Денежная система страны. Денежная масса. Денежные агрегаты

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.09.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая география Республики Мордовии

Экономисты, лауреаты Нобелевской премии

Экономика промышленного предприятия

Экономика отрасли

 

Введение:

Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупок, платежей и накопленных средств, обеспечивающих оборот товаров и услуг в национальной экономике, которые имеют частных лиц, институциональных собственников и государство.

Центральный банк, имея государственную монополию на эмиссию наличных денег, регулирует размер денежной массы, находящейся в обращении.

Ненадлежащая денежно-кредитная политика денежного типа приводит к высвобождению избыточной денежной массы и росту инфляции. Кроме того, при проведении денежно-кредитной политики Центральный банк может ощущать давление исполнительной власти. Многие политики считают, что преодолеть любые экономические трудности легко, просто подключив к их решению печатный станок Центрального банка. Кроме того, довольно сложно и трудно "приспособить" количество денег к количеству товара, и не так уж и сложно производить бумажные деньги в желаемом количестве. Экономически необоснованная денежная экспансия является трудным соблазном для правительства и многое зависит от твердости позиции, занимаемой Центральным банком.

Банк России внимательно следит за количеством денег, которые эмитируются в экономику, и их соответствием спросу на деньги. Кроме того, деньги в рыночной экономике всегда должны быть в дефиците, так как их получение является одной из основных целей предпринимательской деятельности, является основой мотивационного механизма. Они становятся доступными для нефинансовых экономических агентов только после того, как их продукт найдет конечного потребителя и определит его долю в структуре платежеспособного спроса. 

Большой вклад в изучение денежной массы и ее агрегатов внесли такие ученые, как О.И. Лаврушин, А.В. Борискин и многие другие.

Актуальность темы заключается в том, что контроль над денежной массой является важнейшей частью экономической политики страны, поскольку в современном обществе деньги играют значительную роль, они непосредственно влияют на уровень экономической активности в стране.

Целью работы является изучение денежной массы и ее агрегатов, а также анализ изменений в денежной массе и ее агрегатах в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучение структуры денежной массы в Российской Федерации;
  • Рассмотрим денежную массу и ее характеристику;
  • Изучите содержание денежных агрегатов;
  • Проанализировать состояние денежной массы за этот период;
  • Проанализировать динамику денежных агрегатов;
  • Выявление проблем денежной массы и путей их решения, а также перспектив развития. 

Объектом исследования является денежная масса и ее агрегаты.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования денежной массы и ее агрегатов.

Теоретические основы денежной массы

Основные понятия денежной массы и ее характеристики

Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупок, платежей и накопленных средств, обеспечивающих оборот товаров и услуг в национальной экономике, которые имеют частных лиц, институциональных собственников и государство. 

Две части можно условно разделить в денежной массе:

  • Активные деньги - средства, постоянно находящиеся в обращении, обслуживающие операции и розничный товарооборот.
  • Пассивные деньги - средства, находящиеся на сберегательных, сберегательных счетах, а также остатки на текущих счетах клиентов банка.

Активные деньги также называются деньгами для совершения операций. Это наличные и безналичные средства, которые служат средством обращения и оплаты в процессе совершения сделок купли-продажи.

Пассивная часть денежной массы включает в себя такие компоненты, которые не могут быть непосредственно использованы в качестве средства обращения и оплаты. К ним могут относиться наличные денежные средства на срочных счетах, сберегательные депозиты в банках, краткосрочные государственные облигации, депозитные сертификаты и т.д.

Структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, сложившимся в сознании простых потребителей, которые рассматривают деньги в первую очередь наличные - бумажные деньги и мелкие монеты. Фактически доля бумажных денег в денежной массе в среднем составляет 25-30%, а основная масса сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в условиях развитой рыночной экономики за счет использования банковских счетов, т.е. безналичных денег.

Структура денежной массы включает в себя также такие компоненты, которые не могут быть непосредственно использованы в качестве средства покупки или оплаты. Это средства на срочных счетах, сберегательные депозиты в коммерческих банках, других финансовых учреждениях, депозитные сертификаты, акции инвестиционных фондов, которые инвестируют только в краткосрочные денежные обязательства и т.д. Эти компоненты денежного обращения обычно называют "квазиденьги", которые представляют собой наиболее значимую и быстрорастущую часть структуры денежного обращения.

Для анализа изменений количественных параметров денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы используются различные показатели, так называемые денежные агрегаты или параметры, группирующие различные платежно-расчетные средства в соответствии с их ликвидностью, причем каждый из их последующих агрегатов включает в себя предыдущий. Иными словами, деньги формируются из нескольких компонентов - денежных агрегатов, сумма которых является совокупной денежной массой.

Суть денежных агрегатов

Основные денежные агрегаты, используемые в финансовой статистике промышленно развитых стран, являются следующими:

Единица М1 - это деньги в узком смысле этого слова, которые также называются "деньги для сделок". К ним относятся наличные деньги (банкноты и монеты в обращении и в кассах предприятий и организаций, казначейские билеты в отдельных странах), находящиеся в обращении вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах до востребования) в банках, другие чеки, дорожные чеки, иногда - кредитные карты. Следует отметить, что депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть легко конвертированы в наличные деньги. Именно единица М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта, распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.

