнозе социально-экономического развития на 1998г. денежную массу проектируется увеличить на 20%, тогда как цены – только на 7-8%. Налицо существенные корректировки в денежно-кредитной политике.

Если сравнить меру опережения роста денежной массы с ростом цен 1996-1998 гг. , то она превысит аналогичные показатели зарубежных стран. Но даже при таком опережении спрос на деньги по-прежнему будет очень высок, а часть вновь эмитированных средств будет конвертироваться в вывозимую за границу валюту. Поэтому нужна корректировка всей денежно-кредитной политики:

  • синхронность в применении денежной массы и кредитных вложений;
  • выравнивание процентных ставок с учетом норм рентабельности реального сектора экономики;
  • снижение кредитных ставок и их согласование со ставками по депозитам;
  • совершенствование денежно-проводящей системы.

 

Влияние скорости обращения денег на денежную массу

 

Из количественной теории денег, а точнее, уравнения обмена следует, что величина денежной массы зависит от скорости обращения денег: чем выше при прочих равных условиях (уровень цен и объём реального ВВП) скорость обращения денег, тем меньшая денежная масса необходима для обслуживания годового производства ВВП.

Скорость обращения представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов и поэтому скорость обращения денег, показывает скорость обращения дохода. Скорость обращения денег во времени зависит от изменений в финансовой системе, привычек, мнений, видов на будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и группами людей с разными доходами.

В международных сопоставлениях скорость обращения денег определяется как количество трансакций (точнее, количество единиц ВВП), обслуживаемых единицей денег в течение определенного промежутка времени, например, года.

Если вернуться к количественному уравнению обмена, то можно показать, что скорость обращения денег прямо пропорциональна темпам роста цен и объема ВВП (в неизменных ценах) и обратно пропорционально росту денежной массы.

Для России увеличение показателя скорости денежного обращения выражает не что иное, как повышение цен, поскольку масса потребительских товаров и товаров производственного назначения и соответственно ВВП за 1991-1995 гг. сократилась. Или, точнее, из приведенной формулы следует, что цены растут быстрее, чем денежная масса.

Для восстановления управляемости экономикой необходимы нормализация оборота капитала и сокращение скорости оборота денег. Однако в рамках сформировавшейся модели рыночного хозяйствования решить такую задачу вряд ли возможно. Действительно, для этого нужно, чтобы:

  • во-первых, снизились и были предсказуемо устойчивы темпы роста цен;
  • во-вторых, денежная масса синхронизировалась с динамикой цен, обеспечивая в определенном соотношении опережающий ее рост по сравнению с ценами;
  • в-третьих, выровнялось соотношение спроса и предложения денег по различным секторам экономики за счет резкого сокращения объема денежных суррогатов и укрепления основы денежного обращения - рубля.

Если в решении первых двух задач происходят позитивные сдвиги, то третья задача, несмотря на целенаправленное снижение доходности ГКО, пока не разрешима ввиду крайне неустойчивого финансового положения подавляющей части предприятий реального сектора.

 

Влияние спроса на иностранную валюту на объём денежной массы

 

Спрос на валюту порожден функциями денег как средства обращения и накопления. Он определяется деловой конъюнктурой, динамикой ВВП и особенно потребностями в валюте для импортных сделок. Объем последних зависит от общей конъюнктуры хозяйства, развития всего делового оборота. Спрос на валюту во многом обусловлен выбором хозяйствующими субъектами приоритетных форм сбережений – в иностранной или национальной валюте. Пропорция между соответствующими видами сбережений зависит от доходности и рискованности тех или иных финансовых инструментов. В свою очередь, доходность валютных вкладов зависят от позиции национальной валюты на внешнем и внутреннем рынке.

Спрос на валюту носит многофакторный характер и зависит не только от делового оборота и динамики импорта, но и от склонности населения к сбережениям, доверия к национальной валюте, валютной политики государства, его способности в долгосрочной перспективе поддерживать устойчивый курс.

В целом, и это же верно для нашей страны (что видно из таблицы), снижение курса национальной валюты, порождает устойчивый спрос на валюту и одновременно является фактором сжатия денежной массы М2 и связанного с этим недостатка средств для поддержания платежного оборота в нормальном состоянии, т.е. своевременной выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, перечисления налогов в бюджет.

Процентные ставки финансовых активов и их влияние на денежную массу

Под финансовыми активами понимаются активы, приносящие собственнику процентный доход. Через финансовые активы деньги реализуют функцию сбережения. К ним относятся государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ), акции акционерных компаний, кредиты, депозиты и т.д. Спектр процентных ставок тоже разнообразен и включает ставки рефинансирования и ломбардного кредита Банка России, расчетные ставки межбанковского кредита, кредитные и депозитные ставки коммерческих банков, ставки по валютным кредитам.

Значительное место в системе процентных ставок принадлежит ставке рефинансирования, которая выполняет функцию учетной единицы. Термин "рефинансирование", как таковой, означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке. Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета (ПС , или ПС ) называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Суть процедуры переучета сводится к следующему:

Когда коммерческий банк, имея на руках веселя надежных эмитентов, желает привлечь дополнительные денежные ресурсы, такой банк обращается в Центральный банк. Центральный банк выкупает эти высоко ликвидные векселя у коммерческого банка, при этом долговое обязательство переходит Центральному Банку. А коммерческий банк получает необходимые ресурсы. По наступлению срока рефинансирования, коммерческий банк выкупает эти векселя назад, но уже по цене учета. И разница между ценой покупки этих векселей Центральным банком и Коммерческим и есть ставка рефинансирования.

