Бюджетный дефицит и государственный долг - взаимосвязь и проблемы управления

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 10.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять курсовую работу по ГОСТу:

 

Оформление курсовой работы по ГОСТ

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Социальная политика современной России
Занятость и безработица в рыночной экономике: структура и методы регулирования
Валютный рынок России
Инвестиционная активность и динамика инвестиций в США


Введение:

Важнейшим средством национального регулирования экономики является национальный бюджет (от англ. Budget-bag) - основное звено финансовой системы и основные финансовые категории. Совмещаем основные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории операций (налог, государственный кредит, государственные расходы).

Государственные бюджеты как экономическая категория характеризуют общие объективные финансовые отношения, возникающие в результате формирования, расходования и использования основных централизованных фондов государственных фондов.Все бюджетные отношения для формирования и использования национального бюджетного фонда являются концепцией национального бюджета. В противном случае государственный бюджет является частью интегрированного финансового плана страны, в котором есть счет. Потому что бюджетное предложение обсуждается и принимается Парламентом каждый год (в рыночной стране, национальном парламенте, государственном или городском совете).

Как только государство начало планировать доходы и расходы, возникла проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, чрезмерные расходы, превышающие расходы национального фонда, сегодня характерны для большинства развитых стран.

Чтобы признать объективность бюджетного дефицита в рыночной экономике, мы должны рассмотреть его как объективную экономическую категорию и изучить правила его развития. Поэтому в данной работе необходимо учитывать природу дефицита, его тип и теоретические вопросы о характеристиках дефицита Беларуси.

Существует множество причин возникновения дефицита бюджета, в том числе снижение общественного производства, чрезмерные затраты на реализацию принятых социальных программ, увеличение расходов на оборону и теневая экономика. Наблюдается рост, увеличение предельных издержек общественного производства и массовое производство «пустых» денег.

Финансирование с дефицитом долга создает государственный долг. Он определяется как долг государства перед национальным или иностранным юридическим и физическим лицом.

Бюджетный дефицит и государственный долг: понятие, сущность

Понятие и виды дефицита бюджета

Сердце всех государственных финансовых систем занимают государственные бюджеты. Это самый большой фонд, который правительство будет использовать для финансирования своей деятельности. Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих частей: доходов и расходов. Часть дохода указывает, откуда поступили деньги для финансирования деятельности государства, и какая часть общества направляет большую часть своих доходов на поддержание государства. Часть расходов показывает, как распределяются накопленные государством средства. Каждое правительство в своей деятельности стремится сделать доходную часть бюджета равной расходной части. Их ответ называется «баланс доходов». В процессе подготовки, утверждения и исполнения бюджета может существовать баланс между доходами и расходами, перерасходом средств по сравнению с доходами и дефицитом бюджета, перерасходом средств по сравнению с бюджетами по перерасходу средств.

На практике, в принципе, расходная сторона превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «дефицит бюджета».

Дефицит бюджета - это сумма расходов государственного бюджета, которая превышает доходы в конкретном году. Категория дефицита, дефицит бюджета, является производной от государственных бюджетов и представляет собой ситуацию, когда доход не покрывает все расходы из-за увеличения предельных социальных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Если государственные расходы обозначены буквой G, а налоги и другие расходы указаны буквой T, дефицит в абсолютном выражении представляет собой разницу G-T.

 

Типичный дефицит бюджета в Республике - это несоответствие плановых показателей на начало года и окончательных показателей на конец года. Это связано с устоявшейся практикой частой корректировки бюджетных законов.

Одним из основных вопросов в этой области является эффективность использования средств. Его основная часть заключается в оказании финансовой поддержки секторам и компаниям в странах, подверженных риску выживания, и не имеет реальной прибыли на бюджет. Кроме того, если воображаемый доход, записанный в бюджете, распределяется по статьям затрат, затраты должны быть сокращены во время исполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, снижению налогов, в том числе налогов, дисциплины и снижению доверия к государственным органам. Это очень важно, когда речь идет о финансировании дефицита бюджета из-за низкой инфляции.

Бюджетный дефицит и государственный долг - взаимосвязь и проблемы управления

В ситуации, когда работают рыночные отношения, трудно обеспечить фискальный баланс. Развитые страны, признавая объективность бюджетного дефицита, приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Чтобы признать эффективность бюджетного дефицита в рыночной экономике, необходимо рассмотреть его как объективную экономическую категорию и изучить правила его развития.

Бюджетный дефицит - это экономическая система, связанная с привлечением дополнительных доходов сверх доходов государства и расходованием их на расходы, не обеспеченные его собственным доходом.

Дефицит обусловлен государственным регулированием экономики и может отражать намерение правительства осуществлять масштабные инвестиции в развитие промышленности для постепенного изменения структуры общественного производства.

Однако в большинстве случаев дефицит отражает экономический кризис, плохие финансово-экономические показатели предприятия, нарушение экономических отношений, неэффективность налогообложения и т. д. В этом случае необходимы срочные меры правительства для стабилизации экономики, реформирования кредитной и финансовой систем и корректировки бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами является необычной ситуацией (война, стихийное бедствие и т. д.), когда бюджетных средств и резервов недостаточно, и необходимо найти дополнительные источники финансирования для покрытия чрезвычайных расходов. Является ли результат

Различные стратегии налогово-бюджетной политики направлены на устранение различных типов дефицита или профицита бюджета. Изменения в государственном бюджете могут происходить как при реализации дискреционной фискальной политики (структурный дефицит), основанной на поведении так называемой «встроенной стабилизации» экономики (циклический дефицит).

Периодический дефицит (профицит) государственного бюджета является результатом действия встроенного стабилизатора экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, который позволяет уменьшить амплитуду периодических колебаний уровня занятости и производства, не прибегая к частым изменениям в экономической политике. Такими стабилизаторами в развитых странах обычно являются прогрессивные налоги, схемы государственных трансфертов (включая страхование по безработице) и схемы распределения прибыли.

Структурный дефицит государственных бюджетов - это разница между расходами на полную занятость и бюджетными доходами. Периодические дефициты часто оцениваются как разница между размером фактического бюджетного дефицита и структурного дефицита. Оценки структурного дефицита используются главным образом в развитых странах, и периодические колебания, а не дискреционные меры правительства, в большей степени определяют размер дефицита бюджета.

При объяснении типов дефицита бюджета стоит упомянуть, что теоретически существует различие между активным и пассивным дефицитом. Первая - это результат снижения налогов при одновременном увеличении государственных расходов, а вторая - снижение государственных доходов в результате снижения экономической активности.

Экономическая литература имеет следующую концепцию:

Дефицит бюджета - это валовой дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Основным дефицитом (профицитом) государственного бюджета является разница между общим дефицитом и общим обслуживанием долга. Наличие первичного дефицита является фактором, который увеличивает долговое бремя.

Квазифинансовый (квазибюджетный) дефицит - это потенциальный дефицит государственного бюджета, который существует наряду с (официальным) дефицитом бюджета, измеряемым квазифинансовой (квазибюджетной) деятельностью государства.

Суббюджетные расходы включают, например, финансирование государственными предприятиями с чрезмерной занятостью в государственном секторе и выплату заработной платы по ставкам, превышающим рыночные, посредством банковских займов или накопления перекрестного долга. Централизованные кредиты предоставляются центральным банком на льготных условиях. Финансирование центральным банком расходов, связанных с государственным долгом, а также потерь от мер по стабилизации обменных курсов, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, покупка пшеницы, риса, кофе и т. д.). Рефинансирование в коммерческом банке для обработки «плохих кредитов» и рефинансирование через льготные процентные ставки в государственных программах сельского хозяйства, промышленности и жилья.

Таким образом, скрытый дефицит государственных бюджетов сильно недооценивает фактический дефицит бюджета и размер государственного долга.