Агрегат М2 - это деньги в более широком смысле, который включает в себя все компоненты М1+ срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках (как правило, небольшие и до 4-х летние), т.е. сбережения, легко конвертируемые в наличные деньги, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги. Сберегательные депозиты в коммерческих банках снимаются в любое время и превращаются в наличные деньги. 

Владельцы срочных вкладов получают более высокие проценты, чем владельцы текущих вкладов, но не могут снять эти вклады до истечения срока, установленного в состоянии вклада, т.е. срочные вклады имеют более низкую ликвидность. Поэтому средства на срочных и сберегательных счетах не могут быть использованы непосредственно как средство покупки и оплаты, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов.

Агрегат М3 - включает в себя М2+ крупные срочные депозиты в специализированных кредитных организациях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выпущенные предприятиями. Эта часть средств, вложенных в ценные бумаги, не создается банковской системой, а находится под ее контролем, так как преобразование векселя в платежное средство требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его выплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Параллель М4 - включает в себя М3 + различные формы вкладов в крупных кредитных организациях.

Как видим, наиболее ликвидные фонды представлены агрегатом М1, наименее - агрегатом М4.

Баланс между паями необходим, в противном случае возникает нарушение денежного обращения. Практика показывает, что равновесие возникает при М2 > М1, оно усиливается при М2 + М3 > М1. В этом случае денежный капитал переводится из денежного оборота в безналичный. В случае нарушения такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: отсутствие денежных знаков, рост цен и др.

В экономической статистике РФ используются следующие агрегаты:

  • М0 - наличные в обращении;
  • М1 = М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий + депозиты до востребования (депозиты населения);
  • M2 = M1 + срочные депозиты;
  • M3 = M2 + депозитные сертификаты и облигации государственного займа.

Для простоты представления можно работать только с двумя основными агрегатами - М0 и М2 (представим себе М2 = М0 + безналичные средства).

Денежная масса М2 зависит от движения наличных и безналичных средств, на которое, в свою очередь, влияют сбережения населения и остатки на счетах предприятий и организаций.

Если население доверяет банкам и хранит свои сбережения, у государства появляется больше возможностей для увеличения денежной массы.

Факторы, влияющие на размер денежной массы

Изменение скорости денежного обращения и, соответственно, объема денежной массы зависит от многих факторов, как общеэкономических (циклическое развитие экономики, темпы экономического роста, движение цен), так и чисто монетарных (структура платежного оборота, развитие кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок на денежном рынке и т.д.). Ускорению денежного обращения способствует замещение металлических денег кредитными, развитие системы взаиморасчетов. внедрение компьютеров в банковское дело, использование электронных средств денежных расчетов. При обесценивании денег потребители увеличивают покупки товаров, чтобы обезопасить себя от падения покупательной способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение денежного обращения равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции. Методы, используемые кредитными организациями для покрытия дефицита бюджета, как правило, приводят к росту денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесцениванию денег. Расширение масштабов кредитования приводит к увеличению эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитования и увеличение денежной массы (в обращении и на банковских счетах). Денежно-кредитное регулирование на более короткие сроки предполагает сдерживание инфляции путем определения нормативов обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами и валютой.

Все наличные - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Предоставление кредита увеличивает сумму денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает сумму денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление кредита должно происходить на макроуровне, с учетом действия денежного законодательства. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана денежных потоков.

На уровне конкретных коммерческих банков необходимо учитывать данные кредитных планов, так как там определяются кредитные ресурсы. (кредитный потенциал коммерческого банка), состоящий из собственных средств банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств коммерческого банка на межбанковском рынке, эмиссия. Другой частью кредитного плана является направление (размещение) ресурсов.

Коммерческие банки выдают депозиты и кредиты - денежная масса увеличивается, когда банки выдают кредиты своим клиентам, и уменьшается, когда кредиты возвращаются. Эти банки являются кредитным инструментом. Кредит, выданный клиенту, зачисляется на его счет в банке (т.е. банк создает депозит (вклад до востребования)), а долговые обязательства банка увеличиваются. Владелец вклада может получить наличные деньги в банке в размере вклада, в результате чего увеличивается количество денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить эмиссию денег (что подтверждается ростом денежного предложения в развитых странах).

В то же время экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном потоке денег "основного психологического закона", смысл которого заключается в том, что с ростом доходов увеличивается богатство, уменьшается склонность к потреблению. Существуют мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторой сдержанности в тратах на покупки, расширению потребления (скупость, провидение, благоразумие и т.д., всего восемь мотивов).

Стабильный и умеренный рост денежной массы при соответствующем росте объемов производства обеспечивает постоянный уровень цен. Только в этом случае рыночные отношения наиболее эффективно и выгодно влияют на экономическую систему. Задача денежно-кредитной политики заключается также в обеспечении, насколько это возможно, полной занятости (в идеале на свободном рынке должна быть некоторая резервная рабочая сила) и роста реального выпуска. Неадекватная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты денежно-кредитной политики.

