Человек, культура и образование на современном этапе

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Взаимодействие школы и семьи в физическом воспитании учащихся
Профессии в области физической культуры и спорта: история, современность и перспективы
Новые парадигмы образования
Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы


Введение:

Проблема человеческого образования всегда является фундаментальной в обществе. Изменения в обществе неизменно влекут за собой изменение взглядов на содержание этой концепции. Сегодня, когда вопрос становления человека в культурной системе становится все более актуальным, имеет смысл рассмотреть взаимосвязь культуры и образования. Чтобы описать эту взаимосвязь, необходимо найти позицию, связанную с этими двумя системами, но не идентичную им. Такая позиция может быть психология, как наука о законах функционирования и развития психики. Образование можно рассматривать как результат, процесс, социальный институт или ценность.

Результатом образования человека должно стать проявление его индивидуальных качеств. Вы можете обозначить результат обучения как формирование индивидуальности.

Понятие индивидуальности требует ее раскрытия. Формирование индивидуальности основано на развитии личности через овладение уникальным жизненным опытом. В И. Слободчиков, продолжая традиции, заложенные Л.С. Выготский описывает развитие человека - как присвоение индивидом достижений предыдущих поколений. Объектом этого назначения является Культура. Понятие «культура» неоднозначно и имеет различные толкования. В этом аспекте мы хотим обозначить социальный характер культуры. Культура - это искусственная среда, развитие которой необходимо для включения субъекта в определенную социальную группу. Л.С. Выготский отметил роль обучения как процесса развития потенциала культуры у человека. Образование является внутренним необходимым и универсальным моментом развития у ребенка не естественных, а исторических особенностей человека.

Человеческое образование - это формирование личности через отражение образа культуры сознанием человека в результате культурообразующей деятельности.

Система образования - это социальный институт, который организует деятельность человека для создания образа культуры и развития личностных качеств на основе социально значимого культурного опыта.

Все вышеперечисленное предопределило выбор темы и определило ее актуальность. Цель данной работы: всесторонне изучить взаимоотношения человека, культуры и образования на современном этапе.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • изучить теоретические основы взаимоотношений человека, культуры и образования;
  • учитывать личность, культуру и глобальные проблемы нашего времени;
  • Изучить возрастную динамику развития человека в процессе обучения.

Методологической основой курсовой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет.

Работа состоит из: введения, двух глав (частей), заключения и списка использованных источников.

Теоретические основы взаимоотношений человека, культуры и образования

Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

Латинский термин «культура» означает культивирование, улучшение чего-либо. Соответственно и применительно к человеку это совершенствование, улучшение и формирование его образа.

При таком понимании культура является предпосылкой и результатом человеческого образования.

В процессе воспитания человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектура). Поскольку достижения познавательного характера составляют совокупность материального и духовного наследия человечества, то, поскольку разработка основных научных принципов является также приобретением культурных ценностей. В результате была сформулирована дидактическая концепция культуры - воспитание и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Сейчас« образование» тесно связано с концепцией культуры и в конечном итоге обозначает конкретный человеческий способ преобразования естественных склонностей и возможностей». 

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является творчеством. То есть это связано с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения учителя и представителей разных наций и национальностей, обучающихся в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнационального общения. Современное образовательное учреждение реализует принцип диалога культур (русский, европейский, американский, западный и восточный). Этот принцип реализован в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».

Как вы знаете, язык - это способ познания мира и средство общения. В то же время он действует как хранитель и представитель духовной культуры, которая передается из поколения в поколение, а также в учебных заведениях. Не случайно уровень культуры эпохи (и личности) определяется отношением к языку как к отдельной целостной культуре. Поэтому миссия образования заключается в формировании ответственного отношения у молодого поколения на родном и иностранных языках, в сохранении и обогащении исторических, научных и культурных ценностей. Образование - это процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных поколениями. Содержание образования черпается и пополняется из результатов культуры и науки, а также из человеческой жизни и практики. То есть образование является социокультурным явлением и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономика, политика, культура), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающий потенциал современного образования.

Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов для человека войти в мир науки и культуры. Именно в процессе обучения человек осваивает культурные ценности. Содержание образования извлекается и постоянно пополняется из культурного наследия разных стран и народов, из различных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из человеческой жизни и практики. Сегодняшний мир объединяет усилия в области образования, стремясь обучить гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому мировое сообщество предъявляет требования к формированию глобальной стратегии человеческого образования (независимо от места и страны проживания, типа и уровня образования)

Образование - это процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных поколениями.

