Денежно - кредитная политика государства и ее инструменты. Политика дешевых и дорогих денег

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Дисциплинарный проступок в сфере труда и дисциплинарная ответственность

Денежно-кредитная политика и её особенности в современной России

Внешние и внутренние источники опасности для РФ

Механизмы государственного регулирования государственных компаний и государственных корпораций

 

Введение:

Денежно-кредитная политика это совокупность взаимосвязанных действий, осуществляемых Центральным банком с целью управления совокупным спросом посредством запланированного воздействия на кредит и денежное обращение. 

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере денежно-кредитной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и осуществляется косвенными методами.

Выдавая и кредитуя экономику, банки играют полезную и необходимую роль для развития страны. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние позволяют доставлять товары, промышленную и сельскохозяйственную продукцию к месту их переработки или потребления; Аналогичным образом денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их передачу от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или неконтролируемая эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный предел, оно больше не стимулирует производство, а создает избыточную покупательную способность, что приводит к повышению цен. 

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлической концепцией, доступный объем золотых запасов ограничивал выпуск платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости осознанных и скоординированных действий в области не только банковского кредитования, но также государственных финансов и внешней торговли для поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, то государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с целями денежно-кредитной политики; с этой целью они поручают различным учреждениям контролировать и регулировать кредитные операции, способствуя применению соответствующих мер принуждения. В этом смысле кредитная политика является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики; его двумя другими компонентами являются фискальная политика и политика международных финансовых отношений. 

В данной статье будут рассмотрены цели, инструменты и виды денежно-кредитной политики, а также взгляд основных макроэкономических школ на данную проблему и краткий обзор денежно-кредитной политики в России на современном этапе.

Задачи денежно-кредитного регулирования

Основная цель денежно-кредитной политики помочь экономике достичь общего уровня производства, характеризуемого полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежной массы с целью стабилизации совокупного выпуска (стабильный рост), занятости и уровней цен. 

Первоначально основной функцией центральных банков была эмиссия наличных денег, теперь эта функция постепенно отошла на второй план, но мы не должны забывать, что наличные деньги по-прежнему являются основой, на которой держится вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального Банк эмиссии денежных средств должен быть не менее сбалансированным и продуманным, чем любой другой.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, влияя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование для расширения или сокращения кредитования экономики, добивается устойчивого развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения и балансирования внутренних экономических процессов. Таким образом, влияние на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических целей развития всей экономики в целом. Например, отсутствие свободных денежных средств на предприятиях затрудняет осуществление коммерческих операций, внутренних инвестиций и т. д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег и, как следствие, их уменьшение. по уровню жизни, ухудшению валютной ситуации в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена ​​на расширение кредитной деятельности банков, а во втором на ее сокращение, переход к политике «дорогих цен» (ограничительных). 

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать инфляцию, для поддержания конъюнктуры государство использует кредиты для стимулирования инвестиций в различные отрасли экономики страны.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Разница между ними заключается в основном в том, что ЦБ либо оказывает косвенное влияние через ликвидность кредитных организаций, либо устанавливает лимиты на количественные и качественные параметры деятельности банков. 

Инструменты денежно-кредитной политики

Выше мы обозначили цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых ЦБ проводит свою политику в отношении коммерческих банков. Большинство из них имеют косвенное влияние. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться напрямую. 

Учетная (дисконтная) политика. Этот вид работы относится к давно применяемым методам регулирования. Центральный банк выступает в качестве кредитора для коммерческих банков. Денежные средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие средства, полученные от центральной кредитной линии, называются переучетными или залоговыми ссудами. Центральный банк имеет право манипулировать процентной ставкой, по которой он выдает ссуды банкам. Возможность установления «цены» ссуды выступает методом воздействия на кредитную систему. 

Уровень «цены» ссуды, определяемый Центральным банком, получил в экономике и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которая также называется дисконтной или ломбардной ставкой).