Косвенные факторы включают в себя:

  • регулирование общей денежной массы через управление "печатной машиной".
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через их управление Центральным банком.
  • обязательные резервы наличности коммерческих банков.
  • операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные факторы не могут работать на полную мощность в нашей экономике из-за отсутствия "товарности". У нас нет полноценного рынка ценных бумаг, в том числе рынка государственных обязательств, и, соответственно, Центральный банк не может влиять на денежную массу, покупая и продавая ценные бумаги.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределение государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование лимитов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
  • государственное регулирование обменного курса.

Факторы, влияющие на объем денежной массы

Сумма официальной ставки дисконтирования

В современной российской политике ограничения объема кредитных вложений - кредитного ограничения - особое значение придается такому инструменту регулирования денежно-кредитного рынка, как официальная учетная ставка по кредитам от Банка России.

Официальный учетный тариф - действует в качестве комиссии, взимаемой в размере.

В случае покупки ценных бумаг у коммерческих банков Центральным банком до наступления срока оплаты. При этом данная ставка является ориентиром как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную ставку дисконтирования, Центральный банк Российской Федерации определяет стоимость привлекаемых коммерческими банками кредитных ресурсов. Чем выше уровень учетной ставки, тем выше стоимость рефинансирования кредитов Банка России. 

Следовательно, политика изменения учетной ставки - это возможность регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Оценка денежной массы и ее агрегатов на российском опыте

Динамика денежной массы и ее агрегатов

Соответствие денежной массы потребностям экономики характеризуется показателем коэффициента монетизации. Коэффициент монетизации, представляющий собой отношение денежной массы к ВВП, увеличился, но его уровень очень низкий по сравнению с другими странами. Считается, что для развитой страны монетизация должна быть не менее 70-80%, и чем ниже монетизация экономики, тем выше инфляция. В 2015 году она составляла 40%, но есть тенденция к росту. Таким образом, можно сделать вывод, что российская экономика недостаточно обеспечена деньгами, и инфляция в стране высокая. Что касается показателя, обратного коэффициенту монетизации, а именно скорости обращения денег, то в 2015 году он составил 2,52 оборота в год, с понижательной тенденцией, начиная с 2007 года. Уменьшение количества обращений денежной массы свидетельствует о снижении оборота денежных агрегатов, т.е. их ликвидности. Причинами данной тенденции могут быть инфляция, неразвитость производства, несовершенство системы безналичных расчетов, высокая процентная ставка на денежном рынке, низкая маржинальная склонность населения к потреблению, а также большая доля наличных денег в денежной массе. 

В структуре денежной массы России за рассматриваемый период снизилась доля наличных денег, что характерно практически для всех стран мира, так как повсеместно развивается система безналичных расчетов и электронных денег. К 1 января. В 2015 г. доля наличных денег составила 22,3%, уменьшившись за семь лет на 10 процентных пунктов. Но доля наличных денег в денежной массе России по-прежнему достаточно высока по сравнению с развитыми странами. Так, она самая низкая в Великобритании, где она составляет чуть более 3%, что свидетельствует о развитии системы безналичных расчетов в стране и хорошем обеспечении предприятий финансовыми ресурсами. 

Высокая доля денежных средств в России свидетельствует о высоком уровне теневой экономики в стране, а также инфляции и неопределенности в ее динамике. Существует также недоверие населения к банковской системе, чтобы определенная часть сбережений не накапливалась в банках. 

Проблемы развития денежной массы и ее агрегатов

Главной проблемой российской экономики по-прежнему остается очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство многое сделало в плане развития перерабатывающей промышленности, сферы услуг и транспорта, но ключевую роль в экономике по-прежнему играет экспорт нефти и газа, экспорт других видов сырья и металлов. В результате кризиса снизились не только цены, но и спрос практически на все сырьевые товары, экспортируемые российским сырьем.

Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда проблемы начались в сырьевых секторах, не было отраслей, которые могли бы "поддержать" экономику. Более того, проблемы в сырьевых секторах стали распространяться и на смежные отрасли. Результатом стало значительное падение промышленного производства, увеличение числа безработных, снижение заработной платы и ряд других негативных последствий. Это особенно заметно в тех городах и регионах, где расположены крупные сырьевые предприятия и которые были вполне обеспечены в условиях постоянного роста цен на сырье.

Третья проблема - недостаточное развитие финансового сектора и банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивающиеся в последние годы и выходящие на внешние рынки, не могли рассчитывать на внутреннее финансирование. Кредиты российской банковской системы были дороже, а условия кредитования были короче. Компаниям приходилось брать кредиты за рубежом. Во время кризиса иностранные рынки капитала стали недоступны для компаний.

Национальная экономика в последние годы развивалась во многом благодаря внешним источникам - высоким ценам на сырьевые товары, "дешевым" кредитам иностранных банков, сейчас России необходимо найти внутренние источники роста для преодоления кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития.

