Бюрократия в России: история и современность

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трансформация социально-классовой структуры в современном обществе
Утечка мозгов как процесс социальной мобильности: его причины и социальные последствия
Общее и особенное в развитии современного российского общества
Социально-демографическая ситуация в современной России


Введение:

Всемогущество бюрократии говорится, пишется и снимается. Это стало пословицей, его всемогущество уже само собой разумеющимся, это очевидно и больше не подлежит сомнению. Именно бюрократия неизменно представляет доминирующую силу, независимо от конкретной формы власти. Форма меняется, позиция бюрократии, которая играет роль автономного фильтра и тормоза политических изменений, порождаемых представительной демократией, остается непоколебимой. Имея в виду эту социальную структуру, Леон Блюм в 1936 году сказал, что Народный фронт может в лучшем случае остаться у власти, но ни в коем случае не иметь ее. Он понимал, что в условиях представительной и парламентской демократии власть находится в руках бюрократии, которая называется администрацией.

Тогда как на Западе бюрократия обеспечивала функционирование системы, независимой от политических и социальных условий, которая служила препятствием для кардинальных изменений, в России, напротив, она все больше отождествляла себя с политической властью, которая, тем не менее, обвиняла ее в Те же грехи и общественное мнение, нападая на бюрократию, критиковали режим и систему в целом. Как здорово В.А. Гиляровский сказал: «В России две беды, две беды в России. Ниже сила тьмы, а выше сила тьмы. Вечная проблема и порочный круг: определенные условия требуют определенной формы власти. Определенная форма власти формирует политическую культуру населения. Господствующая политическая культура и менталитет снова требуют определенной формы власти.

История бюрократии

Понятие «бюрократия» впервые появилось в 1745 году. Термин был придуман французским экономистом Винсентом де Гурном, во время его формирования слово имело уничижительное значение - оно подразумевало, что чиновники-чиновники взяли реальную власть от монарха (под монархия) или от народа (при демократии).

Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понять под этим рациональную работу учреждений, в которых каждый элемент работает максимально эффективно.

После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления множества ненужных документов и долгое ожидание решения) они начали говорить не о бюрократии, а о бюрократии, разделяющей эти два понятия. Если вначале понятие «бюрократия» использовалось только в связи с государственными органами, то теперь оно используется для определения любой крупной организации, которая имеет большой и обширный штат менеджеров.

Таким образом, бюрократия является административным аппаратом современного государства, равно как и любая организация или часть организации с чисто современными функциями.

В управлении бизнесом бюрократия - это рационализированные части компании.

Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей.

Наиболее важными из них являются:

  1. Специализация и разделение труда
  2. Вертикальная иерархия
  3. Деятельность каждого члена организации регулируется правилами.
  4. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли.

Однако эти принципы имеют не только положительные, но и отрицательные последствия.

Итак, ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления:

  1. Отчуждение от человека. Анонимность подхода к клиентам помогает поддерживать их равенство, но в то же время лишает людей их уникальности. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартный «случай» на столе чиновника.
  2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений часто, пройдя все необходимые случаи и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным.
  3. Инерция. Бюрократическая организация может уже функционировать независимо от своих ранее поставленных целей.

Бюрократия может быть сформирована несколькими способами:

  1. Бюрократическая структура растет вокруг видного лидера. Вебер определил этот метод как «рутину харизмы». Его смысл состоял в том, что группа людей, объединенных вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая видит своей целью внедрение идей и взглядов своего лидера в общество. Примером является бюрократизация большевистской партии, созданной В.И. Ленин.
  2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае он сознательно создается с самого начала для выполнения определенных целей и задач. Например, при создании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных менеджеров для управления компанией. Так формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.
  3. Источником бюрократической структуры является существующая бюрократическая организация, в то время как новая структура обычно отличается от существующих. Это происходит, когда возникает новая сфера деятельности и постепенно формируется новый отдел или отдел, который занимается этим.
  4. Источником создания бюрократии является своего рода «политическое предпринимательство».

Это происходит, когда группа людей, которые придерживаются определенных взглядов и совместно защищают их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Так образовалось большинство политических партий.

Таким образом, повсеместное развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить.

В этих условиях коррупция процветает.

Чтобы уменьшить негативные последствия бюрократизации управления, требуется система внешнего контроля за деятельностью чиновников - со стороны граждан (клиентов бюрократии) и / или менеджеров.

Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 веке, сами бюрократические структуры существовали задолго до этого.

Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где управление было профессиональным.

Бюрократизация правительства была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи. Имперский Китай считается ярким примером бюрократической власти в предбуржуазных обществах, где существовала система экзаменов для отбора кандидатов на пост чиновников, многоуровневая иерархия чиновников различных рангов и огромная власть чиновников-чиновников.

В современную эпоху принято говорить о бюрократии в «восточном» и «европейском» смысле.

Бюрократия восточного типа встроена в систему государственного управления и является ее неотъемлемой частью.

С помощью бюрократии правительство получает возможность контролировать все аспекты общества и постепенно ставит себя вне общества. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии родовым. В отличие от своего восточного коллеги, европейская бюрократия, хотя и связана с правительством, не является ее сущностью.

Зарождение и формирование бюрократического аппарата в России

Бюрократия является исторической категорией, в России она берет свое начало со времени формирования абсолютизма. Не каждого человека, вовлеченного в управление, можно назвать бюрократом, и не все институты являются бюрократическими. В России административный аппарат изначально имел ряд особенностей, которые консолидировались только от одного этапа к другому. Это связано с тем, что процесс государственного строительства, цивилизационного развития переходил от одной фазы к другой, несущей в себе общие черты суперцентрализации, и этот процесс еще не завершен. Чтобы понять специфику российской бюрократии, необходимо обратиться к истории.

Итак, первое, что у нас есть, это огромные пространства (где очень мало хороших земель) с разными соседями, суровыми и разными природными условиями и неизбежной разницей в менталитете конкретного племени. Говоря на одном языке, имея один корень, племена постепенно отделялись друг от друга. Заключая браки с соседними племенами, торговать и сражаться, они подвергались другой культуре и образу жизни. Да и строение новгородца совсем не похоже на строение рязанского пахаря. Собственно внутри славян начался процесс зарождения новых народов. Центробежные силы увеличиваются. Удаленность от центра в отсутствие дорог и четкая связь, остатки язычества только усилили процесс. Принятие христианства не могло немедленно остановить его, хотя православие оказалось главным условием и главным фактором будущего воссоединения и сохранения единого культурного, а затем и территориального пространства. Тогда только чрезвычайно централизованная власть и чрезвычайно жесткая власть могли обеспечить национальную независимость. Дмитрий Донской со своей победой на поле Куликов добивается передачи власти без ордынского ярлыка и только своему старшему сыну. Хитрый Иван Калита по измене служит праву самостоятельно собирать ясаки в Орду, и обеспечивает верховенство московских князей и сорок лет мира. Иван III, женившись на племяннице последнего римского императора, юридически закрепляет московский престол и побеждает Орду. В братоубийственной розни, в набегах и пожарах созрела идея одного короля. Простолюдин должен пахать и платить, а политика - это вопрос власти, и люди убеждены, что это правильно. Князья изменились, и политическая идеология была усилена.

Выделяясь среди воинов и знати, бояре, получив землю в наследственное владение, перестали нуждаться в обслуживании и зависели от князя. То есть начали уклоняться от обязанностей и ругать все, что возможно для вас. Борьба князей превращается в борьбу бояр за влияние на власть. Возникает новый класс обслуживания - знать.

В будущем (особенно в эпоху дворцовых переворотов) бюрократия укрепляет свои позиции. С 15-го века территория Российской империи невероятно выросла, что требует огромного бюрократического аппарата.

Местными руководящими органами были также посадники (губернаторы) в городах и поселках сельских муниципалитетов, а также их помощники. Вместо зарплаты за службу они имели право собирать «корма» у населения. Эта система управления была названа системой кормления. Именно такой способ удержания должностных лиц стал одной из предпосылок возникновения коррупционных правонарушений среди них, таких как злоупотребление властью, взяточничество и т. д.

Объективно кормление происходило из-за слабой связи между центром и регионами и элементарной нехватки средств в казне. Собственное серебро начали добывать только при Петре I, а медные деньги стоили ничтожно мало, и даже этого было недостаточно.

Помимо удаленности от центра, судебные функции выполнялись теми же лицами, которые были вовлечены в местное самоуправление. Поэтому для суда также характерны такие же пороки бюрократии - злоупотребление служебным положением и подкуп. Переверни Первым существенным признаком российской бюрократии является концентрация различных властных функций, которые неизбежно приводят к коррупции и изоляции.

