Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и роль в экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные направления финансовой политики государства
Финансовая система государства и управление ею
Эволюция биржевой торговли 
Национальная экономика: цели и результаты развития


Введение:

Главную и определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках экономической политики, избранной властью. Одним из наиболее важных механизмов, которые позволяют государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, то есть финансовая система общества, главным аспектом которой является государственный бюджет. Именно из-за финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, тем самым обеспечивая возможность исполнения функций возложенных на государственные органы.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первоначальной важности бюджета для эффективного функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

Сущность бюджета. Понятие бюджетной системы РФ

Возникновение бюджета тесно связано с формированием и зарождением государства, которое использует бюджет в качестве главного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

Сложность определения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них отражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое явление связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджет в финансовой системе занимает центральное место. Это можно обусловить тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода, также налоги обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.

Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) предоставляет следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений.

Организация бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств делится на два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, вместе с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации. Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не включаются в бюджеты вышестоящих уровней.

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на определенной территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет РФ, консолидированный бюджет муниципального района). Составление консолидированного бюджета РФ, а также разработка его прогноза является прерогативой Министерства финансов РФ.

По оперативным данным Минфина РФ приведены данные о консолидированном бюджете РФ на 2015 г. и консолидированном бюджете на 2016 г. и I квартал 2017 года в Приложении 2 Данные с официального сайта Минфина РФ и официального сайта Центрального Банка России.

Каждый орган имеет собственные определенные задачи и действует в рамках закрепленных за ним полномочий.

Принцип единства бюджетной системы означает единство всей правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ заключается в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Национальный доход является материальной основой доходов бюджета.

Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Если для покрытия финансовых потребностей его недостаточно, то государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и включенных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Расходы бюджета представляют собой затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих непосредственных задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых запускается процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Анализ бюджетной системы РФ на современном этапе ее развития

Межбюджетные отношения - это финансовые отношения, возникающие между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями и рассматривающие вопросы регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения возникают в силу разного уровня экономического развития отличных территорий внутри страны. Например, одни территории имеют богатые природные ресурсы, другие же обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. В целом различное развитие определенных частей страны начинается с истории, когда, к примеру, в одних регионах промышленность развивалась быстрее, чем в других.

Несомненно, данные характеристики описывают некую базу, которая будет претерпевать различные изменения для адаптации к условиям данной страны. Например, Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в соответствии с описанной базой. Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. Главная проблема российского бюджетного федерализма - его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Для увеличения заинтересованности регионов в пополнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления. Следование этим рекомендациям будет предоставлять возможность получения финансовой помощи.

Государственный бюджет РФ на 2016-2017 гг.

Бюджет на 2016 г. был спланирован исходя из прогнозируемых показателей: рост ВВП в 2016 г. на 0,7%, уровень инфляции в отметке 6,4%, цена на нефть марки «Brent» составит 50$ за баррель, и среднегодовой курса доллара в размере 67,18 рублей за доллар.

В 2016 г. доходы бюджета составили 13,738 трлн. рублей(17,5% от ВВП), в том числе нефтегазовые доходы - 6044 млрд. рублей, ненефтегазовые доходы - 7977 млрд. рублей. НДПИ(налог на полезные ископаемые) вырос на 12,8% по сравнению с 2015 г., а таможенные пошлины сократились на 9,5%. Поступления от налога на прибыль организаций увеличился на 8,31% и составил 4409 млрд. рублей. Также выросли акцизы на 7,6%. Дивиденды по акциям сократились на 11,7%, также упали таможенные пошлины(без нефтегазовых) на 2,4%. И остальные ненефтегазовые доходы возросли на 8,76%.

Расходы бюджета на 2016 год составили 16,099 трлн. рублей(20,5% от ВВП). Дефицит бюджета составил 2,36 трлн. рублей(3% от ВВП). Объем ВВП в абсолютном выражении составил 78,6 трлн. рублей.

Геополитическая ситуация, вследствие которой правительство РФ дало указание финансовым органам разработать бюджет только на 2016 год, отказавшись от трехлетнего планирования. Причинами стали нестабильность механизмов внутренней и внешней торговли, изменение курса рубля, падение стоимости барреля нефти, невозможность проведения адекватного импортозамещения и тд.

