Что можно было бы позаимствовать из законодательства о государственной службе этих государств?

Каждое общество вырабатывает собственное понимание функций государства в зависимости от социальных характеристик, национальной философии, менталитета и идеологии, верований и традиций. В то же время прослеживаются и общие черты обусловенные культурной и политической близостью.

Написать краткое эссе

В организационно-правовой структуре государственной службы и ее административно-правовой регламентации можно выделить следующие модели:

1. Романо-германская модель (карьерная).
2. Англосаксонская модель (позиционная).
3. Государственная служба стран исламской ориентации.
4. Трудовая модель.

"Карьерная" модель реализуется в таких странах как Франция, Германия и Япония. Основная ее черта - ориентация на "закрытость" карьеры и нематериальные льготы и гарантии на государственной службе (социальная защита государственных служащих, пенсионные гарантии, стабильность статуса).

Поступление на государственную службу происходит по конкурсному экзамену на основании принципа равенства всех кандидатов. Обязательными условиями при поступлении являются наличие базового образования и специальное предварительное обучение. Таким образом, государственная служба основана на карьерном росте, основным принципом которой является "посвящение себя службе государству".

Заработная плата определяется фиксированной сеткой оплаты труда и законодательно утвержденными окладами. Уровень оплаты зависит от должности, стажа и ранга государственного служащего. Помимо этих "недостатков", с распространенной в странах СНГ точки зрения, есть еще однаё которая угрожает развитию экономики и государства в целом - отсутствие межведомственной мобильности чиновников, что стало одной из наиболее острых проблем карьерной модели.

"Позиционная" модель реализуется в США, Великобритании и Канаде. Основной характеристикой модели является акцент на концепцию Нового государственного менеджмента (New public management) и систему оценки качества и результативности работы.

Поступление на государственную службу осуществляется на основании письменного экзамена общего типа. В то же время англо-саксонская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Вся система приема, обучения и продвижения по службе организована так, чтобы создать тип профессионального управленца, администратора широкого профиля (дженералиста).

Оплата труда зависит от тарифной сетки и дифференциации по результатам работы. В то же время, к примеру, британская Комиссия по делам гражданской службы следит за тем, чтобы установление окладов было конкурентоспособным с частным сектором.

Кроме того, в этих странах создана гибкая система премий и бонусов, основанных на методиках оценки госорганов и персонала.

Продвижение по служебной лестнице для большинства чиновников производится согласно принципам системы заслуг - отбору наилучших кандидатов на повышение в должности на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности.

Основным законодательным источником в "исламской модели" является Шариат, который рассматривается не только как сборник божественных установлений, но и как один из регуляторов служебного поведения. Основная характеристика регулирования деятельности чиновников в этой системе - ориентация на определение обязанностей служащих-верующих при некотором второстепенном значении признаваемых за гражданином социальных прерогатив.

Исламское право во многом носит "архаичный" характер, но в то же время оно оказалось способным гибко адаптироваться к нравственной эволюции и техническом прогрессу. Исследователи все чаще говорят об изменяющейся основе публичного мусульманского права. Это происходит путем осторожного использования религиозных обычаев в конкретных управленческих ситуациях, а также путем непосредственного вмешательства самих органов власти.

Трудовая модель государственной службы занимает особое положение среди прочих административно-правовых систем. Она является родственным романо-германской модели.

Государственная служба этих стран (КНР, Куба и т.д.) основывается на принципах партийности, номенклатуры, административной иерархии и централизма. Деятельность чиновников регламентирована партийными решениями, а административная деятельность носит несколько подчиненный, по сравнению с партийной деятельностью, характер.

Государственная служба во многих случаях приравнивается к общей трудовой деятельности. Таким образом, происходит отождествление правового положения государственных служащих и служащих (лиц наемного труда).

Кроме того, на фоне политических и экономических успехов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, выделяются еще две модели государственной службы:

  • Восточно-азиатская модель (элитная);
  • "Корпоративная" модель государственной службы.
Эссе управление персоналом на современном этапе
Деятельностный подход: А.Н.Леонтьев
Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе: оценка, прогнозы, рекомендации.
Статус и специфика специализированных наук о политике

Основной характерной особенностью "элитной" модели считается ориентация на высокую материальную мотивацию. Восточно-азиатская модель отмечена следующими основными характеристиками:

  • сформировано сильное государство с эффективным государственным аппаратом;
  • государственная служба находится под постоянным контролем общественности, а также считается почетной и престижной, так как стабильна и хорошо оплачивается;
  • государственный служащий, его знания, трудовые навыки и мотивация трудового поведения - решающий фактор, определяющий качество и уровень управленческой деятельности;
  • зарплата госслужащего пересматривается каждый год и состоит из базового оклада, надбавки за профессионализм и надбавки, учитывающей экономическое состояние страны.

При поступлении на государственную службу действует система конкурсного отбора. При отборе кандидатов на государственную службу акцент делается на работу с кадровым резервом через выявление перспективных учащихся, поощрение их учебы, предоставление стипендий для поступления в университеты и направление наиболее способных для обучения за рубеж.

При принятии решений о карьерном росте госслужащего основным критерием является эффективность работы, а не стаж.

При начислении зарплаты применяются рыночные методы. Зарплата соответствует рангу госслужащего и вычисляется согласно формуле, привязанной к средней зарплате успешно работающих в частном секторе лиц. Размер зарплаты также зависит от того, насколько хорошо работает экономика страны.

"Корпоративная" модель представляет собой реформированную англо-саксонскую модель. Характерными особенностями "корпоративной" модели можно считать полную ориентацию на рынок труда, отказ от четкого определения штатной численности госслужащих, внедрение принципов корпоративного управления.

Что можно было бы позаимствовать из законодательства о государственной службе этих государств?

Поступление на государственную службу является результатом жесткого конкурсного отбора по принципу "правильный человек на вакансию". Особенностью данной модели в Новой Зеландии является контрактная система трудовых отношений с государственными служащими. При поступлении на службу практически нет таких понятий, как "лимит штатной численности" и "реестр должностей". Первый руководитель государственного органа сам вправе решать, сколько нужно работников для достижения поставленной цели (проектная система работы).
В результате работа госорганов строится на рыночных принципах, в стране действует государственная служба с гибкой системой корпоративного управления и кадрового менеджмента.

Анализ международного опыта показал, что основой государственной службы демократических государств является меритократия - система, основанная на личных заслугах государственного служащего, включающая в себя такие элементы, как:

  • обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по госслужбе;
  • правовую и социальную защищенность государственных служащих;
  • равную оплату труда за выполнение равнозначной работы;
  • поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности;
  • постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.