Бюджетная политика государства. Особенности бюджетной политики в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая безопасность России   
Семейный бюджет: источники формирования. Бюджет семьи в современной России 
 
 


Введение:

Фискальная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на следующий финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, направленным в Федеральное Собрание в начале (не позднее марта) предыдущего года.

Поскольку наиболее важными областями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление дефицитом бюджета и государственным долгом, эффективность всей бюджетной политики можно оценить по результатам деятельности органов исполнительной власти в этих областях. , Состояние государственных финансов оказывает очень сильное влияние на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать в качестве одного из критериев успешности реализации бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, основным средством накопления финансовых ресурсов, дает политической власти реальную возможность осуществлять власть, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являющийся просто набором документов, разработанных одной ветвью власти и утвержденных другой, выполняет довольно утилитарную функцию - он определяет стиль, выбранный государством для управления страной. Бюджет по отношению к проводимой властями экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от выбранного варианта развития общества и не играет самостоятельной роли.

Тем не менее, именно бюджет, показывающий размер финансовых ресурсов, необходимых для государства, и фактически доступные резервы, определяет налоговый климат страны, это бюджет, фиксирующий конкретные области расходов, процент расходов по промышленность и территория, является конкретным выражением экономической политики государства. Перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта происходит через бюджет. Бюджет выступает в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной деятельности, повышения эффективности производства, именно через бюджет реализуется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяющий основные финансовые категории (налоги, государственные займы, государственные расходы), является ведущим звеном в финансовой системе любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики в будущем.

 

Бюджетная система Российской Федерации

Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы

 

Государственный бюджет как основной компонент бюджетной системы является частью национального дохода, подлежащего перераспределению; Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Бюджетный кодекс Российской Федерации предлагает следующее определение бюджета: бюджет является формой формирования и расходования средств, предназначенных для финансовой поддержки задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система страны (региона) обычно подразделяется на уровни. Это связано со значительными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчинение одних органов власти другим и разную степень их независимости в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.

Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых акты представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и действует с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. 

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Включает в себя:

  • классификацию доходов бюджета РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджета РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджета РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета;
  • классификацию видов государственного управления внутренние долги бюджетов РФ;
  • классификация видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственная классификация расходов федерального бюджета. 

Кроме того, существует несколько принципов, на которых строится бюджетная система Российской Федерации: принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Федерация, принцип независимости бюджетов, принцип полноты отражения бюджетных доходов и расходов, принцип бюджетного баланса, принцип эффективности и т. д. Экономное использование бюджетных средств, принцип общего (совокупного) покрытия бюджета расходы, принцип прозрачности, принцип бюджетной надежности, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. 

 

Бюджетный процесс в Российской Федерации

 

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • законодательные (представительные) органы власти;
  • исполнительные органы;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные менеджеры и администраторы бюджетных средств.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основе которых органы исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов.

Информация, необходимая для подготовки проектов бюджетов, включает информацию о:

  • действующем налоговом законодательстве;
  • нормативы отчислений из собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • расчетный объем финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • виды и суммы расходов, перенесенные с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
  • нормативы финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
  • минимальные бюджетные стандарты безопасности.

В свою очередь, бюджетирование основывается на:

  • Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
  • прогнозирование социально-экономического развития соответствующей территории на следующий финансовый год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на следующий финансовый год;
  • прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на следующий финансовый год;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на следующий финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца года. Базовый год и тенденции развития экономики и социальной сферы на плановый финансовый год и предшествующий составлению бюджета. Его изменение при подготовке и рассмотрении проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Основными макроэкономическими показателями для составления бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на следующий финансовый год и темпы роста ВВП в следующем финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (с декабря следующего года по декабрь этого года).

Для обеспечения необходимой степени конфиденциальности при рассмотрении отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательство Российской Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на следующий финансовый год не вступает в силу до начала следующего финансового года, если Государственная Дума не примет законопроект до 1 декабря текущего года, а также если указанный закон не вступает в силу по другим причинам до 1 января следующего года. В таких случаях Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале следующего финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти расходуют средства федерального бюджета в соответствии с указанным законом.

