Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Содержание:

  1. Дебиторская задолженность: Основные понятия, причины возникновения
  2. Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии
  3. Анализ практики управления дебиторской задолженностью группы компаний БТК
  4. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться как правильно написать реферат без ошибок:

 

Реферат: пример и образец оформления

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Представление о правовом прогрессе в Российской юридической науке

 

Характеристика и способы получения ионитов

 

Развитие рынков интернета вещей

 

Необходимость правового регулирование экономических процессов

 

 

 

Введение:

Независимая, основанная на риске деятельность, направленная на систематическую прибыль - это определение предпринимательской деятельности, данное Гражданским кодексом Российской Федерации. В экономической теории понятие "предпринимательство" появилось еще в XVIII веке. И история этого термина с самого начала связана с категорией риска. Классика экономической мысли. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, который берет на себя экономические риски, чтобы реализовать коммерческие идеи и получить прибыль. В сочетании с концепцией риска эта интерпретация предпринимательства прочно укоренилась в экономике.

Однако какими бы неизбежными ни были риски, некоторые из них вполне оправданно тянут за собой особое разочарование и раздражение предпринимателя из-за незаконности его возникновения. В российской экономике этот вопрос занимает одно из главных мест по своей актуальности.

Целью курсовой работы является анализ механизмов управления дебиторской задолженностью предприятия, направленных на поддержание финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели проводится анализ причин и факторов, влияющих на уровень дебиторской задолженности предприятия, анализ проблем начисления и управления дебиторской задолженностью предприятия, анализ уровня дебиторской задолженности на конкретном предприятии.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере управления дебиторской задолженностью предприятия.

Задачами исследования диссертации являются российские предприятия и организации.

Дебиторская задолженность: Основные понятия, причины возникновения

Дебиторская задолженность: понятие, цель, принцип и основные показатели.

Дебиторская задолженность - это сумма задолженности, которая выплачивается организации от юридического или физического лица в результате экономических отношений между организациями, то есть отвлечения денежных средств из оборота организации и других расходов.

Определение сущности понятия "дебиторская задолженность" заставляет нас обратиться к проблеме управления дебиторской задолженностью предприятия в нашей повседневной деятельности. В то же время считается, что при осуществлении хозяйственной деятельности необходимо управление дебиторской задолженностью.

Целью управления дебиторской задолженностью является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе ведения бизнеса.

Для достижения этой цели необходимо следовать следующим принципам:

  1. Недопустимо накапливать больше дебиторской задолженности, чем позволяет капитал;
  2. Необходимо прогнозировать последствия увеличения дебиторской задолженности;
  3. Недопустимое и необоснованное увеличение дебиторской задолженности.

Для моделирования процесса управления дебиторской задолженностью предприятия была разработана имитационная модель управления дебиторской задолженностью с целью решения практической задачи управления дебиторской задолженностью предприятия. Цель предлагаемой модели-экспериментально разобраться с существующими методами управления долгом, проверить гипотезу о реальных изменениях дебиторской задолженности предприятия, осуществить оперативное управление производственным процессом.

При описании предлагаемой модели используется несколько переменных, как показано в Таблице 1.

Таблица 1-переменные, используемые для описания модели управления долгом.

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Для достижения максимальной эффективности в управлении дебиторской задолженностью анализ проявления дебиторской задолженности должен проводиться не только по факторам, непосредственно влияющим на информацию, а следовательно, и на результаты анализа, но и самим предприятием.

Причины возникновения дебиторской задолженности

Управление дебиторской задолженностью-понимание того, почему вам не платят-начинается с понимания истинных причин неплатежей. Для удобства мы предлагаем разделить факторы, влияющие на ДЗ, на две группы - внешние и внутренние.

 

Поэтому внешние причины могут быть разными: экономическими, политическими, непредсказуемыми (форс-мажорными) и связанными со злым умыслом.

 

Меры по устранению ДЗ следует подбирать в зависимости от причины его возникновения. Поэтому, если вы имеете дело с рыночной монополией, которая обеспечивает большой процент поставок вашей компании, вам необходимо принять правила игры этого контрагента. Если причиной является злой умысел другой стороны, то лучше перейти на предоплату или отказаться от сотрудничества с ними.

Что касается внутренних причин (маршрут находится в самой компании), то они тоже могут быть разными.

Во-первых, нет никакой кредитной политики. Кредитная политика - это документ, который описывает правила игры в компании: кто допустит отсрочку, на каких условиях, что делать, если возникнут проблемы и т.д. Например, когда компания впервые выходит на рынок, ее кредитная политика может стать очень агрессивной. В условиях экономического кризиса риск возрастает, поэтому кредитная политика должна быть адекватна текущей ситуации на рынке: необходимость сократить срок просрочки, идеальный вариант " все работают на нашем рынке с задержкой в 20 дней " позиция не столь точна. Кредитная политика должна основываться на индивидуальных финансовых возможностях компании. Да, крупные игроки с большим оборотным капиталом все еще могут позволить себе работать на постоплатной основе. Однако малые предприятия обычно более мобильны и ориентированы на клиента, поэтому они могут приобретать клиентов другими способами. Преимущества привлечения клиентов возможны.

Положение об управлении ДЗ является еще одним важным документом в том случае, когда компания имеет дело с отсроченными платежами. Правило по существу гласит, что все возможные варианты ведения переговоров с клиентом оговорены, и задача менеджера состоит в том, чтобы шаг за шагом пройти через Арго и уточнить, какие действия предпринимаются. Кроме того, это правило позволяет руководству компании систематически контролировать работу торгового представителя.