Концепция регулирования дефицита бюджета

Первая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован каждый год. До Великого террора 1930-х годов сбалансированный бюджет каждый год считался желанной целью государственных финансов и денежно-кредитной политики. Тем не менее, более тщательное изучение этого вопроса показывает, что сбалансированный бюджет ежегодно устраняет или значительно снижает эффективность фискальной политики государства, которая в основном является рециркулирующей и стабильной. Хуже того, хорошо сбалансированный бюджет каждый год фактически увеличивает изменчивость бизнес-цикла. Например, предположим, что экономика сталкивается с длительной безработицей. Доходы населения снижаются. Налоговые поступления в бюджет автоматически снижаются.

Чтобы сбалансировать бюджеты, правительствам необходимо повысить налоги или сократить государственные расходы или использовать комбинацию этих двух мер. Однако результатом всех этих мер является дальнейшее сокращение совокупного спроса. Рассмотрим пример того, как желание сбалансировать бюджет каждый год стимулирует инфляцию. В условиях инфляции налоговые поступления автоматически увеличиваются из-за увеличения денежных доходов. Чтобы предотвратить неизбежное превышение доходов по расходам, правительствам необходимо снизить налоговые ставки, увеличить государственные расходы или использовать комбинацию этих двух мер. Очевидно, что последствия этих мер усиливают инфляционное давление в экономике. Ключевой вывод: годовые бюджеты не являются экономически нейтральными. Несмотря на этот и другие вопросы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки для сбалансирования годовых бюджетов.

Вторая концепция основана на том факте, что бюджеты должны быть сбалансированы во время экономического цикла, а не каждый год. Эта концепция предполагает, что правительство имеет антициклический эффект и в то же время уравновешивает бюджет. Однако в этом случае бюджет не должен корректироваться ежегодно. Достаточно иметь баланс в деловом цикле. Чтобы справиться с рецессией, правительство должно снизить налоги и увеличить государственные расходы, тем самым намеренно вызывая дефицит бюджета. Правительство будет повышать налоги и государственные расходы по мере продолжения инфляции.

В результате положительный бюджет может быть использован для покрытия государственного долга, возникающего во время рецессии. Таким образом, правительство проводит агрессивную антикоррупционную политику и балансирует свой бюджет одновременно, но в течение нескольких лет, а не на ежегодной основе. Однако, учитывая концепцию бюджета, возникает важная проблема. Он заключается в том, что глубина и длительность спада и подъема делового цикла не совпадают. Например, долгое и серьезное снижение может быть заменено краткосрочным восстановлением. Появление большого дефицита в рецессии в этом случае не покрывается небольшим положительным бюджетом в период процветания, что приводит к периодическому дефициту бюджета.

Третья концепция связана с так называемой концепцией функционального финансирования. Согласно этой идее балансирование бюджета осуществляется ежегодно или периодически - вторично. Первой фискальной целью является неинфляционная полная занятость, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Да, если достижение этой цели предполагает постоянный профицит или большой и растущий государственный долг. Согласно этой концепции, проблемы, связанные с дефицитом и профицитом государственного бюджета, менее важны, чем долгосрочные спады, и менее желательные альтернативы устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции являются основой денежно-кредитной политики, ориентированной на дефицит бюджета, и основаны на потенциале финансовой экономики страны.

Такие политики включают в себя:

  • Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках национального финансового потенциала.
  • Управление развитием дефицита бюджета и поиск источников компенсации.
  • Выделение бюджетных средств на мероприятия, которые оказывают значительное экономическое влияние.

Освоение этой политики позволит обществу найти оптимальный размер для дефицита бюджета. В конце 1980-х годов дефицит бюджета Франции составлял 9,6% ВВП, 11,6% в США, 14 в Германии, 15,6 в Японии, 25,6 в Бельгии, -25,2 в Италии и -35,2% в Греции. Однако, несмотря на привлекательность политики бюджетного дефицита, большой дефицит может иметь серьезные негативные последствия для экономически богатых стран.

Природа и тип государственного долга

Государственный долг - это сумма долга страны правительству этой страны или иностранного государства, частным лицам и другим правительствам. Он состоит из совокупного общего дефицита бюджета на определенную дату (за вычетом профицита бюджета) и суммы финансового долга перед иностранными кредиторами (за вычетом любого дефицита бюджета). В развитых странах государственный долг также определяется как общий непогашенный государственный долг. Увеличение государственного долга наблюдается почти во всех странах мира, главным образом из-за хронического дефицита бюджета. Поэтому государственный долг также можно определить как долг, накопленный правительством в результате заимствования денег для покрытия прошлых бюджетных дефицитов.

С традиционной точки зрения, государственное финансирование является фактором, который сокращает сбережения людей и сдерживает накопление капитала. Эта точка зрения разделяется большинством экономистов. Но есть и другая перспектива, называемая равенством Риккардо. Его проводит небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. С точки зрения Рикардо, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.

Как снижение налогов и дефицит бюджета влияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?

Сокращение налогов правительства через кредиты оказывает экономическое влияние во многих отношениях. Снижение налогов немедленно увеличивает потребительские расходы. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В краткосрочной перспективе рост потребительских расходов приведет к увеличению спроса на товары и услуги и, следовательно, к увеличению производства и занятости. Однако процентные ставки будут расти по мере усиления конкуренции среди инвесторов в связи с сокращением сбережений. Повышение процентных ставок сдерживает инвестиции и стимулирует потоки иностранного капитала. Обменный курс местной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведет к снижению конкурентоспособности отечественных компаний на мировых рынках.

В долгосрочной перспективе сокращение национальных сбережений из-за сокращения налогов приведет к сокращению совокупного капитала и увеличению внешнего долга. Следовательно, объем отечественной продукции будет уменьшаться, а доля внешнего долга будет увеличиваться. Трудно оценить конечный результат снижения налогов на экономическое благосостояние страны. В то время как инфляция, скорее всего, будет расти в одно и то же время, увеличение доходов и занятости улучшат жизнь современных поколений. Бремя последствий такого бюджетного дефицита лежит в основном на плечах будущих поколений. Они рождаются в странах с меньшим совокупным капиталом и большим внешним долгом.

Анализ Рикардо влияния фискальной политики на государственный долг основан на логике поведения потребителей с учетом будущих выгод. Какими будут последствия снижения налогов для потребителей, которые смотрят в будущее? Потребители, которые заботятся о будущем, понимают, что наличие государственного долга в настоящее время означает повышение налогов в будущем. Сокращение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не снижает самих налогов. Они просто перераспределяются со временем. Постоянный доход потребителя не увеличивается, и, как следствие, потребление не увеличивается.

Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребители полностью учитывают будущие события, будущие налоги будут равны текущим налогам. В результате долговое финансирование государственных расходов эквивалентно налоговому финансированию. Эта точка зрения, известная как равенство Рикардо, была названа в честь Давида Рикардо, известного экономиста 19-го века.

Вывод из равенства Рикардо состоит в том, что сокращение налогов на долги не меняет потребление. Домашние хозяйства контролируют рост располагаемого дохода для того, чтобы учесть будущие повышения налогов в связи с текущим снижением налоговых ставок. Это увеличение личных сбережений сопоставимо с сокращением государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Следовательно, снижение налогов не приводит к результатам, показанным в традиционном анализе.

Но логика анализа равенства Рикардо не означает, что изменение фискальной политики бесполезно. Изменения в государственных расходах, сейчас или в будущем, могут оказать существенное влияние на потребительские расходы. Например, предположим, что правительство сокращает налоги сегодня, поскольку правительство планирует сократить государственные закупки в будущем. Если потребители думают, что это снижение налогов не приведет к увеличению налога в будущем, они думают, что это лучше и увеличат стоимость потребления. Однако стимулирование потребления стимулирует не сокращение государственных налогов, а сокращение государственных расходов. Объявление о будущих сокращениях государственных расходов увеличит текущее потребление без изменения существующих налогов. Это говорит о том, что налог будет уменьшаться со временем.