Кредиты, взятые в Центральном банке, предоставляются банками другим хозяйствующим субъектам, но под более высокую процентную ставку. Естественно, процентная политика коммерческих банков отражает те изменения, которые ЦБ проводит в ходе своей политики. С помощью процентной ставки ЦБ тем самым косвенно влияет на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. Рост процентной ставки, то есть «удорожание» ссуды, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и снижает намерения фирм увеличивать инвестиции. Снижение процентной ставки «удешевляет» кредит, в результате чего частный сектор (домохозяйства, фирмы) испытывает повышенное желание инвестировать. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных зданий. Это схема этого механизма. В реальной жизни влияние параметров, конечно, не всегда так просто. 

Функция учетной политики имеет большое значение как манипулирование процентной ставкой, что усиливает эффект от применения других мер регулирования Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и создания обязательных резервов.

В отношении России следует отметить, что в рамках учетной политики ЦБ с 1995 г. начал практиковать также и ломбардные кредиты, осуществляемые под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы это наиболее ликвидные активы, которые должны иметь все кредитные учреждения, обычно либо в виде наличных денег в банках, либо в виде депозитов в центральном банке или других высоколиквидных форм, определяемых Центральным банком. Норма обязательных резервов это установленное законом процентное соотношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объем) или относительным (прирост) показателям пассивных (депозиты) или активных (кредитные вложения) операций. Использование нормативов может носить как тотальный (устанавливающий на всю сумму обязательств или ссуд), так и выборочный (на определенную их часть) характер воздействия. 

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

  • Во-первых, в качестве ликвидных резервов они служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.
  • Во-вторых, минимальные резервы это инструмент, используемый Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. 

Изменение нормы обязательных резервов влияет на прибыльность кредитных организаций. Таким образом, в случае увеличения обязательных резервов возникает как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, этот метод является наиболее эффективным антиинфляционным инструментом. 

Недостатком этого метода является то, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки с небольшими депозитами, находятся в более выгодном положении по сравнению с коммерческими банками с большими ресурсами.

За последние полтора-два десятилетия роль этого метода денежно-кредитного регулирования снизилась. Об этом свидетельствует тот факт, что повсеместно (в странах Запада) наблюдается снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам вкладов. 

Операции на открытом рынке. Постепенно два описанных выше метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательные резервы) утратили свое первостепенное значение, и основным инструментом денежно-кредитной политики стало вмешательство Центрального банка, называемое операциями на открытом рынке. 

Прибегая к этому виду регулирования, Центральный банк покупает и продает ценные бумаги на открытом рынке (например, на бирже). Продавая их, банк фактически изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из обращения определенной суммы денег. покупка ценных бумаг Центральным банком способствует формированию дополнительных балансовых резервов у коммерческих банков. Денежная масса в обращении увеличивается. В результате возможности кредитных операций коммерческих банков расширяются. 

Эти меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе проведения учетной политики позиция ЦБ остается в некотором смысле пассивной. Кроме того, операции на открытом рынке вполне соответствуют рыночным правилам. Действуя на рынке ценных бумаг, Центральный банк реализует роль того же контрагента, что и другие его участники. Таким образом, данный метод регулирования считается идеальным инструментом кредитования. 

Некоторые административные методы регулирования денежной сферы.

Наряду с экономическими методами, которыми ЦБ регулирует деятельность коммерческих банков, он может использовать административные методы воздействия в этой сфере.

К ним относятся, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выдаваемых кредитов. В отличие от методов регулирования, рассмотренных выше, распределение кредитов это прямой метод воздействия на деятельность банков. 

Следует отметить, что, добиваясь с помощью указанной политики сдерживания банковской активности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений не применялся так активно, как раньше, а в некоторых странах был полностью отменен. 

Основные виды денежно-кредитной политики

К основным типам денежно-кредитной политики относятся политика дорогих денег (ограничительная) и политика дешевых денег (экспансионистская).

