Бюджетная политика и инвестиционные задачи государства: содержание, соотношение, баланс

Содержание:

  1. Понятие и сущность бюджетной политики, ее роль в развитии государства
  2. Бюджетная политика Российской Федерации: основные тенденции
  3. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 10.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчёт по преддипломной практике:

 

Как написать отчет по преддипломной практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Снижение себестоимости производства сельскохозяйственной продукции на предприятии
Роль финансов в обеспечение победы в Великой Отечественной Войне
Государственная политика и проблемы «теневой» экономики
Особенности внешнеторговой политики России в условиях экономических санкций

 

Введение:

 

Фискальная политика - это деятельность государства, направленная на определение основных обязанностей и количественных параметров доходов и расходов бюджета и формирование управления государственным долгом. Бюджетная политика является частью экономической политики государства и служит достижению наиболее важных социально-экономических целей и параметров.

Важнейшими направлениями фискальной политики являются получение и расходование бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление дефицитом бюджета и государственными долгами. Эффективность фискальной политики оценивается по макроэкономическим и социальным показателям, полученным по результатам деятельности исполнительных органов в этих областях.

Экономический рост, макроэкономические показатели, такие как рост инвестиций в экономику, внешнеторговый баланс, уровень и качество жизни населения и другие, показывают эффективность политики государственного бюджета.

Государственный бюджет, который является основным способом накопления финансовых ресурсов, основным финансовым планом государства, позволяет осуществлять бюджетную политику. Происходит перераспределение бюджета, национального дохода и валового внутреннего продукта, бюджет служит инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной деятельности, эффективности производства и социальной политики.

Поэтому фискальная политика, которая объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.

Понятие и сущность бюджетной политики, ее роль в развитии государства

Государственный бюджет, его сущность и функции государства в финансовой системе

Государственный бюджет является основным звеном в финансовой системе любой страны. Государственный бюджет имеет много определений. Итак, А.Ю. Казах видит бюджет как «сумму денежных отношений ... основной финансовый план, ... самый важный финансовый регулятор ...».

М. И. в учебнике "Государственный бюджет". Бюджет Ткачука "... главный финансовый план государства отражает экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием центрального фонда".

Законодательное собрание Бюджет Дробозина считается «основным центральным денежным фондом» в учебнике «Финансы», а республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России) является основным звеном бюджетной системы, «опосредуя формирование и использование центрального центрального денежного фонда государства». относится к экономическим валютным отношениям и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. "

В. М. Представленное определение бюджета представляется наиболее точным. Родионова: «Сумма бюджетных отношений для формирования и использования бюджетного фонда страны является концепцией государственного бюджета».

Поэтому в различных источниках бюджет может включать финансовый план государства, способ создания и расходования средств, фонд фонда или системы или совокупность денежных отношений, фактор применения экономических законов и т. д.

 

Закон о бюджете Республики дает следующее определение понятия «бюджет»: «бюджет - это план создания и использования средств для обеспечения реализации функций и функций государства» (статья 2 «Основные термины и определения», пункт 1.2).

В соответствии с Законом о бюджете Российской Федерации в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации входят: «бюджеты федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации»; Бюджеты учреждений-учредителей Российской Федерации и бюджетов региональных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов Москвы и ул. Городские муниципальные образования федерально значимых городов Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. "

Бюджетная политика и инвестиционные задачи государства: содержание, соотношение, баланс

Подводя итог вышесказанному, отметим, что определение бюджета не может быть неоднозначным. Он должен раскрывать сущность категории и основываться на ее основной характеристике: бюджет является неотъемлемой частью финансов, центральным звеном финансовой системы.

Исходя из этого, бюджет должен быть определен как особая система финансовых отношений, связанная с формированием и использованием бюджетного фонда, позволяющего государству функционировать на определенных этапах общественного развития.

Исторически возникновение бюджета проистекает из существования государства, развития товарно-денежных отношений и удовлетворения объективных потребностей через государство. В старом мире общественные расследования ограничивались действующим судом, организацией управления и военной защитой. В средние века, когда общие и общие потребности были постепенно удовлетворены, началось усиление социально-стимулирующих войск - принца и королевской власти, и возникло государство. В то же время сбор средств в пользу этих союзов увеличился. Дальнейшее социальное развитие породило ряд новых потребностей, которые были удовлетворены за счет взаимных фондов. Увеличение бюджетного фонда, рост государственных расходов на вооружение, проведение войн, судебное управление, администрация, государственное образование и т. д.

Развитие бюджета происходило одновременно с формированием общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства для удовлетворения общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и государственных расходов.