Различают внутренний и внешний государственный долг:

  • Внутренний государственный долг - это сумма государственного долга перед корпорацией и физическим лицом. В развитых странах он определяется как общий объем неоплаченных государственных ценных бумаг.
  • Внешний государственный долг - это задолженность перед физическими лицами, корпорациями и правительствами других стран. В соответствии со статьей 1 Закона Республики «Внешний государственный долг Республики » внешний государственный долг представляет собой общую сумму основного долга перед Республикой и ее населением за иностранное финансирование в определенный момент времени.

Управление внешним государственным долгом Республики регулируется законами Республики от 22 апреля 1998 года «О внешнем государственном долге Республики » и Указом Президента Республики от 18 апреля 2006 года № 252 «Иностранные домохозяйства. «Утверждение кредитного регламента (Кредиты)» и белорусский закон «О белорусском бюджете на 2007 год» от 29 декабря 2006 года.

В соответствии со статьей 31 белорусского закона "Белорусский бюджет на 2007 год" максимальная сумма внешнего государственного долга Республики на конец 2007 года составляет 2 миллиарда долларов. Внешний долг Беларуси на 1 апреля 2007 года составлял 854,5 млн. Долларов США.

Показатель кредитного качества внешнего государственного долга (в соответствии со стандартами, рекомендованными МБРР) показывает, что относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

Внутренний долг вызван дефицитом бюджета, так называемым долгом. Поскольку государственные займы выдаются на различные периоды, государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) или долгосрочным (более пяти лет). Наибольшее бремя приходится на краткосрочные долги. Дата погашения очень рано, но проценты по таким кредитам очень высоки. Большинство экономистов утверждают, что увеличение внутреннего долга не может привести к банкротству государства. Кроме того, у штатов всегда есть возможность повысить налоги, собрать средства и финансировать путем рефинансирования.

Рассмотрим взаимосвязь между внутренним государственным долгом и дефицитом бюджета. Правительство рассматривает общий дефицит (BDt) в принципе, а не основной.

BDt = (G-T) + rD, (1)

Где D - государственный долг, а r - средняя реальная процентная ставка по государственному долгу.

В этом случае фактические значения принимаются во внимание. В условиях высокой инфляции номинальная стоимость долговых дефицитов преувеличена, и ее динамика может не соответствовать изменению фактических значений. Например, номинальный дефицит увеличивается, но когда инфляция начинает опережать рост номинального дефицита, реальный дефицит уменьшается.

Уравнение (1) показывает увеличение государственного долга в этом году. Может быть переписано как:

ΔD = (G-T) + rD. (2)

Сумма ∆D, которую государство должно найти в этом году, чтобы долг не увеличивался. Если в этом году будет профицит бюджета (T> G), государственный долг уменьшится.

Уравнение (2) показывает, что даже если бюджет будет сбалансированным в этом году (G = T), процентные платежи все равно придется производить, и государственный долг будет увеличиваться. Этого можно избежать, только если профицит больше, чем проценты по государственному долгу.

Т-G≥rD.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Бюджетные дефициты - это финансовые явления, которые не всегда указывают на свет экономики. Вам необходимо четко понимать, какие процессы происходят в самой финансовой системе и какие изменения в цикле обновления отражают дефицит бюджета.
  • Отсутствие дефицита бюджета не означает, что экономика конкретной страны является здоровой и динамичной. Однако все страны стремятся достичь сбалансированного бюджета или превысить максимальный бюджетный дефицит бюджета - 2-3%.
  • Существует прямая связь между дефицитом бюджета и государственным долгом, который является результатом дефицита государственного бюджета.

Анализ показателей, характеризующих финансовое положение республики на современном этапе развития

Развитие дефицита бюджета Беларуси

Вопрос о дефиците бюджета начал обсуждаться только в середине 1980-х, но к концу 1980-х годов. Дефицит утвержден законом о государственном бюджете.

Формально размер бюджетного дефицита определяется путем сравнения суммы доходов и расходов. Следует отметить, что динамика дефицита абсолютно неснижаема, так как объем ВВП и экономические условия значительно варьируются от года к году. Поэтому принято использовать относительные показатели для отражения степени дефицита бюджета.

Например, соответствие:

  • Дефицит бюджета и общие расходы (процент некомпенсации).
  • Дефицит бюджета и ВВП.

Республиканские бюджеты, региональные бюджеты и лимит дефицита бюджета Минска устанавливаются Законом о бюджете Республики на следующий финансовый год. Законопроект, созданный казначейством, представляется Конгрессу.

Максимальный дефицит республиканского бюджета устанавливается в абсолютном выражении (1 млрд. рублей) или в процентах от валового внутреннего продукта.

Сокращение сбережений в экономическом секторе, которое привело к резкому сокращению доходов бюджета, было обусловлено несколькими причинами, в частности экономическим дисбалансом и снижением эффективности производства. Рентабельность подразделения по производству материалов упала с 35,5% в 1970 году до 16,0% в 1986 году.

В то же время в условиях отставания легкой промышленности и агропромышленного комплекса рос дисбаланс в экономическом развитии, в основном сосредоточенный на производстве средств производства. Тяжелая промышленность ускорилась, а рост в сфере потребительских товаров замедлился. Производство для производства привело к экономическому дисбалансу. Как отмечалось выше, этот процесс поддерживался за счет увеличения субсидий из национального бюджета национальной экономике.

Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению финансовых выгод путем инвестирования государственных средств в развитие сектора материального производства. В период с 1970 по 1985 год объем субсидий увеличился в 4,2 раза, а государственный бюджет увеличился в 20,4 раза. Если 47,8% всех доходов бюджета от производства вернулось в 1965 году в форме финансирования национальной экономики, то в 1985 году это было уже 89,3%. Но даже эти меры не помешали национальной экономике стать менее эффективной. Такая ситуация была характерна не только для Советского Союза в целом, но и для Беларуси.

Середина 80-х. Ситуация возникла, когда большая часть доходов, полученных из сектора экономики, была возвращена в форме финансирования национальной экономики. Поэтому в 1985 году 90% общих доходов бюджета БССР по налогу с продаж с прибыли государственных предприятий и организаций и 90% налога с доходов кооперативов и государственных предприятий и организаций были направлены на развитие народного хозяйства. Однако в 1989 году процент дохода указывал -99,5.

Это означало, что почти все бюджетные ресурсы, полученные в виде базовых налогов от компаний в экономическом секторе, использовались для финансирования национальной экономики.

Учитывая, что эти налоги составляют около 70% от общих доходов бюджета Беларуси в 1989 году (без учета Государственного фонда социального страхования), остальные (социально-культурные мероприятия, государственное и административное обслуживание, другие мероприятия). Осталось только 30%, раскрывая суть остаточного принципа финансирования социальных расходов.

Ситуация усугублялась тем, что доходы от экспорта снизились из-за падения цен на мировом рынке экспорта топлива и энергетических групп. Антиалкогольные компании и реформы оптовых цен в 1982 году сократили доходы от налога с продаж.

Произошло снижение доходов из трех крупнейших источников доходов бюджета 1986-1988 гг .: налог с продаж, вычеты из прибыли государственных предприятий и внешнеэкономическая деятельность.

В 1984-1987 годах НДС упал на 8,3 миллиарда рублей. (102,7-944 млрд. руб.) В связи с продажей алкогольных напитков и пересмотром оптовых цен в отрасли в 1982 году. Считалось, что налог с продаж на некоторые продукты был снижен в качестве компенсации за более высокие оптовые цены.

В 1988 году вычет из прибыли государственных предприятий уменьшился по сравнению с 1987 годом и достиг уровня 1985 года. Это является результатом реструктуризации экономических механизмов, которые позволили компаниям удерживать большую часть своей прибыли для своих собственных целей. В 1987 году компании платили 46% прибыли в бюджет, по сравнению с 56% в 1985 году. Теоретически это привело бы к сокращению расходов государственного бюджета. Но на практике этого не произошло.

Выручка от внешнеэкономической деятельности за 1986-1988 гг. Сократилось 8,5 млрд р. Это связано с резким падением мировых цен на нефть и политикой по сокращению импорта товаров народного потребления для предотвращения торгового дефицита. Снижение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов.