Миссия образования заключается в воспитании среди молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог - это форма субъективного познания мира. Это имеет особое значение на этапе распознавания существенного, эвристического и творческого в предлагаемой образовательной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или университете, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Этот выбор определяет способ общения и стиль поведения, которые впоследствии проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого.

В то же время образование - это процесс передачи культурно сформированных моделей поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим становится все более заметной зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке проявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры является семья, причем первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самообразования, профессиональной деятельности и общения с окружающими. Однако именно в процессе обучения воспитанию человек приобретает социокультурные нормы, которые имеют историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем определяется социальный порядок. В свою очередь, содержание образования может быть ограничено стандартами региона, страны и всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и создания.

Образование как практика социализации и преемственности поколений. Образование проявляется как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В различных общественно-политических условиях (и в период реформ) образование выступает в качестве стабилизирующего фактора между новыми социальными идеями и идеалами предыдущих поколений, воплощенными в исторической традиции. Таким образом, образование позволяет сохранить процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и в то же время закрепить в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры для социального и культурного развития. Не случайно, что одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается при развитии различных форм человеческой деятельности (обучение, труд, общение, профессиональная деятельность, досуг). 

В контексте радикального изменения идеологических взглядов, социальных идей, идеалов и существования людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и помогает адаптировать человека к новым условиям жизни.

Человеческая жизнь - это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социокультурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и инновациями в области образования и воспитания человека воплощают отношения между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает состояние, тенденции и перспективы развития общества, воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы или улучшая его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется подготовкой поколения к самостоятельной жизни, а с другой - закладывает основу будущего общества и формирует образ человека в будущем.

Суть подготовки к самостоятельной жизни заключается в:

  • в формировании образа жизни, принятого в обществе;
  • в развитии различных форм жизни (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейной и бытовой);
  • в развитии духовного потенциала человека для творчества и творчества.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы культурно-исторического значения. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на работе, в семье и в общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно значение образования проявляется не только в переводе социального опыта во времени, но и в воспроизведении устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Образовательные системы - это социальные институты, которые целенаправленно готовят молодое поколение к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнить социальный порядок во всей образовательной системе страны.

Образование является механизмом формирования социальной и духовной жизни человека и индустрией массового духовного производства.

В образовательных и образовательных учреждениях сосредоточены высшие образцы социокультурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется важностью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех типов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

Образование как процесс передачи культурно сформированных моделей человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы культурно-исторического значения. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на работе, в семье и в общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно значение образования проявляется не только в переводе социального опыта во времени, но и в воспроизведении устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов определяет характер педагогических задач. Молодежь входит в духовную жизнь города или деревни через образование. Региональные образовательные системы учитывают образовательные потребности различных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга региональный компонент включает дисциплину «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана - «История и культура народов Кавказа». 

Образование - это социальный институт, через который передаются и воплощаются основные культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы - это социальные институты, которые целенаправленно готовят молодое поколение к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнить социальный порядок во всей образовательной системе страны.

Образовательные учреждения - это социальные учреждения, чья развивающаяся сеть, как система дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования, приобретает государственный статус системы образования в стране. В этом контексте учебные заведения включены в социальную практику. Их социальная функция заключается в предоставлении образовательных услуг населению страны. Реализация социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образования. Последнее становится существенной составляющей в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственная норма того или иного вида образования определяется государственным образовательным стандартом. Одним из основных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школ и вузов.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательный учебный план каждой школы или университета. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть представляет собой набор обязательных дисциплин для всех школ или университетов, вторая часть - факультативные дисциплины. На уровне Российской Федерации первая часть называется федеральной, а вторая - региональной составляющей. На уровне конкретного учебного заведения первая часть - обязательные учебные дисциплины для всех учащихся, вторая часть - предметы по выбору. Стандарт включает в себя обязательный набор требований для подготовки выпускника школы или университета.

Образование как система и процесс

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений различных типов и уровней.

Основными элементами образования как макросистемы, имеющей государственный статус, являются системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского образования.

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождаемый заявлением о достижении учащихся определенных государственных образовательных уровней - квалификаций.

Понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здания, в котором находится учебное заведение. Однако на протяжении всей долгой истории развития общества этот термин имел много значений по сей день. На латинском языке «школа» (школа) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозное и духовное происхождение, эта концепция изначально отражала объединение людей (учителей и учеников), вовлеченных в процесс вознесения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) интерпретируется как дом радости в процессе познания мира. В связи с этим в школе больше говорилось как об особом направлении или направлении в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т. д., Обладающем характерными свойствами, методами, приемами, представленными группой учеников и последователями ученого. или художник, близкий по творческим принципам, идеям или манере - например, Школа психологов Ананьева, Строгановское училище иконописи. Термин «школа» также характеризуется живописью, скульптурой города или целой страны, если их оригинальность выражена в определенных стилистических и хронологических границах - «Болонская школа» или «Фламандское искусство».

На протяжении веков специально организованные школы развивались и продолжают появляться, различаясь по своим принципам и определенной специфике, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны Школа Радости, Школа Вальдорфа, Школа Френе, Гуманитарная Школа, Математическая Школа, Музыкальная Школа, Школа Искусств, Спортивная Школа и Школа Экономики. , "Школа жизни" и др.

Точно так же содержание понятия «университет» (или латинское Alma Mater - мать) воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссия университета с древних времен состояла в том, чтобы обучить молодого человека совокупности всех видов знаний. С давних времен Альма Матер был рассадником мудрости, выполняя несколько задач: университет не только сохранял, искал и передавал научные знания в обществе, возвышал духовные и культурные ценности. Он также поднял интеллект ради высшей культуры. Исторически именно в университетах рождались новые знания, формировалась научная теория и формировалась та или иная парадигма понимания жизни, жизни растений и животных, пространства и человека. В настоящее время слово «университет», как и «школа», имеет общее культурное значение. (Достаточно вспомнить название книги М. Горького «Мои университеты».) И сегодня в России Гуманитарный университет, Классический университет, Педагогический университет, Технический университет, Технологический университет и Медицинский Университет известен. и другие, ассортимент которых постоянно обновляется. 

Человек, культура и глобальные проблемы нашего времени

В рамках деятельностного подхода культура рассматривается как способ организации и развития человеческой деятельности. Он представлен в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в человеческих отношениях с природой и между людьми.

Существует много разных видов культуры, отражающих разнообразие форм деятельности публичного человека. Единство мира культуры определяется его целостностью, оно выступает как целостное существо. Культура не существует вне ее живого носителя - человека.

Человек усваивает культуру через язык, образование, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, идеалы заложены в сознании индивида традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе социальной практики. Биологически человеку дается только тот организм, который имеет только определенные составляющие, потенциальные возможности. Осваивая нормы, обычаи, приемы и методы деятельности, существующие в обществе, человек осваивает и меняет культуру. Степень его вовлеченности в культуру определяет меру его социального развития.

Особое место в мире культуры занимают его моральные, этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах - дома, в семье, на работе, в науке, в политике. Нравственные принципы и нормы откладывают все, что имеет универсальное значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Существуют универсальные межличностные представления о добре и зле, а также групповые, исторически ограниченные представления о правилах и нормах межличностных отношений.

Первоначально мораль выражалась в том, как на самом деле вели себя люди, какие действия они позволяли себе и другим, как они оценивали эти действия с точки зрения их полезности для команды. Так возникла мораль - обычаи, которые имеют моральное значение, поддерживаются в обществе через моральные отношения или, наоборот, являются отступлениями от требований морали. На уровне повседневного поведения эти правила превращаются в привычки - действия и действия, реализация которых стала необходимостью. Привычки - это поведение, коренящееся в психике людей.

Сфера эстетического отношения к реальности всесторонняя. Такие ценности, как красота, красивый, гармоничный человек встречаются в природе и обществе. У каждого человека есть эстетический вкус, эстетическое восприятие и эстетический опыт, хотя степень развития и совершенства эстетической культуры варьируется от человека к человеку. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы образуют некую основу, которая объединяет социальный организм.

Культурные нормы - это определенные закономерности, правила поведения или действия. Они формируются и утверждаются уже в обычных знаниях общества. На этом уровне традиционные и даже подсознательные моменты играют важную роль в возникновении культурных норм. Обычаи и методы восприятия развивались на протяжении тысячелетий и передавались из поколения в поколение. В пересмотренной форме культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях и религиозных концепциях.

Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и обновления. Система традиций отражает целостность, устойчивость социального организма. Однако культура не может существовать без обновления; следовательно, творчество и перемены являются еще одной стороной развития общества. Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые можно было решить. Поэтому, столкнувшись с глобальными проблемами, он мог бы вновь преодолеть препятствия, возникшие к концу второго тысячелетия в ходе исторического процесса.

Понятие «глобальные проблемы нашего времени» широко используется с конца 60-х - начала 70-х годов. Глобальные XX в. - это проблемы универсального характера, то есть затрагивающие интересы как человечества в целом, так и каждого отдельного человека в разных частях планеты. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Их решение включает в себя объединение усилий подавляющего большинства государств и организаций на международном уровне, а их неурегулированность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества.

Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями. Во-первых, для их преодоления необходимы целенаправленные, согласованные действия и совместные усилия большинства населения мира. Во-вторых, глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы никем. В-четвертых, нерешенные глобальные проблемы могут привести в будущем к серьезным, даже непоправимым последствиям для всего человечества и его окружающей среды.

Все глобальные проблемы современности делятся на большие группы на три группы в зависимости от степени их серьезности и приоритета решения, а также от того, какие причинно-следственные связи существуют между ними в реальной жизни. Первая группа состоит из проблем, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они вытекают из отношений между разными государствами, и поэтому их называют международными.

Вот две наиболее значимые проблемы:

  1. ликвидация войны с обществом и поддержание справедливого мира;
  2. установление нового международного экономического порядка.

Вторая группа объединяет проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой и сырьем. Это также включает экологические проблемы, а также освоение океанов и космоса. Третья группа состоит из проблем, связанных с системой человеческого общества. Это демографическая проблема, проблемы здравоохранения и образования.

Одной из наиболее важных глобальных проблем является неконтролируемый рост населения, который создает перенаселение во многих штатах и ​​регионах. По мнению некоторых экспертов, мировые энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле всего лишь 1 миллиарду человек. В то же время за прошедшее тысячелетие население нашей планеты увеличилось в 15 раз и составляет почти 6 миллиардов человек. «Демографический взрыв» 20-го века был результатом стихийного, неравномерного социального развития и глубоких социальных противоречий. На развивающиеся страны приходится более 90% мирового прироста населения. В развитых странах, напротив, на фоне увеличения числа людей преклонного возраста наблюдается снижение рождаемости, что даже не обеспечивает простого воспроизводства населения.

Причины демографического взрыва тесно связаны с проблемой образования. Число неграмотных в абсолютном выражении продолжает расти. Наряду с этим растет функциональная неграмотность, в связи с тем, что уровень образования все большего числа людей не соответствует требованиям современного общества, в котором широко используются новейшие технологии и компьютерные технологии. 

Население и условия жизни, а также состояние окружающей среды тесно связаны с другой глобальной проблемой нашего времени. Существует прямая и косвенная связь между многими заболеваниями и техногенными изменениями в окружающей среде. В экономически развитых странах резко возросли сердечно-сосудистые и психические заболевания, возникли такие «болезни цивилизации», как рак и СПИД. В развивающихся странах эпидемические инфекционные заболевания также широко распространены.

Одной из причин массовых заболеваний и резкого сокращения продолжительности жизни является проблема питания. Хроническое недоедание и дисбаланс питательных веществ приводят к постоянному белковому голоду и дефициту витаминов, что проявляется в огромных масштабах среди жителей слаборазвитых стран. В результате в мире ежегодно от голода умирает несколько десятков миллионов человек.

Преодоление отсталости развивающихся стран и установление нового международного экономического порядка занимают особое место в системе глобальных проблем нашего времени. Здесь кроются мощные факторы дестабилизации всей системы налаженных международных отношений. В последнее время в условиях глобального роста валового внутреннего продукта огромный разрыв между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися странами значительно увеличился.

Еще одной глобальной проблемой является обеспечение человечества энергией и сырьем. Эти ресурсы составляют основу материального производства и по мере развития производительных сил играют все более важную роль в жизни человека. Они делятся на возобновляемые, которые могут быть восстановлены естественным или искусственным путем (гидроэнергетика, древесина, солнечная энергия) и невозобновляемыми, количество которых ограничено их природными запасами (нефть, уголь, природный газ, все виды руд и минералов). 