К сожалению, у многих компаний нет этих документов, либо они заменяются тем, что раз в месяц на несколько дней снимается реклама директора или в таких случаях, как правило, в течение трех дней все суетятся, и в результате часть денег попадает на счет компании, а потом все возвращается на круги своя до следующего раза. как правило, это происходит в конце или начале месяца. Следует понимать, что если использовать такую "аварийную" схему для снижения ДЗ, то этот способ работы рано или поздно станет понятен контрагенту. В результате в течение этих трех "блокадных" дней она вам просто недоступна. Поэтому такая спонтанная работа не приносит нужного результата.

Следующий момент-отсутствие контроля над ДЗ. Контроль состоит из двух элементов: четкого документирования наличия просроченных ДЗ и ежедневной управленческой деятельности в контакте с менеджером по продажам. Существует множество способов контролировать и прогнозировать вашу дебиторскую задолженность. Мы не будем вдаваться в эти подробности, потому что компетентный финансовый чиновник должен быть знаком со всеми этими вещами. Что касается административного управления, то они также очевидны.

Отсутствие системы мотивации в компании, вероятно, является одной из главных причин появления DZ. Часто на предприятиях должника наказывают штрафом, то есть вычетом из зарплаты управляющего на определенную сумму. Но в то же время, если у управляющего нет дебиторской задолженности, это более эффективно и точно, но это естественно:ведь существуют штрафные санкции за просрочку, то есть компании будут платить за просрочку баланса.

Со стороны менеджеров существуют три основные причины возникновения дебиторской задолженности. Во-первых, отсутствие знаний о том, как погашать долги:отсутствие менеджеров, непонимание того, почему они вообще не платят, как вести переговоры с клиентом.

Второй аспект - это отсутствие возможности погасить долг. Наличие знаний и понимания того, что и когда нужно делать, не является гарантией успеха переговоров. Некоторые компании принимают людей с небольшим опытом работы или вообще без него, чтобы сэкономить на зарплате менеджеров. Руководитель отдела продаж или коммерческий директор обучает нового сотрудника в тот же день, после чего он выпускается в свободное плавание. Но, как правило, в переговорном процессе такой менеджер теряется. В результате работодатель оказывается в проигрыше. Поэтому недостаточно просто рассказать менеджеру обо всех правилах ведения переговоров.

Конечно, лучший способ справиться с этой задачей-это профессиональный тренер. При отсутствии материальных и временных ресурсов для этого учебный процесс может быть организован непосредственно внутри компании. Наличие знаний и навыков ведения переговоров с коммерческим директором (старшим менеджером отдела продаж) является внешним. Вот самый распространенный алгоритм для "обучения" менеджера: сначала проводится семинар, передается теория переговоров, ведутся переговоры, записываются на видеокамеру, затем запись анализируется поэтапно и анализируется, где она находится, что было сделано правильно, а что нет. Затем ситуация будет повторяться до тех пор, пока менеджер не выработает навыки ведения переговоров. В среднем это занимает от двух до трех недель.

В целом переговорный процесс можно разделить на три этапа. Первое-это подготовка. Для всех переговоров нужно быть осторожным, особенно если они направлены на обсуждение возникшей ДЗ (то есть они явно считаются проблемой).

Второй этап - собственно переговорный процесс-самый сложный. Для того чтобы менеджер чувствовал себя как рыба в воде, необходимо провести обучение.

Весь переговорный процесс строится на трех китах:

  • Управление темой (компетентные контрагенты стараются перенести разговор о просрочке платежа на другое время или меняют тему разговора более одного раза во время взаимодействия; менеджер должен уметь сохранить нужную тему разговора. Важно:не стоит соглашаться на перенос переговоров, потому что в следующий раз может просто не получиться);
  • Управление реакцией (во время переговоров менеджер должен четко контролировать реакцию оппонента, научиться управлять эмоциями клиента и вызывать необходимую реакцию. Если менеджер может заставить клиента почувствовать вину за то, что ему не платят, это поможет добиться положительного результата);
  • Управление результатами (умение подводить итоги. Если клиент контактирует и не отказывается от оплаты, то необходимо разработать новую платежную систему, соответствующую его реальным возможностям.

Третий этап переговорного процесса - это анализ переговоров(планирование следующих шагов по отношению к клиенту, что неправильно, что правильно). Все данные должны быть записаны на персональную карту клиента.

При таком комплексном подходе к переговорам можно обеспечить необходимые результаты для формирования профессионального продавца из менеджера.

Последний фактор, который вызывает просрочку, - это отсутствие желания у управляющего погасить задолженность. Проще говоря, такая ситуация возникает тогда, когда управляющий не воспринимает долги компании как свои собственные. В этом случае можно говорить об ухудшении лояльности менеджера к своей компании. Это связано с несбалансированной системой материальной и нематериальной мотивации, как правило, обусловленной недостатками в формировании корпоративной культуры.

Как видим, основная причина возникновения дебиторской задолженности кроется в знаниях, навыках и низкой лояльности сотрудников к компании. Если у менеджера есть реальный стимул работать без промедления, он знает, как это сделать, и он знает, как это сделать, поэтому он знает, как это сделать.

Классификация дебиторской задолженности

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, что обуславливает увеличение дебиторской задолженности предприятия. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, которое направлено на оптимизацию общего размера и своевременное взыскание долгов.

