Денежно-кредитная политика и её особенности в современной России

Содержание:

  1. Понятие и цели денежно-кредитного регулирования
  2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики
  3. Процентные ставки по операциям Банка России
  4. Нормы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)
  5. Операции на открытом рынке
  6. Валютное регулирование
  7. Установление ориентиров роста денежной массы
  8. Прямые количественные ограничения
  9. Основные виды денежно-кредитной политики 
  10. Анализ современной денежно-кредитной политики Банка России
  11. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
  12. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Вклад ученого (форд генри) в развитие науки управления

Дисциплинарный проступок в сфере труда и дисциплинарная ответственность

Денежно - кредитная политика государства и ее инструменты. Политика дешевых и дорогих денег

Внешние и внутренние источники опасности для РФ

 

Введение:

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку влиять на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, а также добиваться стабилизации денежного обращения.

В идеале денежно-кредитная политика предназначена для обеспечения стабильности цен, полной занятости и экономического роста в качестве конечных и конечных целей. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны. 

Мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика чрезвычайно мощный и потому необычайно опасный инструмент. С его помощью можно выйти из кризиса, но печальной альтернативой является обострение негативных тенденций в экономике. Только взвешенные решения, принятые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных способов воздействия на монетарную политику на экономику государства, дадут положительные результаты. Центральный эмиссионный банк государства действует как проводник денежно-кредитной политики. Без правильной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может функционировать эффективно. 

Основная цель данной работы проанализировать, как ЦБ справился с задачами, стоящими перед ним на современном этапе, какие шаги необходимо предпринять и какие инструменты денежно-кредитной политики использовать в будущем.

Теоретические основы денежно-кредитной политики

Понятие и цели денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика это комплекс мер, принимаемых государством в сфере денежного обращения и кредитования.

Денежно-кредитная политика очень эффективный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитет большинства субъектов деловой системы. Хотя при этом существует ограничение их экономической свободы (без этого вообще невозможно регулирование экономической деятельности), государство влияет на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, лишь косвенно. 

Наделенный государством особыми правами Центробанк является проводником национальной политики стабилизации экономики, товарно-денежного баланса. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и действенности реализации денежно-кредитной политики на макроуровне. 

Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации». Согласно этому закону Банк России разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Его цели определяются задачами общей экономической политики государства. Главный принцип формирования денежно-кредитной политики заключается в том, что Банк России всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при подготовке проекта федерального бюджета, а также исходит из анализа экономического развития в предыдущие годы. периоды, государственная программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. перспектива и необходимость обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста. 

Основная цель денежно-кредитной политики стабилизация денежного обращения. Кроме того, Банк России формулирует следующие цели денежно-кредитной политики: 

  • достижение финансовой стабилизации;
  • поддержание инфляции на минимально возможном уровне;
  • поддержание стабильности курса национальной валюты;
  • обеспечение стабильности платежного баланса страны;
  • создание условий для осуществления позитивных структурных изменений в экономике. 

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Важным элементом денежно-кредитной политики является механизм ее реализации. Это совокупность методов (методов) и инструментов воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики для достижения промежуточных и конечных целей.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • выпуск облигаций Банка России.

Процентные ставки по операциям Банка России

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным типам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России проводит свои операции. Политика процентных ставок используется Банком России для воздействия на рыночные процентные ставки с целью укрепления рубля. 

Ставка рефинансирования (учетная ставка) играет важную роль среди процентных ставок Банка России. Повышая или понижая официальную процентную ставку, центральный банк влияет на способность коммерческих банков и их клиентов получить ссуду, что, в свою очередь, влияет на экономический рост, денежную массу и уровень рыночной процентной ставки. 

Нормы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)

Размер обязательных резервов в процентах от обязательств кредитной организации, а также порядок их размещения в Банке России устанавливаются Советом директоров. В случае нарушения обязательных резервных требований Банк России вправе взыскать с кредитной организации недоплаченную сумму денежных средств, а также штраф в установленном ею размере, но не более чем в два раза превышающей ставку рефинансирования. 