Очевидно, что существование бюджетных отношений связано с существованием государства. Тем не менее, поскольку бюджетные отношения объективно определяются законами социального развития, они являются органической частью экономической структуры общества, а не надстройкой, а элементом основы.

Поэтому в своей организационной (внешней) форме бюджет является финансовым планом государства, который играет центральную роль в общей системе финансовых планов. Это основной финансовый план государства в пользу выражения следующих аргументов:

  • бюджет формируется как финансовая база государства;
  • значительная доля валового продукта и национального дохода государства перераспределяется через бюджет, определяются макроэкономические коэффициенты перераспределения стоимости бюджета;
  • порядок формирования доходов бюджета влияет на условия его формирования и объем децентрализованных фондов коммерческих учреждений, доходы населения;
  • объем государственных расходов определяется потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого этапа развития общества;
  • в конечном итоге бюджет объединяет все финансовые планы экономических посредников через систему показателей (платежи в бюджет и бюджетные надбавки), которые отражают связь с бюджетом в отдельных разделах предприятий, планах и сметах бюджетных учреждений.

Бюджетный план является организационной формой реализации бюджетных отношений и приобретает силу закона. Он отражает доходы правительства, пропорцию распределения определяющей части центральных финансовых ресурсов за определенный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные аспекты финансовой политики страны.

Подготовка, рассмотрение, утверждение и реализация бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регулируется законом. Утвержденный бюджетный план требует, чтобы закон вступил в силу. Бюджетный фонд создается при его исполнении.

Бюджетный план доминирует в общей системе финансового плана, поскольку все активы и связи в экономике отражают некоторые из ее финансовых ресурсов и регулируют его финансовые отношения с правительством. Это заставляет оценивать платежи и отчисления в бюджетный фонд в финансовых планах хозяйственных фондов.

Бюджетные отношения составляют обязательства государства после утверждения бюджетного плана в качестве закона страны. Поэтому принципы получения дохода, поставленные цели и задачи финансирования становятся выражением фискальной политики государства и являются обязательными для всех предприятий, вовлеченных в бюджетный процесс.

Сущность государственного бюджета лучше всего проявляется в следующих функциях.

Перераспределительная функция национального дохода. Более половины национального дохода и денежных средств перераспределяется через государственный бюджет. Это гарантирует, что государство не только отвечает национальным потребностям, но и реализует программы экономического и социального развития страны.

Функция вмешательства в производственный процесс, в результате чего государство поддерживает определенные отрасли народного хозяйства.

Осуществление внутренней и внешней безопасности.

Реализация государственной социальной политики по защите социальной справедливости в обществе.

Содержимое контрольного аппарата.

Сущность и назначение государственного бюджета как объективных конкретных финансовых отношений остаются неизменными в различных социально-экономических формациях, но его качественное содержание и роль в качестве денежного фонда и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны. региональные, природные и др. особенности. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется экономической и финансовой политикой правительства, социально-экономическим развитием и приоритетами финансирования и т. д. Это определяется такими субъективными факторами.

Структура бюджета представлена ​​доходами и расходами бюджета.

Отдельными группами и подгруппами доходов бюджета для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются:

Налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; Налоги на товары (бизнес, услуги) на территории Российской Федерации; Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; комплексные подоходные налоги; налоги на недвижимость; налоги, сборы и регулярные платежи за использование природных ресурсов; государственный налог; страховые взносы на обязательное социальное страхование; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования государственного и муниципального имущества; платежи при использовании природных ресурсов; компенсируемые доходы и государственные расходы от оказания платных услуг и многое другое;

Приходит бесплатно.

Разделы и подразделы классификации бюджетных расходов объединены для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

Национальные проблемы: функционирование Президента Российской Федерации; Функционирование высшего должностного лица Российской Федерации и муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований и др.

Национальная оборона: Вооруженные Силы Российской Федерации; Модернизация Вооруженных Сил и воинских частей Российской Федерации; мобилизационное и невоенное образование;

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность: прокуроры и следователи; внутренние органы; внутренние войска; сотрудники органов юстиции; система штрафов; сотрудники службы безопасности; пограничники; органы, контролирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ; защита населения и региона от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; пожарная безопасность;

Национальная экономика: общие экономические проблемы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космоса; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство (дорожные фонды); связь и информатика; прикладные исследования в народном хозяйстве; другие вопросы народного хозяйства;

Жилищно-коммунальное хозяйство: жилье; выгоды; окружающая среда; прикладные исследования в сфере ЖКХ; другие вопросы в сфере ЖКХ;

Охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор и удаление отходов; защита объектов и мест обитания растений и животных; прикладные исследования в области охраны окружающей среды; другие экологические проблемы;