Пусть экономика столкнется с безработицей и падением цен. Следовательно, необходимо увеличивать денежную массу.

Для достижения этой цели применяется политика дешевых денег, которая состоит из следующих мер: 

  • Во-первых, Центральный банк должен покупать ценные бумаги на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
  • Во-вторых, необходимо снизить учетную ставку.
  • В-третьих, вам нужно снизить свои запасы.

В результате принятых мер избыточные резервы системы коммерческих банков увеличатся. Поскольку избыточные резервы являются основой для увеличения денежной массы коммерческими банками за счет кредитования, можно ожидать, что денежная масса в стране увеличится. 

Увеличение денежной массы приведет к снижению процентной ставки, что приведет к увеличению инвестиций и увеличению равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что цель этой политики сделать кредит дешевым и легкодоступным, чтобы увеличить общий объем расходов и занятости. 

В ситуации, когда экономика сталкивается с чрезмерными расходами, которые вызывают инфляционные процессы, Центральный банк должен попытаться снизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо снизить резервы коммерческих банков. Это делается следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке, чтобы сократить резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить норму резервирования, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера повышение учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов за счет займов у Центрального банка. Вышеуказанная система мер называется политикой дорогих денег. Цель политики ограничить предложение денег, то есть уменьшить доступность кредита и увеличить его стоимость, чтобы снизить затраты и сдержать инфляционное давление. 

Следует отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при воздействии на экономику страны в целом. В пользу денежно-кредитной политики можно привести следующие аргументы. Во-первых, скорость и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Иная ситуация с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы денежно-кредитного регулирования могут принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг на ежедневной основе и тем самым влиять на денежную массу и процентную ставку. Второй важный аспект связан с тем, что в развитых странах эта политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей сути более мягкая, чем фискальная политика, и действует более тонко, поэтому кажется более приемлемой с политической точки зрения. 

Но есть ряд отрицательных моментов. Политика высоких цен, если проводить ее достаточно энергично, действительно может сократить резервы коммерческих банков до такой степени, что банки будут вынуждены ограничивать свои ссуды. Это означает ограничение денежной массы. Дешевая ценовая политика может предоставить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не может гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды и денежная масса увеличится. В такой ситуации действия этой политики будут неэффективными. Это явление называется циклической асимметрией, и оно может стать серьезным препятствием для денежно-кредитного регулирования во время депрессии в более обычные периоды увеличение избыточных резервов приводит к предоставлению дополнительных кредитов и, таким образом, к увеличению денежной массы. 

Денежно - кредитная политика государства и ее инструменты. Политика дешевых и дорогих денег

Другой негативный фактор, отмеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым подавляя или устраняя изменения в предложении денег, вызванные политикой, т.е. когда предложение денег ограничено, скорость обращения денег имеет тенденцию к увеличение. И наоборот, когда меры политики принимаются для увеличения денежной массы во время спада, скорость обращения денег, вероятно, упадет. 

Денежные рычаги давно заняли не последнее место в теории государственного регулирования экономики. В экономической теории существуют различные концепции денежно-кредитного регулирования. Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций на денежном рынке. Самым важным из них является баланс между спросом на деньги и их предложением. 

Спрос на деньги определяется количеством денег в руках экономических агентов, то есть, по сути, это спрос на денежные резервы или номинальные остатки наличности.

Теоретически анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели к появлению двух фундаментальных экономических школ в этом вопросе и, соответственно, к разработке двух базовых макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской.

Монетаристы исходят из предположения, что экономика капитализма внутренне устойчива, способна к саморегулированию и саморегулированию. В то же время необходимым условием проявления механизмов саморегулирования является стабильность денежного обращения цен. Основным ориентиром денежно-кредитной политики, по мнению монетаристов, является объем денежной массы денежная масса. Плавный рост денежной массы определяет устойчивое развитие экономики. 