Инвестиции в национальную экономику росли более быстрыми темпами. Их доля во всех бюджетных расходах увеличилась с 48,2% в 1970 году до 57,1% в 1987 году. Одним из основных факторов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское хозяйство. Например, в 1986 году общий рост инвестиций в национальную экономику был направлен в сельскохозяйственный сектор, а бюджетные расходы на развитие промышленности и строительства сократились.

На увеличение уровня финансирования в национальной экономике большое влияние оказал рост инвестиций.

В то же время меры по осуществлению социальной политики в Советском Союзе (повышение заработной платы, предоставление пенсий, пособий и социальных систем) требовали дополнительных затрат, которые не были подкреплены фактическими финансовыми ресурсами.

В результате с 1986 по 1989 гг. Общее увеличение доходов бюджета относительно уровня 1985 года составило 39 миллиардов рублей, при этом рост расходов составил 243 миллиарда рублей, а дефицит государственного бюджета увеличился почти в семь раз с 18 миллиардов рублей. 121 млрд р с 1985 года. По плану 1989 года. Запланированный дефицит в 1990 г. достиг 60 млрд руб. После распада Советского Союза становится очевидным, что приобрела практически рухнувшую постсоветскую экономику, несовершенную систему государственных финансов, которая включает ежегодно увеличивающийся дефицит бюджета.

В Республике дефицит бюджета начал планироваться в 1991 году. В 1991 году его размер был определен в 3,7 миллиарда рублей, что составило 11,6% от общей стоимости. Однако на практике бюджет 1991 года был исполнен со значительным профицитом (около 5% от общей суммы расходов). Причина заключалась в том, что республика прекратила перечислять в прежний союзный бюджет (Россия сделала это первой). Однако в будущем дефицит республиканского бюджета стал хроническим явлением (бюджетные расходы 1992–9,8%, 1999–14,4%, 2001–4,6%).

Со временем абсолютная величина дефицита бюджета увеличилась. Эти данные показывают увеличение абсолютной величины дефицита бюджета с 19,4 млн руб. 2771,5 млн р в 1992 году. В 2001 году в процентном отношении к доходам республиканского бюджета дефицит изменился с 10,8 в 1992 году до 4,8% в 2001 году, а расходы увеличились с 9,8 до 4,6% соответственно. Дефицит бюджета достиг пика между 1993 и 1994 годами. -17-18% доходов бюджета. В 1999 году он вырос почти до того же уровня. 16,9% доходов бюджета и 14,4% расходов.

В экономической литературе в этот период бюджет был спланирован с дефицитом, поскольку дефицит бюджета рассматривался как явление, не характерное для социалистической экономической системы.

В 2000 году дефицит бюджета составлял 55,4 миллиарда рублей, расходы и доходы государственного бюджета составляли 1,7%, а ВВП - 0,6%. Финансовый уровень бюджетной системы Беларуси в 2001 году существенно не изменился. Отношение доходов бюджета к валовому внутреннему продукту составило 34,5% по сравнению с 33,4% в 2000 году. Дефицит в основном покрывался за счет внутренних ресурсов. Таким образом, выручка достигла 323,2 млрд рублей (рост в 2,1 раза), а расходы - 347,1 млрд рублей (рост в 2,1 раза по сравнению с прошлым годом). Дефицит бюджета составил 247,8 млрд рублей (1,6% к ВВП).

Согласно «Белорусскому закону о бюджете», максимальный размер дефицита республиканского бюджета в 2005 году был установлен в размере 910 000 000,0 руб. Расчетная выручка в 2005 году составляет 18256916005,0 тыс. Руб., В том числе:

Текущие налоговые поступления -7164838955.0, Доходы от внешнеэкономической деятельности -1410105256.0, Доходы от капитала -13114550.0, Доходы в свободной экономической зоне -45900000.0, Доходы из бюджета республиканского бюджета -3367791342.0.

Планировалось потратить 19 166 916 005,0 тыс. руб.

Государственное управление и местное самоуправление -351424067.0, Международная деятельность-155253922.0, Национальная оборона-539601974.0, Наука-253018852.0, Промышленность-16017288.0, Сельское хозяйство-426424532.0 и т. д.

В 2006 году Закон о бюджете Республики предусматривал включение в республиканский бюджет 25 508 162 084 тысяч рублей. Рублей, которые превысили доходы в 2005 году на 7 251 246 079 тыс. Руб. Расходы, ожидаемые в 2006 году, составили 26 638 162 084 тыс. Рублей, превысив расходы в 2005 году на 7 471 242 079 тыс. Рублей. Максимальный дефицит республиканского бюджета в 2006 году установлен в размере 1 130 000 000 рублей.

Республиканский бюджет на 2007 год был утвержден с расходами 32 011 083 279,0 тыс. Руб., Исходя из прогнозируемой суммы поступлений в размере 30 611 083 279,0 тыс. Руб., Что на 13,7% выше фактического результата 2006 года. , Максимальный дефицит в республиканском бюджете установлен в размере 1 400 000 000 000 рублей.

С января по август 2007 года доходы республиканского бюджета (включая целевые бюджетные средства, включая Фонд социальной защиты и Фонд национального развития) достигли 22,8 трлн. рубля, или 71,2% от пересмотренного годового плана.

Расходы республиканского бюджета в январе-августе 2007 года составили 20,8 трлн. руб., или 61,4% годового плана.

По состоянию на 1 сентября 2007 года просроченные платежи по всем уровням бюджета составили 204,6 млрд. Рублей, что на 30,1 млрд. рублей меньше, чем в начале года.

В целом, в период с января по август 2007 года происходило ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты средств государственного целевого бюджета и средств фонда социального страхования были выполнены в соответствии с заявленными потребностями с учетом доходов, формирующих эти средства.

Профицит государственных финансовых ресурсов, накопленных в республиканском бюджете с января по август 2006 года, составил около 590 млрд. рублей, что связано с темпами роста доходов из целевого бюджетного фонда и фонда социального обеспечения по сравнению с понесенными расходами.

Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за тот же период в 2007 году достигло 2,0 трлн. Рубль обусловлен прежде всего инновационным финансированием увеличения доходов Фонда социального страхования и его расходов.

С января по июнь 2007 года консолидированный бюджет составлял 2 188,9 млрд. Рублей с учетом доходов Фонда социального страхования (далее - Фонд социального страхования) или 51,3% годового плана (аналогичный период предыдущего года - 50,3% года). План получил доход. Из них НДС, подоходный налог, акцизный налог и налог на прибыль составляют 37,8%. В то же время 18,1% всех доходов бюджета обеспечивается за счет НДС. Расходы по интегрированному бюджету профинансированы на 205,1933 рубля, что составляет 45,1% годового плана с учетом расходов Фонда социального страхования. Фактически это на 12,2% больше, чем в январе-июне 2006 года, а реальный доход вырос на 17%. Профицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года составил 180,8 млрд рублей, 4,3% ВВП (январь-июнь 2006 года, 2,2% ВВП).

Согласно данным анализа доходов, концентрация доходов консолидированного бюджета на ВВП в первой половине 2007 года составила 51,7%.

Расходы консолидированного бюджета за первое полугодие 2007 года профинансированы на 20,8933 рубля, в том числе расходы фонда социальной защиты населения - 4,81 трлн. Рублей. В то же время кредиторская задолженность по консолидированному бюджету составила 303,6 млрд рублей (257,1 млрд рублей в первом полугодии 2006 года). Соотношение кредиторской задолженности к текущим годовым расходам в консолидированном бюджете (без учета ФСЗН) уменьшилось с 1,1% в 1.07.2006 г. до 0,87% (0,2 п.п.) в 1.07.2007.

С января по июнь этого года определенные расходы в консолидированном бюджете существенно выросли на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года с точки зрения функциональной классификации, так что некоторые разделы Была разница в динамике. Наиболее заметное увеличение государственных расходов составило 43,2%, расходы на жилье и коммунальные услуги увеличились на 12%, а социальная политика увеличилась на 13,9%. Финансирование национальной экономики сократилось на 4,6% в реальном выражении.