В современной экономической практике дебиторская задолженность подразделяется на следующие виды:

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятия занимают обязательства покупателей отгруженной продукции:

  • Дебиторская задолженность по товарам, работам, услугам, не подлежащим оплате-дебиторская задолженность по товарам, работам, услугам, не оплаченным в срок-дебиторская задолженность по полученным счетам-фактурам;
  • Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
  • Дебиторская задолженность по расчетам с работниками;
  • Прочие виды дебиторской задолженности.

В общей сумме дебиторской задолженности расчеты с клиентами составляют 80-90%. Таким образом, управление дебиторской задолженностью на предприятии базируется на том, что для эффективного управления этой дебиторской задолженностью, главным образом в связи с оптимизацией размера и обеспечением взыскания задолженности клиента по оплате реализованной продукции, предприятие имеет специальную финансовую политику по управлению дебиторской задолженностью (или свою кредитную политику для клиентов предприятия).

Вывод: политика управления претензиями является частью общей политики работы компании по управлению активами и маркетинговой политики, направленной на расширение объемов реализации продукции, и эта политика направлена на увеличение объемов продаж.

Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии

Как управлять дебиторской задолженностью

Современная практика финансового менеджмента предлагает 2 способа управления дебиторской задолженностью на предприятии:самостоятельное управление и аутсорсинг управления долгом.

При самостоятельном управлении долгами используются только ресурсы компании (трудовые, финансовые,технологические). Для этого организации могут создавать специализированные службы, такие как кредитные менеджеры, службы безопасности.

Аутсорсинг (внешнее управление) позволяет работать с долгами специализированных организаций. Преимущество аутсорсинга заключается в том, что компания может эффективно решать дорогостоящие или невыполнимые задачи, справляться самостоятельно из-за нехватки ресурсов.

Особенно это касается малого бизнеса, где только крупные участники рынка могут поддерживать и обеспечивать работу спецподразделений. Кроме того, профессиональный специалист аутсорсинговой компании гарантирует более профессиональное решение поставленных перед ним задач. Сегодня рыночная инфраструктура включает в себя широкий спектр пакетных услуг, требующих от компаний внешнего управления дебиторской задолженностью. Это могут быть узкоспециализированные услуги (например, сбор информации о контрагентах или взыскание долгов на основании уже состоявшегося судебного решения) или услуги.

Рынок аутсорсинговых услуг по дебиторской задолженности:

Услуги кредитного бюро

Кредитные бюро могут предоставить информацию о потенциальных должниках и контрагентах (покупателях, заказчиках). Сферой деятельности Бюро является сбор, анализ информации, формирование единой базы данных участников хозяйственного оборота. Клиент кредитного бюро несет ответственность за регистрацию и банковские данные организации, в которой он заинтересован, ее учредителей, участников, исполнительных менеджеров, финансистов и банкиров.

Страховые услуги

Страховая компания гарантирует кредиторам риск: кредитный риск-риск частичной или полной неуплаты товара должником, неполучения платежей от покупателя в срок.

Кредитные услуги

Банки и другие финансовые учреждения финансируют кредиторов, например, в форме займов для передачи прав на денежные требования.

Факторинг

Факторинговые услуги предоставляются специализированными агентствами (факторинговые компании, факторинговые компании) и банками. Факторинг дебиторской задолженности решает следующие задачи, включая оценку платежеспособности должника, управление своевременными платежами, покрытие кредитного риска, финансирование кредитора и консультирование: расширение рыночной доли компании; повышение ликвидности дебиторской задолженности; закрытие кассового разрыва; закрытие контрактного и налогового времени.

Юридические услуги

Юридическая фирма (в том числе в судах, арбитражных судах, на стадии исполнительного производства представляет интересы клиентов в других правоохранительных органах), право нарушения и право защиты интересов кредиторов.

Сбор средств

Коллекторская деятельность - это работа по взысканию крупных сумм однотипного, в основном бесспорного, долга. Коллекция стала особенно популярной в связи с оборотом бизнеса, а также распространением потребительского кредитования. Это системная программа по взысканию долгов, которая ставится на конвейер. В программе используются: работа и арбитраж (мягкий сбор), ордера, иски и исполнительное производство (жесткий сбор). Все эти методы направлены на результат-возврат денежных средств в кратчайшие сроки при минимальных затратах.

На самом деле значительное количество случаев погашения задолженности по кредиту происходит по инициативе должника в результате досудебной работы, проведенной коллектором. Или же должник возобновляет платеж сразу после разговора, встречи с коллектором или после получения документов из суда (исковое заявление, судебное заседание).

При отсутствии благих намерений по исполнению обязательств по кредитному договору взыскатель передает судебному приставу - исполнителю исполнительный лист судебного пристава-исполнителя, обыскивая как должника, так и его имущество, в результате чего интересы кредитора заполняются удержаниями из заработной платы до ареста арестованного имущества и до полного погашения долга.

Этапы и методы управления дебиторской задолженностью

Процесс управления дебиторской задолженностью можно разделить на пять этапов:

  1. Этапы предварительного расчета и анализа дебиторской задолженности.
  2. Этапы определения целей и задач дебиторской задолженности.
  3. Этапы определения способов управления дебиторской задолженностью.
  4. Стадия корректировки.
  5. Этап мониторинга и оценки достижения поставленной цели.

Первым этапом управления дебиторской задолженностью является анализ долга и прогнозирование его возврата. Производятся расчеты по расчетам с контрагентами, разрешаются разногласия, выявляется фактическая сумма задолженности. На этом этапе также можно прогнозировать изменение прибыли в связи с уменьшением дебиторской задолженности.

