Бюджетная система: принципы построения

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Современная экономическая политика Украины

Эластичность и факторы спроса на художественную литературу

Способы повышения экономической эффективности социально-культурных проектов г. Москвы

Управленческие решения для повышения уровня конкурентоспособности предприятий в странах Африки южнее Сахары (микро, малые и средние предприятия)

 

Введение:

Бюджет - форма образования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. С помощью государственного бюджета органы государственной власти получают финансовые средства на содержание государственного аппарата, армии, реализацию социальных мероприятий, реализацию экономических задач, т.е. на выполнение возложенных на него государством функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет имеет следующие функции:

  • Перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и экономическое стимулирование;
  • финансовая поддержка бюджетной сферы и реализации государственной социальной политики;
  • контроль за формированием и использованием централизованных денежных средств.

Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной независимости регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой определяются его экономической политикой. В то же время трудно переоценить важность государственного финансового регулирования через бюджетную систему, хотя нельзя игнорировать происходящие изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. В то же время, задачей особой важности является обеспечение надлежащего исполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время постепенно формируется целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, основанной на общих принципах функционирования. Оно может быть разделено на несколько подсистем.

Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Бюджетный кодекс является частью общей части закона о бюджете.

Во-вторых, это положения, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на следующий год. Специфика этой группы норм заключается в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию сразу же после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, которые составляют особую часть закона о бюджете.

Существуют также конкретные нормы законодательства, регулирующие межбюджетные отношения. Эта категория правоотношений, кстати, также может регулироваться отдельными соглашениями между субъектами бюджетного права.

Понятие бюджетной системы и принципы ее построения

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - финансовый план государства, имеющего силу закона (составление доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму формирования и расходования фонда средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь средством накопления государством финансовых ресурсов, предоставляет органам государственной власти возможность содержать государственный аппарат, армию, осуществлять социальную деятельность, реализовывать приоритетные экономические задачи, т.е. выполнять присущие ему функции.

Как правило, тип государственного устройства, установленные формы управления и взаимоотношения между членами общества определяют особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в силу монополии государства на средства производства и наличия мощного государственного аппарата, его главной задачей являлось обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы также подчинялись финансам предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные сберегательной системой, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике и политическом статусе России, произошедшие на рубеже 80-90-х годов, привели к серьезной трансформации бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, как следствие, новых хозяйствующих субъектов, имеющих собственные финансы, повлекло за собой изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стали регулироваться преимущественно косвенными методами, прямое перераспределение средств существенно сократило сферу его применения. После устранения всепроникающего доминирования КПСС возникла проблема разделения полномочий между органами законодательной и исполнительной власти в отношении распоряжения финансовыми ресурсами компании и соответствующего регулирования бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стала фрагментация единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом на пути демократизации финансовых отношений. В том же направлении осуществлялся переход на налоги как основные средства обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнеторговые и валютные отношения, денационализация промышленности и др. Все это привело к фундаментальным изменениям как в бюджетной системе России, так и в ее бюджетной структуре.

Бюджетная система представляет собой совокупность всех видов бюджетов страны, основанных на экономических отношениях и правовых нормах, т.е. федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации включает также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система состоит из трех уровней:

  • Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 83, в том числе: республиканские бюджеты - 21; региональные бюджеты - 9; региональные бюджеты - 46, в том числе 1 бюджет автономной области; районные бюджеты - 4; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - 2; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 13 тыс., в том числе 1570 районных, 581 муниципальный, 762 поселенческих и 10213 сельских).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в форме законов субъектов Российской Федерации; местных бюджетов в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, предусмотренном уставами муниципалитетов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общее понятие бюджета, а также содержит правовые определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации, консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, доверительного бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда.

Региональный бюджет является формой расходования средств, направленных на обеспечение выполнения задач и функций, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации.

Местный бюджет является формой образования и расходования средств, направленных на обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на субъектов местного самоуправления.

Бюджетный трастовый фонд - это денежный фонд, формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов специального назначения или за счет взносов специального назначения из конкретных видов доходов или иных доходов и используемый по отдельной смете. Средства бюджетного целевого фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие целевому назначению бюджетного целевого фонда.

Государственный внебюджетный фонд является формой образования и расходования денежных средств, формируемых за пределами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд является также фондом денежных средств, формируемых за пределами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, здравоохранение и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, или в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. 

