Бюджетная обеспеченность муниципальных образований и проблемы ее оптимизации

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы устойчивого развития экономики РФ   
Современные особенности, проблемы и перспективы использования угля в мире 
Место и роль экономической теории в развитии общества 
Потребности как движущая сила развития экономики 


Введение:

Местное самоуправление является основой демократической системы и основой демократии. Это уровень власти, который ближе всего к населению и несет за него ответственность. Процесс формирования и развития местного самоуправления в Российской Федерации протекает с определенными трудностями и, в некоторой степени, с непониманием важности этого института власти как со стороны населения, так и со стороны населения. часть органов государственной власти, в части обеспечения решения вопросов местного значения. Местные вопросы находятся в компетенции органов местного самоуправления и напрямую зависят от состояния муниципальных бюджетов.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Я считаю важнейшей задачей прояснить общие принципы организации местного самоуправления, развития сильного, независимого, финансово независимого местного самоуправления. 

В связи с этим значение и актуальность решения вопросов формирования бюджетов муниципальных образований, их укрепления приобретают особую направленность в развитии местного самоуправления. В настоящее время существующие подходы к формированию бюджетов муниципальных образований определяются следующими обстоятельствами:

  1. В условиях переходной экономики России поиск новых возможностей для функционирования муниципальных образований наряду с субъектами Российской Федерации имеет решающее значение в региональной политике.
  2. Целенаправленное развитие экономики муниципальных образований должно соответствовать целям российской и региональной экономики, но с учетом интересов местного населения и конкретных территорий.
  3. Трансформация экономики муниципальных образований представляет собой сложный социально-экономический процесс, охватывающий деятельность ряда хозяйствующих субъектов.

Управление экономическим развитием муниципалитетов объективно предполагает создание механизмов формирования местных бюджетов с учетом экономических и социальных целей, а также достаточности финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

В то же время местные бюджеты отдельных муниципалитетов испытывают дефицит, но существует возможность объединения экономических и финансовых ресурсов при правовой поддержке со стороны федерального и регионального уровней управления.

Такие задачи, как разработка экономической политики муниципалитетов в области выявления резервов для увеличения бюджетного обеспечения, консолидации усилий по их интеграции, развитию малого бизнеса, требуют большего внимания и отражения в научных исследованиях. Поэтому вопросы совершенствования формирования бюджетов муниципальных образований очень актуальны в настоящее время.

 

Бюджетная обеспеченность муниципальных образований и проблемы ее оптимизации

 

Местные (муниципальные) финансы представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении местного самоуправления для решения возложенных на них задач.

В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т. д.

В Европейской Хартии о местном самоуправлении изложены принципы самостоятельности и достаточности местных бюджетов:

  • достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;
  • свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
  • поступления хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных налогов и сборов;
  • защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
  • предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.

Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства хозяйственных обществ, к которым следует отнести:

  • финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
  • финансовые ресурсы не муниципальных предприятий и других хозяйственных обществ, используемых ими для финансирования строительства и содержания социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования.

В Российской Федерации большинство этих принципов не соблюдаются. Чтобы подтвердить этот вывод, рассмотрим практику формирования бюджетов муниципальных образований Кемеровской области.

В соответствии с Законом Кемеровской области «О статусе и границах муниципальных образований» образовано всего 223 муниципальных образования, в том числе 16 городских округов, 18 муниципальных районов, 167 муниципальных образований сельских поселений.

Концептуально важным в законе является формирование городских округов и муниципальных округов на территории области на основе существующих муниципальных образований с целью сохранения преемственности организации местного самоуправления. Во время введения нового территориального деления была проведена своего рода ревизия того, что было в тот момент в населенных пунктах, чтобы избежать чрезмерной фрагментации органов местного самоуправления.

Реализация положений Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определила создание соответствующей структуры муниципальных образований, нижним уровнем которой является сельское поселение. Желательно помнить, что оптимальное развитие любой системы (включая муниципалитеты) достигается только тогда, когда содержание и форма взаимно согласованы. На наш взгляд, в настоящее время в Российской Федерации существует форма, которая наполняется новым контентом, в то же время испытывая серьезные трудности.