При нынешнем уровне потребления большинства невозобновляемых ресурсов человечеству хватит только на обозримое будущее, которое оценивается от нескольких десятков до нескольких сотен лет. Поэтому, наряду с развитием безотходных технологий, становится необходимым рационально использовать все те ресурсы, которые человечество уже использует.

Наиболее актуальной из всех существующих глобальных проблем является исключение войны из жизни общества и поддержание прочного мира на Земле. С созданием ядерного оружия, которое открыло реальную возможность уничтожения жизни на Земле в ее различных формах, и его первым применением в августе 1945 года, началась принципиально новая ядерная эра, повлекшая за собой радикальные изменения во всех сферах человеческой жизни. С этого момента не только отдельный человек, но и все человечество стало смертным. Вторая мировая война была последней возможностью для человечества выяснить свои отношения военными средствами, не ставя себя на грань самоуничтожения.

Фундаментальное преодоление глобальных проблем - чрезвычайно долгая и трудная задача. Многие исследователи связывают преодоление глобальных кризисов с формированием и укреплением новой этики в массовом сознании, с развитием культуры и ее гуманизацией. Первый шаг к преодолению общечеловеческих проблем связан с формированием нового мировоззрения, которое должно основываться на новом гуманизме, который включает в себя чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости, вытекающую из признания фундаментальных человеческих качеств. 

Возрастная динамика развития человека в процессе обучения

Этапы развития личности в процессе обучения

Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим типом активности, происходит в определенной ситуации социального развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и личности меняется.

Динамика перехода от одного возрастного периода к другому может быть резкой, критической и медленной, постепенной.

Развитие личности - это последовательность шагов, которые качественно отличаются друг от друга и имеют скачкообразный характер.

Э. Эриксон выделил 8 этапов, определяющих интегральный жизненный путь развития человека: младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6, 7 лет), подростковый возраст (7- 12 лет), молодежь (13-18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие), средний возраст (четвертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (после шестого десятилетия жизни). 

Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин):

  • конкретная ситуация социального развития или та конкретная форма отношений, в которую человек вступает с другими людьми в определенный период;
  • основной или ведущий вид деятельности;
  • основные психические новообразования (от отдельных психических процессов до черт личности).

Во всем мире студентов называют в соответствии с характером образовательной системы, в которой они учатся и воспитываются - это, прежде всего, школьники и студенты. Более подробные обозначения выполняются внутри этих предметов в соответствии с возрастом и уровнем подготовки.

Школьный возраст включает периоды младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста.

Младший школьник Этот возраст характеризуется готовностью к обучению. Прежде всего, это готовность к новым обязанностям и ответственность перед учителем и классом. Это не что иное, как результат воспитания и воспитания ребенка в семье и, возможно, в детском саду. В этом возрасте идет интенсивный процесс становления образовательной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития студента. Особое значение имеют широкие социальные мотивы в учебном процессе - долг, ответственность перед старшими (родители, члены семьи, учитель). Такое социальное окружение очень важно для успешного начала обучения. Когнитивный интерес у большинства детей этого возраста даже в конце начальной школы остается на низком или среднем низком уровне, хотя именно интерес представляет собой эмоциональный опыт познавательной потребности, который служит основой для внутренней мотивации образовательной деятельности в начало обучения. Узкопрофильные мотивы занимают большое место в мотивации - мотивация для благополучия, престижа и успеха. Часто преобладает мотивация избегания наказания, что проявляется примерно у 20% учащихся в классе русских школ. Это придает негативную окраску учебной деятельности.

Психическое развитие в этот период проходит следующие этапы:

  • усвоение действий по образцу, стандарту;
  • формирование системы действий в рамках данной модели;
  • переход к умственным действиям со свойствами вещей и их взаимоотношениями.

В этот период развиваются способности к речи, мышлению и восприятию. В образовательной деятельности учащегося начальной школы такие частные действия формируются как письмо, чтение, работа на компьютере, визуальная деятельность, а также начало дизайнерской и композиционной деятельности. Наиболее продуктивная деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества партнеров. Межличностные отношения в этом возрасте строятся в первую очередь на эмоциональной основе. Навыки межличностного общения, как правило, развиты слабо. Девочки в этом возрасте демонстрируют более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, большую гибкость, чем мальчики, способность устно демонстрировать социально приемлемые формы поведения, хотя есть больше «эгоистичных» девушек, чем мальчиков, которые менее адекватно оценивают свое реальное поведение.