В первом полугодии 2007 года по сравнению с первым полугодием 2006 года доля бюджетных расходов на поддержку национальной экономики снизилась на 2,9 процентных пункта, доля государственных расходов на социальную политику увеличилась на 0,4, а жилищно-коммунальные услуги - на 0,2 процентных пункта. точка.

Государственный долг

К началу XXI века финансовая система приобрела долг. За исключением некоторых стран-экспортеров нефти, у которых нет внешнего долга, в мире не осталось ни одного государства. Природа внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов - это возможность дополнительного финансирования национальной экономики. Внешние займы также являются источником неинфляции для компенсации дефицита бюджета.

Первой причиной формирования государственного долга является дефицит бюджета. Правительство полагается на нехватку средств из-за отсутствия денежных доходов.

Принято различать функции государственного долга.

Бухгалтерский учет, создание финансовой базы государства для выполнения его соответствующих финансовых обязательств и функций.

Стабилизация положительно влияет на долю макроэкономики (сохранение инфляции, стабилизация баланса внешней торговли, насыщение внутреннего рынка товарами, увеличение занятости, сокращение безработицы).

Формирование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему «доход-стоимость». До формирования долга и государственных расходов финансовые сбережения формируются в секторах домохозяйств и корпораций и при определенных условиях временно передаются государству. В определенные периоды увеличение государственного долга может компенсировать отсутствие совокупного спроса. И это поможет поддерживать приемлемые темпы экономического развития и стимулировать рост денежных доходов населения и экономических агентов.

Мы подчеркиваем следующие основные составляющие внутренних облигаций:

  • Кредиты, полученные правительством в центральном банке страны (дефицит).
  • Кредит, полученный правительством в коммерческом банке, за вычетом любых депозитов (таких как государственный валютный резерв).
  • Объем продаж государственных долговых сертификатов (ГКО, ГДО и др.), Распространяемых юридическими лицами.
  • Облигации внутренних государственных займов (рубли, валюты) распределены между физическими лицами.
  • Казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты государственных нужд (например, обеспечение страны энергией и погашение старого внешнего долга).
  • Просроченная задолженность государственных предприятий перед коммерческими банками - банкротство. Выполнять гарантии, ранее выданные правительством, и передать себе.
  • Депозиты населения Сбербанка (за вычетом полного кредитного портфеля) использовались для кредитования государственных предприятий.

Еще раз повторю, что основной причиной формирования внутренних облигаций является дефицит республиканского бюджета.

При более детальном анализе динамики государственного долга необходимо обратить внимание на следующее:

  • Снижение экономической эффективности национальной экономики.
  • Завышение государственных расходов («жизнь не по средствам»).
  • Неэффективная налоговая система в стране.
  • Отсутствие адекватных и доступных источников финансирования (особенно связанных с переходным периодом).

Важно отметить, что, как только произошло плохое качество обслуживания, государственный долг может продолжать расти. Эта ситуация возникает, когда текущие дефолты по начисленным процентам и основному долгу должны быть снова отнесены к государственному долгу, тем самым увеличивая общий долг правительства.

Появлению внешнего государственного долга предшествует, например, решение правительства получить внешние займы от международных финансовых институтов (МВФ, МБРР, ЕБРР и т. д.) для поддержки определенных проектов, стабилизации платежного баланса и т. д.

Обращаем внимание на то, что внешний государственный долг может создавать не только правительство. Это часто грехи против центрального банка страны и вынуждает их занимать иностранную валюту, чтобы стабилизировать обменный курс валюты страны.

В то же время, если государственные облигации начнут распространяться на иностранных финансовых рынках, накопление национального внешнего долга может произойти автоматически.

Эту ситуацию всегда следует наблюдать, если рост внешнего долга превышает дефицит текущего счета (торговый дефицит). Это означает, что иностранные средства, мобилизованные на внешних рынках, будут способствовать не только вывозу капитала из страны, но и накладным расходам правительства.

Последнее опасно, потому что оно быстро приспосабливается к непродуктивным расходам и отказывается очень неохотно. В конце внешнего кредитования бюджетный кризис резко обостряется, и непроизводительные расходы из государственных бюджетов не могут быть произвольно сокращены.

В нем подчеркивается, что счета, которые организации в некоторых странах должны выплачивать внешним партнерам (например, текущая поставка продукции, кредиты наличными, банковские кредиты, процентные платежи), не применяются к внешним облигациям. Однако в контексте торгового дефицита дополнительные фискальные проблемы страны по-прежнему растут. Например, под давлением кредиторской задолженности субъектов государственной банковской системы дефицит иностранной валюты увеличивается. Правительство решило, получать ли кредиты в национальной валюте по мере необходимости. Рост спроса и отсутствие валютных резервов привели к снижению национальных обменных курсов, удорожанию иностранных валют и увеличению государственных расходов.

Напротив, в контексте завышенных обменных курсов национальных валют всегда ожидается увеличение импорта и сокращение экспорта. Высокие ожидания относительно предстоящей девальвации ускорят все виды валютных спекуляций.

Не только важно, что государство должно полагаться на внешние источники в своей деятельности из-за отсутствия внутренних источников. Прежде всего, меняющаяся национально-экономическая ситуация управления не оставляет сегодня равнодушным внешний мир.

Снижение внутреннего производства и последующее снижение экспорта приведет к ухудшению торгового баланса страны. Первоначально это уменьшило бы валютные резервы в банковской системе страны, а затем увеличило бы внешний долг страны. Погашение внешнего долга приведет к повышению процентных ставок, что подтолкнет частные инвестиции и снова будет препятствовать развитию национального производства. Повышение процентных ставок является привлекательным для притока иностранного капитала, который увеличивает внешний долг страны и имеет последующие последствия.

По международным стандартам, у Беларуси небольшой внешний долг. Например, согласно данным Всемирного банка в 1993 году, отношение внешнего долга к ВВП в республике составляло 4%, а в странах с переходной экономикой и развивающихся странах только часть бывшего Советского Союза имела значение, сопоставимое с этим показателем. Азербайджан -1%, Латвия -4%, Эстония -4%, Литва -5%, Туркменистан -5%, Узбекистан -5%, Молдова -6%, -6%, Кыргызстан -7%, Армения -7 %, Казахстан - 7%. К 1998 году только имела отношение внешнего долга к ВВП на уровне 5%. Этот показатель для большинства стран транзита растет очень быстро (в упомянутых странах Азербайджан -18%, Латвия -12%, Эстония -15%, Литва -19%, Туркменистан -88%, Узбекистан-16 %, Молдова -63%, -30%, Кыргызстан -69%, Армения -42%, Казахстан -26%). Рост внешнего долга в отдельных государствах очень быстрый, и Всемирный банк и Международный валютный фонд в настоящее время присоединяются к Армении, Грузии, Кыргызстану, Молдове и Таджикистану в рамках глобальной инициативы по сокращению долгового бремени беднейших стран мира. Мы изучаем возможности. У республики, похоже, нет проблем с долгами.

Тем не менее, официально незначительный внешний долг республики (по сравнению с примерно 80-1000 долларов США на душу населения в России) потребовал значительных усилий в сфере национального обслуживания и погашения в течение более года. Независимая Белорусская республика не направляла за границу международные потоки капитала. С 1992 года мы начали активно использовать зарубежные источники финансирования. В частности, отметим, что в отличие от России, которая взяла на себя полную ответственность за долги бывшего Советского Союза, создала собственный долг.

Закон о бюджете Республики от 2005 года предусматривает включение 218 778 159,0 рублей для погашения государственного долга, 168 026 990,0 рублей для погашения внутреннего долга и 50 751 169 для погашения внешнего долга. В 2006 году сумма, предусмотренная в законе «О бюджете» о погашении государственного долга, увеличилась на 49 393 093,0 руб. 268 171 достигло 272,0 руб.