Бюджетная система Российской Федерации включает три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Все бюджеты в Российской Федерации являются автономными и самостоятельными. Однако при необходимости Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает подготовку консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет - это совокупность бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа. Консолидированный бюджет Российской Федерации - совокупность консолидированных бюджетов субъектов Федерации и федерального бюджета (статья 16 Бюджетного кодекса); консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - совокупность бюджетов муниципальных образований и бюджетов субъекта Федерации.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  • единство бюджетной системы Российской Федерации;
  • дифференциация доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • автономия бюджетов;
  • Равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • Полное отражение доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита;
  • бюджетный баланс;
  • эффективность и результативность использования бюджетных средств;
  • общий (агрегированный) охват бюджетных расходов;
  • прозрачность (открытость);
  • надежность бюджета;
  • адресный и целевой характер бюджетных средств;
  • юрисдикции над бюджетными расходами;
  • единая касса.

В статьях 29-38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено значение этих принципов, а именно:

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципы организация и функционирование бюджетной системы Российской Федерации, формы бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетная классификация бюджетной системы Российской Федерации, санкции за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок формирования и исполнения расходов, формирование доходов и исполнение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и подготовка отчетов о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации и казначейских организаций

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе возлагать на юридические и физические лица финансовые и иные обязательства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, по обеспечению исполнения ими своих полномочий.

Принцип независимости бюджетов означает:

  • Право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно сбалансировать свои бюджеты и обеспечивать эффективное использование бюджетных средств;
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • право государственных органов и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым и коллекторским законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансируемых за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет которого должны быть исполнены соответствующие расходные обязательства;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства для выполнения расходных обязательств, установленных другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • недопустимость внесения в течение текущего финансового года органами государственной власти и местного самоуправления изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации и (или) в законодательство о налогах и сборах, законодательство об иных обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) уменьшению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию возросших расходов и уменьшенных доходов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии на расходах бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие законодательству, являются недействительными.

Принцип полного отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита означает, что все доходы, расходы и источники финансирования бюджетного дефицита в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что сумма бюджетных расходов должна соответствовать общей сумме доходов бюджета и доходов источников финансирования его дефицита, за вычетом сумм платежей из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета, и изменений остатков на счетах бухгалтерского учета бюджетных средств.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы исходят из необходимости минимизации бюджетного дефицита.

Принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств означает, что в процессе составления и исполнения бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных ими бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения поставленных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием объема средств, определенного бюджетом.

Принцип общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов означает, что расходы бюджета не могут быть привязаны к определенным доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, относящейся к нему:

  • субвенции и субсидии, полученные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средства целевых зарубежных кредитов (займов);
  • Добровольные взносы, пожертвования, средства самоокупаемости граждан;
  • бюджетные расходы, осуществляемые в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
  • бюджетные расходы, осуществляемые за пределами территории Российской Федерации;
  • Отдельные виды неналоговых доходов, которые предлагается ввести (отразить в бюджете), начиная со следующего финансового года;
  • бюджетные расходы, осуществляемые в случаях и в пределах получения отдельных видов неналоговых доходов.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

  • обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота информации о ходе исполнения бюджета, а также наличие иной информации о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципалитетов;
  • обязательная открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, представляемых в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципалитетов), порядка рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо в рамках законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципалитета), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципалитета), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципалитета), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципалитета).
  • устойчивость и/или непрерывность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости бюджетных показателей отчетного, текущего и следующего финансового года (следующего финансового года и планового периода).

Тайные статьи могут быть утверждены только в федеральном бюджете.

Принцип надежности бюджета означает достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до сведения конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип субординации бюджетных расходов означает, что получатели бюджетных средств имеют право на получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств только от главного администратора (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные администраторы (распорядители) бюджетных средств не имеют права распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между администраторами и получателями бюджетных средств, не включенными в перечень подведомственных администраторов и получателей бюджетных средств.

Администратор и получатель бюджетных средств могут быть включены в список подчиненных администраторов и получателей бюджетных средств только одного главного администратора бюджетных средств.

Подсудность получателя бюджетных средств главному администратору (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления. (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ).

Под принципом единства денежных средств понимается перечисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых платежей с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с постановлениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными распоряжениями органов местного самоуправления за пределами территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и др.