В целом взаимосвязь между прибылью и дебиторской задолженностью формируется так, как показано на Рис.1.

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Если величина дебиторской задолженности низкая, деятельность не поддерживается должным образом, исполнитель отказывается от приобретения товара у этой организации, соответственно, без доплаты, а прибыль является оптимальным значением дебиторской задолженности (Уровень 2), то прибыль будет максимальной и, как правило, от нее не требуется. Увеличение неоправданной дебиторской задолженности (Уровень 3) приводит к отвлечению средств от продаж, что, в свою очередь, приводит к снижению прибыли. Поэтому политика управления дебиторской задолженностью должна обеспечивать нахождение компромиссов между эффективностью деятельности и риском неоправданного увеличения дебиторской задолженности.

В целом предлагается, чтобы алгоритм прогнозирования изменения прибыли был представлен в следующем виде

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

где Дебиторская задолженность и меры ее снижения – изменение прибыли в зависимости от изменения дебиторской задолженности;

DZi – дебиторская задолженность, возвращенная в периоде i;

Ni – сумма неустойки, начисленная организацией контрагенту;

i – период.

Предлагаемая формула отражает прирост прибыли предприятия как общую сумму взыскания дебиторской задолженности организации и начисленных процентов за определенный отчетный период.

Дальнейший расчет коэффициента покрытия долга позволяет определить уровень ликвидности на данном этапе.

Последующее ранжирование должника по дате образования и размеру может определить порядок работы с конкретным должником.

Кроме того, обследование специалистов проводится в соответствии с порядком, приведенным в первой части исследования.

Можно ранжировать должников по таблице 2, должник 1 имеет максимальный долг, должник 2 имеет минимальный долг, далее в порядке убывания.

Таблица 2-ранжирование должников по сумме задолженности

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Такой метод ранжирования позволяет выявить тех должников, чьи долги считаются просроченными.

Также данный метод ранжирования дебиторской задолженности позволяет выявить те долги, в которых наблюдается необоснованный рост, отражающий динамику задолженности за отчетный период. Данный метод удобен для использования в крупных организациях, так как позволяет выявить крупнейших должников и провести комплекс мероприятий по погашению долгов.

Также предлагается ранжировать контрагентов по величине кредитного рейтинга в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3-значения кредитного рейтинга

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Двумя наиболее важными характеристиками кредитоспособности клиента являются платежная дисциплина и объем продаж (в денежном выражении) в предыдущем периоде. Эти характеристики исполнителя наиболее полно отражают сложившиеся деловые отношения, позволяющие определить финансовую дисциплину партнера, важность объема поставляемой продукции.

Во-первых, клиенты ранжируются по уровню оплаты обучения. Все, что оценивается как "D" или "E", не может быть ранжировано по объему продаж.Договоры с ними заключаются на условиях, которые учитываются руководством организации индивидуально для каждого контрагента.

Для компаний с рейтингом"А","В"и"С" рекомендуются следующие условия труда:

  • Рейтинг "с": сотрудничайте с такими компаниями только при наличии депозитов;
  • Рейтинг "в": обязательное описание системы штрафов и штрафных санкций в договоре и ее строгое выполнение;
  • Оценка "а": предоставление отсрочки платежа без применения санкций со стороны компании;

Максимально допустимая сумма товарного кредита и цена реализованного товара определяются исходя из рейтинга объема предложения. Например, для компании с рейтингом предложения "В" сумма кредита на продукт не должна превышать 50 млн рублей в год, отпускная цена устанавливается на 5% ниже нормы, а рейтинг "а" рассчитывается.

Это ранжирование полезно для повседневной деятельности по принятию оперативных решений.

Помимо этих методов, с точки зрения различных научных школ, компании должны использовать и другие методы, например, ранжировать дебиторскую задолженность по времени ее возникновения. Классификация включает следующие группы (В днях): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; преимущество этого метода ранжирования над 120 заключается в том, что он позволяет идентифицировать должников, чьи долги просрочены или считаются просроченными в ближайшем будущем.

Для предотвращения увеличения просроченной дебиторской задолженности в договор с исполнителем необходимо включить положение, которое налагает на должника дополнительные обязательства в виде штрафных санкций за нарушение условий договора.

В настоящее время наиболее применимы следующие виды штрафов: договорные, штрафные, альтернативные. Договорная неустойка устанавливается в тексте договора по соглашению сторон. В случае применения штрафных санкций кредитор вправе потребовать возмещения понесенных убытков в полном объеме и даже уплаты штрафа. Наконец, альтернативное наказание предусматривает право потерпевшего взыскать либо штраф, либо ущерб.

На этапе применения штрафов и штрафных санкций компаниям очень важно разработать шкалу штрафов, регламентирующую возможность их применения в каждом конкретном случае. Например, предлагается установить определенный размер штрафных санкций для организаций, которые ранжируются по значению кредитного рейтинга. Размер штрафа для каждой группы зависит от количества дней, в течение которых платеж будет задержан, в соответствии со следующей шкалой штрафов, приведенной в таблице 4:

Данная мера штрафных санкций устанавливает определенный размер штрафных санкций для каждого контрагента в зависимости от просрочки платежа.

Таблица 4-шкала штрафов %

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Неустойка рассчитывается в процентах от суточной просроченной суммы просроченного платежа(следовательно, по условиям договора, после того как контрагент отнесен к группе "С" ранжирования дебиторской задолженности по дате формирования платежа и сумме 30-60 дней, она рассчитывается как просрочка выполнения работ и оплаты, а следовательно, и сумма просроченной задолженности).