Образование: дошкольное образование; общее образование; начальное образование профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и здоровье детей; прикладные исследования в образовании; другие темы образования;

Культура, кинематография: культура; изображение; абзацы с четвертого по пятый более не действительны; прикладные исследования в области культуры и кинематографии; другие вопросы в области культуры и кинематографии;

Здравоохранение: стационарная медицинская помощь; амбулаторное лечение; медицинское обслуживание во всех типах дневных стационаров; неотложная медицинская помощь; санаторий и медицинская помощь; поставка, обработка, хранение и сохранность донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; сила параграфа была потеряна; прикладные исследования в области здравоохранения; другие проблемы со здоровьем;

Социальная политика: пенсионное обеспечение; социальные услуги; социальная защита населения; защита семьи и детства; прикладные исследования в социальной политике; другие вопросы социальной политики;

Физическая культура и спорт: физическая культура; массовый спорт; спорт с высочайшими достижениями; прикладные исследования в области физического воспитания и спорта; другие предметы по физическому воспитанию и спорту;

Средства массовой информации: телевидение и радиовещание; периодические издания и издательства; прикладные исследования в СМИ; другие вопросы СМИ;

Обслуживание государственных и муниципальных долгов: обслуживание государственных внутренних и муниципальных долгов; обслуживание государственного долга;

Общие межбюджетные трансферты в бюджеты учреждений-учредителей Российской Федерации и муниципальных организаций: субсидии для выравнивания бюджетных ассигнований учредителей Российской Федерации и муниципальных организаций; другие субсидии; другие межправительственные переводы общего характера. Бюджетная политика является неотъемлемой частью национальной (федеральной) социально-экономической политики и направлена ​​на регулирование доходов и расходов государственного бюджета для достижения основных макроэкономических приоритетов.

Рассмотрим сущность и основные особенности фискальной политики.

Суть фискальной политики

Финансово-кредитная политика представляет собой совокупность регулирующих воздействий, методов и инструментов на социально-экономические процессы, связанные с реальным денежным обращением. Финансово-кредитная политика имеет следующие направления: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, социальная, инвестиционная в сфере международных финансов.

Поэтому бюджетная политика является одним из аспектов финансово-кредитной политики государства и выступает средством реализации экономической и социальной политики государства. Основной целью фискальной политики является обеспечение сбалансированности бюджета и выполнения всех бюджетных обязательств. Наиболее актуальными задачами бюджетной политики Российской Федерации являются:

  • рационализация государственных расходов;
  • централизация всех средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства;
  • оптимизация государственного долга;
  • развитие финансового федерализма.

Бюджетная политика - это ряд решений, принятых законодательными (представительными) и исполнительными органами власти для определения ключевых аспектов развития бюджетных отношений и выработки конкретных способов их использования в интересах граждан, общества и государства.

Разработка бюджетной политики начинается с определения концептуальной основы для разработки бюджета и определения его роли в общественном воспроизводстве в надлежащие сроки. Затем создаются цели и задачи бюджетной политики, которые определяются на основе основных аспектов использования бюджетной политики в интересах граждан, общества и государства. На последнем этапе бюджетной политики необходимо разработать особые способы, позволяющие реализовать основные аспекты использования бюджетных отношений в течение определенного периода времени для решения поставленных целей и задач.

Функциональный аспект бюджетной политики включает в себя:

  • Политика доходов бюджета (финансовая);
  • Политика бюджетных расходов;
  • Политика бюджетного баланса;
  • Эффективная государственная политика муниципального долга;
  • Политика в сфере межбюджетных отношений.

Важными компонентами фискальной политики являются меры по обеспечению сбалансированного бюджета. Речь идет об управлении дефицитом бюджета.

Для планирования бюджета и его исполнения характерны следующие ситуации:

  • Баланс доходов и расходов бюджета;
  • Профицит доходов над расходами (профицит бюджета);
  • Превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).

Идеальный вариант - полностью покрыть расходы доходом. Однако даже сбалансированный бюджет не гарантирует отсутствия проблем в экономике страны.

В современном мире дефицит бюджета не классифицируется как исключительное финансовое явление. На некоторых этапах развития высокоразвитые государства встречались с этим. Более того, известный британский экономист Ю.М. Кейнс предложил ограниченную политику финансирования для ускорения экономического роста и обеспечения полной занятости.

Дефицит бюджета - сумма, при которой расходы правительства на определенный год превышают его доходы. В зависимости от причины обучения различаются структурные и циклические бюджетные дефициты. Дефицит структурированного бюджета возникает, если правительство намеренно тратит государственный бюджет больше, чем доходы. то есть в результате планирования, связанного с реализацией определенных социально-экономических программ. Структурный дефицит бюджета в основном покрывается за счет внутреннего финансирования: займы от национального банка, выпуск государственных облигаций и т. д.