 

Формирование системы муниципалитетов разных уровней

 

Формирование системы муниципалитетов разных уровней должно помочь улучшить управление муниципалитетами, организацию и развитие производства на их территориях, создание соответствующей системы расселения и повышение уровня благосостояния сельских районов. В то же время муниципалитеты, получив широкие права и возможности для самостоятельного управления и развития, столкнулись с проблемой нехватки современных технологий социально-экономического развития и нехватки финансовых ресурсов для решения возложенных на них полномочий.

В контексте формирования местного самоуправления одним из ключевых вопросов является совершенствование механизма финансовой поддержки для решения вопросов местного значения и реализации делегированных им государственных полномочий. Муниципалитеты обосновывают свою миссию и будут иметь возможность развиваться, если их экономическая база сможет обеспечить: процессы воспроизводства за счет социально-территориального разделения труда; Воспроизводственные процессы, удовлетворяющие различные потребности населения населенных пунктов, их потребности и интересы.

В экономическом плане муниципальные образования рассматриваются как территориальные образования, в пределах которых формируется и функционирует муниципальная экономика.

Признаки муниципальной экономики заключаются в решении вопросов местного значения, сочетании экономической эффективности и социальной ответственности перед населением, функционирование в границах сельского поселения различных субъектов, необходимость реализации общественных благ в условиях функционирования рыночных отношений. Следует отметить и тот факт, что с точки зрения получения обратной связи участие населения в местном самоуправлении, а именно конкретные формы и процедурные моменты, прописанные в законодательных актах, проще апробировать в муниципальных образованиях сельских поселений, где население немногочисленно и проживает компактно.

 

Бюджетная обеспеченность муниципальных образований и проблемы ее оптимизации

 

Доходный потенциал местных бюджетов Кемеровской области в большей степени состоит из безвозмездных поступлений других бюджетов бюджетной системы РФ. Удельный вес безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов (межбюджетные трансферты) в общих доходах бюджетов муниципальных образований области в среднем составляют: для городских округов -62 - 65 %; муниципальных районов в пределах 80 %; сельских поселений - 46 - 55 %.

Если анализировать бюджетную обеспеченность в разрезе муниципальных образований городских округов и муниципальных районов, то можно констатировать их неравномерность.

Уровень обеспеченности муниципальных образований городских округов выглядит более предпочтительно, чем муниципальных районов. Связано это с тем, что муниципальные районы ограничены в размерах налогооблагаемой базы. Как известно, законодательно закрепленный земельный налог за муниципальными районами не в полной мере работает на него, в связи с тем, что практически все земли находятся в муниципальных образованиях сельских поселений. А следовательно и земельный налог принадлежит им. Налог же на имущество физических лиц составляет незначительную долю в налоговых доходах.

Кроме того, муниципальные районы в большей степени имели неналоговые платежи от аренды земель, которую арендовали угольные предприятия. За последние годы угольные предприятия интенсивно выкупали земельные участки под развитие производства. По существующему положению, арендная плата за использование земельных участков на порядок выше земельного налога, так как она устанавливалась исходя из кадастровой оценки земли - нижний предел арендной платы. Верхний предел законодательством не ограничен. За счет этого, муниципальные районы могли позволить устанавливать ставки арендных платежей выше ставки земельного налога.

 

Пути решения существующих проблем

 

Необходимо более активно развивать муниципальную экономику. Муниципальная экономика зависит от решения вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением его жизнедеятельности, и во вторую очередь, должна строиться на сочетании экономического интереса, экономической эффективности и социальной ответственности.

В связи с этим, особое значение приобретает развитие малого предпринимательства как наиболее гибкое и быстро адаптируемое к изменяющейся внешней и внутренней среде. Тем более, что в Кемеровской области принят ряд законов, которые направлены на поддержку и развитие этого сектора экономики.

С 1 января 2009 года в Кузбассе для субъектов малого предпринимательства в 3 раза была снижена ставка налога по упрощенной системе налогообложения (с 15 до 5 процентов). Действующим предприятиям выдавались льготные займы до 2 млн рублей сроком на 2 года под 5 процентов годовых. Для начинающих предпринимателей из областного бюджета предоставлялись безвозмездные гранты до 500 тысяч рублей для новых предприятий. Начинающим предпринимателям выдавались льготные займы в размере 1 млн рублей сроком на 3 года под 5 процентов годовых с отсрочкой платежа на год. Важной мерой поддержки малого предпринимательства в 2009 - 2011 гг. исполнительная власть региона определила выделение квот (до 20 процентов) субъектам малого предпринимательства на размещение государственных заказов для внутренних нужд области.