 

Исполнение бюджетов

 

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основании бюджетного перечня. Органы исполнительной власти несут ответственность за организацию и исполнение бюджетов, управление бюджетными счетами и бюджетными средствами. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и реализацию всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета.

Исполнение доходов бюджетов предусматривает:

  • перевод и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом нормативных налогов;
  • возврат переплаченных сумм дохода;
  • учет доходов бюджета и составление отчетов о доходах соответствующего бюджета.

Если в процессе исполнения бюджета происходит уменьшение объема доходов бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов по сравнению с утвержденным бюджетом не более чем на 10 процентов, можно принять решение о введении режим сокращения бюджетных расходов. Если расходы бюджета сокращаются более чем на 10 процентов, то исполнительный орган представляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете. 

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх тех, которые утверждены в законе о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера бюджетного дефицита и платежей, которые сокращают долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. , Если необходимо направить дополнительные доходы для других целей или если ожидаемые доходы превышают утвержденные более чем на 10 процентов, бюджетные расходы финансируются после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, квартальной, полугодовой и годовой. Сбор, сбор, подготовка и сдача отчетов об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет квартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета представительному органу и соответствующему контрольному органу, а также Федеральному казначейству. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. 

 

Теоретические основы фискальной политики

 

Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации

 

Бюджетная политика государства представляет собой комплекс мер в области организации бюджетных отношений с целью обеспечения его средствами для выполнения его функций.

Фискальная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговую и бюджетную систему организация использования фискальных инструментов для регулирования экономических и социальных процессов. Это социально-экономическая сущность государственной бюджетной политики.

В соответствии с намеченными целями формируются задачи, определяющие стратегические направления и основные направления бюджетной политики. Как правило, это:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочение государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. 

Фискальная политика является основой экономической политики государства и отражает все его финансовые отношения с государственными учреждениями и гражданами.

Качество федерального бюджета и заложенные в нем параметры определяют уровень социальной защиты граждан, инвестиционные возможности государства, степень влияния России на международной арене и даже предпринимательскую активность граждан.

Основными инструментами государственной бюджетной политики являются, прежде всего, такие фискальные рычаги влияния, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы.

Эффективность функционирования бюджетной политики во многом зависит от бюджетного потенциала, который характеризует потенциал накопления финансовых ресурсов в бюджете (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим необходимо подчеркнуть реальный бюджетный потенциал, который государство действительно способно организовать (фактический объем денежных ресурсов, накопленных в руках государства).

Исходя из категории бюджетного потенциала, необходимо оценить возможности реализации государственных функций, в том числе функций государственного регулирования экономики. На рост и снижение бюджетного потенциала влияют инвестиционная, социальная, оборонная, регуляторная функции бюджета и всего государства. Как правило, в условиях финансово-экономического кризиса наблюдается значительное снижение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между потенциальным потенциалом и фактическим бюджетом, в основном из-за низкого сбора налогов. 

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентирована в основном на достижение сбалансированного бюджета, сбалансированного с точки зрения государственных доходов и расходов на протяжении всего бюджетного периода.

За весь период реформ цели бюджетной политики были значительно достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, принят Бюджетный и налоговый кодексы, разработана казначейская система, собран налог улучшилось, и инфляция снизилась. Сокращение государственных расходов со стороны государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету и отказалась от финансирования выбросов. В то же время нам удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо провести реконструкцию ее основных принципов:

  • реализм, то есть устранение ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • ответственность государства за безусловное выполнение своих обязательств;
  • жесткость бюджетов, превращение их в эффективный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличение доходов, причем не за счет увеличения налоговой нагрузки, а за счет легализации частной предпринимательской инициативы;
  • повышение эффективности бюджетной политики при достижении определенных параметров в экономике. 