Если существует положительный баланс между фактическим и структурным бюджетным дефицитом, наблюдаемым в ходе исполнения государственного бюджета, возникает круговой бюджетный дефицит. Причиной его формирования являются изменения в производственном цикле. Это происходит в результате снижения деловой активности и в результате снижения налоговых поступлений. Результатом, с одной стороны, является плохое производство и низкие выплаты в государственный бюджет; с другой стороны, увеличение выплат и пособий по безработице и других социальных программ.

Государственные бюджеты стран с развитой рыночной экономикой хронически неадекватны, но в относительно стабильной экономической ситуации это не считается злом. Однако с 1990-х гг. Происходит сокращение дефицита бюджета в развитых странах Запада.

Основными причинами дефицита бюджета являются:

  1. рост государственных расходов в результате крупных государственных инвестиций в развитие экономики. В этом случае оно отражает государственное регулирование открытых экономических процессов;
  2. чрезвычайные ситуации (войны, стихийные бедствия);
  3. экономический кризис.

Нередко кризис в открытой экономике, ухудшение финансово-экономических показателей, нарушение экономических отношений, неэффективность налоговой системы и т. д. В этом случае необходимы срочные меры для стабилизации экономики, улучшения финансового состояния коммерческих предприятий и реформирования финансово-кредитной системы.

В самом общем случае дефицит бюджета является результатом:

  • чрезмерные государственные расходы;
  • ограниченные финансовые возможности правительства по мобилизации необходимого дохода (преднамеренное снижение налогов в связи с продвижением деятельности коммерческих предприятий или сбором с низким уровнем дохода);
  • циклический спад в экономике.

Конечно, наиболее важными факторами, влияющими на дефицит бюджета и определяющими его размеры, являются колебания ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что, когда ВВП в периоды депрессии низок, как правило, бюджет сокращается в открытую, а период восстановления имеет положительное сальдо. Причиной таких изменений является метаморфоза, которая происходит в доходной и расходной частях бюджета.

Это означает, что во время рецессии прямые налоги (подоходный налог, подоходный налог и т. д.) Резко сократились из-за снижения налоговой базы. В то же время некоторые виды государственных расходов растут, что делает их прогрессивными по циклу. Как правило, правительства принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения в периоды рецессии, что приводит к увеличению пособий по безработице и других социальных расходов, а также переводам в отрасли, которые производят и обслуживают население.

Следовательно, бюджетный дефицит - это система экономических отношений, связанных с получением большего дохода из государственных ресурсов и использованием их для финансирования расходов, которые не обеспечены их собственным доходом.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. Внутренние источники включают государственные займы (в национальной валюте) посредством выпуска государственных облигаций, займов и банкнот от национального (центрального) банка страны. Внешние источники включают государственные займы (в иностранной валюте), займы иностранных правительств, банков и международных организаций.

В результате проблема регулирования дефицита бюджета напрямую связана с управлением внутренними и внешними долгами, поскольку дефицит бюджета часто финансируется за счет внутренних и внешних займов.

Государственный долг - это государственный долг юридическим лицам, иностранным правительствам, международным организациям и другим вопросам международного права. Также приводится следующее определение государственного долга: государственный долг - это сумма всех общих государственных непогашенных и непогашенных долговых обязательств и процентов, подлежащих уплате по соответствующим долговым обязательствам.

Управление государственным долгом - это непрерывный и осознанный процесс обслуживания, а также создания и распределения фондов государственного долга. Процесс управления может быть представлен в виде следующих шагов:

Выбор основных инструментов для планирования объема (потолка) государственных обязательств и привлечения ресурсов на текущий период. Объем государственного долга во многом зависит от состояния экономики страны, ее текущих потребностей, а также от намеченных перспектив развития. В то же время следует учитывать возможность привлечения основных источников финансирования национальных потребностей и учета доли долговых обязательств с учетом возможности размещения. При определении размера государственного займа на следующий финансовый год необходимо учитывать фактический размер на начало периода.

Привлекать финансовые ресурсы и занимать иностранные средства путем выпуска и размещения государственных долговых инструментов. В то же время средства из центрального фонда (государственный заем) направляются на финансирование центрального и местных бюджетов, дефицита наличных средств и крупных инвестиционных проектов.

Обслуживание государственного долга означает оплату основной суммы долговых обязательств и выплату процентов. Источниками погашения этих затрат являются:

  • средства государственного бюджета;
  • золотовалютные резервы страны;
  • ресурсы от продажи государственного имущества;
  • дополнительные займы и внешние займы.