Для оптимизации применения штрафов на предприятиях предложена методика применения штрафных санкций, которая предусматривает последовательность процедур при работе с контрагентами.

Шаг 1 на этапе заключения договора с контрагентами принимается комплекс мер, которые необходимы для установления надежности и платежеспособности потенциального контрагента.

Шаг 2 на основании данных о надежности контрагента компании присваивается кредитный рейтинг от А до Е (рейтинг присваивается наиболее надежному).

Шаг 3. Нажмите на иконку. В зависимости от кредитного рейтинга, присвоенного контрагенту, в текст договора включается положение о применении штрафных санкций в случае задержки выполнения работ или поставки товаров, размер штрафных санкций определяется в соответствии с мерами штрафных санкций, приведенными в таблице 3.4. Так, например, для организации с кредитным рейтингом с, текст договора предусматривает штрафные санкции за несвоевременную оплату или выполнение работ, поставку следующих товаров:

  • За просрочку от 0 до 30 дней...- 0,02 в просроченной сумме за каждый день просрочки%;
  • Для задержек от 30 до 60 дней...- 0,03 просроченной суммы за каждый день просрочки%;
  • На 60-90 дней задержки...- 0,04 в просроченной сумме за каждый день просрочки%;
  • При наличии просрочки более чем на 90 дней-0,05 от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки%;

Ход текущей работы с подрядчиком, имеющаяся дебиторская задолженность постоянно контролируются на предмет нарушения условий исполнения обязательств.

Шаг 5. Нажмите кнопку "Добавить". В случае обнаружения просрочки платежа, выполнения работ или поставки товара с просроченной суммой начисляется штраф. Например, если контрагент кредитного рейтинга с задерживает поставку предоплаченного продукта на 1 000 000 рублей на 30 дней, то сумма штрафных санкций рассчитывается следующим образом:

1.000.000 * 0.02% * 30=6.000 рублей.

Шаг 6. Нажмите на иконку. Контрагенты уведомляются о наступлении штрафных санкций. В случае нарушения условий договора по истечении 60 дней неустойка будет пересчитана в соответствии с размером неустойки. Например, если тот же контрагент кредитного рейтинга с задерживает поставку предоплаченного продукта на 1 000 000 рублей на 60 дней, то сумма штрафа будет пересчитана следующим образом:

1.000.000 * 0.03% * 60=18.000 рублей.

Шаг 7 контрагент будет повторно уведомлен о наступлении штрафных санкций. В случае нарушения условий договора по истечении 90 дней неустойка будет пересчитана в соответствии с размером неустойки. Например, если один и тот же контрагент кредитного рейтинга с задерживает поставку предоплаченных продуктов на 1 000 000 рублей на 90 дней, то сумма штрафа будет пересчитана следующим образом:

1.000.000*0.04% * 90=36.000 рублей.

Точно так же штраф пересчитывается через 90 дней.

Шаг 8. Исковое заявление направляется контрагенту и представляет собой комплекс мер, направленных на досудебное урегулирование ситуации. Если должник отказывается погасить образовавшийся долг, иск направляется в Арбитражный суд, где взыскивается сумма основного долга и начисленного штрафа.

Помимо вышеуказанных штрафов, рекомендуется ввести персональную ответственность для должностных лиц, инициировавших заключение договоров с "ненадежными" контрагентами. Для этого необходимо скорректировать ответственность сотрудников организации в правилах управления дебиторской задолженностью. Упрощенный вариант этих правил приведен в таблице 5.

Регламентация функций подразделений и служб таких организаций позволяет выявить действия, которые необходимо предпринять для уменьшения дебиторской задолженности и установления персональной ответственности за необоснованное увеличение задолженности.

В рассматриваемой имитационной модели (Рис. 1) сумма дебиторской задолженности после наступления штрафных санкций увеличивается на определенную величину (Дельта) и принимает значение S.

Также на данном этапе необходимо проанализировать платежеспособность должника по поводу возможности взыскания дебиторской задолженности.

Анализ платежеспособности должен проводиться финансовыми службами совместно со службой экономической безопасности предприятия. Результаты этого анализа представлены в таблице 6, полученной на этапе ранжирования по дате начисления, разделенной на реальные нереальные долги.

Что касается долга, то реально для его взыскания необходимо осуществить полный комплекс мероприятий за 3 года, как это предусмотрено статьей 196 ГК РФ.

Таблица 5-правила управления дебиторской задолженностью организации

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Кроме того, на данном этапе, с помощью хорошо разработанной стандартной схемы, необходимо исследовать возможность ликвидации задолженности.

На этапе предварительного расчета и анализа упрощается деление долга и его ускорение, осуществляется мониторинг дебиторской задолженности и долгов на предмет возможности погашения с использованием стандартных схем.

Второй этап управления дебиторской задолженностью заключается в определении целей и задач управления дебиторской задолженностью. На основании анализа дебиторской задолженности, произведенного на начальном этапе, определяется задолженность конкретного должника (для целей расчета просроченной задолженностью считается более 3 месяцев с момента образования).

По просроченной задолженности в зависимости от размера установленных штрафных санкций рассчитывается сумма штрафа и определяется окончательная сумма задолженности.

Кроме того, согласно рисунку 3, принимается одна из стратегий его развития, в зависимости от того, к какой категории относятся долги конкретного должника: бухгалтерская стратегия, стратегия взыскания.