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике на следующий год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Сообщение о бюджете устанавливает стратегические и краткосрочные руководящие принципы для бюджетной политики, соответствующие общим целям и задачам экономической политики государства, которые имеют решающее значение при среднесрочном бюджетном планировании и при составлении федерального бюджета на следующий год.

 

Государственные доходы и методы их мобилизации

 

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:

  • мобилизация финансовых ресурсов в распоряжении государственных органов;
  • их использование для различных государственных нужд.

Первый из этих процессов выражается в концепции государственных доходов, второй - в государственных расходах.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства (представленного его различными структурами) и государственных предприятий. В то же время накопленные государством финансовые ресурсы относятся к категории централизованных, а оставшиеся в распоряжении государственных предприятий децентрализованы. 

Доходы централизованного правительства формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованный - формируется за счет денежных доходов и сбережений самих предприятий. Разделение государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения национальных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и усиления влияния государственных доходов на экономическую эффективность.

В структуре централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, благодаря чему обеспечивается решение экономических и социальных проблем развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разных уровней позволяет проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных секторов народного хозяйства, чтобы удовлетворить, примерно в тех же пределах, потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее институты.

Помимо бюджета централизованные государственные доходы включают средства государственных внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных фондов, фонда занятости, фонда медицинского страхования.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, является стоимость общественного продукта (частично - национального богатства), который на разных этапах и этапах распределения проявляется в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях является выручка от реализации продукции и таких компонентов, как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и т. д. Объектом бюджетных отношений можно считать такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи от которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь, объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

 

Бюджетная политика государства. Особенности бюджетной политики в России

 

Основным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды чрезвычайных ситуаций (войны, крупные стихийные бедствия и т. д.), ранее накопленное национальное богатство может служить источником государственных доходов. В этом случае накопление государственных доходов осуществляется за счет использования остатков бюджетных средств, предназначенных для покрытия расходов, продажи золотого резерва, платной приватизации государственного имущества и т. д.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренний - включает в себя национальный доход и национальное богатство, созданные внутри страны и используемые государством для выполнения своих неотъемлемых функций. Внешний - включает в себя национальный доход и, в исключительных случаях, национальное богатство другой страны, если они заимствованы в форме государственных займов или получены в форме погашения платежей.

Структура государственных доходов во многом определяется методами, которыми государство накапливает необходимые ему средства.

В рыночной экономике основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в их различных формах), кредиты и выбросы. Соотношение между этими методами не одинаково в разные исторические периоды и определяется многими факторами: содержанием финансовой политики, экономическими условиями, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью серьезности возникающих социальных противоречий и т. д.

Совокупность всех видов государственных доходов, полученных разными методами, образует систему государственных доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышать его эффективность, влиять на распределение производительных сил по всей стране, способствовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена экономической деятельности - предприятий (объединений, организаций).

Налоги имеют финансовые, экономические и социальные последствия. Предоставляя государственным органам необходимые источники средств, налоги выполняют свою фискальную роль. В то же время механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут оказать положительное влияние на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание необходимых инфраструктурных объектов и т. д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные проблемы: регулируются доходы различных социальных групп населения, лица, находящиеся за чертой бедности, освобождаются от налогообложения, налоговые льготы устанавливаются исходя из требований демографической политики и т. д.

Государственные займы являются вторым по важности источником дохода. Они используются не только для покрытия дефицита бюджета, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно с точки зрения инвестиций в государственный сектор экономики. Значение кредитов значительно возрастает в периоды экономического кризиса. Рост кредитов в период экономического кризиса может даже опередить рост налогов, поскольку последние из-за отсутствия эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

Кредиты используются в различных частях государственных финансов: федеральный, республиканский и местные бюджеты; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств от государственных предприятий. Они широко используются для покрытия дефицита бюджета не только на федеральном и республиканском уровнях, но и на местном уровне, а функционирование финансового рынка позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, обусловленная тем, что налоги являются финансовой основой для погашения займов. Растущие государственные расходы, связанные с погашением кредитов и выплатой процентов по ним, требуют повышения налогов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует также обратный эффект налогов на кредиты. Например, увеличение налогов неизбежно сталкивается с сопротивлением налогоплательщиков, а правительство, не желая допускать обострения социальной напряженности, движется к выдаче все новых и новых кредитов. Единственным препятствием на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный лимит.