В будущем развитие государственного аппарата шло в направлении совершенствования системы командования сверху донизу, вытесняя различные институты имущественного плана государственными бюрократическими институтами; в сфере обслуживающего их государства, вдоль пути количественного роста группы населения, единственным занятием которой была государственная служба. Определяющими чертами государственных учреждений являются прямое подчинение центрального правительства, наличие постоянного персонала и бюджет. С тех пор чиновники стали получать за свою работу различные виды зарплат - местные и денежные.

При Петре I чиновничество было укреплено как самостоятельная ветвь власти, поместье.

«Таблицы рангов всех рангов, военных, государственных и судебных, которые в каком классе и в одном и том же классе имеют преимущество при вступлении в ряды между собой, однако военные звания выше, чем у других, даже если они старше тех, кто в этом классе был предоставлен », опубликовано 24 января 1722 года. Этим документом Петр I полностью уничтожил следы и традиции древнего локализма, признавая право чести только на личные заслуги каждого.

Как и Петр I, Екатерина II, одновременно с борьбой против должностных лиц посредством уголовных наказаний, пыталась найти и создать общие условия, способствующие искоренению этих преступлений. Она предложила «заполнить места в суде достойными и честными людьми» и назначить их «на удобную еду с каждой удовлетворительной зарплатой», и она обратилась к чиновникам. Функции российских чиновников постепенно менялись, что выражалось в смещении акцента с простых функций управления и координации экономической деятельности на более сложные функции подавления народов и бюрократического контроля над населением.

Бюрократический аппарат в СССР

Административный аппарат СССР унаследовал основные черты бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, но сформировала в 1920–1930-х годах особый тип бюрократии - номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Штат менеджеров резко увеличился, что, впрочем, не способствовало повышению качества управления.

Октябрьская революция уничтожила в России все высшие и средние классы: капиталистическую буржуазию, помещиков, кулаков, купцов и, наконец, бюрократию. Эти классы исчезли с арены советского общества. Все, кроме бюрократии, поскольку вместо старой, царской бюрократии начала возникать новая бюрократия: партийная, советская, профсоюзная, экономическая, министерская. Бюрократия изначально была сформирована в советском обществе из авангарда пролетариата и бедного крестьянства (и частично из интеллигенции), т. е. из наиболее активной и враждебной по отношению к капитализму части трудящихся. Со всеми своими корнями он все еще был связан с трудящимися и не выделялся из них. В первое десятилетие существования Советского государства марксистско-ленинская идеология вмешивалась в его отделение, отделение от рабочих и создание независимого класса.

Быстрая формализация бюрократии в класс начинается с постэпистской сталинской экономической политики, ускоренной политики, проводимой принудительными, феодальными, полицейскими методами, всеобщей, тотальной коллективизацией крестьянства; политика, вредная для здоровья и жизни работников ускоренной индустриализации СССР; политика трансформации рыночной экономики в суперцентрализованную, плановую и плановую экономику.

Политика преобразования федеративного союза в унитарное государство, превратившее все народы и народы СССР в беспомощных подданных Советской империи. Бюрократия, ставшая правящим классом со времен И. Сталина, все чаще становится единственным политически и экономически привилегированным классом в СССР. Все те конституционные права, которые якобы наделены всеми советскими гражданами, а также гражданами других социалистических стран, фактически принадлежат только одному классу бюрократии.

Советские рабочие, формально равные бюрократии, практически лишены всех этих прав и являются бессильными гражданами бюрократии.

В то же время бюрократия вместе с И. Сталиным возглавила культурную революцию, которая, начавшись ранее как народная социалистическая культурная революция, была преобразована, выродилась в бюрократически-культурную революцию. Марксистско-ленинская концепция искажается, фальсифицируется, переворачивается с ног на голову, трансформируется из научной концепции (гипотезы) в идеологию, в догматическую систему, в атеистическую религию и адаптируется для сохранения и укрепления господства бюрократии.

После Сталина экономическое положение бюрократии довольно существенно изменилось. Уровень доходов бюрократии рос после Сталина в несколько раз быстрее, чем уровень жизни трудящихся.

Замечания Л.Д. очень показательны в характеристике степени власти бюрократического аппарата. Кучма, бывший президент Украины: «К 1980-м годам советская экономика стала закрытой, теневой и в конечном итоге - бюрократической - и, в то же время, значительная часть собственности, которая продолжала называться государственной, практически прекратила свое существование. чтобы быть так: многие из тех, кто был в партийных офисах и имел доступ к управлению и менеджменту, сделали все, чтобы стать собственниками - если не законными, но реальными, того, чем они распоряжались. Позже Советское государство уже не могло управлять всей своей собственностью».