Перспективы развития денежного предложения России

Правительство и Центральный банк будут проводить ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий и стимулов для роста сбережений населения, повышение инвестиционной привлекательности экономики, а также на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает проведение сбалансированной бюджетной политики и поддержание равновесного курса рубля. Денежно-кредитная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовом секторе при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, повышению уровня монетизации экономики и снижению инфляции, создавая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Банк Российской Федерации в ближайшие 3 года сохранит последовательность реализованных принципов денежно-кредитной политики и планов по завершению перехода к режиму целевой стагнации экономики к 2015 году.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение устойчивости цен, т.е. сохранение устойчиво низких темпов их роста. Денежно-кредитная политика, направленная на сдерживание стагнации экономики, будет способствовать достижению наиболее общих финансовых целей, таких как обеспечение условий для стабильного и сбалансированного финансового оздоровления и поддержания денежно-кредитной стабильности. 

Реализация денежно-кредитной политики Банка Российской Федерации предполагает введение целевого значения конфигурации индекса потребительских цен. Поскольку основной целью денежно-кредитной политики Банка Российской Федерации является снижение темпов роста потребительских цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.

В целях повышения эффективности процентной политики в ближайшие 3 года Банк Российской Федерации продолжит равномерное усиление эластичности курсовой корректировки и к 2015 году предполагает переход к плавающему курсу, отказавшись от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнем курса. Поэтому в рамках предусмотренного режима будет прекращено проведение постоянных монетарных интервенций для оказания влияния на динамику обменного курса рубля. Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе останется обеспечение денежной стабильности. Банковская система рассматривается как основное звено для передачи сигналов процентной политики реальному сектору экономики. Таким образом, экономическая стабильность является необходимым условием нормального функционирования системы передачи сигналов денежно-кредитной политики. 

В соответствии с бюджетными прогнозами на предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный бюджет будет сформирован с некоторыми недостатками. Планируется, что в среднесрочной перспективе он будет в большей степени финансироваться за счет муниципальных заимствований и поступлений от приватизации. В то же время в 2013-2015 гг. ожидается увеличение остатков Резервного фонда. В основном варианте валютной программы ожидается рост чистого кредита федеральному правительству, во втором и третьем - его сокращение в основном за счет планируемого накопления средств на счетах суверенных фондов.

Эти условия будут предопределять влияние экономического канала на создание валютного регулирования. Предполагается, что брутто кредитование банков в 2013 году по первому и второму варианту в 2014 - 2015 годах - по всем вариантам. По первому варианту денежной программы при сценарии существенного снижения среднемировых цен на нефть в 2013 году предполагается снижение НИС по сравнению с предыдущим годом на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы, соответствующего характеристикам данного варианта программы, в 2013 году необходимо увеличить чистые внутренние активы (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования. Снижение цен на нефть ниже значения, заложенного в бюджетном плане на 2013 - 2015 гг., объясняет повышенную уязвимость бюджета к различным шокам. Нехватка средств в федеральном бюджете по этому варианту в 2013 г. дает возможность собрать 3-4% ВВП. Но в 2014-2015 гг. может произойти сокращение расходов федерального бюджета на величину условно утвержденных расходов, что может привести к снижению дефицита бюджета. В случае возникновения кризисных тенденций в массовой экономике условия заимствования как на внутреннем, так и на внешнем долговом рынке, вероятно, значительно ухудшатся, что не позволит привлечь нужный объем средств по соответствующим критериям. В соответствии с планом федерального бюджета, если заработная плата в нефтегазовой отрасли окажется недостаточной, если прогнозируемое значение станет ниже базового, для покрытия дефицита федерального бюджета может быть использован Резервный фонд. В первом варианте программы ожидается увеличение чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2014 гг. на 0,5 трлн руб. в год, в 2015 г. - на 0,4 трлн руб. В соответствии с расчетами программы, при реализации предусмотренного сценария в 2013 - 2015 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 триллиона рублей в год за счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. По этим критериям к концу 2015 года объем валового кредитования банков может составить около 60% денежной базы. Во втором варианте денежно-кредитной программы ожидается небольшая динамика мировых цен на нефть в пределах прогнозного периода. В соответствии с показателями мониторинга платежного баланса рост Всемирного банка в 2013 году составит 0,8 трлн. рублей, в 2014 году - 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,4 трлн. рублей. По расчетам, в 2013 - 2015 годах подтвержденное увеличение ПМР необходимо будет увеличить за счет увеличения ПМР с учетом динамики валютной базы. Исходя из планируемого сокращения дефицита федерального бюджета в рассматриваемом периоде и реализации его финансирования в основных неденежных источниках, чистый кредит расширенному правительству в 2013 - 2014 гг., по оценкам, будет сокращен на 0,6 трлн руб. ежегодно в 2015 г. - 0,8 трлн руб. При этом основным каналом роста CHV в 2013 - 2015 годах, как и в основном варианте, станет увеличение чистого кредита банкам (на 0,6 - 1,4 трлн. рублей в год), которое будет предоставляться в значительной мере за счет увеличения валового кредитования банков. В соответствии с 3-м вариантом денежно-кредитной программы, исходя из сценария больших цен на нефть, прогнозируемое увеличение в 2013 году составит 3,2 трлн рублей, в 2014 году - 3,0 трлн рублей, в 2015 году - 2,5 трлн рублей. При этом, в соответствии с расчетной динамикой денежной базы в отмеченные годы прогнозируется снижение ПМР. При допустимых благоприятных внешнеэкономических условиях и наиболее значительном росте ВВП по данному варианту допускается ожидание наиболее существенного, чем по второму, увеличения остатков на экономических счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2015 годах на 1,5 - 1,6 трлн. рублей в год. Размер муниципальных заимствований в этом случае может быть ниже заложенного в бюджет экономического проектирования. При этом в 2015 году размер Резервного фонда имеет возможность превышать нормативное значение в 7% ВВП. Учитывая допустимые благоприятные внешнеэкономические условия и наиболее значительный рост ВВП в соответствии с данным вариантом, можно ожидать наиболее существенного, чем в соответствии со вторым вариантом, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2015 гг. на 1,5 - 1,6 трлн руб. в год. Размер муниципальных заимствований в этом случае может быть меньше, чем предусмотрено в бюджете при проектировании экономики. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативное значение в 7% ВВП. Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014-2015 годов станут предстоящее ограничение прямого вмешательства Банка России в структуру обменного курса и создание критерия перехода к плавающему денежному курсу к 2015 году. В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит проводить курсовую политику, не вмешиваясь в формирование тенденций в динамике рубля, обусловленных действием основных макроэкономических факторов, и не устанавливая фиксированных ограничений на уровень государственной валюты. В то же время, в движении данного периода Банк Российской Федерации будет осуществлять повышение эластичности курсообразования равномерно, амортизируя процесс привыкания участников рынка к колебаниям обменного курса монетарной массы, вызванным внешними шоками. 

Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике

Основные концепции денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика является основной составляющей экономической политики страны. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных целей и задач, механизмов и инструментов, влияющих на экономические процессы путем изменения структуры и объема денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, выдачи кредитов и депозитов, ликвидности и стабильности банковской системы, а также других показателей денежного обращения и рынка заемного капитала.

Денежно-кредитная политика - это комплекс мер по стабилизации денежно-кредитного обращения, обеспечению высокого уровня экономического развития путем воздействия на динамику и уровень инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Основной целью денежно-кредитной политики является содействие экономике в достижении единого уровня производства, характеризующегося полной занятостью и постоянными ценами. В целях стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости денежная политика изменяет денежную массу. Суть денежно-кредитной политики заключается в достижении максимально допустимого равновесия денежного рынка, т.е. поддержании баланса между объемом денег в обращении и потребностью в деньгах.

Многие экономисты и представители центральных банков из разных стран определяют шесть основных целей направления денежно-кредитной политики:

  1. Низкий уровень безработицы;
  2. Экономический рост;
  3. Ценовая стабильность;
  4. Стабильность процентной ставки;
  5. Преемственность на финансовых рынках;
  6. Сила валютного рынка.
  • Расширьте каждую цель.
  • Низкий уровень безработицы.

Необходимость в высоком уровне занятости, т.е. в низком уровне безработицы, безусловно, является бесспорной. Высокий уровень безработицы увеличивает уязвимость людей: они могут потерять чувство собственного достоинства, если будут испытывать финансовые трудности, преступность может возрасти (но это остается спорным вопросом). При высокой безработице не только многие люди остаются без работы, но и ресурсы простаивают (неиспользованное оборудование, закрытые заводы), конечным результатом чего является непроизводство (снижение ВВП).

Многие считают, что полная занятость достигается тогда, когда нет безработных, т.е. когда безработица на самом деле равна нулю. В этом случае не воспринимается тот факт, что, например, трёхсторонняя безработица благоприятствует экономике. Например, работник, ищущий лучшую работу, может считаться безработным на период ее поиска.

Для достижения низкого уровня безработицы необходимо попытаться выйти не на нулевой уровень, а на позицию выше нуля, которая обеспечила бы полную занятость и соответствие спроса и предложения на рабочую силу. Экономисты называют это естественной безработицей.

Экономический рост

Акцент на устойчивый экономический рост тесно переплетается с целью поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы предприятия, скорее всего, будут вкладывать средства в оборудование для повышения производительности и обеспечения экономического роста. И наоборот, производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование, если уровень безработицы высок, а заводы не заняты. Эти две цели взаимосвязаны, однако, государственная политика конкретно направлена на поддержку экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности предприятий или процесса формирования сбережений населения, которые предоставляют предприятиям средства для инвестиций.

Стабильность цен

В последнее время больше внимания уделяется социально-экономическим издержкам инфляции и проблемам ценовой стабильности. Она, ценовая стабильность, полезна, поскольку повышение уровня цен (инфляция) вызывает неопределенность в экономике.

Стабильность процентной ставки

Поскольку колебания процентных ставок могут также вызвать экономическую неопределенность и затруднить планирование на будущее, необходимо поддерживать стабильность процентных ставок.