Белорусский закон «О бюджете» 2007 года планирует выделить 381 802 863,0 руб., Из которых 276 470 463,0 руб. На погашение государственного долга. Оплата внутренних облигаций. 105332 400,0 руб. Погашение внешнего государственного долга.

Как видите, объем государственного долга за последние три года увеличился. Сумма, направленная на погашение государственного долга, в 2007 году увеличилась на 163 124 704,0 руб. По сравнению с 2005 годом.

Сумма внешнего государственного долга от 50 751 169,0 руб. В 2005 году он увеличился до 105 332 400,0 руб. 2007. Внешний долг является более тяжелым бременем для страны, поскольку внешний долг усиливает экономическую и политическую зависимость страны и снижает ее кредитный рейтинг (доверие к бизнесу).

Уже в первом квартале общий внешний долг увеличился на 15% и превысил 8 млрд долларов. Соотношение внешнего долга к ВВП составляет около 200%. Однако для этого показателя нет общепринятых ограничений. Например, Всемирный банк рекомендует, чтобы коэффициент не превышал 50%. Европейский Союз уделяет пристальное внимание увеличению долга более чем на 60% ВВП. Тем не менее, многие страны опережают эти показатели, и на рынке форекс нет никаких трудностей.

Стабильности финансовой системы страны также угрожают изменения в условиях внешней торговли и погашение внешнего долга. После финансовых потрясений в конце прошлого века многие страны не смогли погасить свой внешний государственный и корпоративный долг, что потребовало введения таких стандартов. Соответственно, валютные резервы страны должны покрывать три месяца импорта и выплаты по государственному и частному долгу за этот год.

Учитывая выплаты по этому стандарту, резервов Беларуси недостаточно. По данным Национального банка, по состоянию на 1 апреля 2007 года краткосрочный государственный и корпоративный долг составлял 5,7 миллиарда долларов, а долгосрочный - 2,4 миллиарда долларов. Это означает выплату процентов по долгам на сумму около 7 миллиардов долларов в течение одного года. На эту сумму должен быть увеличен минимальный размер валютного резерва, который обеспечивает желаемую безопасность для финансовой системы Беларуси. Другими словами, потребность страны в иностранной валюте составляет 13-19 миллиардов долларов США. В этом году крупные банки страны резко увеличили свои резервы, и новый план этого года был завершен к 1 августа. На эту дату резервы достигли 386 миллионов долларов.

Причины возникновения задолженности государства и основные пути ее покрытия

Причина отсутствия бюджета

При измерении суммы дефицита бюджета необходимо реагировать на инфляцию. Чем выше уровень инфляции, тем ниже реальная процентная ставка, используемая для погашения государственного долга. В условиях инфляции правительствам легче выполнять свои бюджеты. По мере роста цены налоговая база расширяется, а планируемые расходы сокращаются.

Коррекция инфляции при сохранении положительных процентных ставок, используемых для обслуживания государственного долга, может привести к переоценке дефицита бюджета.

Первоначально нет недостатка в местном бюджете. Таким образом, чем больше расходы местного бюджета превышают доходы, тем больше может быть дефицит республиканского бюджета. Следует иметь в виду, что местные бюджеты традиционно стремятся получить крупные субсидии в их пользу.

Далее описаны более важные моменты. Поэтому при определении размера реального дефицита необходимо учитывать так называемые суббюджетные расходы, которые связаны с потребностями государства, но скрыты, например, за счет центральных банков. Например, центральный банк может обеспечить прямое финансирование жилищных программ по льготным ставкам, а также финансирование сельскохозяйственных программ (посев, сбор урожая) и кредитование государственных расходов на льготных условиях (при сохранении других нерыночных условий). Покупка зерна, погашение внешнего долга) может быть связано с кредиторами).

Но дефицит это битва, поэтому в макроэкономическом анализе особое внимание уделяется выявлению причин устойчивого бюджетного дефицита.

Наиболее выдающимися являются:

  • Периодический спад производства (периодический дефицит).
  • Активная политика в режиме «встроенного стабилизатора» (увеличение инвестиций, снижение налогов и другие преимущества для бизнеса).
  • Организации, которые сокращают налоговые поступления без корректировки государственных расходов и имеют низкий сбор налогов и платежей (высокие организационные расходы, уклонение от уплаты налогов, увеличение просроченной задолженности).
  • Увеличение корпоративных и организационных и финансовых потерь, общее ухудшение финансового положения реального сектора экономики и сокращение налоговой базы.
  • Влияние этапа принятия решений на «политический цикл» (ночь накануне следующих выборов) и активизация национальной социальной политики.
  • Увеличение доли пожилых людей, увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, увеличение доли молодежи в демографической структуре, увеличение расходов на образование и увеличение долгосрочной напряженности в бюджете из-за создания новых рабочих мест.

В зависимости от типа денежно-кредитной политики, есть:

  • Активный дефицит, означающий значительный дефицит, когда затраты превышают доходы, включая снижение налогового бремени и увеличение инвестиций за счет национальных средств.
  • Пассивный дефицит, вынужденный дефицит из-за сокращения государственных доходов из-за снижения экономической активности.

Вряд ли основные причины дефицита бюджета будут четко названы. Разные страны и разные периоды развития имеют фундаментальное значение, но в большинстве случаев они действуют одновременно. Однако увеличение государственных расходов, которое не может быть поддержано увеличением доходов, приведет к перевороту сальдо бюджета и создаст отрицательное сальдо бюджета, в то время как, с другой стороны, если доходы страны недостаточны, это может вызвать дефицит бюджета. , Учитывая, что налоги являются основным источником доходов бюджета, следует признать, что основанные на доходах бюджета условия определяются, в частности, состоянием предприятия и экономики в целом.

В случае сокращения производства или других негативных ситуаций доходы бюджета будут сокращены. Если нельзя одновременно гарантировать надлежащую экономию средств, это приведет к отрицательному сальдо бюджета.

Конечно, наиболее важными факторами, которые влияют и определяют размер дефицита бюджета, являются изменения ВВП за бюджетный период. Практика показала, что во время рецессий с низким ВВП дефицит бюджета обычно сокращает бюджеты, в то время как при восстановлении наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной такого изменения является преобразование, которое происходит как в доходной, так и в расходной части бюджета. Это означает, что во время рецессии прямой налог (подоходный налог, подоходный налог и т. д.) резко снизится из-за уменьшения налоговой базы. В то же время определенные виды государственных расходов растут и не совпадают с циклом.

В принципе, в периоды рецессии правительства предпринимают шаги по увеличению расходов на социальную защиту населения. Это увеличит трансферты в отрасли, которые производят товары и обслуживают население, но также увеличит пособия по безработице и другие социальные расходы.

Как уменьшить дефицит бюджета и собрать средства

Чтобы устранить негативные последствия бюджетного дисбаланса, необходимо разработать национальные программы по сокращению дефицита бюджета. Он должен стать неотъемлемой частью общей концепции развития республиканского бюджета Республики в условиях трансформирующейся экономики.

При разработке программ по сокращению дефицита бюджета необходимо использовать международный опыт. Это убедительно показывает, что дефицит бюджета вполне приемлем, если его стоимость не превышает 2-3% от валового внутреннего продукта на определенной стадии общественного развития и в условиях, специфичных для каждой страны. Если дефицит превышает размер, необходимы срочные меры для его сокращения и стабилизации. При принятии решения о том, какие источники покроют дефицит бюджета, необходимо стремиться не полагаться на выбросы и использовать их только в чрезвычайных ситуациях.

Выбросы, которые не определяются потребностями распределения товаров, следует рассматривать как исключительные и неприемлемые средства нарушения правил распределения золота. Дефицит бюджета может быть покрыт только на основе займа путем размещения государственных ценных бумаг на финансовых рынках и с использованием различных форм государственного кредита. Разумная комбинация неинфляционных источников обеспечит наибольший эффект.