Третий метод мобилизации государственных доходов - это эмиссия, причем не только бумажных денег, но и кредитов. Государство прибегает к эмиссии только в том случае, если налоговые и кредитные поступления не покрывают растущие государственные расходы, а ситуация на финансовом рынке неблагоприятна для выдачи новых займов. Проблемы с бумажными деньгами и кредитами, если они не связаны с потребностями экономического оборота, но обусловлены необходимостью покрытия дефицита бюджета, приводят к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитой рыночной экономикой обычно не прибегают к выдаче кредитов, заменяя их выдачей кредитов. Однако кредиты также могут ускорить инфляционные процессы. В конце концов, владельцы государственных облигаций, продавая их на финансовом рынке, могут спровоцировать инфляционный процесс, хотя последний не идет в таких масштабах и не такими же темпами, как это происходит во время эмиссии. 

 

Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

 

Государственные расходы являются частью финансовых отношений за счет использования централизованных и децентрализованных государственных доходов. Специфика государственных расходов заключается в удовлетворении потребностей публичной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов напрямую связаны с функциями государства - экономическими, социальными, административными, военными (оборонными) и т. д. Государственные расходы предназначены для удовлетворения наиболее важных потребностей общества в развитии экономики. социальная сфера, внедрение государственного управления и укрепление обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (ассоциации), организации и учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых государственных расходов, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также расходов государственных предприятий, организаций и учреждений. Как те, так и другие расходы осуществляются с целью расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), формирования государственных фондов на социальные цели и для удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в разных экономических системах (рыночных и административно-командных) и даже на разных этапах экономического развития роль государства, его функции и сфера деятельности изменяются, структура и объем произведенных государством расходов соответственно трансформируются.

С переходом на рынок и развитием различных форм собственности экономическая функция государства претерпела изменения, но государство всегда будет выполнять роль координатора экономических процессов, реализация которых будет осуществляться экономическими методами. и в некоторых случаях путем непосредственного вмешательства в процесс размножения.

Использование экономических, в том числе финансовых методов, позволило государству отказаться от командного управления со своими присущими ему методами бюджетного финансирования и субсидий, которые обеспечивали запланированные темпы развития общественного производства, и перейти к финансовому регулированию экономики путем создания принципиально иной режим расходования финансовых ресурсов и радикальная перестройка бюджетного механизма. Переход к финансовому регулированию экономики позволит значительно сократить государственные расходы, изменить их структуру, а также увеличить децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями.

Конкретным типом государственных расходов в рыночной экономике является стоимость инвестиций в существующие или вновь созданные предприятия, часто осуществляемая на долевой основе. Имущество, созданное за счет государственных инвестиций, передается в специальные органы управления государственным имуществом.

Государственные расходы в области экономики имеют большое экономическое значение: они способствуют перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому перевооружению всех отраслей экономики. Государственные расходы играют активную роль в реализации инвестиционной политики, природоохранных мер и распространении экологически чистых технологий.

Государственные расходы постепенно увеличиваются за счет выполнения социальной функции государства. Необходимость обеспечения основных социальных прав работников, необходимость государственного регулирования социальных процессов обуславливают увеличение соответствующих государственных расходов, расширение их состава. В то же время основная часть государственных расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется из бюджетных и внебюджетных средств. В последние годы, наряду с развитием всех звеньев государственных финансов, роль местных финансов в покрытии расходов на расширение и улучшение социальной инфраструктуры, содержание образовательных и медицинских учреждений и финансирование муниципального строительства значительно возросла.

Расходы государства за счет его социальной деятельности имеют большое значение. Созданные с их помощью социальные фонды влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни людей. За счет социальных расходов государства финансируются меры, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переподготовку работников, выплачиваются пособия по безработице и т. д.