Устойчивость на финансовых рынках

Помощь в предотвращении финансовой паники является одним из методов обеспечения преемственности. Поскольку колебания процентной ставки формируют неопределенность для финансовых организаций, стабильность процентной ставки обеспечивается и на финансовых рынках.

Сила валютного рынка

Рассмотрим этот пункт на примере США. В то время, когда значение международной деятельности для экономики США возросло, Федерация Резервной Системы уделяет больше внимания курсу доллара по отношению к другим валютам. Чем больше растет доллар, тем менее конкурентоспособной является американская продукция за рубежом, и наоборот, более низкие темпы стимулируют инфляцию. Предотвращение значительных колебаний курса доллара облегчает людям и предприятиям планирование будущих приобретений и продаж за рубежом. Поэтому регулирование резких колебаний обменных курсов на валютных рынках является важной задачей денежно-кредитной политики.

На основании приведенных выше данных можно сделать вывод, что все цели взаимосвязаны и зависят друг от друга и выполняются только тогда, когда каждая из них работает.

Государство пытается смягчить экономические кризисы и удержать инфляцию посредством монетарного регулирования. Государство использует кредиты для экономического стимулирования инвестиций во все отрасли экономики страны.

Специальным учреждением, способствующим продвижению денежной массы, является банк. Управление банковской системой осуществляется Центральным банком (ЦБ). Она стабилизирует деятельность коммерческих банков и специальных финансово-кредитных организаций, таких как: страховые компании, пенсионные фонды, сберегательные учреждения и др. Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время к этой функции добавлены еще две: контроль за денежным обращением в стране и за деятельностью коммерческих банков, в то время как первоначальная функция постепенно отошла на второй план. Однако это не означает, что деятельность центральных банков по эмиссии наличных денег не должна быть менее продуманной, чем другие, поскольку наличные деньги по-прежнему являются основой для сохранения оставшейся денежной массы.

Проводя денежно-кредитную политику, Центральный банк добивается стабильного развития отечественной экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов путем воздействия на кредитную активность коммерческих банков и направления и стабилизации расширения или сокращения кредитования экономики. Таким образом, воздействие на кредитование позволяет достичь более глубоких стратегических целей развития экономики в целом.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика проводится с использованием двух методов воздействия: косвенного (экономического) и прямого (административного). Разница между ними заключается в том, что Центральный банк либо косвенно воздействует через ликвидность кредитных организаций, либо устанавливает лимиты на количественные и качественные параметры деятельности банков.

Государственная денежно-кредитная политика Российской Федерации

Под денежно-кредитной политикой понимается комплекс мер, принимаемых правительством в денежно-кредитной сфере для регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основными конечными целями денежно-кредитной политики являются стабильные темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, платежный баланс. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными целями выделяются промежуточные цели. Это объем денежной массы и уровень процентных ставок.

Центральный банк страны проводит денежно-кредитную политику. 

В ходе реализации мер денежно-кредитного регулирования экономики страны неизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика центрального банка должна быть тесно увязана с инвестиционной и финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики. 

Конкретные методы и инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ определены законом о Банке России и характеризуются большим разнообразием. Центральный банк наделен широчайшими полномочиями и полной самостоятельностью в выборе методов и мер денежно-кредитного регулирования экономики в рамках действующего законодательства.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться только в том случае, если государство через центральный банк способно влиять на масштабы и характер частных институтов, поскольку в условиях развитой рыночной экономики они являются основой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется по нескольким взаимосвязанным направлениям. 

Целью государственного контроля над банковской системой является повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений, т.е. их способности своевременно выполнять требования вкладчиков (в первую очередь, посредством учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления нормативов обязательных резервов). Эти же меры государство использует для сжатия (расширения) денежной массы.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронического дефицита бюджета, который приводит к росту государственного долга (внешнего и внутреннего). По мере роста внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок заемного капитала. Для этого Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи, а также различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

В настоящее время в России существуют три основные формы управления государственным долгом:

  1. Добровольное рыночное кредитование - размещение государственных ценных бумаг на рынке. Размещаемые таким образом ценные бумаги - это государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСС).
  2. Принудительное квази-рыночное кредитование - рыночная регистрация фактического государственного долга. Так, родились облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), Казначейские векселя (КО) и векселя Минфина, которые были переоформлены в Министерство задолженности предприятий по банковским кредитам, предоставленным в рамках государственных программ. 
  3. Кредит Центрального банка Министерству финансов, который в профессиональной литературе называется дружелюбным. 

Основные цели денежно-кредитной политики России определены в "Основных направлениях денежно-кредитной политики", ежегодно разрабатываемых Центральным банком Российской Федерации, а также в совместных заявлениях Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике.

В соответствии с "Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов" основной целью денежно-кредитной политики было снижение инфляции. В то же время Правительство РФ и Банк России намеревались снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%.

Реализация денежно-кредитной политики в 2010 году проходила в период, когда негативные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса были в значительной степени преодолены. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, способствовали стабилизации функционирования финансового рынка и банковской системы, восстановлению экономической активности. Наблюдаемое улучшение основных макроэкономических показателей и показателей финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному свертыванию предпринимаемых им мер в острую фазу кризиса. В то же время нестабильный характер восстановительных процессов в реальном секторе экономики и медленный рост банковского кредитования предопределили Банку России принятие решений, направленных на сохранение стимулирующей денежно-кредитной политики на протяжении большей части 2010 года.