Следующие меры могут также использоваться в управлении государственным долгом:

  • конверсия - это изменение эффективности кредита. Чтобы сократить расходы на управление государственным долгом, правительство уменьшает сумму процентов, выплачиваемых по кредитам. Однако не наблюдается увеличения доходности государственных облигаций для кредиторов.
  • консолидация - увеличение или уменьшение продолжительности кредитов, выданных в настоящее время;
  • объединение займов - объединение нескольких ранее выпущенных ценных бумаг в обмен на облигации нового займа;
  • отсроченное погашение кредита используется, когда выдача нового кредита не оказывает экономического влияния, так как большая часть доходов от продаж направляется на погашение и выплату процентов по бывшим долговым обязательствам. Отсрочка погашения кредита аналогична консолидации, но после консолидации держатели облигаций продолжают выплачивать им доход.
  • списание государственного долга - как следствие, мера, при которой государство полностью ликвидирует свои обязательства по кредитам. Это часто является результатом прихода к власти новых политических сил.

Временный аспект фискальной политики состоит из фискальной стратегии, рассчитанной на будущее, и фискальной тактики, ориентированной на деятельность в конкретном финансовом периоде.

Бюджетная политика реализуется как на государственном, так и на федеральном (региональном) и муниципальном уровне. Без независимой, продуманной и эффективной бюджетной политики ни государство, ни региональные, ни муниципальные образования не могут достичь финансовой и бюджетной независимости. Основой бюджетной политики является стратегическое направление экономической и социальной политики государства. Они определяют размер и пропорцию финансовых ресурсов, централизованных государством, и возможности использования бюджетных средств для решения основных социально-экономических проблем государства. В рыночных условиях фискальная политика является основным рычагом для определения основных аспектов экономического влияния государства на общественное производство. Основным условием обеспечения эффективности фискальной политики является научный подход к ее развитию с учетом реального состояния экономики, ее финансового положения и бюджетной системы страны.

Эффективность фискальной политики также во многом зависит от двух условий:

  • Политическая стабильность в стране;
  • Высокий уровень профессионализма работников государственного сектора.

Законодательная (представительная) и исполнительная власти участвуют в разработке бюджетной политики. Особенности конституционного строя современной России обусловили приоритет Президента Российской Федерации в разработке бюджетной политики.

Инструментами реализации бюджетной политики являются бюджетное законодательство и бюджетный механизм.

Бюджетная политика Российской Федерации: основные тенденции

Современная бюджетная политика Российской Федерации: основные социально-экономические результаты Бюджетная политика направлена ​​на достижение двух совокупностей результатов: социально-экономических, которые в совокупности образуют социально-экономическую основу государства.

Очевидно, что валовой внутренний продукт увеличился на 1,3% в 2013 году по сравнению с 2012 годом, что является низким показателем того, что экономический рост в Российской Федерации замедляется. Темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта, что свидетельствует об отрицательном сальдо внешней торговли. В 2013 году инвестиции в основной капитал сократились на 0,3% по сравнению с 2012 годом - еще одна негативная тенденция. Количество безработных увеличилось на 0,2%.

Единственная положительная тенденция заключается в том, что рост реальных денежных доходов населения в 2013 году составил 3,3% по сравнению с предыдущим годом, а рост реальной средней заработной платы составил 5,2% по сравнению с предыдущим годом.

Очевидно, что экономические показатели свидетельствуют о достаточно высокой эффективности бюджетной политики Российской Федерации и необходимости дальнейшего развития бюджетного механизма.

Анализ динамики дефицита федерального бюджета Российской Федерации показывает отрицательную динамику показателя плюс федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации - в 2012 году дефицит бюджета привел к федеральному бюджету.

 

Мы анализируем расходы и динамику государственного бюджета, чтобы оценить влияние фискальной политики на социальную сферу Российской Федерации.

В 2013 году произошло незначительное увеличение доли расходов на образование по сравнению с 2009 годом - на 0,71%.

Что касается социальной политики, то доля этого компонента в структуре государственных расходов за последние три года существенно не изменилась, и в 2011 году произошло существенное изменение доли расходов на социальную политику в структуре расходов по сравнению с 2010 годом - с 3,41% до 28,63%.

Проанализируем основные показатели образования Российской Федерации (исходные данные представлены в приложении А). Можно выделить следующие основные тенденции: количество общеобразовательных государственных и муниципальных учреждений в 2005-2012 гг. Значительно сократилось - с 60,8 тыс. До 45,0 тыс., Количество высших профессиональных и государственных образовательных учреждений сократилось с 655 тыс. До 609 тыс. Единственным увеличивающимся показателем в разрезе государственной и муниципальной власти является количество учреждений среднего профессионального образования и профессионального образования - 2688 тысяч в 2005 году и 2725 тысяч в 2012 году.