Важную экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, ассоциациями, организациями. Расходы государственных предприятий покрывают два вида расходов:

  • во-первых, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;
  • во-вторых, из-за социальных потребностей трудового коллектива и отдельных работников.

Первый тип затрат необходим для обеспечения расширенного воспроизводства основных и оборотных средств, их эффективного использования и получения высокого финансового результата. Успешное решение этой проблемы позволяет повысить эффективность управления, увеличить финансовые возможности государства. Второй вид расходов способствует повышению уровня удовлетворения социальных потребностей работников.

Выполняя различные функции, государство несет расходы не только на финансирование экономики и социально-культурных мероприятий, но и на содержание административных структур. Расходы, связанные с выполнением государственным управлением своих функций, относятся к бюджету. В дополнение к ним расходы на государственное управление включают административные расходы, которые несут государственные предприятия, организации и учреждения. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на снижение затрат на административный аппарат, обычно приводит к снижению доли управленческих расходов в общем объеме государственных расходов.

В последнее время военные расходы претерпели значительные изменения в связи с выполнением оборонной функции государства. Из-за разрядки во всем мире военная функция постепенно будет играть все более подчиненную роль. И как следствие этого, процессы конверсии оборонных отраслей будут набирать обороты в экономике страны, государственные расходы на содержание оборонных объектов сократятся, а бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил сократятся.

Объектом государственных расходов являются доходы, мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий, что указывает на тесную количественную взаимосвязь между понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы».

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно связанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационная структура этой системы основана на определенных принципах, установленных государством. Наиболее важными из них являются:

  • целевое направление средств;
  • безвозвратность расходования государственных ресурсов;
  • соответствие с экономикой.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по назначению в соответствии с направлениями расходов, указанными в финансовых планах. Основными целевыми областями государственных расходов в коммерческой сфере являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой сфере - заработная плата, эксплуатационные расходы, капитальные вложения и т. д.

Принцип безвозвратного расходования государственных ресурсов означает, что средства, используемые для финансирования национальной экономики, социальных и других целей, не подлежат возмещению. Этот способ расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безотзывности не означает, что можно быть равнодушным к конечному результату использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их вложения в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, и в конечном итоге привести к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижение наибольшей эффективности в процессе осуществления государственных расходов соответствует такому принципу их организации, как соблюдение режима сбережений. Его можно охарактеризовать как систему форм и методов последовательной минимизации затрат относительно результата. Этот принцип не всегда связан со снижением затрат, но обязательно предполагает наиболее подходящее их выполнение.

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

  • самофинансирование;
  • бюджетное финансирование;
  • кредитная безопасность.

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование используется для покрытия расходов общегосударственного значения.

Кредитное обеспечение используется, с одной стороны, государственными предприятиями, которые получают банковские кредиты для покрытия своих текущих и инвестиционных расходов, а с другой стороны, государственными структурами различных уровней правительства, которые прибегают к заимствованию денег у финансовых учреждений. Рынок в виде государственного займа. Рациональная взаимосвязь вышеуказанных форм финансовой поддержки государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой эффективности от использования каждой из форм. 

 

Сбалансированность бюджетов

 

Теоретически, государственные расходы и доходы должны быть равны. Но поскольку они представляют разные аспекты деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные проблемы, по-разному влияют на АЭС, доходы и занятость, а также качественно характеризуют различные отношения, на практике все это вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому на самом деле доходы и расходы государства могут быть не равны. Более того, разница между суммой государственных доходов и государственных расходов используется как инструмент бюджетной политики, то есть может стабилизировать или стимулировать экономику страны. Не существует тесной взаимозависимости между расходами и доходами государства, поскольку они не связаны с покупкой и продажей тех услуг, которые оказывает государство. Для фирмы взаимозависимость доходов и расходов вполне очевидна. Он приобретает ресурсы, производит из них любые товары, продает их, а на вырученные средства приобретает материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. В то же время как расходы, так и доходы фирмы увеличивают ВВП и занятость. Эта зависимость не характерна для деятельности государства. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги напрямую снижают доходы и объем производства и повышают цены. И только государственные расходы увеличивают производство, занятость и доходы.