Основными новообразованиями этого века являются произвольность памяти и внимания, внутренний план действий, отражение учебы, самосознание как предмет обучения, появление новой жизненной позиции - позиции ученика.

Подростковый возраст - это переход от детства к взрослой жизни, сопровождающийся появлением нового психического новообразования - чувства взрослости, отражения собственного поведения, стремления к будущему и недооценки настоящего. Этот процесс сопровождается рядом негативных проявлений, например, протестным характером поведения по отношению к взрослым. Но в то же время наблюдается рост самостоятельности, более разнообразные и содержательные отношения с детьми и взрослыми, сфера деятельности подростка значительно расширяется, он стремится к разнообразному общению со сверстниками. Он формирует коммуникативные навыки, осознанное отношение к себе как к члену общества.

Для этого возраста важен отход от прямого копирования оценок и мнений взрослых до самооценки - у подростка есть желание познать себя, сравнивая себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Общение приобретает особые знания, благодаря которым он активно осваивает нормы и стили поведения, критерии оценки себя и других людей. Важно для подростка и интимное общение со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола. Главная ценность - это система взаимоотношений со сверстниками, имитация сознательного или неосознанно следуемого «идеала». Для подростка характерна социальная активность и желание найти себя в себе и других, найти настоящего друга, избежать изоляции в классе, определить свое место в классе, пересмотреть свои способности, пренебречь запретами взрослых , склонность к сновидениям, требовательность к словам и делам, отсутствие адаптации к неудачам. Проблема авторитета взрослых у подростка снижается. Есть желание занять более высокую позицию в классе либо за счет повышения успеваемости, либо через проявление других качеств - физической силы и более быстрого роста по сравнению с другими, остроумие и т. д. Ускоряющиеся подростки, в отличие от подростков позднего возраста, чувствуют более уверенно относиться к сверстникам и обладать более благоприятным имиджем «я». Раннее физическое развитие, давая им преимущества в росте и половом развитии, помогает повысить престиж сверстников и уровень притязаний.

«Подростковый комплекс» - ярко выраженные психологические особенности подросткового возраста. Она включает в себя перепады настроения от безудержного веселья до уныния и наоборот без достаточных причин и т. д. Для подростка характерны категоричные высказывания и суждения, иногда сентиментальность сменяется удивительной черствостью и даже жестокостью, мучительной застенчивостью с чванством, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью и бравадой, борьбой с властями - с обожествлением идолов, чувственными фантазиями - с сухими философиями и т. д. Как правило, подростки эгоистичны и в то же время ни в каком другом последующем периоде своей жизни способны на преданность и самопожертвование. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубое и бесцеремонное, хотя сами они могут быть невероятно уязвимыми. Их настроение колеблется между лучезарным оптимизмом и мрачным пессимизмом.

Реакция эмансипации - это специфическая подростковая поведенческая реакция. Оно проявляется в желании освободиться от опеки, контроля, покровительства старших и связано с борьбой за независимость, за самоутверждение личности. Большинство подростков во всех странах Европы и США (70%) имеют проблемы и конфликты со своими родителями. Явный отказ от оценок взрослых, независимо от их правильности. В результате наблюдается явное стремление к интимному личному и спонтанному групповому общению со сверстниками, появлению неформальных групп и компаний. Агрессия, жестокость, повышенная тревога, изоляция и т. д. могут проявляться здесь.

Подросток проявляет повышенный интерес к своей внешности, желание соответствовать стандартам, принятым в его референтной среде. Он также хочет понять себя, понять свои чувства, настроения, мнения, отношения. Начинается установление круга интересов и появляется любопытство в вопросах морали, религии, мировоззрения и эстетики.

Подростковый возраст является наиболее уязвимым для возникновения различных нарушений и в то же время наиболее благоприятным для усвоения норм дружбы.

Школьная молодежь. В этот период происходят значительные изменения, которые характеризуют переход самосознания на качественно новый уровень. Главное психологическое приобретение молодежи - это раскрытие своего внутреннего мира. Он формирует целостную структуру самосознания. Это проявляется в стремлении быть самим собой, в осознании жизненных планов и перспектив, осознании уровня притязаний, в развитии личностных размышлений, в профессиональной ориентации. Мечты о будущем имеют решающее значение для его опыта. Юношеская самооценка отличается высокооптимистическим взглядом на себя и свои способности. Существует желание уверенности в общении со взрослыми и сверстниками референтной группы, и возможно даже самораскрытие. Для раннего подросткового возраста характерны идеализация дружбы и проявления эмоциональной близости со сверстниками противоположного пола. В то же время они стремятся защитить свой интимный мир чувств и отношений от бесцеремонного вторжения. Для этого возраста характерна первая любовь.