Требования к обязательным резервам возникли как страхование ликвидности кредитных организаций, как гарантия вкладов клиентов. Этот мотив использования обязательных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». 

Как инструмент денежно-кредитной политики обязательные резервы выполняют двойную роль: они служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и в то же время играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Операции на открытом рынке

Под операциями на открытом рынке понимается покупка и продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и иных государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с последующей сделкой возврата. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. 

Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки покупают их, то ресурсы последнего и, соответственно, возможность кредитовать клиентов сокращаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и увеличению процентов по кредитам. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче кредитов. Операции на открытом рынке помогают регулировать банковские ресурсы, процентные ставки и государственные ценные бумаги. 

Банковское рефинансирование. Под рефинансированием понимается предоставление Банком России кредитов банкам, включая учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. 

Валютное регулирование

Валютные интервенции Банка России это покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке с целью оказания влияния на курс рубля, а также общий спрос и предложение денег.

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную валюту, соотношение спроса и предложения на иностранную валюту изменяется, и обменный курс национальной валюты изменяется соответственно. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и, соответственно, их курс уменьшается, а курс рубля уменьшается. При покупке долларов их курс повышается. 

Установление ориентиров роста денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России стремится поддерживать высокий уровень безопасности денежной массы за счет золотовалютных резервов, что способствует поддержанию стабильности национальной валюты.

Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения Банка России означают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством Российской Федерации. 

Выпустить облигации от своего имени. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени выпускать облигации, которые размещаются и обращаются только между кредитными организациями. Максимальный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения о следующем выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможным объемом обязательные резервы кредитных организаций и размер обязательных резервов кредитных организаций определяется исходя из текущих резервов.

Основные виды денежно-кредитной политики 

Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации это комплекс государственных мер, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы в целях регулирования экономической ситуации и решения ряда общеэкономических задач: укрепление денежной единицы, стабилизация цен, реструктуризация денежной единицы. экономика, стабилизирующая экономический рост.

В зависимости от состояния экономической среды различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется собственным набором инструментов и определенным сочетанием экономических и административных методов регулирования.

Ограничительная денежно-кредитная политика направлена ​​на реализацию мер, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, путем ограничения объемов кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Его реализация обычно сопровождается повышением налогов, сокращением государственных расходов и другими мерами, направленными на сдерживание инфляции, а в некоторых случаях на улучшение платежного баланса. Ограничительная денежно-кредитная политика может использоваться как для борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности. 

Экспансионная денежно-кредитная политика, как правило, характеризуется расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над ростом количества денег в обращении, снижением налоговых ставок и снижением уровня процентов. 

Денежно-кредитная политика, как экспансионистская, так и ограничительная, может быть полной или выборочной. При тотальной денежно-кредитной политике деятельность Центрального банка распространяется на все учреждения банковской системы, при выборочной на отдельные кредитные организации или их группы, либо на отдельные виды банковской деятельности. Избирательная денежно-кредитная политика позволяет центральному банку оказывать избирательное влияние в заданном направлении. При его проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их различных комбинаций: установка лимитов на учет и переучет операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); ограничение отдельных видов операций банков (их групп); установка маржи для различных финансово-кредитных операций; регулирование условий выдачи отдельных видов кредитов различным категориям заемщиков; установка кредитных лимитов и т. д. 

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики и, соответственно, набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком исходя из состояния экономической ситуации в каждом конкретном случае. Основные направления денежно-кредитной политики, разработанные на основе этого выбора, утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между реализацией той или иной меры денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от ее реализации. Эффективность применения различных видов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой степени дестабилизация денежного обращения вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами. 

Анализ современной денежно-кредитной политики Банка России

При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующих в обществе ожидания относительно будущей динамики инфляции и курса рубля, а также учитывает динамику денежно-кредитной политики. и кредитные агрегаты. Изменения со второй половины 2008 года в условиях реализации денежно-кредитной политики повысили значимость для Банка России задачи поддержания стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничения негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на состояние экономики России. В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста. В соответствии с федеральными законами и решениями Совета директоров Банка России в рамках реализации комплекса мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации и в целях реализации мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, Банк России предоставляет кредиты Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) и размещает вклады в отдельных кредитных организациях и Внешэкономбанке. 