Общие положения о доходах бюджета

Доходы бюджетов всех уровней наряду с доходами внебюджетных фондов составляют долю национальных доходов Банка России, а также заемных средств, поступающих в государства и муниципалитеты.

Все доходы бюджета в зависимости от источников формирования и способов получения подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные трансферты. Отдельный правовой режим имеет доход в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.

К категории налоговых доходов относятся все налоги, получение которых предусмотрено налоговым законодательством федерального и регионального уровней, а также штрафы и пени за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые поступления составляют более 80% бюджетов всех уровней.

Неналоговые доходы делятся на следующие группы:

  • доходы от использования государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного платного отчуждения государственного или муниципального имущества. Эти доходы зачисляются в соответствующий бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования режима приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормами и в порядке, определенных законодательством о приватизации;
  • доходы от платных услуг, предоставляемых как самими органами власти, так и подведомственными им бюджетными учреждениями. В той же группе доходов Бюджетный кодекс включал средства, полученные в результате применения гражданской, административной и уголовной ответственности, конфискации, возмещения, в том числе штрафов, а также средства, полученные в качестве компенсации за ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Бюджетный кодекс допускает использование иных обязательных исключений в пользу бюджета;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных кредитов, которые могут быть получены из бюджета другого уровня. Согласно ст. 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовая помощь между бюджетами в виде дотаций, субвенций, субсидий или иной формы безвозмездного и безвозмездного перечисления денежных средств подлежит учету в доходах бюджета получателя средств.

К категории безвозмездных трансфертов относятся средства, полученные бюджетами более высокого уровня во взаимных расчетах после утверждения закона о бюджете. Под взаиморасчетами понимается перевод денежных средств в качестве компенсации дополнительных расходов в случае передачи полномочий другому бюджету, а также в случае изменения бюджетного и налогового законодательства.

Бюджетный кодекс ввел процедуру, в соответствии с которой доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должны увеличиваться.

Эта категория доходов включает в себя:

  • средства, полученные от сдачи в аренду или лизинг государственного или муниципального имущества во временное пользование;
  • средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджета в кредитных организациях;
  • средства, полученные от залога или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом;
  • средств, полученных в виде погашения государственных займов, бюджетных кредитов и бюджетных займов. К этой же категории доходов относятся средства, полученные от реализации имущества, ранее переданного получателями кредитов в обеспечение своих обязательств;
  • оплата за использование бюджетных средств на условиях срочности, возвратности, оплаты;
  • доход в виде прибыли, которая приходит на долю в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ, а также дивиденды по акциям, принадлежащим государству или муниципалитетам;
  • часть прибыли унитарных предприятий, которая осталась с ними после уплаты всех налогов. Порядок и нормы отчислений для предприятий, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • другие возможные доходы от использования собственности.

Бюджетный кодекс установил порядок, в соответствии с которым доходы бюджетных учреждений, которые они вправе получать от предпринимательской и иной деятельности, должны полностью учитываться в сметах доходов и расходов этих учреждений, а также учитываться в доходах соответствующего бюджета в категории доходов от использования имущества или как доходы от платных услуг. В данном случае речь идет о доходах, получаемых учреждениями, в первую очередь от сдачи в аренду помещений и другого имущества. В большинстве случаев такие доходы могут быть оставлены самим учреждениям для того, чтобы каким-то образом помочь бюджетным учреждениям, научно-исследовательским институтам и другим учреждениям.

Порядок зачисления доходов в бюджет определяется отдельно. Статья 40 Бюджетного кодекса определяет, с какого момента доходы считаются бюджетом. При этом отдельно определяется момент, когда доходы считаются выплаченными плательщиком, и момент, когда средства считаются перечисленными в бюджет. Неналоговые и иные неналоговые доходы считаются выплаченными в бюджет или во внебюджетный фонд с момента списания средств со счета плательщика в кредитной организации. В отношении налоговых поступлений момент их уплаты определяется налоговым законодательством. Кстати, проблема определения момента перечисления средств в бюджет очень важна, поскольку при этом налогоплательщик считается надлежащим образом выполнившим свои обязательства перед бюджетом. В зависимости от источников доходов доходы бюджета могут быть разделены на собственные и нормативные.

Доходами собственного бюджета являются виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации на постоянной основе полностью или частично соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги, иные платежи, на основании которых устанавливаются нормы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или в местные бюджеты на очередной финансовый курс, а также на долгосрочной основе (не менее трех лет) для различных видов таких доходов. Собственные доходы федерального бюджета представлены налоговыми источниками и доходами от использования федеральной собственности.