В настоящее время монетаристская концепция денежного резерва нашла широкое распространение в странах с рыночной экономикой, что свидетельствует о ее адекватности данной экономической системе и способности решать экономические проблемы.

Дж. М. Кейнс по сути денег придерживался номиналистической позиции. В отличие от представителей количественной теории денег, которые объясняли причину цикличности развития экономики колебаниями товарных цен, якобы вызванными изменением соотношения между количеством товаров и количеством денег, Дж. Кейнс считал влияние денег на цикл через процентную ставку.

Кейнсианская теория денежного регулирования основана на теории кредита, создающего капитал, хотя сам Канем считал свою точку зрения «оригинальной». Принцип «кредитного регулирования», выдвинутый Кейнсом, напрямую следует и органически связан с основной предпосылкой этой теории, а именно с зависимостью производственного процесса от кредита. Исходя из решающей роли спроса по отношению к производству, Кейнс сформулировал факторы, влияющие на конъюнктуру: занятость, использование производственных мощностей, спрос на потребительские товары, психологию поведения. При высоких процентах по ссудному капиталу предприниматели отдают предпочтение «ликвидности», то есть желают сохранить свой капитал наличными. Следовательно, нам нужны низкие проценты по кредиту, что повысит мотивацию предпринимателей к инвестированию. 

Теория Кейса внесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги. Прежде всего, следует отметить, что в кейнсианской терминологии спрос на деньги это предпочтение ликвидности.

В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнс выдвинул три психологических мотива, побуждающих людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме: 

  • транзакционный мотив;
  • спекулятивный мотив;
  • предупредительный мотив.

Таким образом, Кейнс ввел в экономику проблему выбора портфеля, какой должна быть оптимальная структура активов данного лица (соотношение денежных средств к доле облигаций).

Цели и задачи денежной системы

В рыночной экономике целью экономической политики является определение, прежде всего, стоимостных параметров функционирования экономики посредством бюджетного и ежемесячного регулирования (регулирование денежной массы и общих ценовых условий предоставления кредита).

Отправной точкой при определении целей денежно-кредитной политики является вопрос о подчинении (подчинении) различных составляющих экономической политики. Мы будем исходить из того, что у этой политики должна быть некая стратегическая цель, согласно которой, как камертоном, настраиваются все инструменты. 

Рассматривая денежно-кредитную политику, следует говорить о денежно-кредитной и кредитной политике как о относительно независимых компонентах экономической политики. 

Какова цель денежно-кредитной политики? Суть проблемы определения цели денежно-кредитной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежно-кредитная политика обеспечивает (должна обеспечивать) продвижение к заданному результату стабильности цен. Следовательно, задача (цель) денежно-кредитной политики обеспечить экономику необходимой и достаточной денежной массой. 

Необходимо рассмотреть следующий вопрос. Цена денег, как и отдельного товара, имеет три аспекта: внутренний (для денег товар), внешний (для денег валюта) и кредитный. 

Внутренняя цена это цена денег «в товарах» или «товарная» цена денег, иначе именуемая покупательной способностью.

Внешняя (валютная) цена денег это курс этой валюты по отношению к иностранным валютам. Обменный курс денег регулируется денежно-кредитной политикой, целью которой является поддержание обменного курса национальной валюты на уровне, соответствующем интересам экономического развития страны и разумным параметрам стабильности цен. 

Наконец, существует кредитная цена денег или цена заемных средств (проценты). Стоимость ссуды вторична по отношению к цене ссуды. Кредитная политика определяет цену денежной ссуды. 

Какова цель кредитной политики? Можно предложить следующее определение: цель кредитной политики регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. 

Этот факт подтверждает наличие различий в целях и задачах двух компонентов политики, а значит, и наличие самих этих компонентов. В денежно-кредитной политике процентная ставка по кредитам должна обеспечивать желаемый результат в виде достижения определенного объема (увеличения, уменьшения объема) денежной массы. Для кредитной политики главное наличие кредита; объем денежной массы не является прямой задачей этой политики. 