Поэтому с учетом увеличения числа негосударственных форм собственности образовательных учреждений эти тенденции свидетельствуют о снижении доли государственных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг.

Если текущие тенденции сохранятся, государственный сектор в сфере образования значительно уменьшится в будущем. В этом случае образование будет менее доступным для бедных, что ухудшит структуру общества с точки зрения образования. В то же время наблюдается постоянный рост показателей зачисления в учебные заведения (например, в высших учебных заведениях, число поступающих увеличилось с 68% в 2005 году до 90% в 2012 году) и количество выпускников (с 45,5% до 61,2% соответственно). Нельзя сказать, что эти тенденции положительно характеризуют динамику качества образования - наоборот, нельзя сказать, что выбор приема в учебные заведения менее избирателен, как и компетенция, и это может повлиять на качество образования.

Рассматривая статью «Социальная политика» как часть государственных расходов, можно констатировать, что в качестве социальных расходов в основном понимаются следующие расходы: федеральная целевая программа «Жилье» на 2011–2015 годы, меры по обеспечению жильем определенных категорий граждан, меры, которые необходимо принять, жилье, социальное обеспечение федеральных государственных служащих, социальные выплаты, субсидии гражданам на приобретение жилья.

Тем не менее, в целом, если среднегодовая обеспеченность жильем для нуждающихся составляет 7% в год, жилье будет предоставляться всем, кто нуждался с тех пор, за исключением только 14 лет, за исключением того, что число нуждающихся не осталось постоянным. По этой причине текущая социальная политика в сфере жилищного строительства принципиально не изменилась, хотя изменилась лучше по сравнению с периодом 2005-2007 гг. Еще одним важным направлением бюджетной политики Российской Федерации является регулирование естественного прироста населения.

В приложении B представлены основные компоненты изменения численности населения. Анализируя данные общего прироста населения, можно отметить, что общий прирост населения Российской Федерации до 2008 года был отрицательным - из-за большого естественного сокращения населения. В 2009 году впервые за последние 17 лет был получен положительный показатель за счет уменьшения общего прироста населения, уровня естественного спада (то есть числа смертей в период, приближающийся к числу рождений), а в 2012 году общий прирост составил 290,7 тысячи человек. Всего по состоянию на 31 декабря 2012 года население Российской Федерации составляет 143 347,1 тыс.

Таким образом, стимулирование рождаемости путем оплаты рождения капитала приводит к значительному изменению социальной структуры населения - увеличению населения, омоложению населения, увеличению доли естественного прироста в общем приросте населения.

Другим эффектом проводимой государственной бюджетной политики путем расходования средств пенсионного фонда является перераспределение доходов населения, уменьшение дифференциации населения и снижение социального неравенства.

Население, денежные доходы которого были ниже прожиточного минимума в 2005 году, составляло 17,8% в 2005 году - почти пятая часть от общей численности населения и до 2012 года в результате политики увеличения денежных доходов населения (за счет увеличения стоимости жизни и, как следствие, всех пособий, ориентированных на этот показатель ) этот показатель снизился до 11%. Очевидно, что фискальная политика государства привела к увеличению реальных денежных доходов населения. Это было подтверждено сравнением темпов роста прожиточного минимума с темпами роста потребительских цен, что отражает уровень инфляции в экономике. Уровень прожиточного минимума за период 2005-2011 гг. Превысил темп роста потребительских цен (кроме 2012 г., где просрочка составила 4,1%).

Давайте проанализируем экономические последствия бюджетной политики Российской Федерации.

Запланированные экономические последствия любой бюджетной политики состоят в достижении экономического роста, создании новых рабочих мест, увеличении заработной платы в экономике и расширении финансовых возможностей государства. Прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкая инфляция и стабильность национальной валюты), что определяет степень доверия людей к государству. Рассмотрим цели бюджетной политики Российской Федерации и основные направления ее развития.

Цели и пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации

Пути разработки бюджетной политики и решения проблем отражены в годовом бюджетном послании Президента Российской Федерации. Вся сложность заключается в их последовательной практике. Основой разработки и реализации бюджетной политики является стратегическая цель развития страны, определенная в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации. В настоящее время действует Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 г. «Бюджетная политика на 2014–2016 годы».

На приоритетной стороне бюджетной политики на текущий период, для реализации приоритетных направлений государственной политики, реализации социально-экономических преобразований с целью достижения измеримого успеха, измеримых, социально значимых результатов, наиболее важными из них являются имя пользователя Российской Федерации 7 мая 2012 года.