Благодаря этому в 2012 году количество малых предприятий выросло до 33539 единиц, численность работающих превысила 190,0 тысяч человек. За 2009 - 2012 годы реализованы 1200 проектов начинающих предпринимателей, которые получили гранты на сумму 350,0 млн рублей.

Создание агломераций муниципальных образований. Местные бюджеты, как было отмечено выше, муниципальных образований дефицитны, но имеется реальная возможность консолидации экономических ресурсов совокупности муниципальных образований при финансовой и нормативно-правовой поддержке федерального уровней власти и субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что процессы агломерирования в регионе имеют место и носят неформальный характер. По мнению З. З. Маллагалиевой и В. А. Шаба-шева - это еще один комплекс задач, влияющих на экономическое развитие региона, связанный со стихийно существующими агломерационными связями городов, которые могут позитивно и негативно сказываться на реализации регионом экономической политики и соответственно определять экономическое развитие как городов, их агломерации, так и региона.

И хотя законодательство, регулирующее создание агломераций муниципальных образований в настоящий период отсутствует, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» № 131 - ФЗ позволяет осуществлять преобразования муниципальных образований.

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, а также разделение муниципальных образований (ст. 13 п. 2) закона. Преобразование муниципальных образований осуществляется на основе законов субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с законом № 131 - ФЗ.

Объединение двух и более муниципальных образований, не влекущих за собой изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами поселений каждого из объединяемых муниципальных образований. При этом существует возможность лишить городской округ статуса в связи с наделением его новым статусом городского поселения, включив его в состав муниципального района.

Таким образом, существующее законодательство предусматривает возможность придать процессам агломерации законодательную основу.

Формирование агломераций муниципальных образований позволит:

  • в некоторой степени устранить существующие противоречия в деятельности органов местного самоуправления;
  • стать одной из форм урегулирования бюджетных отношений;
  • создать более самостоятельные по экономическому и финансовому потенциалу муниципальные образования;
  • использовать их как основу совершенствования местного самоуправления.

Выявление резервов пополнения бюджетов муниципальных образований. Существующая методика выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований не мотивирует последние к увеличению собственных доходов. Дотации на бюджетную обеспеченность гарантируют муниципальным образованиям доходные и расходные обязательства муниципалитетов по минимальным потребностям и не направлены на развитие последних.

Вместе с тем, у многих муниципальных образований Кемеровской области не все объекты, подлежащие налогообложению, включены в налоговый процесс. Как известно, за муниципальными образованиями законодательно закреплены два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Для того, чтобы выявить насколько муниципальные образования используют свой налоговый потенциал, в октябре 2009 года Губернатором Кемеровской области было принято решение о создании областной комиссии по выявлению на территории региона объектов недвижимости, построенных, но не зарегистрированных в установленном законодательством порядке.

Для увеличения доходов местных бюджетов за счет налогообложения неучтенных земельных участков, недвижимого имущества, транспортных средств и т. д. в администрации Кемеровской области был создан комитет по легализации объектов налогообложения.

 

Заключение

 

Результаты деятельности комитета по легализации объектов налогообложения показывают, что в муниципальных образованиях региона не весь налоговый потенциал задействован в налоговый процесс.

За три последних года и одиннадцать месяцев текущего 2013 года, как видно из таблицы 4, было выявлено и задействовано в налоговый процесс: 46575 земельных участка; 18655 объектов капитального строительства, включая жилье; предприятий бизнеса (юридические лица и индивидуальные предприниматели) - 42694; квартир сдаваемых в наем без соответствующего оформления - 2340; в областной и местные бюджеты поступило дополнительно 680,0 млн руб., в том числе в местные бюджеты - 503 млн руб., или 74 % от общей суммы до начисленных средств.

Подводя итог выше изложенному, следует отметить, что функционирование муниципальных образований в настоящий период времени зависит не только от объективных обстоятельств (несовершенство законодательства, регулирующего деятельность муниципальных образований; высокое неравенство бюджетной обеспеченности), но и от реализации принципов местного самоуправления за счет более эффективного использования имеющегося налогового потенциала.