Как видим, решения в сфере денежно-кредитной политики влияют на ситуацию в кредитной сфере и наоборот. Как правило, решение в одной области денежной области влияет на все остальные области. 

Деятельность Банка России: предварительные итоги 1999 года и основные задачи на 2000 год.

Завершился 1999 год, который принципиально отличался от предыдущих лет характером экономических процессов и условиями их реализации. Это был период не только преодоления последствий финансового кризиса 1998 г., но и становления новых экономических реалий. 

Одним из основных результатов проводимой денежно-кредитной политики является резкое падение инфляции до 36,5%, что более чем в 2 раза ниже уровня 1998 года и практически полностью соответствует целям, заявленным в начале прошлого года. Это также значительно ниже, чем ожидалось в совместном заявлении Правительства Российской Федерации и Банка России в середине июля 1999 г. (50%). 

В своей денежно-кредитной политике в прошедшем году Банк России учитывал появление признаков экономического роста и стремился поддержать эту тенденцию денежно-кредитными методами в той мере, в какой это не создавало угрозы для роста инфляции. Характерной особенностью первого полугодия стал рост спроса на деньги и увеличение доли денежных расчетов в общей массе платежей, что связано, прежде всего, с оживлением производства и увеличением доходов предприятий. 

Позитивные тенденции в российской экономике и снижение инфляционных ожиданий создали условия для некоторого смягчения денежно-кредитной политики во второй половине года. В период с июля по ноябрь денежная масса увеличилась на 14%, что в реальном выражении соответствует увеличению на 5%. В целом по итогам одиннадцати месяцев 1999 года реальный рост денежной массы составил 7%. 

Динамика курса рубля в условиях режима плавающего обменного курса в первую очередь зависит от правильности проводимой денежно-кредитной политики и последовательности ее реализации.

В целом за год курс рубля изменился с 20,65 руб. за доллар (31.12.98) до 27 руб. за доллар в конце 1999 года. Таким образом, в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) рубль укрепился. 

В 2000 году финансово-экономическая ситуация в России во многом будет определяться внешними факторами сохранением относительно высокого уровня мировых цен на энергоносители, а также результатами переговоров о реструктуризации внешнего долга.

Проведение денежно-кредитной политики в условиях плавающего обменного курса рубля определяет особую важность контроля над денежной массой. Поэтому в качестве промежуточной цели Банк России определяет темпы роста денежной массы М2. Рост денежной массы в 2000 году может составить 21-25%, а значит, в реальном выражении она продолжит расти. 

Что касается банков, то в этом году необходимо провести более интенсивную работу по увеличению капитала банков, в том числе за счет слияния и поглощения банков, а также за счет создания банковских холдингов. 

Главный акцент, который следует сделать, заключается в том, что надзорный орган, как на центральном уровне, так и на местном уровне, должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении проблем каждого конкретного банка. 

Одним из важных элементов совершенствования надзорной деятельности должно стать завершение разработки методик анализа финансового состояния банков и развитие аналитической деятельности в рамках банковского надзора.

Следует подчеркнуть, что успешная реализация задач по совершенствованию банковского надзора во многом будет зависеть от организации более тесных и продуктивных контактов с региональными отделениями Банка России.

Заключение

Денежно-кредитная политика играет большую роль в государственной политике. Одним из важнейших министерств государства является Министерство финансов, которое проводит денежно-кредитную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Минфин подчиняется множеству различных структур, например, таких как Центробанк. Многие органы (министерства, ведомства, комитеты, ведомства) проводят государственную политику в различных сферах, прямо или косвенно связанных с экономикой. 

В рыночной системе государство это не волшебный источник средств, а всего лишь механизм, предназначенный для обеспечения того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили налоги другим (с более низким доходом). В новых условиях главными факторами благополучия человека являются его инициатива, стремление к личной активности и готовность выбирать варианты экономических решений.