Концепция сокращения бюджетного дефицита должна основываться на следующей позиции: обеспечение динамизма экономического развития и, без повышения его эффективности, независимо от того, какие прогрессивные меры применяются, финансовая стабильность государства Невозможно добиться и улучшить национальный бюджет

Следует отметить, что наша государственная бюджетная политика реализует пассивную форму дефицита, которая по сути является потребительской. Это означает, что основная часть бюджета будет направлена ​​на социальную поддержку населения, образование, культуру, здравоохранение, управление, финансирование обороны и поддержку неэффективных предприятий государственного сектора. Ясно, что значительная часть этих расходов носит национальный характер и требует тщательного сокращения. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна обеспечить переход от пассивной к положительной форме дефицита бюджета, что может привести к дефициту бюджета только на расходы, что будет способствовать экономическому росту. средство. Тем не менее, вам все еще нужно распределить свой бюджет на разумную программу в той степени, в которой вы можете достичь определенного эффекта.

В будущем, как упоминалось выше, желательно отказаться от подготовки бюджета дефицита, осуществить постепенный переход от бюджета дефицита к бюджетному балансу, а затем перейти к бюджету с профицитом и накоплением.

Список конкретных мер по сокращению дефицита бюджета должен включать, с одной стороны, меры, которые стимулируют приток денег в национальный бюджетный фонд и, с другой стороны, помогают сократить государственные расходы.

Поэтому дефицит бюджета нужно сокращать по специально разработанной программе. Следующие меры должны быть включены:

Повышение эффективности социального возрождения, что способствует увеличению фискальных доходов - основного источника увеличения доходов бюджета.

Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, рыночные реформы. Денационализация и приватизация собственности с условием, что рациональное сокращение масштабов национальной экономики приведет к сокращению бюджетных ресурсов.

Расширение круга налогоплательщиков должно осуществляться одновременно с совершенствованием налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки гарантируют стабильные перспективы бизнеса, в то же время создавая здоровый конкурентный потенциал, повышая производительность труда фирмы и поощряя разумное использование материалов и ресурсов.

Развитие территориальной и региональной калькуляции. Укрепляя региональную независимость, мы можем пересмотреть влияние каждого бюджета: республиканцев и местных органов власти.

Оптимизация и реконструкция суммы расходов республиканского бюджета в целом. Он был в основном направлен на реальный сектор экономики. Бюджетные инвестиции в экономику должны быть направлены на перспективные отрасли, которые решают проблемы структурных реформ и определяют прогресс науки и техники. Для этого необходимо изменить направление инвестирования бюджетных средств, выделяемых на экономику, чтобы значительно увеличить экономические выгоды каждого бюджетного рубля.

Изменения в политике бюджетного кредитования в экономическом секторе должны идти по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сфере материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением экономического учета и самофинансирования компаний. Выделенные средства будут использованы для решения многих вопросов, связанных с развитием социальной сферы и повышением уровня жизни населения.

Чтобы найти дополнительные источники социокультурных издержек, нам необходимо рассмотреть потенциал и потенциал сокращения некоторых государственных расходов, особенно военных расходов и контроля. Это позволяет тратить на предметы, которые обеспечивают систему защиты населения на ранних этапах развития рыночной экономики.

Разумное принятие новых социальных программ, которые требуют значительного бюджетного финансирования, поддерживая финансирование только самых важных социальных программ.

Совершенствовать планирование и развитие систем платного обслуживания в непроизводительных сферах. Настало время перейти к непродуктивным планам институциональных расходов в соответствии с научно обоснованными финансовыми стандартами или бюджетными стандартами, адаптированными к бюджетному потенциалу. В то же время определенная часть расходов на непроизводительные участки должна покрываться за счет внебюджетных источников, в основном доходов от оказания платных услуг населению.

Координация политики переселения. Это означает меньшее количество трансфертных платежей в реальные сектора экономики и более эффективные трансфертные платежи.

Реформировать весь бюджетный процесс. Необходимо отказаться от понятия бюджетных расходов и скудных финансовых приоритетов. Расходы, превышающие сумму, предоставленную доходом, были отражены в бюджете развития, профинансированы за счет дополнительного дохода и привлекли неинфляционные источники.

Многофакторное бюджетирование для формирования оптимальной структуры доходов и расходов.

Развитие рынка государственных ценных бумаг. Это позволяет финансировать государственные расходы без увеличения денежной массы в обращении.

Принять меры, направленные на привлечение иностранного капитала в государство в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач как экономического, так и финансового характера. Бюджетные расходы, направленные на финансирование капитальных вложений, сокращаются, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, бюджет платится больше.

Обнаружение дефицита бюджета, даже на этапе редактирования, ищет источники для их дополнения. Основными действиями, которые могут быть предприняты в таких случаях, являются снижение затрат и увеличение доходов (путем балансировки статей). Однако, если дефицит сохранится, будет включен так называемый механизм бюджетного финансирования дефицита. Одним из вариантов является «срок действия кредита», который оформляется получением соответствующего государственного долга (ценных бумаг).

В Беларуси с 1993 по 1994 год основной причиной дефицита было внешнее финансирование (этот метод компенсировал 60-97% дефицита). Позже были использованы внутренние источники. В 1996 году дефицит бюджета в размере 84,5% был покрыт за счет собственных средств Национального банка. В 1997 году доля государственных ценных бумаг, вызывающих дефицит, увеличилась до 50% (правительство начало выпускать в 1994 году). В значительный 1999 год 72% дефицита (включая погашение внешнего долга) финансировалось за счет заемных средств Национального банка (к тому времени внутренняя инфляция в то время снова достигла рекордных максимумов). Остальная часть дефицита была профинансирована выпуском T-Bill. В 2002 году внешнее финансирование было вновь привлечено для увеличения дефицита (около 35% дефицита).

В то же время правительство не всегда пользуется возможностью получить доход от приватизации даже в запланированных количествах. Следует подчеркнуть, что так называемый пассивный дефицит, связанный с потребительскими расходами, внедряется в бюджетную политику Беларуси. Большая часть бюджетных средств направляется на поддержание социальных и культурных зон и поддержку многих убыточных государственных предприятий.

Одним из способов привлечения доходов является государственное финансирование. Правительство полагается на темпы роста государственных расходов, которые постоянно опережают темпы роста налоговых поступлений. Дефицит бюджета финансируется за счет доходов от продажи государственных долговых обязательств.

Государственные займы представляют собой тип кредитных отношений между государствами и физическими лицами (правовые институты).

Здесь государство выступает основным заемщиком средств. Сроки и условия погашения государственного долга определены. Кредит защищен всем имуществом, принадлежащим государству.

Государственное финансирование играет важную финансовую роль. Благодаря своей долгосрочной природе, заемные средства могут быть использованы для реализации крупных инвестиционных проектов. Тогда у вас есть возможность совпасть с погашением государственного долга, пока вы не введете в эксплуатацию новую компанию и не получите прибыль.

Когда государственные займы используются в непроизводительных целях, единственным источником обслуживания долга являются налоговые поступления или поступления от выдачи обычных займов.

Ценные бумаги (электронные, бумажные) используются в качестве технических средств государственного финансирования.

Согласно Закону о бюджете Республики , максимальный размер дефицита республиканского бюджета в 2007 году был установлен в размере 1 400 000 000,00 рублей.