Налоговыми поступлениями федерального бюджета являются те налоги и сборы, ставки которых устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации, а сами налоговые поступления распределяются в определенной пропорции через механизм бюджетного регулирования между бюджетами различных уровней в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной год. Бюджетный кодекс включил таможенные пошлины, сборы и другие таможенные платежи, а также государственную пошлину, взимаемую в соответствии с российским законодательством, в одну и ту же группу налоговых поступлений федерального бюджета. Федеральные органы исполнительной власти могут изменять совокупную долю налоговых поступлений в федеральном бюджете путем предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. Размер предоставляемых льгот не может превышать соответствующий лимит, установленный федеральным законом о бюджете. Порядок предоставления налоговых льгот не должен противоречить налоговому законодательству. Федеральный бюджет может получать иные виды доходов в виде остатков на конец предыдущего года. Доходы федерального бюджета включают также доходы от внешнеэкономической деятельности и реализацию государственных резервов и резервов.

Специальный режим перечисления в федеральный бюджет имеет доходы в виде прибыли Банка России в соответствии с нормами, установленными федеральными законами. Бюджетный кодекс также позволяет получать в федеральный бюджет доходы от взаиморасчетов с другими бюджетами.

Доходы местных бюджетов формируются за счет поступлений по нескольким режимам: собственные доходы, отчисления из бюджетов федерального и регионального уровней за счет регулирования налогов, заимствований и других режимов. Налоговые доходы местных бюджетов включают собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов, установленных федеральными законами за местными бюджетами, а также отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов по нормативам, устанавливаемым не менее чем на три года. Сюда также входят доходы от государственной пошлины, за исключением доли, которая полностью поступает в федеральный бюджет. В местные бюджеты разрешается включать все доходы от использования или продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Местные органы власти вправе установить "для муниципальных унитарных предприятий норму отчислений, оставшихся после уплаты налогов". Кроме того, в муниципальные бюджеты поступают доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами местного самоуправления, так и подведомственными им бюджетными учреждениями. Доходы местных бюджетов включают также ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, которые должны быть переданы федеральным и региональным органам власти в случае передачи муниципальным образованиям полномочий органов государственной власти, а также в случае, если на органы местного самоуправления возложена обязанность по исполнению федеральных и региональных законов. Кроме того, муниципалитеты имеют право включать в свой бюджет ассигнования в рамках компенсационного режима, поступающие из вышестоящих бюджетов, в случае принятия органами власти решений, приводящих к сокращению доходов или увеличению расходов муниципальных бюджетов. Иные неналоговые доходы могут поступать в муниципальные бюджеты в соответствии с нормами, установленными федеральными или региональными законами, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общие ассигнования на бюджетные расходы

Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм взаимоотношений, методы и приемы, с помощью которых средства из них поступают по назначению.

Это как раз и является собственностью бюджетов, с помощью которых реализуются цели всех бюджетных мероприятий. Основным потоком средств из бюджетов является режим финансирования. В этом случае бюджетные средства расходуются на обеспечение самого государства, бюджетных учреждений, а также на финансовую поддержку ряда отраслей национальной экономики для влияния на макроэкономические пропорции в экономике и решения других задач.

Бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов на поддержку инновационной и инвестиционной деятельности. В состав капитальных расходов включаются: расходы, направляемые на инвестиции в существующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на капитальный (восстановительный) ремонт и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, соответственно.

Бюджет развития может формироваться в составе капитальных расходов бюджетов, средства которых направляются на кредитование, инвестирование и гарантирование инвестиционных проектов. Порядок формирования бюджета развития определяется федеральным законом.

Расходы текущего бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей: текущую деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; государственную поддержку других бюджетов и отдельных отраслей в виде дотаций, субсидий и субвенций на текущую деятельность, а также других расходов, не включенных в состав капитальных расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и фиксации расходов совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс определил исчерпывающий перечень форм исполнения и расходования бюджетных средств. К ним относятся: Бюджетные ассигнования (бюджетные ассигнования на предоставление государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), государственное муниципальное задание).

Третья форма расходов называется трансфертами, которые, в свою очередь, состоят из следующих ассигнований:

  • для осуществления муниципалитетами обязательных платежей, установленных федеральными и региональными законами и правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • для осуществления определенных государственных полномочий, делегированных подчиненным органам;
  • на компенсацию дополнительных расходов, понесенных в результате решений, принятых органами государственной власти и приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов бюджета.

Трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

По существу трансферты - это бюджетные средства, предназначенные для обеспечения обязательных платежей населению, в том числе пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат в соответствии с законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровней. 

Включена также категория бюджетных расходов:

  • бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции из бюджетов в уставные капиталы юридических лиц;
  • средства в форме грантов, субсидий и дотаций бюджетам других уровней, а также внебюджетным средствам;
  • кредиты зарубежным странам;
  • средства, относящиеся к кредитным отношениям, предназначенные для погашения процентов по долгам, других расходов по обслуживанию и погашению долговых обязательств, в том числе долговых обязательств, возникающих в связи с применением института поручительства для обеспечения долговых обязательств других субъектов.

Что касается расходов бюджетных учреждений, то Бюджетный кодекс определил закрытый перечень целей, на которые этим учреждениям разрешено использовать бюджетные средства. Расходы бюджетных средств на иные цели запрещены. В частности, бюджетные учреждения вправе расходовать средства государственных или муниципальных образований только на оплату труда работников, начисление страховых взносов во внебюджетные фонды, направляемые в фонд оплаты труда. Они также вправе оплачивать проезд и другие компенсационные выплаты работникам. В случаях, предусмотренных законом, бюджетные учреждения обязаны расходовать бюджетные средства на оплату трансфертов населению.

Одной из форм расходования бюджетных средств является бюджетный кредит, который в ст. 76 Бюджетного кодекса относится к налоговым льготам. Погашение средств в бюджет в случае предоставления бюджетного займа и уплаты процентов за его использование приравнивается к обязательным платежам в бюджет. Кодекс определяет обязанность органов исполнительной власти или их уполномоченных структур вести соответствующий реестр получателей бюджетных кредитов.

В части обеспечения инвестиционной деятельности Бюджетный кодекс предусматривает выделение субсидий и субвенций субъектам хозяйствования, в том числе индивидуальным предпринимателям - гражданам. Субсидии и субвенции также выделяются законодательством строго в соответствии с определенными целевыми программами соответствующего уровня, на условиях и в порядке, установленных законами о бюджете того или иного уровня. В случае использования субсидий и субвенций не по целевому назначению или их неиспользования они подлежат возврату в бюджет соответствующего уровня. Субсидии и субсидии унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям не предоставляются.

Ряд расходов подлежит финансированию исключительно из федерального бюджета. Их перечень определяется на основе конституционного механизма разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и направлен на обеспечение: задач, возложенных на федеральный центр.

Расходы федерального бюджета включают расходы на поддержку деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, в том числе их территориальных образований, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. К этой категории относятся расходы на федеральную судебную систему, оборону и безопасность, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовую поддержку межгосударственных интересов, включая международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти и др. Финансирование из федерального бюджета осуществляется за счет расходов на организацию выборов и референдумов в Российской Федерации.

Часть средств из расходов федерального бюджета может быть использована на формирование федеральной собственности и обеспечение реализации федеральной инвестиционной программы. К категории расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, относятся также расходы на государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий общероссийского масштаба.

Среди расходов федерального бюджета Бюджетный кодекс включает в себя деньги, изымаемые в пользу нижестоящих бюджетов. К этой категории расходов относятся средства, перечисленные в целях обеспечения исполнения решений федеральных органов власти, приведшие к увеличению расходов нижестоящих бюджетов или уменьшению их доходов. Кроме того, к расходам федерального бюджета относятся средства, перечисленные в пользу нижестоящих бюджетов в режиме обеспечения реализации отдельных полномочий, делегированных другим уровням власти. Кроме того, система расходов федерального бюджета включает средства, переданные нижестоящим бюджетам в режиме финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В соответствии с механизмом распределения полномочий, определенным Конституцией Российской Федерации, расходы на финансирование органов власти субъектов Российской Федерации, проведение выборов и референдумов на уровне субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также их средств массовой информации переходят в исключительную компетенцию бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование из бюджетов субъектов РФ также осуществляется за счет расходов на формирование государственной собственности субъектов РФ, обеспечение региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении региональных властей, а также обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ.