Бюджет обычно рассматривается как закон, поскольку незначительные колебания государственных расходов могут привести к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность экономической деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает как государства, так и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долгосрочные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине следующей финансовой Год означает отсутствие стратегических и долгосрочных целей государства в развитии экономики. Этот вид государственной политики, основанный на отсутствии стратегических целей, влияет на действия всего общества, поскольку в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценивания финансовых и физических активов (имущества) экономических агентов они не могут иметь долгосрочных последствий. Краткосрочные цели, такие как доход и текущее потребление, включая расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «потреблению» экономического потенциала страны и лишает его будущего.

 

Бюджетная политика в ходе экономического цикла

 

Фундаментальная цель фискальной политики заключается в ликвидации безработицы или инфляции. Во время рецессии проводится стимулирующая налогово-бюджетная политика. Это включает увеличение государственных расходов, снижение налогов или и то, и другое. Те. если вначале у нас сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении дефицита бюджета во время рецессии или депрессии.

И наоборот, если инфляция вызвана избыточным спросом в экономике, то проводится ограничительная налогово-бюджетная политика. Это включает в себя сокращение государственных расходов, увеличение налогов или то и другое. Фискальная политика должна двигаться в направлении профицита бюджета, если экономика сталкивается с проблемой контроля над инфляцией. 

При наличии дефицита бюджета его стимулирующее влияние на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Есть два основных метода: кредитование населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои кредиты, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые ресурсы. Этот дополнительный спрос приводит к повышению уровня процентных ставок. Таким образом, правительство будет вытеснять часть расходов частных инвесторов и потребительских расходов с учетом интересов. Второй метод позволяет избежать вытеснения частных инвестиций. И, следовательно, создание новых денег по своей природе считается более стимулирующим способом финансирования дефицита.

Если есть профицит бюджета, его дефляционное влияние зависит от того, как он ликвидируется. Можно погасить государственный долг, но, выкупив его, правительство переводит свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, в результате чего процентная ставка падает и стимулирует инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто снять лишние суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое дальнейшее использование. И, таким образом, эти средства больше не будут оказывать инфляционного воздействия. Вот почему считается, что полное изъятие дефицита бюджета дефицита является более сдерживающей мерой, чем использование этих средств для погашения государственного долга. 

 

Основные направления бюджетной политики на перспективу

 

Всего за три года значительный профицит сменится практически сбалансированным бюджетом. Период 2008—2010 гг. в России с макроэкономической точки зрения во многих отношениях обещает стать переломным. Он будет характеризоваться как изменением объективных условий развития российской экономики, так и поворотом в характере политики правительства.

Во-первых, как ожидается, быстрый рост цен на мировых рынках сырья сменится их снижением. Цены на нефть по прогнозам, снизятся до 50 дол./бар. к 2010 г.

Во-вторых, отставание добычи и экспорта углеводородов от роста российской экономики примет хронический характер.

Несмотря на это, взрывное расширение притока иностранного капитала вызовет дальнейшее реальное укрепление рубля, сокращающее удельный вес экспортноориентированных отраслей в ВВП. В итоге размеры нефтегазового комплекса, включая добычу, переработку и транспортировку, стабилизируются на уровне 210—220 млрд. дол., а его доля в ВВП будет быстро падать: с 23% в 2006 г. До 13% в 2010 г. Соответственно, расчетная величина природной ренты в нефтегазовом секторе сократится почти вдвое — с 19,1% ВВП в 2006 г. до 10,6% ВВП в 2010 г., как и изъятие нефтегазовой ренты в бюджетную систему.

Резкое сокращение удельного веса нефтегазового комплекса повлечет за собой значительное падение суммарных бюджетных доходов. Это объясняется проведенным в ходе налоговой реформы перераспределением налоговой нагрузки, которая в итоге оказалась в нефтяном секторе более чем вдвое, а в газовом секторе — в полтора раза выше, чем в остальной экономике.