Новые макроэкономические реалии при создании проектов бюджета на плановые периоды 2014, 2015 и 2016 гг. Для достижения среднесрочных целей фискальной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.

  1. Обеспечение долгосрочного баланса и стабильности как основополагающего ответственного принципа бюджетной политики бюджетной системы путем безусловного выполнения всех обязательств государства и выполнения обязанностей, определенных в решениях Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
  2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета, в том числе повышение эффективности бюджетных расходов в целом, особенно оптимизация государственных закупок, бюджетной сети и количества государственных служащих.
  3. Разработка программно-целевых методов управления.
  4. Принять решения для обеспечения долгосрочного баланса и прозрачности пенсионной системы.
  5. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры.
  6. Переход к созданию государственного назначения по предоставлению государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единых стандартов для единого перечня таких услуг и их финансовой поддержки.
  7. Совершенствование налоговой системы и повышение конкурентоспособности.
  8. Межгосударственные отношения. Следующий финансовый год станет важным шагом в создании и исполнении бюджетов учреждений-учредителей Российской Федерации. Прием бюджетов будет обязательным во всех регионах в течение трех лет с 2014 года. Между тем, с 1 января 2014 года вопросы, связанные с финансированием дошкольного образования, будут перенесены с местного на региональный уровень.
  9. Улучшить прозрачность и бюджетный процесс бюджетов.
  10. В 2014-2015 годах должен быть завершен переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования.

Основным инструментом для достижения целей государственной политики должны быть правительственные программы с требованиями, вытекающими из документов стратегического планирования, а механизмы и суммы финансовой поддержки должны быть определены в долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и ​​Программе развития программы государственного (муниципального и муниципального) финансирования.

Будет продолжена работа по созданию интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», включая развертывание единого портала бюджетной системы для повышения прозрачности и бюджетирования бюджетов.

Проект федерального бюджета на периоды планирования 2014 и 2015 и 2016 годов был разработан в соответствии со следующими основными подходами:

Создание бюджетных параметров исходя из необходимости безоговорочно выполнять существующие расходные обязательства, включая их оптимизацию и повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Реализация данного подхода включает обязательный приоритет целей и задач, государственных обязательств и документов государственного стратегического планирования, установленных действующим законодательством Российской Федерации в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Минимизировать риски несбалансированных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при бюджетном планировании. С этой целью формирование проекта федерального бюджета должно опираться на реалистичные прогнозы и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также учитывать перспективные параметры других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В то же время должна быть обеспечена достаточная гибкость в отношении предельных объемов и структуры бюджетных расходов, включая наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и динамику бюджетных доходов (оптимизация) для уточнения приоритетных задач.

Повысить стабильность федерального бюджета и снизить его зависимость от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе. Для реализации этого подхода основным инструментом являются «бюджетные правила», которые обеспечивают последовательное сокращение не нефтяного и газового дефицита федерального бюджета и поддерживают государственный долг Российской Федерации на экономически безопасном уровне (не превышающем 20% ВВП). Накопление части доходов от нефти и газа в суверенных фондах создает дополнительные возможности для выполнения социальных обязательств государства даже в случае значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации.

Сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их выполнения. Неудачные финансовые источники федерального бюджета включают выбор приоритетных обязательств по расходам для достижения наилучших результатов, в том числе в долгосрочной перспективе. Утверждение и реализация долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на этот год позволит систематически рассчитывать и оценивать влияние принимаемых решений на показатели сбалансированной системы бюджетной системы.

Стимулы к использованию механизмов для повышения эффективности бюджетных расходов, выявления и использования резервов для достижения запланированных (установленных) результатов. Основным инструментом для этого элемента бюджетной политики будет программно-целевой метод, который повышает ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей государственных программ в достижении наилучших результатов при ограниченных финансовых ресурсах.

В Российской Федерации существует программа по совершенствованию управления государственными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, а также Государственная программа «Управление государственными финансами» Российской Федерации. Наличие последних свидетельствует об актуальности проблемы эффективности управления государственными финансами и бюджетной политики в частности. Программа повышения эффективности управления государственными финансами включает в себя следующие недостатки существующей системы:

  • отсутствие регламентированной процедуры в бюджетном процессе и при разработке документов государственного стратегического планирования прогнозов социально-экономического развития;
  • отсутствие согласованной системы стратегического планирования, включая ограниченное планирование и реализацию бюджетных инструментов (а также налоговых, тарифных, таможенных и других инструментов) для достижения долгосрочных целей государственной политики, и, следовательно, слабость между стратегическим и бюджетным планированием соединение;
  • неопределенность и взаимная координация отношений между различными программно-целевыми инструментами;
  • неполное формирование и ограниченная реализация государственных (муниципальных) программ как основного инструмента достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы бюджетного планирования;
  • сохранение условий и стимулов для несправедливого увеличения бюджетных расходов, часто с низкой мотивацией, для формулирования приоритетов и оптимизации государственных расходов и местного самоуправления;
  • полное формальное применение и использование государственных и муниципальных услуг с новыми формами представления и финансовой поддержки;
  • недостаточная эффективность системы государственного и муниципального финансового контроля и недостаточная направленность оценки эффективности бюджетных расходов;
  • отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового контроля;
  • ограниченное использование оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового управления в секторе государственного управления и многих других странах.