Субъекты Российской Федерации также обязаны включать в систему своих бюджетных расходов средства, предназначенные для перечисления в муниципальные бюджеты. Речь идет о финансовой помощи муниципальным бюджетам, финансовой поддержке переданных муниципалитетам государственных полномочий, компенсации дополнительных расходов или сокращении доходов, если это является результатом решений, принятых органами власти регионального уровня. Бюджетный кодекс допускает иные виды расходов, если они связаны с обеспечением деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

Экономический блок расходов местных бюджетов должен включать расходы на формирование и управление муниципальной собственностью, организацию общественного транспорта, финансирование целевых программ, принятых органами местного самоуправления, а также обслуживание и погашение муниципального долга.

Социальные расходы муниципалитетов включают расходы на финансирование учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Бюджетный кодекс также предусматривает такие муниципальные расходы, как целевые субсидии населению. Большие расходы муниципалитеты несут на организацию и развитие муниципального жилищнокоммунального хозяйства, которое, согласно Бюджетному кодексу, финансируется исключительно за счет расходов местного бюджета.

В перечень обязанностей муниципальных органов власти также входят охрана окружающей среды, благоустройство и озеленение муниципальных территорий, а также затраты на утилизацию и переработку бытовых отходов. В перечень расходов муниципального уровня могут быть включены и другие расходы, связанные с решением представительных органов власти. Общим ограничением перечня расходов муниципального уровня является бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит подробный перечень расходов, подлежащих софинансированию из бюджетов всех уровней, который формируется по принципу, закрепляющему совместное решение ряда важных вопросов с участием органов власти всех уровней.

Первый блок этих расходов включает в себя расходы экономического характера. К ним относятся расходы, понесенные в режиме государственной поддержки промышленности, строительно-монтажной отрасли, "сельского хозяйства, дорожного и речного транспорта, предприятий дорожного и метрополитена". Забота всех органов власти всех уровней, обеспечиваемая расходами соответствующих бюджетов, является решением одной из определяющих проблем рыночной экономики - развития рыночной инфраструктуры. Расходы бюджетов всех уровней включают также вопросы финансирования воспроизводства природных ресурсов.

Второй блок расходов, покрываемых из бюджетов всех уровней, предназначен для целей финансирования административного характера. К ним относится финансирование правоохранительной деятельности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, природных ресурсов и гидрометеорологической деятельности. К совместно финансируемым расходам относятся расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба.

В данном блоке я считаю необходимым привести положения статьи 10 ФЗ-69 "Финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

Финансовая поддержка деятельности Федеральной службы пожарной безопасности, социальных гарантий и компенсаций ее сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. 

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальные гарантии и компенсации персоналу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. 

Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольная пожарная охрана, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Материально-техническое обеспечение федеральной пожарной охраны осуществляется в порядке и нормативах, установленных Правительством Российской Федерации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

Совместные расходы всех бюджетов включают расходы, обеспечивающие научно-технический прогресс, в том числе финансирование научно-исследовательских экспериментальных и проектно-изыскательских работ. К категории объектов, подлежащих совместному финансированию всех уровней бюджетов, относятся средства массовой информации.

К совместно финансируемым расходам относятся расходы на социальные вопросы, связанные с социальной защитой населения. Этот блок расходов в основном требует детальной детализации направлений и количественных параметров финансирования, которые должны решаться через более совершенный механизм межбюджетных отношений.

Вывод:

Одной из важнейших задач бюджета является учет всех доходов и расходов государства. Таким образом, решается проблема создания стабильной предсказуемой экономической политики государства. Эта политика гораздо больше привязана к законодательно утвержденным параметрам бюджета на следующий год. В течение финансового года практически невозможно внедрить какие-либо значимые нововведения. Более того, установлен жесткий механизм внесения изменений в действующий порядок определения расходов по различным направлениям. Так, в статье 83 Бюджетного кодекса РФ указано, что если каким-либо законом на федеральном уровне вводятся новые расходы, не учтенные законом о бюджете на очередной год, а также если они не финансируются и не финансируются за счет других уровней бюджета, то в данном нормативном акте необходимо одновременно указать источник и порядок финансирования этих расходов.

Одним из серьезных недостатков нынешней бюджетной системы следует назвать неэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней. Недостатки в этой области включают финансирование бюджетных расходов методом зачета, а также с помощью платежных средств различной степени ликвидности, что приводит к недофинансированию отдельных получателей бюджетных средств.

Продолжающаяся практика неэффективных расходов, которые по существу не нужны с точки зрения интересов общества и государства, оказывает негативное влияние. Поэтому Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачу инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.