Сокращение нефтегазовых поступлений не может быть компенсировано за счет других источников, так что суммарные доходы федерального и расширенного бюджета в 2008—2010 гг. снизятся на 5,4% ВВП.

Драматическое падение нефтегазовых доходов бюджета будет сопровождаться противоречивыми изменениями в управлении ими.

Преобразование стабилизационного фонда в резервный фонд и фонд будущих поколений в 2008 г. означает переход к значительно более жестким бюджетным правилам. В особом режиме теперь будут управляться не два основных нефтяных налога (НДПИ и экспортные пошлины на сырую нефть), а все пять основных нефтегазовых налогов, кроме налога на прибыль. Кроме того, изменится принцип разделения нефтегазовых доходов на расходуемые и сберегаемые. До сих пор сберегались дополнительные (по сравнению с базовой ценой на нефть) поступления двух основных налогов. Величина расходуемых средств менялась при этом в зависимости от цен на нефть и газ. По новым правилам величина расходуемых средств, называемая «нефтегазовым трансфертом», фиксируется в размере 3,7% от ВВП и не будет зависеть от цен на углеводороды. В целом реформа стабилизационного фонда представляет собой переход от краткосрочного частичного сглаживания использования нефтегазовых доходов к их полному долгосрочному сглаживанию. Вместе с тем на переходный период в 2008—2010 гг. нефтегазовый трансферт будет превосходить как установленные стандартные размеры, так и расчетную величину за предыдущие годы.

Если в 2007 г. сбережение нефтегазовых поступлений достигало 7,5% ВВП, то в 2008—2010 гг. оно составит менее 1% ВВП. Сочетание роста расходов федерального бюджета со снижением доходов приведет к быстрому — всего за три года — переходу от значительного профицита (7,4% ВВП) к практически сбалансированному бюджету.

Основное увеличение расходов связано с увеличением государственных инвестиций, формированием государственных корпораций, капитализацией институтов развития и т. Д. За этим стоит намерение стимулировать развитие несырьевых секторов путем расширения базы для экономического роста и пополнение бюджета. Принимая во внимание низкую эффективность государственных инвестиций в прошлом, теперь взят курс на их реализацию в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако сохраняются опасения, что дополнительные расходы, ослабляющие долгосрочную макроэкономическую стабильность, не будут соответствовать поставленным целям. Ряд международных исследований показал, что государственные инвестиции и другие меры поддержки ускоряют экономический рост, если качество государственных учреждений относительно высокое, но не дают эффекта, если они низкого качества, что в настоящее время характерно для России.

Международный опыт также показывает, что ГЧП могут внести значительный вклад в развитие инфраструктуры, но в некоторых случаях они ослабляют стабильность, создавая значительные скрытые бюджетные обязательства.

Расчеты показывают, что после 2010 года тенденция доходов бюджета будет продолжать снижаться. Если взять за основу прогноз средней цены нефти Агентства энергетической информации США - около 45 долларов за баррель. в 2011–2020 гг. (по марке «Урал») доходы федерального бюджета могут сократиться к 2020 г. до 16,5% ВВП, в том числе не нефтяные и газовые доходы - до 13,4% ВВП. Дефицит нефти и газа строго ограничен с 2008 года - он не может превышать 4,7% ВВП, то есть чистые заимствования не должны превышать 1% ВВП. Прогнозируемый лимит расходов затем стабилизируется на уровне около 18% ВВП. Таким образом, после 2010 года необходимо перейти от этапа быстрого увеличения бюджетных расходов к этапу их постепенного сокращения. Это должно учитывать растущие потребности в финансовой поддержке пенсионной системы. Хотя ей не грозит формальная неспособность выполнить свои обязательства, с социальной точки зрения слишком большой разрыв между уровнем пенсий и заработной платы недопустим.

В последние годы этот показатель снижался: с 32,0% в 2002 году до 25,8% в 2007 году. Чтобы предотвратить чрезмерное дальнейшее падение, федеральный бюджет предусматривает увеличение трансфертов на трудовые пенсии на 0,7 процентных пункта к 2010 году.