В условиях сохраняющейся в начале 2009 года негативной тенденции, сложившейся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года рекомендацию кредитным организациям не наращивать внешние активы и чистые балансовые позиции в иностранной валюте. В целях ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принял решения о повышении процентных ставок по своим операциям при сохранении ставки рефинансирования. 

Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. С апреля 2009 года наблюдается тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на меры, принимаемые Банком России по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения ссуд от банковского сектора, так и спроса на ссуды со стороны экономических агентов привело к сокращению в 2009 году общей задолженности по ссудам, выданным кредитными организациями. В этих условиях Совет директоров Банка России в 2009 году более 9 раз принимал решения о снижении процентных ставок. В этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 8,75% годовых, а ставки по операциям Банка России на 2,25 3,75 процентных пункта. ставка рефинансирования продолжала снижаться и на 30 апреля составила 8%. В октябре 2008 г. норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по всем категориям зарезервированных обязательств был временно (с последующим повышением в феврале и марте 2009 г.) снижен до 0,5% в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности. банковского сектора. К августу 2009г. Он увеличился до 2,5%. В третьем квартале 2009 года доступность кредитов для всех категорий заемщиков увеличилась по сравнению со вторым кварталом. В наибольшей степени это отразилось на сегменте кредитования населения, в наименьшей на кредитовании малого и среднего бизнеса. 

По оценкам Банка России, в целом в 2009 году существенное снижение экономической активности оказало негативное влияние на темпы роста спроса на деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как средство сбережения) в связи со стабилизацией курса рубля и снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен на активы способствовали умеренный положительный рост спроса на деньги в 2009 году . Темп роста рублевой денежной массы в 2009 году составил 8-10%. 

В 2009 году произошло существенное сокращение объема выданных банковских кредитов, что привело к снижению годовых темпов роста задолженности по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам.

Просроченная задолженность по банковским кредитам нефинансовым организациям и населению в первой половине 2009 года росла быстрыми темпами. Он увеличился с 415 млрд рублей на 01.01.2009 до 824 млрд рублей на 01.07.2009. Позже его рост замедлился, а в сентябре произошло небольшое снижение. По состоянию на 01.10.2009 г. он составил 948 млрд руб. За счет роста «плохих» активов кредитные организации создают значительные резервы на возможные потери. Размер этих резервов увеличился с 1023 млрд рублей на 01.01.2009 до 1824 млрд рублей на 01.10.2009. Несмотря на стремительный рост резервов на возможные потери, достаточность капитала банковского сектора увеличивается. По состоянию на 01.01.2009 г. он составлял 16,8%, на 01.10.2009 г. 20,3% (при нормативном значении 10%). 

Существенное влияние на постепенное улучшение ситуации оказали антикризисные меры Правительства Российской Федерации и Банка России. Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году: субординированные займы 450 млрд рублей; рекапитализация и другие меры прямой поддержки 335 млрд руб.; рекапитализация Агентства по страхованию вкладов 200 млрд руб.; рекапитализация банков 75 млрд рублей; рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию 60 млрд руб. В конце 2008г. Государство предоставило российским банкам субординированный заем в размере до 950 млрд руб. Сроком не менее пяти лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ до 200 млрд рублей, Россельхозбанк до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 миллиардов будут доступны другим российским банкам. 

Одним из факторов смягчения проблемы "плохих" активов является наметившееся восстановление экономики во второй половине 2009 года. Проблема "плохих" долгов продолжает оставаться одной из центральных с точки зрения развития государства. банковская система и экономика. Эту проблему Банк России учитывает в своей денежно-кредитной политике. 