Учетная политика применяется к балансу обязательств и не требует агрессивных коллекторских действий. На данном этапе долг является нормальным результатом рыночных отношений. В такой ситуации сумма просроченной задолженности, включая просроченную задолженность, ничем не отличается от первоначальной задолженности.

Таблица 6 - Регистрация дебиторской задолженности, разделенной на реальную и нереальную для инкассации

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

Стратегии восстановления применяются к просроченным кредитам и требуют более агрессивных действий по их взысканию.

На данном этапе первоочередной задачей является минимизация разницы между суммой дебиторской задолженности по просроченным платежам и первоначальной суммой долга, то есть сокращение срока просрочки платежа.

Стратегия контроля за обращением взыскания применяется к отложенным требованиям и не требует никаких действий, кроме мониторинга финансового состояния партнера для погашения причитающейся суммы.

Третий этап заключается в определении способа управления дебиторской задолженностью на основе стратегии, выбранной на втором этапе. Если принята учетная стратегия, то разрабатывается наиболее удобный для компании способ оплаты - инкассация долгов наличными деньгами, реализация кредитного плана или трансфертная или факторная стратегия взыскания, а если долги просрочены, то помимо "удобного" способа оплаты (наличные деньги, кредитная схема), обмена долгов на акции должника, если введен мораторий, то следует контролировать возможность его взыскания.

В большинстве случаев все эти методы приведут к эффективным результатам, но на четвертом этапе корректировки "идеальные" условия для реальных рыночных отношений таковы, что помимо деятельности предприятия по взысканию дебиторской задолженности на облегчение долгового бремени могут влиять такие факторы, как политика государства в отношении финансово-экономических отношений, уровень взыскиваемой дебиторской задолженности будет соответственно увеличиваться или уменьшаться.

На пятом этапе анализ дебиторской задолженности проводится после реализации мероприятий по ее взысканию (S1). Если на данном этапе дебиторская задолженность равна нулю, то делается вывод о правильности принятых мер, и метод взыскания заносится в базу данных для дальнейшего применения в аналогичной ситуации.

Если на данном этапе дебиторская задолженность меньше меры взыскания, то задолженность частично взыскивается и возвращается на стадию определения способа управления дебиторской задолженностью, а метод окончательного деления задолженности равен сумме, причитающейся к взысканию.

Одним из важнейших этапов данной модели управления дебиторской задолженностью является определение метода учета дебиторской задолженности. На этом этапе руководство должно решить, как разделить долг, обоснованность которого зависит от конечного результата взыскания того или иного долга.

Взыскание любой дебиторской задолженности должно начинаться с учетом возможности ее погашения наиболее удобным способом.

Это самый выгодный способ оплаты, так как он обеспечивает полную оплату.

Желательно переходить к рассмотрению других способов оплаты только в том случае, если такой возможности нет. Эти способы оплаты предпочтительны ниже,и они не гарантируют оплату.

Если более чем одна сторона имеет мировое обязательство, то в результате исполнения договора с разным содержанием, как должник, так и кредитор связаны между собой, необходимо произвести зачет.

Сессионное соглашение также является эффективным и довольно распространенным способом примирения. Согласно этому договору, право требовать погашения долгов и других прав и обязанностей первоначального кредитора передается другой организации за соответствующую плату, а недостатком такого способа оплаты должника часто является то, что право требования уступается с дисконтом и предприятие не получает полной суммы, кроме того, одним из способов ликвидации дебиторской задолженности является прием дисконтных векселей в качестве платежей, приводящих к убыткам, но способных уменьшить дебиторскую задолженность.

Если ни один из вышеперечисленных способов взыскания дебиторской задолженности не принес результата, то его следует брать не самым выгодным, но необходимым.

Если взыскание долга невозможно, а срок исковой давности истек, то долг передается кредитору и должнику на анализ для списания в соответствии с действующим законодательством.

Согласно полученным выводам, представленная модель управления дебиторской задолженностью предприятия охватывает все этапы управленческого процесса и соответствует требованиям данного процесса. Данная модель акцентирует внимание на этапе выбора экономического решения и подходе к анализу дебиторской задолженности.

Практика управления дебиторской задолженностью на российских предприятиях и предприятиях.

По данным исследователей отечественного рынка финансового аутсорсинга, сегодня менее 20% компаний заказывают комплексное управление дебиторской задолженностью у сторонних организаций. Клиентами факторинговых компаний обычно являются поставщики торговых сетей (как правило, количество клиентов составляет более 10, после 20-90 дней безналичных расчетов сумма дебиторской задолженности, закрепленной за компанией-собственником на момент отгрузки, составляет 3-30 млн рублей в месяц). Факторинг наиболее распространен в таких сферах экономики, как продукты питания, потребительские товары, фармацевтика, алкоголь, полиграфия, упаковка, косметика, производство и дистрибуция парфюмерии. Обычно факторинговые компании работают над тремя вопросами: нехваткой средств, наращиванием продаж в кредит и страхованием рисков.

Большинство российских предпринимателей предпочитают самостоятельные решения этой проблемы. Непопулярность финансового аутсорсинга можно объяснить несколькими причинами, в частности отсутствием институционального развития отрасли. Становление промышленности началось после расширения потребления в стране, развития кредитования (в основном товаров и потребителей). Кроме того, нежелание российских компаний раскрывать конфиденциальную информацию о сделках с должниками существенно тормозит развитие факторинга. Ведь при факторинговом обслуживании клиенты получают все документы, отражающие договорные отношения с исполнителем, а наличие документа "третьи лица" для всех конкретных операций, для широкого осуществления неофициальных платежей, не приветствовалось в российском бизнесе.