Финансирование дефицита было решено финансировать из следующих источников:

  • Внутреннее финансирование 408 275 690,0
  • Национальный банк Беларуси 890,0
  • Финансирование Национального банка Республики
  • Для финансирования республиканского дефицита 890,0
  • Погашение долгосрочной задолженности по основному долгу 890,0
  • Источники и другая юридическая информация, полученная от банка
  • 500 000 000,0 для физических лиц
  • Финансирование 1 600 000 000,0
  • Погашение основного долга 1 100 000 000,0
  • Другие источники внутреннего финансирования 11 692 600,0
  • Поступление средств 6 451 400,0 включает неоплаченные квитанции
  • Долги энергии 6 451 400,0 на 1 февраля 1996 г.
  • Погашение основной суммы 18 18 144 000,0, включая обслуживание долга
  • В СССР Внешэкономбанк 18 144 000,0 по состоянию на 1 января 1992 г.
  • Государственная собственность 105 323 700,0
  • Выручка от продажи права собственности
  • Государственные активы (включая акции) 4 070 700,0
  • Увеличение доли государства в уставном капитале (Включая приобретение акций) 109 394 400,0
  • Изменения в сальдо бюджета 25 292 880,0
  • Внешнее финансирование 991 724 310,0
  • Кредитование международных финансовых учреждений 13 487 040,0
  • Использование кредита 19433 520,0
  • Погашение основного долга 32 920 560,0
  • Кредит иностранного правительства 241 071 120,0
  • Использование кредита 159 248 160,0
  • Погашение основного долга 400 319 280,0
  • Другие внешние источники финансирования 1 246 282 470,0
  • Поступление средств 1 246 282 470,0

Государственный долг: причины и последствия

Государственный долг - это сумма дефицита бюджета, накопленного за определенный период времени.

Первая причина его формирования - дефицит бюджета. Правительство полагается на нехватку средств из-за отсутствия денежных доходов.

В течение некоторого времени дефицит бюджета помог смягчить финансовый кризис, мобилизовать дефицитные средства и покрыть чрезвычайные расходы государства. В том числе оплата труда сотрудников с бюджетом, управление школами, больницами и т. д. Но, как говорится, все хорошее быстро забывается. Однако негативные последствия увеличения государственного долга не за горами и могут происходить разными способами.

Прежде всего, мы смотрим на тот факт, что государственный долг - это желание страны жить за счет будущих поколений. Поэтому накопление государственного долга может усугубить противоречия между поколениями.

Долг перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны и снижает ее кредитный рейтинг (доверие к деловому миру).

В среднесрочной перспективе государственный долг ограничит уровень потребления населения страны. Это особенно очевидно по линии внешнего долга. Погашение и погашение внешнего долга напрямую связано с ограничениями потребления и снижением уровня жизни населения.

Погашение государственного долга и выплата процентов - это не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу держателей государственных долгов. Таким образом, государственный долг выступает в роли социального дифференциатора, повышая налоговую нагрузку, стимулируя инфляцию спроса, помогая повысить ставки кредитования и делая многие инвестиционные проекты непривлекательными.

Погашение государственного внешнего долга позволяет правительству продавать государственную собственность (активы) иностранцам, в основном в форме высокоэффективных и стабильных государственных предприятий (своего рода «продажа семейного серебра»).

Если вы хотите реструктурировать внешний долг (например, отложить условия оплаты, обменять старый и новый долг), могут возникнуть новые и более серьезные уступки иностранному капиталу.

Управление государственным долгом. В данном случае речь идет о совместных действиях госорганов, связанных с:

  • Разработка соответствующих условий для выдачи новых займов и выпуска ценных бумаг.
  • Выплата процентов по ранее выданным кредитам.
  • Конвертация и консолидация кредита.
  • Погашение долга, выданного ранее срока.
  • Погашение государственного займа, включая выплату процентов из запланированных бюджетов или путем рефинансирования, за счет выдачи новых займов (пресловутая «финансовая пирамида»).

Конверсия государственного долга означает изменение условий поступления государственных ценных бумаг. Если процентная ставка по погашению государственного долга (ценных бумаг) выше, чем темпы роста ВВП, это означает, что все большая доля ВВП будет расходоваться на погашение государственного долга.

Консолидация - изменение предыдущего срока погашения государственного финансового долга (например, преобразование краткосрочного долга в долгосрочный долг).

Рефинансирование долга - оформить новый государственный заем и выплатить проценты по старому долгу, используя выручку от его размещения.

Самый простой способ уменьшить бремя государственного долга - максимизировать налоговые поступления. Во-первых, сумма налогов и сборов (T) не должна быть меньше, чем платежи, связанные с погашением государственного долга (N) (проценты и часть основного долга, причитающегося). Во-вторых, отношение N / Y выглядит как минимальная налоговая маржа.

T / Y> N / Y

Следует отметить, что государство всегда несет другие расходы (G-государственные закупки, F-социальные переводы) в дополнение к погашению государственного долга (N). Поэтому минимальная налоговая граница определяется следующим образом:

T / Y> N / Y + G / Y> F / Y

На основании вышеприведенной информации можно сделать следующие выводы: бюджетная политика как намеренная деятельность государства, определение основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, Управление долгом является одним из основных инструментов национальной экономической политики.

Дефицит бюджета играет важную роль в механизме развития инфляционного процесса, разрушающего экономику страны, а также его важнейшую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования дефицитного финансирования должна основываться на использовании внутренних источников финансирования, включая сокращение кредитования дефицитов национального бюджета национальными банками, повышение эффективности рынков государственных ценных бумаг и механизмов управления внутренним долгом.

Существует тесная связь между дефицитом бюджета и государственным долгом из-за дефицита государственного бюджета. Чтобы восполнить дефицит бюджета, государства должны полагаться на заимствования, в том числе на финансирование со стороны правительств и иностранных центральных банков.

Обычно выбирают следующую функцию, выполняемую государственным долгом.

Бухгалтерский учет, создание финансовой базы государства для выполнения его соответствующих финансовых обязательств и функций.

Стабилизация положительно влияет на долю макроэкономики (сохранение инфляции, стабилизация баланса внешней торговли, насыщение внутреннего рынка товарами, увеличение занятости, сокращение безработицы).

На экономическую стабильность больше влияет структура внешнего долга, чем его размер. Беспокойство обычно происходит из-за большинства краткосрочных займов, и выплаты должны быть сделаны в этом году. Во многом это стало причиной эпидемии валютного кризиса, разразившейся в девяностых годах прошлого века. Кризисы возникли в Мексике в 1994 году, в Юго-Восточной Азии в 1997 году, в России в 1998 году и в Бразилии в 1999 году из-за невозможности погасить задолженность и отток иностранного капитала. Реальная причина того, что произошло в этих странах, заключалась в реальном секторе экономики. Однако важные краткосрочные займы, которые должны постоянно рефинансироваться, стали основой для катастрофических последствий. В то же время сектор, в котором накапливаются эти долги, не важен. Это может происходить в состоянии национальных или корпоративных финансов, а кредиты привлекаются в банковскую систему или отрасль. Если уровень безопасности превышен, эффект остается прежним.

Заключение

Непосредственной возможностью для отечественной экономики является динамичный рост краткосрочной задолженности. Во-первых, это самый простой способ устранить дисбаланс спроса и предложения на внутреннем рынке. Во-вторых, если долг уже небольшой, его краткосрочная доля составляет около 70%. Динамическое накопление такого долга в будущем может создать трудности для валютного рынка.

Тем не менее, почти невозможно говорить о негативных сценариях в ближайшем будущем. Внешний долг экономики скромен и может возрасти при эффективном использовании кредитов. Кроме того, международные резервные активы, рассчитанные по стандартам МВФ, увеличились более чем на 960 млн долларов в первой половине и достигли 234,2 млрд долларов. Ясно, что большая часть их роста произошла от продажи акций ОАО «Белтрансгаз». Но, во-первых, эти средства не являются долгами экономики, а во-вторых, при необходимости финансовые власти могут использовать их для увеличения предложения валюты на внутреннем рынке.

В целом, устойчивый экономический рост зависит от того, насколько быстро экономика страны сможет запустить механизм компенсации для выравнивания внешних негативных импульсов. Это, в первую очередь, снижение энергоемкости производства и снижение зависимости от поставок нефти и газа из России. Увеличение экспорта (как объема, так и цены) призвано выровнять торговые балансы и компенсировать более высокие импортные цены. Если эти проблемы не могут быть решены в кратчайшие сроки, Беларуси придется полагаться на внешнее финансирование и продажу государственной собственности, чтобы идти в ногу с экономическим развитием.