Но коммерческий банк будет стремиться компенсировать потери, вызванные ростом ПС путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам (ПС ). Т.е. изменение ПС прямо влияет на изменение ПС . Последние является главной целью данного метода кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Неэффективность использования данного метода заключается в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название как операций на открытом рынке.

Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.

Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту. Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка.

Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе.

Согласно экономической теории, спрос на финансовые активы находится в обратной зависимости от изменения процентных ставок.

  • Из официального отчета ЦБР за 1997 год.
  • С января 1998г. согласно указу президента «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков в РФ», введен новый масштаб цен.
  • С апреля 1998 года курс Российской национальной валюты стал предметом заключения фьючерсных контрактов на New York Stock Exchange
  • В %.
  • В %.
  • В %.
  • Данные ЦБР.
  • В %.
  • Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.
  • Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.
  • Без учета объема внешней торговли со странами СНГ.


Сопоставление динамики кредитных и депозитных ставок с изменением денежной массы М1 в Великобритании, Германии, США, Японии, а также в Китае показало, что однозначной (обратной) зависимости между этими макроэкономическими параметрами не наблюдается. В 1985 – 1990 гг. кредитная и депозитная ставки увеличились, причем наблюдались высокие темпы роста денежной массы – наибольшие в Великобритании (379%) и в Китае (232%). В 1991 - 1994 гг. резкое снижение ставок, кроме Китая и Германии (осталась прежней только кредитная ставка). Вместе тем, темпы роста денежной массы в других странах не только не возросли, но, и даже, сократились. В Китае при увеличении процентных ставок темп роста денежной массы оказался выше, чем в 1986-1990гг. Эти данные подтверждают тот факт, что все процессы происходящие в рамках реалий жизни, а не абстрактных моделей, есть совокупное влияние многих факторов и процессов. Для выявления чистого влияния конкретного фактора нужен более широкий массив экономической информации.


Нормы обязательного резерва и денежная масса

 

Как известно, нормы обязательных резервов – один из наиболее простых и традиционных инструментов регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам (пассивам) коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных средств, степени «денежности» этих агрегатов, то есть их способности выполнять функции денег. Средства обязательных резервов хранятся в Центральном Банке и используются для поддержания ликвидности коммерческих банков, а в случае банкротства банков размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.

Политика обязательных резервов, как метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

 

Деньги и денежная масса. Проблемы регулирования

 

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.

Данный метод регулирования имеет ряд недостатков

Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.

Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования.

Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже её отмена. Так, например, в США в 60-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16% до 12%, а по срочным сберегательным вкладам она была совсем отменена.


Политика количественных кредитных ограничений

 

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка от правительства.

Между нормами обязательных резервов и денежной массой существует жесткая количественная связь: с их увеличение сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег и расширяются возможности банков в кредитовании. Нормы регулирования не имеют жестких критериев определения. Скорее всего, они связаны с традициями стран, особенностями их денежно-кредитной политики. Можно лишь, утверждать, что при высокой инфляции уровень норм резервов выше, чем при меньшей инфляции (при прочих равных условиях).

В странах с развитой рыночной экономикой повышение норм резервирования обычно проводится в целях смягчения последствий перегрева экономики. В указанном случае оно синхронизовано со снижением предложения денег. Что бы государственная экономическая власть осуществлялась успешно, в том числе политика резервов должна быть сориентирована на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и роста ВВП.

 

Регулирование денежной массы и денежно-кредитная политика на примере Японии, Мексики

 

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции.

Денежно-кредитная политика в Японии. Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно - денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования. Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы. Именно банковские учреждения позволили "поставить на ноги" группу крупных корпораций, составляющих сегодня неизменную основу экономического процветания страны.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условиях, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах.

В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка. В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок.

Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение , уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию.

Увеличилась степень гибкости процентных ставок, и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.

Это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии. Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки - "своего рода искусственной селекции предприятий".

Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны , административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей.

Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии , правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. " Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы".

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочного. Анализируя политику контроля за денежной массой, автор подтверждает справедливость известного тезиса о том, что "попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада".

Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал". Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

В 80-е годы было ограничено использование кредитно-денежной политики для селективного регулирования потоков ссудного капитала, прилагались усилия для ограничения масштабов и сфер деятельности правительственных финансовых учреждений и институтов, а в макроэкономической сфере наблюдалось стремление перенести акцент с регулирования совокупного спроса на контроль за денежной массой и ценовой динамикой.

 

Заключение

 

С 1996 года экономика России проходит стадию становления нормального функционирования. Развивается финансовый рынок. Появляются банковские группы, чье мнение влияет на политику (ОНЭКСИМ, Медиа-Мост, Инкомбанк, Логоваз и т.д.). Оживляется фондовый рынок, на рынке появляются долгосрочные инвесторы (в основном в энергетические предприятия). Нерезиденты теряют спекулятивный интерес, и формируют долгосрочные портфели. Инфляция снижена, есть много позитивных сдвигов. Но работы для правительства еще много, никто не говорит, что жизнь стала проще, но задел для роста создан.