Для повышения эффективности необходимо полностью внедрить программно-ориентированные методы управления в бюджетном процессе. В то же время особое внимание следует уделять показателям государственных (муниципальных) программ, включая все дополнительные и подтверждающие материалы, для обеспечения того, чтобы государственные (муниципальные) программы достигали своих целей и повышали их эффективность при планировании бюджетных ассигнований.

Структура управления финансовыми ресурсами публично-правовых институтов должна регулироваться; реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов; улучшить государственный и муниципальный финансовый контроль, чтобы сосредоточиться на оценке эффективности бюджетных расходов. Кроме того, необходимо улучшить качество финансового управления в секторе государственного управления; повысить открытость и прозрачность управления государственными финансами.

Поэтому первой мерой по повышению стратегической эффективности использования финансовых ресурсов бюджетных резервов является разработка и реализация бюджетной стратегии Российской Федерации.

Следующая мера - обеспечить стабильность бюджетных правил использования доходов от нефти и газа, которые регулируют определение предельного объема расходов федерального бюджета. Следование этим правилам обеспечит сбалансированность федерального бюджета и сократит дефицит нефти и газа.

Третья мера заключается в поддержании безопасного уровня и структуры государственных долгов Российской Федерации. Это возможно путем выхода на рынок ссуд на выгодных условиях, позволяя части доходов от нефти и газа накапливаться в Резервном фонде, с ограниченным объемом ссуд на приемлемых условиях, с возможностью «дальнейшего сокращения относительных процентных расходов федерального бюджета, низкой налоговой нагрузки и гарантии. сделано. накопление резервного фонда происходит за счет фиксированного размещения суверенных фондов. "

И, наконец, необходимо создать систему анализа эффективности бюджетных расходов. Без этой системы сложно определить эффективность фискальной политики, то есть невозможно обоснованно выявить недостатки и сформулировать нормативные акты.

Заключение

Таким образом, основной целью бюджетной политики является повышение качества жизни и уровня населения. Государство должно помочь увеличить реальные доходы и занятость, увеличить сбережения и активы граждан, а также развивать рынок жилья. В сфере прямой ответственности - безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, включая качественное и доступное жилье, образование, здравоохранение, культурное и духовное развитие, информацию, досуг, выход на пенсию и социальное обеспечение, социальную защиту граждан, государственную помощь.

Основой решения социальных проблем является высокий уровень устойчивого экономического роста, который создает новые рабочие места, повышает заработную плату в экономике и расширяет финансовые возможности государства. Прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкая инфляция и стабильность национальной валюты), что определяет степень доверия людей к государству. Важно снизить налоговую нагрузку на экономические и административные барьеры, защитить права собственности и обеспечить экономическую свободу и равную конкуренцию. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиастроения и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической промышленности и других стратегических отраслей экономики.

Создание условий для будущего развития - важнейшая задача социально ответственного государства. Люди должны полагаться на будущее, полагая, что их внуки будут благодарны старым поколениям и, следовательно, каждой семье, которая заложила основы для будущего процветания страны в целом. Развитие природного и научного потенциала, создание конкурентоспособной системы образования, создание инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация государства и борьба с коррупцией являются необходимыми условиями для достижения этой цели. Комплексное решение демографической проблемы должно напрямую способствовать ее успеху.

Достижение наиболее важных целей налогово-бюджетной политики может быть достигнуто только путем эффективного управления государственными доходами и расходами. Вопрос эффективности бюджетной политики сегодня актуален. До 2018 года Программа улучшения финансирования государственного управления (государственного и муниципального) привлекала внимание к ряду недостатков в управлении финансовой системой государства, в том числе к отсутствию интегрированной системы стратегического планирования и, следовательно, слабой связи между стратегическим и бюджетным планированием, уровнем и взаимной неопределенностью. координация различных целевых программных инструментов; Сохранение условий и стимулов для несправедливого увеличения бюджетных расходов, часто с низкой мотивацией государственных чиновников и другими недостатками того, что Российская Федерация должна ориентироваться на бюджетную политику в будущем.