Денежно-кредитная политика и её особенности в современной России

Снижение денежной базы в январе 2009 г. связано с увеличением спроса хозяйствующих субъектов на иностранную валюту. Масштабные валютные интервенции Банка России в рамках политики постепенной девальвации рубля привели к снижению международных резервов органов денежно-кредитного регулирования на 40,2 млрд долларов США и, как следствие, общему изъятию ликвидности с рынка. этих операций было сопоставимо с общим сокращением денежной базы. Отток ликвидности из банковского сектора в январе 2009 года был частично компенсирован увеличением задолженности кредитных организаций по ссудам Банка России. Валовой кредит Банка России банкам в январе 2009 года увеличился на 325,3 млрд рублей (8,8%). На фоне снижения девальвационных ожиданий участников рынка объем денежной базы в феврале марте 2009 г. существенно не изменился, оставшись на уровне примерно 4,3 трлн. руб. В апреле сентябре 2009 г. на фоне усиления позитивных внешнеэкономических тенденций, укрепления курса рубля и смягчения бюджетной политики объем денежной базы увеличился на 11,7%. За этот период объем наличных денег в денежной базе увеличился на 5,8%. Рост ликвидности банковского сектора в апреле сентябре 2009 г. также проявился в увеличении объема депозитов кредитных организаций в Банке России на 32,8%. Основными источниками увеличения денежной базы в апреле сентябре 2009 года стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке и рост чистого кредита федеральному правительству. Повышение уровня ликвидности банков также было связано с возобновлением с апреля 2009 года операций по размещению временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в банках. 

Операции прямого РЕПО Банка России оставались одним из основных инструментов рыночного рефинансирования в 2009 году . Повышению потенциала этого инструмента в 2009 году способствовал запуск операций РЕПО Банка России на Фондовой бирже ММВБ, а также расширение ломбардного списка Банка России. Средняя сумма задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО в 4 квартале снизилась на 6,2% и составила 138,1 млрд руб. против 147,1 млрд руб. в июле-сентябре 2009г. 

Спрос на залоговые кредиты значительно вырос. За 9 месяцев 2009 года общий объем сделок по предоставлению залоговых кредитов кредитным организациям превысил 251 млрд рублей, увеличившись в 4,4 раза по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В четвертом квартале 2009 года общий объем Объем ломбардных кредитов кредитным организациям снизился на 33,1% по сравнению с предыдущим кварталом и составил 57,4 млрд рублей. 

В 4 квартале 2009 года активность на рынке облигаций Банка России существенно выросла по сравнению с предыдущим периодом. Объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, в октябре составил 7,97 млрд рублей, в ноябре 76,02 млрд рублей, в декабре 181,99 млрд рублей. 

В 2009 году Банк России использовал обязательные резервные требования как инструмент прямого регулирования ликвидности. В сентябре 2009 года Банк России принял решение сохранить ранее установленные нормативы обязательных резервов в размере 2,5% для каждой категории зарезервированных обязательств. 

Кроме того, до 1 марта 2010 года Банк России предоставил возможность использовать усреднение обязательных резервов, то есть поддерживать часть обязательных резервов на корреспондентских счетах (корсчетах) в Банке России в целях кредитных организаций, так что конец периода усреднения не совпадал с периодом наибольшей потребности кредитных организаций. в ликвидности в дни уплаты налоговых платежей в бюджет, а также отсрочки регулирования обязательных резервов. Установленный Банком России коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным организациям поддерживать 60% суммы обязательных резервов для размещения в Банке России на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использования в расчетах. В период усреднения с 10 декабря 2009 г. по 10 января 2010 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 818 кредитных организаций (или 76,6% от общего количества действующих кредитных организаций).

Цели и инструменты денежно-кредитной политики

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики России и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию в 2010 г. до 9-10%, в 2011 г. до 7 8%, в 2012 г. до 5 7% (в расчете на декабрь-декабрь). Указанный целевой уровень общей инфляции на потребительском рынке соответствует базовой инфляции на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году. 

Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы приведет к увеличению транзакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать увеличению спроса на национальную валюту как средство сбережения. При этом диапазон изменения темпов роста денежного агрегата М2 в 2010 г. в зависимости от вариантов экономического развития может составить 8-18%. Ожидаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации позволит стабилизировать темпы роста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от сценарных сценариев развития темп роста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8 17%. , в 2011 г. 11 19%, в 2012 г. 13 19%. 

Курсовая политика Банка России в 2010-2012 годах будет направлена ​​на сглаживание существенных колебаний курса рубля по отношению к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит свою задачу в создании условий для реализации модели денежно-кредитной политики, основанной на таргетировании инфляции с постепенным сокращением прямого вмешательства в процессы валютного курса. При этом параметры формирования обменного курса при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач сдерживания инфляции и обеспечения условий для диверсификации экономики. 

По мере уменьшения участия Банка России в установлении обменного курса на внутреннем валютном рынке возрастает актуальность задачи обеспечения необходимого качества управления валютным риском участниками рынка. Решение задач в этой сфере будет осуществляться как путем содействия созданию механизмов управления валютным риском, так и путем нормативного регулирования деятельности кредитных организаций. 

Долгосрочная динамика курса рубля будет определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе значительную роль в формировании этих составляющих продолжит играть конъюнктура мировых энергетических рынков основных экспортных товаров России, изменение которой будет определять объем валютного притока от экспортные операции и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут определять неопределенность динамики обменного курса. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования процентной политики Банка России и ее вклад в достижение поставленных целей денежно-кредитной политики. 

В условиях снижения уровня инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить политику снижения уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям по предоставлению и абсорбции ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной деятельности, а также состоянием финансовых рынков. 

В случае возникновения значительного дефицита ликвидности в банковском секторе Банк России продолжит использовать весь спектр инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению обеспеченной ликвидности (в первую очередь, операций прямого репо на аукционах, так и на условиях фиксированная ставка) и беззалоговые кредиты, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение диапазона сроков рефинансирования (с 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывают стимулирующее влияние на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок на денежном рынке. 

При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена ​​на дальнейшее повышение потенциала инструментов рефинансирования с обеспечением в рамках перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу по повышению доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования. 

При формировании избыточной денежной массы Банк России будет использовать операции и операции с ОБР для продажи государственных облигаций из собственного портфеля в качестве инструментов его стерилизации. Банк России также продолжит проводить депозитные операции как инструмент краткосрочной «привязки» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут использоваться рыночные инструменты для снятия свободной ликвидности, депозитные аукционы, а также постоянные инструменты, депозитные операции с фиксированными процентными ставками. 

В 2010-2012 годах Банк России продолжит взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в реализации курсовой политики. В частности, механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах в кредитных организациях, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России, может быть использован как дополнительный канал предоставления ликвидности. В то же время возможности этого инструмента существенно ограничиваются параметрами федерального бюджета. 

Кроме того, Банк России совместно с Минфином России разработает меры по совершенствованию рынка государственных облигаций, которые должны способствовать повышению эффективности операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежной массы. 

В 2010, 2011 и 2012 годах Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение об изменении нормативов обязательных резервов и их дифференциации. При этом Банк России не исключает дальнейшего увеличения коэффициента усреднения обязательных резервов, что позволит компенсировать ликвидность кредитных организаций при выполнении ими обязательных резервных требований.

Заключение

Основными целями денежно-кредитной политики Банка России являются стабилизация денежного обращения, защита и обеспечение стабильности национальной валюты, последовательное снижение инфляции. На современном этапе эти цели дополняются минимизацией негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. 

В 2009 году ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а уровень ликвидности в банковском секторе растет. Для того, чтобы объем денежной массы соответствовал спросу на деньги, Банк России использовал операции банковского рефинансирования. Банк России также активно проводил политику процентных ставок, валютных операций и использовал обязательные резервные требования как инструмент прямого регулирования ликвидности. Кроме того, до 1 марта 2010 года Банк России разрешил использовать усреднение обязательных резервов. 

Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на пути ее постепенного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.