В конце года целевой показатель по инфляции был достигнут. Однако динамика инфляции в отчетном году была неоднородной.

Проблемы и перспективы государственной денежно-кредитной политики в РФ

В своей знаменитой работе "Теория экономического развития" Й. Шумпетер отмечает, что финансовый посредник (коммерческий банк) является "движущей силой институциональных изменений в финансовой структуре экономики". Данное утверждение, ориентированное на совершенствование кредитной системы как основы для формирования финансовой структуры в соответствии с потребностями модернизации экономики любой страны, приводит к необходимости рассмотрения данного вопроса применительно к России.

Основой модернизации является реструктуризация реального сектора, которая содержит два взаимосвязанных направления: обновление производственно-технической базы экономики и трансформация структуры производства, в том числе диверсификация экспорта.

Центральным вопросом в реализации этой стратегии являются финансовые ресурсы, способные обеспечить проведение экономической модернизации. Замедление темпов корпоративного кредитования, наблюдаемое в посткризисный период (2009-2013 гг.), можно увидеть более наглядно, если сравнить рост корпоративного кредитного портфеля с ростом денежной массы М2: 15,8% роста М2 по состоянию на 1 ноября 2012 г. в годовом выражении против 17,1% роста корпоративного кредитования.

Снижение ставки корпоративного кредитования было вызвано следующими факторами:

  • замедление экономического роста в России;
  • перераспределение ресурсы многих банков на рынке потребительского кредитования, и прежде всего высокодоходные необеспеченные; - снижение уровень достаточности капитала большинства банков;
  • проблемы привлечение относительно дешевых и долгосрочных ресурсов большинством банков;
  • существенный разрыв между приемлемой для заемщика ценой кредита и ценой кредитора.

В сентябре 2014 года кредиты корпоративным клиентам российских банков выросли на 2,3% (без учета влияния изменения обменного курса на 0,6%), кредиты физическим лицам - на 1,3% (1,1%, соответственно). По данным Банка России, общий объем кредитов юридическим и физическим лицам за месяц увеличился на 2,0% (0,8%). 

Однако, к сожалению, этот рост не отражает восстановления в производственном секторе, а лишь указывает на закрытие доступа отечественных компаний к более дешевому финансированию с внешних рынков в связи с санкциями, до введения которых компании (в том числе и банки) компенсировали ограничительную денежно-кредитную политику ЦБ РФ иностранными кредитами в размере 650 млрд. долларов. Эта сумма превышает 50% денежной массы, обращающейся в отечественной экономике. 

Оценка успешности Банка России в рефинансировании коммерческих банков может служить статистическими данными, указывающими на то, что его деньги в основном пошли на намеченные цели. К сожалению, на данный момент ЦБ РФ не располагает такой статистикой. Поэтому проанализируем группы кредитных организаций с разным уровнем средств Банка России в пассивах и долю кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банков соответствующей группы.

Как видно из представленных данных, кредитные организации, отличающиеся чрезвычайно высоким уровнем заимствования у Банка России, характеризуются низким уровнем вовлеченности в кредитование предприятий нефинансового сектора. Иными словами, без четкой и жесткой политики целевого использования заимствований для банков ЦБ РФ финансирует не только отток капитала, но и спекулятивную деятельность кредитных организаций. Поэтому при рефинансировании коммерческих банков Центральный банк должен установить лимит на предоставление кредитов в контексте приоритетности отдельных отраслей в модернизации экономики.

В настоящее время отсутствует открытая методология определения верхнего предела объема кредитных ресурсов Центрального банка. Очевидно, что Банк России руководствуется некоторыми из своих принципов, которые должны быть достаточно прозрачными и понятными для кредитной системы, а с учетом необходимости перехода к новому типу развития экономики эти принципы могли бы быть отраслевыми в кредитовании отрасли и приоритетным рефинансированием банков, кредитующих инновационные отрасли. Поэтому необходимо создать эмиссионный механизм рефинансирования Банком России коммерческих банков с целью повышения их требований к кредитованию реального сектора и удовлетворения растущих финансовых потребностей развивающейся экономики.

Как мировой, так и российский опыт позволяет нам разрабатывать оптимальные механизмы денежного предложения, закрытые для кредитования реального сектора экономики и ее приоритетных направлений развития.

Центральный банк Российской Федерации должен выдавать кредиты для рефинансирования коммерческих банков не до того, как они будут выданы конечным заемщикам, а после того, как они будут выданы. В этом случае, чтобы получить кредит от Центрального банка России, коммерческий банк сначала должен будет дать предприятию кредит, и только после этого по обязательству (векселю) он получит соответствующий кредит от Центрального банка России. Ставка рефинансирования не должна превышать среднюю ставку прибыли в обрабатывающей промышленности, а условия кредитования должны соответствовать типичной продолжительности научно-производственного цикла в реальном секторе экономики (3-7 лет).