Принято решение отказаться от соблюдения бюджетного правила, заключающегося в отсечении и последующем накоплении сверхнефтянных доходов, с целью экономии внутренних бюджетных резервов и исполнения социальных обязательств государства.

Введение санкций побудило правительство к пересмотру и принципов экономической деятельности государства, и совершенствованию финансового законодательства.

Проанализировав основные аспекты формирования бюджета на 2016 год, можно сделать вывод о том, что наступивший бюджетный год весьма нелегок, но именно он должен стать сильным толчком к масштабным преобразования в сфере российской экономики.

По прогнозу на 2017 год объем валового внутреннего продукта составит 86806,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не будет превышать 4% в декабре 2017 года по отношению к декабрю 2016 года. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составит 13487,566 млрд. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета будет составлять 16240,8 млрд. руб. А дефицит федерального бюджета остановится на отметке в 2753,242 млрд. рублей.

В 2017 г. прогнозируется снижение общего объема доходов до 18,4% ВВП соответственно в основном за счет снижения нефтегазовых доходов, что обусловлено прогнозируемым снижением цены на нефть марки «Юралс», экспортных цен на природный газ, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа, объемов добычи горючего природного газа. В то же время запланировано снижение общего объема расходов до 19,0% ВВП в 2017 г., что позволяет сохранить прогнозируемый уровень дефицита в 0,6% ВВП в течение всего рассматриваемого периода. Предусматривается также некоторое снижение ненефтегазового дефицита, до 9,7% ВВП в 2017 г.

Способы усовершенствования бюджетной системы РФ

Анализ состояния бюджетной системы России в течение ряда последних лет, как и любой другой анализ, свидетельствует о том, что имеется ряд проблем.

Данные первоочередные проблемы раскрывают нам необходимость:

  • Сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;
  • Оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;
  • Обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • Усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
  • Повысить эффективность или доходность использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;
  • Перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
  • Усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;
  • Оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Одним из главных направлений совершенствования бюджетной системы России является создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней.

Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, сокращения расходов, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.

Оптимизировать структуры статей доходов и расходов говорит нам о том, что в первую очередь необходимо реструктурировать государственные долги, установить верхнюю границу доходности бюджета по государственным заимствованиям, предельно допустимую границу доходности за счет налогов.

Если государство не буде определять названные критерии, то это может привести к сужению функций государства в социально-экономической сфере, углублению противоречий и тенденций сепаратизма в обществе, ослаблению роли государства, его влияния на массы и влияния политики государства в целом.

Необходимость принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами, что обеспечивает общество информацией о направлениях расхода переданных им государству средств в виде налогов и других платежей.

Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики, реальных доходах населения и реальных доходах, поступающих в бюджеты.

Низкий уровень сбора налогов можно объяснить сокрытием выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства.

Повышение эффективности использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований предполагает необходимость повышения персональной ответственности руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременного получения дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства РФ. Это обеспечит централизацию всех средств бюджета, в частности счета государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время.

Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.

Усовершенствовать законодательную базу и определить механизм регулирования доходов и расходов по уровням бюджетной системы необходимо для того, чтобы четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов.

Оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теоретических положений предполагает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, принципы, подходы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.

Таким образом, реализация любой частной задачи на основе политического решения не решает общей проблемы бюджетного строительства. Только решение в комплексе всех перечисленных задач позволяет решить проблему бюджетного процесса и приблизить его к оптимальному варианту.

Заключение

Государственный бюджет является финансовым планом государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Бюджет занимает центральное место в финансовой системе в связи с тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Государственный бюджет является системой бюджетов, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, заключающийся в том, что за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако доходы могут также формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Функцией составления проектов бюджетов обладают Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации с соблюдением требований Бюджетного Кодекса РФ.

В связи с тем, что Государственный бюджет является основным финансовым планом государства, политическая власть обладает реальной возможностью осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет является всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, и выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует стиль осуществления управления страной, избранный государством. Но с другой стороны, бюджет полностью зависит от избранного варианта развития общества, т.к. он является производным продуктом по отношению к осуществляемой властью экономической политике.

Бюджет, показывая размеры финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, необходимых государству, определяет налоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает как инструмент регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории - налоги, государственный кредит, государственные расходы. Он является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.