Зачастую отечественные компании выпускают отдельные услуги (юридические, страховые, кредитные и окупаемые) для управления счетами, а не заказывают комплексные (факторинговые) услуги, популярность которых объясняется их большей доступностью и потребностью для малого бизнеса по сравнению с факторингом. Последнее является коммерчески оправданным и необходимым для крупных игроков, имеющих дело с большой клиентской базой.

Анализ практики управления дебиторской задолженностью группы компаний БТК

Информация о компании

Группа компаний " БТК " - крупнейший дистрибьютор бытовой, компьютерной и профессиональной электроники, успешно работающий на рынке с 1998 года.

  • БТК Россия имеет офисы и склады в Москве и Санкт-Петербурге.
  • Группа компаний БТК насчитывает более 350 сотрудников.
  • Более подробную информацию вы можете найти здесь.:
  • Потребительская электроника
  • Компьютерная электроника
  • Профессиональная электроника

БТК является официальным дистрибьютором более 100 мировых брендов электроники. Кроме того, компания имеет исключительные права на распространение продукции таких брендов, как:AIC, Akira, Erard, Izumi, Kinomatika, Philips (профессиональный ЖК-дисплей), Polaroid,Topower,Procable, Wexler и др.

Каталог продукции БТК содержит более 10 000 наименований, из которых 6000 наименований всегда имеются на складе компании.

Более 1500 компаний работают в Российской Федерации или БТК в качестве надежных деловых партнеров. Среди клиентов

Международные, Центрально-федеральные и региональные торговые сети;

Розничные и специализированные магазины;

оптовая торговая компания;

Системная интеграция;

Монтажные компании;

БТК - это современный складской комплекс класса "а", " Москва и Санкт-Петербург;

Более 15 000 квадратных метров складских площадей;

Температурный режим является оптимальным для хранения электроники;

Удобные подъездные пути;

Служба доставки.

К предприятиям группы БТК относятся транспортные компании, предоставляющие услуги по доставке оборудования в любую точку России.

Наша прибыль

БТК является лидером в дистрибуции многих сегментов рынка. В частности, компания владеет следующими акциями при ее продаже на российский рынок:

  • 52 для продуктов Yamaha%;
  • 21 для продуктов Pioneer%;
  • 18 продуктов Philips%;
  • 14 Все видео панель информацию %;
  • 8.47 всех плазменных телевизоров%;
  • 6,7% продукции Panasonic%;
  • 4,71% всех ЖК-телевизоров*.

Компания постоянно развивает свой бизнес и планирует выходить на новые рынки сбыта.

Мы обеспечиваем рынок продукцией современных технологий.

Это создает условия для взаимовыгодного сотрудничества партнеров с поставщиками и создает новые бизнес-возможности для развития прибыльного бизнеса.

Мы вносим свой вклад в технический прогресс общества и стремимся к успеху и процветанию нашей компании, партнеров и поставщиков.

Анализ дебиторской задолженности и факторов, влияющих на нее.

Состояние дебиторской задолженности, ее размер и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Чтобы улучшить финансовое положение организации, вам необходимо:

  • Контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу финансовой устойчивости организации и требует привлечения дополнительных источников денежных средств;
  • Мониторинг платежного статуса просроченной задолженности;
  • Эксклюзивная ориентация на увеличение количества клиентов для снижения риска неплатежей клиентам.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все расчеты между изготовителем и потребителем должны быть произведены в течение трех месяцев со дня фактического получения товара должником.

В общей структуре дебиторской задолженности ВТК доля просроченной задолженности составляет 35,5%. За год эта доля увеличилась на 5,6 процентных пункта или на 4,058 млн рублей. В результате компания не смогла добиться погашения части просроченной задолженности. В то же время следует отметить, что остаток дебиторской задолженности со сроком погашения более 3 месяцев увеличился на 2,270 тыс. рублей или на 18,8%.

Средний оборот дебиторской задолженности компании в 2007 году:

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

где ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности;

Вр – выручка от реализации;

ДЗ1, ДЗ2 – дебиторская задолженность предприятия на начало и конец анализируемого периода.

Таким образом, средняя оборачиваемость дебиторской задолженности в 2007 году составила 1,73 оборота (106969 / ((61352 + 63174) / 2).

 

В этом случае средний срок дебиторской задолженности составит 360 дней/1,73=209 дней. Принимая во внимание, что в 2006 году средний срок погашения дебиторской задолженности составлял 216 дней, можно сказать, что в 2007 году оборот дебиторской задолженности в ВТК ускорился, поэтому компания предлагала своим клиентам свои услуги.

Для более полного анализа дебиторской задолженности рассмотрим долю дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, оборотные активы, долю дебиторской задолженности (показатель "качество" дебиторской задолженности) и отношение к продажам.

Используйте следующую формулу:

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов:

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

где Удз – доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих запасов;

ДЗ – дебиторская задолженность;

АктТек – текущие активы;

доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности:

Дебиторская задолженность и меры ее снижения

где Усдз – удельный вес сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности;

ДЗсомн – сомнительная дебиторская задолженность;

ДЗ – дебиторская задолженность.

Доля сомнительной дебиторской задолженности характеризует «качество» дебиторской задолженности. Ее увеличение свидетельствует о снижении ликвидности.