Расширение социальной среды взаимодействия, характерное для этого возраста, проявляется в стремлении юношей и девушек определить свое место в мире: выбор образа жизни, выбор профессиональной деятельности и референтных групп людей в обществе. Тем не менее, ведущая деятельность в этом возрасте является образовательной и профессиональной. Формируется готовность к профессиональному личному самоопределению. В связи с этим авторитет родителей и авторитетных взрослых возрастает.

Студенты - это возраст молодежи. Студенты - это особая социальная категория молодежи, организованная высшим учебным заведением. Студенты имеют высший образовательный уровень, социальную активность, довольно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Студент характеризуется профессиональной ориентацией на подготовку к выбранной будущей профессии и временем наиболее сложного структурирования человеческого интеллекта, которое очень индивидуально и разнообразно. Ведущими видами деятельности для студента являются профессиональная подготовка и исследования, с резким увеличением самостоятельной учебы, экономики и т. д. Как правило, приобретенные знания, навыки и умения уже предназначены для студента как средство будущей профессиональной деятельности. 

Время обучения в университете совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется формированием личностных качеств. Заметно укрепляются такие качества, как решительность, решительность, настойчивость, независимость, инициативность, самообладание, возрастают социальные и моральные мотивы поведения, интерес к нравственным проблемам - образ и смысл жизни, долг и ответственность, любовь и верность и т. д. растет.

Учеба в университете укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности, вселяет надежду на полноценную профессионально-творческую и интересную жизнь и деятельность.

Студенты гуманитарных специальностей характеризуются широким кругом познавательных интересов, эрудицией по многим проблемам культуры, истории, искусства, языка, имеют богатый словарный запас и высокий уровень развития речи, живут в мире «слов и образов». Будущие специалисты естественно-математического профиля и практико-ориентированных специальностей все чаще обращаются к абстракциям и оперируют объективным миром вещей. Весь набор современных студентов на основе их отношения к образованию в вузе и получению специальности делится на три группы. Первая группа состоит из студентов, которые ориентируются как на образование как на ценность, так и на профессию в процессе обучения в университете. Вторая группа состоит из бизнес-ориентированных студентов. Они не проявляют интереса к научным исследованиям как основанию для получения профессии и видят в образовании инструмент и средство для создания собственного бизнеса в будущем. Третья группа состоит из студентов, которых, с одной стороны, можно назвать нерешенными или озабоченными личными, повседневными проблемами, для которых проблема профессионального самоопределения еще не решена. Следующие группы студентов различаются по характеру отношения к учебе в вузе. Первая группа включает студентов, которые стремятся овладеть системой знаний, методами самостоятельной работы, а также приобрести профессиональные знания и навыки. Воспитательная деятельность для них - это путь к овладению выбранной профессией.

Вторая группа включает студентов, которые стремятся получить хорошие знания по всем учебным дисциплинам. Для них характерна страсть ко многим видам деятельности, которые могут привести к удовлетворению поверхностными знаниями. В третью группу входят студенты, имеющие ярко выраженный профессиональный интерес. Поэтому такие студенты целенаправленно и старательно приобретают знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Они читают дополнительную литературу, глубоко изучают только те предметы, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью. В четвертую группу входят студенты, которые хорошо учатся, но выборочно относятся к учебной программе и посещают лекции, семинары только по интересующим предметам с их точки зрения.

Профессиональные интересы таких студентов еще не укреплены. Пятая группа включает в себя бездельников и ленивых людей. Таким студентам безразлично учиться, они учатся в университете либо по настоянию родителей, либо чтобы не ходить на работу или не вступать в армию. 

Качество образования определяется:

  • степень соответствия целей и результатов обучения на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного учебного заведения;
  • соответствие между различными параметрами при оценке результата образования конкретного человека (качество знаний, степень формирования соответствующих навыков, развитие соответствующих творческих и индивидуальных способностей, личностных качеств и ценностных ориентаций);
  • степень соответствия теоретических знаний и навыков их практическому использованию в жизнедеятельности и профессиональной деятельности в процессе развития потребности человека в постоянном обновлении его знаний и навыков и их постоянном совершенствовании.