Следует также отметить, что в период кризиса процентные ставки ЦБ РФ стали первым рабочим инструментом денежно-кредитной политики. Это стало результатом увеличения доли кредитов Банка России в пассивах коммерческих организаций, для которых в период кризиса ресурсы, предоставляемые ЦБ РФ, были едва ли не единственным источником относительно недорогих финансовых ресурсов. Однако к середине 2010 года коммерческие банки вернули Банку России практически все заимствованные у него средства. Таким образом, способность ЦБ РФ влиять на ситуацию на денежном рынке через свою процентную политику вновь снизилась. В этой ситуации для снижения инфляции Банку России необходимо уменьшить вмешательство в ситуацию на валютном рынке, сглаживая только волатильность обменного курса, но не увеличивая (и не уменьшая) объем золотовалютных резервов, тем самым влияя на денежную массу. Следует также отметить, что стерилизация интервенций ЦБ РФ на валютном рынке также вызывает проблемы, подробное обсуждение которых выходит за рамки данного обзора. 

Таким образом, этим шагом ЦБ РФ продемонстрировал готовность постепенно отказаться от вмешательства в ситуацию на валютном рынке и перейти к свободному обращению рубля. В то же время Банк России намерен продолжать сглаживать значительные колебания обменного курса. Следует отметить, что данный шаг в целом можно приветствовать, поскольку поддержание курса рубля параллельно с переходом к инфляционному таргетированию (см. вставку), а также в условиях свободного движения капитала является сложной задачей. Мы считаем, что в будущем Банк России должен еще больше сократить масштабы своих операций на валютном рынке. 

В условиях волатильности цен на экспортные товары Центральный банк Российской Федерации неизбежно будет присутствовать на валютном рынке, сглаживая колебания обменного курса. В то же время следует помнить, что ЦБ РФ снижает вмешательство на валютном рынке в условиях стабильной ситуации на рынке. Существуют опасения, что в случае устойчивой тенденции к укреплению или ослаблению национальной валюты Банк России может вернуться к таргетированию курса, что сведет на нет его усилия по таргетированию инфляции с использованием процентных ставок.

Вывод:

Многие ученые были заинтересованы в определении оптимальной суммы денег для устойчивого функционирования экономики на протяжении нескольких столетий. В денежном обращении всегда должна быть определенная сумма денег (денежная масса), которая посредничает в обмене товарами и услугами, когда они переходят от продавца к покупателю и обратно. В то же время всегда есть определенная сумма денег, которая в настоящее время не участвует в денежном обращении, но является средством покупки и оплаты (деньги на счетах). Понятие денежной массы является базовым для макроэкономического анализа рыночной экономики. Понятие денежной массы определяется с помощью так называемых денежных агрегатов, которые представляют собой различные группы ликвидных активов. Поэтому количественные характеристики совокупной денежной массы и ее отдельных составляющих находят свое отражение в построении различных показателей денежной массы, включая как реальные, так и потенциальные деньги, которые могут быть использованы для обслуживания экономического оборота. Основным критерием выделения различных агрегатов совокупной денежной массы является ликвидность.

Банки имеют возможность не только хранить, но и создавать новые деньги (умножать их количество в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной - создавать новые типы и формы). Развитие форм денег подтверждает связь между ростом затрат, ростом кредитов, ростом депозитов и ростом денежных агрегатов. В то же время показатели денежной массы характеризуют структуру денежного оборота, динамику его отдельных составляющих и объем кредитования.

Оценка объема денежной массы по нескольким показателям (М1, М2...) позволяет более полно охарактеризовать различные параметры денежного обращения. Основными ориентирами для определения агрегатов денежной массы являются данные консолидированного баланса Центрального банка.

Денежное предложение подлежит постоянному государственному регулированию. Необходимость такого регулирования определяется тем, что размер денежной массы и темпы ее роста влияют на состояние других экономических показателей. Если денежная масса растет значительно быстрее, чем объемы национального производства, при прочих равных условиях, это может привести к инфляции. В то же время государство прибегает к дополнительной денежной эмиссии для стимулирования экономического роста. В этом случае увеличение денежной массы в обращении снижает стоимость кредитов и способствует расширению инвестиций в производство. Если рост денежной массы не поспевает за увеличением объема национального производства, то при постоянной скорости денежного обращения может не хватить денег на нормальное обслуживание всех платежей и расчетов, что создаст возможность перебоев в работе национальной экономики. Контрагентам просто нечего будет платить друг с другом, они не смогут погасить возникшие денежные требования. Главным должником, как правило, является государство. Именно государство будет сдерживать рост денежной массы. Для анализа состояния денежного обращения, помимо денежной массы, используются и другие показатели: скорость обращения денег, коэффициент монетизации.

Страна - член МВФ рассчитывает денежный агрегат М1 по методике, разработанной Фондом. Качество денежных агрегатов варьируется от страны к стране. Это обусловлено традиционным теоретическим пониманием денег, соотношением наличных и безналичных компонентов в совокупном денежном обращении, финансовых активов, спецификой денежной системы и методами ее регулирования центральным банком.