Расчеты показывают, что для поддержания этого соотношения, по крайней мере, на уровне 2007 года в 2020 году, необходимо будет дополнительно увеличить отчисления в Пенсионный фонд еще на 2,2% ВВП.

Приведенные выше оценки четко указывают на настоятельную необходимость перехода от «экстенсивной» к «интенсивной» политике государственных расходов. На экстенсивный характер последних тенденций указывает не только быстрое увеличение расходов, но и, например, содержание национальных проектов в области здравоохранения и образования, где выделение дополнительных ресурсов не сопровождалось заметным прогрессом в осуществлении реформ. Между тем, дополнительные ресурсы без улучшения институциональной среды не обеспечивают улучшения качества государственных услуг, а реформа механизмов государственного сектора позволяет решить эту проблему без увеличения затрат.

Максимальная задача - не только сдержать дальнейшее увеличение бюджетных расходов, но и довести накопления фонда для будущих поколений до размеров, позволяющих решать проблемы пенсионной системы за счет инвестиционного дохода от размещения средств. фонд.

Если задача повышения эффективности государственного сектора не будет решена, то останутся два одинаково непривлекательных варианта. Ограничения на общие расходы приведут к постепенной деградации социальной сферы. Чтобы предотвратить это, власти могут отказаться от установленных строгих бюджетных правил, увеличив заимствования и используя больше запасов нефти и газа. Однако такая политика лишь на некоторое время задержит необходимость сделать выбор - крупные реформы или сдерживание расходов. Кроме того, поддержание высоких затрат создает серьезные макроэкономические риски: в случае неожиданного ухудшения внешней среды или изменения готовности инвесторов предоставлять кредиты правительству оно не сможет полностью выполнить свои обязательства.

Таким образом, перед правительством стоит серьезная проблема. В случае успеха макроэкономические и социальные условия для развития будут оставаться благоприятными, а неспособность привести качество государственного сектора в соответствие с возросшими требованиями поставит под вопрос перспективы дальнейшего экономического развития. 

 

Заключение

 

Таким образом, исходя из проделанной мной работы, можно сделать следующие выводы:

Бюджетная политика - это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета; деятельность органов власти различного уровня по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов; Деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, заключающаяся в разработке концепции его развития, принципов и форм его организации.

Бюджетная политика на следующий финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, направленным Федеральному Собранию в начале прошлого года.

За весь период реформ цели, поставленные для бюджетной политики в Российской Федерации, были значительно достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, утверждены Бюджетный и налоговый кодексы, введена казначейская система. Развивается, сбор налогов улучшился, а инфляция снизилась. Сокращение государственных расходов со стороны государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету и отказалась от финансирования выбросов. В то же время нам удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В этом году, как и в предыдущем году, были определены основные задачи бюджетной политики, которые также рассчитаны на среднесрочную перспективу, в том числе:

  • улучшение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
  • ориентация бюджетной политики на будущее, основанная на четком понимании возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивающих предсказуемость условий формирования бюджетов на всех уровнях;
  • создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономических условий;
  • продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налоговой нагрузки;
  • повышение уровня налогового администрирования, в том числе путем внедрения информационных технологий;
  • более рациональная организация работы налоговых инспекций, минимизация времени, затрачиваемого налогоплательщиками на ведение налогового учета, подготовку и сдачу налоговых отчетов, особенно на предприятиях малого бизнеса;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
  • финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием преимущественно на федеральном уровне;
  • модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
  • комплектование российской армии, предусматривающее замену воинской повинности на систему комплектования по контракту;
  • принятие мер по максимальной концентрации всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
  • создание системы четкого и стабильного разграничения полномочий по доходам и расходам, что является необходимым условием для приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с фактически имеющимися ресурсами для их реализации.

При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость фискальной политики является ключевым фактором общей макроэкономической стабильности. Федеральный бюджет должен стать надежной финансовой основой для сильного демократического государства.