Влияние дебиторской задолженности на финансовое положение ВТК

Дебиторская задолженность напрямую влияет на финансовое состояние предприятия. Это видно из следующих моментов:

  • Высокий объем дебиторской задолженности свидетельствует о расширении кредита, предоставленного заказчику организацией, введении просроченных платежей и кредитов в систему оплаты поставленного товара. В то же время увеличение дебиторской задолженности "замораживает" оборотные средства и снижает показатели абсолютной ликвидности предприятия за счет увеличения коэффициента"промежуточной" ликвидности;
  • Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и приводит к необходимости привлечения дополнительных источников денежных средств;
  • По сравнению с ростом кредиторской задолженности, которая имеет низкие темпы роста дебиторской задолженности, существует вероятность того, что краткосрочные обязательства могут быть не в состоянии быть быстро заполнены, поэтому активы, нарушающие ликвидность баланса, будут меньше;
  • Наличие просроченной дебиторской задолженности может привести к возможным ситуациям списания задолженности с целью снижения финансовых показателей деятельности организации и, как следствие, к убыткам;
  • Наличие резерва по сомнительным долгам, в частности рост, подрывает качество дебиторской задолженности и снижает ликвидность предприятия в связи с отменой снижения финансовых результатов деятельности организации, а следовательно, и возможность возникновения убытков.

Анализ дебиторской задолженности ВТК в 2007 году выявил ряд недостатков, которые могут оказать непосредственное влияние на финансовые результаты компании, в том числе:

  • Рост долгосрочной дебиторской задолженности в 2,2 раза;
  • Увеличение просроченной задолженности по кредитам на 4,058 тыс. рублей (5,6 процентных пункта);
  • Рост дебиторской задолженности со сроком погашения более 3 месяцев на 18,8% (на 2270 тыс. руб.);
  • Снижение качества дебиторской задолженности: увеличение общей дебиторской задолженности на 0,6 процентных пункта на 9% и, как следствие, ликвидности оборотных активов.

Таким образом, наличие сомнительной дебиторской задолженности в сумме 22408 тыс. руб., 5686 тыс. руб., уменьшает финансовый результат на 28094 тыс. руб., Если признается, что взыскание невозможно, поскольку эта сумма затем отражается в строке"прочие расходы" по форме 2 "Отчет о прибылях и убытках" и формирует отрицательный финансовый результат.

Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ВТК:

  • Постоянно следить за состоянием расчетов с клиентами, в частности, за состоянием отложенных долгов;
  • Разработать конкретную кредитную ситуацию должника, которая может включать: скидку покупателю в случае оплаты товара, полученного в течение 10 дней с момента получения товара;;
  • Ориентируйтесь на нескольких клиентов, чтобы снизить риск неплатежей одним или несколькими клиентами;
  • Отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
  • Проводить периодический анализ финансовой отчетности клиента в сравнении с данными предыдущих лет;
  • Составление своеобразного документа для покупателя, как существующего, так и потенциального;
  • Разработка эффективной политики дифференциации для сотрудничества с клиентами. Например, каждый покупатель может разработать свою собственную программу, предусматривающую скидки и задержки продуктов для каждой группы клиентов, которые могут быть разделены на группы по их жизненной надежности, финансовому состоянию и другим показателям с учетом своевременной оплаты приобретенных продуктов;
  • Реализация политики привлечения искренних клиентов для предоставления новых услуг. Например, предоставлять скидки на своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку до места спроса и т.д;
  • Проводить мероприятия, в том числе по привлечению органов власти к взысканию просроченных требований;

Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью и ее анализа вершенствование государственного контроля за дебиторской задолженностью:

  1. осуществлять регулярный мониторинг и контроль дебиторской задолженности общества, отслеживая при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
  2. следить за состоянием урегулирования просроченной задолженности;
  3. по возможности сосредоточьтесь на увеличении количества клиентов, чтобы снизить риск неплатежей со стороны клиентов-монополистов.

Для повышения эффективности мониторинга и анализа дебиторской задолженности бухгалтеру необходимо четко представлять себе состояние расчетов с различными дебиторами, своевременно выявлять просроченные долги, а также выявлять их.

В последнее время менеджеры используют любые средства для увеличения продаж. В условиях кризиса мы должны больше заботиться о безопасности компании, ее платежеспособности, поддерживать текущую ликвидность.

В этой ситуации сбор дебиторской задолженности по уже уплаченным НДС и налогу на прибыль будет являться приоритетным направлением. Бухгалтерам, финансистам и менеджерам компании необходимо научиться управлять долгами должников, чтобы не потерять полученную прибыль и не снизить риск финансовых потерь.

Дебиторская задолженность - это всегда проблема для компании. Однако в современных реалиях нередко даже старые и надежные партнеры оказываются не в состоянии (или не желают) оплачивать свои счета.

Чтобы минимизировать риски, связанные с дебиторской задолженностью, компания всегда должна держать ее под контролем. Однако превентивные меры (оценка подрядчиков, работа над ходом работ, страхование долгов и т. д.) не всегда позволяют обезопасить себя от "висячих" должников.

Заключение

Секрет его эффективности здесь кроется в его комплексном подходе. Таким образом, своевременно осуществляется мониторинг, анализ, сбор и своевременные меры по своевременному взысканию просроченной задолженности. Воздействие на должника может быть жестким или мягким: можно сразу подать иск, а можно и не давать ему такой бартер или кредит.

Работа с дебиторской задолженностью требует планирования и структурированного процесса для управления риском неоплаты. Необходимо рассмотреть меры по стимулированию и мотивации работников к достижению минимальных показателей задолженности.