Упадок советской государственной структуры власти сопровождался старением верхних слоев руководства. Если в начале советского периода большевистское руководство было относительно молодым, то Брежневское политбюро ЦК КПСС состояло из пожилых людей пенсионного возраста. Это было связано с отказом от ротации и тем, что персонал был выбран на основе личного знакомства и семейственности.

На фоне старения наверху молодые люди из низших звеньев бюрократической структуры, лишенные возможности карьерного роста, стремились к переменам. По мнению некоторых ученых, это во многом послужило толчком к началу перестройки.

Провал горбачевских реформ, который в конечном итоге привел к распаду Советского Союза, объясняется многими противоречивым характером его позиции. Количество чиновников при Горбачеве значительно возросло, составив 2 390 миллионов человек. В эпоху «правления» Ельцина в 90-х годах легли в основу современной структуры российских чиновников. В отличие от разгрома старой бюрократии в 1917 году, политические изменения в России в начале 90-х годов не сопровождались преследованиями членов номенклатуры. Некоторые исследователи считают, что советская номенклатура не исчезла, а лишь трансформировалась, мало изменив состав своих членов.

В этот момент верховная власть имела уникальный шанс для союза непосредственно с гражданским обществом, на основе которого в стране мог бы быть предпринят ряд далеко идущих мер, направленных на общее улучшение ситуации в стране, восстановление Принцип социальной справедливости и преодоления ее старого, но неизмеримого подкреплен рыночными реформами его недугов, вроде коррупции. Этот шанс, однако, не был реализован и, по-видимому, даже не обсуждался, и ставка была сделана на бюрократические методы построения «сильного государства».

Российская бюрократия характеризуется многими чертами, общими для всей бюрократии на планете. Эти особенности часто формулируются как законы Паркинсона, который, проанализировав английскую бюрократию, пришел к выводу, что число бюрократов имеет тенденцию к увеличению, что практически не зависит от фактически необходимой работы.

Сравнение российской и западной бюрократии

Как и все отношения между людьми, бюрократические тоже имеют свой национальный колорит.

Бюрократия на Западе также существует, и она даже сильнее и, что важнее всего, неприступна и безнаказанна, чем в России. Западный бюрократ знает свои права, он не подотчетен никому, кроме своего начальника - тот же бюрократ, он защищен адвокатом, своим профсоюзом, своим высоким положением в обществе, он не признает крестных отцов и братьев, он не принимает взятки, его «не бесят рассказы о большой семье». Фактически бюрократия - это буквально «власть писателей», то есть чиновников, которые строго и неукоснительно соблюдают требования инструкций, законов, актов и циркуляров. и так строго и строго, что это делает жизнь людей, ставших зависимыми от них, невыносимой.

Таким образом, бюрократия является характерным свойством демократии в западном стиле, общества, в котором доминируют газеты, а не люди, а точнее, люди, которые находятся под бумагами. Буржуазный тип демократии в прямом смысле слова, то есть власть писателей - чиновников, юристов, менеджеров, банкиров.

На Западе бюрократия обеспечивает функционирование системы, независимой от политических и социальных условий, что служит препятствием для кардинальных изменений, в то время как в России она все больше отождествляет себя с политической властью. и. Как только верховная власть теряет свой динамизм, свою политическую волю, бюрократия начинает активно вторгаться в политическое пространство верховной власти и превращать свою деятельность в отсутствие более высоких целей для своего же блага. В этом разительная разница между российской бюрократией и западной бюрократией в той роли, которую она играет в историческом развитии стран.

Вывод:

Бюрократия это хорошо или плохо? Сам аппарат управления - это инструмент, инструмент. Он так же полезен или вреден, как нож: вы можете резать хлеб или убивать человека. Официальность сыграла в истории России не только отрицательную роль: слаженная работа аппарата позволила контролировать колоссальную власть в те дни, когда посланники были самым быстрым способом общения. Казначейство России часто демонстрировало честность и замечательные способности справляться со сложными, масштабными задачами (особенно в военной сфере). Но вся беда в том, что интересы чиновника не совпадают с интересами частного лица и общества. Чиновник является частью огромного государственного аппарата, его частью, «винтиком», и живет по законам этого механизма. Поощрения и наказания в бюрократическом аппарате не так часто связаны с успешным (или неудачным) разрешением дел, с которыми заявитель пришел в государственное учреждение.