Качество образования зависит от многих факторов, в первую очередь, от качества педагогической деятельности учебного заведения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы, научно-методической, организационно-управленческой, финансовой, экономическая, техническая и кадровая поддержка. Качество высшего образования, наряду с вышесказанным, определяется еще одним важным фактором - научной школой, через которую студент проходил годы обучения в университете.

Поскольку цели конкретно указаны в образовательном стандарте, на практике в рамках конкретной образовательной системы (Россия, Германия или другие страны) или образовательной системы (детский сад, школа, университет) качество образования определяется мера освоения образовательного стандарта; в школе - школьный образовательный стандарт, в университете - образовательный стандарт в соответствии с профилем вуза и выбранной специальностью.

Виды обучения

Исторически, сообщество типов образования было обнаружено в странах Европы и Востока, Азии и Америки. Первым типом в древних обществах было мифологическое воспитание, развитие мира в виде сказок, эпопей, мифов, песен и т. д.

Исторически следующим типом было схоластическое образование, которое характеризуется культурой текста и вербальной природой познания земли и неба, воспитанием памяти и воли, овладением грамотой и риторикой, учением о сущности и значении человека. существование.

Третий исторический тип образования - просвещение - возник при появлении классификатора наук и искусств, при рождении светского регулярного образования. А с начала 20-го века в мире наблюдается процесс разнообразия образовательных парадигм, типов и типов образования.

Тип или тип современного образования определяется в первую очередь типом образовательной системы, в которой человек получает образование, и зависит от качества овладения этим набором видов человеческой деятельности, возможно, профессией, которая раскрывает специфику образовательной системы, поскольку а также качество усвоения культурных ценностей, достижения науки и техники. Это связано с тем, что все учебно-воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высочайшие примеры социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с этим понимают, прежде всего, домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование. 

В результате виды и формации различаются по разным причинам:

  • по типу и качеству развития научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и др .;
  • по типу доминирующего содержания образования - теоретические, прикладные, гуманитарные и естественные науки и т.д .;
  • по типу и навыку овладения человеческой деятельностью - музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское образование и др .;
  • по типу развития культурных ценностей - классическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание, религиозное воспитание и т. д .;
  • о масштабах развития культурных ценностей человеческого общества - национального, отечественного, европейского, международного, мирового образования и др .;
  • по типу образовательной системы - университетское, академическое, гимназическое образование и др .;
  • на имущественной основе - элитное и массовое образование;
  • по типу распространенности ориентации содержания образования - формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование и т.д .;
  • по уровню образования - начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.

Процесс самостоятельного поиска и приобретения человеком новых знаний и навыков вне специализированных образовательных систем называется самообразованием. Диатомовый Писарев однажды заметил: «Тот, кто дорожит мыслью, очень хорошо знает, что настоящее образование - это только самообразование и что оно начинается только с того момента, когда человек, навсегда попрощавшись со всеми школами, становится полноправным хозяином своего времени. и его исследования». 

Вывод:

Образование можно рассматривать как социокультурный феномен, объект практики и научных исследований, а также связующее звено в социальной практике.

С точки зрения практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного учебного заведения. Эта специфика проявляется в моделях образования, для образовательных целей, в содержании образования, формах, видах и качестве образования.

Цели и содержание как системообразующие образования любого вида и уровня определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и определяются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины.

Основной формой организации учебного процесса в школе является урок, в вузе - лекция и практический урок.

Плодотворность образования определяется степенью реализации целей и образовательного стандарта, а также типом, качеством и уровнем образования.

Наука, объектом которой является образование, выделяется в самостоятельном направлении - эдукологии.

Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в контексте определенной системы образования, человек на протяжении всей своей жизни включается в процесс самообразования.

Человеческое образование осуществляется непрерывно на протяжении всей его жизни. В процессе образования в сознании человека создается целостный образ культуры, и развивается личность - формирование индивидуальности человека. Обучение осуществляется через понимание опыта.

Особенностью системы образования как социального института является наличие организации и предполагает выделение определенного опыта из культурной среды. Образование обеспечивает формирование человека во всем многообразии связей.